Герцена им., санаторий. Церковь Александра Невского. Подворье Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, оштукатуреная ассиметричная усадебная церковь-усыпальница, построена на средства княгини О.А.Щербатовой в неорусском стиле в 1915-1917г.г. (проект В.А.Покровского), отреставрирована в 1990-х (проект В.В.Овчинниковой), притвор в 1999г. Кубический объем небольшого храма увенчан довольно крупным световым барабаном под луковичной главкой. Со всех сторон к нему примыкают различные пристройки - с востока алтарь, с запада обширный притвор, с северо-востока отдельная пристройка с главкой. Декоративное убранство здания стилизует формы древнерусского зодчества, барабан украшает аркатурный пояс, окна наличники в духе ростово-ярославского зодчества. Главный престол Пантелеимона Целителя, в подклете Александро-Невский придел. В сер. ХХ в. перестроена. Возвращена верующим в 1991, отреставрирована. C сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ Храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Марьино был построен в имении князей Щербатовых – селе Васильевском в 1915-1916 г.г. Княгиня Ольга Александровна Щербатова (урождённая Строганова) решила устроить храм как фамильную усыпальницу после смерти сына Александра Александровича и последовавшей через 3 месяца смерти мужа Александра Григорьевича Щербатовых. В период с 1915 по 1916 г.г. на Марьиной горе в селе Васильевском рядом с княжеским домом (замком) был возведён уникальный по своей архитектуре храм. Проект храма был заказан архитектору Императорского Двора Покровскому Владимиру Александровичу. Владимир Александрович приехал в имение в середине июля 1915 г. и, в соответствии с проектом, произвёл разметку под будущий фундамент. В конце сентября было получено разрешение на строительство из Московской Духовной Консистории. Каменные работы по кладке стен выполнялись зимой. Для этого над местом строительства устроили «тепляк» - временную конструкцию из рогожи, стекла, рам, сеток и стоек, сохранявшую внутри тепло. Тепляк отапливался дровяной печью и освещался керосиновыми светильниками в виде стеклянных шаров.

http://sobory.ru/article/?object=06655

Две эпохи – два «Добротолюбия»: преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник Скачать epub pdf Я рад возможности выступить с докладом о святителе Феофане Затворнике именно в этом зале, в этом здании. Начну, с Вашего позволения, с небольшого автобиографического воспоминания. Как в известном фильме говорится, «место встречи изменить нельзя». В 1969 году, то есть 43 года назад, я пришел к Владыке Питириму, еще не сюда, на Погодинскую улицу, а, как Владыка любил говорить, в кладовку Успенской церкви, потому что редакция Издательства Московской Патриархии располагалась тогда в подсобке Успенского храма Новодевичьего монастыря. Владыке было тогда 43 года, и, поглаживая тогда свою начинавшую седеть бороду, он важно сказал: «Ну, мне уже поздно заниматься богословием, мне уже 43 года, теперь ваше время». Это было ровно 43 года назад. А почему я вспомнил об этом – потому что при первой же нашей встрече разговор, конечно, коснулся святителя Феофана Затворника . Мы уже тогда его называли святителем, за много-много лет до его официального прославления в лике святых Русской Православной Церкви. Я вам могу показать: вот первая богословская книга… Знаете, как литературоведы любят говорить «мой Пушкин», «мой Достоевский», вот – мой Феофан. Вот с чего начинался мой Феофан! – из бабушкиной плетеной корзины эта книга «Письма в Бозе почившаго епископа Феофана» Тамбов, 1897 год. Таких книжек у меня несколько осталось – из библиотеки моего деда по маме, священника Никанора Немчинова. А дедушка, в свою очередь, был племянником архиепископа Димитрия (Самбикина) . Поэтому на книге еще и рука Владыки Димитрия, который пометил (тогда он еще епископом был): «епископ Димитрий». Так вот, это была первая богословская православная книга, которую я читал еще в юности. Поэтому, когда я пришел к Владыке Питириму, разговор у нас о святителе Феофана и начался. А потом, через пару дней, я был у него дома, на Часовой, он мне вынес и показал посох – простой, белый, только с круглым яблоком, безо всяких украшений посох, но зато выточенный руками самого святителя Феофана. Это была одна из святынь, которые хранил у себя покойный Владыка Питирим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Документы Стенограмма беседы председателя Правительства России В.В. Путина и Патриарха Кирилла 1 апреля 2010 года 02.04.2010 00:29 1 апреля 2010 г. в резиденции председателя Правительства Российской Федерации состоялась встреча председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина  и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации . В.В. Путин: Ваше Святейшество, я хотел с Вами встретиться и обсудить проект закона, который сейчас должен урегулировать отношения в области собственности по культовым зданиям и сооружениям. Но прежде чем начать нашу беседу, я все-таки хотел бы выразить Вам слова благодарности за ту моральную поддержку, сочувствие, которые Вы и вся Русская Православная Церковь выразили в связи с последними террористическими актами в нашей стране — и в Москве, и в Дагестане. В таких случаях, безусловно, моральная поддержка важнее, чем даже материальная. Собственно говоря, это в традициях Русской Православной Церкви — в сложные минуты всегда быть с людьми. Большое Вам спасибо. Что касается темы нашей встречи, то Вы знакомы с проектом этого закона. Как мне доложили, у Вас есть замечания. Мне бы хотелось сегодня обсудить с Вами эти замечания. Действительно, в России большое количество культовых зданий и сооружений. Только памятников у нас — 12 тысяч. Из них 11 тысяч — это православные памятники, шесть с лишним тысяч — памятники федерального значения. Разумеется, мы должны исходить из исторической справедливости, из потребностей религиозных организаций. Мы также — Вы знаете, как я к этому отношусь — аккуратно должны разбираться с прошлым, с тем, чтобы все наши действия, направленные на достижение этой справедливости, не привели к каким-то негативным последствиям, не разрушили бы то, что сложилось на сегодняшний день. Имею в виду, конечно, прежде всего, те здания и сооружения, которые используются под различные общественные нужды, музейное дело и так далее. В целом нам до сих пор удавалось решать эти проблемы, в том числе и по Новодевичьему монастырю . Главное, чтобы государство и региональные власти могли вовремя и своевременно создавать необходимые условия для переезда тех или иных учреждений в подготовленные, современные здания.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ЖМП 9 сентябрь 2011 /  7 октября 2011 г. Главный редактор. Воспоминания очевидца (часть II) Окончание. Начало в ЖМП . Мультимедиа-82 Слово «мультимедиа» хотя и появилось в середине 60-х годов в англоязычной среде, в современном значении получило распространение лишь в 90-х годах. Владыка Питирим, однако, уже с начала 80-х под крышей Издательского отдела на Погодинской улице собрал все основные мультимедийные формы информации. Он называл их употребительным тогда на Западе словом «массмедиа». Фотографией он увлекался с детства, а на склоне лет даже шутил, что признан лучшим в мире фотографом среди епископов. Фотолаборатория и обширная фототека были перевезены из Новодевичьего, где они еще прежде были устроены в Лопухинских палатах. А в новом здании владыка изначально запланировал выставочный отдел. Хотя передвижные фотовыставки о церковной жизни до конца 80-х демонстрировались только за границей, выставочный отдел (руководитель — Сергей Рождественский, позже священник) собрал московских фотохудожников, обогащая фототеку их произведениями. Еще в Новодевичьем существовал отдел кино (руководитель — И.Д. Ульянова), снимавший в основном хронику и раз в несколько лет представлявший новые фильмы. На Погодинке начали создаваться ленты, посвященные церковным будням. В 80-х годах конференц-зал Издательского отдела был самым большим кинозалом Русской Церкви. Получили развитие слайдфильмы, сопровождаемые фонограммой. Был создан отдел видеофильмов, который возглавил молодой послушник Псково-Печерского монастыря, выпускник ВГИКа Георгий Шевкунов, ныне архимандрит Тихон. Аудиоблок был реализован также с размахом, создан нотный отдел, издававший церковные песнопения (им заведовал диакон, впоследствии протоиерей Николай Парусников; †2004). Хор при Издательском отделе под управлением Ариадны Рыбаковой «озвучивал» сложные полифонические произведения русских композиторов, а «экспериментальный» хор Анатолия Гринденко осваивал средневековое знаменное и путевое пение. Обширная фонотека непрерывно пополнялась благодаря собственной студии звукозаписи, при которой имелась даже лаборатория по реставрации старых фонограмм.

http://e-vestnik.ru/church/glavnyy_redak...

Закрыть itemscope itemtype="" > Его сердце болело о мире 30.12.2008 298 Переживая тяжелую утрату в связи с кончиной Предстоятеля нашей Церкви, невольно вспоминаешь о былых встречах с человеком, которого мы все любили как доброго и заботливого Святейшего Владыку и отца. Мне впервые довелось увидеть будущего Патриарха в Ленинг радской Духовной школе: я был первоклассником-семинаристом, а он — блестящим выпускником академии. Кто мог знать тогда, что ему предстоит возглавить нашу Церковь, а мне — трудиться под его омофором в Священном Синоде? Я помню, как приснопамятный владыка Никодим, ища себе заместителя в Отделе внешних церковный сношений в епископском сане, с особым уважением отзывался о человеческих и пастырских качествах «отца Алексия из Эстонии». События развивались быстро, и в 1964 году уже Владыка Алексий стал управляющим делами Московского Патриархата, восприняв бремя ответственности за решение сложнейших проблем внутренней жизни Русской Православной Церкви в тех непростых исторических условиях. По восшествии на Патриарший Престол Его Святейшество использовал свой духовный потенциал для управления?величай­шей Православной Церковью. При всем своем опыте и широкой информированности, Святейший Патриарх был неизменно открыт для новых сведений, интересовался мнениями своих собратьев по епископату и их подходами к решению той или иной церковной проблемы. Он очень демократично вел заседания Священного Синода, терпеливо и вежливо выслушивал мнение каждого. Святейший Патриарх Алексий был добр и внимателен к людям. Невзирая на свою исключительную занятость, он всегда быстро находил время ответить на мои рапорты и обращения, связанные с управлением Московской епархией. С любовью храню многочисленные открытки Его Святейшества, написанные от руки, во время зарубежных поездок, изысканным и образным языком, содержащие меткие и емкие оценки важных церковных вопросов, по-человечески теплые, дружеские и заботливые. Для меня как управляющего Московской епархией, конечно, безмерно дорого то внимание, которое оказывал Святейший Патриарх развитию церковной жизни в Подмосковье. Он традиционно бывал в Новодевичьем монастыре на празднике Смоленской иконы Богородицы, с удовольствием посещал храмы и монастыри Подмосковья, искренне радуясь тому, как из руин восстают наши некогда поруганные святыни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > И модно, и Богу угодно На Руси крестить новорожденных - естественно, как дыхание 07.11.2007 565 Время на чтение 3 минуты Мое поколение втайне от партийных (или " сочувствующих " ) родителей крестили бабушки, что совсем не мешало нам быть прилежными пионерами, потом - активными комсомольцами, а (если повезет), и пламенными коммунистами. Писатель Юрий Нагибин рассказывал мне, что по дороге в школу на Чистых прудах обязательно заходил в церковь (она была по пути) и истово молился за маму, отчима, друзей семьи... И это не мешало ему, пионеру, редактировать школьную стенгазету " Безбожник " . Мой преподаватель научного атеизма в университете, полковник КГБ в отставке, стал крестным отцом собственного внука (это в семидесятых-то!). Он думал, что священный обряд хранит священную тайну... Но был скандал. " Крестному отцу-атеисту " впаяли по партийной линии. Меня тоже крестили тайно от отца. Втайне от мужа - офицера и коммуниста - моя будущая теща крестила мою будущую жену... Втайне от меня (возможно, просто чтобы не подставлять " публициста ленинской школы " , работавшего в комсомольской печати) бабушки крестили моего первенца - сына. Потом (уже с моего молчаливого согласия) крестили дочь. Младшего сына Арсения я повез крестить сам - в церковь Новодевичьего монастыря. Крестным отцом без колебаний (и даже с трогательным удовольствием) вызвался быть мой тесть - в свое время полковник Генштаба и секретарь партийной " первички " . Крестной матерью стала жена бывшего работника бывшего ЦК КПСС. Анекдот? Отнюдь! Наше всеобщее взросление плюс дыхание времени. Свежее дыхание... Тесть, подозреваю, в душе до сих пор коммунист, но глядя на него, смущенного, неловкого в исполнении незатейливых ритуалов обряда, добросовестно троекратно обегающего купель под сводами храма, целующего руку священнику, с росой на глазах тетешкающего заканючившего после омовения внука, любуясь тестем я лишний раз убедился в том, что ЛЮБОВЬ к конкретному существу выше любви ко всякой партии и ко всем постулатам ее программы вместе взятыми. Партийность - очередной виток заблуждений, а вера абсолютна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Крепнет братство звонарей, ширится география звонов " 15.05.2006 285 Время на чтение 5 минут Как показала Звонильная неделя, которая проходила в Москве с 23 апреля по 9 мая в рамках V Московского Пасхального фестиваля, всё увереннее звучит соборный голос нашей столицы - её колокола. К счастью, этот голос совести и тревоги, радости и надежды, который был отнят у неё в 1929-м, возрождён для нас и будущих поколений. Всё больше у нас и замечательных звонарей-профессионалов. На вопросы Пресс-службы Московской Патриархии отвечает один из организаторов праздника, " главный звонарь всея Руси " - старший звонарь храмов Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель общества церковных звонарей Московской Патриархии Игорь Коновалов. - Игорь Васильевич, Звонильная неделя, которая уже вышла за рамки календарной, - одно из самых значительных событий Московского пасхального фестиваля. По сути, это уже входящий в традицию ежегодный съезд звонарей. Причем не только России. Ведь, как и в прежние годы, приехали зарубежные гости - Ваши коллеги из Белоруссии, Украины , Латвии... - Вы правы, Звонильная неделя - это действительно своего рода самый крупный форум звонарей Русской Православной Церкви. До октябрьского переворота не было такого разорения, поэтому и не было нужды в съездах звонарей. Каждая колокольня в старой России была своеобразным центром, где отбирались и подбирались колокола, воспитывались звонари, культивировались звоны. Хотя, вполне возможно, к началу XX века такие вопросы всё же ставились. Но последующие трагические события оставили решать их уже нам. Что очень важно в нынешних ежегодных Звонильных неделях? Звонари имеют возможность съехаться в одно место. Москва - центр центров, сердце России. Наши гости имеют возможность пообщаться, поучиться, проникнуться духом столицы, духом кафедральных соборов. Колокола лучше сохранились в Москве, Ростове Великом, Вологде, Пскове, Печоре, Таллинне... Но, несмотря на то, что в Москве много всего было разорено, такого количества старинных колоколов, как здесь, больше нигде нет. Так, в Новодевичьем монастыре есть колокола, которые отлиты при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, царевне Софье, Петре Великом...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Обмирщение жизни не может не влиять на священнослужителей» Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил ежегодное собрание духовенства митрополии 15.12.2017 1116 Время на чтение 19 минут 12 декабря в Санкт-Петербурге состоялось ежегодное собрание духовенства в Синем зале епархиального управления, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Его открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. В выступлении ректора СПбДА архиепископа Петергофского Амвросия было сказано, что количество студентов как в целом, так и из епархии в академии уменьшилось. В этом году впервые работала экзаменационная госкомиссия, экзамены транслировались в учебный комитет. 57 выпускников бакалавриата получили дипломы гособразца по специальности «Теология». Благочинный монастырей епископ Кронштадтский Назарий рассказал о росте числа насельников Александро-Невской лавры, Новодевичьего монастыря. В Троице-Сергиевой пустыни и в Константино-Еленинском монастыре количество насельников не изменилось. Председатель миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе перечислил миссионерские конференции, в которых участвовали представители епархии. Председатель ОЦБСС протоиерей Николай Брындин рассказал о направлениях работы в сфере благотворительности, в частности, о помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениям архимандрит Алексий (Ганьжин) осветил три направления работы: просветительское, богослужебное и социальное. Игумен Силуан (Туманов), возглавляющий издательский совет, сообщил о взаимодействии с литераторами, желающими получить для своих книг гриф издательского совета Московской Патриархии, о презентациях книг Олеси Николаевой и других авторов. Председатель информационного отдела протоиерей Александр Сорокин сообщил, что количество сообщений на епархиальном сайте остается высоким, в день публикуется 3-4 информационных материала. Это прежде всего материалы, связанные со служением правящего архиерея, деятельностью епархиальных отделов и имеющие общеепархиальный характер.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти Лидии Соколовой На 69-м году жизни преставилась автор РНЛ, секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии, хранитель музея Александро-Невской лавры 16.06.2016 1070 Сегодня, 16 июня, на 69-м году жизни, после тяжелой болезни преставилась Лидия Ивановна Соколова , постоянный автор «Русской народной линии», секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии, хранитель музея Александро-Невской лавры, добрый друг нашей редакции. Лидия Соколова родилась 29 марта 1948 года в Германии, в семье участников Великой Отечественной войны. В 1974 году она закончила филологический факультет ЛГУ им. А.А.Жданова. Потом работала экскурсоводом в музее Петра I, Петропавловской крепости, музее городской скульптуры, в Городском экскурсионном бюро, в общеобразовательной школе преподавала предмет «Культура Петербурга», занималась исторической работой. В 1985 архимандритом Кириллом (Начисом) Лидия была крещена в православной вере. В 1990 году стала членом братства иконы Державной Божией Матери. В 1993-1994 годах работала посудомойкой в казачьей церкви Тихвинской иконы Божией Матери. С 1994 года Лидия Соколова стала прихожанкой Троицкого собора Александро-Невской лавры. В 1995-1996 провела научно-исследовательскую работу по определению места погребения игумении Новодевичьего монастыря Феофании (Готовцевой), в результате чего была установлена ее могила, над которой совместно с прихожанами Троицкого собора Александро-Невской лавры был установлен крест. С середины 1990-х годов Л.И.Соколова стала сотрудничать с православной прессой: журналом «СПб епархиальные ведомости», газетами «Православный Санкт-Петербург», «За православие и самодержавие», «Православие и жизнь», интернет-агентством «Русская народная линия». С 2000 года Лидия Соколова - член Комиссии по канонизации СПб епархии и ее секретарь (председатель - протоиерей Владимир Сорокин). По материалам, подготовленным ею для Комиссии по канонизации, были прославлены некоторые новомученики СПб епархии, например, прот. Григорий Сербаринов, прот. Михаил Чельцов. Принимала участие в составлении второго и подготовки третьего издания Синодика СПб епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/16/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Приходящего ко Мне не изгоню вон» 13.09.2011 626 Время на чтение 7 минут На вопросы главного редактора газеты «Православный Санкт-Петербург» Александра РАКОВА отвечает настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря игумения София (Силина). - За последние 100 лет человек сильно изменился - может быть, более, чем за последние 1000 лет. Мне кажется, что женщин эти изменения коснулись сильнее, чем мужчин: была эмансипация, равноправие и т.д. А женское монашество? Можно ли к современной насельнице монастыря предъявлять те же требования, что предъявляли к монахиням 100-200 лет назад? С другой стороны, может быть, в чём-то современные монахини лучше прежних? - Уже в XIX веке свт.Игнатий (Брянчанинов) писал обвинителям монашества, что каков мip, таковы и монахи, приходящие из мipa в обители. Mip вообще, и русский мip в частности, за последнее столетие претерпел изменения, которые не могут не отражаться на каждом человеке. Но душа по-прежнему стремится к счастью, страдает, любит, ненавидит, отчаивается, восстаёт... И требование к современной насельнице то же, что и 2000 лет назад: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и... возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37-39). Игумен Ватопедского монастыря архим.Ефрем спросил у старца Ефрема Катунакского, как руководить братством, тот трижды повторил: «Икономия, икономия, икономия». Нельзя забывать, какой каток 70-летнего безбожия прошёл по Русской земле. По-разному может человек, с детства воспитанный в христианской семье, и человек, пришедший к вере со временем, осуществить своё стремление служения Богу. Но задача монастырей неизменна - быть школой любви к Богу и ближнему. - Духовная семья вашего монастыря сложилась сама собой? Или вы специально отбирали сестёр? Есть ли у вас особые критерии отбора? Был ли отсев и каковы его причины? Как попасть к вам на послушание? И кого вы не возьмёте ни в коем случае? - Принимая сестёр, помню слова Спасителя: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6,37).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010