Софии; у правых дверей его встретил сонм патрикиев. По обычаю, была совершена литургия. Когда иерей, совершая возношение даров, возгласил: «Благодарим Господа», уже сам народ воспел: «Достойно и праведно». Утвердившись на престоле, Игнатий возбранил служение не только Фотию и его ставленникам, но и всем его сторонникам. Затем он убедил царя созвать вселенский собор для прекращения соблазна. К папе Николаю были посланы апокрисиариями на двух дромонах: Иоанн Пергский ( τς Πργης), сострадалец Игнатиев, со стороны Фотия Петр Дилей (Δελαιος) Сардский; с ними отправился также спафарий Василий Пинака (Πινακς). Дорогою Петр Дилей жалко (δελαιος) погиб в Далматинском заливе, а Иоанн с Василием нашли в Риме уже не Николая, недавно умершего, а нового папу Адриана. Вскоре в Византию съехались: Стефан и Донат, епископы папы римского, и с ними один из семи диаконов Марин; дарами и письмами император пригласил Сирийского начальника; заместителем Александрийского патриарха Михаила был архидиакон и синкелл Иосиф, Антиохийского патриарха Михаила – Фома, митрополит Тирский, Иерусалимского патриарха Феодосия – пресвитер и синкелл Илия. Все они с 12-ю сострадавшими с Игнатием епископами собрались в правой части катихумен Софийского храма во главе с имп. Василием (§ 31). Перед честным и животворящим древом и св. Евангелием были прочитаны сначала грамоты папы Адриана и восточных патриархов, затем были проверены полномочия заместителей (§ 32). Далее, священники и архиереи, поставленные патр. Мефодием и Игнатием, но склоненные на сторону Фотия, дали покаянные письма (λιβλλους μετανοας), просили прощения, были подвергнуты епитимьи и получили свои кафедры (§ 33). Затем собор из 102 епископов привел Фотия, против его воли; его обвиняли в зломышлении против Игнатия, во лжи, клевете и замыслах против папы Николая; спрашивали, что он думает об осуждении его в Риме;. Фотий молчал; 425 заместители, царь и сенат убеждали его просить прощения, чтобы он в сане мирянина мог удостоиться общения с верными; но Фотий отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Таким образом, и в византийской Южной Италии нотариат находился в ведении церкви. Но в то же время (и особенно позднее) здесь весьма ощутима традиция светского нотариата. Так, в Стило сложный акт раздела имущества пишет в 1054 г. императорский спафарокандидат Иоанн; 759 другой спафарокандидат написал в 1065/66 г. дарственную в калабрийской деревне Макерицы; 760 в 1086 г. спафарий Андрей подписал в Россано дарственную в пользу монастыря Кавы. 761 И если здесь не совсем ясно, исполняли ли эти должностные лица обязанности нотариев «профессионально» или же «окказионально» (акты, впрочем, составлены ими вполне компетентно), то в других местах прямо указывается на их профессиональную принадлежность к нотариату: в Таранто в первое тридцатилетие XII в. все известные документы писаны мирянином Калосом, сыном Думнендо (лишь в акте 1131 г. он квалифицирован как протопапас, возможно, потому, что в конце своей долгой карьеры нотария он возглавил еще и греческую религиозную общину в Таранто 762 ); мирянами же были и преемники Калоса – табулярии Таранто Иоанн сын Льва (1155 г.), 763 Урсо сын Анастасия (1157 г.), 764 Стефаницес сын Петра (1171–1377 гг.), 765 Константин сын Николая и Агапит сын Никифора (два последних вместе составили в 1193 г. дарственную в пользу греческого монастыря Св. Ильи ди Карбоне 766 ); в Галлиполи, где в 1111/12 г. встречаем еще в качестве номика иерея и протосинкелла Григория, а в 1172 г. в качестве табулярия города – иерея Георгия, все прочие известные табулярии города с середины XII в. и вплоть до 1208 г. были миряне 767 (но в 1227 г. «табулярием и номиком» был снова церковник – протопапас Лев Унгрелис). Следует также отметить тесную связь, которая в этих местах существовала между профессией светского табулярия и профессией судьи ( κριτς): хотя совмещение обеих служб в одном лице и крайне редко (например, в 1154/55 г. табулярий τν Μεσν Илья был в то же время τς περιχρου Μεσν κριτς), 768 известно немало табуляриев – детей судей и судей – детей табуляриев. Так, табулярий Галлиполи в 1203 г. Пасхалий был сыном судьи Иоанна; 769 табулярий Таранто в начале XIII в. Георгий был сыном судьи Петра; 770 в 1148 г. в Трикарико греческий судья был сыном табулярия Константина: 771 в начале XIII в. в том же городе греческий судья Капуанос был сыном табулярия 772 и т. д. – примеры, которые показывают, что в некоторых семьях профессии юристов были наследственными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже в июне 869 г. отправлено было из Рима в Константинополь посольство, во главе которого стояли епископы Донат и Стефан и дьякон Марин. Эти епископы назначались легатами папы для того Собора, о котором ходатайствовали император и патриарх Игнатий и которому предстояло разрешить ряд важных вопросов, поднятых в последние годы борьбы между Римом и Константинополем, и прежде всего вопрос об Игнатии и Фотии. В конце сентября папские послы достигли Солуни, где были встречены спафарием Евстахием, а в Силиврии им вышел навстречу протоспафарий Сисиний. В субботу 24 сентября они прибыли в Константинополь, где встречены с большой пышностью и препровождены во дворец Магнавры, назначенный для их обитания. Деяния Собора начались 5 октября и окончились 28 февраля 870 г., следовательно, продолжались почти 5 месяцев. Деяния этого Собора, причисляемого западными писателями к вселенским и слывущего под именем VIII Вселенского Собора, сохранились в латинском переводе Анастасия Библиотекаря, так как греческий оригинал их погиб. Для проверки перевода Анастасия может служить извлечение из актов на греческом языке, составленное неизвестным писателем X в. Содержанием соборных деяний мы не будем здесь заниматься, так как они в общем имели узкое значение и преследовали лишь достижение торжества римской идеи. Это видно из формулы, предложенной папскими легатами еще до открытия занятий, которую обязательно должны были принять члены Собора. Формула отправлялась из слов: «Ты еси камень (Петр) и на сем камне созижду Церковь Мою» – и приходила к выводу, что под Церковью здесь разумеется апостольская Римская кафедра, которая непогрешимо соблюдала кафолическую веру; далее означенной формулой требовалось анафематствование ереси иконоборцев, Фотия и составленных им Соборов против Игнатия и против папы Николая. Требовалась личная подпись членов Собора под этой формулой; кто уклонялся от подписи, тот не принимался на Собор. Оттого так скуден был этот якобы вселенский Собор числом членов; на первом заседании было только 18 епископов! На четвертом заседании, 13 октября, обнаружилось, что приверженцев Фотия в константинопольском клире гораздо больше, чем предполагали на Соборе, и что они решились твердо отстаивать раз занятое положение, что осуждение Фотия незаконно и что Собор нарушает канонические правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

(Вып. 1, стр. 83). Глава 14-я книги 2-й о восстании великого лагофета по нашему чтению, после сообщения автора о казни Василием, молдавским господарем, «троих из высших начальников своего войска, из коих один был войсковым сердарием» (начальник конницы), идет описание «выступления Василия из Ясс». В этом месте английская рукопись включает целый отдел об отношениях Василия к казненному сердарию: «он ему был крестным отцом, любил его чрезвычайно и не скрывал от него никакой тайны». Пользуясь особым доверием государя, лагофет втайне вел интриги против своего повелителя и употреблял всевозможные усилия к тому, чтобы вместе с вельможами страны убить Василия, затем овладеть его сокровищами и сделаться господарем Молдавии. Но замысел был открыт духовником – священником, последствием чего и была казнь сердария (Вып. I, стр. 87–88). В той же главе пропущен в нашей рукописи перечень высших правительственных лиц Молдавии. «Степени высших сановников государства, кои помогают в правлении господарю Молдавии, следующие: Великий лагофет, который есть великий дефтердар или верховный канцлер, под ним второй лагофет, потом третий. Великий вестиар, который есть рисманджи и махасибджи, или государственный казначей; потом второй вестиар и третий. Ворник, который есть судья, и имеет под своим начальством коллегию судей. Бахарникос (пахарник), который есть виночерпий или дворецкий, и прислуживает господарю в праздничные дни; у него под начальством разносители напитков, или саки, кои служат господарю в обыкновенные дни в течение года. Великий бостеник (постельник), который всегда носит пред господарем серебряный жезл; у него под начальством второй бостеник и третий, кои также постоянно стоят со своими жезлами в присутствии господаря. Точно также великий спафар, или главнокомандующий войском, постоянно носит меч и палицу подле господаря; под ним первый спафар (т. е. силяхдар), или оруженосец; а также второй спафар. Затем грамматикос, или секретарь господаря. После него армаш (т. е. субаши), который подвергает казни и пытке. Силяхдар также заведует бойнями. (Вып. I, стр. 90–91 примеч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий вестиар, который есть рисманджи и махасибджи, или государственный казначей; потом второй вестиар и третий. Ворник, который есть судья и имеет под своим начальством коллегию судей. Бахарникос (пахарник), который есть виночерпий или дворецкий в прислуживает господарю в праздничные дни; у него под начальством разносители напитков, или саки, кои служат господарю в обыкновенные дни в течении года. Великий бостеник (постельник), который всегда носит пред господарем серебряный жезл; у него под начальством второй бостеник и третий, кои также постоянно стоят со своими жезлами в присутствии господаря. Точно также великий спафар, или главнокомандующий войском, постоянно носит меч и палицу подле господаря; под ним первый спафар (т.-е. силяхдар), или оруженосец; а также второй спафар. Затем грамматикос, или секретарь господаря. После него армаш (т.-е. субаши), который подвергает казни и пытке. Силяхдар также заведует бойнями. 115 Что монастыри в бывших господарствах, Молдавии и Валахии, не принадлежала восточным церквам и патриархам и не составляли их собственности, а были лишь преклонены им, т. е. отданы под их надзор с правом пользоваться частью с остатков их дохода в виде вознаграждения за надзор, см. об этои ряд наших статей за подписью „Русский паломник“ (прерванных по независящим от нас обстоятельствам), с несколькими нашими же передовыми по тому же поводу, в Моск. Вед. 1892 г. 120 Автор хочет сказать каламбур, называя кальвинистов „кальбиин“-слово, которое напоминает арабское „кальб», собака. 122 В этом месте в нашей рукописи есть пропуск, который мы пополняем по рукописи Учебного Отделения до слов: „равно и к заутрене». 125 Принятое наименование константинопольской церкви Великою Церковью в арабском языке передается обыкновенно не словом кабира, как в тексте, а азыма, хотя оба слова синонимичны. Нам кажется странным, что Павел мог употребить одно вместо другого. 126 В английском переводе перечислены предметы, составляющие этот подарок: „пара подушек, ковер, сосуд с миром, или ароматическим маслом, мыло двух сортов”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Залевского Николая, диак. Базилевского Николая, Забарного Петра, Гладкова Василия, 15) Магницкого Николая, свящ. Порубина Михаила, Доброва Петра, Трубачева Зосиму, Введенского Николая, 20) Калиновича Александра, Вижевского Дмитрия, Шувалова Павла, Милославского Александра, Щеглова Виктора, 25) Кораблева Константина, свящ. Теологова Василия, свящ. Розова Константина, Одинцова Алексея, свящ. Киселева Пимена, 30) Иванова Павла, свящ. Поликарпова Валентина, Побединского Василия, Ильинского Николая, Садикова Николая, 35) свящ. Майорова Константина, Белтова Николая, свящ. Введенского Димитрия, Иванова Михаила, Уметского Александра, 40) Алентова Николая, Смирнова Василия, Малинкова Ивана, болг. урож., Шамилова Филиппа, Смирнова Михаила, 45) свящ. Стрекалова Николая, иерод. Гавриила (Мануилова), болг. урож., Копылова Евгения, диак. Окунева Петра, свящ. Кораблева Павла, 50) Вишнякова Павла, Лебедева Виктора, Ивановского Николая , Никитского Павла, Розанова Ивана и 55) Воздвиженского Дмитрия. —130— б) В III-й курс – студентов II курса: 1) Соловьева Николая, Лисицкого Николая, Муравьева Сергея, Никольского Николая (Пенз.), 5) Ефремова Ивана, Добросердова Павла Гусева Николая, Виноградова Сергея, Миловидова Алексея, 10) Кулигина Дмитрия, Скворцова Ивана, Четыркина Петра, Чирского Ивана, Андреева Михаила, 15) Мефедова Герасима, Тихонравова Георгия, Забавина Ивана, свящ. Жданова Александра , Разумовского Григория , 20) Волкова Николая, свящ. Никольского Евгения, Ефремова Александра, Кедрова Александра, Авилкина Николая, 25) Воздвиженского Николая, иерод. Николая (Карпова), прот. Мухина Иоанна, Саиегу Онуфрия, Иоакиманского Николая, 30) Золотницкого Аркадия, Недельского Феодосия, Никольского Николая (Яросл.), Сиротинского Алексея, Миловидова Виктора, 35) Пиуновского Ивана, Голубева Леонида, Беляева Сергея, Калиновского Гавриила, Брянцева Алексея, 40) свящ. Орлова Василия, Смирнова Александра , диак. Гусева Петра, Рождественского Александра , Некрасова Платона, 45) Соколова Михаила , Ломакина Николая, Романовского Владимира, свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определяли: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство устных ответов студентов I, II и III курсов Академии на экзаменах, успехи их в практических занятиях, достоинство третных сочинений и проповеди и поведение, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) Во курс – студентов первого курса: 1) Соловьева Дмитрия, Кобранова Евгения, Воронцова Вениамина, Ружицкого Константина, 5) Иванова Бориса, Доброва Владимира, Преображенского Александра, Волкова Александра, Розанова Николая , 10) Рудича Василия, Новосельского Владимира, Мытарева Николая, Андреева Михаила, Товстуху Михаила, 15) Счастнева Петра, свящ. Дубровина Димитрия, Пиуновского Николая, Олейника Михаила, Давидова Федора, 20) Никольского Виктора, Соколова Бориса, Меморского Алексея, Розова Григория, Соловьева Ивана, 25) Саффрана Георгия, свящ. Дмитриева Василия, Руднева Николая, Соколова Николая, Тихомирова Владимира, 30) Порецкого Михаила, Безродного Михаила, Андреева Федора, Металлова Валентина, Моисеева Григория, 35) Шувалова Петра, Щеголькова Михаила, Молчанова Николая, Шереметевского Алексия, Иваницкого Владимира, 40) Протодиаконова Александра, Бриллиантова Петра, Жданова Леонида, Кириченко Василия, свящ. Беляева Николая , 45) Батина Павла, Боголюбского Геннадия, Смирнова Николая, Смирнова Дмитрия, свящ. Ворончева Александра, 50) Верхоустинского Дмитрия, иерод. Павлина (Крошечкина), Васильевского Александра, свящ. Рождествина Александра, Постникова Михаила, 55) Виноградова Сергея, Некрасова Михаила, диак. Цветаева Николая, Заболотского Павла, Афанасьева Николая , 60) Архангельского Константина, Авдиева Александра, свящ. Белорукова Александра и 63) Истомина Дмитрия. Б) В курс – студентов II курса: 1) Введенского Михаила, Бельчикова Николая, Драчева Николая, Колосова Сергия, 5) Вахаева Михаила, Щукина Александра, Ленчинского Ивана, Куханова Александра, Матвеевича Виктора, —172— 10) Пясецкого Петра, Голубцова Михаила, Садовского Евгения, иером. Варнаву (Беляева) , Иванова Сергея, 15) Орлова Александра, Гераскевича Николая, Орлова Николая , Архипова Петра, свящ. Вышелесского Константина, 20) Колчицкого Николая, Прыткова Николая, Арбекова Евгения, Сикова Максима, Троицкого Николая , 25) свящ. Архангельского Иоанна, Соловьева Алексея, Десятова Александра, Никольского Григория, Беляева Николая , 30) Дюльгерова Дмитрия, Покровского Гавриила, Цвинева Ивана, Петрова Сергия, Сапожникова Николая, 35) Покровского Сергея, Холмогорова Сергея, Крылова Григория, Алферова Петра, Волского Харлампия, 40) Вознесенского Федора, Херсонского Василия, Соколова Александра, Бажанова Василия , свящ. Делекторского Феодора, 45) Аскалонова Стефана, Никольского Леонида, Любимова Александра, Пикунова Александра, Постникова Сергея, 50) Георгиевского Сергея, диак. Мещерского Константина и 52) Никольского Николая .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—59— 80) свящ. Чистякова Михаила, Волкова Владимира, свящ. Гиляревского Вячеслава, диак. Даниловского Владимира, свящ. Предтечевского Сергия, 85) свящ. Новгородского Николая, Надеинского Михаила, свящ. Голубева Александра, Анфилова Александра, свящ. Чистякова Александра, 90) свящ. Часовникова Николая, Фессалоницкого Ивана, Попова Александра (Владим.), свящ. Россовского Петра, Нечаева Ивана, 95) Трешневского Зиновия, свящ. Невского Аркадия, Кобелева Николая, свящ. Розова Сергия, свящ. Орлова Николая , 100) свящ. Троицкого Михаила и 101) свящ. Трофимова Димитрия. б) В III курс – студентов второго курса: 1) Доброва Петра, Донца Илью, Расторгуева Андрея, Гражданского Сергея, 5) Трубачёва Зосиму, свящ. Розова Константина, иером. Вассиана (Пятницкого), Соколова Николая, Гладкова Василия, 10) Калиновича Александра, Арефьева Бориса, свящ. Теологова Василия, свящ. Залевского Николая, Введенского Николая, 15) Магницкого Николая, Сергеева Григория, Орлова Сергея, Садикова Николая, свящ. Порубина Михаила, 20) Стефановича Антона, Уметского Александра, свящ. Введенского Димитрия, Кораблёва Константина, Нипкевича Петра, 25) Иванова Павла, свящ. Поликарпова Валентина, Ильинского Николая, свящ. Стрекалова Николая, Шувалова Павла, 30) Забарного Петра, Побединского Василия, Смирнова Василия, Одинцова Алексея, диак. Окунева Тихона, 35) Лебедева Виктора, Белтова Николая, Вишнякова Павла, свящ. Киселёва Пимена, Никитского Павла, 40) Шамилова Филиппа, Ивановского Николая , свящ. Кораблёва Павла, Алентова Николая, Розанова Ивана, 45) Вижевского Дмитрия, Щеглова Виктора, Воздвиженского Дмитрия, Смирнова Михаила, иерод. Гавриила (Мануйлова), 50) Копылова Евгения и 61) Малинкова Ивана. в) В IV курс – студентов третьего курса: 1) Соловьёва Николая, Гусева Николая, Муравьева Сергия, Лисицкого Николая, 5) Голубева Леонида, Золотницкого Аркадия, Ефремова Ивана, свящ. Жданова Александра , Калиновского Гавриила, 10) Некрасова Платона, Виноградова Сергея, иером. Трифона (Мохора), Четыркина Петра, Кулигина Дмитрия, 15) Кедрова Александра, иерод. Игнатия (Жебровского), Ни-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и равноап. Николая на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Сушу глубородительную...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й; седален равноап. Николая (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни – кондак и икос равноап. Николая. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен равноап. Николая (дважды) . «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи...» (см. 2 февраля). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника – 3 и равноап. Николая – 3. «Слава» – равноап. Николая, «И ныне» – праздника. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь равноап. Николая, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во объятиих...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь равноап. Николая. Кондаки праздника и равноап. Николая читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, песнь 1-я (со ирмосом) – 4, и равноап. Николая, песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь равноап. Николая; кондак храма. «Слава» – кондак равноап. Николая, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь равноап. Николая. «Слава» – кондак равноап. Николая, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь равноап. Николая; кондак храма. «Слава» – кондак равноап. Николая, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и равноап. Николая . Апостол и Евангелие – дня и равноап. Николая (Евр., 335 зач., Мф., 11 зач. или Евр., 318 зач., Ин., 36 зач.). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во объятиих...». 1 Минея содержит две службы равноап. Николая, архиеп. Японского (с. 67–79 и с. 79–92). 2 Служба правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в этом случае может быть перенесена на повечерие. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-16/

Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и равноап. Николая на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника: «Сушу глубородительную…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й; седален равноап. Николая (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни – кондак и икос равноап. Николая. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен равноап. Николая (дважды) . «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи...» (см. 2 февраля). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника – 3 и равноап. Николая – 3. «Слава» – равноап. Николая, «И ныне» – праздника. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь равноап. Николая, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во объятиих...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь равноап. Николая. Кондаки праздника и равноап. Николая читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, песнь 1-я (со ирмосом) – 4, и равноап. Николая, песнь 6-я – 4. На входе – «…во святых Дивен сый…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь равноап. Николая; кондак храма. «Слава» – кондак равноап. Николая, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь равноап. Николая. «Слава» – кондак равноап. Николая, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь равноап. Николая; кондак храма. «Слава» – кондак равноап. Николая, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и равноап. Николая . Апостол и Евангелие – дня и равноап. Николая (Евр., 335 зач., Мф., 11 зач. или Евр., 318 зач., Ин., 36 зач.). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во объятиих...». 1 Минея содержит две службы равноап. Николая, архиеп. Японского (с. 67–79 и с. 79–92). 2 Служба правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в этом случае может быть перенесена на повечерие. О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-16/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010