Первый вице-премьер Правительства РФ Виктор Зубков в ходе начавшегося в среду визита в Израиль обсудил с иерархами Святой Земли возможное сотрудничество в реставрации Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье. Первый вице-премьер Правительства РФ Виктор Зубков в ходе начавшегося в среду визита в Израиль обсудил с иерархами Святой Земли возможное сотрудничество в реставрации Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье. Патриархия Иерусалима готова оказать экспертную помощь в восстановлении Ново-Иерусалимского монастыря в подмосковном городе Истре, заявил Патриарх Иерусалима Феофил на состоявшейся встрече. «Мы готовы помочь всем, чем можем. У нас есть очень сильные эксперты, есть архитектор, который многие годы успешно занимается реставрацией Храма Гроба Господня, и мы готовы отправить его в Москву», — приводит РИА «Новости» слова предстоятеля Иерусалимской православной церкви. Патриарх Феофил также высоко оценил роль России на международной арене, отметив, что она «не только политически важна, но играет важную роль и во всем православном мире». В.Зубков рассказал Патриарху историю основания Ново-Иерусалимского монастыря,  и о планах по его реконструкции. Первый вице-премьер сообщил также, что возглавил Фонд по восстановлению монастыря,  который был создан в 2008 году по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева и Святейшего Патриарха Алексия I. Он пригласил Патриарха Феофила посетить Новый Иерусалим, когда он будет восстановлен. Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном и считается «пространственной иконой всей Святой Земли». Сегодня В. Зубков посетил Троицкий собор, принадлежащий Русской духовной миссии, и часть строений миссии, оставшихся от «иерусалимской Московии» — целого квартала Иерусалима, который в начале ХХ века практически полностью принадлежал Российской церкви и частным меценатам. Глава миссии архимандрит Исидор (Минаев) рассказал вице-премьеру об истории Русской духовной миссии и о текущих задачах и проблемах русского православия на Святой Земле.

http://pravmir.ru/pervyj-vice-premer-pra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНСКИЙ НАПЕВ Один из монастырских напевов Др. Руси. В его основе лежит традиция знаменного пения, а также поздних южнорус. и балканских распевов (киевского, греческого и болгарского), получивших распространение на Руси во 2-й пол. XVII в. Вероятнее всего, В. н. связан с творчеством распевщиков Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря , основанного Патриархом Никоном в 1656 г. Рукописи, в к-рых сохранился В. н., имеют московское происхождение и дают основание судить о том, что распространение этого напева во 2-й пол. XVII в., по-видимому, ограничивалось московским регионом. Косвенным подтверждением этому является и то, что в укр. рукописях сер. XVII в. близкая, но не идентичная В. н. 2-голосная редакция названа московской ( Шевчук. С. 23). Списки, содержащие В. н., встречаются редко. Песнопения, изложенные В. н., можно найти в Обиходах простом и постном, где они записаны крюковой или линейной (киевской квадратной) нотацией. Отдельные песнопения годового певч. круга были распеты В. н.; среди них херувимская песнь и причастный стих преподобным «В память вечную» (РГБ. Ф. 379. 19. Л. 128-129, 170 об., столповая нотация, посл. четв. XVII в.). К ним примыкают еще 3 напева херувимской песни, имеющие в рукописях названия: «никоновская» (Там же. Л. 130 и об.), «переводу Иерусалиму новаго» (ГИМ. Син. певч. 1378. Л. 70-71, киевская квадратная нотация, 2-я пол. XVII в.) и «превод воскресенского монастыря словет» (РГБ. Ф. 379. 41. Л. 30 об.- 32 об., демественная нотация, посл. четв. XVII в.). Судя по писцовым ремаркам, эти песнопения также были созданы распевщиками Новоиерусалимского мон-ря. Характерной чертой стиля песнопений Воскресенского мон-ря является простота напева, изложенного в куплетной форме. «Никоновская» и «переводу Иерусалиму новаго» херувимские песни более тесно связаны с традицией знаменного пения через его характерные интонационные обороты, «превод воскресенского монастыря» - с традицией демественного и путевого распевов. Вероятно, первые 2 херувимские являются более ранними образцами монастырского песнотворчества, чем песнопения, обозначенные в рукописях как «воскресенские».

http://pravenc.ru/text/155330.html

Истра. Часовня на Елеонской горе при Новоиерусалимском монастыре. Елеонская часовня в Новом Иерусалиме /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Редкий памятник зодчества кон. XVII в. Каменная шатровая восьмигранная часовня над поклонным крестом на т.н. Елеонском холме (1 км восточнее монастыря). Разобрана в 1930-х. Зеленская Г.М. Елеонская часовня в Новом Иерусалиме.//Никоновские чтения. Вып. 2. М., 2005, с. 233-246 http://ierusalem.ru/?p=27237 Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем. С лицевой стороны креста был изображен распятый Спаситель, Господь Саваоф и Святой Дух, а на оборотной была сделана памятная надпись: «Водрузися святый Божественный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо лавры Святаго Живоносного Воскресения, на Святом Сионе, благословением Великаго Господина и Государя Никона, Святейшаго архиепископа царствующего великого града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя России Патриарха, того ради, понеж тишайший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, будучи в зачатии лавры сеа на освящении храма Святаго Живоносного Христова Воскресения древянаго и, по освящении церкви, походя окрест монастырского основания, и дошед сего места, возшед на него и посмотря сюду и сюду, на широту пространства полного, и возлюби е, и нарече имя монастырю Новый Иерусалим и честныя своея руки писанием изобрази; его ж Патриарх в ковчежец сребрен вложи, в вечное благословение в лавре Святаго Воскресения положи. Лета 7166 года, а от еже по плоти Рождества Бога Слова 1657 года, октября в 18 день». В конце XVII века над крестом была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине. В 1930-х годах Елеонская часовня была полностью разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=35069

Приволжский район. Новоиерусалимское архиерейское подворье (бывший Воскресенский мужской монастырь " Новый Иерусалим " в деревне Горки). Архиерейская дача, Архиерейский Загородный Дом, Новоиерусалимский монастырь, Воскресенский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1698. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 48 Координаты: 55.74448, 49.164223 Проезд:из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 м налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю. После 150 м подъема здания бывшего монастыря будут по левую сторону от тупиковой круговой площадки. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ново-Иерусалимский мужской монастырь был основан в середине XVII в. Казанский митрополит Лаврентий II (на кафедре в 1657-1672 гг.) стал использовать его как летнюю загородную резиденцию. При нем же начали возводиться каменные постройки. После секуляризации в 1764 г. монастырь оказался за штатом и практически был закрыт. Но в 1789 г. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) переехал из Кремля в Ново- Иерусалимский монастырь, с этого времени весь комплекс стали называть Загородным архиерейским домом. Екатерина II, чувствуя вину перед Вениамином за то, что в 1774 г. он был ложно обвинен в сотрудничестве с Пугачевым и провел в тюрьме несколько месяцев, выделила на обустрой- ство дома крупные суммы, а проектирование ансамбля и отдельных зданий было поручено знаменитому зодчему В.В. Растрелли. В 1789-1830 гг. загородный дом был административным центром епархии, позже, после восстановления дома архиереев в Кремле, Загородный дом служил казанским архиереям местом летних отпусков. Комплекс архиерейского дома в основном сохранился, хотя ряд перестроек и утрат нарушили целостность ансамбля: 1. Собор в честь Обновления Храма Воскресения Христова. Построен в конце XVII в. (дата на антиминсе — 1698 г.). Крупный двухэтажный и двусветный храм, вероятно, обновлявшийся по проекту Растрелли. К сожалению, утрачена трапезная и пятиярусная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21130

Приволжский район. Новоиерусалимское архиерейское подворье. Собор Воскресения Словущего. Воскресенский собор бывшего Воскресенского мужского монастыря " Новый Иерусалим " Собор. Действует.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) , " Знамение " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:не позже 1698. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 48 Координаты: 55.745359, 49.165195 Проезд: Из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 м налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю. Пос ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 м налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю. После 150 м подъема пройти через арку в надвратной церкви по левую сторону от тупиковой круговой площадки, собор будет через 100 м прямо по дорожке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник входит в ансамбль Архиерейского загородного дома (Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим) Построен и освящен митрополитом Маркелом в 1698, согласно надписи на антиминсе, долгие годы хранившемся в соборе. Этому храму митрополит Казанский Тихон просил передать образ Введения во Храм Пресвятой Богородицы, в завещании своему приемнику Сильвестру. С западной стороны к двухэтажному (двусветному по второму этажу) храму примыкала двухэтажная трапезная с пятиярусной колокольней (верхние ярусы не сохранились). В 1930-1940-е годы произведены значительные перестройки, существенно изменившие первоначальный облик собора. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан.

http://sobory.ru/article/?object=23719

Приволжский район. Новоиерусалимское архиерейское подворье. Церковь Вознесения Господня в Архиерейском доме. Вознесенская церковь в Архиерейском доме бывшего Воскресенского мужского монастыря " Новый Иерусалим " Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:не позже 1780. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 48 Координаты: 55.745541, 49.164205 Проезд: Из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 метров налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 метров налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю. После 150 метров подъема пройти через арку в надвратной церкви по левую сторону от тупиковой круговой площадки, арзиерейский дом будет через 100 метров слева от дорожки. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник входит в ансамбль Архиерейского загородного дома (Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим)) По мнению специалистов, здание построено в конце 17 в. по проекту архитектора В.И.Кафтырева и по предварительным чертежам зодчего В.В. (Бартоломео Франческо) Растрелли. Строительство было начато по именному указу Екатерины II в знак признательности императрицы к митрополиту Казанскому Вениамину (Пуцек – Григорьевичу) невинно пострадавшему по обвинению его в измене и сношениях с Е.И. Пугачевым. Памятник обновлялся в 1780-1781. В 1930-40-ые утрачен балкон по центральному фасаду, крытая галерея, соединявшая здание с Воскресенским собором. О принадлежности нижних частей задания к 17 в. свидетельствуют одностолповая палата первого этажа под сводами, с распалубками и др. В интерьере сохранились лепные модульоны карниза, ниша для печей. На авторство В.И.Кафтырева указывают сходные декоративные элементы, использованные архитектором в оформлении главного фасада архиерейских палат, присутственных мест в Кремле, казанской Адмиралтейской конторы. Памятник усадебной архитектуры с элементами барокко и классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=23703

  разделы   рассылка  распечатать Егор Созаев-Гурьев Глава РПЦ попросил защиты от городской застройки Источник:  Известия В подмосковной Истре прямо на территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря прошло заседание попечительского совета по его восстановлению. Премьер Дмитрий Медведев вместе с предстоятелем прошлись по территории монастыря, осмотрели надвратную церковь и приходскую школу. – Не могу не поделиться своими эмоциями, сейчас видны результаты по сравнению с тем, что здесь было недавно, мы на верном пути, работа всем внушает надежду, что монастырь будет восстановлен в первозданной красе. Государство выделило на восстановление монастыря 4 млрд рублей, финансирование будет продолжено, несмотря на сложности в госбюджете, – пообещал Медведев. В виде пожертвований на восстановление церкви поступило 821 млн рублей. Значительную сумму предоставил " Газпром " – 150 млн рублей. Деньги выделяли также банк ВТБ и " Российские железные дороги " . Патриарх Кирилл напомнил, что восстановление монастыря предполагает и возрождение монашеской жизни. Предстоятель Русской православной церкви озвучил и одну из проблем. – Нужно думать и об окружающей среде монастыря, чтобы рядом не строили высотных домов, на Западе многие шедевры средневековой и даже античной архитектуры загублены городской застройкой, тебя ведут к достопримечательности, а она не производит никакого впечатления, такого допустить нельзя, – посетовал глава Московского патриархата. Премьер поддержал позицию патриарха и пообещал заняться решением этого вопроса. Новоиерусалимский монастырь начал строиться при патриархе Никоне, который провел церковную реформу, расколовшую Церковь. Монастырь символически повторяет все главные христианские достопримечательности Святой земли. За свою трехвековую историю собор монастыря неоднократно перестраивался, горел, подвергался реставрации в XVIII веке в советские годы здесь был один из объектов ГУЛАГа, в котором некоторое время находился писатель Александр Солженицын. В 1941 году колокольню и собор взорвали отступавшие от Москвы немцы.

http://religare.ru/2_96957.html

Октября 8 (21) Священномученик Иона (Лазарев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иона (в миру Иван Иванович Лазарев) родился в 1869 году в селе Лучино Санкт-Петербургской губернии в семье священника. В 1892 Иван Иванович окончил Новгородскую Духовную семинарию и был определен надзирателем в Звенигородское Духовное училище. Он учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), впоследствии архиепископ Воронежский, в 1919 году претерпевший мученическую кончину от воинствующих безбожников. 4 ноября 1892 года Иван был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 года иеродиакон Иона был зачислен в число братии Саввино-Сторожевского монастыря, а 6 января 1895 года рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 года иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 года назначен казначеем и ризничим Полоцкого архиерейского дома. 27 ноября того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 года он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита. В 1907 году епископ Тихон жил в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, исполняя должность его настоятеля. Перед тем как покинуть монастырь и занять архиерейскую кафедру, владыка предложил Святейшему Синоду назначить на должность настоятеля Новоиерусалимского монастыря архимандрита Иону, которого он давно и хорошо знал с самой лучшей стороны, и 22 марта 1911 года архимандрит Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. В январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона . 29 января 1926 года архимандрит Иона был рукоположен во епископа Невельского, викария Витебской епархии, но приступить к своим обязанностям он по независимым от него обстоятельствам не смог. 14 мая 1926 года он был уволен на покой с благословением заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия проживать в селе Батюшково Дмитровского района Московской области. Живя здесь, он служил в Никольском храме в этом селе. Многие почитали епископа Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления. В тридцатых годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно-трудовых лагерей, заключенные в них занимались строительством каналов и шлюзов. Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 8 ( 21 ) Священномученик Иона ( Лазарев ) Священномученик Иона (в миру Иван Иванович Лазарев) родился в 1869 году в селе Лучино Санкт-Петербургской губернии в семье священника. В 1892 Иван Иванович окончил Новгородскую Духовную семинарию и был определен надзирателем в Звенигородское Духовное училище. Он учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), впоследствии архиепископ Воронежский, в 1919 году претерпевший мученическую кончину от воинствующих безбожников. 4 ноября 1892 года Иван был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 года иеродиакон Иона был зачислен в число братии Савино-Сторожевского монастыря, а 6 января 1895 года рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 года иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 года назначен казначеем и ризничим Полоцкого архиерейского дома. 27 ноября того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 года он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита. В 1907 году епископ Тихон жил в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, исполняя должность его настоятеля. Перед тем как покинуть монастырь и занять архиерейскую кафедру, владыка предложил Святейшему Синоду назначить на должность настоятеля Новоиерусалимского монастыря архимандрита Иону, которого он давно и хорошо знал с самой лучшей стороны, и 22 марта 1911 года архимандрит Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. В январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона.

http://fond.ru/kalendar/1000/iona/

Состоялось первое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря Код плеера Livejournal Liveinternet 20 октября 2008 г. 19:54 В Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В заседании приняли участие президент России Дмитрий Медведев , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, первый вице-премьер Виктор Зубков , вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, помощник президента Олег Марков, министр культуры Александр Авдеев , глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко , губернатор Московской области Борис Громов, наместник Новоиерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), президент «ВТБ» Андрей Костин, глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин . С приветственным словом к участникам собрания обратился Святейший Патриарх Алексий. По словам Его Святейшества, «многообразие церковно-исторических, богословских и архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определило масштаб его влияния на русское самосознание». «Это относится, в первую очередь, к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца XVII до начала XX столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры и под Казанью, на Соловках и на Валааме, — рассказал Патриарх. — Многие из них были разрушены в период воинствующего безбожия и ныне возрождаются. Пришло время и для восстановления Нового Иерусалима, многие идеи которого не были воплощены в полной мере, оставляя место нашему участию, нашей лепте в эту сокровищницу Вселенского Православия». «Перед Воскресенской обителью стоят ныне большие задачи, — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. — Предстоят огромные реставрационные работы, обширное новое строительство, возрождение общежительной монашеской жизни с ее церковно-историческими и литургическими традициями, возобновление издательской, музейной, паломнической деятельности. Все эти направления содержит разработанная в настоящее время Концепция развития монастыря».

http://patriarchia.ru/db/text/477039.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010