XIII ст.//Свети Сава у cpnckoj ucmopuju и mpaдuцuju. Београд, 1998. С. 295-308; Максимович К. А. К проблеме происхождения древнейшего слав. перевода «Пандектов» Никона Черногорца//Славянское языкознание: XII Междунар. съезд славистов: Докл. рос. делегации. М., 1998. С. 398-412; он же. Текстологические и языковые критерии локализации древнеслав. переводов: В связи с новым изд. «Пандектов» Никона Черногорца//Русский язык в науч. освещении. 2001. 2. С. 191-224; idem (Maksimovich K.) Russo-Serbian Cultural Contacts on Mount Athos: XII-XVII према образовану и вера у Бога у православним манастирима: Зб. изабр. радова=Love of Learning and Devotion to God in Orthodox Monasteries. Београд; Columbus, 2006. 1. P. 183-190; Иванова К. Успение Методиево//Palaeobulgarica. 1999. N 4. С. 7-24; Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Велико Търново, 1999; Загребин В. М. Свидетельства средневек. слав. писцов о трудностях перевода с одного слав. языка на другой//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3: Редактор и текст. С. 53-58 (то же// Он же. Исследования памятников южнослав. и рус. письменности. СПб., 2006. С. 275-281); Молдован А. М. «Житие Андрея Юродивого» в слав. письменности. М., 2000. С. 19-20, 46-49; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству: XV-XVII вв. Београд, 2000. С. 207-220; Die Pandekten des Nikon vom Schwarzen Berg (Nikon ernogorec) in der ältesten slavischen Übersetzung/Hrsg. R. Pavlova, S. Bogdanova. Fr./M., 2000. 2 Tl.; Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. архива Коллегии иностр. дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001; Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 68-75, 87-121; она же. Молитва над болящим в составе Требника РНБ. Q.n.I.24, XIV в.//ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбил. сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. С. 280-303; Цибранска М. За лексикалните русизми в Зайковския Требник от първ. пол. на XIV в.//Език и история на българските средневек. текстове: Сб. в чест на Е. Дограмаджиева.

http://pravenc.ru/text/180423.html

Оружие носит он против церкви, расположению Божию сопротивляется. Враг алтаря, мятежник против жертвы Христовой, по вере вероломец, по благочестию святотатец, непокорный раб, нечестивый сый, неприязненный брат. Презрев епископов, и священников Божиих оставив, дерзает учреждать другой алтарь, моление другое не позволенными гласами совершать, истину Господней жертвы осквернять ложными жертвоприношениями: ни же хочет знать, что устремляющийся против Божия устроения казним бывает от Бога за безрассудное дерзновение. То же в Православно-Догматическом Богословии преосвященного Макария, часть 2, § 168, стр. 201, примеч. 473, и в Трудах Киевско й Дух. Академии за 1861 г., кн. 12, стр. 185. 2) Кормчая 363 Всем же простым человекам повелеваем, самим с кресты не ходити без преподобного места того епископа, и сущим под ним говенных причетник, кая бо есть служба или мольба, в ней же пресвитер не обретается. 3) Зонар с Богом 364 Иже если кто от мирских человек отбегает от церкви, и на ся молится и поем глаголя, как боле есть на ся молитися, нежели во церкви, се творяй без повеления епископа, или отца духовного, и тако ходяще анафема. 4) Преподобного Никона Черногорца 365 В месилианстей рекше евхитстей ереси, с инеми мноземи согрешенми и се глаголется, яко к сим приложиша церквам и олтарем презения, как подобает постником в церковных не пребывати собраниях рече. Довлети же им еже в обителех их молитвами толико бо глаголют молитвы их силу, как тем убо и иже о них наученным, чувственее Духу Святому являтися, и ничтоже отнюдь сотворяющим, Дóндеже грех убо ощутят, якоже дым некий или огнь, или змия, или некоего такова зверя молитвою изгонима, и чувственне молитвы ради исходящ. Духа же Святого паки вход чувственне приимут, и явленно имут в души чувство Духа, и той быти истинное Христианам причащение глаголют, как и пресвитером неким рекшим к ним, как вером Дух Святый исповедуем имети, а не чувством, рекшим онем. За еже сущую с ними молитву податися им чувство Духа. 5) Тактикон преподобного Никона Черногорца

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

233  «А на трапезе естве быти по общежительному преданию и уставу святых отцев и по обычаю сея страны, которые брашна зде обретаются... якоже божественная правила повелевают и устав сказует», «Око Церковное». Уставная гр. Новгородского Архиепископа Макария Духовскому монастырю А. И.   234  Перечень глав см. в Описании С. Б. III, 291–297. Первые 16 глав заключают общий порядок службы и объяснительные статьи к нему; от 17 до 40 гл. включительно идут Марковы главы в составе второй части из 22 глав, 41–44 статьи дисциплинарно-литургического содержания, неизвестно откуда взятые и доселе не встречавшиеся, 45–67 статьи из 1 слова Тактикона Никона Черногорца. В уставе Публичной библиотеки сравнительно с синодальным есть небольшая разница в счёте глав. Марковы главы простираются от 18 до 40 включительно, главы неизвестного происхождения 41–44, статья о зажигании свечей опущена, статьи из Никона Черногорца с 45-й главы прерываются на 52-й главе; остальное утрачено. Оглавление прерывается на 50 главе за утратой окончания. На конце рукописи (лист 134 оборот) помещён часослов (о часослове см. Митрополит Киприан стр. 82). Вообще, устав плохо сохранился: в нём недостаёт значительной части месяцеслова и многих листов в триодной, так что определить число славянских памятей по этому списку становится невозможным.   236  См. Описание рукописей гр. Толстого, где приложен и палеографический снимок с записи. Срезневский Памятники русского письма под 1397 г. стр. 129.   237  Другие особенности см. Описание Р. С. Б. III, 299–100. Сравнение синодальных уставов 2-й и 3-й редакции в изложении суточной и триодной службы см. приложение IX.   238 состоит также из 125 глав, но Марковы главы отнесены к концу типика после триодной части; кроме того, есть дополнения русского содержания. То же и в синодальном уставе В уставе из собрания Ундольского Марковы главы, в числе 81, предшествуют общей части.   239  В греческих типиках этой статьи мы не встречали, но она весьма замечательна, как первое определённое указание на то, с какого времени и какой пост стали держать в этот день.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

1954. T.24. P. 131– 140; Soloviev A.V. (прим. 207); Сперанский Μ.H. Из истории (прим. 354). С.28–36; Закон судный людем краткой редакции/Изд. Μ.Н.Тихомиров. Μ., 1961; Zuek I. Kormaja kniga: Studies on the Chief Code of Russian Canon Law. (OChA. Rome, 1964; Троицкий С. Хиландарский номоканон//Хиланд, зборник. 1966. Т.1. С.51–81; Щапов Я.Н. К истории текста Новгородской Синодальной Кормчей//Историко-археологический сборник, посвященный А.В. Арциховскому. Μ., 1962. С. 295–301; он же. Новый список кормчей ефремовской редакции//Источники и историография славянского средневековья. Μ., 1967. С. 258–276; он же. Первоначальный состав Рашской кормчей книги 1305 г.//Зап. Отд. рукописей ГБЛ. 1972. Т.ЗЗ. С. 140–147; он же. Прохирон в восточнославянской письменности//ВБ. 1977. Т.38. С.48–58; он же. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. Μ., 1978; idem. Versuch einer historisch vergleichenden Übersicht der Kirchenrechtsdenkmäler slawischer Länder aus dem 9–13 Jh.//Die historisch-vergleichende Methode in der sowjetischen Mediävistik. (Probleme der modernen Welt. 20). Μ., 1980. S.93–133; Ratkos P. Das altslavische Poenitential//Das heidnische und christliche Slaventum (прим. 318). T. 2. S. 164–171; Загребин В.Μ., Колесов В.В. “Пандекты” Никона Черногорца в пергаменном списке XV в.//Памятники культуры: Новые открытия. Μ., 1974. С. 33 36 [см. также: Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований/Труд В.Н. Бенешевича . СПб., 1906. Т. 1; 1906. Т.2/Подг. к изд. и снабжен дополн. Ю.К. Бегуновым, И.С. Чичуровым, Я.Н. Щаповым; под руков. Я.Н. Щапова. София, 1987; Милов Л.В. О древнейшей истории Кормчих книг на Руси//ИСССР. 1980. 5. С. 105–123 (Янин В.Л. О дате новгородской синодальной кормчей//Древняя Русь и славяне. Μ., 1978. С.287–292; Щапов Я.Н. “Закон судный людем” и славянская “Эклога”: к истории краткой редакции “Закона” на Руси//ByzSlav. 1985. Т.46. С. 136–139; Жоанне Ж. (прим. 62).); Буланин Д.М. “Пандекты” Антиоха; “Пандекты” и “Тактикой” Никона Черногорца//СлККДР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

нумерованном листе (бумажном) греческая надпись митрополита Платона: τοτο εαγγλιον, ς τιν θυσαυρν, δε φειλττειν. Ταπεινς Πλτων, ρχιεπσκοπος Μσκβας κα Καλογας πγραψα, δ χειρ 1781 τους. На об. 1-го л. славянская надпись: вышеписанный Архпкпъ, нын же недостойный Московскй Платонъ, и паки завщаваю хранити собственною руеою ститела писанное: вкп же со скосручною его дховною на конц се книги приложенною. 1798 года. подписано к Трцкой Лар. На л. 2-м (первом пергаминном) в верхней половине первого столбца помещен отрывок нравоучительного содержания, и на об. 2-го л. – десять заповедей, писанные тою же рукою, которою писана и вся рукопись. На л. 2-м внизу запись: Украшено жемчуг и камен. 1798 года. тщанмъ тогоже и Архимандрита Трцкиа Сергскы Лары. На об. л. 2-го еще запись: Тетро, чютвоца але чюва мнтыр. Сов даю. в се чест за здравие на болщими. На лл. 3–52 написано четвероевангелие по порядку евангелистов. Л. 52 об.–54: слово 41 Никона черногорца « о поставлеи властели. ко не вс оубо во власти поставле въ всми же дствуе» Л. 54 об.–55 белые (не дописано слово Никона черногорца). Л. 56–57 предисловие к Деян. св. Апостолов. Л. 57 об.–58 белые (не дописано предисловие). Л. 59–166: Деяния Апостольские, послания Апостолов, Апокалипсис и оглавление чтений из Евангелия и Апостола (л. 96–98 опять белые; на них следовало бы быть предисловию к посланию к Римлянам). Л. 166–168 краткий месяцеслов (из русских и вообще славянских святых ни один не упоминается) Л. 168–169 « Настать лоуна. на киждо мць. со клазными» (лунный круг на 19 лет). Л. 169 об.–170 указание воскресных евангельских чтений. В конце рукописи, на нижней доске прикреплено духовное завещание святителя Алексия, собственноручно им написанное на бомбицине, и при нем копия, сделанная в конце прошедшего века. Здесь же две записи: 1-я: дховил Алес митрополита. 2-я: стител дхвную и съ спискомъ хранить въ митрской ризниц въ среброокованномъ ковчег. Смиренный Плато 1777. июля 2 дня. Подлинная духовная от времени очень обветшала, особенно по сгибам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

814 Рукоп. 197. 361–363. Эта цитата взята из 41 слова Никона Черногорца. Половина II, л. 310–311. 815 Рукоп. 197 л. 371–372. Цитата взята Даниилом из сочинения св. Афанасия под заглавием: Πρς ντοχον ρχοντα παρ πλειστων κα ναγκαων ητημτων, τν ν τας θεαις Γραφαις πορουμνων κα παρ παςι χριςτισνοις γηνσκεσθαι φρλομνων. Сочинение помещено у Миня в разряде inter spuria. Под таким же названием это сочинение Афанасия было известно и в XVI веке (Рукоп. Кирилл-Белозерск. монастыря (не разборчиво) ч. 293–340. Рукоп. Археол. Музея Киев. дух. Акад. 151 л. 563–583. Петров. Описание Археол. Музея Киев. дух. Акад. 82; Рукоп. Импер. Пуб. биб. F. I. 278. л. 163–212. Рукоп. Соф. библиот. 1458. л. 337–414 и др.). Рукоп. Древнехранилища Погодина 1294. л. 1–41. В первый раз оно напечатано было на славянском языке в Скрижали 1656 года и на русском в последнее время в Христ. Чтении 1840 г. кн. III (не в полном виде). Приведенное здесь Даниилом свидетельство св. Афанасия вполне подлинное. Migne, Patr. curs. comptet. ser. graec. tom. XXVIII. Ouaestio LXIX. pag. 635–638. 816 Рукоп. 197. л. 357. Цитата действительно принадлежит св. Афанасию. Сравнительно с подлинником в переводе, в каком находится цитата у Даниила есть прибавка сравнительно с подлинником: последняя мысль о грешниках, спокойно умирающих и прямо после того идущих в вечную муку, вовсе не находится в подлиннике. См. Migne, Patrolog, curs. complet. ser. graec. tom. XXVIII. pag. 661–664. 817 Рукоп, 197. л. 373. Толкование, действительно, принадлежит Афанасию и вполне соответствует современному переводу его творений. См. Творения св. отцев т. XXII, Афанасия Великого , ч. IV. 137. Подлин. см. Migne, Patrolog. curs. Complet, ser. graec. tom. XXVII. J. Athanasii, t. III. pag. 169–170. 818 Рукоп, 197. л. 363–364. Цитат подлинный см. Migne, Patrolog. curs. complem, ser. graec. tom. XXVIII. Quaestio LXXI. pag. 637–640. 819 Рукоп, 197. л. 357–361. Подлинное свидетельство. см. Migne, Patrolog. curs. complem, ser. graec. tom. LXXXIX. J. Anastasii Sinaitae, Quaestio XVIII, 499–540. Свидетельство взято из 41 слова Никона Черногорца, половина II л. 311.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

826 Сюда относятся два места из св. Афанасия из которых одно (Рукоп. 197. л. 370) не находится в подлинике творений Афанасия (см. предидущее примечание), а другое (Рукоп. 197. л. 371), действительно принадлежит ему. См. Migne, Patrolog. curs. complet. ser. graec. tom. XXVIII. Quaestio LXIX. pag. 635–638. 828 Рукоп. 197 л. 370. Cero места нет у Афанасия (см. выше примеч.), но за то эта мысль подтверждается другими его словами (Рукоп. 197. л. 371), дейстивтельно ему принадлежащими. См. Migne, Patr. curs. complet, ser. graec. tom. XXVIII. Ouaestio LXIX. pag. 635–638. 829 Рукоп. 197. л. 381–391. Здесь представлена повесть об отце Елисее, вся в полном виде, которая почти с буквальною точностью воспроизведена в Патерике Скитском, Супраельского издания, 1791 года. ч. I, 100–16. 830 Рукоп. 197. л. 369–370. Так представляется мысль св. Афанасия и в Слав. переводе, которым пользовался Даниил, в подлиннике же творений св. Афанасия на поставленный сейчас вопрос дается вовсе не категорически утвердительный ответ, как это мы видим у Даниила, а ответ очень уклончивый и склоняющийся более к отрицательному его решению, чем к положительному. Ответ у Даниила читается буквально так: «да будет сему тако быти», а в подлиннике (μ γεvοιτο ιναι τως) должно прочитать: да не будет, чтобы это было. См. Migne Patr. curs. complet ser graec. tom. XXVIII. Ad Antiochum ducem Quaestio LXVIII. pag. 633–637. 831 Рукоп. 369. Подлинное место. Migne, Patr. curs. complet ser. graec. tom. XXVIII. Quaestio LXVII pag. 633–636. 833 Это свидетельств св. Антония, которое у Даниила имеет разночтения сравнительно с Просветителем, и кроме того сопровождается указанием источника своего заимствования, чего нет в Просветителе. Рукоп. Моск. Дух. Акад. 197. л. 364–365. Сравн. Просветитель, 425. 835 Рукоп. 197 л. 11–17. Цитата не представляет существенных уклонений от печатного славянского перевода бесед Златоуста на св. Матфея, изд. в Москве 1829 г. 154–156, бес. 23. 838 л. 17–21. Слово Златоуста о св. Духе, приводимое здесь Даниилом, взято им в его целом виде из третьего слова Никона Черногорца. Книга Никона Черногорца, полов. I, сл. 3, 20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

1347 Требник, Стрятин, 1606 г., л. 125–126 об. См. выше, стр. 231–232. Из менее важных особенностей в издании 1639 г., сравнительно с предшествующими, можно еще отметить разве то, что здесь предписывается исповеднику, во время чтения над ним разрешительных молитв – читать «млтв . ic .в ., между тем как в предшествующих изданиях ему предписывается произносить здесь псалмы 6 и 59-й. 1348 Требник, изд. Бурцева , Москва, 1642 г., л. 12–25. В этом требнике, как малом, опущены предварительные статьи (Григория Нисийского и из Никона Черногорца), а как предназначенном для мирян, – опущены вопросы и поновления инокам и инокиням; сверх же того, здесь устранено епитимийное руководство по юго-славянском по-исповедном поучении. 1349 Потребник, Москва, 1647 г., л. 1–114. И здесь извлечения из Никона Черногорца опущены. Хотя чин надписан: «Чин исповеданию иноком и инокиням, и священноиноком и черным дияконом на отгнание»... и пр., – но он предназначается собственно для мирян. Поэтому вопросы и поновления иноком и инокиням здесь также опущены. В оставшихся мирских поновлениях сделано не мало вставок [Напр., в мирском поновлении, пред стих. «Согреших сквернословием»... (Потребн.1636 г., л. 172 об.) вот.: – «Согреших, с иноверными ядох и пиях и любовь творих им, и честь воздавах им, и радовахся с» ними, и здравствовах им, якоже и христианом сущим... и обычаи их похвалях...» и пр... «Согреших, врача и еретика послушав, браду свою брил и иных на то поучах»... (л. 39 и л. 43). В поновлении князьям и боярам внесено, напр.: «Согреших, многую челядь бедную н безпомощную в дом свой привлекох и поработил в холопство, и крепости на них лукавством утвердил... Согреших, проклятую тафью на главе своей ношахъ». (Ibid. л. 45–46). 1350 Потребн. (большой), Москва, 1651 г., л. 132–198 об. В конце прошедшего столетия, неизвестно где именно, но кажется в Почаеве, – на основании этого издания (как заявляется в конце книжицы) был издан «Чин исповеданию мирскому» (и вместе чин причащения больных) в такой переделке: сирчь самъ каяйся глаголет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

52 Мы перечислили лишь весьма небольшое число списков этого рода и имели в виду главным образом характеристику уставов 3-й редакции. Перечень еще менее полный см. Арх. Серг. Агиология I. 137. Арх. Леон. О славянских переводах устава. Чтения Общ. И. и Древа. 1867. 2. В последней статье ошибочно между списками ока церковного показан Синодальный устав 331/387 другой редакции. 53 «А на трапезе естве быти по общежительному преданию и уставу святых отцев и по обычаю сея страны, который брашна зде обретаются... якоже божественная правила повелевают и устав сказует «око церковное». Уставная грам. Новгородского Архиепископа Макария Духовскому монастырю А. И. 292. 54 Перечень глав см. в Опис. С. Б. III 291–297. Первые 16 глав заключают общий порядок службы и объяснительные статьи к нему; от 17 до 40 гл. включительно идут Марковы главы в составе второй части из 22 глав, 41–44 статьи дисциплинарно–литургического содержания, неизвестно откуда взятые и доселе не встречавшиеся, 45–67 статьи из 1 слова тактикона Никона Черногорца. В уставе Публичной библиотеки 25) сравнительно с синодальным есть небольшая разница в счете глав. Марковы главы простираются от 18 до 40 включительно, главы неизвестного происхождения 41–44, статья о зажигании свечей опущена, статьи из Никона Черногорца с 45–й главы прерываются на 52–й главе; остальное утрачено. Оглавление прерывается на 50 главе за утратой окончания. На конце рукописи (л. 134 об.) помещен часослов (о часослове см. наше соч. Митр. Кипр. стр. 82). Вообще, устав плохо сохранился: в нем недостает заключительной части месяцеслова и многих листов в триодной части, так что определить число славянских памятей по этому списку становится невозможным. 56 См. Опис, рукопис. гр Толстого, где приложен и палеографический снимок с записи. См. Срезнев. Памятники русского письма под 1397 г. cap. 129 Перечень славянских (Син. биб.) списков Никоновых сочинений и их описание в Опис. рук. Синод. библ. II, 3. 1–52. 58 288 состоять также из 125 глав, но Марковы главы отнесены к концу типика после триодной части;       кроме того есть дополнения русского содержания. Тоже и       в синодальном уставе 388–336. В уставе из собр.      Ундольского 116) Марковы главы, в числе 81, предшествуют общей части.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Высший Церковный Совет утвердил документ «Основные направления работы администрации по регулированию присутствия учащихся духовных школ в социальных сетях», а также одобрил и передал на утверждение Священного Синода документ «Пастырские рекомендации для приходской работы с молодежью, вовлеченной в субкультуры». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Одобрить решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2019 года.   ЖУРНАЛ 70 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Межсоборного Присутствия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Созвать Пленум Межсоборного Присутствия на 30-31 января 2020 года. 2. Освободить Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия от обязанностей секретаря Межсоборного Присутствия, выразив ему благодарность за труды, понесенные на этой должности в течение десяти лет. 3. Секретарем Межсоборного Присутствия назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Савву, управляющего делами Московской Патриархии.   ЖУРНАЛ 71 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об ухудшающемся положении Сербской Православной Церкви на территории Черногории. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Принять заявление о ситуации в Черногории .   ЖУРНАЛ 72 ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ о поданном прошении Преосвященного митрополита Липецкого и Задонского Никона, касающемся почисления его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Прошение Преосвященного митрополита Липецкого и Задонского Никона о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 9 марта 2017 г. (журнал 23). Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить. 2. Выразить сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Никону за многолетнее архипастырское окормление Липецкой епархии, которое отмечено многократным увеличением приходов и духовенства, неустанной заботой о монастырях, установлением доброжелательного и конструктивного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на посту главы Липецкой митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5467407.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010