Санкт-Петербург. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Еще в 1857 году, когда кладбищу отвели новый большой участок, решено было выстроить Успенскую церковь, проект которой составил Д. И. Гримм, воспроизведя в уменьшенном виде царьградский храм святой Софии. В 1884 году проект утвердили, но средств на постройку собрать не удалось. Прошло пятнадцать лет, и Алексей Иоаннович Сперанский, настоятель Смоленской церкви, поручил архитектору В. А. Демяновскому создать новый храм в стиле " нарышкинского " барокко, бытовавшем в русской архитектуре в конце XVI - начале XVII века. 16 июня 1901 года этот трехпридельный храм был заложен митрополитом Антонином на месте снесенного деревянного дома близ кладбищенских ворот. Строительство, несмотря на сложные задачи, длилось всего два года. 16 и 30 июня 1903 г. освящены боковые - правый, во имя иконы Божией Матери " Утоли Моя Печали " и левый, во имя Всех Святых, приделы. 2 мая 1904 года был освящен отделенный от них глухими перегородками главный придел во имя Воскресения Христова. Золоченый барочный иконостас вырезали по рисунку зодчего в мастерской П. С. Абросимова, образа написал академик А. Н. Новоскольцев. Алтарь украшала мозаика по эскизу В. М. Васнецова. Здание храма имеет форму " корабля " и состоит из трех изолированных церквей, богослужение могло проводиться одновременно во всех трех частях. В подвале церкви были сделаны склепы для захоронений. В одном из них похоронили известного историка и публициста М. М. Стасюлевича. 10 августа 1921 года в церкви отпевали поэта А. Блока. Трехглавая церковь, красиво декорированная снаружи и внутри, была удачно поставлена на берегу Смоленки у входа на кладбище, придала минорный оттенок этому уголку города, занятому тремя кладбищами (православное, лютеранское и армянское Смоленские кладбища). Сейчас от Воскресенской церкви, закрытой в январе 1930 года и переделанной под общежитие, остались одни голые стены. В 1977 году в обезображенном здании решили устроить насосную станцию. В ходе работ были сломаны своды в подвале и сделаны металлические конструкции. В 1989 году работы были остановлены. 13 июня 1991 года была зарегистрирована община храма. В 1995 году храм отдали под подворье Новоиерусалимского монастыря. В последнее время при участии городских властей развернулись работы по восстановлению этой петербургской святыни. В 1996 году при работах по расчистке территории возле храма был обретен список иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радосте " (с грошиками) конца XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=00745

Стефан, архиепископ Суздальский и Юрьевский Год рождения неизвестен. С 1656 по 1658 годы был архимандритом Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 9 мая 1658 года хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского с возведением в сан архиепископа. 6 февраля 1661 года, по доносу священника Суздальской соборной церкви Никиты Добрынина (Пустосвята), будущего расколоучителя, вызван в Москву, но при рассмотрении дела был оправдан. Архиерей обвинялся в том, что служил не по «правилам святых отец», а по новым недавно исправленным книгам, как это делали все тогдашние архиереи. По возвращении в Суздаль 16 сентября того же года владыка послал свою грамоту в соборную церковь , в которой отрешал Никиту от места. Это вызвало новую волну гнева строптивого попа, отразившуюся в очередном доносе к государю на архиепископа. На этот раз Вятский епископ Александр († 1679), рассматривавший и до этого дело владыки Стефана, произвёл более строгое расследование, допрашивал многих лиц, подтвердивших донос попа Никиты. Собор, сначала было осудивший владыку Стефана до извержения из сана, позже окончился тем, что удалил Стефана из Суздаля, «потому что он возненавиден того града людьми», и определил «ради пропитания» с соизволения государя в Архангельский собор для архиерейского служения заупокойных служб по усопшим царям и князьям. В 1662 году переведён в Борисоглебский монастырь, близ Ростова. В 1666 году возвращён на Суздальскую кафедру в звании архиепископа Суздальского и Юрьевского. В 1666 году принимал участие в Соборе по низложению патриарха Никона . В 1667 году производил исследование о чудесах от Смоленской иконы Божией Матери, находившейся в Шуйском Воскресенском соборе. В 1668 году производил исследование о мощах святого Арсения. По особому благоволению царя Алексея Михайловича и патриархов, сначала Иоасафа, а позже Питирима, архиепископ Стефан получил разрешение на свою просьбу служить в саккосе. Но, даже получив благословение патриархов, архиепископ Стефан решался отправлять службу в саккосе только на своём подворье в Москве, «а на соборе служил в ризах». Последнее обстоятельство можно объяснить негласным правилом, запрещавшим архиерею отправлять службу в чужой епархии таким же порядком, как и в своей, что было утверждено на Соборе 1675 года. Всё это происходило в период, когда царь задумал выделить Нижегородскую епархию, отобрав для неё земли патриаршей области и Суздальской епархии. Так что пожалование архиепископа Стефана саккосом можно рассматривать как попытку царя показать ему свою благожелательность перед предполагавшейся акцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мониторинг СМИ Свято место будет пусто Музей «Новый Иерусалим» переносят с территории монастыря 16.02.2011 17:39 Новоиерусалимский монастырь атаковали строители и реставраторы: на его обновление государством выделено 25 миллиардов рублей. Вместе с восстановлением монастыря начнется новая жизнь и у Историко-архитектурного и художественного музея, который находится на его территории. Для него построят новое здание неподалеку. Как эти перспективы оценивают сотрудники музея? Об этом мы говорим с его директором Натальей Абакумовой. Наталья Абакумова : Мы знаем, что принято постановление правительства о полном выводе музея «Новый Иерусалим» с территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря до конца 2012 года. В связи с этим вопросом, который был поставлен достаточно жестко, правительство Московской области приняло целевую областную программу о строительстве нового музейного комплекса. Он находится в непосредственной близи от Нового Иерусалима. Думаю, что это будет исторически верно, чтобы в перспективе ансамбль Новоиерусалимского монастыря с прилегающей территорией и наш музей продолжили те традиции соработничества, которые у них есть, чтобы это был единый духовный и культурный комплекс. Я отношусь к вопросу передачи Церкви зданий музеев, которые находятся в монастырях, с большой осторожностью, потому что понимаю, как трудно все накопленное сохранять. И вопрос даже не в том, где иконы должны быть выставлены. Не хочу сказать, что в музее все идеально, но есть налаженный процесс сохранения и реставрации памятников архитектуры. Если же все будет передано монастырям, надо организовывать федеральный совет по реставрации. Как культура, так и Русская Православная Церковь ответственны за процесс передачи перед обществом и перед будущими поколениями. Российская газета : Музею недавно исполнилось 90 лет. Наверняка подготовлена новая экспозиция. Если к вам заглянут президент с патриархом, которых ждут на стройплощадке монастыря, что прежде всего им покажете? Абакумова : Самое ценное, с нашей точки зрения, личные вещи патриарха Никона. Во-первых, это прижизненный его парадный портрет, парсуна Никона с клиром. Вообще портретная живопись в тот период XVII века явление уникальное. Этот портрет сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, потому что парсуна находилась в соборе. Она долго реставрировалась, сейчас представлена в залах музея. Другие личные вещи, которые сопутствовали патриарху в течение многих лет. Это его панагия, четки, предметы, которые попали в музей в 30-е годы после вскрытия гробницы патриарха. Помимо этого показала бы вкладные вещи представителей Дома Романовых в Новоиерусалимский монастырь, в частности вкладные вещи Татьяны Михайловны Романовой, Алексея Михайловича Романова. Наиболее интересные предметы, которые были выполнены специально для Воскресенского собора, это дарохранительница, сделанная по рисункам и эскизам архитекторов Казакова, Бланка и Витберга.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Воскресенское Ново-Иерусалимское архиерейское подворье (Казань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Воскресенское Ново-Иерусалимское архиерейское подворье находится на месте закрытого при советской власти Казанского Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, основанного в 17 веке митрополитом Лаврентием. Содержание История [ править править код ] Казанский Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь был основан в 1665 году казанским митрополитом Лаврентием, современником патриарха Никона (устроившего одноимённый Воскресенский Новоиерусалимский монастырь как образ Палестины на реке Истре, переименованной им в Иордан, под Москвой). Несомненно, что митрополит Лаврентий был вдохновлен грандиозным комплексом на Истре. Казанский Новый Иерусалим расположен в 7 километрах от центра города, «в дачах деревни Горки»(сейчас Приволжский район Казани) на горе над озером средний Кабан также принадлежавшем монастырю. Об истории монастыря в XVII веке известно немного, дореволюционные источники начинают подробную летопись монастыря с начала XVIII века. Монастырь возможно был изначально основан именно как загородная резиденция казанских архиереев, взамен обветшавшего Архиерейского дома, построенного ещё в XVI веке в Казанском кремле первосвятителем казанским Гурием. Архив Воскресенского монастыря был полностью уничтожен в первые годы советской власти, поэтому многие страницы истории монастыря восстановить уже невозможно. В 1928 году о гибели архива писал профессор Покровский: «(…) Погиб ценнейший и старейший казанский архив загородного Архиерейского дома, приведенный мною в полный порядок в начале XX ст(олетия), когда я писал свою докторскую диссертацию в бытность профессором академии. Когда до меня дошел слух об опасности, грозившей этому архиву, и когда мы с только что назначенным управляющим Губархива бросились в загородный Архиерейский дом, то по озеру Кабан нам встретились только обгоревшие листы бумаги, разнесенные по льду (дело было в феврале или марте 1919 г.). Архив накануне нашей поездки был сожжен дотла (…)». Полностью заявление И. М. Покровского дано в исследовании Р. Садыковой.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенское_...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Краткая справка об этой иконе Информация об этой иконе немного запутана, вот что удалось выяснить из разных источников: Поселянин пишет, что " Неизвестно, когда и кем поставлена икона в часовне, издавна приписанной к Перервинскому монастырю. Построена сама часовня около 1660 года " . Из более современных исследований удается узнать, что в Москве было как минимум три чтимых списка Иверской иконы, и образ из часовни - третий, сделанный в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря. 13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. В память пренесения Иверской иконы в Москву 13/26 ноября было установлено ежегодное празднование. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, потом — в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, а по возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI-XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья». В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Список с древней Иверской иконы Богоматери, богато украшенный в 1758 году и оставленный вместо настоящей иконы в часовни в 1812 году пред вступлением французов в Москву, впоследствии не найден, и по выходе неприятеля из столицы в часовне все оказалось обезображенным. По обновлении сделан был новый список с настоящей Иверской иконы и облечен модною позлащенною ризою; в 1851 году сделана для него новая серебряная позлащенная риза с венцами, богато украшенными жемчугом и драгоценными камнями, из привесков к Иверской иконе, а прежняя возложена на сделанный для Новоиерусалимского монастыря точный список Иверской иконы, что в часовне у Воскресенских ворот (этот новый образ был поставлен в Новоиерусалимском монастыре 24 мая 1852 года).

http://pravicon.com/info-486

На Сербском подворье в Москве состоялась передача средств, собранных российскими сербами на восстановление Хиландарского афонского монастыря 12 декабря 2011 г. 10:11 11 декабря 2011 года в храме святых апостолов Петра и Павла на Яузе  — подворье Сербской Православной Церкви в Москве — епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, совершил Божественную литургию в сослужении игумена Хиландарского монастыря архимандрита Мефодия (Марковича), заместителя председателя Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова , клириков подворья, насельников Хиландарского и Новоиерусалимского монастырей в священном сане. На богослужении присутствовала Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербии в России Елица Курьяк. Накануне в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном монастыре прошли торжества по случаю 350-летия со дня принесения в Москву из Святогорской Хиландарской обители списка иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», откуда он по благословению Святейшего Патриарха Никона был доставлен в Новый Иерусалим. 10 декабря 2011 года монастырь посетила делегация насельников Хиландара во главе с игуменом обители архимандритом Мефодием (Марковичем), передавшая Ново-Иерусалимскому монастырю новый список чудотворного образа Царицы Небесной «Троеручица», написанный афонскими иконописцами в память знаменательной годовщины взамен древней святыни, утраченной в период атеистических гонений на Церковь. По окончании Литургии на Сербском подворье епископ Моравичский Антоний обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором, в частности, подчеркнул огромное значение Святогорского Хиландарского монастыря для православных сербов: «Это колыбель сербской духовности, колыбель письменности, государственности — через него прошли самые великие люди Сербской Православной Церкви. В их числе — основатель обители святитель Савва, который вместе со своим благочестивым отцом Симеоном построил этот монастырь; они вместе подвизались здесь, и преподобный Симеон Мироточивый скончался в обители в 1196 году. Из его могилы выросла чудотворная лоза, которая помогает бесплодным супругам. Святитель Савва, который основал Сербскую Церковь, являлся игуменом этого древнего сербского монастыря на Афоне».

http://patriarchia.ru/db/text/1824770.ht...

Вознесенская Давидова пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вознесенская Давидова пустынь  — мужской монастырь Московского Патриархата; расположен на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки) на территории древней Хатунской волости рядом с нынешним посёлком Новый Быт Чеховского района Московской области. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан 31 мая (10 июня) 1515 преподобным Давидом († 19  (29) сентября 1529), о чём имеется запись в монастырском синодике 1602 года (из-за некоторых несоответствий в записи указанная дата основания вызывает сомнение в своей достоверности). Земли, на которых была основана пустынь, принадлежали князю Василию Стародубскому, куму Василия III. В том же синодике указывается, что Давид посадил рядом с монастырём липовую рощу. Согласно монастырскому преданию, 15  (25) августа 1515 братию посетил преподобный Иосиф Волоцкий, благословивший основание монастыря. В смутное время в 1619 году монастырь был разорён литовцами и запорожцами под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Деятельность монастыря была возобновлена только 1  (10) апреля 1625 года, когда Михаил Фёдорович выдал грамоту, даровавшую монастырю льготы. В 1657 была приписана Патриархом Никоном к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю. В то время в пустыни проживали казначей, два иеромонаха, пять рядовых старцев, четверо слуг, конюх, хлебник и белец (церковный дьячок). Через 10 лет, в 1667 году, по указу Алексей Михайловича пустынь исключается из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя треть XVII века — наиболее благополучное время в истории Давидовой пустыни. У монастыря было подворье в Москве на улице Ордынка с 1664 года, а с 1689 года монастырская часовня у Арбатских ворот. Монастырские владения располагались в Московском и Коломенском уездах, Серпухове. Например в Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами. В XVIII веке расцвет сменился упадком. В результате петровских реформ доход монастырей поступал в государственную казну и только часть его возвращалась братии. В 1712 пустынь приписана к Чудову монастырю; с 1721 по 1727 — к Златоустовскому. В 1764, после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в казну. 17 марта 1767 к обители приписывают часовню Христа Спасителя (Всемилостивого Спаса) у Москворецкого моста в Москве (бывший дом 29 по Москворецкой улице); часовня была снесена в 1966 при завершении строительства гостиницы «Россия». В часовне находился особо почитаемый чудотворный образ Всемилостивого Спаса, потому часовня приносила немалый доход.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенская_Д...

На Сербском Подворье состоялась передача средств на восстановление Хиландарского монастыря Москва, 12 декабря 2011 г. 11 декабря 2011 года в храме святых апостолов Петра и Павла на Яузе — подворье Сербской Православной Церкви в Москве — епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, совершил Божественную литургию в сослужении игумена Хиландарского монастыря архимандрита Мефодия (Марковича), заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова, клириков подворья, насельников Хиландарского и Новоиерусалимского монастырей в священном сане. По завершении торжественного богослужения на подворье состоялась церемония передачи пожертвования сербской общины в России на восстановительные работы в Хиландарском афонском монастыре. Участники церемонии также ответили на вопросы журналистов, сообщает служба коммуникации ОВЦС. Епископ Моравичский Антоний рассказал, что в 2004 году в монастыре случился страшный пожар, в результате которого сгорело более половины монастырских строений. Ряд построек за прошедшие годы удалось восстановить, но большая часть монастырского комплекса все еще несет на себе следы огненного разорения. «Все сербы скорбят из-за этого и пытаются помочь в восстановлении Хиландарской обители. Так, сербы, которые проживают в Российской Федерации, работают в Москве, собрали средства, которые сегодня будут вручены игумену монастыря на восстановление этой святыни». С идеей устроить на подворье сбор средств для восстановления пострадавшей от огня обители выступили российские сербы, которые побывали на Афоне и своими глазами увидели разрушения, которые были вызваны случившимся несколько лет назад пожаром. Со словами благодарности Представитель Сербского Патриарха при Московском Патриаршем престоле также обратился к послу Сербии в России Елице Курьяк, заместителю председателя ОВЦС МП протоиерею Николаю Балашову и всем, кто в этот день пришел в храм, чтобы совершить совместную молитву и поддержать Хиландарский монастырь.

http://pravoslavie.ru/50344.html

Русская Палестина (+фото) Новый Иерусалим копирует сооружения Святой Земли. Даже местность на берегу Истры в годы его создания носила названия тогдашней Палестины — Вифлеем, Фавор, Галилея, Елеон, да и сама река вблизи обители была переименовала в Иордан. 23 мая, 2011 Новый Иерусалим копирует сооружения Святой Земли. Даже местность на берегу Истры в годы его создания носила названия тогдашней Палестины — Вифлеем, Фавор, Галилея, Елеон, да и сама река вблизи обители была переименовала в Иордан. В подмосковной Истре возрождается Русская Палестина . Реставрация Воскресенского Новоиерусалимского монастыря идет полным ходом. Часть построек обители планируется сдать уже к концу этого года. А полное окончание работ намечено на 2017 год. Об этом стало известно в ходе круглого стола, который провел 20 мая в обители первый заместитель председателя правительства России Виктор Зубков — глава Благотворительного фонда по восстановлению обители. Уменьшенная копия Святой Земли Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном. В духе господствующей тогда идеологии «Москва — третий Рим» предполагалось создать новый религиозный центр всего православного мира. Центр получил название Нового Иерусалима и копировал сооружения Святой Земли . Даже местность на берегу реки Истры носила названия тогдашней Палестины — Вифлеем, Фавор, Галилея, Елеон. Сама же река вблизи обители была переименована в Иордан. На старых картах видно, что Новый Иерусалим с окрестностями был максимально приближен к своему прообразу, хотя и в уменьшенном виде. Главный собор монастыря — Воскресенский — стал подобием храма Гроба Господня в Иерусалиме . Патриарх Никон не дожил до завершения строительства — он скончался в 1681 году, а ансамбль монастыря, сохранив общую планировку, достраивал настоятель монастыря архимандрит Никанор. Место, где встречаются православные Церкви мира Лучшие архитекторы того времени не одно десятилетие возводили здесь точные копии Голгофы, Гроба Господня и многих других православных святынь. По задумке создателей, молиться и вести богослужения в этом монастыре могли представители всех православных церквей мира. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало 500, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи, поляки и другие представители православной веры.

http://pravmir.ru/russkaya-palestina-fot...

Алексиевский Акатов женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Алексеево-Акатов женский монастырь (первоначально мужской) — один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста. Содержание История [ править править код ] Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Основателем обители и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные. Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита. С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексиевский_А...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010