На восточной стене и в алтаре сохранилась клеевая роспись 1-й пол. 19 в. Основной объем расписан масляными красками в поел, трети 19 в. Утрачены некоторые композиции на стенах и почти все на сводах. Первоначальная роспись - выразительное произведение монументального искусства, в котором соединены барочные и классицистические черты. Живопись характеризуется тонкой манерой письма и изысканным колоритом, построенным на интенсивных фиолетово-красных, синих и золотисто-охристых тонах. В конхе центральной апсиды - композиция " Царь царем " , в северной апсиде - " Великая жертва " . На восточной стене в центре написана " Новозаветная Троица " , а по сторонам от нее на охристом фоне - необычные гризайльные композиции " Распятие " и " Тайная вечеря " в серо-коричневых и бледно-фиолетовых тонах. На восточной стене изображены два евангелиста, два других - на западных гранях восточных столбов. Живопись в основном объеме - интересный пример росписи в духе позднего академизма. Сюжетным сценам здесь присущи грамотные уравновешенные композиционные построения, проработанные фоны и неяркий холодный колорит, в котором преобладают разбеленные синие, зеленые и желтые цвета. Более традиционны изображения святых, написанные фронтально в статичных позах. На стенах композиции расположены в три яруса. В верхнем (в люнетах) сохранились только " Коронование Богоматери " и " Рождество Богоматери " . В среднем и нижнем ярусах помещены евангельские композиции и сцены из жития св. Николая. На западных столбах - изображения святых (в нижней части утр.); склоны арок и обрамления композиций декорированы орнаментальной плетенкой. Из книги " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. часть 3 " В Ивановской области, а в прошлом пограничье Владимирской и Костромской губернии - всегда ощущалось архаизирующее начало в храмостроительстве... " Законодателем стиля " в строительстве храмов " соборного типа " в данном регионе надолго стал Св. Никольский собор Николо-Шартомского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=20721

В рамках регионального этапа работала секция монашеского направления «Изучение и восприятие святоотеческого наследия в современных монастырях (значение, практические аспекты)». В работе секции приняли участие монашествующие всех трех епархий Мордовской митрополии. В докладах поднимались такие проблемы, как препятствия для изучения и усвоения святоотеческого наследия в современных монастырях, необходимость присутствия в монастырских библиотеках и изучения монашествующими классической аскетической святоотеческой литературы, правильная расстановка акцентов в повседневной внебогослужебной жизни монаха. Представитель Шуйской епархии, наместник Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье архимандрит Филипп (Понамарчук) рассказал о том, как проходил региональный этап Рождественских чтений в Ивановской митрополии. В нем приняли участие наместники, игумены, игумении и насельники более чем 15 обителей и архиерейских подворий. На монашеской секции обсуждались темы старчества как плода духовной культуры монашеской жизни, отражения опыта духовной жизни в творческом наследии русского монашества, любви во Христе и свободы от страстей как источника истинного творчества и культуры. Архимандрит Варлаам (Максаков), игумен Успенского Георгиевского мужского монастыря, благочинный по монастырям Уфимской епархии, отметил особенность региональных чтений в своей епархии, а именно самостоятельное их проведение в каждом монастыре, дающее возможность большинству насельников принять в них участие. Самое главное в таких мероприятиях, на которых присутствует епархиальный благочинный, — то, что по мере обсуждения заявленной темы устанавливается близкий человеческий контакт с братией и сестрами, с настоятелями и игумениями, и становится возможным разговор о глубоких насущных проблемах, волнующих монашествующих. Проблем в монастырях много, и их нужно разбирать на месте, подчеркнул отец Варлаам, посоветовав исполняющим послушание монастырского благочинного в епархиях использовать подобную возможность общения с теми, кто находится на их попечении.

http://radonezh.ru/2023/11/30/v-sretensk...

Ваше Святейшество! Прежде всего позвольте мне выразить Вам свою глубокую сыновнюю благодарность за то, что Вы обратили на меня свой взор и оказали мне великую честь быть епископом Церкви Христовой. Мне определено быть правящим архиереем в епархии, которую ранее возглавляли замечательные миссионеры: святитель Иннокентий (Вениаминов) и митрополит Нестор (Анисимов). Их пример беззаветного служения на окраинах нашей великой Родины будет вдохновлять меня на предстоящие пастырские труды. Господь призывает ныне меня через Вас, Ваше Святейшество и Ваши Высокопреосвященства, по словам святителя Николая Японского, «на пир жизни и труда, на самое прямое дело служения православию». Помня слова Господа нашего Иисуса Христа: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), укрепляюсь твердой верой в Его помощь. Его Промысл всегда ведет ко благу и спасению, избирая для каждого тот путь, на котором мы можем принести плод, , ово убо сто, , ово же шестьдесят, ово же тридесять (Мф. 13, 8). Промысл Божий закаливал мою душу в двенадцатилетнем служении нашему Отечеству в Вооруженных силах на дальних рубежах Средней Азии, где я молодым лейтенантом встретил опытных командиров и хороших друзей, воспитавших во мне верность долгу и профессионализм в работе. Именно там, в Алма-Ате, Господь соединил меня и с первыми наставниками протоиереями Евгением Бобылевым, Валентином Сазоновым, Владимиром Шкляром и особенно с протоиереем Александром Осокиным (ныне епископом Карагандинским и Шахтинским Севастианом), которые исправили мой путь и поддержали в трудное для моей души время духовного становления. Большую благодарность хочу выразить и наместнику Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии архимандриту Никону (Фомину), где я принял монашеский постриг и священный сан, где произошло мое духовное рождение в монашеском звании. Особую благодарность хочу выразить архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону, десять лет воспитывавшего меня и наставлявшего как наместника монастыря и епархиального сотрудника, своего помощника, благодаря чему я смог приобрести опыт в устроении церковной жизни.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_artemiy...

Колокольня в советское время и в годы " перестройки " служила городской водонапорной башней. Ильинский храм в советское время был перестроен в двухэтажную контору районной электросети. Сейчас весь первый этаж и алтарь полностью освобождены и отремонтированы. Богослужения в этом храме осуществляется с 1 августа 1999 года по воскресным и праздничным дням. На втором этаже проживают служители подворья. К храму с запада в советское время пристроено помещение гаража для легкового транспорта, которое сегодня используется в качестве трапезной. На крыше трапезной смонтирована временная звонница и 5 колоколов весом от 10 до 100 кг. Спустя время в Ильинском храме был сделан основательный ремонт, убрано часть перегородок, расписан алтарь, сделаны потолок и пол, приведены в порядок подсобные помещения. Храм благоукрашен, приобретена утварь, написаны иконы, сделано Распятие, мощевик, аналои, клирос. Неоценимую помощь подворью оказали различные благотворители и меценаты, а также городская администрация. На территории подворья разбиты клумбы и устроен фонтан. Сегодня Ильинское подворье является епархиальным подворьем Николо-Шартомского мужского монастыря, находящегося в селе Введенье Шуйского округа. С сайта: gavposad-kraeved.ru/Гаврилов Посад. Ильинское подворье (с колокольней) Авторы многотомного труда " Историко-статистическое описания церквей и приходов Владимирской епархии " . Вып. 3: Суздальский и Юрьевский уезды. Владимир, 1896 г., историки Добронравов В. Н. и Березин В. В., указывают упоминание в приходских списках Ильинский и Никольский храмы только с 1802 года. В более раннем описании церквей, составленном в 1745 году ключарем Суздальского Богородице-Рождественского собора Ананием Фёдоровым, информации о них нет. Кроме храмов и колокольни, в церковной ограде с 1857 года была построена двухэтажная церковно-приходская школа (сегодня в этом здании расположена районная ГИБДД). Закрытие храмов и последующее их разграбление и уничтожение расположенных между ними церковных захоронений было совершено безбожной коммунистической городской властью в 1936 году.

http://sobory.ru/article/?object=03705

В Суздале она занималась детьми. Всей душой увлеклась. Однажды игуменья София взяла ее с собой в Сергиев Посад к отцу Науму. А накануне Анне приснилось, будто она перебирает какие-то мощи. Она пришла в ужас: «Как я смею прикасаться к ним?!» Пришли к батюшке. Тот достает с полки сундучок: «Посмотри». Анна знала, что это мощевик. «Вези с собой в Сибирь».  Потом благословил ее иконой Богородицы Иерусалимской: «Поезжай в деревню Шубинка. Там моя родина. Недолго побудешь. 10 дней». Анна заехала в Суздаль за документами и к знакомому священнику отцу Виктору Мнояну (духовному чаду отца Наума). Тот служил литургию. Анна стояла у двери храма. Отец Виктор ее не видел. И вдруг поворачивается, и говорит: «Отдай кровь и прими дух». Анна восприняла эти слова как приказ Самого Господа Бога и поехала. Ту поездку она восприняла как ссылку и с нетерпением отсчитывала дни. Когда вернулась, отец Наум велел ей возвращаться в Суздаль в монастырь. Но не успела она приехать, как он позвал ее и приказал снова ехать в Шубинку. Что делать? Ослушаться духовника нельзя. А послушаться непросто. Послушанию приходится учиться со многими скорбями, укрощая собственную гордыню. Для девушки с университетским образованием главное послушание - учиться простой жизни. Анна обучалась ей в коровнике, а коров, между тем, боялась пуще тигров. Но чувствовала, что это послушание ей необходимо: «Убирая навоз, начинаешь понимать, какая грязь у тебя в душе». Анна была сильно смущена этой историей с Сибирью. Но когда батюшка говорил о том, для чего ее посылает, она вдруг ощутила и сердцем, и умом такую любовь, что никаких сомнений не осталось. Надо ехать.    «Батюшка отправил двух иеромонахов - Александра и Серафима из Николо-Шартомского монастыря служить Пасху. И меня с ними.  Поехали в Вербное воскресение. Никто нас не ждал. Жить стали в большой армейской палатке. Ничего не было. Ни молотка, ни гвоздей, а храм построили за три с половиной месяца. Молились по ночам - Господи, сподоби нас храм построить. Вдруг вызывает их в Новосибирск владыка Сергий: «Что это вы самовольничаете?! Просили только послужить Пасху, отпеть неотпетых, освятить колодцы! А тут стройка!»

http://radonezh.ru/2023/08/14/na-rodine-...

Ведя активную деятельность по духовно-патриотическому воспитанию молодежи, иеромонах Дамаскин не забывал о главном монашеском делании — о молитве. В 2012 году он был награжден правом ношения наперсного креста. В 2013 году отец Дамаскин был назначен руководителем епархиального отдела по взаимодействию с казачеством. В начале 2023 года иеромонах Дамаскин вызвался сопровождать в Донецкую Народную Республику груз с гуманитарной помощью, в основном это были зимние вещи для мирных жителей. Там он встретился с оренбургскими казаками и, увидев, насколько им нужна духовная помощь и поддержка, не смог расстаться с ними. Он поддерживал каждого бойца, благословлял, молился, готовил для возвращавшихся из боев казаков горячую еду, переодевал бойцов в сухую одежду, утешал и ободрял. «Был он как солнце», — вспоминал на погребении командир казачьей роты. Двадцать третьего января под Новобахмутовкой завязался бой. Видя, как трудно приходится казакам, отец Дамаскин решил пойти вместе с бойцами отделения, задачей которых было вытаскивать с поля боя раненых. Очевидцы рассказывают, что он погиб, закрыв собой раненого командира отделения. Прощание с иеромонахом Дамаскином прошло 4 февраля в Воскресенском кафедральном соборе в Шуе. Кроме многочисленного духовенства Шуйской епархии, братии Николо-Шартомского монастыря и прихожан городских храмов, попрощаться с почившим приехали из разных мест его выросшие воспитанники. Пение сводного клироса — Архиерейского хора и студентов Перервинской духовной семинарии — было молитвенным и в то же время торжественным. Скорбь сочеталась с радостью: присутствующие верили, что иеромонах Дамаскин сейчас находится в тихой гавани, где «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Выражением этого настроения стало грянувшее под хмурым февральским небом во время выноса гроба ликующее «Христос воскресе из мертвых», которое сразу же подхватил народ, столпившийся у врат древнего собора. Искренне любящим Бога, Церковь и людей человеком, благоговейным священником, истинным патриотом, воином духовным запомнился отец Дамаскин всем знавшим его. Вечная ему память!

http://e-vestnik.ru/obituaries/ieromonah...

К основному объему – прямоугольному в плане, сильно растянутому по оси север-юг, с трехчастным алтарем, примыкает удлиненная трапезная, чуть пониженная, но составляющая с храмом единый прямоугольный объем. Обе части здания покрыты двускатной кровлей. Основной объем увенчан цилиндрическим барабанчиком с луковичной главкой. На фасадах равномерно расположены прямоугольные проемы, отмеченные поздними крупными треугольными сандриками на кронштейнах. Первоначальный вход на южном фасаде четверика украшен нарядным портиком из четырех сдвоенных и широко раздвинутых в центре коринфских колонн…” (Свод памятников, 2000). Рядом с храмом прежде были отдельные захоронения. В советское время в Никольском соборе размещался городской архив. Сейчас храм передан церкви, относится к шуйскому подворью Свято-Николо-Шартомского монастыря. Описание Шуйского Воскресенского собора, М. 1862 Гундобин Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь. Из истории города Шуи в 19-начале 20 вв./Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994. 58с.) Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с. Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. На северной стороне от главного храма , в 12 саженях от него, стоит другой храм во имя Святителя Николая. Когда основан этот храм – неизвестно. Несомненно только, что в начале восемнадцатого столетия, что видно из описи города Шуи, составленного в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, в которой говорится: «Да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятой Богородицы – Шуйская, да церковь Великаго Чудотворца Николая, каменныя». После пожара. Бывшего в Шуе в 1710 году, истребившего вместе с другими церквами и Николаевский храм, сей последний, как видно из Хранящегося при сем храме антиминса, возобновлен и освящен в 1756 году. Храм этот – теплый, отапливаемый обыкновенными печами. До 1867 года в нем совершалась Божественная служба в зимнее время. Когда же в обозначенном году главный соборный храм сделан был теплым, то Богослужение стало совершаться в нем и по зимам. С тех пор в Николаевском храме помещается ризница, библиотека и другие ценные церковные вещи. Когда квартирует в городе полк солдат, тогда полковой священник совершает в нем Богослужение для своего полка. Храм этот имеет форму продолговатого четвероугольника. На нем – одна глава. Крытая железом, выкрашенным зеленой краской и украшенным звездами из латуни, вызолоченной чрез огонь. Крест на главе – восьмиконечный из позолоченной латуни. К северной стороне храма в 1833 году пристроен придел во имя Святителя Митрофана, Епископа Воронежского. Устроил его на свои средства шуйский купец Д.В. Корнилов. Алтарь этот в устройстве своем и украшениях ничего особенного не представляет. Иконостас – одноярусный, деревянный, резной. Колонны на нем отделаны под цвет розового мрамора, а резьба на полимент.

http://sobory.ru/article/?object=07518

Причт: священник и псаломщик. Содержание причта: казенное жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб.; проценты с капитала в 2073 руб. 33 коп. – 87 руб. 28 коп.; доход от богослужений и треб священника 300 руб., псаломщика около 100 руб. У священника свой дом, псаломщик живет на квартире, квартирных не получает. Земли при церкви: 1062 кв. сажени, земля занята зданием церкви, домами и угодьями причта. Плана и межевых книг нет, хранятся лишь копии с них. Прихожан муж. пола 171, жен. пола 183. Приход кустарный, оседлый, приход весь в городе. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Варваринская церковь имеет классическую архитектуру и биографию свою ведёт с 1821 года. Именно её увековечила гениальная кисть Исаака Левитана на картине " Вечер. Золотой Плёс " . Полотно, написанное в 1889 году, считается одним из шедевров знаменитого художника. Умиротворяющая тишина волжских просторов, предзакатный мягкий свет и два храма - тот, что ближе, Великомученицы Варвары, в отдалении - Воскресенский. А белый каменный дом под красной крышей тогда принадлежал полотняному торговцу Грошеву, и в нём Левитан снимал комнату, когда приезжал в Плёс. Что же касается Варваринской церкви, то некоторые историки считают, что в 1821 году была построена лишь колокольня, которая доминирует в общем архитектурном облике церкви, а вот постройка самой церкви завершилась, по меньшей мере, ста годами раньше - в начале XVIII века. Высокую трёхъярусную колокольню украшают пышные-фронтоны, колонны и высокие арочные проёмы. И по сравнению с ней объём церкви весьма скромен. Это классический двусветный четверик с пятью главками на тонких высоких барабанах. Колокольня слегка наклонена и благодаря этому получила просторечное название - Плёсская пизанская башня. После долгих лет разорения в начале 1980-х годов храм отреставрировали и вернули прихожанам. Сейчас он считается подворьем Николо-Шартомского мужского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00940

Торцевые фасады притвора и апсиды обработаны приставными портиками - у притвора из трёхчетвертных колонн, а у апсиды из пилястр - аналогичными боковыми портиками собора. В интерколумниях всех портиков помещено по одному большому окну с широким рустованным наличником, переходящим выше проёма в полуциркульный архивольт с лепным акантом на замковом камне. Объём собора очень статичен, чувствуется стремление достичь максимально возможной одинаковости всех четырёх фасадов. Все детали декора выполнены с предельным упрощением форм - так, например, у тосканских капителей колонн отсутствует эхин, заменённый преувеличенной тяжёлой абакой. В интерьере собора подпружные арки, опирающиеся на четыре широко расставленных столпа, несут полусферический купол, перекрывающий центральную часть помещения. Боковые пространства невелеки и перекрыты плоскими деревянными потолками, что ещё больше подчёркивает значение подкупольного пространства; только выдвинутая на восток апсида имеет цилиндрический свод. Росписей в интерьере не было. Тёмными кантами, проходящими вдоль рёбер архитектурных членений, коричневато-зелёные поверхности стен разделены на поля различной формы. Успенский (новый Входо-Иерусалимский собор) был закрыт в 1929 году. Главка сломана, церковная утварь и иконы расхищены. Долгое время в здании располагался склад, в том числе склад местного пивзавода. Этот памятник архитектуры был поставлен на государственную охрану согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 30. 08. 1960 года. В 1997 году Успенский (новый Входо-Иерусалимский собор) был передан РПЦ, позже получил статус подворья мужского Николо-Шартомского монастыря, но службы до сих пор не возобновлены. Информация взята с сайтов: yurevets37.ru/vkhodo-ierusalimskij-sobor, и molitva-ivanovo.narod.ru/churches/j-ensemble.html Комментарии и обсуждение В Успенском соборе в 1882 года крестили одного из трёх братьев-архитекторов - Александра Веснина. Из путеводителя: Силкина Е. А. " Юрьевец " . - Москва: ИП Верхов С. И. 2015 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05989

Трагична история этой шуйской святыни. Именно на Спасском храме в 1930 году московская бригада подрывников предприятия " Взрывсельпром " во главе с инженером Г.Жевалкиным отработывала технологию предстоящего взрыва Храма Христа Спасителя. Это была своеобразная техническая репитиция всероссийской трагедии. Спасский храм был подорван 1 мая 1930 года в ознаменование празднования " дня международной солидарности трудящихся " . Церковь подрывалась " электрическим способом " - отдельно колокольня, отдельно здание храма. С самого начала дело не заладилось - оказалась неисправна проводка и взрыва не произошло. " Торжество " , а на него собралась масса людей, в оцеплении стояли комсомольские активисты, было скомкано. Наконец прогремел первый взрыв - рухнула колокольня, за ним второй. Пыль расселялась и все увидели, что храм устоял. Лишь через некоторое время он был окончательно демонтирован. При взрыве храма Христа Спасителя московские подрывники учли шуйскую неудачу. На территории уничтоженного Спасского кладбища был разбит сквер, а на месте алтаря - поставлен памятник Ленину . И вот теперь, в День славянской письменности и культуры, посвященный православной духовной традиции, на месте древней шуйской святыни впервые прозвучали соборные молитвы. Накануне трудами наместника и братии Свято-Николо-Шартомского монастыря здесь был установлен поклонный крест. Известный краевед Е.С.Ставровский составил к торжеству справочник " Шуйский некрополь " , содержащий в себе краткие жизнеописания лиц, погребенных на сохранившихся и исчезнувших кладбищах города. В справочник включены имеющиеся сведения и о тех шуянах, чьи останки остаются до сих пор погребенными под современными газонами и дорожками сквера вблизи памятника Ленина. Среди них - известный педагог, директор Шуйской мужской гимназии И.И. Рогозинников, настоятель Шуйской Спасской церкви протоиерей Михаил Миловский, предводитель шуйского дворянства Н.А.Порошин, шуйский городской голова Н.А.Закорюкин и многие другие благочестивые православные христиане, оставившие заметный след в истории старинного русского города. Все эти имена были помянуты епископом Иосифом и сослужащим ему духовенством во время соборной заупокойной литии, совершенной у вновь установленного поклонного креста.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010