473. Слово в Церкви Пресвятой Богородицы в честь иконы Ее Смоленской, в Новодевичьем Монастыре, о крестном ходе (Говорено июля 28) 961 . 1825 Бысть же ходящим им, и Сам вниде в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. ( Лук. Х, 38 ). Блаженна ты, неизвестная по имени весь: ибо Христос, Господь славы, посещает тебя. Благословен ты небогатый, вероятно, дом: ибо Христос, богатый милостию, входит под кров твой. Закхей погибал от страсти любостяжания; но посещением Христовым «спасение дому» его «бысть» ( Лyk. XIX, 9 ). Будет спасение и дому Марфы, принявшей Спасителя; будет без сомнения. Блаженно и всякое место и дом, которые удостоиваются посещения Божественного. Наипаче же блажен человек, достойно приемлющий Божественное посещение; ибо для него только и место невместимый Бог посещает. Место, где мы теперь находимся, свидетельствует, что и малое, по-видимому, посещение Божественное может оставить по себе благодать великую и продолжительную. Не было здесь ниже безвестной веси, ниже убогого жилища, когда Преблагословенная Богородица Своим священным и чудотворным изображением, на краткое время, только мимо шествуя, посетила место сие, и се – видим здесь, и целым градом чтимый дом славы Божией, и сохраненную веками обитель спасения. Совершая в настоящем торжестве как бы некое подражание первоначального благодатного посещения, блаженны мы, если хотя сие благочестивое воспоминание как бы самое благодатное посещение достойно приимем. О если бы – скажет иной – о если бы только посетил меня Бог Своим благодатным посещением! Как бы уже не принять Его мне с благоговением, с усердием, и следственно так, как благоугодно посещающему? Вопреки сему справедливее можно сказать: о если бы только ты был способен, расположен, готов принять достойно благодатное посещение! Возможно ли, чтобы тотчас не посетил тебя Бог, Который по слову Иова «внимает умом» к человеку, «посещение творит ему по всяко утро, и во всякое мгновение испытует его» ( Uob. VII, 17–18 )? Но что препятствует человеку с успехом искать Бога и достойно принимать Его благодатное посещение? – Евангельское повествование о Марфе, принявшей Господа в дом свой, к наставлению нашему показывает, что наиболее препятствует в том житейское попечение или пристрастие к земному.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Д.К. Тренев Иконостас Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря. Образцовый русский иконостас XVI-XVII веков, с прибавлением краткой истории иконостаса с древнейших времен Скачать epub pdf Издано при церковно-археологическом отделе общества любителей духовного просвещения, Издание автора, 1902 Краткая история иконостаса с древнейших времен Иконостас в виде высокой стенки, составленной из нескольких поясов икон, отделяющий алтарь – место для священнодействия – от остальной части храма, предназначенной для молящихся, составляет необходимую принадлежность наших православных храмов. Вышеуказанная его форма настолько обычна, что можно было бы думать, что таковою существовала она и в глубочайшей древности. Однако же научные исследования и приводимые ниже неоспоримые данные убеждают нас, что форма наших иконостасов с веками испытала перемены и совершенно удалилась в своем виде от первобытного типа. Существование иконостаса, но не в нынешнем виде, а в виде невысоких решетчатых преград, относится к первым векам христианства. Подобные алтарные преграды сохранились в древних «криптах» или подземных церквах катакомб, где первые христиане совершали свое богослужение, скрываясь от преследований язычников. Ограждение алтаря невысокими первоначально решетками было вызвано необходимостью охранить священнослужителей от напора толпы во время богослужения и для того, чтобы его совершение его ничем не стеснялось. Проф. Н. Красносельцев в своих „Очерках из истории христианского храма“ высказывает 1 предположение, что вышеуказанные причины устроения алтарных преград должны были иметь полную силу и в первые три века. Поэтому очень вероятно, что алтарные преграды устраивались даже в домашних и подземных церквах, где неудобство тесноты могло быть еще чувствительнее, чем в открытых церквах... Довольно значительные остатки таких решеток, вырезанных из мрамора по очень изящному рисунку, сохранились до настоящего времени. По указанию де-Росси, между ними есть одна очень древняя, с надписью от конца III века 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константин Малофеев: «Мы фиксировали чудеса исцеления и покажем их после выезда Даров из Святой Руси» Дарам волхвов в Санкт-Петербурге поклонилось более 165 тысяч паломников 18.01.2014 1295 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Рождества Христова в пределы Русской Православной Церкви впервые была принесена священная реликвия Афона — Дары волхвов . Встреча святыни состоялась в столичном аэропорту Внуково 6 января 2014 года. В Москве святыня пребывала с 7 по 13 января в Храме Христа Спасителя. 14 января святыня была доставлена в Санкт-Петербург, где находилась в Казанском храме Новодевичьего монастыря до 17 января. Последний молебен перед священной реликвией Афона в Казанском храме совершил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Царскосельский Маркелл, сообщает Патриархия.ru. В аэропорту Пулково святыню провожали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернаторы Игорь Дивинский, Василий Кичеджи, представители Санкт-Петербургской митрополии, организатор принесения святыни в пределы Русской Православной Церкви, председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев. Как сообщил руководитель оргкомитета по принесению Даров в Петербург вице-губернатор Василий Кичеджи, с 14 по 17 января паломничество к святыне совершили более 165 тысяч человек, и отрадно, что почти четверть из них — молодые люди в возрасте до 30 лет. Он поблагодарил организаторов, Санкт-Петербургскую митрополию и настоятельницу Новодевичьего монастыря игумению Софию (Силину) за организацию паломничества. Руководитель Фонда Василия Великого Константин Малофеев выразил благодарность городу и петербуржцам «за прекрасную организацию пребывания Даров волхвов в Санкт-Петербурге», пишет сайт администрации Петербурга . «Мы фиксировали чудеса исцеления и покажем их после выезда Даров из Святой Руси», - заявил Константин Малофеев, провожая святыню. Он отметил, что Дары побывали в Петербурге в самый праздничный период - святки. «Я сам общался с людьми в очередях и на выходе из Храма - это удивительно добрые и великодушные люди», - цитирует слова Малофеева « Петербургский дневник ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/18/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пояс Пресвятой Богородицы в Петербурге Великая христианская святыня из Ватопедского монастыря на Афоне будет находиться в Новодевичьем монастыре с 20 по 24 октября 11.10.2011 6133 Пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне будет пребывать в Санкт-Петербурге с 20 по 24 октября. Поклониться великой христианской святыне можно будет в Новодевичьем монастыре (Московский пр., 100), сообщает сайт Петербургской епархии . До сих пор святыня никогда не бывала в России. Ее принесение организует Фонд Андрея Первозванного. Много лет ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Благодаря предстательству Божией Матери пояски помогают женщинам в исцелении бесплодия, способствуют здоровому вынашиванию и рождению ребенка. Поскольку Пояс Богородицы хранится на Афоне, куда доступ женщинам закрыт, у наших соотечественниц появится редчайшая возможность поклониться святыне, помолиться о даровании потомства, здоровья родным и близким. Пояс будет находиться в России с 20 октября по 23 ноября, посетит 12 городов. Одновременно пройдут специальные конференции в рамках программы Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы «Святость материнства». После Санкт-Петербурга святыня посетит следующие города: Екатеринбург — 24-27 октября, Норильск — 27-29 октября, Владивосток — 29 октября-1 ноября, Красноярск — 1-4 ноября, Дивеево — 4-7 ноября, Саранск — 7-10 ноября, Самару — 10-13 ноября, Ростов-на-Дону — 13-16 ноября, Калининград — 16-19 ноября и Москву — 19-23 ноября. Согласно преданию, отраженному в письменных византийских источниках, пояс и риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение хранились в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408) драгоценный ковчег с поясом Богородицы перенесли в Константинополь. Впоследствии святыня делилась на части, местопребывание которых не раз менялось.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/11/po...

Марта 9 (22) Священномученики Сергий (Лебедев), Димитрий (Гливенко), Алексий (Смирнов) и Сергий (Цветков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) В январе 1938 года власти арестовали священников Ухтомского благочиния Московской епархии. Священномученик Сергий родился 16 июля 1875 года в Москве в семье диакона Павла Лебедева , служившего в Екатерининском храме на Большой Ордынке. Семья с семидесятых годов XIX века жила в Замоскворечье и поддерживала тесные отношения с диаконом Феодором Соловьевым, который служил тогда в церкви святителя Николая в Толмачах, – будущим затворником Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонахом Алексием. В 1896 году Сергей Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и поступил преподавателем Закона Божия в Московскую Мароновскую церковноприходскую школу. Кроме того, с 1897 года состоял надзирателем Перервинского Духовного училища. В 1898 году он был рукоположен в сан священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. С этого времени отец Сергий стал преподавать Закон Божий в одноклассной церковной школе при монастыре. С 1900 года он был законоучителем в воскресной школе Хамовнического попечительного училища, с 1902 года – помощником заведующего церковноприходской монастырской школой, а с 1910 года – за коноучителем в детском приюте. С 1911 года являлся почетным членом Совета детских приютов. Отец Сергий был отмечен церковными наградами: в 1905 году – набедренником, в 1911 году – скуфьей, в 1914 году – камилавкой. В 1901 году скоропостижно скончалась супруга отца Сергия София, с которой они прожили около четырех лет, и он остался с трехлетним сыном Борисом. В дом, где жил отец Сергий, близ Новодевичьего монастыря, перебрались его сестры Екатерина и Прасковья, а чуть позднее его мать, Мария Павловна, которая, похоронив мужа, взяла на себя заботы о воспитании внука. После смерти жены отец Сергий поехал в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию, чтобы посоветоваться, как жить дальше: остаться ли духовником в женской обители (в то время в женских обителях, как правило, были женатые священники) или перейти в другое место. Отец Алексий сказал ему: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Москва. Новодевичий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1524. Ссылки:     Адрес: Москва, Новодевичий проезд, дом 1. Координаты: 55.726849, 37.557833 Проезд: До монастыря можно добраться от станции метро «Спортивная» автобусами и 132, а также троллейбусами и 15. Можно дойти и пешком — это займет минут десять. На автомобиле: из центра нужно следовать по Новодевичьей набережной или Большой Пироговской улице; из области — по проспекту Вернадского и ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До монастыря можно добраться от станции метро «Спортивная» автобусами и 132, а также троллейбусами и 15. Можно дойти и пешком — это займет минут десять. На автомобиле: из центра нужно следовать по Новодевичьей набережной или Большой Пироговской улице; из области — по проспекту Вернадского и Комсомольскому проспекту с выездом после пересечения Третьего транспортного кольца на улицу Хамовнический Вал и далее поворотом на Большую Пироговскую. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Новодевичий монастырь, 1 класса, в Москве, на Девичьем поле. Основан в 1524 году великим князем Василием Иоанновичем по случаю возвращения Смоленска, бывшего более 100 лет под властью Литвы. Во время Польско-Литовского нашествия монастырь служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. В 1611 году пан Гонсевский выжег его. По вступлении на престол Михаила Федоровича монастырь был возобновлен. Иконостас соборного храма, в честь Смоленской иконы Божией Матери, состоит из икон старинного письма, принадлежащих царицам и царевнам. Стены, своды и столбы собора покрыты фресками. Здесь погребена царевна София Алексеевна. Ежегодно 28 июля из Кремлевского Успенского собора совершается крестный ход в монастырь, в память возвращения Смоленска от Литвы. В монастыре находится список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, поставленный в 1525 году, список с подлинной Иверской иконы Божией Матери, иконы Богоматери «Взыграние» и Живоносного источника. При монастыре училище, приют для сирот-девочек и две богадельни.

http://sobory.ru/article/?object=03275

Н.А. Маясова Принятые сокращения Вишневская 1989 – Вишневская И. И. Орнаментальное шитье//Русское художественное шитье XIV – начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская. М., 1989. С. 83–131. Вишневская 1998 – Вишневская И. И. Саккос из ризницы храма Христа Спасителя//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 93–101. Вишневская, Смирнова 2000 – Вишневская И. Я, Смирнова H.A. Облачения Соловецкого монастыря Ц Соловецкий монастырь: Книга-альбом. м.; СПб. Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 – Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 года – РНБ, 78/1317. Вкладная книга Новодевичьего монастыря 1б75 – Вкладная книга 7183 года Московского Новодевичьего монастыря – Музей «Новодевичий монастырь», инв. 104027/1-НДМ. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987 – Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987. Выставка VIII Археологического съезда 1890 – Выставка VIII Археологического съезда//Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. M., 1897. Т. 4. С. 207–242 и табл. Выставка шитья допетровского времени 1923 – Выставка шитья допетровского времени – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75–77. Вьюева 1991 – Вьюева H.A. Живописец Василий Познанский (К истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)//Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 97–110 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моек Кремля; 8). Георгиевская-Дружинина 1929 – Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке//Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 109–132. Георгиевская-Дружинина 1945 – Георгиевская-Дружинина Е.В. История женского художественного труда в XVII веке: Работа строгановских золотошвейных мастерских. Дис. канд. искусств. М, 1945. Георгиевский 1895 – Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при братстве Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. Георгиевский 1911 – Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Новый летописец (XI) К оглавлению 240. О приезде смолян к гетману и об отходе гетмана. Гетман же Жолкевский с русскими людьми стоял в Можайске, и приехали к нему смоляне и возвестили ему, что царя Василия с царства ссадили. Гетман же Жолкевский пошел из Можайска и хотел встать в Звенигороде; и приехали к нему остальные смоляне из Москвы и возвестили ему, что царя Василия постригли [в монахи]. Он же пошел к Москве и встал на Хорошевских лугах на Москве-реке. 241. Об избрании королевича на царство. В Москве же бояре и все люди московские, не переславшись с городами, избрали на Московское государство литовского королевича Владислава и пришли к патриарху Гермогену и возвестили ему, что избрали на Московское государство королевича Владислава. Патриарх же Гермоген им с запрещением говорил: «Если будет креститься и будет в православной вере, я вас благословлю, а если не будет креститься, то разрушение будет всему Московскому государству и православной христианской вере, да не будет на вас нашего благословения». Бояре же послали к гетману о съезде. Гетман же с ними встретился и говорил о королевиче Владиславе. И на том уговорились, что королевича на Московское государство дать и креститься ему в православную христианскую веру. Гетман же Жолкевский говорил московским людям, что «даст де король на царство сына своего Владислава, а о крещении де пошлете послов бить челом королю». Патриарх же Гермоген укреплял их, чтобы отнюдь без крещения на царство его не сажали; и о том укрепились, и записи о том написали, что дать им [литовским людям] королевича на Московское государство, а Литве в Москву не входить: стоять гетману Жолкевскому с литовскими людьми в Новодевичьем монастыре, а другим полковникам стоять в Можайске. И на том укрепились, и крест целовали им всей Москвою. Гетман же пришел и встал в Новодевичьем монастыре. 242. О приходе к патриарху Михаила Салтыкова с товарищами. Пришли во град те враги богоотступники Михаил Салтыков да князь Василий Мосальский с товарищами, в соборную апостольскую церковь Успения Пречистой Богородицы, и пришли к благословению к патриарху Гермогену.

http://sedmitza.ru/lib/text/439342/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 9 (22) марта Священномученики Сергий Лебедев, Сергий Цветков, Алексий Смирнов  и Димитрий Гливенко В январе 1938 года власти арестовали священников Ухтомского благочиния Московской епархии, и среди них протоиереев Сергия Лебедева, Сергия Цветкова и Алексия Смирнова и священника Димитрия Гливенко и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Священномученик Сергий родился 3 июля 1875 года в Москве в семье диакона Павла Лебедева, служившего в Екатерининском храме на Большой Ордынке. Семья с семидесятых годов XIX века жила в Замоскворечье и поддерживала тесные отношения с диаконом Феодором Соловьевым – будущим затворником Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонахом Алексием, который служил тогда в церкви святителя Николая в Толмачах. В 1895 году Сергей Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и с 1896 года преподавал Закон Божий в Мароновской церковноприходской школе, а с 1897-го – в Перервинском духовном училище в Москве. В 1898 году он был рукоположен во священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. С этого времени отец Сергий стал преподавать Закон Божий в одноклассной церковной школе при монастыре. С 1900 года он стал законоучителем в воскресной школе Хамовнического попечительного училища, с 1902 года – помощником заведующего церковноприходской монастырской школой, с 1910 года – законоучителем в детском приюте. В 1901 году скоропостижно скончалась супруга отца Сергия София, с которой они прожили около четырех лет, и он остался с трехлетним сыном Борисом. С этого времени в дом близ Новодевичьего монастыря, где жил отец Сергий, перебрались его сестры Екатерина и Прасковья, а чуть позднее – его мать, Мария Павловна, которая, похоронив мужа, взяла на себя заботы по воспитанию внука. После смерти жены отец Сергий отправился в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию, чтобы посоветоваться, как жить дальше, остаться ли духовником в женской обители (в то время в женских обителях, как правило, служили женатые священники) или перейти в другое место. Отец Алексий сказал ему: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков».

http://fond.ru/foto/320/Aleksiy/

Е. Л. Конявская. К истории святыни Новодевичьего монастыря – Смоленской иконы Божией Матери   Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя «Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь» .  Главный храм обители– в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»– был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжем дворе «на десни стран от святыхъ двереи царскых» . Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и) с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и) с(ко)пъ Смоленьск» . Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет – упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг – победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском соборе . Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета. О том, что икона в какой-то момент оказалась в Москве в Благовещенском соборе Кремля, информация имеется в рассказе о ее возвращении по просьбе смольнян в Смоленск в 1456 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010