—154— ления Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов I, II и III курсов Академии, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) во II курсе – студентов курса: 1) Флоренского Павла, Нечаева Петра, Голощапова Сергия, Соколова Виталия, 5) Салагора Павла, Бабакова Николая, Волосевича Михаила, Малкална Владимира, Махаева Николая, 10) Белоусова Евгения, Ершова Михаила, Беликова Василия, Дубенского Александра, Нарского Бориса, 15) Мякшина Григория, Беляева Бориса, Назаркевича Полиевкта, Успенского Александра , Борисова Пантелеймона, 20) Смирнова Михаила, Смирнова Николая, Успенского Василия, Беневоленского Ивана, Соколова Владимира, 25) Русинова Виталия, Миртова Ивана, Пескова Бориса, Магнитского Ивана, Кукса Августина, 30) Протопопова Николая, Крылова Павла, священника Шеметилло Николая, Ланге Филиппа, Бурмакина Николая, 35) Смирнова Леонида, Витальского Александра, Троицкого Петра, Авраменко Ивана свящ. Советова Алексея, 40) Владимирского Сергия, Добросердова Александра, Обновленского Ивана, Трембовецкого Владимира, свящ. Козлова Иоанна, 45) Воскресенского Андрея, Добролюбова Петра, Гусева Сергия, Троицкого Аркадия, Стеблева Бориса, 50) Любимова Николая, Прыткова Сергия, Преображенского Ивана , Боголепова Николая, Масюкова Иннокентия и 55) Хакима Александра. б) в курсе – студентов II курса: 1) Страхова Владимира, Знаменского Сергея, Туберовского Александра , Селиванова Александра, 5) Троицкого Петра, Петровского Алексия, Троицкого Сергея , Чистякова Василия, Гумилевского Илью, 10) Мянда Карпа, Глаголева Вячеслава, Виноградова Сергия, Богданова Николая, Недумова Виктора, 15) Гаврилюка Александра, Пономарева Сергея, Соколова Дмитрия (Виф.), Величкина Сергея, Маркова Дмитрия, 20) Курбатова Петра, Исаева Петра, Садикова Александра, Ремезова Владимира, Вишневецкого Евстафия, 25) Равицкого Александра. Ключарева Ивана, Харитонова Михаила, Яковлева Ивана, Процерова Николая, 30) Лясковского Петра, Владимирского Петра, Пятикрестовского Ивана, Варяжанского Николая, Ру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Высокие литературные достоинства текста блаженного Симеона Метафраста сделали его версию жития свт. Николая Мирликийского самой популярной и авторитетной и тем самым на тысячелетие невольно «узаконили» ошибочное смешение житий двух Николаев. Несмотря на признание факта смешения житий двух святителей такими известными николаеведами, как Г. Анрих, И. и Н. Шевченко, Дж. Чоффари, и многие другие, до настоящего времени ни один автор или редактор при издании жития свт. Николая Мирликийского не пошел по пути удаления из его жизнеописания сведений и событий, относящихся к другому ликийскому святому. Для устранения из жития свт. Николая всех заимствований из жизнеописания свт. Николая Пинарского, впервые выявленных архим. Антонином (Капустиным) , нами были использованы тексты Ватиканской и Синайской рукописей жития свт. Николая Пинарского. О дополнениях к тексту жития свт. Николая В течение ряда столетий при переписывании жития свт. Николая или составлении авторами собственных редакций текста сокращались и искажались многочисленные достоверные сведения и важные агиографические подробности о святом, сохранившиеся в «Деянии о стратилатах» и других памятниках. По этой причине немало фактов и даже целые деяния святителя оказались вне текстов менологиев и Четьих-Миней. Как можно объяснить, что в состав жития свт. Николая не вошло «Деяние о подати»? Жития святых, всегда повествовавшие о высших идеалах и нормах христианского благоповедения, были основным кругом чтения в православной Византии, и поэтому созданию Метафрастова менология придавалось важное государственное значение. Работа над ним курировалась лично императором, и появление в менологии «Деяния о подати» могло вызвать гнев самодержца, поскольку описываемый в нем поступок свт. Николая содержал невыгодный для царской казны пример поведения архипастыря 13 . Казна византийских монархов в X в., как и в IV в., очень нуждалась в пополнении, и опасение, что влиятельные архиереи станут подражать свт. Николаю, обращаясь к императору с ходатайствами о снижении налога в своих епархиях, имело веские основания. Весьма вероятно, что именно по этой причине более тысячи лет тому назад «Деяние о подати» архиеп. Николая не вошло в состав его жития и до настоящего времени оказалось совершенно неизвестным читателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—60— кольского Николая (Яросл.), Воздвиженского Николая, Миловидова Алексея, 20) Забавина Ивана, Мефедова Герасима, Доброхотова Михаила, Скворцова Ивана, Ефремова Александра, 25) Разумовского Григория , Крылова Вадимира, Андреева Михаила, Никольского Николая (Пенз.), иером. Николая (Карпова), 30) Недельского Феодосия, Тихонравова Георгия, Чирского Ивана, свящ. Макогонского Григория, Пиуновского Ивана, 35) свящ. Никольского Евгения, Добросердова Павла, Смирнова Александра , Авилкина Николая, Иоакиманского Николая, 40) свящ. Орлова Василия, Кипарисова Бориса, диак. Гусева Петра, Рождественского Александра , Беляева Сергея, 45) Алмазова Александра , Ломакина Николая, Соколова Василия , Рождественского Николая, Миловидова Виктора, 50) Брянцева Алексея, Сапегу Онуфрия, свящ. Проталинского Иоанна, Соболева Михаила, Волкова Николая, 55) Крылова Павла, Бажанова Николая, Глаголева Георгия, Сиротинского Алексея, Воскресенского Михаила, 60) Романовского Владимира, Попова Александра , Суворова Николая и 63) Соколова Михаила . 2) Студентам: I курса – Арбузову Павлу, Белороссову Сергею, Беляеву Борису, Виноградову Николаю, Воронцову Алексею, Доброумову Леониду, Звереву Николаю, Золотарёву Николаю, Милову Сергею, Орлову Александру и Пономарёву Дмитрию, – II курса – диакону Базилевскому Николаю, Иванову Михаилу, свящ. Майорову Константину, Милославскому Александру и Никонову Александру разрешить сдать указанные в докладной части устные испытания и представить письменные работы – после летних каникул, в сентябре месяце сего 1916 года. 3) Студентов I курса: Бонч-Бруевича Ивана, Филипчака Феодора – по неуспешности, и Ильинского Михаила и Розанова Сергея – согласно их прошениям, по болезни, – оставить в том же курсе на второй год. 4) Студента I курса Козырева Михаила, в виду отсутствия уважительных причин неподачи им всех письменных работ, назначенных на 1915–1916 учебный год, уволить из Академии по неуспешности. 5) Студента II курса Вязигина Георгия исключить из —61— списков означенного курса и иметь суждение о нём по возвращении с военной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А.В. Бугаевский С. А. Черкасова, русская гимнография святителю Николаю: проблемы ее изучения Новую песнь воспеваем ти, священноначальниче Николае, и яко дар многоценный, тебе ю приносим, вемы бо яко капля сия славословия ничто же есть в великом море хваления чудес твоих, их же обильно изливавши всем, верою и любовью тебе зовущим... (Акафист Зарайскому образу свт. Николая. Икос 7) На протяжении всей истории православной России образ свт. Николая вдохновлял и питал духовное творчество нашего народа. «Радуйся, живорасленое ядие негиблющее, воскормивый певцы церковныя...» – поется в одной из русских стихир святителю. Вопросам выявления и изучения русского слоя гимнографии в честь свт. Николая и посвящена настоящая статья. Она состоит из двух частей. В первой части мы выделим русский слой праздников и гимнографии в честь свт. Николая и расскажем о них в целом. Вторая часть статьи посвящена специфическим проблемам изучения русской гимнографии, в том числе вопросам певческого содержания гимнографических текстов. Какие русские праздники в честь свт. Николая существуют? Что такое русская гимнография, и какое место занимает она в ряду церковных песнопений святителю? Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит в целом шесть праздников свт. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Вот эти праздники: память иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца декабря в 6 – й день); перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в италийский город Бар (месяца мая в 9 – й день); Рождество иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (преимущественно месяца июля в 29 – й день, по разным источникам может быть 20 мая, 23 августа, 24 августа); принесение чудотворной иконы свт. Николая, именуемой «Зарайская», из града Корсуня в Зарайск (месяца июля в 29 – й день); явление чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца мая в 24 – й день);

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

отца Николы; служба св. Николая трем мужем в темнице; св. Николае изгнал беса из кладезя; св. Николае избавил Димитрия от потопа; св. Николае избавил Агрикова сына от Срацин; преставление св. отца Николы, перенесение мощей св. отца Николы. – Рукописные и печатные жития св. Николы дают обильный материал для его иконографии. – Лубочные картины с изображением св. Николая весьма распространены. На них обычно изображаются следующие чудеса и деяния святителя: а) «Рождество св. Николая Чудотворца»; б) «Крещение св. Николая, он три часа стоял в купели»; в) «св. Николай приведен родителями для научения грамоте» (при этом св. Николай, как и на иконах, часто изображается изучающим русскую азбуку); г) «св. Николай поставлен во диакона»; д) «св. Николай поставлен во иерея»; е) «св. Николай избавляет девиц от блуда»; з) «св. Николай избавляет от смерти трех мужей»; н) «св. Николай избавляет патриарха от потопления»; и) «Преставление св. Николая Чудотворца»; к) Перенесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари град»; л) «св. Николай спасает отрока от Срацин» 16 . Народ различает изображения св. Николая двух родов – «Зимнего Николу» в митре и «Николу вешнего» с обнаженною головою. 6 См. перечень предметов древности на выставке в Археологическом институте. Спб. 1894 г. стр. 11–26, а также В. И. Успенского: «Переводы с древних икон из собрания А. М. Постникова». Спб. 1818 г. М. И. и В. И. Успенских: «Древние иконы из собрания А. М. Постникова». Спб. 1890 г. 9 Протопоп Аввакум. Очерки из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. А. К. Бороздина. Изд. 2-е. Спб.1900 г. Приложение 13. Послание к неизвестным. Стр. 32. 16 См. лубочные картины, литографированные у Голышева в 1879 г.; ср. напечат. в литографии Васильева в 1889 г. и в литогр. Сытина в 1898 г. Читать далее Источник: Житие св. Николая Чудотворца : Переводы [рисунков] из собр. В.П. Гурьянова [сдел. с иконы Николая Чудотворца XVI в.] : (Для настоящего изд. [переводы рисунков] исполнены Диод. А. Шиловым)/А.И. Успенский. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1902. - 7 с., 16 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Симферополь, 1902-1905. 2 вып.; Ялтинские беседы и речи, 1905-1906 гг. СПб., 1907; Варшавские беседы и речи. СПб., 1909-1915. 7 вып.; Беседы и речи. СПб., 1910; Имп. Александр Благословенный и его время. СПб., 1912; Мои воспоминания о МДА: (К столетнему юбилею). Варшава, 1914. Арх.: Archiwum Gówne Akt Dawnych w Warszawie. Zespó N 466: Kancelaria arcybiskupa warszawskiego Nikoaja, 1908-1915. Библиогр.: Печатные труды архиеп. Николая//Варшавский епарх. листок. 1915. 19. С. 234. Лит.: Наречение и хиротония ректора Тифлисской ДС архим. Николая во еп. Алеутского и Аляскинского//ЦВ. 1891. 40. С. 1375-1376; Путешествие Преосв. Николая//Амер. правосл. вестн.1896. 2. С. 30; 3. С. 41-42; 4. С. 61-63; 6. С. 93-100; Грепачевский П. Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Аляске//Там же. 1897. 22. С. 460-465; 23. С. 484-494; 24. С. 519-526; Протопопов А. Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Северной Америке: Открытие Миннеаполисской миссионерской школы//Там же. 5. С. 159-164; Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Северной Америке//Там же. 4. С. 122-134; 6. С. 193-206; Вилат, архиеп. Открытое письмо Преосв. Николаю, еп. Русской Православной Церкви в Сан-Франциско//Там же. 1898. 10. С. 325-327; Пашковский Ф., свящ. Ко дню десятилетия Архиерейского служения Преосв. Николая, еп. Таврического и Симферопольского//Таврические ЕВ. Симферополь, 1901. 22. С. 1297-1302; Руководственные резолюции Его Преосв. Николая, еп. Таврического и Симферопольского//Там же. 1903. 22. С. 1491-1496; А. В. Литературные труды Высокопреосв. Николая//Там же. 1909. 15. С. 167-179; Архиеп. Варшавский Николай//Таврический Церк.-обществ. вестн. Симферополь, 1916. 1/2. С. 15-17; Памяти Высокопреосв. Николая, архиеп. Варшавского и Привисленского//Варшавский епарх. листок. 1916. 1. С. 4-9; Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971. 1. С. 45-48; Георгий (Грязнов), игум. Архиеп. Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров): К 125-летию со дня рождения//ЖМП.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Но на Вятке сложилось иначе. Там была составлена отдельная служба Рождеству святителя 10 . Она-то и дошла до нас в рукописи Вятского кафедрального собора (БАН Вятского собрание 66). Это рукопись начала XVIII века, возможно, список с более раннего источника. Гимнографические тексты доносят до нас информацию о написании службы «по святительскому благословению». Возможно, оно было дано самим митрополитом всероссийским Макарием – глубоким почитателем св. Николая. С цветением духовного поля земли Русской в XVI веке связано распространение русских памятей, церковных торжеств, связанных с отечественной духовной традицией. Рождество св. Николая несомненно принадлежит к числу полюбившихся и, может быть, прижившихся только на Руси церковных памятей. Этот праздник обнимает всю Россию. Посудите сами. Днем 29 июля оказываются отмечены все важные вехи заступнического шествия св. Николая по Руси: Пренесение Зарайкого образа из Корсуни в земли Рязанские, Пренесение образа «Николы Великорецкого» в Москву и Пренесение на Русь Можайского образа святителя 11 . Таким образом, не входивший в число постоянно отмечавшихся церковных памятей праздник Рождества св. Николая стал в своем роде «всепразднственным» и отмечался всем русским православным миром. Светлана Черкасова. 1 См. нашу статью «Слава на Руси св. Николая»//«Музыкальная академия». 2001. С. 1–12. 2 В целом современный месяцеслов Православной Церкви содержит шесть праздников св. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Условно их можно разделить на две группы . Первую составляют памяти, скажем так, житийного цикла. Сюда относятся: праздник Преставления св. Николая или, как он именуется в богослужебных рукописях, «Память св. Николая...» (6/19 декабря); Пренесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бар градъ… (9/22 мая) и Рождество св. Николая (29 июля/11 августа). Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон святителя. Таких праздников на Руси сложилось довольно много, но в Месяцеслове Православной Церкви указано только три – те, слава о которых прошла по всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Очевидно, что основанием для этого верования послужили чудеса св. Николая, которыми прославился этот угодник на море. Четьи-Минеи о св. чудотворце Николае повествуют так: однажды случилось, что корабль, на котором плыл в Палестину св. Николай для поклонения святым местам, подвергался опасности от бурных волн на море. Но когда св. Николай помолился о спасении, буря укротилась, и корабль благополучно прибыл к месту своего следования. Исполнив свой обет в Палестине, св. Николай на том же корабле намерен был отправиться на родину, но корабельщики, обещавшие привести его в Ликию, обманули и направили свой корабль в другую сторону. Вдруг по молитве св. Николая поднялась буря, и корабль, вопреки всем усилиям корабельщиков, принесло к берегам Ликии. В другой раз какой-то корабль на пути в ликийские страны застигнут был сильною бурею, которая угрожала кораблекрушением. Корабельщики только по слуху о св. Николае как помощнике всем несчастным на водах воспомянули вел. свт. Николая, и он, явившись сам на корабль, стал править рулем и запретил бушевать ветру по морю. В прологе XVII в. в числе чудес чудотворца Николая повествуется «о чуде чудотворца Христова Николая, бывшем в Кыеве месте, в церкви св. Софии». Чудо состояло в том, что утопшее дитя св. Николай сохранил живым. «Так раб Господень, – говорится в Минеях, – морю и ветрам повелеваше и послушливы ему бываху». На этом основании Русская Церковь в своих песнопениях в честь св. Николая величает его спутником путешествующих и на море сущим правителем. На Руси с давних времен св. Николая в народе называли «морским» и «мокрым». Последнее прозвище укрепилось за ним и не только потому, что его молитва спасала плавающих по водам, но и от того еще, что он держал в своей властной руке и воды подземные. Влага, выступающая из-под земли и спасающая поля от засухи, поднимаясь в виде испарений и снова падая на грудь земную дождем, в некоторых местностях признавалась даром св. Николая. Потому-то и оставляли во многих селах на сжатой ниве горсть колосьев «на бороду святому Николе» – обычай, в большинстве случаев связанный с почитанием Ильи-Пророка. Ко дню 6 дек. в честь св. Николая приурочены были в старину т. н. братчины. О братчинах встречаем весьма частые упоминания в летописях и других древних русских памятниках, и братчины, совершавшиеся на празднике св. Николая, получили название Никольщины (см.: Никола Зимний).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недостоверен и житийный рассказ о путешествии св. Николая Мирликийского в Святую Землю. Блаженный Симеон Метафраст в Х веке так описывает его паломничество в Палестину: «святой направляется к гробу Господню и к честной Голгофе, где нас ради вкопан спасительный крест. Ночью подходит к святому крестному древу, и сами собой перед ним распахиваются священные врата» 127 . Но уже в XIX веке выдающийся русский ислледователь ближневосточных церковных древностей архимандрит Антонин (Капустин) писал: «Кто читал со вниманием житие свя­тителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыть­ся одна, встречающаяся в нем, историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу, и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Миры, и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при ца­рях Диоклетиане и Максимиане. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность при императоре Константине и цер­ковь Воскресенья освящена только 13 сентября 335 года, т. е. 30 лет спустя поспе Диоклетианова и Максимианова правления» 128 . Поскольку путешествие святителя в Палестину всегда датировалось примерно 300 г, т.е. временем, когда Крест еще не был найден святой царицей Еленой, а храм Воскресения Господня не был построен, хронология жития архи­епископа Николая вступала в явное противоречие с церковной историей. Ситуация прояснилась после открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, ставшего архиепископом ликийского города Пинара при императоре Юстиниане I u ckohчabшerocя 10 декабря 564 года. В них подробнейшим образом описываются два его путешествия в Святую Землю. Оказалось, что паломничество св. Николая Пинарского в Па­лестину было целиком перенесено в жития святителя Николая Мирликийского. «Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Нико­лая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII-IX вв. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А. Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в Cod. Mosq. GIM gr. 378, XI в., лл. 36–54). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Макогонского Григория, Крылова Павла, 50) Рождественского Николая, Кипарисова Бориса, Бажанова Николая, Глаголева Георгия, Крылова Владимира, Соболева Михаила, 55) Алмазова Александра , Соколова Василия , Воскресенского Михаила и 58) Попова Александра . в) В IV-й курс – студентов III курса: 1) Кобранова Евгения, Соловьева Дмитрия, Иванова Бориса, Счастнева Петра, 5) Розанова Николая , Мытарева Николая, свящ. Ворончева Александра, иером. Матфея (Олейника), Виноградова Сергея, 10) свящ. Ляде Серафима, Меморского Алексея, Доброва Владимира, Щеголькова Михаила, свящ. Дмитриева Василия, 15) Ружицкого Константина, иером. Павла (Волкова), Никольского Виктора, Воронцова Вениамина, свящ. Дубровина Димитрия, 20) Товстуху Михаила, свящ. Цветаева Николая. Соколова Бориса, Протодиаконова Александра, Андреева Федора, 25) Орлова Антония, Соколова Николая, Давидова Федора, Саффрана Георгия, Кириченко Василия, 30) Шувалова Петра, Постникова Михаила, Руднева Николая, иером. Павлина (Крошечкина), Розова Григория, 35) Жданова Леонида, Тихомирова Владимира, Бриллиантова Петра, свящ. Беляева —131— Николая, Соловьева Ивана, 40) Боголюбского Геннадия, Некрасова Михаила, свящ. Рождествина Александра, Батина Павла, Шереметевского Алексея, 45) Молчанова Николая, Безродного Михаила, Верхоустинского Дмитрия, Архангельского Константина, Васильевского Александра, 50) Смирнова Дмитрия, Новосельского Владимира, Иваницкого Владимира, свящ. Смирнова Николая и 54) Заболотского Павла. 2) Студента II курса Георгия Вязигина оставить в том же курсе на второй год. 3) Студентам: III курса – Авдиеву Александру, свящ. Белорукову Александру, Истомину Дмитрию, Металлову Валентину, Пешкову Стояну, Пиуновскому Николаю и иеромонаху Валериану (Рудичу); II курса – Доброхотову Михаилу, иеромонаху Трифону (Мохору), свящ. Проталинскому Иоанну, иеромонаху Вассиану (Пятницкому) и Суворову Николаю и I курса – Мизерову Дмитрию – разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1915 года, – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III. а) Доклад секретаря Совета Н. Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования. – По предложению Преосвященного Ректора, поверка ведомости в отношении точности подсчета и вывода среднего балла произведена доцентом Академии иеромонахом Варфоломеем (Ремовым)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010