#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Могила Гоголя в Новодевичьем монастыре К 170-летию со дня кончины († 21.02/6.03.1852) Владимир Воропаев   23:15 11.03.2022 1646 Время на чтение 8 минут Фото: из архива автора В 1931 году останки Гоголя перенесли из некрополя московского Свято-Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. При этом был вскрыт гроб или, как сказано в официальном документе, «произведена эксгумация писателя Н. В. Гоголя». Подробности дела распространялись со слов свидетелей, среди которых были известные литераторы. Данное обстоятельство породило самые невероятные слухи и легенды. До сих пор публикуются книги и статьи (в том числе в энциклопедиях) и демонстрируются по телевидению фильмы, где утверждается, что Гоголя похоронили живым, что останки его были нетленными.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/10/...

" Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 года " - Л. К. Александрова-Чукова   Постановление «О религиозных объединениях» и положение духовенства и верующих к концу 1930-х гг.  8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление «О религиозных объединениях» , означавшее ужесточение вероисповедного курса Советского государства и вступившее в действие наряду с декретом 1918 г. Этим постановлением «деятельность духовенства ограничивалась только обычным богослужением, обычной проповедью, и общением с прихожанами на почве требоисправления» . Любые объединения верующих – братства, кружки, общества и собрания – немедленно привлекали внимание ОГПУ и аналогичных местных органов. Настоятель Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, член временного епархиального совета, магистр богословия протоиерей Н. К. Чуков писал: «28 апреля/10 мая г. ]. По поводу нового положения о религиозных объединениях митрополит предлагает создать комиссию из представителей ГПУ и Административного отдела, чтобы проштудировать положение и уяснить детали и некоторые неясности, после чего приступить к осуществлению этого “Положения” в жизни епархии» . В 1930 г. протоиерей Н. К. Чуков и ряд священнослужителей и профессоров в Москве и Ленинграде подверглись аресту по Академическому делу . Это был удар по гуманитарному отделению Академии наук, а в процессе непосредственного «осуществления» ОГПУ постановления «О религиозных объединениях», первый удар пришелся по монашеству, которое после закрытия монастырей, еще с 1918 г., создавало так называемые религиозные организации в виде «коммун» и домашних монастырей. 18 февраля 1932 г. в Ленинграде были арестованы: 40 монахов из Александро-Невской лавры, 12 — из Старо-Афонского подворья, 25 —из Сергиевой пустыни, 5 — из Киевского , 16 — из Леушинского подворий, 10 валаамских монахов, 90 монахинь из Новодевичьего монастыря , а также 12 монахов Федоровского собора и 8 — из «Киновии», отделения Александро-Невской лавры за Большой Охтой.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

В.А. Юлин Священник Леонид Михайлович был человеком разносторонних дарований и удивительной судьбы, воплотившим в себе лучшие черты Чичаговского рода. Он хорошо рисовал. Иконы его работы сохранились в Москве в храмах во имя Святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове и во имя Святого пророка Илии во 2-м Обыденском переулке, а также в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Они поражают высоким профессиональным мастерством. Для храма во имя святителя Николая в Старом Ваганькове в Москве Леонид Михайлович написал две иконы: «Спаситель в белом хитоне» (размером 210 см х 120 см) и «Преподобный Серафим Саровский , молящийся на камне» (размером 180 см х 120 см). Обе этих иконы – образ «Спасителя в белом хитоне» 28 (на терракотовом фоне) и образ преподобного Серафима, находятся в московском храме во имя Святого пророка Илии, что во 2-м Обыденском переулке. В Александро-Невской Лавре в СанктПетербурге имеется второй вариант образа «Спасителя в белом хитоне», написанный святителем Серафимом в бытность его митрополитом Ленинградским в 1928 – 1933 гг. В отличие от московского варианта эта икона меньшего размера и написана на ультрамариновом фоне. Когда подходишь к этому большому, в человеческий рост, образу, – будто предстаешь перед реальным видением, которое, вероятнее всего, и послужило причиной написания этой иконы. Сюжет иконы преподобного Серафима Саровского был разработан святителем Серафимом в то время, когда он приступал к написанию «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». В сонном видении ему явился преподобный Серафим молящийся, и, проснувшись, он быстро набросал то, что видел, затем перенес этот эскиз с бумаги на доску. Оригинал иконы он всегда возил с собой. Известно, что автором было сделано несколько копий. Одна из копий иконы была преподнесена как подарок Императору Николаю II. Остальные копии он щедро раздаривал. Что касается храма Святителя Николая в Старом Ваганькове, то паруса этого храма он расписал ликами евангелистов. В наше время в отреставрированном Никольском храме стоят копии обеих икон – «Спасителя в белом хитоне» и преподобного Серафима Саровского 29 – в натуральную величину и на тех местах, которые им предназначил в свое время иконописец. По духовному завещанию внучки Л. М. Чичагова игумении Серафимы (Черной), настоятельницы Новодевичьего монастыря,– копии с написанных им икон должны находиться в местах его пастырского служения: в Сухуме, Орле, Кишиневе, Твери и Санкт-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Ведомость Об Архиерейских кафедрах и монастырях, сколько за ними крестьян, и которая Кафедра или монастырь платит в экономию деньгами и хлебом ежегодно (1744 год). Платёж в экономию Число душ Деньгами Хлебом За Синодальным домом 31.468 А) за мужскими монастырями: За Московским кафедральным Чудовым монастырём 18.681 За монастырями той Епархии: За Московским Златоустовым За Московским Перервинским За Боровенским За Вознесенской Давидовой пустынью За Московским Богоявленским За Московским Знаменским За Московским Угрешенским или Угрешским Никольским За Московским Крестовоздвиженским За Московским Андрониевским За Московским Даниловским За Пафнутьевым Боровским 11.067 За Молчанским Путивльским За Николаевским Черноострожским За Лаврентьевым Калужским За Московским Греческим За Владычним За Высоцким За Севским Спасским За Николаевским Столбовским или Столбенским За Спасорадогожской, а по другим – Святорадонежской пустынью За Никольской Борщевской пустынью За Брянским Петропавловским За Спасским Поликарповым За Николаевским Одриным За Предтечевой Яменской пустынью За Николаевским Рыльским Б) За девичьими той же Епархии монастырями За Московским Вознесенским 15.582 За Московским Алексеевским За Московским Новодевичьим 14.480 За Московским Георгиевским (а по другим) За Московским Зачатьевским За Московским Рождественским За Брянским Вознесенским За Ильинским За Введенским Итого за монастырями 77.487 А всего за Синодальным домом, кафедрой и монастырями 120.638 За Епархиальными Число душ 1. Велико-Новгородская (не в окладе) За кафедрой самой по себе – 19.763 А с приписными монастырями 21.500 душ (по описи 1763 года) 21.500 А) за мужскими монастырями: За Юрьевским с приписными За Хутынским с приписными За монастырём Антония Римлянина За Вяжицким За Духовым с приписными За Клопским с приписными За Деревяницким За Кириловым с приписными За Лисицким За Отенским За Сковородским За Розважским За Савиным Вишерским За Аркадским За Перекомским За Иверским За Тихвинским большим и приписными двумя

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

До XVII века эта реликвия пребывала в Патриаршем храме древней столицы Грузии — городе Мцхета. В 1617 году после захвата Грузии персидским шахом Аббасом она была перенесена в пределы Персии. В 1624 году святыню преподнесли в дар царю Михаилу Романову. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Риза была помещена в Патриарший Успенский собор Кремля . В 1918 году из алтаря Успенского собора святыня была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь. Когда монастырь закрыли, святыни были конфискованы и переданы в фонды Музеев Московского Кремля. В рамках празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 19 ноября 2007 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и иерархов, прибывших на празднования, с президентом России В.В. Путиным. В ходе встречи президент Российской Федерации передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частью Ризы Христовой. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В.В. Путина, отметив, что передаваемая Церкви святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя , где все верующие смогут поклониться святыне. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Жизнодавца, по милости Которого возвращена Русской Православной Церкви великая святыня — часть Ризы Господа Иисуса Христа. 2. Благодарить президента Российской Федерации В.В. Путина за свершенный акт. 3. С удовлетворением отметить важное значение состоявшейся передачи святыни для дела духовного возрождения нашего Отечества.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначениях в женских монастырях Московской епархии . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности; 2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206540...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отпевание Н.Н. Лисового в Новодевичьем монастыре 11.01.2019 1739 10 Января 2019 года в Успенском соборе Новодевичьего монастыря состоялось отпевание Николая Николаевича Лисового. Русская народная линия опубликовала слово памяти о почившем нашего постоянного автора Леонида Евгеньевича Болотина. Теперь мы предлагаем читателям фрагмент отпевания ученого и известного общественного деятеля. Николай Николаевич Лисовой родился 23 Октября 1946 года в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск). После продолжительной и тяжелой болезни умер 7 Января 2019 года в Москве . Российский историк Церкви и философ, исследователь, писатель, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с 1974 года, заместитель председателя ИППО. Член Союза писателей России (1992). Кандидат философских наук, доктор исторических наук. Один из авторов «Православной энциклопедии». С 1967 года работал в Институте прикладной математики АН СССР ; с 1974 года - в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза; с 1975 года - на филологическом факультете МГУ; с 1981 по 1995 год - в Государственном историческом музее. С 1995 года - старший, затем ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Главный научный сотрудник Центра истории религии и Церкви. С 1969 года внештатно сотрудничал с Издательским отделом МП, печатаясь в издании РПЦ «Журнал Московской Патриархии» под псевдонимом «А.Вольгин» или анонимно. Во второй половине 1990-х годов вёл ежедневную телепередачу «Православный календарь» на канале РТР. В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии». В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.». Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН С.П. Карпов, доктор исторических наук А.В. Игнатьев и доктор исторических наук И.М. Смилянская. Ведущая организация - Российская академия государственной службы при Президенте РФ.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2019/yanvar/11...

Игумения София: Мы воздаем честь святыням В очереди к Дарам волхвов не повредит молитва о ближнем. 13 января, 2014 В очереди к Дарам волхвов не повредит молитва о ближнем. С 14 по 17 января в Петербург впервые будет принесена священная христианская реликвия Афона – Дары волхвов. Святыню доставят в Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря на Московском пр., 100. Настоятельница обители игумения София рассказала «Петербургскому дневнику», как будет проходить поклонение святыне, как будет организован доступ к ковчегу со святыней и на что паломникам стоит обратить внимание. Дары волхвов прибудут в монастырь 14 января ориентировочно в 16.00. Святыня будет доступна для поклонения сразу после окончания благодарственного молебна. — Как лично вы, матушка игумения, относитесь к принесению этой реликвии в Новодевичий монастырь? —  С большой духовной радостью, потому что для нас, монашествующих, это еще и повод к духовному подвигу, к молитве сугубой обо всем мире. К чему призвано наше монашество – к молитве о мире. Вот люди идут страждущие, надеющиеся на помощь Божию, кто-то воцерковленный, кто-то не воцерковленный. Мы имеем возможность молитвы в храме Божием, участия в церковных таинствах, участия в богослужениях, и мы надеемся, что люди, пришедшие к Дарам, тоже хотя бы отчасти будут иметь возможность приобщиться к церковной жизни. — Как правильно поклониться святыне? И что вообще означает «поклонение»? — В период иконоборчества, когда шли дискуссии о поклонении иконам, вставал вопрос, чему и как мы поклоняемся. Иконоборцы утверж­дали, что поклонение иконам – поклонение идолам, некоей доске с каким-то изображением или, может быть, краскам каким-то. И вот отцы седьмого вселенского собора и великий духовный писатель Иоанн Дамаскин выразили учение церкви. Мы поклоняемся не иконам, не доскам, мы поклоняемся Господу, Божией Матери, тем святыням, которые связаны с жизнью или, может быть, являются неким свидетельством жизни Господа. Этим святыням мы воз­даем честь. Хотя для современного человека между поклонением и воздаванием чести не чувствуется разницы. Когда мы воздаем честь, например Дарам волхвов, мы вспоминаем в молитве и поклоняемся Господу или Богомладенцу, мы чтим Божию Матерь, волхвов, мощи которых тоже находятся в одном из храмов.

http://pravmir.ru/igumeniya-sofiya-my-vo...

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/2526.html

М.Б. Данилушкин Глава 16. Церковная жизнь в послевоенный период (1945–1958 годы) С окончанием войны перед Московской Патриархией вставали новые задачи, связанные с дальнейшим упорядочением ее жизни при использовании расширившихся возможностей. 10 Апреля 1945 года состоялась ещё одна беседа Сталина с руководством Русской Православной Церкви – Патриархом Алексием, митрополитом Николаем, протопресвитером Н. Колчицким. На ней речь шла прежде всего о задачах Патриархии в области международных отношений. В свою очередь председатель Совнаркома обещал поддержку планам церковного руководства. И вскоре правительство постановлением от 22 Августа 1945 года предоставило Патриархии, епархиальным управлениям, приходским общинам – вопреки ленинскому декрету 1918 года – ограниченное право юридического лица. Им разрешалось открывать финансовые счета, заключать сделки, покупать строения, открывать предприятия, осуществлять найм работников. Интересно, что до середины 1950-х годов купленные представителями других конфессий здания считались национализированными и передавались лишь в пользование, а приобретённые Православными общинами становились их собственностью. Была получена возможность снова пользоваться колокольным звоном, достигнута договорённость об организации в Москве церковной типографии. Весной 1945 года Патриархия приобрела полиграфическое оборудование, шрифты на 4 языках и с осени планировала начать выпуск Священного Писания, богословских трудов, церковных календарей. Правда, вскоре эта уступка показалась властям чрезмерной. Здания для типографии выделено не было, и оборудование много лет лежало на территории Новодевичьего монастыря. Не оправдались и расчёты на открытие всех 4 дореволюционных Духовных Академий, семинарий чуть ли не в половине епархий. В то же время удалось юридически оформить существование монастырей, поскольку к концу 1930-х годов все они были уничтожены. Но за годы войны на занятой противником территории возникло около 40 обителей, кроме того ещё 64 традиционно существовали в западных районах страны. В 1944–45 годах местные власти стали вытеснять монахов, конфисковывать их земельные угодья. Эта практика была прекращена постановлением Совета Министров «О Православных монастырях» от 29 Мая 1946 года. В нём предлагалось возвратить последним изъятые земли, вывести с территории монастырей государственные учреждения и предприятия, мешавшие их деятельности. В 1946 году Церкви были также переданы часть помещений и храмов Троице-Сергиевой Лавры, мощи преподобного Сергия Радонежского и некоторых других святых угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Потёмкин; † после 1670), деятель раннего старообрядчества , писатель. Основным источником сведений о нем служат материалы, связанные с подготовкой и проведением Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , который осудил старообрядцев. Отдельные высказывания о Е. в предшествующей исследовательской лит-ре (П. С. Смирнов, С. А. Зеньковский, В. С. Румянцева, Н. Ю. Бубнов) и словарная статья о нем (А. Т. Шашков) основаны только на опубликованной части соборных материалов (МДИР. Т. 1, 2). Однако за рамками публикации Н. И. Субботина остался ряд документов, содержащих ценные биографические сведения о Е., которые частично были использованы П. Паскалем. Е. происходил из старинного смоленского дворянского рода, мн. представители к-рого выбрали путь правосл. монашества. Родственником Е. был дядя Ф. М. Ртищева «богомудрый старец» Спиридон (Потёмкин) . Неск. женщин из рода Потёмкиных приняли монашество в Кутеинском Успенском монастыре, в т. ч. мать Е. (в иночестве Марина) и, видимо, его сестра. 10 авг. 1654 г. монахини явились под Смоленск с просьбой отпустить их в Москву, где они стали насельницами близкого к придворным кругам Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . Как следует из показаний Е., данных 30 апр. 1666 г. на заседании Собора в Патриаршей крестовой палате, он принял постриг ок. 1656 г. («в котором году пострижен, не помнит, толко-де тому есть лет з десять») в Бизюковом в честь Воздвижения Креста Господня монастыре близ Дорогобужа. По всей видимости, он жил в мон-ре в трудниках и был пострижен во время тяжелой болезни («пострижен в келье в болезни», «постригал-де ево того Бизюкова монастыря наместник черной поп Евстафей, а приемника никово не было» (ГИМ. Син. собр. свитков. 1143)). Не позже 1660 г. Е. по царскому указу был переведен строителем в Болдинский во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии монастырь в 15 верстах от Дорогобужа. Согласно «Спискам иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» П. М. Строева , Е. числился здесь строителем в 1660 г., но уже 26 апр. 1661 г. на эту должность был определен Феодосий ( Строев. Списки иерархов. Стб. 597). Е. признавался, что «из Болдина монастыря исшел без указу великого государя, убояся ратных людей, к Москве» (ГИМ. Син. собр. свитков. 1143).

http://pravenc.ru/text/182131.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010