Павел Михайлович Строев (1796-1876) XVIII. Епархия Иркутская Иркутская епархия учреждена в 1707 г. Шестнадцатая из второклассных (с 16 июля 1830). Епископы Иркутские и Нерчинские 1. Варлаам Косовский 158 хирот. 15 дек. 1706 159 (1713 окт. в Москве) 21 янв. (sic) 1714 пер. в Тверь. 2. Игнатий Смола , бывший митрополит Сарский, назначен 8 сент. 1721, а 1 окт. уволен на покой. 3. Иннокентий Кульчицкий хирот. 5 мар. 1721, из префектов Заиконоспасских; вступил в должность 16 янв. 1727; † 26 нояб. 1731. В лике святых с 28 окт. 1804. 4. Иннокентий Неронович хирот. 25 нояб. 1732, из префектов Заиконоспасских; † 26 июля 1747 (sic). 5. Софроний Кристалевский хирот. 18 апр. 1753 (sic), из наместн. Александро-Невских; † 30 мар. 1771. 6. Михаил Миткевич хирот. 2 авг. 1772 из архим. Тобольского Знаменского монастыря; † 1 авг. 1789. 7. Вениамин Багрянский хирот. 9 дек. 1789 из архим. Свияжского Богородицкого монастыря; † 8 июня 1814. 8. Михаил Бурдуков хирот. 18 окт. 1814 из архим. Колязина монастыря; 22 авг. 1826 пожалован в архиепископа; † 5 июня 1830. 9. Ириней Нестерович , архиепископ, 26 июля 1830 перев. из Пензы, а 28 июня 1831 уволен на покой в Спасо-Прилуцкий; в 1848–64 управлял Тольгским мнтрём и † 18 мая 1864. 10. Мелетий Леонтович , архиепископ, 18 июня 1831 перев. из Перми, а 22 июня 1835 – в Харьков. 11. Иннокентий Александров , епископ, 22 июля 1835 перев. из Харькова, а 23 апр. 1838 – в Екатеринославль. 12. Нил Исакович 23 апр. 1838 перев. из Вятки 160 ; с 13 апр. 1840 архиепископ, а 24 дек. 1853 перев. в Ярославль. В сент. 1852 велено, по-прежнему, именоваться «Иркутский и Нерчинский», а в Якутске особый архиерей. 13. Афанасий Соколов , архиепископ Иркутский и Нерчинский, 24 дек. 1853 перев. из Томска, а 3 нояб. 1856 – в Казань. 14. Евсевий Орлинский , епископ Иркутский и Нерчинский, 3 нояб. 1856 перев. из Самары; 23 мар. 1858 пожалован в архиепископа, а 29 авг. 1860 перев. в Могилев. 15. Парфений Попов , епископ, 13 сент. 1860 перев. из Томска; архиепископ с 31 мар. 1863; † 21 янв. 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте 1854 года в Иркутск приехали трое преосвященных: архиепископ Нил (Исакович; † 1874) – с 1853 года переведенный в Ярославль, а ранее был епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским; Афанасий (Соколов; † 1868) – вновь назначенный архиепископ Иркутский и Иннокентий, архиепископ Камчатский и Якутский, которые встретились на совещании у генерал-губернатора по вопросу присоединения Амурской области к Российской империи. «Какое это было великое торжество: сослужение на заутрени Светлого Христова Воскресения трех архиепископов в отдаленном губернском городе; Святое Евангелие было читано на 11 языках, в том числе на алеутском, бурятском и якутском. На торжественном обеде у иркутского головы Петра Осиповича Катышевцева преосвященный Нил заметил: “Вот, мы трое сидим рука об руку, а представляем собою три части света: я – Европу, преосвященный Афанасий – Азию и преосвященный Иннокентий – Америку» . 9 мая 1858 года владыка Иннокентий вместе с генерал-губернатором Н.Н. Муравьевым прибыли в Усть-Зейскую станицу и заложили храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По обоюдному согласию святителя Иннокентия и Н.Н. Муравьева, город, который стал центром всего Приамурья, был назван Благовещенском – в память того далекого храма в Иркутске, где начинал свое служение владыка Иннокентий. Н.Н. Муравьев отправился в пограничный китайский город Айгун, где в ходе дипломатических переговоров был заключен исторический Айгунский договор, подтверждавший права русских на все течение Амура и Уссурийский край. Айгунский договор создал благоприятные условия для дальнейшего просвещения Приамурья. При непосредственном участии Н.Н. Муравьева и русского комиссара в Китае вице-адмирала графа Е.В. Путятина, с Китаем было заключено соглашение, по которому всем христианским миссионерам предоставлялась там полная свобода евангельской проповеди. За заслуги в деле присоединения Амурского края к России Н.Н. Муравьев получил титул графа Амурского. Огромная епархия владыки стала еще больше. С 1859 года кафедра владыки Иннокентия стала размещаться в Благовещенске. Владыка Иннокентий продолжал проповедовать, создавать новые миссии, открывать школы. Управлять такой обширной территорией одному владыке было трудно, и в 1858 году в Якутске и на Ситхе были созданы викариатства. В 1859 году архимандрит Петр (Екатериновский), последний ректор семинарии на Аляске, стал епископом Новоархангельским, викарием архиепископа Иннокентия.

http://pravoslavie.ru/4496.html

В своей нелестной характеристике сибирских городов архиеп. Нил совпадает с их оценкой в сочинениях светских путешественников. Сравним, например, описание губернского города Перми (Пермская епархия вплоть до 1799 г. входила в состав Тобольской, т.е. собственно Сибирской митрополии, и потому даже в начале XIX в. еще могла психологически быть относима к Сибири) у Нила и у Мамина-Сибиряка. «Пермь – город незавидный и не соответствующий населению и значению Пермской губернии. Улицы в нем широки, но песчаны и дурно застроены. Даже прекрасною рекою Камою горожане доныне не умели воспользоваться. На берегах ея видел я одно нестроение…Собор нового зодчества и замечателен по мраморному своему иконостасу…Кроме сего Пермь не имеет ничего замечательного и отзывается как бы кладбищем…» (7–8), – пишет Нил. Мамин-Сибиряк как бы вторит ему: «Я думаю, никому даже и в голову не пришло пожалеть о том, что некогда было осмотреть губернский город Пермь, который замечателен тем, что в нем решительно нет ничего достойного внимания. Пароход тяжело повернулся и ходко двинулся вниз по многоводной широкой Каме. На левом берегу раскинулся город, т. е. какие-то развалины около самого вокзала, затем какой-то деревянный балаган, несколько церквей и заборов; у самой воды стояли соляные магазины и толпились солоноски – жалкие, оборванные создания. Правый, низменный берег был покрыт жалкими кустами. Скоро пароход оставил далеко назади эту неприветливую картину» [Мамин- Сибиряк 1988:286–287]. Впечатление весьма сходное: нестроение, неумение воспользоваться природными богатствами, унылый вид. Сибирь на значительном своем пространстве представляется архиеп. Нилу пустой, не дающей ярких впечатлений: «От Обской переправы до Томска слишком 150 верст. Но проехав это протяжение, оставляешь в памяти лишь то, что не видел ничего. Ибо ни один предмет не делает впечатления, могущего занять мысль или чувство» (43). И только Иркутская губерния и сам город Иркутск – место его назначения – получают относительно положительную оценку: «Дорога усеяна, можно сказать, селениями, и притом так устроенными и расположенными, что даже в лучшей из российских губерний поставили бы их в первый разряд» (54). «Вся площадь и весь берег от ворот городских до сада покрыты были народом. И это многолюдство оправдало предо мной то мнение сибиряков, что Иркутск есть столица Сибири» (64).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Из семинарий, в которых заведено было обучение инородческим языкам, известны: казанская, нижегородская, вятская, пензенская, пермская, оренбургская, вологодская, донская, самарская, саратовская, симбирская, уфимская, тамбовская, астраханская, кавказская. В руководство миссионерам и священникам инородческих приходов не раз давались инструкции, определяющие их обязанности и способ действования. Наибольшего внимания заслуживает инструкция, составленная казанским архиепископом Филаретом Амфитеатровым , впоследствии митрополитом киевским, и утвержденная святейшим синодом в 1829–1830 годах. В 1830 году правительство, по инициативе саратовского губернатора, обещало калмыкам при обращении их в христианство разные льготы: освобождение от податей и повинностей на десять лет, наделение землей, по тридцати десятин на семью, пособие денежное – по пятидесяти рублей семейным и по двадцати пятя бессемейным 77 . Для крещенных калмыцких детей устроена в 1838 году в Царицыне школа, для кочевых астраханских калмыков в 1853 году устроена походная церковь . Богослужение на калмыцком языке совершалось еще с 1848 года. Перевод священных книг на татарский язык производился при казанской академии с 1847 года. В 1833 году состоялось, по инициативе синода, высочайшее повеление назначать в иркутской епархии к забайкальским приходам трех священников-миссионеров, чтобы они исключительно занимались проповедью слова Божия местным инородцам. Жалованье миссионерам было назначено до 300 и по 400 рублей 78 . Царствование Николая I счастливо было в миссионерском деле тем, что оно выдвинуло нескольких достопримечательных деятелей на миссионерское поприще, оставивших по себе долговечную память. Таковы были: архимандриты Вениамин Смирнов и Макарий Глухарев, преосвященный Нил Исакович , протоиерей Иоанн Вениаминов. Архимандрит Вениамин работал на севере европейской России, среди самоедов. Родом архангелец, он первые годы свои провел на службе в архангельской семинарии, где был префектом, здесь принял монашество, получил сан архимандрита с настоятельством в монастыре, в конце 1825 года был назначен архангельским преосвященным Неофитом стоять во главе самоедской миссия, открытой, по ходатайству преосвященного, с пособием от казны в 14.000 рублей, еще в предшествовавшее царствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

К кон. XVIII в. 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Вятская и Слободская епархия Вятская и Слободская епархия В 1723 г. при вятском архиерейском доме открылась недолго просуществовавшая начальная школа. В 1735 г. еп. Лаврентий (Горка) учредил славяно-лат. школу, в к-рую были зачислены ок. 400 мальчиков из семей священнослужителей и посадских людей, в школе преподавали студенты Киево-Могилянской академии. Еп. Лаврентий способствовал просвещению вятского духовенства, не допускал неграмотных ставленников к рукоположению, в дек. 1735 г. издал указ, направленный против обычая нек-рых священников, приобщавших младенцев и иногда взрослых вместо Тела и Крови Христовой агиасмой (богоявленской водой). В 1744 г. школа переместилась в Трифонов мон-рь, стала 6-классной, в 1752 г. сгорела. В 1758 г. открылась Вятская ДС, размещавшаяся первоначально в Трифоновом мон-ре, с 1795 г.- в специально построенных корпусах на архиерейской даче, в это время в семинарии обучалось более 700 чел. На Кунгуре и в Соликамске действовали приготовительные школы для поступления в семинарию. В 1760-1772 гг., при еп. Варфоломее (Любарском) , в Хлынове были построены кафедральный собор во имя Св. Троицы с колокольней и трапезной и архиерейский дом. В ходе секуляризации церковных имуществ в 1764 г. В. е. была причислена к 3-му классу, в епархии закрыли 12 мон-рей. По благословению еп. Амвросия (Рождественского-Вещезерова) открылись уездные и приходские духовные уч-ща в Вятке (1818), Сарапуле (1819) и Яранске (1822), был расписан кафедральный Свято-Троицкий собор, в к-ром установили новый иконостас. Имп. Александр I Павлович во время посещения Вятки в 1824 г. наградил еп. Павла драгоценной панагией. Еп. Нил (Исакович) много внимания уделял утверждению в епархии единоверия , освятил единоверческие церкви в Сарапуле, Омутнинском Заводе, с. Перевозном и починке Шаба. Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) При еп. Неофите (Соснине) в Глазове, Елабуге и Сарапуле в 1843-1850 гг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

К концу академического курса, Яков Сергеевич занял в списках своего курса видное место и написав курсовое сочинение «о вере оправдывающей», отмеченное высшим баллом, и «отличившись в составлении прекрасных по духу, направлению и отделке в изложении, проповедей», окончил в июле 1825 г. курс академии, вторым по успехам шестого курса, «обильного воспитанниками, составившими славу родной академии» (первым был Д. С. Вершинский, впоследствии известный Протоиерей). С детства свыкшись с нуждой, зная только замкнутую школьную жизнь и свои учебные занятия и не знакомый со светской жизнью, и ее удовольствиями, имея скромный и застенчивый характер, Яков Сергеевич решился посвятить себя на служение Богу, приняв монашество. 25-го июня 1825 г., по окончании курса, на обычное, в то время, предложение академического начальства кончившим курс студентам, в каком они желают быть звании, Яков Сергеевич подал письменное заявление такого содержания: «Господь наш Иисус Христос , призывающий всех людей ко спасению, с давнего времени произвел во мне желание посвятить себя на служение Ему и Его Церкви. К исполнению сего моего желания, я нахожу удобнейшим для себя состояние безбрачное и решительно избираю звание монашеское. Почему академическое правление покорнейше прошу исходатайствовать мне позволение вступить в звание монашеское» 3 . Согласно сему прошению, получив благословение матери, приславшей сыну икону Божией Матери Одигитрии, «как небесной путеводительницы в судьбах нашей жизни», Яков Сергеевич, 22-го августа того же 1825 г., был пострижен в академической церкви ректором академии, тогда уже Епископом Ревельским, Григорием в монашество с наречением имени, – Исидора, в честь преподобного Исидора Пелусиота (память которого совершается 4-го февраля). Вместе с Яковом Сергеевичем приняли монашество пять его товарищей по курсу: Евгений (Добротворский), впоследствии Епископ Винницкий († 1841 г.), Афанасий (Соколов), Архиепископ Казанский († 1868 г.), Елпидифор (Бенедиктов), Архиепископ Таврический († 1860 г.), Нил (Исакович) , Архиепископ Ярославский, а раньше Иркутский († 1874 г.) и Стефан (Зелятров), скончавшийся в сане Архимандрита Мценского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Как и Александр I, он знал неприглядные стороны нашего общественного и государственного быта того временя, воровство, кляузничество, лихоимство, и, как Александр же, полон был мечты о водворений правды, правосудия, честности, довольства: только шел в осуществлении своей мечты другим путем 76 . Глава II. Распространение православия среди инородцев Дело миссионерства в царствование Николая I. – Новые миссии среди инородцев. – Изучение инородческих языков духовенством. – Инструкции миссионерам. – Льготы новокрещенным. – Деятели миссионерства: архимандрит Вениамин Смирнов, архимандрит Макарий Глухарев, преосвященный Нил Исакович , протоиерей Иоанн Вениаминов. – Миссионерские успехи на Кавказе. – Льготы новокрещенным евреям. – Дела заграничных миссий. Из общих распоряжений высшей власти по этому предмету обращают на себя внимание следующие. В 1828 году, когда обнаружились массовые отпадения инородцев от православной Церкви, высочайше утвержденным определением святейшего синода постановлено, чтобы «в тех частях государства», где живут народы, не познавшие христианства», или и обращение, но не достаточно утвержденные в правой вере, были учреждаемы особые миссионеры. После этого и стали появляться особые миссии: в 1830 году в казанской епархия, затем и в других епархиях по Волге: в вятской, пермской, самарской, оренбургской; в Сибири: в 1830 году алтайская, в 1832 году обдорская, в 1833 году бурятская, в 1844 году кондинская – для проповеди среди кондинских остяков, в 1850 году – туруханская в енисейской епархии. А в 1829 и в 1830 году синод обратил внимание на важное значение того, чтобы к новокрещенным инородцам были назначаемы священники, знающие местные языки, причем только собственно говоря и получалась для пастырей возможность наставлять и утверждать свою паству в христианской вере и жизни. Как результат последнего, во многих семинариях заведено было обучение инородческим языкам, а впоследствии, в 1854 году, при казанской академии учреждено даже особое противомусульманское отделение, необходимое для нужд казанского края.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Наиболее организованный характер миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке обрела в XIX в. В отличие от предшествующего периода теперь эта деятельность характеризуется устройством постоянных, а не передвижных миссий, усиленным вниманием к созданию миссионерских школ, трудам над переводами Священного Писания и богослужебных книг на языки принявших христианство аборигенов, расширением их культурных и экономических связей с русским населением. В XIX в. наряду с Иркутской вновь начинает свою работу Забайкальская православная миссия по просвещению татар, монголов, бурят и даже евреев. В рамках деятельности означенных миссий ревностными проповедниками веры Христовой и просветителями язычников были: священник Александр Бобровников и крещёный бурят Михаил Сперанский, Иркутский архиепископ Нил (Исакович; 1838-1853), священник из монголов и до крещения ламаист Николай Нилов-Доржеев, Иркутский архиепископ Парфений (Попов; 1860-1873). Особенную известность в XIX в. обрёл святитель Иннокентий (Вениаминов), епископ Камчатский, Курильский и Алеутский (1840-1868), весьма преуспевший в просвещении якутов, чукчей, эвенков, приамурских нивхов, нанайцев. Среди обращаемых ко Христу народов он устраивал миссионерские станы, строил храмы и школы для обучения русскому и национальным языкам, организовывал переводческие труды. В начале XX в. много потрудился на ниве православного миссионерства среди тунгусов, коряков и чукчей иеромонах Нестор (Анисимов), в последствии епископ Камчатский, священник Порфирий Протодьяконов (составитель словаря «Китайско-манчжурские наречия») и мн. другие. Просветительским трудам Церкви, несомненно, способствовала деятельность учреждённой в 1799 г. Российско-американской торговой компании, которой было предоставлено монопольное право на пользование всеми промыслами и ископаемыми, находившимися в Русской Америке, на Сахалине и на Курильских островах, соответственно, и право организовывать экспедиции, занимать вновь открытые земли, торговать с соседними странами. Конечно же, работа Компании не всегда и не во всём была идеальна, особенно по отношении к местному населению. Но как бы то ни было, с её помощью в 10-70-е гг. XIX в. всё же были обследованы устье Амура, Сахалин, Курильские острова, устроены там русские поселения, налажены интенсивное освоение новых земель на Дальнем Востоке и торговля в Приамурском крае. Компания являлась также проводником внешней политики России на Дальнем Востоке в её взаимоотношениях с Китаем, Японией, США, Англией, Францией и, в частности, по вопросам закрепления здесь российских границ и возвращения Приамурья в состав Империи.

http://bogoslov.ru/article/303196

Посеянные пламенным проповедником, семена Христова учения принесли сторичный плод: созданная им Алтайская миссия к 1914 г. состояла из 604 сотрудников, имела 30 миссионерских станов, 104 храма и молитвенных дома, 4 монастыря, 82 школы, 2 женских общины, 3 женских прихода и объединяла около 70 тыс. христиан. В 1865 г. начало совершаться богослужение на алтайском языке, а в 1874 г. Святейший Синод разрешил Алтайской миссии иметь собственную типографию и печатать в ней переводы и сочинения на алтайском языке. Наивысшего расцвета Алтайская миссия достигла при епископе Макарии (Невском; с 1891 г. — архиепископ Томский, в 1912—1917 гг — митрополит Московский; 1921). В 1855 г. по окончании курса Тобольской Духовной Семинарии он поступил на службу в Алтайскую миссию и в течение 28 лет подвизался в святом деле духовного просвещения, пройдя все должности от учителя до начальника миссии. Алтайская миссия послужила образцом при устройстве подобных миссий в Восточной и Западной Сибири. В 1882 г. из Алтайской миссии выделилась Киргизская с центром в Семипалатинске. Почти одновременно с Алтайской возникли Обдорская и Кондинская миссии (1844 г.), в 1850 — Туруханская, затем Сургутовская, Минусинская (1867 г.) и Семипалатинская (1868 г.). В Енисейском крае не было специально организованных миссий и проповедь среди язычников вели священники так называемых миссионерских приходов. На юге Енисейской губернии у ненцев, эвенков и якутов было около 14 таких приходов, охватывавших очень большие территории. Священникам приходилось преодолевать расстояния в тысячи километров, чтобы посетить свою паству. В 1814 г. епископ Иркутский Михаил (Бурундуков) основал Забайкальскую миссию среди бурят. В состав этой миссии вошли большой знаток бурятского языка священник Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Ревностным проповедником и просветителем язычников был архиепископ Иркутский Нил (Исакович; 1838—1853). Он много путешествовал по дальневосточным окраинам страны и считается первым русским исследователем буддизма. Сподвижником архиепископа Нила по переводу Священного Писания на бурятский язык стал Николай Нилов-Доржеев, монгол и до Крещения — ревностный ламаист. Побуждением к принятию им христианства послужило чудесное видение Святого Креста над небом Даурии. Николай Нилов-Доржеев стал ревностным миссионером, принял священный сан и до конца своей жизни переводил Священные и богослужебные книги на бурятский язык.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

Считается, что за время служения И. и иером. Макарий крестили более 5000 туземцев Русской Америки. После мученической кончины И. в Николаевском редуте стали совершаться богослужения 2 раза в месяц. В 1848 г. по инициативе свт. Иннокентия (Вениаминова) там была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Крайне сомнительна подлинность «ежедневного журнала» - дневника И., обнаруженного в Калифорнийском ун-те в Беркли, который, вероятно, является подделкой, написанной неким Иваном Петровым ( Hoffman B. G. A Daily Journal (1796) Kept by the Reverend Father Juvenal//The Kroeber Anthropological Society Papers. 1952. N 6. P. 26-59). В 1980 г. И. и отрок мч. Петр Алеут по инициативе Григория (Афонского), еп. Ситкинского и Аляскинского, прославлены как местночтимые святые Аляскинской епархии Православной Церкви в Америке. 18 окт. 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя И. включено в Собор Валаамских святых. Ист.: The Travel Journal of Vasilii Orlov/Ed. A. J. Shalkop//Pacific Northwest Quarterly. Seattle, 1977. Vol. 68. N 3. P. 139-140. Лит.: Муравьев А. Н. Путешествие по св. местам русским. СПб., 1836. С. 152-153; [Иннокентий (Вениаминов), свт.] Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. 2. С. 154-156; он же. Состояние Правосл. Церкви в Российской Америке//ЖМНП. 1840. Ч. 26. 6. Отд. 5. С. 20-21, 51-52; он же. Творения. М., 1887. Кн. 2. С. 5-6; Деменков Д. А. Распространение правосл. веры в Америке//Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком: [Сб. ст.]. М., 1842. Кн. 5. С. 223-232; Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Рос.-Американской компании и действий ее до настоящего времени. СПб., 1861. Ч. 1. С. 42-44, 51, 59-60, 70, 78-79; 1863. Ч. 2. Прил. С. 105, 137; Нил (Исакович), архиеп. Путевые записки. Ярославль, 1874. Ч. 2. С. 393-395; Львов А. Н. Краткие ист. сведения об учреждении в Сев. Америке правосл. миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. СПб., 1894. С. 7, 19-21, 26-27; Очерк из истории Американской Правосл.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010