И.М. Дроздихин 1. Вступление Данное учебное пособие предназначено для учащихся московской Школы Церковных Звонарей и направлено на помощь в освоении теоретических знаний. В нем приведены краткие сведения по истории колокольного звона, производству колоколов, их подбору и подвеске на звонницах и колокольнях. В приложении данного пособия вы найдете пример устава колокольного звона, подготовленного нашей школой как пример осуществления богослужебных звонов в вашем храме. Стоит отметить, что до недавнего времени звонарское мастерство передавалось от учителя к ученику непосредственно на колокольне по принципу «делай как я». До революции школ звонарей не было, в годы большевистского лихолетья храмы и колокольни были разрушены, большая часть колоколов уничтожена, преемственность звонарей нарушена. При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром. В возрождении традиций колокольных звонов большая заслуга принадлежит приснопамятному святейшему патриарху Алексию II, благословлявшему и всегда поддерживавшему это богоугодное дело. Любому звонарю необходимо иметь в виду, что звон должен быть простым, но не однообразным, и не должен быть «звоном ради звона», когда становится не призывом к молитве, а отдельным музыкальным концертом. Любой православный колокольный звон – это всегда импровизация. Как священник на основе Священного Писания , трудов Святых отцов готовится к проповеди, а потом с амвона возглашает, импровизируя, дабы обратиться к каждому верующему, зажечь у него в сердце искру веры, также и звонарь на основе традиций и упражнений звонит, дабы заинтересовать и пригласить людей в храм. На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь, при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Новоспасский (1758–1841) Старец Филарет (в схиме Феодор) родился 9 мая 1758 года, в богатой купеческой семье. В родительском доме Феодор (его мирское имя) обучился грамоте, чистописанию и, разумеется, закону Божию. С той поры чтение духовных книц находившихся в доме отца, составляло его любимое занятие. После смерти отца пожар уничтожил все имущество, и мать старца, Матрона Никитична, переехала с детьми в Петербург, к родному брату, богатому торговцу иностранными винами. В юные годы будущему старцу довелось вместе с братом торговать в винной лавке. Но Феодор скоро почувствовал отвращение от мирской суеты. То и дело он уходил на службу в Александро-Невский монастырь, а после обедни беседовал со старцем-монахом, за что много раз терпел побои от приказчиков. Тринадцатилетний мальчик умолил свою мать отпустить его для постоянного жительства в этот монастырь, к знакомому старцу. Ревность Феодора в служении Господу была велика, и он через полгода, по совету старца, перешел в Саровскую пустынь. Здесь три года юный послушник был звонарем, потом трудился в хлебной, квасоварне, три года в просфорне и, наконец, проходил пономарскую должность. Из Саровской пустыни Феодор поступил в Московский Симонов монастырь, где принял пострижение и новое имя Филарет, в 1786 году, 4 апреля, на двадцать девятом году своей жизни; а 8 мая 1787 года преосвященным Григорием, епископом Грузинским, рукоположен во иеродиакона. Во время пребывания в Симонове, он своими нравственными советами имел большое влияние на родную мать, находившуюся в Новодевичьем монастыре. Рассказывают, что он несколько раз приходил к ней в этот монастырь, когда она была еще послушницей, и убеждал ее постричься; но та, по своему смирению, сначала отклоняла его советы, почитая себя неспособной выполнить строгие иноческие правила. Когда же наконец она постриглась, Филарет однажды, Пришедши к ней, застал ее плачущей, и на вопрос: «О чем она плачет?» – услышал, что не может в точности исполнять всех своих обязанностей. Тогда Филарет ее утешал и обещался молиться за нее, чтобы Господь даровал ей Свою благодатную силу вынести все трудности и искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из истории русской иерархии второй половины XVI века Новгородский архиепископ Серапион (1551–552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 947 . Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре – это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.) 948 . После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец – Петр Курцов 949 ; и известно монашеское имя его матери – инокиня Марина 950 . Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат – монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 951 . Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 952 . Самый ранний документ, где упоминается «старец Серапион Курцов», это «разъезжая грамота» Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений 953 . Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван «чернец Серапивон Курцев» 954 . Несколько подобных «разъездов» было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте 955 . Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: «1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упом[инается] старцем» 956 . Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни 957 . Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего 958 . Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Из истории русской иерархии второй половины XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 24 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Новгородский архиепископ Серапион (1551–1552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–1484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 1 . Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре — это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.) 2 . После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец — Петр Курцов 3 ; и известно монашеское имя его матери — инокиня Марина 4 . Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат — монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 5 . Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 6 . Самый ранний документ, где упоминается “старец Серапион Курцов”, это “разъезжая грамота” Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений 7 . Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван “чернец Серапивон Курцев” 8 . Несколько подобных “разъездов” было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте 9 . Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: “1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упоминается старцем” 10 . Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни 11 . Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего 12 . Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Имя Симона Ушакова известно каждому, кто хотя сколько-нибудь интересуется православной русской иконографией. Г. Ф. Филимонов посвятил особое исследование этому иконописцу: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи». – Произведения Ушакова известны все наперечет и более или менее обследованы. – Тем приятней было нам недавно найти еще неизвестных доселе пять икон, принадлежащих Симону Ушакову. Иконы эти находятся в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. – Вот их краткое описание. 1. Господь Вседержитель (надписи Хс. – Гдь Вседержитель; в крещатом нимбе: «ωон»), восседает на троне, ноги покоятся на подножии. Десница Господа благословляющая, шуйца поддерживает лежащее на левом колене евангелие, раскрытое на словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не осуждать дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3:16 ). Сверху слетают два ангела с орудиями страданий Христовых. К ногам Господа припали – «Святой Иоанн Предтеча» и «Апостол Петр», т. е. ангелы царей Петра и Иоанна Алексеевич ей. – Внизу иконы подпись: «з р ч» (следующую затем букву нет возможности разобрать. Очень может быть, что здесь разумеется 7191-й год, т. е. 1682–3 г., когда были написаны следующие две иконы.) «и (?) писал Симон Федоров сын по прозванию Симон Ушаков и товарищи». – Размер иконы 2 арш. 6 вершков >< 1 арш. 7 верш. Икона помещается по правую сторону царских дверей. Северные и южные двери иконостаса: 2. а) «Святой Архидиакон Никанор» , в стихаре, украшение которого напоминает русское шитье, в руках держит орарь. Размер иконы 2 арш. 14 в. >< 1 арш. 1 1 / 2 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Интервью пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) порталу «Монастырский вестник» 19 августа 2017 г. 17:00 На вопросы портала «Монастырский вестник» о круглом столе в Санкт-Петербурге «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» и отношении насельников монастырей к паломникам ответил архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству . — На этой неделе обсуждение тем круглого стола «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях», проходившего в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, протекало в медийном пространстве вместе с обсуждением темы паломничества в монастыри. Скажите, действительно ли паломники являются серьезной проблемой современных монастырей? Насколько сильно миряне способны помешать духовной жизни иноков? — Проблемы, о которых мы говорили на круглом столе, конечно же, касались не только паломников. Хотя прием паломников — это неотъемлемая часть христианского служения, которое несут монастыри. В чем тогда заключается для нас смысл христианской жизни, если мы отталкиваем от себя тех, кто ищет Бога? Апостол Павел говорит нам: сеющий доброе, пожнет доброе, а сеющий злое, пожнет злое. Доброе отношение к паломникам возвращается помощью монастырю, но что еще важнее, преображением человеческой души: Брат от брата укрепляем, яко град тверд (Притч. 18:19). Бывая на Святой Горе Афон, я всегда поражаюсь, как много паломников принимают афониты. Небольшие монастыри ежедневно размещают у себя от 30 до 100 человек, прибывших в монашескую республику. Как-то я спросил у монахов, трудно ли им дается это послушание? Ведь каждому гостю надо предоставить чистое белье, обед, и все это, конечно же, непросто для монастыря, где немного братии. Один из архондаричных — человек, который отвечает за прием паломников (место приема паломников называется архондарик), — в шутку ответил мне: «Это все машины делают». Машины стирают, это правда, но ведь белье надо собрать, загрузить, просушить, погладить, перестелить — и так каждый день.

http://patriarchia.ru/db/text/4985869.ht...

– Конечно, среда такая, то есть институт, который я закончил – МИФИ, и отец мой его закончил, – раньше считалось, что это вообще цитадель атеизма, и это немыслимо, что там будет православие, как-то связана с православием. Хотя Курчатов, один из основателей нашего института, перед созданием атомной бомбы поехал в Новодевичий монастырь и молился перед Смоленской иконой Божией Матери. Атеисты говорят: там не понятно, что он делал, как бы он приехал, всего лишь стал на колени перед Смоленской иконой в Новодевичьем монастыре, может быть, он и не молился, может, просто разглядывал, культурно как-то хотел себя продвинуть. И, конечно, не было никакого преподавания религии, знакомства с религией. Мать у меня – школьный учитель начальных классов, и тоже понятно, как, в какой среде воспитывали учителей, что это всегда атеистическое, они должны были, наверное, и уроки атеизма давать. Но меня в детстве крестили все-таки, не смотря ни на что. И дедушка по линии отца – он тоже был инженер, и родители, помнится, очень боялись ему сказать, что меня крестили – среди инженеров это что-то немыслимое. У бабушки по материнской линии, мы у нее гостили иногда, я когда был молодой, играл с сыном священника, там все рядом, все близко, и рядом храм стоял, дедушка знал об этом. И вот мои родители приехали как-то, с дедушкой общаются, дедушка спрашивает: «Вы не крестили случайно сына?» Они так испугались, сказали: «Нет, конечно же!» (На самом деле крестили). А дедушка сказал: «Ну, что вы так – и зря, рядом храм у вас там есть». То есть, думаю, внешняя среда, конечно, была, навязывался атеизм, но внутренне все равно с православием были связи очень глубокие, как бы советская власть это ни стремилась скрыть. Ну, и вообще, в детстве может это крещение так сказалось на мне – у меня было сильное живое общение с Богом, только я не знал что это Бог, но когда мне мои сверстники говорили, что Бога нет, для меня это казалось совершенно дикостью: как может не быть Бога, если я знаю, что это есть? Действительно, какое-то живое общение с Богом, молитвенное общение, может – это молитва моего прадеда, который был священником, тоже по линии матери, – все совершилось. Но, конечно, никакого знания о вере, православии, ни чтобы пойти в церковь – никакой речи быть не могло. И так я прожил до поступления, наверно, в вуз, довольно дольше. В вуз я поехал в Москву, родители в другом городе остались, то есть молодой человек, который думает о себе слишком много, как и многие – уже вроде бы оторвались от родителей, но мы понимаем, что люди молодые ничего о себе не знают, не могут бороться с вызовами, которые там есть, которые существуют. И на этом поле орудуют секты очень активно. Пару раз я такие собрания посетил.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-o-puti-k-ve...

Лавра и академия: к 70-летнему юбилею первой литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Источник Аннотация Возрождение Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г. обычно рассматривается изолированно от возвращения московской духовной академии в Лавру в 1948 г. Однако, в данной статье сделана попытка представить возрождение Лавры и Московской духовной академии в ней как единый процесс, осуществлявшийся в качестве специальной стратегии Русской Православной Церкви, по замыслу и благословению Святейшего патриарха Алексия I (Симанского). В силу разных исторических причин и неблагоприятных обстоятельств возвращение Академии задерживалось и осуществилось, в конце концов, лишь в 1948 году. 1946 год, ставший годом возобновления богослужебной жизни в обители преподобного Сергия, застал Академию в предверии переезда в Новодевичьем монастыре в Москве. В данной статье, на основе архива Академии, собраны всевозможные свидетельства, подчеркивающие глубокую любовь Академии к Лавре и подлинное желание вернуться в нее – как в идеальное место для молитвенных, учебных и ученых трудов. В 2016 г. наступает 70-летний юбилей со времени первой службы в Лавре, заставляющий переосмыслить взаимоотношения Лавры и Академии на первоначальном этапе послевоенного становления. Этот юбилей оказывается очередной важной объединяющей вехой после масштабного празднования 700-летия со дня рождения основателя ТСЛ преподобного Сергия и 200-летия пребывания Академии в Лавре, отмечавшегося в 2014 году. 19 апреля 2016 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся съезд игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Высокопреосвященнейшего владыки Феогноста, архиепископа Сергиево-Посадского, председателя комиссии по монастырям и монашествующим. Заседания проходили в новом актовом зале Московской духовной академии, по Промыслу Божию, именно накануне юбилея: семьдесят лет назад, на Великую Субботу 1946 года, в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры была отслужена первая после возрождения монастыря Литургия. На этом заседании рассматривались вопросы истории – возрождение Лавры и Академии, исторически располагавшейся в Лавре с 1814 г., но после Октябрьской революции вынужденной с 1919 года скитаться по Москве до полного прекращения своей деятельности в 1927 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Любить, терпеть, прощать апреля 2019 После Великого поста к верующим приходит долгожданный праздник - Светлое Воскресение Христово . Традиционно Пасху отмечают за семейным накрытым столом с крашеными яйцами и куличами. Но многие петербуржцы встретят праздник уже в ночь на 28 апреля - в храмах города, участвуя в праздничном богослужении и в крестном ходе. При этом не у каждого православного петербуржца имеется церковь " в шаговой доступности " . О том, как встречать праздник, сколько необходимо нашему городу храмов, как искать путь к Богу, рассказывает сегодняшний гость редакции - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Ва рсонофий . - Владыка, если позволите, первый вопрос о делах насущных - строительных. Сколько новых храмов за прошедший год - от Пасхи до Пасхи - было освящено в Санкт-Петербурге? Какие храмы в этом году будут открыты?  - Всего девять храмов, одни новые, другие возвращенные. Два из них - новый храм в честь Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове и исторический Троице-Измайловский собор - освятил Святейший Патриарх Кирилл . В этом году готовятся к освящению восстановленный собор Воскресения Христова Новодевичьего монастыря и храм блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице . Интересная история с храмом блаженной Ксении. Он построен на улице, где когда-то жила святая с мужем, более того, на том самом месте, где, по-видимому, стоял ее дом - во дворе, между домами 15 и 19. Приход был зарегистрирован в 2002 году, и с тех пор велись работы по строительству храма. Летом мы планируем его освятить. Идея его возведения принадлежит отделению Всероссийского общества инвалидов Петроградского района. Многие верующие этой организации с трудом посещают обычный храм, а в этом будет создана доступная для них среда - с лифтом, пандусами и другими приспособлениями. Возводится и храм Рождества Христова на Песках - исторический, построенный специально для строителей имперской столицы в слободе, где они когда-то жили. По его названию целый район и окрестные улицы именовались Рождественскими. После революции храм разрушили до основания, а улицы переименовали в Советские.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 15.05.1550), прмч. (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, 21 мая - в Соборе Карельских святых, а также в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых). Основные источники сведений об А. О.- житие прп. Александра Свирского (РГБ. Унд. 1253. Л. 91 об.- 95 об.; РГБ. Тр. 629. Л. 330 об.- 331), «Сказание о преподобном отце нашем Андриане Чудотворце» (Архив Валаамского монастыря. Ф. 1. Оп. 7. (СПб., подворье Валаамского мон-ря)), «Описание о российских святых», монастырские предания, собранные и записанные Е. В. Барсовым, сообщение Никоновской летописи. В житии прп. Александра сказано, что А. О. происходил «из московской земли», а в новгородскую Обонежскую пятину был прислан вел. кн. Иоанном III Васильевичем «на поместье» (РГБ. Унд. 1253. Л. 93-93об.). Помещик Андрей Никифорович Завалишин упоминается в писцовых книгах Обонежской пятины за 1496 г. (Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 г. Л., 1930. С. 77-78). Однажды, во время охоты преследуя оленя, А. Завалишин увидел келью прп. Александра Свирского и с тех пор стал часто бывать у преподобного, внимал его наставлениям, приносил ему хлеб. Вскоре А. Завалишин оставил свое имение и по примеру прп. Александра удалился в Валаамский мон-рь , где принял постриг с именем Адриан. Здесь он провел неск. лет, а затем по благословению прп. Александра избрал для уединенного пребывания каменистый мыс на вост. берегу Андрусовской бухты Ладожского оз. Через нек-рое время к нему собрались ученики и была основана обитель (см. Андрусовская во имя свт. Николая муж. пуст .). Мон-рь возник не позднее 1533 г., поскольку известна жалованная грамота вел. кн. Василия III († 1533) Адриановой пуст. «Сказание» об А. О. сообщает, что преподобный обратил к покаянию 2 разбойников. Один из них, по имени Ондрус, жил со своими товарищами на о-ве Сала, расположенном напротив Адриановой пуст. Он потребовал от святого оставить это место, но А. О. упросил его не разорять мон-рь. Однажды в бою с др. разбойниками Ондрус был побежден, связан и брошен в лодку, однако по молитвенному заступничеству А. О. чудесным образом вскоре освободился. Ондрус пришел в мон-рь и застал А. О. поющим псалмы, святой не выходил из обители. Пораженный разбойник раскаялся и остался в пустыни. В 1546 г. царь Иоанн IV повелел новгородским властям выдавать ежегодно «ондрусовскому игумену» царскую ругу. В 1549 г. А. О. и прп. Геннадий Костромской крестили дочь царя Иоанна IV Анну в Новодевичьем мон-ре в Москве, о чем сообщает Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460).

http://pravenc.ru/text/63614.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010