Ядром композиции является двусветный четверик, вытянутый по оси север-юг. С востока к нему примыкает полукруглая пониженная апсида, с запада – сильно расширенная пониженная трапезная - прямоугольная в плане, со скруглёнными углами. Над центром западного фасада трапезной возвышается трёхъярусная колокольня с квадратным нижним ярусом. Четверик храма на углах имеет огибающие лопатки, на них опирается карниз, отсекающий пояс кокошников. Апсиду венчает уступчатый карниз, переходящий на восточные лопатки четверика. В центре его боковых фасадов - прямоугольные дверные проёмы, по сторонам от них и над входом – такие же окна без обрамлений. Нижний ярус колокольни слегка выдвинут из плоскости западного фасада в виде резалита и завершен треугольным фронтоном с городками. Стены по сторонам от него рустованы. Рустом украшен также полуярус, его углы скруглены, в центре граней – полукруглые окна. Третий и четвёртый ярусы прорезаны высокими арочными проёмами звона. Четверик перекрыт сомкнутым сводом с распалубками над окнами, в вершине – плоская лепная розетка. Широкий арочный проём соединяет его с трапезной. Она разделена на пять помещений: одно обширное перед храмом с двумя приделами по бокам, и ещё два – по сторонам нижнего яруса колокольни. В своде и верхних частях стен четверика уцелели незначительные фрагменты сильно потемневшей росписи второй половины XIX века. В 30-е годы XX века церковь была закрыта. Пропала и икона с крестом, с частицами мощей Святых угодников. По преданию, икона со вставленным в неё крестом и мощами была закопана в церковной ограде. Но до сих пор местонахождение ее неизвестно. Помещение церкви после закрытия использовалось под хозяйственные нужды (гараж, водонапорная башня, магазин). Здание разрушалось. Летом 2000 года началось востановление храма на средства предпринимателей. В проекте востановления использованы материалы школьного музея. В храме ведутся Богослужения. Храм является подворьем Николо-Шартомского монастыря .  Источник информации - статья " С чего начинается Родина "  общественно-политической газеты Лежневского района " Сельские вести " от 27.08.2013

http://sobory.ru/article/?object=35076

Зверинский, 1892, с. 89, 698; Березин, Добронравов, 1898, с. 79-80. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 565-567 На рубеже XIV-XV веков, рядом с Шуей возникают сразу два монастыря - мужской Николо-Шартомский и женский Введенский. Спустя некоторое время и село будет названо Введенье, по посвящению женской обители. Монастыри находились в двух смежных сёлах - Пупках и Введенском (ныне это одно село Введенье). История Введенского монастыря мало изучена из-за скудности исторического материала. Первое упоминание о Введенском монастыре содержится в завещании князя Михаила Васильевича Горбатова-Шуйского за 1535 год. В это время все монастырские постройки были деревянными, которые часто горели и возводились вновь. С 1733 года женская обитель была приписана к Николо-Шартомскому монастырю. Введенский монастырь имел репутацию богадельни: кроме настоятельницы и нескольких рядовых монахинь в обители проживали старицы, питавшиеся, как говорили, " от Промысла Божия " . В 1764 году Введенская женская обитель была упразднена как малобратствующая, а церковь была преобразована в приходской храм. С начала XIX столетия монастырь вновь возрождается. Строятся каменные храмы и сестринские кельи за счёт прихожан и благотворителей. В обитель стали поступать вклады от богатых шуйских купцов, а также от паломников и ярмарок, которые проводились в селе. В конце XIX - нач. ХХ века это был уже значительный по численности монастырь, кроме жителей близлежайших сёл, к нему были приписаны даже жители Кохмы. На приходе служило трое священников. Введенский монастырь был закрыт в 1920 годах, а один из монастырских храмов был превращен в приходской и просуществовал до 1941 года, когда был закрыт. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады с икон, а сами иконы сожгли. Церкви занял под свои нужды организованный в 1930 году в селе Введенье колхоз " Искра " . С годами монастырские храмы обветшали и к 1990-м годам находились в полуразрушенном состоянии. С началом возрождения Николо-Шартомского монастыря (с 1991 года), рядом с ним в 1993 году образовалась и женская монашеская община. Она поначалу зависела от мужского монастыря, а в 2007 году была оффициально зарегистрирована как Введенская женская община. Численность насельниц в настоящее время составляет 15 человек. Своими силами насельницы проводили ремонтно-восстановительные работы в осквернённых и полуразрушенных храмах.

http://sobory.ru/article/?object=05635

Господь призывает ныне меня через Вас, Ваше Святейшество и Ваши Высокопреосвященства, по словам святителя Николая Японского, «на пир жизни и труда, на самое прямое дело служения Помня слова Господа нашего Иисуса Христа: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20), укрепляюсь твердой верой в Его помощь. Его Промысл всегда ведет ко благу и спасению, избирая для каждого тот путь, на котором мы можем принести «плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять» (Мф. 13:8). Промысл Божий закаливал мою душу в двенадцатилетнем служении нашему Отечеству в Вооруженных силах на дальних рубежах Средней Азии, где я молодым лейтенантом встретил опытных командиров и хороших друзей, воспитавших во мне верность долгу и профессионализм в работе. Именно там, в Алма-Ате, Господь соединил меня и с первыми наставниками протоиереями Евгением Бобылевым, Валентином Сазоновым, Владимиром Шкляром и особенно с протоиереем Александром Осокиным (ныне епископом Карагандинским и Шахтинским Севастианом ), которые исправили мой путь и поддержали в трудное для моей души время духовного становления. Большую благодарность хочу выразить и наместнику Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии архимандриту Никону (Фомину), где я принял монашеский постриг и священный сан, где произошло мое духовное рождение в монашеском звании. Особую благодарность хочу выразить архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону , десять лет воспитывавшего меня и наставлявшего как наместника монастыря и епархиального сотрудника, своего помощника, благодаря чему я смог приобрести опыт в устроении церковной жизни. Благодарю всю братию Михайло-Архангельского мужского монастыря Новосибирской епархии , всех, с кем я трудился на Сибирской земле, возрождая обитель в полевых условиях и учась монашеской жизни. За пятнадцать лет мы вместе прошли путь от первого временного храма в армейской палатке до прекрасного Троице-Владимирского собора, который является сейчас одной из жемчужин города Новосибирска. Низко кланяюсь своим родителям: отцу и маме, которые дали мне жизнь, воспитание и образование, и свое родительское благословение на служение Богу и Его Святой Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1448348...

В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма Всех святых при Ивановском государственном университете. В 2005-2006 гг. — настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. С 2009 г. — благочинный Воскресенского собора г. Шуя. С 2011 г. — благочинный Николо-Шартомского монастыря. Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. ( журнал 6 ) избран епископом Воркутинским и Усинским. 20 апреля 2016 г. за Литургией в храме свт. Николая Чудотворца с. Алферьево Тейковского р-на Ивановской обл. епископом Шуйским и Тейковским Никоном возведен в сан архимандрита. Наречен  во епископа 23 апреля 2016 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве.  Хиротонисан 24 апреля за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. ( журнал 117 ) назначен викарием Московской епархии с титулом «Домодедовский» с освобождением от управления Воркутинской епархией. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января 2018 г. назначен управляющим Северо-Восточным московским викариатством. Также Патриаршим указом от 9 января назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. В 2018-2019 гг. — сопредседатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. ( журнал 47 ) назначен наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря . Патриаршим указом от 20 июля 2018 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. освобожден от управления Юго-Восточным викариатством г. Москвы, с сохранением за ним викариатства Новых территорий г. Москвы, а также благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199111...

Ограда с воротами сооружена из кирпича и побелена. Глухие прясла, образованные членящими стену столбами, декорированы крупным ленточным рустом, веерообразно сходящимся к широким арочным нишам в центре. На фоне ограды выделяются выведенный на ее линию притвор с фронтоном Ильинской церкви и главные ворота комплекса, широкую арку и небольшие калитки которых обрамляют массивные пилоны. Проемы ворот и калиток украшены замковыми камнями, над средней аркой помещен фронтон со ступенчатым аттиком и небольшой лавкой. Земское училище - скромное по архитектуре прямоугольное в плане здание в строгих формах позднего классицизма. Этажи, нижний из которых оформлен плоским штукатурным рустом, разделены широким профилированным поясом, включающим лежачие нишки под прямоугольными окнами второго этажа. Последние отмечены сандриками. Три средние оси на главном, обращенном к дороге фасаде сближены. В завершении стен — скромный карниз с широкой выносной плитой. Планировка здания коридорного типа. Березин, Добронравов, 1898, с. 106-107; ГАИО. Ф. 392. Оп. 1. Д. 25. Л.1. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 621-624 Село Чернцы на реке Тезе находится в 8 верстах от уездного города Шуи и в 117 верстах от Владимира. В первой половине XVI ст. Чернцы принадлежали князю Михаилу Васильевичу Горбатому, который в духовной грамоте, писанной в 1535 г., завещал эту вотчину Николо-Шартомскому монастырю «с деревнями опричь тех деревень, в которых живут слуги», а в жалованной грамоте царя Василия Иоанновича Суздальскому Покровскому женскому монастырю от 1606 г. село Чернцы значатся уже во владении Покровского монастыря. В 1623 г. царь Михаил Федорович на право владения Чернцами пожаловал означенному монастырю подтвердительную грамоту. Вотчиной Покровского монастыря село Чернцы оставалось до отобрания населенных монастырских имений в казну в 1764 г. В старинные времена церковь существовала в честь св. пророка Илии, почему и самое село названо Чернцами-Ильинскими. В настоящее время церковь в селе в честь св. и чудотв. Николая.; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою. Построена в 1819 г. усердием прихожан, престол в ней один, холодный. При сей церкви имеется теплая, каменная же, церковь с одним престолом во имя св. пр. Илии. Из святых икон, находящихся в церкви, по древности своей замечательны икона Знаменской Божией Матери и икона св. пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=03162

Пока монашеская община состоит из настоятеля, одного иеромонаха и послушника. Живут и молятся они в вагончике-бытовке прямо на стройплощадке. Помимо церковного здания и первых деревенских жилых домов, в списке пусковых объектов – монастырский братский корпус. " С одной стороны, все получается как бы само собой, без далеко идущих расчетов, - говорит отец Роман Никитин. – В Советской Гавани, где в пока сооружаемом храме св. праведного воина Феодора Ушакова подвизаются два насельника, монастырь строить тоже поначалу не собирались. Но с предложением открыть здесь обитель обратились монашествующие Николо-Шартомского монастыря Иваново-Вознесенской епархии. И наш владыка благословил создавать монастырь миссионерского типа, ведь в Советско-Гаванском и соседнем Ванинском (он вошел в состав второй епархии нашей митрополии — Амурской) районах большую активность проявляют неопротестантские организации. Прибывший игумен Савватий (Перепелкин), военный журналист по образованию, сразу же включился в эту работу. В поселке же Циммермановка, оказавшемся после выделения Амурской епархии в составе последней, Свято-Пантелеимонову обитель, наоборот, создавали по плану. Ее возглавляет игумен Тихон (Тюрюмин). В результате у нас вместо одного мужского монастыря созидаются три небольших. Видимо, Господь сам знает как лучше, и управляет сообразно этому " . Справка Новомученица Екатерина Петроградская (+1937) родилась в 1875г. в Санкт-Петербурге в мещанской семье. Арестована в 1932г. как участница Александро-Невского братства, обвинена в контрреволюционной деятельности путем " систематической пропаганды и создания сети нелегальных ячеек " . После отбытия наказания в виде трех лет лишения свободы и запрещения жить в крупных городах переехала в Боровичи (Новгородская обл.). Через два года арестована по делу архиепископа Полоцкого и Витебского Гавриила (Воеводина, +1937). Расстреляна 17 декабря 1937г. Прославлена Русской Православной Церковью в лике новомучеников в 2003г. Захоронение не обнаружено.

http://e-vestnik.ru/church/monastyr_v_be...

Пока монашеская община состоит из настоятеля, одного иеромонаха и послушника. Они живут и молятся в вагончике-бытовке прямо на стройплощадке. Помимо церковного здания и первых деревенских жилых домов, в списке пусковых объектов — монастырский братский корпус. «С одной стороны, все получается как бы само собой, без далеко идущих расчетов. В Советской Гавани, где в пока сооружаемом храме святого праведного воина Феодора Ушакова подвизаются два насельника, монастырь строить тоже поначалу не собирались. Но с предложением открыть здесь обитель обратились монашествующие Николо-Шартомского монастыря Иваново-Вознесенской епархии . И наш владыка благословил создавать монастырь миссионерского типа, ведь в Советско-Гаванском и соседнем Ванинском (он вошел в состав второй епархии нашей митрополии — Амурской ) районах большую активность проявляют неопротестантские организации. Прибывший игумен Савватий (Перепелкин), военный журналист по образованию, сразу же включился в эту работу. В поселке же Циммермановка, оказавшемся после выделения Амурской епархии в составе последней, Свято-Пантелеимонову обитель, наоборот, создавали по плану. Ее возглавляет игумен Тихон (Тюрюмин). В результате у нас вместо одного мужского монастыря созидаются три небольших. Видимо, Господь сам знает как лучше, и управляет сообразно этому», — рассказал священник Роман Никитин. Новомученица Екатерина Петроградская (+1937) родилась в 1875 г. в Санкт-Петербурге в мещанской семье. Арестована в 1932 г. как участница Александро-Невского братства, обвинена в контрреволюционной деятельности путем «систематической пропаганды и создания сети нелегальных ячеек». После отбытия наказания в виде трех лет лишения свободы и запрещения жить в крупных городах переехала в Боровичи (Новгородская обл.). Через два года арестована по делу архиепископа Полоцкого и Витебского Гавриила (Воеводина, +1937). Расстреляна 17 декабря 1937 г. Прославлена Русской Православной Церковью в лике новомучеников в 2003 г. Захоронение не обнаружено.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В. Березин, В. Добронравов, 1898, с. 377-379.  " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2 " . М. Наука, 2000, с. 689-690.  На ивановском тракте, недалеко от границы Вязниковского и Шуйского уездов, располагаются два села: Большие и Малые Дорки. Село Большие Дорки «при речке Матне» по писцовым книгам 1628 года значилось за братьями Оболдуевыми. Дано оно было их отцу за «московское осадное сиденье царя Василия Шуйского». Уже тогда в селе была деревянная клетская церковь Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца. Нынешний Преображенский храм, в котором недавно вновь начата служба, возведён на средства прихожан в 1796 году. Церковь эта небольшая, каменная. Построена она по типу «восьмерик на четверике» и имеет одну главу на барочном своде. Восьмерик – неправильный, угловые грани его меньше основных. Четверик односветный, с треугольным фронтоном и аттиком. Имеются одночастный алтарь и трапезная. Колокольни нет. Четверик и трапезная отделаны рустом разнообразных форм и наличниками с замком. Антаблемент – линейный. На апсиде и на восьмерике весь декор состоит из слабо профилированных лопаток. Был в Больших Дорках и другой храм, тёплый, каменный, построенный в 1840 году в честь Николая Чудотворца. Не сохранился храм и в Малых Дорках, стоящих на Матне в километре от Больших Дорков. Малые Дорки принадлежали князю Михаилу Фёдоровичу Борятинскому, получившему село тоже за «московское осадное сиденье». Церковь Преображения с тёплыми приделами Николая Чудотворца и апостола Никанора построена была в 1800 году на средств помещика Михаила Соломоновича Маркова. http://pandia.ru/text/78/070/81560-3.php Однопрестольный храм в честь Преображения Господня был построен на средства прихожан в 1796 году. При храме имелась колокольня, разрушенная в годы советской власти. Сам храм был разграблен и закрыт. Последний его настоятель — священномученик Иоанн (Прудентов), арестован и впоследствии расстрелян. В настоящее время сестринское подворье Николо-Шартомского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=41814

В ходе работы секции «История Русской Церкви в XIII-XVII веках» участники конференции познакомились с ролью русского монашества в формировании национального сознания Великороссии: особое место в этом процессе занимает личность преподобного Сергия Радонежского, биографию, деятельность и последующее формирование образа которого активно обсуждали ученые. Также участники смогли познакомиться с историей некоторых русских богослужебных обрядов и миссионерско-просветительской деятельностью монастырей. Модератор — П.И. Гайденко. Завершился первый день конференции секцией «Организация, хозяйство и быт русских монастырей XII-XVII веков», модератором которой выступил протоиерей Константин Костромин. Во время работы данного направления авторы докладов проиллюстрировали тему секции конкретными примерами: здесь были приведены опись Кирилло-Белозерского монастыря, подробно рассмотрены состояние Юрьева, Антониева и Спасо-Перображенского Варлаама Хутынского монастырей и вотчинное хозяйство Николо-Шартомской обители, а также вопросы типологии русских монастырей и реорганизация монастырского быта по церковной реформе Петра I. Доклады участников конференции сопровождались активным обсуждением. Во второй день научного мероприятия исследователи приняли участие в работе четырех секций: в первой половине дня ученые работали по направлениям «Личность в истории монашества» и «Организация, хозяйство и быт русских монастырей XIII-XVII веков»; во второй — «История Русской Церкви в XI-XIII веках» и «Древнерусская книжность и искусство XIII-XVI веков». Модератором первой секции выступил протоиерей Константин Костромин. Исследователи обсудили связь Православной Церкви и русского государства на примерах князей и княгинь, которые зачастую активно участвовали в жизни приходов и монастырей. Также докладчики сделали акцент на некоторых иерархах и монастырях Русской Православной Церкви. Вторую секцию организаторы посвятили анализу приходской и монастырской документации, которая проливает свет на аспекты бытовой и организационной деятельности монастырей Русской Православной Церкви. Модератор — П.И. Гайденко.

http://patriarchia.ru/db/text/5817733.ht...

За богослужением пели хоры Николо-Шартомского монастыря и Епархиального женского училища Нижегородской епархии.. В соборе присутствовали и в последующем торжестве участвовали начальник Департамента внутренней политики Ивановской области Д.Н.Ковалевский, начальник Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Т.Б.Котлова, глава города Иваново В.М.Сверчков, города Шуя О.В.Воробьев, глава администрации города Шуя В.И.Пасечник, представители структур Правительства Ивановской области и администрации города Шуя. По окончании Божественной литургии епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф возглавил крестный ход к памятнику священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений. Здесь был отслужен праздничный молебен. Епископ Иосиф обратился к присутствующим со словом, в котором рассказал о значении сегодняшнего торжества, приуроченного к дню памяти Шуйских новомучеников и посвященного 65-летию Великой Победы. Начальник Департамента внутренней политики Ивановской области Д.Н.Ковалевский огласил приветственное слово губернатора Ивановской области М.А.Меня участникам и организаторам областного фестиваля I Славянского форума искусств «Золотой Витязь». С приветствием к собравшимся обратился также глава города Шуя О.В.Воробьев. Затем состоялось торжественное открытие Межрегионального церковно-певческого Собора «Золотое кольцо России», предваряющего работу Ивановского регионального Фестиваля I Славянского форума искусств «Золотой Витязь». В Воскресенском соборе прошли выступления прибывших на торжества коллективов. В церковно-певческом Соборе приняли участие: • Архиерейский хор Иваново-Вознесенской епархии, регент - протоиерей Георгий Чулков; • Хор Нижегородского Епархиального женского духовного училища, регент - Татьяна Кострова; • Хор Спасо-Преображенского храма г.Струнино Владимирской епархии, регент - Галина Сутырина; • Хор Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромской епархии, регент - Ирина Степанова; • Хор Яковлевско-Благовещенского храма Ярославской епархии, регент - Наталья Голубева;

http://pravoslavie.ru/35173.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010