В 1991 году управляющий Ивановской епархией епископ Амвросий, согласно определению Святейшего Патриарха Священного Синода, был возведен в сан архиепископа. В этом году произошло очень много событий, которые преобразили епархию. Так, за 1989-1990 годы число храмов Ивановской епархии возросло до 60. В первый же месяц 1991 года к ним добавились еще 9 вновь открытых храмов. Всего же за 1991 год было зарегистрировано 37 новых приходов . В этом году в ней появились и первые монастыри: Свято-Успенский женский монастырь в селе Дунилово Шуйского района и Николо-Шартомский мужской монастырь в селе Введенье того же района. Особенно важно было открытие женского монастыря в самом областном центре: на основе прежнего Свято-Введенского прихода г. Иваново. Внутри церковной ограды были перестроены многие здания служебного назначения, началось строительство по периметру ограды жилых двухэтажных корпусов. В 1991 году в монастыре проживало до 30 монахинь и послушниц, началось совершение ежедневных уставных богослужений. Впервые за послереволюционные годы в России был основан новый монастырь на том месте, где его прежде не было, тем более в центре большого города. Поскольку территория монастыря в центре города Иваново была небольшой, по ходатайству архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия облисполком выделил для монастыря 30 гектаров земли в селе Доронино Тейковского района и передал монастырю разрушенный храм этого села, в котором сразу же начались восстановительные работы. Земли возделывались приезжавшими из монастыря послушницами. Указом архиепископа Амвросия в селе Доронино было образовано подворье Свято-Введенского монастыря. В Свято-Успенском монастыре села Дунилово, наконец, с 1991 года проживало 30 послушниц и 3 монахини. Имелось небольшое хозяйство: монастырю было выделено 20 гектаров земли, имелись коровы, лошади. В Николо-Шартомском монастыре из 25 насельников было 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, остальные – монахи и послушники. Во всех новых монастырях проходили богослужения согласно монастырским уставам, увеличивалось число желающих принять монашеский постриг .

http://bogoslov.ru/article/5137614

Во время нашествия поляков и осады лавры в 1608-1610 году Пятницкий монастырь сильно пострадал. Каменные здания сохранились, но были разрушены главы Введенской и Пятницкой церквей, разломана ограда, сожжены деревянные иноческие кельи. Почти все старцы Пятницкого монастыря – около двадцати человек – погибли. После Смутного времени опустевший Пятницкий монастырь был восстановлен уже в качестве женской обители. До нашествия поляков в окрестностях действовали два девичьих монастыря – в Хотьково и в селе Подсосино (возле пос. Лоза). Оба были разорены неприятелем, однако сестры смогли укрыться в лаврских стенах. Они-то и стали первыми насельницами Пятницкого монастыря, воссозданного в качестве женской общины. Впоследствии в Пятницкую обитель стали поступать и другие благочестивые девицы и вдовы. В их числе была родная сестра знаменитого игумена Троицкого монастыря Дионисия инокиня Евфросиния. В XVII веке в Пятницком монастыре прославилась чудесами Казанская икона Божией Матери. В 1647 году троицкий слуга Михаил Богданов сильно заболел. Жена отвезла его в город Вязники к чудотворной Казанской иконе, которую написал инок Николо-Шартомского монастыря Иоаким. Богданов вернулся в Сергиев Посад с копией чудотворной иконы, которую поставил в Введенской церкви Пятницкого монастыря. Когда перед образом Пресвятой Богородицы был отслужен молебен, Богданов получил исцеление. Также исцелился страдавший немотой слуга Богаднова Павел Борисов, от головной боли – троицкий слуга Иван Желтухин, от бесовских видений – старец Дионисий. До 1650 года чудотворный список Казанской иконы Божией Матери находился в Введенской церкви, а затем был перенесен в соседний Пятницкий храм того же Подольного монастыря. Инок Лука, служивший здесь пономарем, перенес чтимый образ из иконостаса в алтарь, чем сильно опечалил прихожан, которые лишись возможности взирать на икону и поклоняться ей в храме. Во время Рождественского поста инок Лука услышал голос, исходивший от Казанского образа: «Ты образ мой чудотворный в тесности затворил; встань и учреди место в церкви между образами святой Троицы и Параскевы, дощечку прибей тремя гвоздями и на том месте поставь меня». Лука сначала не поверил видению, но на другой день снова услышал голос: «Чернец, почему не веришь слову моему? Пойди и устрой мне место, как тебе было сказано». Пономарь в страхе вышел из церкви и по дороге случайно встретил плотника с дощечкой. Лука попросил его помочь установить Казанскую икону. Плотник охотно согласился: прибил доску тремя гвоздями и установил чтимый образ в иконостасе. В 1654 году по указу патриарха Никона чудотворная Казанская икона Пятницкого монастыря была привезена в Москву для молебствия об «утешении гнева Божия во время морового поветрия». По-видимому, с того времени Казанский чудотворный образ так и остался в Москве и больше в Сергиев Посад не вернулся.

http://sobory.ru/article/?object=31930

В алтаре на своде помещены евангельские сцены, в верхней части западной стены – «Тайная вечеря», на стенах – отцы церкви и избранные святые. В более упрощенной стенописи трапезной преобладают изображения святых. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, с. 201; Известия императорской археологической комиссии. СПб., 1909. Вып.31, с. 278; Полякова Л.Л. Юрьевец: Историко-краеведческий очерк. Ярославль, 1984, с. 116; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. М., 2000. С. 739-741 . http://svodokn.ru/object/111696020?open=true История церкви началась задолго до 1812 года. Писцовая книга 1676 года свидетельствует: " да на том же погосте начата церковь рубить вновь, во имя Рождества Христова " . Под её строительство город отдал одну из лучших своих территорий. Делая вывод, можно утверждать, что храм, выстроенный в камне, который сохранился до наших дней - второй на этом месте. Церковь Рождества Христова построена в 1815 году на средства юрьевчан как памятник погибшим в войне с Наполеоном в 1812 году. В строительстве храма использовался и труд пленных французов. Церковь резко выделяется среди культовых построек города, возводившихся ранее в господствующих тогда в Русском государстве, архитектурных стилях. Это единственная культовая постройка города в стиле барокко. В её интерьере долгое время (до того как сюда не вселился райархив) сохранялась барочная клеевая живопись XIX века с многофигурными композициями, обрамлёнными картушами и иллюзионистически изображаемыми архитектурными деталями в технике " гризайль " . Церковь была закрыта в 1930-х годах. В это же время был разобран четырёхгранный венчающий купол со шпилем ярус звона колокольни. После внутренней перепланировки в здание въехал райархив, просуществовавший здесь до конца 1990-х годов. После выселения архива, Христорождественская церковь была передана верующим как часть подворья Николо-Шартомского монастыря. В настоящее время храм постепенно реставрируется, в нём проходят Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=03134

С осени 1991 года указом архиепископа Амвросия было организовано подворье Николо-Шартомского монастыря в Воскресенском соборе г. Шуи . Новые приходы требовали большого количества духовенства. Если, например, в 1984 году архиепископом Амвросием были рукоположены 4 священника и 3 диакона, то в 1989 году рукоположены были 12 священников и 1 диакон. В 1991 году 13 священников и 8 диаконов, в 1993 году 25 священников и 6 диаконов. В 1996 году 44 священника и 5 диаконов . Все направляемые архиепископом Амвросием в адрес местных властей ходатайства о передаче храмов, строений и прочих церковных нуждах в 1991 году неизменно благожелательно рассматривались и разрешались. Так, по его запросу в облисполком было принято решение 375 от 25.10.1991 года, которое можно назвать переломным в отношении к Церкви со стороны местной администрации. Епархии были переданы в собственность оставшиеся 6 храмов (кроме 2-х, ранее переданных) г. Плеса Приволжского района – курортного города республиканского значения. Таким образом, все церковные сооружения этого города стали принадлежать епархии. Собственностью епархии стал и знаменитый памятник архитектуры – Крестовоздвиженский храм поселка Палеха, ранее принадлежавший Палехскому государственному музею искусств. Следует отметить, что хотя епархия и стала собственником двух величественных ансамблей   – Крестовоздвиженского храм поселка Палеха и летнего с зимним Троицких соборов города Плеса Приволжского района, – пользоваться этими сооружениями она смогла лишь совместно с Палехским государственным художественным историко-архитектурным музеем-заповедником. Сделано это было согласно специальному положению, разработанному по аналогии с «Положением о совместном использовании Новгородского Софийского Собора Кремля». Согласно этому же решению, облисполкомом были переданы в собственность епархии здания Покровской церкви в городе Гавриловом Посаде, Успенской и Владимирской церквей в г. Иваново и трапезной части бывшей единоверческой старообрядческой Казанской церкви в центре г. Иваново .

http://bogoslov.ru/article/5137614

То в 1619 году: " польские и литовские люди, черкасы и с Вязников воры, и казаки, в вотчине у Николы Чудотворца были... и монастырскую вотчину разорили; и в церкве образы обдирали и сосуды церковные брали, и ризы, и шапку архимандричью, и всю службу взяли, и лошади монастырские побрали, и рогатую скотину большую и малую побили, и братью, и служки, и крестьян посекли... " В 1624 не успев восстановиться после погрома, обитель ограбили разбойники, убив притом и нескольких монахов; наконец, в 1645 году обитель " изволением Божиим, от молнии, до основания " выгорела. Последнее печальное обстоятельство подтолкнуло тогдашнего архимандрита Иоасафа к каменному строительству. Начали, естественно, с соборного храма. В 1651 году новый каменный храм во имя святителя Николая, согласно большинству источников, освятили по благословению архиепископа Суздальского и Торусского Серапиона. Эта дата, однако, вызывает споры. Она выведена из надписи на водружальном кресте, но смысл её таков, что позволяет говорить скорее об освящении в 1651 году именно самого креста. А собор мог быть достроен несколькими годами позже. Никольский собор пережил вместе с Шартомским монастырём самые разные периоды: упадок после секуляризационной реформы 1764 года, когда монастырь потерял все свои владения и неумело пытался выживать в новых " подневольных " условиях, расцвет второй половины XIX века и разруху ХХ столетия. В 1920-е годы его закрыли, реквизировав ценную утварь, а библиотеку и " неценные " иконы большей частью сожгли. Дальнейший сценарий бытования монастырских зданий был стандартным: их использовали под склады, в Никольском соборе долгое время располагался склад зерна, а в некоторых помещениях жили люди. Частичной реставрацией монастырь " осчастливили " лишь в 1980-е годы, но и всё равно в 1990-м году, когда его возвратили Церкви, зрелище он представлял собой поистине печальное. Среди зданий Шартомского монастыря Никольский собор занимает совершенно особое положение, являясь центром всего архитектурного ансамбля.

http://sobory.ru/article/?object=20721

После развала СССР в 1991г. происходит подъём религиозного самосознания в России. Идея возродить храм пришла архимандриту Никону, настоятелю Николо-Шартомского монастыря. Его поддержал и Архиепископ Амвросий. Храм решили возродить на старом месте. В 1997 году было начато строительство храма. За два года были построены стены храма. Колокольню восстановили в прежнем виде, а вот само здание храма увеличили в объёме. Новшеством в храме является то, что внутренние своды выполнены без опор и это сделало храм более просторным. Колокольня достигает высоты 35 метров. Колокола отлиты в самом монастыре. Параллельно велось возведение каменной ограды вокруг территории храма. Много потрудился при возрождении храма игумен Сергий (Лагуткин). Большую помощь при строительстве оказал Троеглазов Валерий Васильевич, который в то время был главой администрации города. В 1998 году в храме состоялась первая Пасхальная служба. Сначала действовал только нижний храм, освященный в честь Усекновения Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Верхний придел храма посвящен иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и открыт он был к престольному празднику – 6 ноября 1999 года. Здесь находится Скорбященская икона Божией Матери, которой более двух веков. Молящиеся неоднократно получали от неё исцеление и утешение в скорбях. Современное состояние [ править править код ] При храме работает воскресная школа, где дети и их родители приобщаются к основам православной веры. При храме базируется богословский институт Святого Апостола Иоанна Богослова. Скорбященский храм до последнего времени являлся подворьем НиколоШартомского монастыря, а в 2013 году стал Архиерейским подворьем. Святыни [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Всех Скорбящих Радость " Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» - 6 ноября Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, город Иваново, улица Рабфаковская, дом 7 Телефон: +7 (4932) 41 79 61 Электронная почта: Hram-VsR@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Актуальное расписание богослужений Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Праздничное богослужение в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Он создавался в середине XVII века (1649-1651гг.) под сильным влиянием ярославской школы зодчества, но в дальнейшем храмостроителей столь же ощутимо " перекосило в Кострому " . Мощный куб основного объёма с позакомарным покрытием явно готовился под могучее " ярославское " пятиглавие, но в итоге и барабаны, и в особенности сами главы, были заметно облегчены, что характерно именно для костромского храмостроения... Ставшие фирменные " шейки " , перехватившие главы у основания - дань барочной традиции, появились позже; но именно они добавили в силуэт лёгкости, прижились как зодческий приём и в итоге стали " вишенкой на торте " местной архитектурной школы, до самого XIX века отчётливо тяготевшей к Костроме! Тот же " Шартомский " иконографический тип в " костромском " исполнении наблюдаем, например, в соседнем Лухе как в городском храме, так и в монастырском (Лух до ХХ века был в составе Костромской губернии). Стоит ли удивляться, что этот старинный образ - большой куб с высокими, но стройными главами на шейках - был взят за основу строителями шуйского собора! Конечно не скопирован - время другое, архитектурные вкусы не те - но принципиальная внешняя схожесть налицо. Несколько веков Николо-Шартомский монастырь существовал в деревянном исполнении, и лишь когда погорел " изволением Божиим от молнии до основания " , началось в нём каменное строительство. Первым храмом, выстроенным в камне, стал, конечно, собор, посвящённый святителю Николаю. Первый документ, подтверждающий существование Николо-Шартомского монастыря, относится к 1444 году - это духовная грамота нижегородской княгини Марии Спасо-Евфимиеву монастырю, что в Суздале. На грамоте стоит подпись архимндрита Шартомского монастыря Конона. Следующие по времени документы утверждают нас во мнении, что Николо-Шартомский монастырь отнюдь не был затерянной в лесах пустынькой. Тому служат сохранившиеся грамоты. В XVI веке обители благотворили князья Горбатые-Шуйские, в чьих владениях находился тогда этот монастырь. А уже в начале XVII веке на Николо-Шартомскую обитель посыпались различные беды...

http://sobory.ru/article/?object=20721

В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться. Современное состояние [ править править код ] С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Шартомс...

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека. Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год. Примечательность яблоневого сада с подобранными с помощью И.С. Исаевой сортами яблонь — плодоносящий виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия применяются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Сам уклад крестьянского (христианского) хозяйства — братский труд, близость к земле, молитвенное прошение об урожае — во многом близок устоям монашеской жизни; в нем особенно ощущается Божий Промысл о человеке. Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств. Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Шартомс...

Вся дальнейшая жизнь Арсения связана с Россией. Чужеземец по происхождению и воспитанию, он сумел приобрести на своей второй родине прочное положение, заслужить уважение всех, с кем ему приходилось общаться. В конце 1596-начале 1597 гг. он становится архиепископом кремлевского Архангельского собора, активно участвует в русской церковной жизни. Архиепископ Арсений прославился своей благотворительностью. На свои средства он строит и украшает храмы, делает многочисленные вклады в русские и греческие монастыри. Живя в Московском Кремле, вблизи царского дворца, все годы Смуты он был свидетелем смены правительств, народных бунтов, бесчинств и грабежей иноземных завоевателей, видел пожары и смерть людей. Перенес тяжелейшие испытания: голод, лишения, болезнь. Во сне ему явился Сергий Радонежский и предсказал скорое избавление от бедствий. Явление преподобного чудесным образом исцелило Арсения. А вскоре исполнилось предсказание, и Москва была освобождена от поляков ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Во главе духовенства архиепископ Арсений встречал войска освободителей у Фроловских (Спасских) ворот Кремля с иконой Владимирской Божией Матери. В 1613 г . в освобожденной Москве состоялось избрание и венчание на царство Михаила Федоровича Романова. В торжествах участвовал и Арсений Элассонский. Это знаменательное событие, и все, что было пережито в годы Смуты, отражено в его очень искреннем, глубоко выстраданном литературном произведении – " Мемуарах из русской истории " . В конце этого сочинения имеется запись: " Арсений гораздо более чем Гомер, заставил муз прославлять подвиги россов. Скажем вернее: Гомер писал все по вдохновению муз, а у Арсения было вдохновение более высокое " . Последние годы жизни Арсения Элассонского связаны с Суздалем, где он занимал кафедру архиепископа. Став архиепископом суздальским в 1616, он продолжал жить в Москве и переехал в Суздаль только в 1619-1621 гг. Здесь он также пользовался всеобщим уважением и любовью. Не раз ходатайствовал перед царем и патриархом о выделении средств на возобновление церквей, разоренных во время Смуты, делал щедрые вклады в монастыри. Сохранилось рукописное евангелие с собственноручной надписью Арсения, пожертвованное им в Николо-Шартомский монастырь. Незадолго до своей смерти по повелению патриарха Филарета он участвует в расследовании о чудесах иконы Казанской Божией Матери, перенесенной из Николо-Шартомского монастыря в храм Воскресения Христова в Суздале. Молва о чудотворениях подтвердилась,

http://pravoslavie.ru/14965.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010