Пермского ун-та. Сер.: Рос. и заруб. филология. 2013. Вып. 1(21). С. 100-107; Карпук Д. А. Архиеп. Нил (Исакович) (1799-1874): Геолог, минералог, палеонтолог и богослов. СПб., 2015; Бушуева Е. С. Наследие Нерчинского Свято-Успенского мужского мон-ря: Приходской храм и его настоятели. Иркутск, 2016. С. 126-132; Правосл. духовные писатели Вост. Сибири XVIII - нач. XX в.: Мат-лы к биобиблиогр. словарю/Сост.: С. В. Мельникова и др. Иркутск, 2016. С. 21-34. Т. А. Богданова Иконография Известны живописные, графические и фотографические портреты Н. По воспоминаниям современников, он имел «статную и высокую фигуру… величественную осанку… хмурые брови и грозную речь…» (Из иркутских воспоминаний о преосв. Ниле (Исаковиче)//Ярославские ЕВ. 1880. 15. Ч. неофиц. С. 116). Живописный поясной портрет Н. в молодом возрасте, в бытность его епископом Вятским и Слободским, датируется 30-ми гг. XIX в. (после 1835; см.: Вятские преосвященные. 1909). Портрет хранился в ризнице вятского кафедрального собора (в наст. время - собрание Кировского обл. КМ, НВФ-15559/16). Владыка изображен благословляющим, с жезлом в левой руке; на нем - архиерейская мантия и клобук, на груди -панагия с образом Крещения Господня и орден св. Анны. В 1860 г. изданы 2 портрета Н.: литография П. Ф. Бореля (мастерская А. И. Траншеля, лист из изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1860. Вып. 1; один из экземпляров - в ЦАК МДА) и литография А. Т. Скино (лист из изд.: Слова и речи архиеп. Нила. Ярославль, 1860; внизу - факсимиле автографа). Вероятно, основой для этих близких по типу изображения эстампов послужила фотография. Владыка средних лет представлен сидящим в повороте вправо у стола, в рясе и клобуке с алмазным крестом, в его правой руке - закрытая книга, левая - обвита четками. На литографии Бореля на груди владыки - панагия, ордена св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), бронзовый наперсный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. для духовенства. На литографии Скино Н. изображен с панагией, орденами св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), св. Анны (знак), бронзовым наперсным крестом в память Крымской войны и золотым магистерским знаком. Литография Скино послужила образцом для портрета Н. на эмали 60-х гг. XIX в. (ГМЗРК. Ф-1567). К этому же иконографическому типу принадлежат и 2 живописных портрета Н., созданных худож. С. М. Мартыновым в 1863 г. (ГМЗРК. Ж-317; вариант портрета - ЯИАМЗ. 21614/Ж-909). Н. изображен сидящим в кресле с высокой спинкой у стола вполоборота вправо, левая рука лежит на закрытой книге, в правой - четки. Он облачен в рясу, клобук с алмазным крестом. На груди - панагия и те же награды: ордена св. Александра Невского, св. Владимира 2-й степени, св. Анны (только знак ордена), наградной крест для духовенства в память Крымской войны (1853-1856) и золотой магистерский знак.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

По вере буряты и тунгусы суть буддисты-ламаиты И только незначительная часть их шаманисты. В этой исполненной дикого величия стране, среди редкого некультурного населения благоустроенными пунктами являются только небольшое число городов с исключительно русским населением. Пролагаемая через область часть великого сибирского железного пути обещает быть источником коренного переворота для жизни этой интересной страны. Таковы внешние условия и среда для деятельности Забайкальской миссии. К Русской державе присоединено Забайкалье в половине XVII столетия. Тогда же Тобольский митрополит Павел снарядил в Забайкалье духовную миссию, которая не без успеха повела дело священной проповеди и основала там святые храмы и монастыри. В XVIII столетии, после некоторого перерыва, вероисповедническое дело посредством школы продолжил здесь Иркутский епископ святитель Иннокентий. В нынешнем столетии весьма усердным радетелем и тружеником миссионерского дела здесь был Иркутский епископ Нил (Исакович) , который сам занимался переводами на бурятский язык святого Евангелия и богослужебных книг. Но более твердо миссионерское дело в Забайкалье поставлено и организовано только с 1862 года, когда открыта была вместе с Иркутской Забайкальская миссия; отделена же от Иркутской в самостоятельную епархия и миссия Забайкальская только в 1894 году. В настоящее время в Забайкалье существует уже 23 миссионерских стана, в которых действуют 20 миссионеров и три сотрудника миссии: при миссии имеется 29 школ. Более осязательные плоды деятельности миссии за истекший 1898 год выражаются в следующих цифрах: святым крещением просвещено взрослых обоего пола ламаитов 29 человек, шаманистов 47 человек, а вместе с инородческими детьми всего окрещено было 300 человек. Как слабы и даже ничтожны эти цифры сравнительно с наличными силами буддо-ламаизма! Однако при тех немногих силах, какими располагает наша миссия, при всех наличных трудностях и препятствиях и этот успех христианской проповеди нужно признать значительным. Чтобы сколько-нибудь выяснить трудности миссионерского дела, необходимо обратить внимание на положение здесь язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

При нем было построено 28 церквей и молитвенных домов, устроены свечной завод и типография, а также миссионерская больница и аптека. Он основал 19 новокрещенских поселений с оседлым образом жизни. К 1895 году алтайская миссия имела: 14 станов, 47 церквей и молитвенных домов, 2 монастыря, приходское попечительство, многие благотворительные заведения. Вокруг станов оседлое жительство имели более 10.000 кочевников. В дальнейшем огромную деятельность развил начальник миссии архим. Макарий (Невский) , прозванный “Апостолом Алтая”. В 1882 году из Алтайской миссии была выделена самостоятельная Киргизская миссия, с центром в Семипалатинске. В царствование Николая I возникли новые миссии: Обнорская (1832), Кондинская (1844), Туруханская (1850). При Александре II были образованы: Сургутская (1867), Семиреченская (1868) (при миссионерском братстве в г. Верном; с 1871 года миссия числилась в Туркестанской епархии), миссия в Минусинском округе (1876), входившем в Енисейскую епархию. В Восточной Сибири миссии строились по образцу Алтайской. Из архиереев, ревнителей миссионерского дела, известны иркутские: 1. Михаил (Бурдуков), положивший начало Забайкальской миссии. 2. Нил (Исакович) , при котором крестились до 20.000 бурят и других инородцев. 3. Парфений (Попов), открывший Иркутскую и Забайкальскую (1862) миссии. В Иркутской он устроил 11 станов с великолепным составом сотрудников. В 1867 года он начал вводить богослужение на бурятском языке во всех бурятских приходах. К 1890 году миссия имела уже 18 станов, и число обращенных достигало 35.000 душ. Миссия имела также 14 школ, несколько благотворительных учреждений и оказывала сильное благотворное влияние на гражданский быт новокрещенных. Во главе Забайкальской миссии с самого начала стоял епископ Селенгинский Вениамин (Благонравов) . К 1890 году число станов в этой миссии достигло 22 при 25 школах. При Посольском монастыре было открыто центральное миссионерское училище, мастерская иконописи, богадельня, аптека. Наибольшее число обращений было среди тунгусов, якутов и карагезов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

семинарии, в 1850 г. пожалован епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии; в 1856 г. переведен в Вологду. Преосв. Виталий Щепетев (5-го курса), из ректоров С.-Петербургской академии, в 1837 г. рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, в 1842 г. переведен на епархию в Кострому, где и скончался на покое в 1846 году. Преосв. Арсений Москвин (5-го курса), с 1832 г. епископ Тамбовский, с 1841 г. архиепископ Подольский, с 1848 г. Варшавский, управляющий и Волынской епархией. Преосв. Феодотий Озеров (5-го курса), в 1837 г., из ректоров Рязанской семинарии, назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской митрополии; в 1852 г. переведен в Симбирскую епархию; в 1856 г. пожалован архиепископом. Преосв. Евгений Добротворский (6-го курса), скончался епископом Винницким, викарием Подольским, в 1841 г. Преосв. Исидор Никольский (6-го курса), из ректоров Московской семинарии, с 1834 г. епископ Дмитровский, викарий Московской митрополии, с 1837 г. епископ Полоцкий, с 1840 г. Могилевский; в 1841 г. возведен в сан архиепископа. В настоящее время митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член св. Синода и председательствующий Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Преосв. Афанасий Соколов (6-го курса), из ректоров С.-Петербургской семинарии, с 1841 г. епископ Томский, с 1853 г. архиепископ Иркутский, с 1856 г. Казанский. Преосв. Елпидифор Бенедиктов (6-го курса), из ректоров Воронежской семинарии, с 1842 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, с 1-го марта по 6 ноября 1848 г. Харьковский, потом Подольский, с 1851 г. Вятский. Преосв. Нил Исакович (6-го курса), с 1835 г. епископ Вятский, с 1838 г. Иркутский; в 1840 г. пожалован архиепископом; в 1853 г. переведен в Ярославль. Преосв. Феогност Лебедев (7-го курса), из ректоров С.-Петербургской семинарии, с 1848 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, с 1852 г. Вологодский, с 1856 г. Тобольский и Сибирский. Преосв. Платон Городецкий (7-го курса), из настоятелей Виленского Свято-Духова монастыря, в 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Скончался великий старец-иерарх в 1926 г. в Подмосковье, в 90-летнем возрасте, удостоенный незадолго до смерти титула митрополита Алтайского. В 50-х гг. его гробница была перенесена в храм во имя Всех святых в земле Российской Просиявших под Успенским собором Троице-Сергиевой лавры. К концу столетия Алтайская миссия имела до 70 церквей и молитвенных домов, 3 монастыря, 48 школ. В 1880 г. из Алтайской миссии выделена была Киргизская миссия с центром в Семипалатинске. В Енисейской епархии с успехом проповедовала христианскую веру язычникам-хакасам Минусинская миссия. На севере Сибири в Тобольской епархии подвизались миссионеры из Обдорской, Кондинской, Сургутской и Туру ханской миссий, в Туркестане была устроена Семиреченская миссия в городе Верном (ныне Алма-Ата). В Восточной Сибири иркутский архиерей Михаил (Бурдуков) в 1814 г. открыл Забайкальскую миссию для бурят. В этой Миссии трудились знаток бурятского языка священник Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Деятельным проповедником и просветителем язычников был архиепископ Иркутский Нил (Исакович) , занимавший кафедру в 1838–1853 гг. Он много путешествовал по бурятским селениям и считается в науке первым русским исследователем буддизма. Его сподвижником по переводу Священного Писания на бурятский язык стал Николай Нилов-Доржеев, по происхождению монгол и до крещения ламаист. Он уверовал во Христа в Даурии после видения Креста на небе. Став миссионером, Николай Нилов-Доржеев принял священный сан, до конца жизни он переводил священные и богослужебные книги на бурятский язык. Еще в конце 18 столетия апостольская проповедь русских миссионеров достигла Нового Света – Америки. По ходатайству основателя Американской компании Шелехова на Алеутские острова было послано 8 валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Миссия обосновалась на острове Кадьяк. Монахи построили храм и начали проповедовать Евангелие алеутам и крестить их. Архимандрит Иоасаф в одном из писем писал: «1794 г., сентября с 24 живу на острове Кадьяк. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил да более 2000 браков обвенчал, построили церковь , а время позволит – сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать». Один из миссионеров, иеромонах Макарий, после того как все жители Кадьяка были крещены, отправился на остров Уналашку, а иеромонах Ювеналий перебрался на Аляску и проповедовал там, пока не принял мученическую кончину от рук язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сперанский; они, впрочем, не были специальными миссионерами и не имели больших успехов; 2) Нил (Исакович) (1837–1853), после Ярославский, крестивший до 20 000 бурят и других инородцев и известный особенно своими переводами на монголо-бурятский язык богослужебных книг, которыми он занимался и в Иркутске, и в Ярославле с помощью протоиерея Николая Доржеева из бурят; особенно 3) Парфений, переведенный из Томской епархии, где он принимал близкое участие в делах Алтайской миссии (1860–1873). В 1861–1862 гг. он первый открыл в Иркутской епархии правильно организованные миссии Иркутскую и Забайкальскую. В первой он устроил 11 станов, для которых нашел и нужных деятелей частью в Сибири, частью в великорусских монастырях. Он и сам много миссионерствовал, лично разъезжая по бурятским кочевьям с проповедью; инородцы любили его и считали за особенную честь принять крещение из его именно рук; при нем крещено было до 8000 бурят. С 1867 г. он начал вводить богослужение на бурятском языке во всех бурятских приходах. После него во главе иркутской миссии поставлен был особый начальник архимандрит, а с 1883 г. иркутский викарий епископ Киренский. К 1890 годам число станов миссии возросло до 18, а обращенных ею насчитывалось до 35 000 душ. Миссия имела 14 школ и несколько благотворительных учреждений и оказывала сильное влияние на гражданский быт новообращенных, испрашивая им земельные наделы и расселяя их оседлыми селениями. На таких же началах и с такими же приемами действовала миссия Забайкальская, во главе которой с самого начала (с 1862 г.) был поставлен иркутский викарий епископ Селенгинский Вениамин (Благонравов), после архиепископ Иркутский († 1892). К 1890-м годам число станов этой миссии возросло до 22 с 25 школами; при Посольском монастыре открыто центральное миссионерское училище, мастерская иконописи, богадельня, аптека. Но обращений в Забайкальской области было меньше вследствие особенной силы ламства и противодействия христианству бурятских языческих начальств. Наибольшее число обращений падает не на бурятский народ, а на племена тунгусов, якутов и карагазов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Сухумский. 1906 – еп. Орловский и Севский. 1908 – еп. Кишиневский и Хотинский, 1912 – архиеп. 1914 – архиеп. Тверской и Кашинский. Осенью 1917 по требованию епарх. съезда отправлен на покой. Член Собора 19171918 гг. по должности. 1918 – митр. Варшавский, выехать для управления епархией не смог в связи с отказом польских властей выдать въездную визу. 19211928 – аресты и ссылки. 19281933 – митр. Ленинградский и Гдовский. 19331937 – на покое. Расстрелян в поселке Бутово Московской обл. Канонизирован в 1997 (Обзор I. 373374). 1019 Лукьянов Сергей Михайлович (23.08.185502.09.1935). В 1879 окончил Медико-хирургическую академию. 1883 – д-р мед., приват-доц. Военно-медицинской академии. 1886 – проф. 1894 – директор Института экспериментальной медицины. 1905 – сенатор. 1906 – член Государственного совета. 19091911 – обер-прокурор Синода. С 1918 препод. института усовершенствования врачей. 1919 – проф. пединститута дошкольного образования. 1919 – арестован. 1920 – освобожден; проф. Государственного клинического института усовершенствования врачей. С 1930 – академик, пенсионер (Кривошеева. Дума. 483) 1028 Нил (Исакович ; 179921.06.1874). Окончил Могилевскую ДС, в 1825 – Петербургскую духовную академию, иеромонах, инсп. Черниговской ДС. 1828 – бакалавр, инсп. КДА. 1830 – архимандрит, ректор Ярославской ДС. 1835 – еп. Вятский и Слободской. За два года присоединил к Православной Церкви более 6 тыс. старообрядцев. 1838 – еп. Иркутский и Нерчинский. Активно занимался миссионерской деятельностью, перевел на монгольский язык Евангелие (частично), Служебник, Часослов, чинопоследования литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко св. причащению. 1840 – архиеп. В 1845 основал Нилову мужскую пустынь. 1853 – архиеп. Ярославский и Ростовский (Русское православие). 1049 Лапин Павел Дмитриевич (ок. 1878?). 1902 – окончил КазДА. 1903 – препод. Курской ДС. 1905 – препод. Казанской ДС. 1910 – магистр богосл. 1911 – доц. КазДА. 1914 –экстраорд. проф. Член Собора 19171918 гг. по избранию от КазДА. Избран в члены ВЦС (Обзор I. 319). 1053 Полянский Иван Васильевич (1898/991956/57). С 1921 в органах ВЧК. 19261930 – пом. нач. 6 отделения секретного отдела ОГПУ, ведавшего церковными вопросами; 19301935 – нач. отделения (с 1931 – 3 отделение СО ОГПУ, с 1934 – НКВД). 19351944 – в управлении НКВД по Ленинградской обл. 19441956 – пред. Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров (с 1946 – Совете министров) СССР. 1947 – уволен в действ. резерв органов госбезопасности (Одинцов. 519; Демидова). Читать далее Источник: Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом)/Александр Кравецкий. - Москва : Культурный центр " Духовная б-ка " , cop. 2012. - 711 с. (Серия: Церковные реформы). (Дискуссии в Православной российской Церкви начала XX века. Поместный собор 1917-1918 гг. и предсоборный период). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

3 В начале повести «Владычный суд» Н. С. Лесков упоминает свой рассказ «На краю света», вызвавший неоднозначные оценки в критике, и в подтверждение достоверности описанных в нем событий приводит тот факт, что в основу были положены воспоминания реального лица, известного иркутского епископа – преосв. Нила (Исаковича) , который сам рассказывал «бывшее с ним происшествие» известному промышленнику В. А. Кокореву, а тот, в свою очередь, пересказал услышанное писателю (Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 11 т. М., 1957. Т.6. С.89). 4 Тот, факт, что преосв. Нил мог быть прототипом главного героя рассказа, вызывал сомнения еще у современников архиепископа: «...как ни прямо и решительно указание г. Лескова на недавно почившего архиепископа Нила как героя рассказа, все, знавшие покойного, положительно скажут, что во всем рассказе нет ни одной черты сколько-нибудь на него похожей. Преосвященный Нил, в противоположность тому, что рассказывается о нем, когда служил в Сибири, слишком высоко смотрел на свое положение, и мы не знаем ни одного архиерея, который бы окружал себя такой толпою, как он, особенно во время своих редких поездок по епархии. Убеждения его, выражавшиеся в делах его, также хорошо всем известны, чтобы можно было найти в них хотя что-нибудь похожее на то, что ему приписывается в рассказе» (С края света ответ г. Лескову на рассказ его «На краю света»//Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1877. (12 марта). С.142). Приведенное выше высказывание явно предвзято, и ему не следует полностью доверять, хотя бы уже потому, что поездки преосвященного по епархии нельзя назвать «редкими»: за время своего пятнадцатилетнего управления Иркутской епархией Нил выезжал для ее обозрения более 13 раз, т.е. почти ежегодно. Однако буквального совпадения обстоятельства этих поездок с историей из рассказа «На краю света» действительно иметь не могли, уже хотя бы потому, что (за исключением одной, с 15 по 28 февраля 1842 г.) они предпринимались владыкой в летние месяцы. Нет ничего похожего на центральный эпизод рассказа – спасение епископа якутом – и в «Путевых записках». Однако, как представляется, правильнее всего прислушаться к мнению самого Лескова, который признает, что в рассказанном им случае «всего замечательнее» не буквальные совпадения, но «светлый и ясный взгляд» архиеп. Нила на мир и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

27.11.1904 ВЛАДИМИРСКАЯ 27.11.1904 09.06.1906 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 09.06.1906 28.05.1908 Никон Фомичев ВЫБОРГСКАЯ 13(26)08.1962 03(16)11.1962 в/у РИЖСКАЯ 14(27)08.1962 21.07(03.08)1963 ЛУЖСКАЯ 03(16)11.1962 21.07(03.08)1963 РИЖСКАЯ 21.07(03.08)1963 14(27)01.1966 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 14(27)01.1966 29.05(11.06)1977 КАЛУЖСКАЯ 29.05(11.06)1977 03(16)07.1982 ПЕРМСКАЯ 03(16)07.1982 19.01(01.02)1984 Нил Грек ТВЕРСКАЯ 24.08.1509 03.04.1521 Нил Исакович ВЯТСКАЯ 08.12.1835 23.04.1838 ИРКУТСКАЯ 23.04.1838 24.12.1853 ЯРОСЛАВСКАЯ 24.12.1853 21.06.1874 Нил Ушаков НИНОЦМИНДСКАЯ, обн. 05(18)10.1925 ГУДАУТСКАЯ, обн. ТИХВИНСКАЯ, обн. 28.04(11.05)1926 КЛИНСКАЯ, обн. 28.04(11.05)1926 16(29)09.1926 ОСТАШКОВСКАЯ, обн. 16(29)09.1926 16(29)10.1927 в/у КЛИНСКАЯ, обн. 16(29)09.1926 16(29)10.1927 ОРЛОВСКАЯ, обн. 16(29)10.1927 13(26)01.1928 ПОЛОЦКАЯ, обн. 20.10(12.11)1928 06(19)12.1929 ВИТЕБСКАЯ, обн. 06(19)12.1929 21.12.1931 (03.01.1932) УРАЛЬСКАЯ, обн. 07(20)01.1932 21.01(03.02)1932 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 21.01(03.02)1932 17(30)03.1932 РАННЕНБУРГСКАЯ, обн. 17(30)03.1932 25.09(07.10)1932 БОРИСОГЛЕБСКАЯ, обн. 25.09(07.10)1932 28.10(10.11). 1932 НИЖНЕ-ТАГИЛЬСКАЯ, обн. 19.11(02.12)1932 Нифонт ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 09.12.1484 08.03.1508 Нифонт ЛЬВОВСКАЯ Св. Нифонт НОВГОРОДСКАЯ 21.04.1156 Нифонт Кормилицын КРУТИЦКАЯ 11.03.1554 Нифонт Сапожков УМАНСКАЯ 01.1947 05(18)11.1948 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ УФИМСКАЯ 05(18)11.1948 04(17)03.1950 ЖИТОМИРСКАЯ 04(17)03.1950 24.09(07.10)1951 Нифонт Солодуха в/у КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 07(20)03.1990 18(31)03.1990 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 18(31)03.1990 12(25)08.1992 ЛУЦКАЯ 12(25)08.1992 Нифонт Фомин БАЛАШОВСКАЯ 10(23)04.1918 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ ВОЛГОГРАДСКАЯ МОГИЛЕВСКАЯ 1924(?) ВОЛГОГРАДСКАЯ, паки 05.1927 ВЯЗНИКОВСКАЯ 05.1927 09.1927 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 05.1927 09.1927 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 09.1927 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, паки о. Олег Легкий, см. Онуфрий Легкий Сщмч. Онисим Пылаев КРАСНОБАКИНСКАЯ 02(15)03.1926 31.03(13.04)1926 ВОТКИНСКАЯ 31.03(13.04)1926 12.1927 в/у ВЯТСКАЯ 12.1927 ТУЛЬСКАЯ 09(22)11.1933

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти мотивы странствия, испытания, преодоления долгого пути к цели, в котором видится искупление грехов, наконец, столкновения с чем-то великим, превышающим человеческую меру вещей, и пережитое в результате этого очищение и преображение, на наш взгляд, пусть и в трансформированном, но отнюдь не искаженном виде, напоминают сюжетную схему христианского паломничества. Довольно распространенным в науке и общественном сознании является представление о том, что в результате петровских реформ русская культура раскололась и между светской и церковной литературой пролегла непроходимая пропасть. Но, как отмечает архиеп. Филарет (Гумилевский) в «Обзоре духовной литературы», в XVIII–XIX столетиях церковная литература не замкнулась в себе, напротив, она развивалась и развивалась по направлению именно литературы светской: постепенно «область духовной литературы расширилась, вошла в соприкосновение с предметами образования светского» [Филарет 1863:1]. Особенно активно две традиции – церковная и светская – стали сближаться в середине XIX в. Знаком такого сближения стало, прежде всего, появление церковной журналистики, а также мемуарной литературы, опирающейся на систему светских документальных жанров. «Записки» архиеп. Нила, на наш взгляд, – яркий пример подобного синтеза: с одной стороны, в них реализуются все основные черты путешествия как жанра светской литературы (опора на личные впечатления автора, соединение научного и художественного начал, философские обобщения и т.п.); с другой – Нил сохраняет связь с традициями церковной литературы, и в частности с жанрами проповеди и паломнического хождения. Во вступлении автор говорит: «Книгу свою читателю посвящаю». Читатель, на которого ориентируется архиеп. Нил, – это не обязательно представитель духовного сословия, скорее, наоборот, это светский читатель, образованный европеец, не чуждый научных интересов, а в некоторых случаях – это ученый – специалист в области географии и геологии, которому книга преосвященного могла бы послужить своего рода справочным пособием и указателем. В то же время это и поэтически настроенный читатель, способный к эстетическому восприятию мира. Наконец, это читатель-философ, задумывающийся о судьбах своего отечества, в том числе и самых отдаленных его окраин. Все это, безусловно, применимо и к самому автору «Записок», в которых он предстает как блестяще образованный человек, обладающий глубокими научными знаниями и интересами, прекрасно владеющий пером, знающий языки и литературу, широко мыслящий и поэтически одаренный – и все это в освящении «светлого взгляда» православного проповедника и миссионера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010