Из других архипастырей, современников этих самых главных ученых сил в русской иерархии, выдавались своими учеными трудами Нил Исакович Иркутский и Ярославский (из Петербургской академии, † 1874), монголовед, автор ученого исследования о буддизме, оказавший большие услуги христианскому просвещению сибирских инородцев переводами на монгольский язык богослужебных книг; Платон Фивейский († 1877), автор нравственного богословия, которое долго было учебником в семинариях (с 1854 г. до выхода руководства прот. С. Солярского 1860–1864); Иоанн Соколов Смоленский († 1869), доктор богословия, канонист, автор «Опыта церковного законоведения» и многих статей по этой науке, кроме того, известный церковный оратор – в конце 1850-х гг., во время своего ректорства в Казанской академии, он первый осмелился касаться вопросов общественной жизни с церковной кафедры и сделался, можно сказать, основателем этого нового общественного рода церковной проповеди за последнее время; другой известный канонист несколько позднейшего времени Алексий Литовский († 1890), еще во время своего профессорства в Московской академии оказавший важные услуги церкви разработкой вопроса о церковном суде в противодействие предполагавшейся в 1870-х гг. либеральной реформе этого суда; доктор богословия Хрисанф Ретивцев Нижегородский († 1883), представитель нового исторического метода в богословии, автор исследований: «Религии древнего мира» в 3 частях, «Характер протестантства» и др., хороший проповедник; Порфирий Успенский Чигиринский († 1885), ученый исследователь востока, археолог и литургист; Михаил Лузин Курский († 1887), автор толкований на Евангелия и Деяния, получивших особенно важное значение для духовных школ; Никанор Бровкович Одесский († 1890), доктор богословия, представлявший в своем лице редкое соединение глубоко философского и богословского ума с живым ораторским и поэтическим талантом, известный, кроме своих увлекательных проповедей, раскрывавших недуги современной жизни, многими учеными трудами по полемике против папства и раскола, по истории и философии; Феофан Говоров, бывший Тамбовский († 1894), своими сочинениями оказавший неоценимые заслуги развитию православной аскетики и хороший толкователь Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

К концу столетия Алтайская миссия имела до 70 церквей и молитвенных домов, 3 монастыря, 48 школ. В 1880 году из Алтайской миссии выделена была Киргизская миссия с центром в Семипалатинске. В Енисейской епархии с успехом проповедовала христианскую веру язычникам-хакассам Минусинская миссия. На севере Сибири в Тобольской епархии подвизались миссионеры из Обдорской, Кондинской, Сургутской и Туруханской миссий, в Туркестане была устроена Семиреченская миссия в городе Верном (ныне Алма-Ата). В Восточной Сибири Иркутский архиерей Михаил (Бурдуков) в 1814 году открыл Забайкальскую миссию для бурят. В этой Миссии трудились знаток бурятского языка священник Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Деятельным проповедником и просветителем язычников был иркутский архиепископ Нил (Исакович) , занимавший кафедру в 1838–1853 годах. Он много путешествовал по бурятским селениям и считается в науке первым русским исследователем буддизма. Его сподвижником по переводу Священного Писания на бурятский язык стал Николай Нилов-Доржеев, по происхождению монгол и до крещения – ламаист. Он уверовал во Христа в Даурии после видения Креста на небе. Став миссионером, Николай Нилов-Доржеев принял священный сан, до конца жизни он переводил Священные и Богослужебные книги на бурятский язык. Еще в конце XVIII столетия апостольская проповедь русских миссионеров достигла Нового Света – Америки. По ходатайству основателя Американской компании Шелехова на Алеутские острова было послано 8 валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Миссия обосновалась на острове Кадьяк. Монахи построили храм и начали проповедовать Евангелие алеутам и крестить их. Архимандрит Иоасаф в одном из писем писал: «1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяк. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, построили церковь , а время позволит – сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать». Один из миссионеров, иеромонах Макарий, после того как все жители Кадьяка были крещены, отправился на остров Уналашку, а иеромонах Ювеналий перебрался на Аляску и проповедовал там, пока не принял мученическую кончину от рук язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Конференция на сие согласилась, и, приемля во уважение, что труд г. Вениаминова должен обратить на себя внимание всех, занимающихся сравнительными лингвистическими исследованиями, определила напечатать его на своем иждивении. С равным удовольствием Конференция примет и словарь Алеутского языка почтенного г. Вениаминова. Извещая Вас, Милостивый государь, о сем определении Академии, для сообщения оного сочинителю, честь имею быть с совершенным почтением и преданностью, Милостивый Государь, Вашего Превосходительства покорнейшим слугою Павел Фус». 10 Предисловие к сему катехизису см. первую книгу нашу «Творения Иннокентия Митрополита Московск.» Москва. 1886г., стр. 237–238. 11 См. вторую книгу нашу: «Творения Иннокентия Митрополита Московск.». Москва 1887 г. Стр. 13–22. 12 К в Бозе почившему Государю Императору Николаю Павловичу. Письмо это списано нами с имеющегося у нас чернового собственноручного подлинника. 21 Якушина, урожден. Шереметева. Супруга декабриста Ивана Димитриевича Якушина. (См. Чт. Импер. Общ. Истории и Древн. Российск. Кн. 4. 1895 г. Стр. 137–139.). 24 Высокопреосвященный Иннокентий отправился в Америку на миссионерское служение в мае 1823 года и с этого времени не был на родине до 1841 года. 25 Афанасий (Александр Протопопов) магистр 1-го корпуса, С.-Петербургской Академии. С 13-го августа 1814 года инспектор Академии; в 1816 г. 18 марта переведен в Казань ректором Академии, с 29 июля 1823 г. епископ Чигиринский, викарий Киевской митрополии; с 1826 г. 13-го октября Нижегородский; с 24-го января 1832 года Тобольский. Скончался в сане архиепископа 21 сентября 1842 г. 27 Агапит 12 августа 1834 года хиротонисан из архимандритов Черниговского Елецкого монастыря, а 10 июня 1841 г. уволен по прошению. С 1843–1853 гг. управлял монастырями: Новым Иерусалимом, Новоспасским и Донским. Скончался 1-го января 18754 г. 28 Нил (Николай Исакович), магистр VI курса (1825 г.) С.-Петербургской Академии. Родился в 1798 г. С 1828 г. инспектор Киевской Академии, с 1830 г. ректор Ярославской Семинарии; с 8-го дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Крестные ходы с иконой И. совершались вокруг обители ежегодно в день преставления святого - 13 янв. (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 278. Л. 76-77). В монастыре память И. также праздновалась 28 нояб.- в день тезоименитства святого (Там же. Д. 306. Л. 13 об., 33 об., 51 об.). В 1873 г. Ярославский и Ростовский архиеп. Нил (Исакович) благословил совершать ежегодный крестный ход с иконой И. «в селения Ростовского и Угличского уезда: Кондаково, Давыдово, Ивановское-на-Лехте, Андреевское, Рождествено, д. Глинку» (Там же. Д. 207. Л. 137-139). В 1918 г. было 12 крестных ходов с иконой И. по селениям Ростовского и Угличского уездов. 1-2 мая 1916 г. в мон-ре отмечалось 300-летие со дня преставления святого (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 278. Л. 76-77). В 1928 г. Борисоглебская обитель была окончательно закрыта, иконостас Ильинского придела и рака уничтожены (уцелела надгробная икона), находившиеся под спудом мощи И. не вскрывались. В 1994 г. Борисоглебский мон-рь был передан РПЦ, в 1999 г. в Ильинском приделе была установлена временная рака с надгробной иконой И. В 2002 г. А. Г. Быстров изготовил деревянную резную раку, украшенную чеканными житийными изображениями И.; покров с образом преподобного вышила Е. Ф. Филатова. В 1997 г. возобновились крестные ходы из монастыря в с. Кондаково к источнику, по преданию выкопанному святым до его ухода в монастырь (вода из источника, по свидетельству паломников, исцеляет от онкологических и костных заболеваний). В нач. XX в. над источником стояла часовня, в годы советской власти она была разрушена, в 1999 г. источник и колодец были полностью восстановлены. Крестный ход совершается в посл. неделю июля, перед празднованием памяти св. прор. Илии. Участники крестного хода более 40 км несут на носилках икону и «будничные» вериги И. С 1998 г. проводятся всероссийские Иринарховские чтения. Имя И. вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. Святой упомянут в 2-м тропаре канона Ростово-Ярославским святым, составленного митр. Никодимом (Ротовым) (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 30).

http://pravenc.ru/text/673961.html

Между нами теперь уже немного таких старцев; уже другой дух веет, и поставляют нам в вину иноческое направление; а иночество есть сила и краса Православия и, могу сказать, жизнь. Не забудьте, достопочтеннейший Петр Александрович, мою просьбу о собрании всех доступных вам сведений о Преосвященном Игнатии. Если время и обстоятельства теперь не позволят всему явиться на свет, то все пригодится к другому времени. Вы обязаны принять на себя это послушание: не как брат только, но как православный христианин, желающий блага Церкви» [ 34 ]. Тем более благожелательными и дружескими можно назвать отношения святителя Игнатия с Ярославским Владыкою, архиепископом Нилом, что на этот раз подтверждается письмами самого Святителя. Высокопреосвященный Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский (в миру Николай Федорович Исакович; 1799–1874) по окончании в 1825 г. Петербургской Духовной академии был определен инспектором Черниговской семинарии и профессором богословских наук, а в 1828 г. перемещен на ту же должность в Киевскую Духовную академию. В 1830 г. назначен настоятелем Ярославского Авраамиева монастыря в сане архимандрита и ректором Ярославской семинарии. В 1835 г. хиротонисан во епископа Вятского и Слободского и впервые проявил свою апостольскую деятельность к просвещению иноверцев и возвращению в лоно Церкви отпавших от православия. В 1838 г. переведен на Иркутскую кафедру, в под начали и которой была в то время самая обширная в мире территория от границ Китая до Северного и Великого океанов, включая северо-восточный угол и острова Америки. 13 апреля 1840 г. он был возведен в сан архиепископа. «И на новом поприще Владыко проявил себя достойным преемником святителя Иннокентия». Деятельность его в этом краю характеризуется огромной энергией, огромной увлеченностью и заинтересованностью в достижении поставленной цели — поднятия духовного, нравственного, а также и жизненного уровня населения, как православного русского, так и иноверцев. За период с 1838 по 1853 г. было построено множество церквей, в Иркутске построен новый семинарский дом, училище для девиц духовного звания, в 260 верстах от Иркутска основана Нилова пустынь, на содержание которой он пожертвовал значительную сумму и до самой кончины присылал пособие, также пожертвовал значительные средства на новый кафедральный собор в Иркутске. Для приведения богослужений в надлежащий вид им были выписаны пастыри из великорусских губерний, учреждены миссионерские станы и образованы миссионеры, из числа которых впоследствии прославился целый ряд протоиереев и в том числе выдающийся деятель Русской Церкви, архиепископ Камчатский, а затем преемник Митрополита Филарета, Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов). Благодаря этой активной деятельности Преосвященного Нила, «раскол должен был приутихнуть и за Байкалом образовались многолюднейшие приходы, основанные на правах единоверия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Многие сектанты «учат об оправдании верой» – дескать, только веры во Христа достаточно для обретения «места в раю». О подобных «христианах» замечательный миссионер, архиепископ Ярославский Нил (Исакович) иронично замечает: «По их мнению, только думай о Господе благопристойно – и хорош будешь». Какой соблазн для духовных лодырей, коснеющих в скверне греха и в то же время вздыхающих о «духовности»! Может ли быть «оправдание» одной верой? Ведь и падшие духи веруют, более того – они трепещут, твердо зная о бытии Правосудного Всемогущего Господа. Христиане призваны подражать Спасителю, а Господь наш Иисус Христос молился до кровавого пота, постился сорок дней в пустыне, изнуряя земное Тело Свое. Молитвенный труд и подвиг поста сделались насущным духовным хлебом для апостолов Христовых и для всех, хотящих следовать по Его стопам. По слову Господню, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ). Сектанты же, пропагандируя «облегченное христианство», заманивают людей на «широкий путь», ведущий к погибели. Еще хлеще кальвинистское учение о «предопределении», представляющее собой клевету на Вселюбящего Бога. Отвергая учение о свободе человеческой воли, подобные еретики представляют себе Небесного Отца как своенравного тирана, который одних людей заранее обрекает на смертные грехи и вечные муки, а других вне зависимости от их усилий предназначает к вечному блаженству. Таким «миродержцем» мог бы быть разве что сам диавол – вот только Бог не дал ему власти совращать стойких в вере, а блаженство не может стать уделом тех, кто раздираем собственной злобой и гордыней. Новейшие еретические секты докатились до яростной антихристианской деятельности. Таковы пресловутые «свидетели Иеговы» и последователи «пророка Муни», которые призывают стереть Церковь Христову с лица земли, физически уничтожить всех епископов и священников, добиваются захвата государственной власти. Эти изуверы, использующие «христианскую» терминологию, – явные предтечи царства антихриста.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Николай Японский (Касаткин Иван Дмитриевич; 1836–1912), святой равноапостольный, архиепископ. В 1860 г. рукоположен во иеромонаха. По собственному желанию вызвался ехать в Японию для служения в русской посольской церкви. В 1869 г. организовал православную миссию с центром в Токио. В 1880 г. хиротонисан во епископа. С 1906 г. архиепископ. В 1878 г. православная японская община насчитывала свыше 4 тысяч человек, а к концу жизни святителя свыше 33 тысяч. Причислен к лику святых в 1970 г. Никон (Рклицкий Николай Павлович; 1892–1972), архиепископ. Воевал в составе Добровольческой армии. В 1921 г. эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). Был близок к митрополиту Антонию (Храповицкому) . С 1928 г. выпускал «Царский вестник» – «орган народного движения за восстановление Престола Православного Царя Самодержца». В 1941 г. пострижен в монашество. Служил полковым священником в Русском охранном корпусе. В конце войны возведен в сан игумена. Переехал в Швейцарию. Был личным секретарем митрополита Анастасия (Грибановского) . В 1948 г. хиротонисан во епископа Флоридского. Возведен в сан архиепископа Вашингтонского и Флоридского. Автор «Жизнеописания блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого " (Нью-Йорк, 1956–1963. В Ют.). Нил (Исакович Николай Феодорович; 1799–1874), архиепископ. В 1835 г. хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 1838 г. епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. С 1840 г. архиепископ. Его трудами в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1851 г. создана Нило-Столбенская пустынь. С 1853 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Переводил священные и богослужебные книги на монгольский язык. Построил около 75 храмов. В Ярославле много трудился над возвращением в лоно православной церкви раскольников-старообрядцев. Нилус Сергей Александрович (1862–1929), духовный писатель. В 1907–1912 гг. проживал в Оптиной пустыни под окормлением преп. Варсонофия, где написал большинство своих книг. После революции до 1923 г. проживал в родовом имении князей Жеваховых Линовице Пирятинского уезда Полтавской губ., где была устроена домашняя церковь . Неоднократно арестовывался. После выселения в 1923 г. из Линовиц проживал в Киеве, Москве и Чернигове. Умер в канун дня памяти преп. Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Но избави Бог, если моя неспособность сделается виной важных упущений, от которых произойдет вред для церкви и ее иерархии! В этом все мое беспокойство, опасение, мучительная тревога души! – И однако – буди воля Господня! Я не вторгался во двор овечий, не лазил инуде, не искал, не просил, не знал, как совершился выбор и пал на меня этот тяжелый, несчастный жребий» 59 . И в другом месте: «Не даром иеромонах Голосеевской пустыни Моисей 60 сказал: «Петербургский митрополит тот же мученик» 61 . Так говорило в высокопреосвященном Исидоре его глубокое смирение и послушание. Но Господь, возносящий смиренных, лучше всего знал сердце своего избранника и его способность быть на высоте своего нового положения. Замечательно, что еще в 1825 году одно незначительное, по-видимому, обстоятельство как бы предуказывало то, что совершилось в 1860 году. В означенном 1825 году обряд пострижения преосвященного Исидора в монашество совершал ректор С.-Петербургской Духовной Академии, что впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский, Григорий. Вместе с Исидором, в то время Яковом Сергеевичем Никольским, постригли еще пять человек его товарищей, именно раньше упомянутые Евгений (Добротворский), Афанасий (Соколов), Елпидифор (Бенедиктов), Нил (Исакович) и еще не упомянутый нами Стефан (Зелятров), скончавшийся в сане архимандрита Мценского монастыря. Преосвященный Григорий вышел на амвон для раздачи свеч новопостриженным инокам. Иеродьякон подал большую свечу преосвященному ректору и затем стал подавать ему же малые свечи для благословения ими иноков-студентов. Инок Исидор подошёл последним и для него почему-то свечей не достало. Заметив это, преосвященный Григорий отдал свою большую свечу и ею благословил его. В виду этого обстоятельства, по окончании обряда пострижения, товарищи в шутку говорили Исидору: «быть тебе архиереем» 62 . Но это предзнаменование оправдалось даже в большей мере, чем предполагали. Инок Исидор не только удостоился архиерейского сана, но и упредил всех своих товарищей по курсу и монашеству в получении епископства; мало того, даже сам того не ожидая и не желая, сделался приемником преосвященного Григория в великом звании и служении первенствующего члена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Отважный и ревностный веропроповедник встречал на пути своем множество препятствий и от суровости тамошнего края и от дикости его обитателей. Так, в 1812 году он едва не был лишен жизни: когда о. протоиерей прибыл на Чауну (при Чаунской губе), чукчи, надев на себя волчьи шапки, бросились толпою с копьями на проповедника христианства, чтобы убить его и принести в жертву земле; и только чукотский старшина Валютко спас его от смерти. Не смотря на подобного рода опасности, ревностный миссионер с крестом в руке прошел почти всю Якутскую область. Множество якутов и других инородцев тамошнего края трудами этого миссионера были обращены в христианство, В своем донесении иркутскому епископу он написал: «в последнее десятилетие (1805–1815 г.) не малое число тысящ инородцев обратилось ко Христу». К 1815 г. этот муж апостольского духа ослабел здоровьем и поступил в якутский Спасский монастырь с именем Георгия. Такие лица, как Григорий Слепцов, несомненно, принесли бы много пользы делу просвещения инородцев восточной Сибири, но, к сожалению, их было очень мало. Вот почему мысль о миссионерстве хотя и была в сознании иркутских пастырей, но осуществление её при недостаточности способных миссионерских деятелей являлось почти невозможным. Только с начала сороковых годов настоящего столетия начинается оживление миссионерского деда и это оживление выразилось в учреждении миссий в разных местах восточной Сибири. Иркутский архиепископ Нил Исакович (1838–1853 г.) первый, после семидесятилетнего застоя миссионерского дела в восточной Сибири, позаботился поставить его на правильную почву. При вступлении этого архипастыря на Иркутскую кафедру его епархия была одной из обширнейших в свете. Она обнимала всю восточную Сибирь и северо-восточный угол её и острова северо-американские, заключая в себе более 150,000 квадр. миль. Хотя свет христианства уже несколько и проник в эту обширную епархию, но тем не менее в ней находилось еще до 400,000 язычников. Во многих православных церквах по нескольку лет не совершалось богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Открывалось здесь обширное поле миссионерской деятельности, но преосвященный Михаил не дожил до окончательного устройства скита и обнаружения первых опытов таковой деятельности. Уже в 1831 году последовало освящение в Чикойском скиту церкви во имя св. пророка и предтечи, крестителя Господня Иоанна, при преосвященном иркутском Иринее (Нестеровиче) (1830–1831 гг.). Благословляя освящение церкви, преосвященный Ириней, между прочим, сказал, что «цель этого скита есть обращение, аще Господу угодно, монголов» и прибавил к сему: ,,стараться обрести такого подвижника, который бы мог совершать божественную литургию на монгольском языке». 83 Так еще в самом начале тридцатых годов прошлого столетия созрела мысль о необходимости совершения православного богослужения среди Бурят на монгольском языке. Между тем, состоялись два важные доклада обер-прокурора Св. Синода, касающиеся миссий Восточной Сибири и относящиеся ко времени управления Иркутскою епархиею преемника архиепископа Иринея, преосвященного Мелетия (Леонтовича) (1831–1835 гг.). В первом докладе, Высочайше утвержденном 23 мая 1831 г. обращено внимание на потребность миссий в Забайкалье для обращения в православную веру Бурят-идолопоклонников. По второму же докладу, 18 июня 1833 года, последовало Высочайшее соизволение на то, чтобы «для усиления миссионерских действий в Иркутской епархии учредить с жалованьем от казны несколько миссионерств бесприходных, с тем, чтобы эти миссионеры исключительно занимались проповедью слова Божия инородцам». 84 Последствием этих, Высочайше утвержденных докладов обер-прокурора Св. Синода, было назначение в Забайкалье двух новых миссионеров – Селенгинского священника Владимира Межева и Укырского священника Авраамия Виноградова, (первый был назначен в 1834 году, а второй в 1836 году). Оба эти священники состояли на миссионерской службе по шести лет каждый, но о результатах их деятельности ничего не известно. 85 Блестящий след в истории православной миссии в Восточной Сибири оставил Иркутский архиепископ Нил (Исакович) (1838–1853 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010