Санкт-Петербург. Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы при бывшем Николаевском сиротском институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1829 и 1834. Архитектор:Д. Квадри, П.С. Плавов Адрес: г.Санкт Петербург, наб. реки Мойки, 48 на территории РГПУ им. А.И. Герцена Координаты: 59.933788, 30.320018 Проезд:ст. метро " Гостиный Двор " , выход на канал Грибоедова (Екатерининский) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Здание церкви находится во внутреннем дворе институтского комплекса. Это отдельное трехэтажное здание, построенное в традициях русского классицизма. С главным корпусом соединено переходом. Внешний вид фасадов сохранился, только в фронтоне вместо исторического барельефа в советское время появился герб СССР. Проект здания церкви разработал в 1829 г. архитектор Д.Квадри. После его смерти в 1832 году строительством руководил П.С. Плавов, который переработал первоначальный проект. Работы были закончены в 1834 году. В феврале 1834 года церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После революции весь комплекс зданий Николаевского сиротского института отошел к Педагогическому институту (ныне РГПУ имени А.И. Герцена). В церкви был устроен клуб. Литература: Длужневская Г.В. Утраченные храмы Петербурга. - СПб, Издательский Дом " Литера " . 2003 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находящаяся при С.-петербургском Николаевском сиротском институте и Александринском сиротском доме, прежде была церковью С.-петербургского воспитательного дома. С.-петербургский воспитательный дом, основанный 1 октября 1770 года, находился первоначально близ Смольного Новодевичьего Воскресенского монастыря, на месте, которое ныне занимают градские богадельни. Особой церкви при этом доме не было, и крещение младенцев с другими церковными требами совершалось священниками Смольного монастыря, а погребение умиравших младенцев - причтом Большеохтинского кладбища.

http://sobory.ru/article/?object=10054

Скачать epub pdf Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был митрополит Московский Макарий († 1563; память 30 декабря). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, иконописец и просветитель. Можно говорить, что середина XVI века может быть названа временем митрополита Макария 1 . Как глава Церкви он созвал знаменитые Соборы в Русской Церкви в 1547, 1549 годах, на которых было прославлено множество русских святых, «новых чудотворцев», как их тогда называли 2 . Кроме того, в течение своей жизни он постоянно общался с подвижниками-современниками, которые позднее были причислены Русской Церковью к лику святых 3 . Прошло немало времени, и в 1988 году, в дни празднования тысячелетия Крещения Руси, святитель Макарий был канонизован. Прославление святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года открыло новую страницу в истории канонизация святых в Русской Церкви. Среди канонизованных в наши дни святых новомучеников и исповедников есть подвижники, подвизавшиеся значительно раньше, которые расширяют лик святых современников митрополита Макария. Среди них преподобная Елена, первая игумения Новодевичьего монастыря (†1547; память 18 ноября). К их числу следует отнести и святителя Суздальского Варлаама. Он родился, очевидно, в правление Великого князя Василия III (1505–1533). Его отец скончался в монашеском звании – инок Александр, мать, очевидно, – Ксения 4 . Будущего святителя при Крещении назвали Василием 5 . Его монашеский путь начался в Стефано-Махрищском монастыре. Здесь ранее подвизался его прадед – иеромонах Серапион, который помнил преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) и составил о нем первоначальные записи. Старец Серапион рассказывал об основателе обители своему внуку. Монашеский постриг будущего святителя совершил, очевидно, игумен Иона, который более тридцати лет управлял обителью. После его кончины в 1557 году Махрищским настоятелем был поставлен игумен Варлаам. В то время в монастыре было около шестидесяти человек братии. В день памяти преподобного Стефана, 14 июля 1557 года, игумен Варлаам благословил трапезнику монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить богомольцев. Чудесным образом все были накормлены. Таким образом, начало настоятельства нового игумена, совпавшее по времени с голодом на Руси 6 , ознаменовалось дивной помощью обители от ее святого основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Слово в день Иверской иконы Божией Матери Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря – Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего. В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложится к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. д. – это всем известно. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как на­поминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Изра­иля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, пред­водимого столпом облачным и огненным, а еще ранее – явление Бо­га Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бед­ствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в кото­рой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый си­лою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а це­лое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного вни­мания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни.

http://pravoslavie.ru/1516.html

Церкви Ржевской иконы Божией Матери в Москве Ржевская икона Божией Матери В старой Москве были всего две церкви во имя Ржевской иконы Божией Матери – на Пречистенском (Гоголевском) бульваре и на Поварской улице. Ни одна из них не дожила до нашего времени – обе были разрушены при большевиках. Ржевская икона названа по месту своего чудесного явления – близ города Ржева в деревне Клочки Оковецкой волости. В мае 1539 году там случилось чудо: в Духов день местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом на другой сосне чудесно помещалась икона Богоматери, старинного письма, причем слева от Богородицы с Младенцем был изображен свт. Николай Чудотворец. (Оттого в храмах, освящаемых во имя Ржевского образа, обычно устраивали Никольский придел). Инок Стефан, которого позвали прослышавшие о чуде местные жители, поднялся за святынями и когда ступил с ними на землю, от иконы засиял яркий необычный свет, и раздался сильный шум. Люди пали на колени, а потом узнали, что исцелился крестьянин, страдавший болезнью ног. Чудеса исцеления совершались во множестве – на одной только неделе их оказалось около 30. О  чуде, наконец, решили сообщить в Москву, царю и митрополиту. Узнав о том, власти решили соорудить в стольном граде  храм во имя новоявленной чудотворной иконы и, согласно старинной традиции, перенести святыни в Москву – для освящения устроенного храма, для всенародного поклонения и для снятия списка.  Будущему первому русскому царю Иоанну Васильевичу было тогда всего девять лет, но он пожелал видеть святыни в столице: за ними отправились игумен Новинского монастыря Исайя и дьякон Афанасий Курицын. В январе 1540 года  святая икона и крест были принесены в Москву. Малолетний государь с митрополитом Иоасафом, духовенством и всем московским людом торжественно встречали их в Новинском монастыре на Пресне.  К тому времени   в Москве уже воздвигли деревянную церковь недалеко от Кремля, близ будущих Пречистенских ворот – местность тогда именовалась Чертольем, ведь ни стены Белого города, ни ее Пречистенских ворот еще не было. Эту новосозданную церковь и собирались освятить во имя Ржевской иконы во время ее пребывания в Москве. Есть версия, что именно эта церковь, освященная во имя образа Пречистой Богоматери, потом дала имя улице Пречистенка. Обычно же считается, что царь Алексей Михайлович, часто молившийся в Новодевичьем монастыре пред Смоленским образом Божией Матери, повелел переименовать эту улицу, по которой с крестным ходом отправлялся в обитель к иконе Пречистой Богородицы. Еще говорили, будто бы церковь построили Ржевские, оттого она так и называлась. Но это – миф.

http://pravoslavie.ru/343.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви IX. Русская Православная Церковь 1970-1980 К оглавлению После блаженной кончины Патриарха Алексия I Местоблюстителем Патриаршего Престола стал в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старейший по хиротонии из постоянных членов Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. 25 июня 1970 года Синод вынес постановление о созыве Поместного Собора. Была образована Комиссия по подготовке Собора из 22 деятелей: постоянных членов Синода, видных архипастырей и богословов во главе с Местоблюстителем. Комиссия разработала нормы представительства клириков и мирян на Соборе, утвердила процедуру соборных деяний и подготовила необходимые материалы к Собору. На приходских и епархиальных собраниях обсуждались важнейшие вопросы церковной жизни, высказывались суждения о кандидате на Патриарший Престол; народ единодушно высказался за митрополита Пимена. В канун Собора 26 мая 1971 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря состоялось Архиерейское Совещание. Предстояло утверлить Постановление Архиерейского Собора 1961 года с внесением изменений в «Положение об управлении Собора Русской Православной Церковью» на Поместном Соборе. С критикой этого постановления выступил архиепископ Брюссельский Василий. Он сказал: «Одобрить их я по совести ... не могу. Прежде всего, они нарушают церковные каноны, а именно 38-е и 41-е Апостольские правила, согласно которым «Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (правило 38) и «Предписываем епископу иметь власть над церковными вещами. И если ему следует вручать ценные человеческие души, то тем более ему можно управлять деньгами...» (41 правило). А между тем, по постановлениям 1961 года епископ совершенно отделен от всякого контроля над материально-хозяйственной стороной жизни приходов, также отстранены и настоятели приходов, представители и доверенные лица епископов... Говоря это, я отнюдь не предлагаю вернуться к порядкам 1945 года... Там был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни. Это имело результатом злоупотребления. Но в 1961 году произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так, чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками».

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74326.html 02 апреля 2010 Стенограмма беседы председателя Правительства России В.В. Путина и Святейшего Патриарха Кирилла 1 апреля 2010 года Источник:  http://www.sedmitza.ru/news/1084545.html Седмица.ру Ваше Святейшество, я хотел с Вами встретиться и обсудить проект закона, который сейчас должен урегулировать отношения в области собственности по культовым зданиям и сооружениям. Но прежде чем начать нашу беседу, я все-таки хотел бы выразить Вам слова благодарности за ту моральную поддержку, сочувствие, которые Вы и вся Русская Православная Церковь выразили в связи с последними террористическими актами в нашей стране – и в Москве, и в Дагестане. В таких случаях, безусловно, моральная поддержка важнее, чем даже материальная. Собственно говоря, это в традициях Русской Православной Церкви – в сложные минуты всегда быть с людьми. Большое Вам спасибо. Что касается темы нашей встречи, то Вы знакомы с проектом этого закона. Как мне доложили, у Вас есть замечания. Мне бы хотелось сегодня обсудить с Вами эти замечания. Действительно, в России большое количество культовых зданий и сооружений. Только памятников у нас – 12 тысяч. Из них 11 тысяч – это православные памятники, шесть с лишним тысяч – памятники федерального значения. Разумеется, мы должны исходить из исторической справедливости, из потребностей религиозных организаций. Мы также – Вы знаете, как я к этому отношусь – аккуратно должны разбираться с прошлым, с тем, чтобы все наши действия, направленные на достижение этой справедливости, не привели к каким-то негативным последствиям, не разрушили бы то, что сложилось на сегодняшний день. Имею в виду, конечно, прежде всего, те здания и сооружения, которые используются под различные общественные нужды, музейное дело и так далее. В целом нам до сих пор удавалось решать эти проблемы, в том числе и по Новодевичьему монастырю. Главное, чтобы государство и региональные власти могли вовремя и своевременно создавать необходимые условия для переезда тех или иных учреждений в подготовленные, современные здания.

http://religare.ru/2_74326_1_21.html

     В сентябре стартовал конкурс имени Шмелева. Как проходит конкурс «Лето Господне»? Какие этапы предстоит пройти участникам? С какими ошибками сталкиваются организаторы в процессе? И как желать победы тихо? О конкурсе «Лето Господне» рассказал член конкурсной комиссии — поэт, учитель истории, обществознания и права московской школы 1861 «Загорье» Александр Орлов. Как это происходит — Для кого и когда проводится конкурс «Лето Господне»? — Конкурс проходит уже четвертый сезон. В нынешнем году мы решили ничего не менять, после заочного пройдёт очный этап, когда финалисты приедут в Москву. Изменятся только некоторые предложенные конкурсантам темы работ. Постараемся побольше показать столицу финалистам и их сопровождающим. Хочу заметить, что над призами победителям и финалистам задумывается митрополит Климент глава Издательского Совета, который как никто другой старается, чтобы награждение всегда показывало, что Конкурс серьезный и важный. — 40 лучших участников, которые пройдут отбор, окажутся весной в Москве на очном этапе, напишут итоговую работу. Но помимо этого, что их ждет? Какую программу вы для них готовите? — Срок, на который участники попадут в столицу — очень короткий, причем для многих это будет первое знакомство с первопрестольной. Мы хотим показать красоту нашего города с позиции истории — и светской, и церковной. Это подразумевает экскурсии по всему историческому центру, по Красной площади, в важнейших монастырях и храмах. Естественно, ребята посетят Храм Христа Спасителя, побывают в Новодевичьем монастыре, и в Донском, прикоснутся к истории русского Православия, погрузятся в нее. Надеюсь, для многих это будет незабываемо. Ребятам придется нелегко, потому что программа их ждет очень насыщенная. Но по отзывам участников прошлых сезонов, эта насыщенность, эта полнота впечатлений всегда им самим необходима, они уезжают с чувством радости и благодарности. При этом ребята приезжают из совершенно разных мест — это не только Россия (включая самые дальние российские регионы), но и Белоруссия, и Украина, и Казахстан. Весь тот самый русский мир, о котором столько спорят, но который реально существует.

http://pravoslavie.ru/106220.html

  разделы   рассылка  распечатать Елена Новоселова На высокой передаче. РПЦ сможет оформить в собственность " объекты культурного наследия Источник:  Российская газета Сегодня " РГ " публикует приказ Минэкономразвития России " Об утверждении Примерной формы решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия... " Почти год назад принят Закон " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Однако процесс этот, как утверждают эксперты, на федеральном уровне так и не начался. Не хватало необходимых подзаконных актов, в частности, не были утверждены бланки – так называемые примерные формы для решения о передаче в собственность того или иного объекта. И дело, похоже, скоро сдвинется с мертвой точки, считает руководитель юридического отдела Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). – Кроме Новодевичьего монастыря что-то еще Церкви уже передали? – Действительно, случай с Новодевичьим монастырем – наиболее яркий пример недавней безвозмездной передачи Церкви религиозного объекта ЮНЕСКО. Однако этот монастырский комплекс был передан в безвозмездное пользование, а не в собственность. Кроме того, передача была осуществлена до вступления в силу нового закона, то есть в соответствии с прежним законодательством. Других случаев передачи федерального имущества в ближайшее время не зафиксировано, но и не могло быть зафиксировано: все необходимые подзаконные акты отсутствовали. Четыре акта были приняты весной-летом с. г. Еще два сегодня публикуете. Остался еще один подзаконный акт, проект которого на днях минэкономразвития внесет в правительство РФ: это проект постановления правительства РФ о порядке формирования плана передачи религиозным организациям федерального имущества, закрепленного за федеральными учреждениями (предприятиями). Только после принятия всех подзаконных актов процесс безвозмездной передачи религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения будет начат.

http://religare.ru/2_89911.html

а) «Смоленская икона Божией Матери», иначе называемая еще Одигитриею, или, с греческого языка, путеводительницею, очень древняя. По преданию, она написана св. евангелистом Лукою и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этою иконою греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудраго. Тогда эта икона, будто бы, и названа Одигитриею – путеводительницею, так как она была путеводительницею царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск, устроив для нея соборный храм Уепения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленскою. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск, от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатною силою иконы Ея, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий, во время битвы, смертельно ранен был в голову стрелою. Через 260 лет после того, этою же Смоленскою иконою литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за московского князя; тогда же святая икона Смоленская была пересена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того, смоляне выпросили свою икону у великих князей московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нея точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами. Настоящая же Смоленская икона Одигитрия оставалась в Смоленске до начала нынешняго столетия, до 1812 года; в этом году, неизвестно почему, она перенесена была в город Ярославль. Но в Смоленске с 1602 года существует еще другой образ Богоматери, особенно чтимый верующими. Эта другая Смоленская икона особенно прославилась в 1812 году, во время нашествия на русскую землю двадесяти язык. Икона эта была в рядах русских войск, во все время нашей великой отечественной войны; с нею наши воины мужественно сражались в знаменитую Бородинскую битву, – и ее благодатной силе приписывали счастливый успех над врагами. По освобождении нашего отечества от галлов и двадесяти язык, военачальниками русскими Смоленская икона была возвращена в Смоленск с богатыми приношениями. Икона эта и ныне находится в Смоленске, в каменном храме над проезжими воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Аборт – это мужской грех». Беседа со священником Кириллом Ивановым, духовником медико-просветительского центра «Жизнь», врачом-кардиологом Источник: Русская линия Возвращение к традиционным семейным ценностям… Одна эта формулировка сегодня может вызвать протест у многих из нас, даже у тех, кто считает себя верующими. Между тем, именно так определяет свою основную задачу петербургское отделение Православного медико-просветительского центра «Жизнь», которое уже пять лет действует при Воскресенском Новодевичьем монастыре. Центр занимается просветительской деятельностью и помощью женщинам, находящимся в кризисной ситуации, а конкретнее и жестче – борьбой с абортами. Каждое первое воскресенье месяца в Казанском храме Новодевичьего монастыря совершается молебен перед иконой святых Вифлеемских младенцев. Участники молебна молятся о спасении зачатых детей и уже рожденных младенцев, о благополучном разрешении от бремени, о прощении греха аборта. В 2005 году был совершен крестный лёт вокруг Санкт-Петербурга с иконой Вифлеемских младенцев и частицами их мощей. Но вера без дел мертва, и Центр живет не только молитвенной жизнью. Во многих женских консультациях созданы кабинеты кризисной беременности, в которых сотрудники Центра беседуют с женщинами, идущими на аборт, и предлагают им любую помощь – если те согласятся сохранить беременность. На сайте www.lifecenter.spb.ru можно увидеть фотографии детей, к рождению которых причастны не только их родители, но и сотрудники Центра. О том, как можно помочь детям выжить, а их матерям – удержаться на краю греха, мы беседуем с духовником центра «Жизнь», врачом-кардиологом, священником Кириллом Ивановым. – Отец Кирилл, на сайте вашего центра я прочитала о том, что, согласно опросам, 85% женщин, идущих на аборт, не отдают себе отчет в том, что внутри них находится живой ребенок, которого они обрекают на страшную смерть. Как Вы думаете, были ли эти женщины искренни? – Учитывая те знания, которые дает нам медицина, внутриутробные съемки, фиксирующие развитие ребенка, можно сказать, что большинство женщин, которые решились на аборт, вполне отдают себе отчет в том, на что идут. Но женщине об этом не хочется думать и говорить, ей хочется идти на поводу у так называемого общественного мнения. А общественное мнение таково: женщина сама должна сделать выбор, эмбрион – это часть ее тела. И женщина за такие слова, как за соломинку, хватается и, по сути, уходит от разрешения этой проблемы.

http://pravoslavie.ru/36465.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010