397 Следует обратить внимание на призыв К. Кибуэ: «Мы призываем вас сегодня приехать в Африку, чтобы у нее был завтрашний день, было будущее» (The African Greek Orthodox Church in Kenya//Porefthendes 3 p. 55). 399 См.: Struve N. Orthodox Missions, Past and Present//St. Vladimir’s Seminary Quarterly 7 (1963), p. 34–35. 400 См.: Bolshakoff S. The Foreign Missions of the Russian Orthodox Church (London: SPCK, 1943), p. 39f. 401 W. Jardine Grisbrooke в предисловии к The Spiritual Counsels of Father John of Kronstadt (London: James Clarke & Co. 1966), p. XIX–XX. 402 «Его влияние в России распространялось далеко за пределы православного круга. Я заметил, что в гостинице от него не отходили немецкие лютеране из прислуги, и даже два официанта из ресторана, татары-мусульмане, все время стремились попасться ему на глаза и получить благословение» (Athelstan Riley, ed. Birkbeck and the Russian Church: Essays and Articles by the Late W. J. Birkbeck [London: Anglican and Eastern Association, 1917], p. 124). Примеры того, как велико было влияние о. Иоанна за пределами России, описаны в Whyte A. Father John of the Greek Church (London: Oliphant Anderson & Ferrier, 1898), p. 32f. 403 См. рассказ Николая Лескова «На краю света». Герой рассказа, епископ Нил (Исакович) , сам был замечательным миссионером. См.: The Sentry and Other Stories, trans. А. Е. Chamot (New York: Alfred A. Knopf, 1923), p. 312. (Struve N. Orthodox Missions, p. 39). 404 «Невозможно не помянуть лихом русских миссионеров, где бы они ни были. Несомненно, приятно знать, что язычник стал христианином, что он постигает веру Христову, но пусть бы его крестил кто угодно, лишь бы не русские. Однако русские миссии, обеспеченные сверх всякой меры своим правительством, находятся – всегда и везде – на передовом рубеже великорусского наступления» (Fortescue A. The Orthodox Eastern Church [London: Catholic Truth Society, 1916], p. 298). 406 Это выражение взято из текста Божественной литургии (The Priest’s Service Book, Part 2 [New York: Orthodox Church in America, 1973], p. 236).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

67 Нил Исакович, в 1825 году магистр VI кл. С.-Петербургской Духовной Академии и пострижен в монашество; с 1830 года возведен в сан архимандрита; ректор Ярославской духовной семинарии; с 1835 года – епископ Вятский; с 1838 года – епископ Иркутский; с 1840 года – архиепископ; с 1853 года – Ярославский, f 19 июня 1874 г.: погребен в Спасском Ярославском монастыре в придельном храме. Прим. авт. 68 В это время действительно перестраивалась и в скиту деревянная настоятельская келья, и преосвященный, не зная в точности или позабыв, где именно упал отец Пимен со стремянки, намекает на перестройку этой утлой избы, как он ее называет, тогда как падение произошло при построении каменного здания, предназначенного для странноприимного, дома, который нисколько не прихоть в монастыре, но одна из существенных его потребностей. Прим. авт. 69 В селе Остров так называемая Островская Владычная Богадельня, или семейный приют для бедного духовенства Московской епархии. Прим. авт. 70 Вот то место из пророчества Иезекииля, которое подразумевает преосвященный и которое в одинаковой степени важно как для лиц духовных, так и для тех из светских, которым поручено блюсти души человеческие, в особенности для наставников и учителей юношества, совращающегося с пути истины и добродетели или по нерадению их пестунов, или по злоумышлению лжеучителей. Гл. III, ст. 16–21. «По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израипеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от меня. Когда я скажу беззаконнику: смертию умрешь! А ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда я положу пред ним преткновение и он умрет, то если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой и не припомнятся ему правдивые дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

8 . Евгений Казанцев (1778–1871), архиепископ Ярославский и Ростовский (1837–1853), Рязанский (1831–1837), Тобольский и Сибирский (1825–1831), Псковский (1822–1825); епископ Курский и Белгородский (1818–1822). Инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1809). Профессор философии (там же). 9 . Макарий Глухарев (1792–1847), архимандрит, духовный поэт, переводчик. О своем опыте миссионерской деятельности оставил описание под названием «Извлечения из путевых заметок миссионера» (1834–38). 10 . Тереза Авильская, Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада (Teresa Sànchez de Cepeda у Ahumada), Тереза Иисуса (лат. Teresia a Jesu, исп. Teresa de Jesús), Тереза Великая (1515–1582) – испанская монахиня-кармелитка (1533), реформатор ордена кармелиток, писательница, богослов, поэт, учитель Церкви, католическая святая. Одна из лучших авторов испанского «золотого века». 11 . Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – святитель, богослов, епископ Православной Церкви, митрополит Московский (1782–1867). Действительный член Императорской Академии наук (1818). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994. 12 . Владимир Петров (1828–1897), архиепископ. В 1865 получил назначение в Алтайскую духовную миссию, за время служения в которой открыл более 10 начальных школ. Через два года основал Центральное миссионерское училище. Содействовал построению 28 церквей. Описал путь своего миссионерского служения во многих статьях: «Письма старого и нового миссионера к молодому иноку-миссионеру», «Записки алтайского миссионера за 1865–67» и др. 13 . Макарий («Парвицкий-Невский») (1835–1926), митрополит Московский и Коломенский – миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». В состав Алтайской духовной миссии поступил в 1855. 14 . Нил (Исакович Николай Федорович) (1799–1875), архиепископ Ярославский и Ростовский, миссионер, ученый. Занимался подвижнической миссионерской деятельностью среди вотяков и черемис. С 1836 по 1837 приняло православие 5325 человек. С 1838 успешно продолжил свою духовную миссию в Иркутске, где был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

APXIENUCKONЫ 62 . Павел (с 1799 г.) Возведен на кафедру Епископов Тверских. Скончался после 6-летнего управления 19-го Марта 1806 года и погребен в Ярославском соборе. 63 . Антоний 2-й (с 1806 г.) Перемещен с Тобольской кафедры. После 13-летнего управления уволен. Преставился 10 Августа 1824 года и погребен в Хутынском монастыре. 64 . Филарет 2-й (с 1820 г.) Хиротонисан в 1817 году в Епископа Ревельского. В 1819 г. переведен в Тверь Архиепископом, а из оной в Ярославль 1820 года. Отсюда же в 1820 возведен на кафедру Московскую. Преставился 19-го Ноября 1867 года и погребен в Троице-Сергиевой лавре. 65 . Симеон 2-й (с 1821 г.) Быв перемещен с Черниговской кафедры, правил около 2-х лет и скончался 27 Мая 1824 года. Погребен в Ярославском Кафедральном соборе. 66 . Авраам (с 1824 г.) Перемещен из Астрахани. Управлял около 12 лет. Потом удалился на покой в Толгский монастырь, где и преставился 18 Апреля 1844 г. Погребен в склепе под жертвенником теплой церкви. 67 . Филарет 3-й (с 1836 г.) Хиротонисан в 1819 году в Епископа Калужского. В 1825 переведен в Рязань, а в 1826 в Казань. По 8-летнем управлении Казанскою паствою, перемещен в Ярославль. Отсюда, в следующем 1836 г., возведен на кафедру Киевской митрополии. Преставился в 1857 году и погребен в Киево-Печерской лавре. 68 . Евгений (с 1837 г.) Хиротонисан в 1818 г. и преемственно управлял епархиями: Курскою, Псковскою, Тобольскою и Рязанскою. Из последней перемещен на кафедру Ярославскую в 1837 г. Отсюда, по 17-летнем управлении паствою, удалился на покой в Московский Донской монастырь, с возведением в Синодальные члены. 69 . Нил (с 1854 г.) Хиротонисан 1835 г. в Епископа Вятского из Ректоров Ярославской Семинарии. В 1838 г. наименован Иркутским, Нерчинским и Якутским. В 1840 пожалован саном Архиепископа. По 16-летнем управлении Иркутскою паствою, возведен на кафедру Ярославскую. В Ярославль прибыл 24 Июля 1854 года. 4 В. Н. Татищев «История Российская», т. III, стр. 388–410 и д. – «История Российской Иерархии» ч. IV, отд. I, стр. 416.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

В 1833 году состоялось, по инициативе синода, высочайшее повеление назначить в иркутской епархии к забайкальским приходам трёх священников-миссионеров, чтобы они исключительно занимались проповедью слова Божия местным инородцам. Жалованье миссионерам было назначено по 300 и по 400 рублей 255 . Царствование Николая I счастливо было в миссионерском деле тем, что оно выдвинуло нескольких достопримечательных деятелей на миссионерском поприще, оставивших по себе долговечную память. Таковы были: архимандриты Вениамин Смирнов и Макарий Глухарёв, преосвященный Нил Исакович , протоиерей Иоанн Вениаминов. Архимандрит Вениамин работал на севере европейской России, среди самоедов. Родом архангелец, он первые годы свои провёл на службе в архангельской семинарии, где был префектом, здесь принял монашество, получил сан архимандрита с настоятельством в монастыре, в конце 1825 года был назначен архангельским преосвященным Неофитом стоять во главе самоедской миссии, открытой, по ходатайству преосвященного, с пособием от казны в 14.000 рублей, ещё в предшествовавшее царствование. Миссия открыла свои действия в конце 1825 года. Архимандрит с несколькими духовными и светскими лицами разъезжал по тундрам, отыскивая кочевья самоедов, сокрушал и сжигал кумиры, водружал повсюду крест и нёс проповедь на русском и на самоедском языках. Ему удалось на острове Вайгач разыскать главного идола самоедов, окружённого другими четырьмястами идолов, и всех их истребил. Главным пунктом миссии избран был город Мезень. Архимандрит Вениамин перевёл на самоедский язык Евангелие, Деяния Апостольские, Соборные Послания и три первых послания святого апостола Павла, катехизис, некоторые молитвы и правила, составил грамматику и словарь самоедского языка. К 1830 году было обращено свыше 3.300 самоедов. Для них устроено было три прихода, с содержанием от казны в 21½ тысячу рублей. После этого задача отдельной миссии была признана выполненной, и миссия была упразднена, в том же 1830 году. Дальнейшее миссионерство предоставлено приходским причтам. Архимандрит Вениамин скончался в 1848 году на покое в глуховском монастыре черниговской епархии. Современники отзывались о нём, как о человеке высокой кротости и благочестия. Заслуживает внимания, чего миссионеры жаловались на противодействие им русских поселенцев, которые опасались потерять своё бесконтрольное господство над тёмными самоедами, когда те примут христианство, после чего, естественно, поступят под надзор и защиту духовной власти 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

в звании иеромонаха определен в Забайкальскую миссию. Здесь обучал некрещеных русскому языку и грамоте, а крещеных – утверждал в вере. Зная столярное ремесло, обучал ему инородцев, для которых покупал в Иркутске инструменты. Также лечил инородцев, которые издали стекались к нему. Проживая одно время в Хабаровске, вел по латыни беседы с английскими миссионерами для Китая... В 1869 г. назначен был архимандритом Вознесенского Иркутского монастыря. В 1883 г. перешел в Свияжский монастырь. Здесь кроме настоятельских обязанностей занимался астрономией, причем сам сработал телескоп (пожертвован им Свияжскому городскому училищу), и лечением народа, преимущественно гомеопатией (состоял членом-соревнователем Петербургского общества врачей); к нему по летам стекалось много больных, даже из Костромской, Оренбургской и Астраханской губерний. Весной 1899 г. вышел на покой и в 1903 скончался («Памяти о. архим. Вениамина» – «Известия по Казанской епархии», 1905 г., 11). В «Трудах прав. миссий», I, напечатан отчет иером. Вениамина за 1864 г. 100 Вероятно, кроме сравнительных удобств этого способа лечения, на введение его в практику Забайкальской миссии повлиял пример Алтайской, где он имел приложение еще при архим. Макарии Глухареве. 103 «В настоящем году поступили на приход пожертвования: из Копала, от Т. С. Данилевского – 5 р.; из Ливен, от 31 окт. – 5 р.; из Кяхты, от учителя А. Б – 1 р.; из Верхнеангарска, от свящ. Д. Соболева – 2 р.; из Аксайской станицы, от А. М. Багушевой – 50 р.; от верхоленского купца Козлова – 25 р.; от тюменского купца П. И. Матягина – 50 р., и от троицко-савского свящ. К. Сотникова–3 р.». 105 Письмо без даты; последняя выясняется путем сопоставления с предыдущим письмомъ, где речь тоже идет об отчете еп. Вениамина о миссии и об иконах. Написано оно в 1865 г. 107 Архиеп. Нил Исакович с 1838 по1853 г. занимал Иркутскую кафедру и в это время начал свои переводы богослужебных книг на бурятский язык, при помощи крещеного ламы Доржеева и при одобрении восточного факультета Петербургского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весть эта при тогдашних обстоятельствах имела сугубую цену, и она не замедлила оправдаться самым делом. Император, благоговейно посещая святыни Ярославские, посетил и Спасский монастырь. Таковое же Монаршее внимание к месту сему повторилось в 1834 и 1848 годах. За тем, в Августе 1850 года, Их Императорские Высочества Великие Князья Николай и Михаил Николаевичи, посещая Ярославль, посетили вместе с тем и Архиерейский дом. В Сентябре 1851 года, такового же посещения удостоилась обитель и Архиерейский дом от Ея Императорского Высочества, Благоверной Государыни Цесаревны и Великой Княгини Марии Александровны. Ныне благополучно царствующего Императора Александра Николаевича Спасская обитель двукратно зрела под кровом святынь своих – в 1837 и 1858-м годах. В последний раз Император и Императрица Мария Александровна, прибыв в Ярославль 14-го Августа, посетили церкви Архиерейского дома. В Чудотворской же, по кратком молебствии, приложились к мощам почивающих там Св. Благоверных Князей. За тем осчастливили посещением своим Архиерейские кельи и Семинарию. На другой день, в праздник Успения Божия Матери, Их Величества слушали Божественную литургию, которую совершал Архиепископ Нил. Того же числа Высокие Гости изволили отправиться на пароходе к Костроме, при колокольном во всех церквах звоне, напутствуемые благословением и мольбами. 27 Июля 1863 года, обитель была осчастливлена посещением Его Императорского Высочества Государя Наследника Николая Александровича а в 13 день Августа 1866 года подобная же почесть оказана ее Их Императорскими Высочествами, Государем Наследником Цесаревичем Александром Александровичем и Великим Князем Владимиром Александровичем; наконец 14 Мая 1868 года обитель имела утешение видеть в своих стенах Благоверного Государя Великого Князя Алексия Александровича. Оканчивая здесь ряд событий, имевших отношение к описываемой нами обители, не можем хвалиться полнотою сказания. Но за верность оного ручаться можем: ибо все приводимые в нем факты находят для себя основание в истории, временниках, и в частных записях, имеющихся в библиотеке Архиерейского дома. Житие Св. Благоверных Князей

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Вятская, учр. в 1657 г. Кафедра в Вятке Епископы и Архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674. Иона Баранов 1674–1699. Архп. c 1682. Дионисий Ушаков 1700–1718. Архп. Алексий Титов 1719–1733. Архп. c 1731. Лаврентий Горка 1733–1737. Киприан Скрипицын 1737–1739. Вениамин Сахновский 1739–1742. Варлаам Скамницкий 1748–1748. Антоний Илляшевич 1748–1755. Варфоломей Любарский 1758–1774. Лаврентий Баранович 1744–1796. Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Яковлев-Орлин 1796–1804. Серафим Глаголевский 1804–1805. Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 1817– 1822. Павел Павлов (Морев) 1823–1827. Кирилл Богословский-Платонов 1827–1882. Иоанникий Образцов 1832–1835. Нил Исакович 1835–1838. Неофит Соснин 1838–1851. Елпидифор Бенедиктов 1851–1860. Агафангел Соловьев 1860–1866. Христофор Еммаусский 1866–1866. Аполлос Беляев 1866–1885. Архп. с 1800. Макарий Миролюбов 1885–1887. Сергий Серафимов 1887–1896. Алексий Опоцкий 1896–1901. Никон Софийский 1901–1904. Филарет Никольский 1904. Главовское викариатство, учр. в 1889 г. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893. Симеон Покровский 1893–1894. Варсонофий Курганов 1894–1904. Филарет Никольский 1904. Павел Поспелов 1905. Сарапульское викариатство 14 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872. Палладий Пьянков 1872–1877. Павел Вильчанский 1878–1878. Нафанаил Леандров 1878. Тихон Донебин 1882–1886. Никон Богоявленский 1888–1889. Епископы (в г. Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891. Анастасий Опоцкий 1891–1893. Алексей Соболев 1893–1895. Никодим Боков 1895–1900. Владимир Благоразумов 1901–1902. Михей Алексеев 1902–1906. Арсений Тимофеев 1906–1909 15 . Мефодий Великанов 1909. Гродненская 16 Кафедра в Гродно Епископы Гродненские и Брестские: Иоаким Левицкий 1900–1903. Никанор Каменский 1903–1905. Михаил Ермаков 1905. Белостокское викариатство, учреж. в 1907 г. Епископы: Владимир Тихоницкий 1907. Грузинская (Экзархат Грузинский) 17 Кафедра в Тифлисе Эхзархи Грузии, Митрополиты и Архиепископы Карталинские и Кахетинские 18 (c 1818 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Георгий Орлов 1894–1898. Никодим Преображенский 1898. Мефодий Герасимов 1898. Имеретинская, учр. в 1821 г. 24 Кафедра в Кутаисе Епископы Имеретинские: Софроний князь Цулукидзе 1821–1842. Архп. Давид кн. Церетелли 1843–1856. Митр. Евфимий кн. Цулукидзе 1853–1860. Герман Гогола-Швили 1856–1860. Гавриил Кикодзе 1860–1896. Виссарион кн. Дадиани 1898–1900. Леонид Окропиридзе 1900–1908. Георгий Аладов 1908. Иркутская 25 Кафедра в Иркутске Епископы Иркутские и Нерчинские: Варлаам Косовский 1706–1714. Игнатий Смола 1721. Св. Иннокентий Кульчицкий 1727–1731. Иннокентий Неронович 1732–1746. Софроний Кристалевский 1753–1771. Михаил Миткевич 1772 – 1789. Вениамин Багрянский 1789–1814. Архиепископы (с 1826 г.): Михаил Бурдуков 1814–1830. Еп. до 1826. Ириней Несторович (серб) 1830–1831. Мелетий Леонтович 1831–1835. Иннокентий Александров 1835–1838. Еп. Нил Исакович 1838–1853. Еп. до 1840. Афанасий Соколов 1853–1856. Евсевий Орлинский 1856–1860. Еп. до 1858. Парфений Попов 1860–1873. Еп. до 1863. Вениамин Благонравов 1873–1892. Еп. до 1878. Тихон (Троицкий) Донебин 1892–1894. Иркутские и Верхоленские: Тихон (Троицкий) Донебин 1894–1911. Серафим Мещеряков 1911. Киренское викариатство, учр. в 1883 г. Епископы (в Иркутске): Макарий Дарский 1883–1889. Агафангел Преображенский 1889–1893. Никодим Преображенский 1893–1896. Евсевий Никольский 1896–1897. Никанор Надежлин 1897–1898. Филарет Никольский 1898–1904. Владимир Филантропов 1904–1908. Иоанн Смирнов 1908. Казанская, учр. в 1555 г. Кафедра в Казани Архиепископы, Казанские и Свияжские: Св. Гурий Руготин 1555–1563. Св. Герман Садырев-Полев 1564–1667. Лаврентий 1568–1574. Вассиан 1575. Тихон Хворостинин 1575–1576. Иеремия 1576–1581. Косма 1581–1588. Тихон 1583–1589. Митр. с 1589. Митрополиты Казанские и Свияжские: Гермоген 1589–1606. Ефрем 1606–1613. Матвей 1615–1646. Симеон (серб) 1646–1649. Корнилий 1650–1656. Лавректий 1657–1672. Корнилий 1673–1674. Иоасаф 1674–1686. Адриан 1686–1690. Маркелл (серб) 1690–1698. Тихон Воинов 1699–1724. Сильвестр Холмский 1725–1731. Архп. до 1727.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Жизнь государства пошла по иному пути, наступила новая эпоха. Характер государя, давший окраску тридцатилетнему периоду «николаевского времени», отразился весьма заметным влиянием и на церковной жизни. И здесь ближайшими задачами стали долг, единообразие и порядок, отличительным характером деятельности – непреоборимая энергия, не справлявшаяся о чужих желаниях или настроениях. Однажды, в 1847 году, император Николай I весьма характерно говорил кадетам, выпускаемым в офицеры: «служите так, как служили предки ваши; лезьте туда, куда велят, и притом лезьте так, чтобы и другие за вами лезли!». Особенная ревность государя к церковным делам вызывалась его набожностью: он строго соблюдал церковные уставы, ни одного важного дела не начинал без молитвы и благословения, не пропускал по возможности ни одной церковной службы, при церковном звоне снимал фуражку и сосредоточенно крестился; «нередко его видели горячо молящимся наедине, в сумраке безмолвном». Как и Александр I, он знал неприглядные стороны нашего общественного и государственного быта того времени, воровство, кляузничество, лихоимство, и, как Александр же, полон был мечты о водворении правды, правосудия, честности, довольства: только шёл в осуществлении своей мечты другим путём 253 . Из разных сторон церковкой жизни влияние нового императора более всего сказалось на следующих: на распространении православия, на духовном образовании и на быте духовенства. Глава II. Распространение православия среди инородцев Дело миссионерства в царствование Николая I. – Новые миссии среди инородцев. – Изучение инородческих языков духовенством. – Инструкции миссионерам. – Льготы новокрещёным. – Деятели миссионерства: архимандрит Вениамин Смирнов, архимандрит Макарий Глухарёв, преосвященный Нил Исакович , протоиерей Иоанн Вениаминов. – Миссионерские успехи на Кавказе. – Льготы новокрещёным евреям. – Дела заграничных миссий. Из общих распоряжений высшей власти по этому предмету обращают на себя внимание следующие. В 1828 году, когда обнаружились массовые отпадения инородцев от православной Церкви, высочайше утверждённым определением святейшего синода постановлено, чтобы «в тех частях государства, где живут народы, не познавшие христианства, или и обращённые, но недостаточно утверждённые в правой вере, были учреждаемы особые миссионеры».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010