Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Нил (Исакович), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Ок. 1870 г. (Исакович Николай Федорович; 9.12.1796 (по др. сведениям, 9.12.1798 или 9.12.1799), с. Орехи Оршанского у. Могилёвской губ.- 21.06. 1874, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника Николаевской ц. (отец скончался до рождения сына) и его жены Марфы Ивановны (в 1848 над могилой матери в Гродно Н. установил ц. во имя прп. Марфы). Н. Ф. Исакович обучался в Оршанском ДУ и Могилёвской ДС. В 1821 г., как лучший ученик, был направлен в СПбДА. 22 авг. 1825 г. вместе с товарищами по курсу Яковом Никольским (впосл. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский митр. митр. Исидор ) и Андреем Соколовым (впосл. Казанский и Свияжский архиеп. Афанасий ) ректором еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Н. Ф. Исакович был пострижен в монашество с именем Нил в честь прп. Нила Столобенского. По словам Н., на исповеди накануне пострига духовник-схимник назвал его «диаволом» за то, что Н. вошел в келию духовника, не прочитав перед дверью положенной молитвы, и за то, что крестился и одновременно кланялся: «Зачем ломаешь крест Христов? Ты должен сначала положить на себя крест, а потом уже сделать поклон» ( Самчевский. 1894. С. 99). 27 авг. того же года Н. был рукоположен во диакона, 29 авг.- во иерея. В 1825 г. окончил СПбДА старшим кандидатом с правом получения степени магистра по выслуге 2 лет в духовном ведомстве. 5 сент. того же года назначен инспектором Черниговской ДС и профессором философии (в те годы курс читали на лат. языке). 5 нояб. 1827 г. Н. был удостоен степени магистра богословия, получил золотой магистерский крест нового образца: «...вместо тернового венца на перекрестии лик Нерукотворного образа». В Чернигове особенно был дружен с профессором семинарии И. А. Самчевским, к-рого знал по учебе в академии и с к-рым «почти до конца жизни» состоял «в приятельской переписке». По отзыву Самчевского, «при отличных способностях» Н. «знал все предметы академического учения и в семинарии очень хорошо преподавал философию, и инспекторскую должность исполнял с достоинством» (Там же. С. 97).

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский (Исакович Николай Федорович) Родился в 1799 году в городе Могилеве в семье священника. Первоначально обучался в Могилевской духовной семинарии. В 1821 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 22 августа 1825 года, по окончании курса духовной академии, пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 29 августа – во иеромонаха, а 5 сентября того же года назначен инспектором Черниговской духовной семинарии. С 8 мая 1828 года – бакалавр и инспектор Киевской духовной академии. 2 сентября 1830 года назначен ректором Ярославской духовной семинарии, а 12 октября возведен в сан архимандрита. 8 декабря 1835 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. 23 апреля 1838 года переведен епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским. 13 апреля 1840 года возведен в сан архиепископа. С 24 декабря 1853 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 21 июня 1874 года. Во время ремонтных работ в Иркутском Богоявленском соборе архиепископом Нилом были открыты и свидетельствованы нетленными мощи святого Софрония Иркутского († 1771; память 30 марта/12 апреля и 30 июня/13 июля). Преосвященный Нил – замечательный деятель-миссионер. Уже в годы ректорства в центре его богословских и церковно-практических интересов стоит проблема преодоления раскола старообрядчества и христианской проповеди среди языческих народностей России. С возведением в архиерейский сан стоявшие перед ним проблемы начали решаться. За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев, а всего за период своей миссионерской деятельности он обратил в Православие до 40 тысяч человек. С назначением на Иркутскую кафедру миссионерская деятельность святителя достигла еще больших размеров, чем в Вятке. Иркутская епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток. Якутию, Камчатку и Алеутские острова. Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых в то время совершенно не имела письменности. Церковная жизнь русского населения в этой отдаленной окраине страдала от недостатка храмов и священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ правосл. миссия в Забайкалье в 1861-1918 гг. В 30-х гг. XVIII в. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия . С нач. XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и др. местных народов. Деятельность миссионеров в Забайкалье активизировалась с 1814 г. при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) . В 20-30-х гг. XIX в. миссионерским делом в селениях по берегам рек Уда, Она, Чесан, Кижинга, Хилок, Селенга и др. заведовал свящ. Александр Бобровников, составивший грамматику бурят. языка. В 1830 г. при Иркутской епархии был создан Комитет по делам духовной миссии. Из-за нехватки средств и сотрудников, а также активизации буддизма успех миссионеров оказался незначительным. Для создания полноценной миссии многое сделал Иркутский архиеп. Нил (Исакович) . Он неоднократно посещал Забайкалье, предлагал местным приходским священникам-миссионерам открывать церковноприходские школы в «инородческой» среде, в 1845 г. основал в Тункинской долине Нилову Столобенскую пуст. При участии архиеп. Нила было подготовлено положение для буддистов Вост. Сибири от 13 мая 1853 г., согласно к-рому количество штатных лам ограничивалось 285 (с хувараками - 320). Позже была отменена присяга Пандито хамбо-ламы Российской империи, в которой он обязывался поддерживать и распространять ламаизм в России. Архиеп. Нил написал соч. «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858) и ряд статей. Изучив бурят. язык, он вместе с крестным сыном (бывш. ламой Кыренского дацана) прот. Николаем Доржиевым перевел на бурятский язык литургию, вечерню, утреню, все песнопения Обихода, Часослов, воскресную службу, а позднее воскресные чтения из Евангелий и апостольские чтения. Первое богослужение на бурят. языке состоялось в авг. 1852 г. при освящении в Тункинской долине Гужирской Николаевской ц., настоятелем к-рой был прот. Н. Доржиев. 11 апр. 1854 г. в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска прошло богослужение на 3 языках: свящ. Г. Шастин читал на бурятском, свящ. Н. Копылов - на якутском, а свт. Иннокентий (Вениаминов) , архиеп. Камчатский,- на алеутском. Однако, несмотря на усилия миссионеров, мн. буряты продолжали считать буддизм своей исконной религией, а к Православию относились как к религии русских.

http://pravenc.ru/text/182391.html

Вятская Основана в 1657 г. (местопребывание – в г. Вятка, с 1934 г. – Киров). Выделена по соборному определению в 1657 г. из территории Казанской епархии, с включением в нее Новгородской четверти территории Великой Перми. Прот. Г. Никитников сообщает об утверждении епархии следующее: «В 1658 году, по указу Государя и Великого князя Алексея Михайловича и по благословению Святейшаго Патриарха Никона , учреждена была епархия в Вятке с присоединением к ней Великой Перми; почему и архипастыри ее, до восстановления особой епархии в последней (1799), назывались Вятскими и Великопермскими» (Иерархия Вятской епархии, состав- ленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка, 1863. С. 5). Архиепископия с 12.03.1682 по 1719 (с 1719 г. обычно замещалась епископами). С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Вятская и Великопермская; с 16.10.1799 – Вятская и Слободская; с 23.08(05.09)1918 – Вятская и Глазовская; с 1934 г. – Кировская и Слободская; с 08(21)04.1994 – Вятская и Слободская. Викарные кафедры: Сарапульская, Глазовская, Слободская, Уржумская, Яранская, Котельническая, Нолинская. 05.12.1657 08.01.1674 23.08.1674 08.10.1699 04.08.1700 07.02.1718 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков 07.02.1718 25.01.1719 25.01.1719 26.09.1733 26.09.1733 09.04.1737 31.12.1737 18.05.1739 18.05.1739 02.12.1742 Вениамин Сахновский Серб 27.02.1743 28.02.1748 Варлаам Скамницкий 25.05.1748 16.11.1755 19.06.1758 05.06.1774 06.08.1774 13.03.1796 01.06.1796 29.01.1804 Амвросий Яковлев-Орлин 29.01.1804 07.07.1805 Серафим Глаголевский 15.07.1805 03.05.1817 15.07.1817 28.10.1822 Амвросий II Рождественский-Вещезеров 27.05.1823 19.03.1827 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.03.1827 24.01.1832 Кирилл Богословский-Платонов 03.04.1832 16.11.1835 Иоанникий Образцов 08.12.1835 23.04.1838 Нил Исакович 23.04.1838 29.03.1851 Неофит Соснин 29.03.1851 07.01.1860 Елпидифор Бенедиктов 18.05.1859 25.03.1860 06.02.1860 17.06.1866 Агафангел Соловьев 17.06.1866 05.10.1866

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Никольский Яков Сергеевич; 1.10.1799, погост Новоникольское Каширского у. Тульской губ.- 7.09.1892, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский. Фамилию получил по названию места рождения. Род. в семье диакона Покровской ц. (по приделам называлась также Никольской и Космодамиановской) Сергия Иванова, к-рый скончался вскоре после рождения сына († 23 дек. 1799), оставив 5 сирот. Мать в первые часы вдовства отнесла И. в приходский храм и с молитвой поручила его «попечению Богоматери», положив перед местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери (впосл. митрополит особо почитал этот образ). При помощи мужа старшей сестры, диакона, в 1807 г. Никольский был определен в Тульское ДУ, по окончании к-рого в 1813 г. поступил в Тульскую ДС; исполнял послушание келейника ректора игум. Моисея (Сахарова). 15 авг. 1821 г. Никольский окончил семинарию по 1-му разряду и по предписанию из МДА от 8 июня 1821 г. поступил в СПбДА. Окончил академию в 1825 г. 2-м по списку магистром из 53 выпускников с курсовым соч. «О вере оправдывающей». 22 авг. 1825 г. еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Никольский был пострижен в монашество с именем Исидор в честь прп. Исидора Пелусиота . Вместе с ним постриг приняли буд. архиепископы Нил (Исакович) , Афанасий (Соколов) , Елпидифор (Бенедиктов) и еп. Евгений (Добротворский). 29 авг. того же года И. был рукоположен во диакона, 5 сент. 1825 г. в Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) - во иерея. 28 авг. того же года И. был определен бакалавром СПбДА по классу богословских наук и занял кафедру истолковательного богословия, т. е. Свящ. Писания и герменевтики. В 1825-1829 гг. переработал пособия по этому курсу, с 1828 г. читал также лекции по нравственному богословию. 10 сент. 1825 г. И. был назначен библиотекарем академии, к 1829 г. составил каталоги изданий на древних и новых языках. 17 дек. 1825 г. И. был утвержден в степени кандидата богословия, 30 окт. 1826 г.- в степени магистра. При воцарении Николая I в дек. 1825 г. И. приводил к присяге учащихся столичных духовных школ. С 10 марта 1827 г. действительный член академической конференции, также временно исполнял обязанности инспектора семинарии, с 1829 г.- инспектора академии. 26 авг. 1827 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В 1826-1832 гг. И. участвовал в переводах творений св. отцов (в т. ч. прп. Исидора Пелусиота, свт. Иакова , еп. Нисибинского) и в подготовке статей для ж. «Христианское чтение».

http://pravenc.ru/text/674896.html

Содержание Введение Архиепископ Нил (Исакович) Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Краснитский И.В. Священник Иоанн Попов Иеромонах Мефодий (Львовский) Архиепископ Гурий (Егоров) Священномученик Александр (Миропольский) Епископ Дометиан (Горохов) Кожевников В.А. Святитель Николай (Велимирович) Другие сербские авторы Протопресвитер Антоний Алевизопулос Монашество Святой горы Афон и оценка буддизма Яннис Котзабасис Свидетельства бывших буддистов, обратившихся в Православие Протодиакон Андрей Кураев     Введение Буддизм – одна из мировых религий, существующая более двух с половиной тысяч лет и насчитывающая сотни миллионов последователей. Долгое время мир буддизма и мир Православия не пересекались. Хотя на рубеже II-III веков Климент Александрийский писал о том, что «есть среди индийцев и такие, которые верят наставлениям Будды (Βουττα), которого они за его наивысшую благочестивость почитают как бога» (Strom. I, 15, § 71), но после этого, не считая эпизодических упоминаний у Мария Викторина и блж. Иеронима , о Будде и его учении в православном мире не говорили вплоть до нового времени. Тогда как несториане еще в раннее средневековье направляли своих миссионеров в Китай и Тибет, а позднее армянские купцы создали свои общины не только в Индии, но и в государствах Юго-Восточной Азии, для православных христиан страны буддизма оставались terra incognita. Официальное присутствие Православия на территории буддистской ойкумены началось с учреждения Православной миссии в Китае в 1712 году, однако лишь сто лет спустя ее работники обратили внимание на изучение буддизма 1 . Стоит упомянуть примечательный случай состоявшейся в 1792 г. личной встречи митрополита Хрисанфа (Контарини) с Далай-ламой VIII. Митрополит Хрисанф, родом грек, в своем путешествии по странам Востока с греческими купцами, прибыл в столицу Тибета Лхассу. Далай-лама дважды любезно принимал православного архиерея, расспрашивая о происхождении и вере. Оказалось, он слышал о Православии из донесений о русских посольствах, прибывающих ко двору китайского императора. На прощание Далай-лама позаботился о финансовом обеспечении обратной дороги митрополита Хрисанфа 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Не должно забывать, что порок всегда и везде сам кидается в глаза, а добродетель не выходит на выставку. Ее скрывает от людей безмолвие келий и тихое уединение. Так и в природе: куда ни обратись, везде можно натолкнуться на булыжник; а золото и дорогих камней надобно искать в недрах земли». Так в своих «Путевых заметках» писал о положении русских монастырей в Иркутской епархии архиепископ Нил (Исакович). Но это очень тонкое наблюдение и меткое сравнение удивительным образом подходит не только к Иркутской епархии середины XIX века, но и вообще к любому периоду церковной истории. Архиепископ Нил (в миру Николай Федорович Исакович, 1799-1874) среди современников был известен как миссионер, историк, краевед, общественный Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1825 г.), преподаватель Черниговской семинарии, Киевской академии, ректор Ярославской семинарии. В 1835 г. был рукоположен в архиерейский сан и направлен в Вятку, в 1838 г. – в Иркутск, где нес архипастырское служение до 1853 г. После этого вплоть до своей кончины возглавлял Ярославскую кафедру. На каждом месте своего служения архиепископ Нил очень много внимания уделял Евангельской проповеди, результатом чего стало обращение в Православие в Вятской епархии около 5 тысяч старообрядцев, в Сибирских землях – более 25 тысяч язычников. Владыка был противником каких бы то ни было насильственных методов распространения православной веры. Миссионеры должны всегда очень внимательно и тактично относится к человеку, которому проповедуют веру во Христа. Подавая пример другим, владыка Нил в совершенстве изучил монгольский и бурятский языки и переводил на эти языки Священное Писание и отдельные богослужебные тексты. Можно ли после этого удивляться, что высокопреосвященному миссионеру удалось обратить в Православие даже представителей племенной знати (тайши) 27 родов балаганских бурят. Но и это еще не все. Проповедуя христианство в Сибири, владыка Нил столкнулся с серьезной, а главное успешной прозелитической деятельностью представителей буддизма. Чтобы воспрепятствовать этому процессу владыка Нил обратился к первоисточникам буддизма (Ганджур и Данджур) и написал фундаментальный для своего времени труд «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири».

http://pravoslavie.ru/73373.html

Архиепископ Нил (Исакович) Архиепископ Нил (Исакович Н.Ф, 1799–1874) – один из первых русских исследователей буддизма. Изучение этой религии было напрямую связано с его архипастырскими трудами в Сибири. Оказавшись в 1838 г. на Иркутской кафедре, владыка не только развил церковную жизнь среди русского населения, но отличился также миссионерскими трудами среди забайкальских народов. Особое внимание он уделял бурятам и считается распространителем Православия среди бурятского народа. Ему доводилось лично совершать массовые крещения – по нескольку сотен бурят. Под влиянием архиепископа обратился в Православие лама Дембрел Дорджеев, который принял крещение с именем Николай и позднее удостоился священнического сана. О. Николай Дорджеев стал ближайшим помощником архиепископа Льва как в проповеди бурятам, так и в переводе Евангелия и богослужебных книг на монголо-бурятский язык. За время трудов архиепископа Нила в Сибири было построено более 70 храмов и крещено около 20 000 человек. На протяжении шестнадцатилетнего служения в Сибири архиепископ Нил имел много возможностей изучить верования местных буддистов, тем более что он освоил их язык и познакомился с буддистской литературой. По результатам своих наблюдений он в 1858 г. в Санкт-Петербурге опубликовал книгу «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» 16 . Во вступлении архиепископ указывает, что «буддизм, случайно явившись в дальних пределах отечества нашего, сумел стать твердою ногою, воздвиг капища, обставил себя легионом жрецов и более столетия господствует от Амура до Лены над значительнейшей частью монголо-бурятского и тунгусского племени» (Сс. 13–14). Это обстоятельство побуждает «к обнаружению оснований, на которых утверждается столп лжемудрия» (С. 14). Таким образом, книга архиепископа Нила не является собственно полемической и посвящена описанию верований и обрядов буддистов-бурятов. В ней нет ни систематической критики буддизма, ни сравнения его положений с христианством. Однако она все же позволяет составить представление о том, как архиепископ-миссионер воспринимал буддизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Русским ли правительством узаконено иноземное идолопоклонническое ламство в православной России Источник Исследование Постоянного действительного члена Всероссийского Православного Миссионерского Общества Евстафия Воронца «Не только русское общество, но и коренные сибиряки о Сибири знают не много, и в этом немногом очень мало «верного». 1 «Да убедятся власти, от подножия Всемилостивейших Помазанников России посылаемые, что Сибирь не пустыня безгласная, что есть в ней утесы, пустынными лесами оттененные, от которых откликаются слова и дела, есть скромные летописи о правдах и неправдах. Нет мнения общественного, но растет история!» 2 . «Из живой преданности пользам и славе настоящего должны мы говорить с полною откровенностью». 3 Вопрос: Русским ли правительством первоначально узаконено иноземное идолопоклонническое ламство в православной России? – составляет краеугольный, основной вопрос в рассматриваемом вот уже третий год высшими правительственными учреждениями, важном церковно-государственном вопросе об инородческих ламах в Сибири. А между тем предложенный здесь вопрос до сих пор вовсе оставлен был без должного внимания и рассмотрения даже в литературе. И в прежних, и в современных исследованиях ламского вопроса в России, и в проектах его разрешения, означенный выше, существенно основной вопрос даже не возбуждался. Лица, занимавшиеся отношениями государства русского к инородческим чиновными 4 ламам Сибири, говоря о государственном признании этих инородческих лам, как представителей буддоламского суеверия, все определяют год этого признания, но не обращают никакого внимания на то, что этот год 1741, был годом особенным, годом управления Россиею и антирусскими пришлыми узурпаторами, клятвопреступниками немцами, и потом правительством православно-русским… Так в бывшем единственном до наших дней, специальном ученом исследовании Сибирского буддоламаизма, приснопамятный Преосвященный Иркутский Нил 5 (Исакович, впоследствии Архиепископ Ярославский) говорит об этом весьма общо, неопределенно и даже не совсем точно. – «Из многих Бурятских и Тунгусских родов в забайкальском крае, – пишет Архиепископ Нил, – первою жертвою обаяния был род Цонгольский и среди его свито первое гнездо Ламизма. Событие это относится (?) к 1741 году, когда Пунцук добился старейшинства над ламами с званием Ширета. Правительство (какое именно?) из собранных в то время сведений, с изумлением увидело, что за Байкалом, как из бездны, возникли 11 капищ со 150 ламами. И потому воспрещено было (когда именно и кем?) всякое дальнейшее размножение ламизма» 6 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

С.В. Мельникова Миссионер, ученый, философ, поэт: образ автора-путешественника в «путевых записках» архиеп. Нила (Исаковича) Источник Архиепископ Нил (Исакович) в литературоведении известен прежде всего как прототип главного героя рассказа Н. С. Лескова «На краю света». Настоящая статья – это попытка представить архиеп. Нила вне лесковского контекста, как самобытного духовного писателя середины XIX в. В центре внимания – автобиографические «Путевые записки» архиеп. Нила о Сибири. Это произведение – одно из лучших описаний Восточной Сибири того времени, сопоставимое с шедеврами жанра путевых заметок. Его адресат не только духовенство, но и светский читатель. Акцент в анализе произведения делается на образе автора-путешественника, чья многогранность и широта взглядов свидетельствует не только о личном таланте автора, но и о высоком образовательном и культурном уровне православного духовенства в целом. В качестве одного из самых продуктивных жанров документальной литературы можно назвать жанр путевых записок, или путешествия. Причины его продуктивности заключаются, прежде всего, в своего рода «демократичности» (любой человек, совершивший путешествие, может стать автором записок о нем), а также в привлекательной гибкости формы (описание путешествия допустимо в виде заметок, записок, дневника, очерка, писем и т.п.) и, наконец, в возможности воплощения самых разнообразных (познавательных, художественных, публицистических) задач в пределах одного текста. Не удивительно, что границы жанра до сих пор не определены и вызывают споры 1 . Этот жанр начинает формироваться в конце XVIII в. и максимальной популярности достигает к середине XIX столетия. Среди наиболее известных отечественных «путешествий» такие разные сочинения, как «Письма из Франции» Д. И. Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина , «Путешествие вокруг света...» И. Ф. Крузенштерна, «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова, «Странник» А. Ф. Вельтмана, «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф. М. Достоевского и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010