Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР († после 1704, Воронеж), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря (1700 (?) - 1704), церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме. Сведений о происхождении и ранних этапах биографии Н. нет. По данным архим. Леонида (Кавелина) , Н. был одним из «белорусских отроков», отданных на воспитание царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (Минову) после Польского похода 1654 г. Др. таким «отроком» был архим. Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря Герман († 1682), к-рому Н. впосл. посвятил стихотворную надпись на надгробии. Вероятно, Н. прибыл в Россию, имея некоторое образование, о чем свидетельствуют сохранившиеся его подписи лат. буквами (Nikanor) (Устав. 1875. С. 78). Духовная карьера Н. связана с Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . Он был воспитанником и учеником патриарха Никона, к-рый постриг его в монашество. В 1667 г. Н. заведовал монастырским книгохранилищем, затем был назначен строителем московского Илиинского подворья Новоиерусалимского мон-ря, а в 1674 г.- строителем Галилейской пуст. на оз. Велье ( Дорошенко. 2009. С. 133). Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Н., вероятно, был монастырским уставщиком: как очевидец он рассказывает о посещении царем Феодором Алексеевичем мон-ря 5 сент. 1678 г. ( Позднеев. 1961. С. 422). 17 янв. 1686 г. из монастырских казначеев Н. был поставлен архимандритом Новоиерусалимского мон-ря. Период игуменства (1686-1698) Н. пришелся на время возобновления интереса к Воскресенскому мон-рю со стороны царского двора. По просьбе Н. в марте 1686 г. обитель получила царскую «вечную утвержденную» жалованную грамоту на все ее вотчины и угодья, «дабы та святая обитель в православии и в благочестии и в изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 638-648). Особое покровительство обители оказывала царевна Татьяна Михайловна, ее попечением были построены и обновлены неск. церквей, на освящении к-рых она присутствовала: Богоявления Господня (1690), Рождества Христова (освящена в 1692 патриархом Адрианом , строительство велось в 1686-1692) и др. В 80-90-х гг. XVII в. в монастыре нередко бывали цари Феодор Алексеевич, Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич , царицы Наталья Кирилловна, Прасковья Феодоровна.

http://pravenc.ru/text/2565300.html

Сортировать по Исключить новости Медведев обещает решить проблемы реставрации Новоиерусалимского монастыря 4 марта, 2011. Редакция " Правмира " Глава государства подчеркнул, что расходование средств на восстановление монастыря должно «максимально четко контролироваться, потому что это в том числе личные пожертвования наших граждан, и они имеют право знать, на что пошли эти деньги» Президент России Дмитрий Медведев обещает, что государство создаст все условия для своевременного решения всех проблем реставрации Воскресенской Новоиерусалимской обители, сообщает Интерфакс-Религия . «Наша задача — создать все условия для полноценной жизни монастыря, в том числе сейчас, в период восстановительных работ, и, конечно, на будущее», — сказал Д.Медведев на заседании попечительского совета Фонда по восстановлению обители. «Я уверен, что будут созданы все условия для того, чтобы решить любую возникающую проблему своевременно», — добавил он. Глава государства подчеркнул, что расходование средств на восстановление монастыря должно «максимально четко контролироваться, потому что это в том числе личные пожертвования наших граждан, и они имеют право знать, на что пошли эти деньги». Президент поблагодарил всех жертвователей, внесших свои средства на восстановление храма (объем пожертвований от граждан за 2009-2011 годы составил 52 млн. рублей). В течение этого же периода из федерального бюджета в Фонд поступило 3 млрд. рублей, еще 1 млн. рублей составила субсидия Ямало-Ненецкого АО. Историческая справка: Воскресенский Новоиерусалимский монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. Под Москвой воссоздавался образ «Святой Земли» — «Русские Палестины». Близлежащие окрестности монастыря получили палестинские наименования. На холме, прозванном Сион, был заложен мужской монастырь. К востоку от монастыря располагался Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан.

http://pravmir.ru/medvedev-obeshhaet-res...

Святейший Патриарх Кирилл и председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев возглавили очередное заседание Попечительского совета фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря 7 ноября 2014 г. 19:37 7 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь  в г. Истра Московской области, где совместно с председателем Правительства Российской Федерации, сопредседателем Попечительского совета фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря  Д.А. Медведевым  возглавил очередное заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению обители. Перед началом заседания Предстоятель Русской Православной Церкви и глава Правительства РФ в сопровождении губернатора Московской области А.Ю. Воробьева и министра культуры Московской области О.А. Рожнова осмотрели новый музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», построенный вблизи монастыря. Пояснения давала директор музейно-выставочного комплекса Н.А. Абакумова. Для высоких гостей была организована презентация виртуальной интерактивной экскурсии по Новоиерусалимскому монастырю.На первом этаже музейного комплекса гости посетили зал «Шедевры русского искусства XVI-XVIII вв.», а затем ознакомились с образовательными проектами «Мастер-класс художественной фотографии» и «Детский художественный клуб " Апрель " », а также художественным благотворительным проектом «Лавка мира». Святейший Патриарх Кирилл и Д.А. Медведев побеседовали с детьми, представившими свои работы.  По завершении экскурсии по музейно-выставочному комплексу Святейший Владыка, Д.А. Медведев и А.Ю. Воробьев направились в Ново-Иерусалимский монастырь. У святых врат обители их встречали: наместник монастыря игумен Феофилакт (Безукладников); специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа,  председатель правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А. Зубков; директор проекта «Новый Иерусалим» И.К. Орынчук; братия монастыря. 

http://patriarchia.ru/db/text/3835252.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Кирилл и председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев возглавили очередное заседание Попечительского совета фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря 7 ноября Святейший Патриарх Кирилл и председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев возглавили очередное заседание Попечительского совета фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истре Московской области. Перед началом заседания Предстоятель Русской Церкви и глава Правительства РФ осмотрели новый музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». 7 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в г. Истра Московской области, где совместно с председателем Правительства Российской Федерации, сопредседателем Попечительского совета фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря Д.А. Медведевым возглавил очередное заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению обители. Перед началом заседания Предстоятель Русской Православной Церкви и глава Правительства РФ в сопровождении губернатора Московской области А.Ю. Воробьева и министра культуры Московской области О.А. Рожнова осмотрели новый музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», построенный вблизи монастыря. Пояснения давала директор музейно-выставочного комплекса Н.А. Абакумова. Для высоких гостей была организована презентация виртуальной интерактивной экскурсии по Новоиерусалимскому монастырю.На первом этаже музейного комплекса гости посетили зал «Шедевры русского искусства XVI-XVIII вв.», а затем ознакомились с образовательными проектами «Мастер-класс художественной фотографии» и «Детский художественный клуб " Апрель " », а также художественным благотворительным проектом «Лавка мира». Святейший Патриарх Кирилл и Д.А. Медведев побеседовали с детьми, представившими свои работы.

http://sedmitza.ru/patriarch/2014-11-07/...

Свято место будет пусто. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 13 марта Пресс-показ выставки «Сотворение мира. Москва 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Свято место будет пусто Музей «Новый Иерусалим» переносят с территории монастыря 16.02.2011 17:39 Версия для печати Новоиерусалимский монастырь атаковали строители и реставраторы: на его обновление государством выделено 25 миллиардов рублей. Вместе с восстановлением монастыря начнется новая жизнь и у Историко-архитектурного и художественного музея, который находится на его территории. Для него построят новое здание неподалеку. Как эти перспективы оценивают сотрудники музея? Об этом мы говорим с его директором Натальей Абакумовой. Наталья Абакумова : Мы знаем, что принято постановление правительства о полном выводе музея «Новый Иерусалим» с территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря до конца 2012 года.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Скачать epub pdf Библеисты Амфилохий (Казанский-Сергиевский Павел Иванович) (1818–1893) Преосвященный Амфилохий (в мире Павел Иванович Казанский-Сергиевский) родился 20 июня 1818 года в селе Любицы Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье священника. В 1829 году поступил в Боровское Духовное училище, из которого в 1834 году перешел в Калужскую Духовную семинарию. В 1840 году Павел Иванович окончил с отличием курс и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию. По документам Академии он числился Казанским, в дальнейшем ему была присвоена фамилия Сергиевский. В ноябре 1842 года Павел Иванович принял монашеский постриг с именем Амфилохий. По окончании курса в 1844 году иеромонах Амфилохий был назначен смотрителем Суздальского Духовного училища, где преподавал также греческий язык, географию и нотное пение. В 1852 году он был возведен в сан архимандрита и перемещен на должность смотрителя духовных училищ в Ростов и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье недалеко от Ростова. В 1856 году архимандрит Амфилохий по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова) был назначен настоятелем Воскресенского ставропигиального Новоиерусалимского монастыря, основанного Патриархом Никоном . Через несколько лет по состоянию здоровья он был переведен в братию Московского Покровского миссионерского монастыря. В 1870 году по ходатайству митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) архимандрит Амфилохий был назначен настоятелем Даниловского монастыря в Москве. 1 мая 1888 года он был хиротонисан во епископа и назначен викарием Ярославской епархии, епископом Угличским. Поселился преосвященный Амфилохий в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, где почивают мощи одного из наиболее почитаемых святых – святителя Димитрия Ростовского . Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое курсовое сочинение «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании», был издан в 1845 году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившимся своей библиотекой, определило направление деятельности преосвященного Амфилохия как ученого. Живя в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и греческих рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16.10.2023 В День праздника Собора Казанских святых в Казани состоялись соборные архиерейские богослужения Визит митрополита Калужского и Боровского Климента в Казанскую епархию проходит в рамках реализации просветительского проекта Издательского Совета выставки-форума «Радость Слова» в г. Казани. 16 октября 2023 года, в канун праздника Собора Казанских святых, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий совершили всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря. Архипастырям сослужили секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко, наместник Казанского Богородицкого монастыря игумен Марк (Виленский), клирик Никольского кафедрального собора Казани протоиерей Николай Тимофеев, наместник Раифского Богородицкого монастыря игумен Гавриил (Рожнов), настоятель храма великомученицы Варвары города Казани протоиерей Виталий Тимофеев, благочинный Зеленодольского церковного округа протоиерей Святослав Мирганиев, настоятель Новоиерусалимского архиерейского подворья иеромонах Роман (Модин), заведующий канцелярией Казанской епархии протоиерей Александр Павлов, настоятель Преображенского храма села Большие Кабаны иеромонах Филипп (Киселёв), благочинный Высокогорского церковного округа иерей Алексий Обрезков, настоятель Иоанно-Богословского храма села Масловка иерей Иоанн Абрамчик, настоятель архиерейского подворья священномученика Кирилла Казанского иерей Василий Крючков, ключарь Благовещенского собора Казанского кремля иерей Виктор Бельских, настоятель Сергиевского храма города Казани иерей Артемий Лушкин, настоятель Иоанно-Кронштадтского храма при Казанской духовной семинарии иеромонах Алексий (Яцейко), клирики Серафимовского храма города Казани иерей Азат Альмухаметов и иерей Никита Ярош, насельники Богородицкой обители в священном сане. Песнопения исполнили архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко и хор духовенства Казанской епархии под управлением протоиерея Иоанна Барсукова.

http://new.izdatsovet.ru/news/v-den-praz...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 315-летию интронизации Святейшего Патриарха Адриана (комментарий в аспекте культуры) Собор Богоявленского монастыря в Москве. Фото А.Шипилина Нарышкинский стиль Власов В.Г. Нарышкинский стиль - условное название этапа (в иной трактовке - историко-регионального стиля) в развитии архитектуры «русского барокко» 1690-1700-х гг. , связанного в основном со строительством в Москве и Подмосковье, поэтому нарышкинский стиль относят также к «московскому барокко» конца XVII в. На самом деле в сравнении с «голицынским барокко» того же времени элементы Барокко в нарышкинской архитектуре не проявляются, поэтому предпочтительнее название: нарышкинский период, стиль. Своеобразие этого этапа русского искусства связано с западноевропейской ориентацией деятельности ближайших родственников царя Петра I, молодого боярского рода Нарышкиных, к которому принадлежала Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I. Нарышкинский стиль в своей основе – архитектурной композиции - оставался традиционно русским, и только отдельные элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Этой тенденции способствовали политические события: присоединение к России Украины (1654), Смоленских и Черниговских земель (1667). Церковь Михаила Архангела в Тропарево. Фото А.Шипилина Элементы западноевропейского искусства – архитектуры, скульптуры и живописи - проникали в Россию через Западную Украину и Белоруссию. В 1667-1671 гг. по распоряжению царя Алексея Михайловича белорусские мастера оформляли интерьеры дворца в подмосковном селе Коломенское. Польские мастера в 1668-1670 гг. работали на строительстве царского дворца и дворца Голицыных в Москве. Реформы патриарха Никона, начавшиеся в 1653 г., повлияли и на развитие архитектуры. Запрещение патриархом строительства шатровых храмов «как иноверческих» (указ 1652 г.) повлекло за собой распространение под влиянием украинского зодчества ярусных построек и сложение в 1680-х гг. нового типа церкви с симметричным «лепестковым» планом. Такой план имеют Входо-Иерусалимская церковь Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (1690-1697), новый собор Донского монастыря в Москве (1684-1689) и церковь Покрова в Филях под Москвой (1693-1694). Церковь Покрова в Филях – наиболее яркое произведение нарышкинского стиля.

http://sedmitza.ru/text/403044.html

На первом заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 20 октября 2008 года (Москва, Кремль) Святейший Патриарх Московский Алексий II говорил об исключительной роли, которую должен был играть монастырь в духовной жизни России: «Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представляющая собой единый церковный организм и привлекшая множество паломников. Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя. Русские люди, не имеющие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, особенно в прошлом, получали возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многим другим святыням. Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа, он созидался как образ Иерусалима Горнего. Согласно летописным данным, патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии – великой церкви Константинополя, в которой, по представлению русского человека, ежедневно литургия совершалась на новом престоле в продолжение годового круга. По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей, каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи и поляки. Разноплеменным был и состав монастырских работников… Многообразие церковно-исторических и богословских, архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определяло масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится в первую очередь к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца XVII века до начала ХХ столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры, под Казанью, на Соловках, на Валааме».

http://pravoslavie.ru/put/31237.htm

отв. ред. Д. С. Лихачев Нил (Никифор Васильевич Полев), волоцкий монах Нил (в миру Никифор Васильевич Полев) (XV–XVI вв.) – волоцкий монах, автор посланий и дарственных записей на книгах, книгописец. Его отец Василий Большой, или Темной, служил в Угличе у князя Димитрия Ивановича Углицкого, дед Федор Дмитриевич – у князя Бориса Васильевича Волоцкого (сына Василия II Темного) на Волоке Ламском, прапрадед Александр Борисович Поле (от которого и пошла фамилия Полевых), правнук смоленского князя Юрия Святославича, был боярином великого князя Василия I Дмитриевича Московского. В XV в. бояре Полевы имели поместья в Волоцком княжении, иногда князь Борис Васильевич отнимал их у них, но в своем духовном завещании 1477 г. он их велит им отдать. У Н. было четыре младших брата: Иван Большой, Берсень, Иван Меньшой и Федор. Род Полевых продолжил из них только Иван Большой, родивший двух сыновей, Ивана и Михаила (сын Ивана Богдан был владельцем села Малиновки, Полево, или Полевщина, с окрестными деревнями – в Звенигородском уезде, на р. Истре, в нескольких километрах от Новоиерусалимского Воскресенского монастыря). Первоначально Н. по примеру отца служил при дворе волоцкого князя Георгия, потом князя Дмитровского. В монахи был пострижен Иосифом Волоцким и сделался вскоре одним из ближайших учеников игумена Волоколамского монастыря. Вместе с другим высокородным пострижеником Иосифова монастыря, происходящим из князей звенигородских, Дионисием Звенигородским Лупой, Н. был «благословлен», т. е. послан Иосифом Волоцким на своего рода разведку в северное Заволжье, где в то время жил и действовал Нил Сорский и под его влиянием развивалось скитское и отшельническое подвижничество: в этой среде идеи Иосифа Волоцкого о монастырском владении селами и о безжалостном истреблении еретиков встречали сопротивление. В одном из посланий Н. пишет о своей поездке в «Белозерския страны» как о неприятном для него послушании, подобном переселению библейского Авраама в Египет: «...и мы грубии потщихомся, какова наша сила, оставити отечество и свою землю и вместо Египта вселитися в Белозерския страны, хотяще терпети в незнаеме земле всякия скорби и беды от незнаемых человек».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010