Андреевское. Церковь Андрея Стратилата. Андреевская, Андрее-Стратилатовская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная, не оштукатуренная, приходская церковь, построена в псевдорусском стиле, в 1874-80г.г. на средства прихожан. Двухсветный четверик церкви перекрыт сомкнутым сводом, на котором стоит декоративная главка. С востока к храму примыкает полукруглый алтарь, с запада трапезная и колокольня. Колокольня из трех квадратных ярусов перекрыта низким шатром с главкой. Декоративное убранство здания сдержанно и сводится к широким лопаткам, примитивным оконным наличникам и карнизам с зубчиками. Более богат декор колокольни. Главный престол Андрея Стратилата. Закрыт в 1930-х. Сначала использовался как склад, затем переоборудован под котельную. Проводятся редкие богослужения. C сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ Андреевское прежде находилось в Верейском уезде, а потом в Верейской десятине, и до отобрания монастырских вотчин принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю. Первые сведения о нем относятся к XVII ст.: «7186 года (1678 г.) 28 января обложена вновь данью в патриаршую казну новопостроенная церковь Андрея Стратилата в Верейском уезде, в вотчине Новодевичьего монастыря в селе Андреевском, которая построена на пустовой церковной Андрея Стратилата земле, которая была на оброке того же села Андреевского на крестьянах, и на тое церковь положено дани, по сказке тоя церкви попа Максима, с дворов – с попова, с 15 дворов крестьянских, с 21 двора бобыльского, с церковной земли с 6 чети, сенных покосов с 5 копен – 16 алтын 2 деньги, заезда гривна». Церковь эта была деревянная, с такою же колокольнею. В 1762 г. на церкви возобновлена глава и крыша, также и на колокольне крыша. По отобрании у монастырей вотчин, Андреевское перешло в ведение Коллегии Экономии. В 1848 г., в холерное время, в Андреевский приход приносили чудотворную Колочскую икону Божией Матери из Колочского монастыря Гжатского уезда Смоленской губернии. После того в храме поставили список с этой иконы, а в 1874 г., при построении каменной церкви с колокольнею, устроен придел в честь Колочской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=06701

Архитектор Василий Антонович Косяков Василий Антонович Косяков (24 июля (5 августа) 1862, Санкт-Петербург — 5 сентября 1921, Петроград) — русский архитектор (гражданский инженер), художник, педагог, директор Института гражданских инженеров (1905—1921), мастер русского и русско-византийского стилей, строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми. Косяков проектировал в византийском и русском стиле. В большом количестве он строил церкви и в куда меньшем — доходные дома. Это было необычно, так как в Институте гражданских инженеров архитекторов готовили для создания дешёвых построек массового назначения. Косяков же создаёт преимущественно уникальные проекты церквей. Первый реализованный самостоятельный проект — церковь Милующей Божией Матери в Галерной гавани . Косяков ввёл в строительную практику ряд передовых планировочных и конструктивных новшеств. В 1888 году архитектор впервые применил в церкви Милующей Божией Матери (Галерная гавань, Санкт-Петербург) тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами), впервые предложенный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 1850-х гг. Этот тип получил дальнейшее развитие в творчестве Косякова. Например, в 1895—1902 гг. им был построен собор Владимира равноапостольного в Астрахани, а в 1906—1908 гг. — Казанская церковь в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Косяков одним из первых среди петербургских архитекторов применил конструкцию свода из перекрещивающихся арок (Успенская церковь на подворье Киево-Печерской лавры, 1895—1900 гг.). Он же ввёл эту конструкцию и в типологию соборного храма, например, в соборе во имя Николя Чудотворца в Лиепае (1900—1903 гг.) и в соборе Казанского монастыря в Данилове (1900—1918 гг.). Это позволило, в свою очередь, освободить внутреннее пространство храмов от столпов, сделав интерьеры более просторными и светлыми. Использование бетона как материала для этих арок также было в то время новом словом в строительстве. К характерным чертам церковных проектов Косякова можно отнести симметрично-осевую композицию фасадов, арочные витражные окна, арочные крыльца с гирьками, активное применение изразцов.

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Баскаково. Церковь Спаса Преображения. Церковь Рождества Христова (в " Своде Памятников архитектуры и монументального искусства России " Карта и ближайшие объекты Построена в 1760-70-е гг., вместо прежней деревянной (1701), из кирпича и оштукатурена. Пятиглавый храм с ярусной колокольней - оригинальный памятник барокко. Двусветный куб под крутой изогнутой кровлей завершен пятиглавием: в центре - крупный световой восьмерик, а над углами - узкие глухие восьмерички на четырехгранных основаниях, все с луковичными главками на круглых шеях. Пятигранный алтарь сильно выдвинут к востоку. Широкая и низкая трапезная имеет два придела, их трехгранные алтари примыкают к боковым стенам храма. Устремленная вверх четырехъярусная колокольня состоит из трех сквозных четвериков (верхний со срезанными углами), увенчанных стройным глухим восьмериком с главкой. Декор фасадов состоит из пилястр, многообломных карнизов с раскреповками и ленточных наличников с замками, ушами, фартуками и лучковыми либо треугольными фронтонами. Светлое и высокое основное помещение перекрыто сомкнутым сводом с кольцом светового барабана. Коробовый свод алтаря переходит в граненую конху. Коробовые своды трапезной опираются на два столба. В нижнем ярусе колокольни свод крестовый, в верхних - сомкнутые. Храм сохранил внутреннее убранство с ярусным иконостасом и иконами 19-20 вв. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г. В 3 км к северу от с. Васильевского на правом берегу р. Сежи лежит старинное торговое с. Баскаково, на кладбище которого стоит церковь Рождества. Она было построена в 1760-1772 гг. вместо деревянной и представляет собой двусветный куб, завершенный пятиглавием. К храму примыкает четырехъярусная колокольня. Около соседней д. Брылёво находится Святой источник. Источник: сайт  «Культурное наследие Земли Смоленской» На правом берегу реки Сежа раскинулось очень древнее село Баскаково бывшего Сычевского уезда, а ныне Гагаринского района. Село известно еще с XVI века. В селе находился древний монастырь. Некоторое время Баскаковская волость была в ведении Московского Новодевичьего монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=03501

Бывало, что «Чаю воскресения мертвых» переводили как «чай» — напиток Как проповедовать глухому и быть услышанным? 4 августа, 2015 Как проповедовать глухому и быть услышанным? Священник Евгений Морозов уже более 10 лет работает с глухими и слабослышащими людьми, с 2010 года является штатным священником храма Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря – общины глухих и слабослышащих. Принимал участие в конференциях, посвященных глухим людям, в Дублине, Сиднее, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах. Автор статей в журнале Всероссийского общества глухих «В едином строю». В интервью «Правмиру» он делится уникальным опытом перевода богослужения для глухих на жестовый язык, рассказывает в чем особенность проповеди глухим людям, сложность их катехизации, и как должно строится общение с глухими, чтобы они чувствовали себя «своими» в Церкви. – Отец Евгений, расскажите, пожалуйста, о пастырской работе и проведении богослужений для глухих людей. Как все начиналось? – Богослужения на жестовом языке – совершенно новое явление для Русской Православной Церкви. До революции при храмах создавались школы для глухих, но богослужения на жестовом языке не проводились. Книг о православной миссии среди неслышащих как сейчас, так и тогда было крайне мало. Среди них самым лучшим дореволюционным учебником Закона Божьего для глухих можно считать небольшую брошюру протоиерея Александра Братолюбова. В ней объясняются самые основные христианские понятия. Первая община для глухих в Москве была основана в 1991 году при Новодевичьем монастыре. Стали проводиться богослужения и встречи. Конечно, возникли трудности с переводом. Таких жестов как “Господь”, “Богородица”, “Церковь”, “причастие” просто не было. Некоторые жесты, которые мы сейчас используем, отчасти взяты из английского алфавита жестовой речи. Проходила абсолютно новая творческая работа, не имеющая более ранних аналогов. На некоторых этапах возникали ошибки. Кто-то пытался проводить исповедь глухого при участии сурдопереводчика. До сих пор поисповедоваться на своем родном жестовом языке остается проблемой. Лишь небольшое число священнослужителей знают жестовый язык и могут принимать исповедь. В основном глухие подают свой список грехов на листочке священнику и так исповедуются.

http://pravmir.ru/kak-propovedovat-gluho...

В 1921 г. стал настоятелем Феодоровского собора, в нач. 1922 г. возведен в сан протоиерея. Ок. 6 лет являлся председателем приходского совета, но в 1927 г. по категорическому требованию властей был вынужден уйти с этого поста, хотя и оставался до 1930 г. членом приходского собрания. С янв. 1928 г. стал активным участником иосифлянского движения (см. Иосифлянство ), отделился от заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , с 1943 патриарх Московский и всея Руси). В февр. 1928 г. участвовал в собрании иосифлянского духовенства (всего ок. 20 чел.) на квартире Гдовского еп. Димитрия (Любимова) , на к-ром было сообщено о получении офиц. согласия митр. Иосифа (Петровых) возглавить отошедших от митр. Сергия. По приглашению еп. Димитрия К. присутствовал и на др. собрании иосифлянских священнослужителей (сент. 1928, по др. данным - в сент. 1929). В Феодоровский собор часто устраивались паломничества прихожан иосифлянских церквей Ленинграда. К. привлек к обслуживанию храма несколько монахинь закрытого Пятогорского Богородицкого (Кикеринского) жен. мон-ря, проживавших в дер. Кузьмино, а также еще существовавшего в Ленинграде Воскресенского Новодевичьего монастыря. 27 дек. 1930 г. арестован вместе с епископами Сергием (Дружининым) , Василием (Докторовым (Дохтуровым)) и большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в антисоветской деятельности и агитации, в частности в выступлениях против колхозного строительства. 8 окт. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ по делу Истинно православной Церкви к 5 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Сибирском ИТЛ (г. Мариинск Новосибирской (ныне Кемеровской) обл.) и на строительстве Беломорско-Балтийского канала (Белбалтлаг) - на земляных работах и в лагерной канцелярии, где заболел ревматизмом. 10 сент. 1934 г. было принято решение об освобождении К. досрочно, «по зачетам» за работу на строительстве канала, но вышел он на свободу только 27 февр. 1935 г. Проживал в Новгороде, с 1936 г.- в ссылке в Мурманске, затем в Мончегорске работал бухгалтером Горнорудного управления Мончегорского лагеря НКВД.

http://pravenc.ru/text/1684305.html

В 1988-м году поступил в университет Джорджа Мейсона города Фэрфакс (штат Виргиния) и получил степень бакалавра русско-латиноамериканских наук. После этого, летом 1990 года, я провел около шести недель в Москве, где учился в МИСиС (Московский институт стали и сплавов). У них на верхнем этаже размещался маленький факультет иностранных языков – мы проводили там время с замечательными российскими преподавателями, но еще успевали ездить на экскурсии и посещать выставки. Среди прочих мест мы побывали в Новодевичьем монастыре, где я впервые присутствовал на Божественной литургии. Служба меня тронула и привела в восторг. Женщина, продававшая свечи, видела, что я не фотографировал и не был типичным развязным туристом. Я старался вести себя как можно более благоговейно. На меня, выросшего в Католической церкви и игравшего на нескольких музыкальных инструментах в фолк-группах, красота литургии произвела огромное впечатление, хотя я не понял ничего, кроме слов «Господи, помилуй!» Пожилая женщина дотронулась до моей щеки, дала мне свечку, и я ее поставил, немного помолившись. В дальнейшем, когда мои друзья собирались в бар или куда-нибудь еще, я говорил, что мне надо учиться, а как только они уходили, спускался в метро и ехал в Новодевичий. Там я садился на скамейку и смотрел на проходивших мимо людей. Я не имел ни малейшего представления, как надо себя вести в православном храме. Вскоре получил письмо от моей невесты из Уильямсберга: она писала, что хочет вернуться в Церковь, но ждет моего приезда, а пока, в мое отсутствие, ходит в католический храм Святого Беды. Я был поражен, потому что именно в этой церкви меня крестили! Вернувшись в Америку, я исповедался впервые за 9 лет, и мы с невестой стали постоянно ходить в эту церковь. Начал регулярно посещать мессы и со временем стал практикующим католиком, хотя меня по-прежнему интересовало Православие. Мы даже добавили несколько прошений из великой (мирной) ектеньи в праздничную службу нашего венчания в храме Святого Беды. Тогда я еще не понимал, что этого делать нельзя, но те прошения так запали в мою душу, и я чувствовал, что мое сердце двигалось в правильном направлении. Через два месяца после свадьбы мы переехали в крошечный городок Фишер штата Иллинойс. Каждую субботу вечером мы ходили в местную католическую церковь, а в воскресенье утром – в греческую православную церковь слившихся городов Шампейн и Эрбана того же штата. Моя жена преподавала в католической школе. У них раз в месяц проводилась месса, и один раз мы пошли на нее вместе. На мессе я увидел девочек в трико, махавших флажками, несших горшочки с ладаном и танцевавших вокруг престола. После окончания мессы сказал жене: «С меня хватит! Давай начнем ходить только в греческую церковь. Не могу это больше терпеть». Так мы и сделали, заодно закончив девятимесячные катехизические курсы.

http://pravoslavie.ru/117265.html

В жизни и творчестве монахини Иулиании, в миру Марии Николаевны Соколовой, отобразились лучшие черты русского народа: подвижнический труд, скромность и глубокая право-славная вера. Ее жизненный путь совпал с труднейшим в истории нашей страны временем. В первые же десятилетия советской власти в России началось гонение на Церковь и православных людей. Настало время дикого разгула воинствующего атеизма, когда закрытие и разрушение храмов и монастырей сопровождалось массовым уничтожением икон и других святынь русского народа. Нетрудно понять, каким могло быть официальное отношение к иконописанию  в то время и насколько сложным был путь для тех, кто пытался сберечь традиции русской иконописи. Но Господь незримо сохранил это искусство, которое является существенной частью жизни Православной Церкви. Монахине Иулиании было дано сохранить и передать преемникам и последователям живые традиции древнерусского иконописания в один из самых скорбных периодов в истории нашего Отечества. И потому столь велико ее значение для современных иконописцев.  Мария Николаевна родилась 8 ноября 1899 года (в день святого Архистратига Михаила) в семье священника Николая Александровича Соколова, настоятеля московского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, что на Гончарной улице, близ Таганки. Отец Николай окончил Московскую Духовную Академию. Он ревностно исполнял свои обязанности по храму, любил богослужение и совершал его с благоговением. Он был справедливым, строгим к себе и не терпел никакой лжи. Отец Николай был музыкально и художественно одаренным человеком. Его старший брат – Александр Александрович Соколов – окончил Петербургскую Академию Художеств, второй брат – Владимир – был священником московского  Рождественского женского монастыря. Мать Марии Николаевны – Лидия Петровна отличалась спокойным, добрым, но   твердым характером. Образование она получила в московском Филаретовском женском училище ,основанном митрополитом Филаретом (Дроздовым) для дочерей священнослужителей. Лидия Петровна была дочерью священника Петра Терентьевича Некрасова, служившего в одном из храмов Новодевичьего монастыря, «человека доброго, широкой души, милостивого к бедным людям. Он не пропускал без подаяния ни одного нищего, которые всегда во множестве собирались на паперти его храма и по его кончине огромной толпой провожали его гроб. Его супруга Анна Николаевна происходила из дворянской семьи. Она рано осиро­тела и была взята митрополитом Филаретом на воспитание 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

В последнее время даже во вполне церковно-консервативной среде порой приходится слышать суждения, сводящиеся к тому, что либеральную опасность в Церкви в наше время не стоит принимать всерьез (она-де давно в прошлом), что главная опасность, опасность раскола исходит ныне «справа», из среды «фундаменталистов» и т.п. маргинальных групп. Не станем подозревать худшее, то есть кем-то заказанный характер этого формируемого «мнения». Разберем суждение по существу, так сказать, беспристрастно-аналитически. Во-первых: куда делись те церковные либералы, которые когда-то для кого-то представляли проблему? Всякий, кто владеет информацией, хорошо знает, что они никуда не делись, и даже число их умножилось, а активность усилилась! Вот, например, о. Кочетков. Человек вроде как за штатом, но число его так называемых «общин», «как песок морской», умножается, и даже уже не только по России, печатные издания регулярно выходят, и на отличной бумаге, учебные заведения успешно функционируют, а каждый, кто взял себе за труд посетить богослужение в Новодевичьем монастыре в Москве , может засвидетельствовать, что этот заштатный клирик чувствует там себя вполне уверенно и по-хозяйски. (Желающие могут ознакомиться с бурной и многообразной деятельностью кочетковских структур на сайте так называемого «Свято-Филаретовского института» . См.: http://www.sfi.ru/). Вместе с тем никакого публичного отречения от своих вполне еретических воззрений типа отрицания загробной жизни или сомнительности непорочного зачатия у данного священника вроде как не наблюдается. (Об этом много и выразительно написано в последнем номере журнала «Благодатный огонь»). Или, например, о. Александр Борисов. Вполне комфортно чувствует себя человек на старом месте, и никому особо не интересен факт нарушения канонической дисциплины - совместных храмовых молитв с католиками (конкретно - с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем) на отпевании недавно почившего клирика его храма свящ. Георгия Чистякова. То же самое можно сказать и, к примеру, о священнике Владимире Лапшине, практикующем у себя в храме регулярные экуменические молебны с так называемой «общиной Тезе» и многих других. Я уже не говорю о совершенно одиозных сочинениях и деятельности игумена Петра (Мещеринова), занимающего высокую административную должность в Патриархии. (К нему мы еще не раз обратимся).

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/11/...

В редакции журнала в Новодевичьем монастыре. 1971-1981 гг. ЖМП 8 август 2011 /  2 сентября 2011 г. Главный редактор. Воспоминания очевидца Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных 80-летию " Журнала Московской Патриархии " . Почти 33 года его главным редактором был митрополит Питирим (Нечаев). Редакция стала тогда для Церкви настоящей " кузницей кадров " . Вспоминает один из воспитанников владыки .   " Неформатный " священнослужитель Первое знакомство с владыкой Питиримом, тогда еще архиепископом, оказалась " односторонним " . В Московской духовной семинарии вновь поступившие приступали к занятиям не сразу 1 сентября, а лишь прослушав вступительные лекции лучших профессоров. Позже я узнал, что этот порядок был заведен именно архимандритом Питиримом, когда он в 1959 году стал инспектором Московских духовных школ. А в 1978-м праздник «первоклашек» длился дней десять, и где-то вначале, пока погода была еще теплая, состоялась паломническая поездка по московским храмам. После десятка остановок ближе к вечеру группа почти в 150 человек на экскурсионных автобусах подтянулась к Новодевичьему монастырю. Там прямо в трапезном храме семинаристов ожидали бутерброды и горячий чай, которым угощали сотрудницы редакции " Журнала Московской Патриархии " . Редакция тогда занимала тесные помещения при этом храме и на территории монастыря, но владыки на месте не было. Когда семинаристы уже потянулись через монастырские ворота обратно к автобусам, они и повстречались с гостеприимным хозяином. Я увидел владыку, уже окруженного толпой молодых людей в черных семинарских кителях. Кто-то предложил сфотографироваться. Озорно оглянувшись, владыка резво ступил на склон у крепостных стен. Желающих запечатлеться с ним всё прибывало. Это еще больше развеселило владыку, он ребячливо перешагнул повыше, чтобы вся толпа уместилась вокруг него. Так вот он какой, владыка Питирим! Смеющиеся добрые глаза на тонком благородном лице, длинная, тогда еще не совсем седая борода. Его веселость не была безмятежной. Чувствовалось, что этот человек всему знает цену.

http://e-vestnik.ru/analytics/glavnyy_re...

Встречи со священником Александром Дьяченко состоялись в Санкт-Петербурге февраля 2016 В Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря 17 февраля состоялся открытый урок внеклассного чтения на тему " Духовные маяки в море житейском " для учащихся 5-6-х классов. Его провела учитель русского языка и литературы Лилия Гурова. Гостем школы стал священник Александр Дьяченко. На встрече присутствовали завуч школы Ирина Чумак, руководитель духовно-просветительского центра при монастыре  иерей Алексий Красавин и представитель издательства " Никея " в Санкт-Петербурге Анна Ершова . Открывая урок, педагог заметила, что великие писатели подобны духовным маякам. Они были глубоко верующими людьми, и если бы в их сердцах не было горячей веры в Бога, они бы не создали выдающиеся произведения. Своей верой и своими произведениями они спасают нас. Даже неверующие люди, читая великие произведения, через творчество приходят к Богу. Ученики прочитали стихотворения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Константина Симонова и рассказали о своем понимании роли веры в Бога в жизни этих авторов. Ученик пятого класса Арсений Квасов, в частности, сказал, что все русские поэты воспевают красоту Богом данного мира, их творчество боговдохновенно, и в их произведениях можно найти много евангельских сюжетов.  Отец Александр рассказал, что с детства любил читать: " Таким образом в моей в душе создавалась почва, которая потом приняла христианское слово. Когда я стал взрослым, мне понадобилось что-то сказать. И я стал писать. Могу сказать, что писать легко. Надо только знать, что хочешь сказать и зачем это делаешь " . " Я пишу с расчетом на то, что мои внучки будут читать мои книжки, когда меня уже не будет, и таким образом мой разговор с ними продолжится в вечности. А вместе с моими внучками книги будут читать и другие дети. Это моя мечта и задача " , - сказал отец Александр. Человек, по его словам, постоянно учится. А потом  начинает отдавать. Когда он проходит через испытания и сопереживает людям, его душа обогащается, и впоследствии он может создать великолепные произведения. " Любите читать и погружаться в книгу. Учитесь смотреть вокруг себя и замечать. Сейчас ваша задача - не столько писать, сколько впитывать. Придет время, и вы ощутите плоды того, что много читали в детстве. У вас сейчас замечательное время, рядом с вами родители и учителя, есть возможность с детства ходить в храм, читать Евангелие. У людей моего поколения не было такой возможности " , - отметил отец Александр.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010