Зажигаются свечи. Отражаются в окнах и в блестящем мраморном полу. Пространство храма раздвигается, становится огромным, храм кажется легким и способным оторваться от земли. Два преподобных В истории монастыря открывается новая страница — монастырь не только восстанавливает разрушенные здания, но и воздвигает новые. Освящен Владимирский скит. Удивительной красоты храм, напоминающий одновременно храм Покрова на Нерли и Спас на Нередице, стоит недалеко от Угры. Вокруг него оживает местность. Строятся дома. Радостно заметить, что селятся набожные люди, а не просто дачники. Престол храма освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Этим вновь подчеркиваются их огромные заслуги в спасении нашего православного Отечества. Они разделены целым веком, но в нашем сознании они рядышком. Какое чудо — еще один Дом Божий на земле. Да и весь Свято-Тихонов монастырь — это небо на земле. Дивные храмы, спасительная неостановимая молитва ведет нас сюда, помогает спасать душу. Приезжаешь, стоишь на Литургии, освежаешься окроплением во время водосвятного молебна, а потом и вовсе счастье — погружение в холодную купель тихоновского источника, а он, по свидетельству опытных паломников, самый холодный из всех. Но уж зато дает и душевную и телесную зарядку. И видишь, как много деточек в монастырской ограде. А это залог того, что будет нам на кого Россию оставить. Не упадут наши хоругви, на Крестных ходах возьмут их эти подросшие деточки в свои крепкие руки. Еще появился у калужан интересный обычай: приезжают сюда свадьбы. Несет жених невесту по мостику у источника. Потом новобрачные набирают в свои ладони целебной воды и дают испить из них друг другу. Такого, конечно, нет ни в обряде венчания, ни в свадебных обычаях, но это так трогательно — начать трудный подвиг семейной жизни с глотка живой воды. Николай Саллос, Псковский Есть дни, часы, минуты в жизни человека, ради которых он живет. Таким днем в жизни блаженного Николая Саллоса, псковского чудотворца, был день, когда царь Иоанн Грозный пришел в город Псков. Только что по подозрению в измене им был разгромлен Великий Новгород. Еще дымились руины новгородских домов, а царь Иоанн направил войско на Псков.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Несколько веков в Северной Америке бытовала легенда, что далеко на юге существует земной рай, населённый ангелами, под названием Новый Иерусалим. Наконец вождь одного крупного племени собрал самых выносливых воинов и отправил на юг разведотряд численностью около двухсот человек. Через полтора года разведчики вернулись и сообщили, что рай действительно существует, но населён он не ангелами, а обыкновенными людьми. В результате началась массовая миграция североамериканских племён в Южную Америку. Переживающие кризис новоиерусалимцы оказались беззащитными перед напором североамериканцев, и культура страны в считанные годы была разрушена, а технический уровень резко упал. В результате смешения коммунистического общества с первобытнообщинным возникло феодальное общество с классовым неравенством, сословиями, эксплуатацией труда и т.д.     notes Примечания 1 в случаях, когда речь идёт о всей планете, авторы принципиально пишут слово «земля» с прописной буквы, хотя это и не соответствует правилам русского языка 2 см. житие блаженного Николая Саллоса, Христа ради юродивого (память 28 февраля ст.ст.) 3 см. житие святого Алексия, Человека Божия (память 17 марта ст.ст.) 4 см. житие священномученика Моисея Мурина (память 28 августа ст.ст.) 5 см. житие преподобной Марии Египетской (память 1 апреля ст.ст.) 6 см. Новый Завет, Деяния святых Апостолов, главы 6-7 7 см. житие святой мученицы Евлалии (память 22 августа ст.ст.) 8 см. житие святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии (память 17 сентября ст.ст.) 9 прéлесть – духовное прельщение 10 подвиг странничества Христа ради был распространён в Византии и Древней Руси. Подвижники являлись бродячими миссионерами – перемещались из дома в дом, неся Благовестие, рассказывая о Евангельских событиях и Церковной жизни. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

О посещении Пскова читаем в житии другого праведника, святого Николая (Саллоса), Христа ради юродивого, а также, что весьма важно, в богослужебных текстах. Он сказал царю: «Мяса не ешь, а людей губишь, и кровь христианскую пьешь, и суда Божия не боишься!» В древнем кондаке ему сказано: «Чудотворец явися Николае, цареву державу и смысла свирепство на милость обратив». Грозный, устрашенный пророчествами юродивого, оставил Псков в покое и отправился в обитель Псково–Печерскую, которая при игумене Корнилии сделалась неприступной крепостью на западных рубежах России. Царь, увидев эти твердыни, заподозрил в них измену, мысль отделиться от Москвы. По свидетельству летописи и монастырскому преданию, царь собственноручно умертвил игумена Корнилия и ученика его Вассиана, почему и сказано в службе им (Минея, 20 февр.): «От тленного сего жития земным царем к Небесному Царю мученически предпослан был еси в вечное жилище к лику святых» (икос). «Святым изыде в сретение грозному владыце пред враты обители со славою, воздавая земному царю должное, той же побежден быв гнева наступлением, добраго пастыря зле смерти предаде…» (стихира на «Хвалитех»). «…Земное шествие скончавая славно, царем неправедно убиен быв, с мученики венчався, Корнилие» (стихира на «Господи, воззвах»). Здесь перечислены только те факты, которые важны для православных людей, которые почитают святых и в дни их памяти прославляют на службах с определенным содержанием и смыслом текстов, а вне службы узнают о них из одобренных Церковью житий. По приказанию Грозного был ввержен в темницу, сослан в Отрочь–монастырь и затем умучен священномученик Филипп. Свирепство царя (сотни убитых и замученных монахов и священнослужителей), святотатственное ограбление Божиих церквей обличали и считали, что он «пьет кровь христианскую», два праведника – преподобный Арсений в Новгороде и праведный блаженный Николай Псковский. Братия Псково–Печерского монастыря были свидетелями убиения царем преподобномученика Корнилия и его ученика Вассиана. Монахи не читают «Самодержавие духа», а потому в Службе Собора Псково–Печерским святым, написанной по благословению Духовного собора старцев уже в наше время, следуя монастырскому преданию, в истине которого ни у кого нет оснований сомневаться, мы читаем: «К безумию склонися Царь грозный и смерти тя предаде: тем же и освятися твоею кровию обитель Псково–Печерская».

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

например в статье „Буряты”, помещённой в Журнале Министерства Внутренних Дел, ч. XXVI, кн. 4, стр. 60: „ужасная добровольная пытка (которой подвергают себя Русские в банях) служит у Бурята главной им укоризною” и пр. 53 Новгородская редакция – в Степенной книге (I, 7 и 95, – в житиях Ольги и Владимира) и в житии Михаила Саллоса, написанном по поручению новгородского архиепископа (после митрополита) Макария Василием Михайловичем Тучковым (напечатано в Памятниках Кушелева-Безбородко, IV, 36). 54 «Жезл свой (апостол) водрузи в веси, нарицаемой Друзино» (Степенная книга I, 7), – в известном Аракчеевском селе Грузине, находящемся на Волхове приблизительно на половине его течения (вёрстах в 15 вниз от Волховской станции Николаевской железной дороги). От этого водружения апостолом креста будто бы и село получило своё имя (Друзино или Грузино от «водружать» или «вогружать» – житие Михаила Саллоса, в котором о жезле подробно). 55 Possevini Colloquium primum с Грозным de fide catholica в Supplementum ad Historica Russiae Monimenta, p. 102. 56 Так называемый Малый Проскинитарий или собственно Статейный список (несправедливо считаемый за раскольничий подлог), беседа в Терговищи 6 Июня (напечатано C. А. Белокуровым в Христианских Чтениях 1883г., и в 1 выпуске II тома исследования « Арсений Суханов », М. 1893г.). Арсений ссылается на незадолго перед тем напечатанную в Москве известную Книгу о правой вере (в этой последней, в главе 3, – «О уверении и о крещении Руси», повторяется Захария Копыстенский, который, имея свои, специально южно-русские, причины выдавать апостола Андрея за первого насадителя христианства на Руси, уверяет, будто «святой Андрей, проходячи землю Росскую, многих крестил и до познания Христа привел», – Палинод. ч. III, розд. 1, артик. 1, – в Исторической Библиотеке. IV, 970). 57 Герберштейна Rerum Moscoviticarum Commentarii, у Старчевского в Historiae Ruthenicae Scriptores exteri saeculi XVI, vol. I, p. 19, Фабра Moscovitarum Religio ibid., p. 5, Гваньини Omnium regionum Moscoviae descriptio, ibid., p.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

отцов и, вообще, назидательные сочинения; сам пересматривал и исправлял рукописи и переводы 252 . Между иными книгами, вопреки общему тогда предубеждению против латинских писателей, архиепископ Макарий поручил перевести «Псалтирь толковую от Римского писания и речи на Русское писание и на Русскую речь». Труд этот был начат ранее еще 1536 г., но в сем «лете совершения достиже месяца октября в 15 день». Толкования в Псалтири находились шести толковников: «Бруно епископ Гербипонский, Иероним прозвитер старейший великия церкви Римския, и Августин от Африкия, Григорий великий , Беда прозвитер, Кассиодор и во совершении Псалмов 150 и песней столкованных; тутоже летописец выписан из лаынскаго писания, из книги Исидора епископа Испаленскаго из части пятыя. С Божиею помощью преложи се и написа Дмитрий зовемый Толмачь, в старости мастите сия потрудися: аще и сколастика себе нарек, но раввуни своему от всея своея души послуживше, реченному архиепископу Макарию, и ветхая понови и наполни во истину меру, наткану и потрясну, и воздаст ему Господь мздовоздаяние и с него учителем в будущем веце» 253 . Другой книжный человек, который, по просьбе и благословению архиеп. Макария, потрудился в писании, был боярский сын Василий Михайлович Тучков. В 1537 г., когда, по воле государя, прибыл он в Новгород для собирания ратных людей, архиепископ Макарий, «слыша о нем, яко издетска сей Василий навык велми божественнаго писания, и нача его благословляти на духовное дело, тако рек: тайну цареву, чадо храни, а дела Божия ясно проповеждь: напиши и распространи житие и чудеса преп. и блаженнаго Михаила, нарицаемого Саллоса, жившаго блаженную жизнь у Живоначальныя Троицы на Клопске. И преже бо написано бысть, но непрестанно и не явленно, сиречь велми просто, понеже бо егда сего св. Михаила явление бысть, и житие и чюдеса, тогда человецы в Новеграде еще быша не велми искусни божественнаго писания. Сей вышереченный Василий, по благословению пресвященнаго архиепископа Макария, ветхая понови и распространи явление, житие и чюдеса преподобнаго и все по чину постави и чудно изложи; и аще кто прочтет, сам узрит, како ветхая понови и колми чюдно изложи» 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

908 Феодосия начальника общежительным и Михаила Саллоса иже на Клопске. Феодосий Печерский , вместе с Антонием, был основателем Киево-Печерского монастыря и его игуменом. Михаил Юродивый (σλλος) жил в XVb., называется Клопским по древнему, основанному в начале XVb., монастырю, находившемуся в 3км от озера Ильмень, на реке Веряже. 909 Варламу ж, в преподобии премногому. Варлаам Хутынский жил в XIIIb.; к этому же веку относится и древнейшее житие его. Сведения о Варлааме находятся в древних новгородских летописях. 910 Посту бо Христова Рожества начинающу. Пост перед праздником «Рождества» начинается 16 ноября ст.ст. 911 Два куртеса чином. И.И.Полосин считает, что под этими придворными следует разуметь Михаила Татищева и Андрея Куракина (см. статью И.И.Полосина « Иван Тимофеев – русский мыслитель, историк и дьяк XVII века», с.186). 912 Ов Орешек град, ов же градом землю Корельскую, ин Ладогу с пределы их. Орешек, или Орех, – город, основанный новгородцами при князе Георгии Даниловиче (1303–1325) на берегах реки Невы, там, где она вытекает из Ладожского озера; Корельская область с городом Корела примыкала к западным берегам того же озера, а город Ладога лежал на берегу реки Волхова, недалеко от впадения ее в то же озеро. Все эти места принадлежали Великому Новгороду и в годы «смуты» переходили от одного правительства к другому. 913 Яко Содомску морю мертву нечистая сопримесися вода. Содомское море образовалось, по библейской легенде, после гибели городов Содома и Гоморры. С ним Тимофеев сравнивает врагов, осадивших Москву, к которым присоединились «воры», бежавшие из Хутынского монастыря. См. сноски 847 и 907. 914 Михаил, яко победе князь – Михаил Скопин-Шуйский, разбивший войска Лжедимитрия II, осаждавшие Москву. См. сноску 879. 915 Предипомянутые гады два василиск и аспида – см. сноски 625 и 811. С василиском и аспидом Тимофеев сравнивает изменников Салтыкова и Андронова. Сводя политические счеты с «боярским царем» Василием Шуйским и опасаясь нового усиления крестьянской войны, русские тушинцы отправили к Сигизмунду III в лагерь под Смоленск посольство во главе с Михаилом Салтыковым. В посольстве принимали участие дьяк Иван Грамотин, беспринципный делец, и торговый человек Федор Андронов. Впоследствии, войдя в сношения с поляками, Салтыков и Андронов отдали им Москву и хозяйничали в ней вместе с врагами, чем вызвали презрение и ненависть к себе всех русских людей. Это отношение к ним лучше всего выражено в так называемой «Новой повести», современной событиям. Неизвестный автор повести так говорит об изменниках Салтыкове и Андронове: «... и те славою мира сего прелестнаго прелстилися, просто рещи, подавилися, и к тем врагом приклонилися и творят их волю... ко врагом пристали, и ко иным, к подножию своему припали, и государьское свое прирожение пременили в худое рабское служение, и покорилися и преклоняются неведомо кому...» (Русская историческая библиотека, m.XIII, стб.208).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Из этого перечня видно, что каждый почти год пребывания Макария в Новгороде был ознаменован или построением новых храмов, или устройством придельных церквей. 5 Как пишет один исследователь, в «продолжение 10 лет (1526–1537 гг.) в одном Новгороде было построено 27 церквей (18 каменных и 9 деревянных), из них 10 освящал сам архиепископ. 50 К числу важнейших деяний архиепископа Макария в период его святительства в Новгороде, а потом и в сане митрополита Московского, бесспорно должно отнести любовь его к наукам и содействие просвещению. Дело книжное было самым любимым, если не самым главным его занятием не только для пользы Новгородской паствы, но и для всей Русской церкви. Он поручал то составлять жизнеописания отечественных святых, то переводить полезные книги с иностранного на русский язык. Постоянно содержа на своем иждивении множество писцов, он не щадил никаких издержек, чтобы собирать и списывать жития святых, книги Священного Писания, творения святых отцов и вообще назидательные сочинения; сам пересматривал и исправлял рукописи и переводы. Между иными книгами, вопреки общему тогда предубеждению против латинских писателей, архиепископ Макарий поручил перевести «Псалтирь толковую от Римского писания и речи на Русское писание и на Русскую речь». Труд этот был начат ранее еще 1536 г., но в семь «лет совершения достиже месяца октября в 15 день». Другой книжный человек, который по просьбе и благословению архиепископа Макария потрудился в писании, был боярский сын Василий Михайлович Тучков. В 1537 г., когда по воле государя прибыл он в Новгород для собирания ратных людей, архиепископ Макарий, «слыша о нем, яко издетска сей Василий навык велми Божественнаго Писания, и нача его благословляти на духовное дело, тако рек: тайну цареву, чадо храни, а дела Божия ясно проповеждь: напиши и распространи житие и чудеса преподобнаго и блаженнаго Михаила, нарицаемаго Саллоса, жившаго блаженную жизнь у Живоначальныя Троицы на Клопске». Вскоре архиепископу Макарию представился и другой подобный случай. В Новгород пришли два монаха с Афона. Передавая архипастырю о положении православия и православных в тех странах и о разных притеснениях со стороны турок, иноки рассказали, между прочим, какие тяжкие мучения недавно претерпел один молодой болгарин, по имени Георгий. Рассказ до того подействовал на святителя, что он немедленно приказал описать жизнь и подвиги нового мученика иеромонаху своей домовой церкви Илии, вероятно, тому самому, которого посылал (в 1534 и 1535 г.) для утверждения христианства между корелами и другими финскими племенами. Илия исполнил волю владыки и написал в 1539 г. житие святого великомученика Георгия Болгарского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кто же были лица, составившие кружок Макария? Летописи и жития сохранили нисколько их имен. Первое место между ними занимает знаменитый дьяк Дмитрий Герасимов, прозванный Толмачем. Его служебная деятельность относятся к временам Uoahha III , когда он явился среди тех новых людей, которые, не будучи знатного происхождения и не пользуясь внешним почетом, были первыми дельцами в государстве. Он хорошо знал латинский язык, был в разных странах Европы и вообще принадлежал к числу образованнейших русских людей своего времени, о чем единогласно свидетельствуют Герберштейн и Иовий, бывшие в тесных с ним сношениях. Герасимов принадлежал к числу ревностнейших борцов против жидовствующих 128 и последние годы своей жизни провел в Новгороде при Макарие. «В старости мастите», говорит летописец, «раввуни своему от всея душа послуживше, реченному архиепископу Макарию и ветхая понови и пополни во истинну меру, наткану и потрясну». В 1532 г. он, по поручению Макария, перевел с латинского толковую Псалтырь Брунова, епископа Вюрцбургского, в которой помещены были толкования Иеронима, Августина, Григория, Кассиодора, Беды и самого Брунова 129 . В предисловии Дмитрий посвящает свой труд Макарию и говорит о трудности перевода священных книг, «во ин язык», о древних переводчиках Библии и т. п. Другой сотрудник Макария был прибывший в 1537 г. в Новгород по государеву делу, для набора ратных людей, боярский сын Василий Михайлович Тучков. Макарий, узнав, что он «издетска навык вельми божественнаго писания», постарался привлечь его к своему делу и поручил переделать житие и чудеса св. Михаила Саллоса, жившего на Клопске. Прежнее житие, как говорит летописец, было написано неискусно и просто, ибо тогда «человецы в Новгороде еще быша не вельми искусни божественнаго Писания» 130 . Тучков переделал его и привел в восхищение многих современников. Его изложением восхищается и летописец, которой говорит: «аще кто прочтет, сам узрит, како ветхая понови и кольни чудно изложи». Вместе с тем летописца удивляет и то редкое тогда явление, что Тучков, «от многоценныя царския палаты храбрый воин и всегда во царских домах живый и мягкая нося и подружие законно имея и вместе с тем селика разумы от Господа сподобися». Но в действительности Тучков только разукрасил множеством риторических прибавлений древнюю редакцию, даже во многих случаях сократил ее, сделал несколько изменений и даже искажений фактов. Житию Тучков предпослал витиеватое предисловие, в котором он представляет очерк искупления рода человеческого, начиная от Адама; закончил же житие послесловием, где он выставляет на вид свое знакомство с книгой «о Тройском пленении» и приводит имена Омира, Ахиллеса и Еркула. Новая редакция Тучкова не понравилась, как кажется, Макарию, потому что в Четьях Минеях он рядом с нем поместил и старую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ист. Гос. Росс. 9. пр. 442, 772. В начале 16 архиепископ новгор. Геннадий сильно жаловался на невежество его окружавшее. Др. Вифл. 14. 244–248. Бывали, правда, грамотеи и между мирянами; но на них смотрели как на чудо. Сын боярский Василий Тучков приезжал из Москвы в Новгород «на собрание воинскаго чину», и, по желанию владыки Макария, исправил «житие св. Михаила-Саллоса». Об этом исправителе жития летописец говорит: «сей же Василий ветхая понови и вельми чудно изложи; – храбр воин, смелое око, и всегда в царских домех живый, и мягкая нося, и подружие законно имея, а великого разума сподобися!». И. Г. Р. 8. пр. 71. Иоанн-Грозный и Курбский, – мастера писать, были исключениями. 11 Ист. Русск. Церкви. Период 1. (Москва 1848.) прим. 85. Период 2. (Москва 1848.) прим. 81. Еще стр. 58 и 59. О житиях святых. Период 2. стр. 57. 58. и примеч. 81. того же периода. 12 О переводах западных отцов и учителей, Августина, Амвросия, Иеронима, Григория, упоминает Павел Иовий, также и о переводе Истории Алекс. Великаго и цесарей. Historic Ruthenicae Scriptores exteri seculi 16. Starczewski. 1841. vol. 1. Pauli Sovii, de legatione рад. 10. 11. 13 В Собр. Госуд. грамот и договоров, часть 1. стр. 556, внизу грамоты о ливонской войне 1566 года написано: «а Шереметев-Меньшой и Иван Чеботов рук к сей грамоте не приложили, что грамоте не умеют». 14 В «Tagebuch des generalen Р. Gordon» (Moskau 1849.), рассказывается, как бояр. Милославский экзаменовал, на Чертолье поле, Гордона и др. иностранных офицеров в мушкетных и копейных приемах и не хотел слышать их отзывов, что главные знания офицеров состоят в умении управлять войском, а не в подобных экзерцициях. Если так было в 1661 году, когда европейские понятия о военном деле уже проникли к нам, то что сказать о первой половине 16 века? 16 См: прим. 16-е, также И. Г. Р. 7. 197. Не знаем, этим ли только ограничивалось то, что жизнеописатель называет в Феодоре вразумлением воинской храбрости, или Феодор приобрел ратную известность под знаменем великокняжеским.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Как одного меня видите, так все мы готовы умереть». 1581 г. День Рождества Пресвятой Богородицы. Полчища поляков и литовцев штурмуют Псков, защищаемый мужественным воеводой князем Иваном Петровичем Шуйским. Бодр дух осажденных. Инок Покровского монастыря, дряхлый слепец Дорофей, видел явление Богородицы в сопутствии святых князей: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, блаженного Николы Саллоса и других прославленных во Пскове святых. Гневалась Владычица на град, но святые вымолили Ее прощение. «Старче! – слышал голос Дорофей, – иди скорее возвести боголюбивым воеводам, Печерскому игумену и всему народу, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога; завтра пусть стерегут это место, пусть поставят здесь пушки и направят их на шатры королевские. Всему народу вели плакаться о грехах своих, и Я буду молить Сына Моего и Бога за ваши согрешения...» Приступ отбит на месте, указанном в видении. Воздавая хвалу Богу в храме Святой Троицы, князь Шуйский говорит воинам и народу: «Вот, братие, миновал для нас первый день печали и веселия, трудов и мужества. Совершим, как начали. Сильные враги наши пали, а мы, немощные, препоясались силою. Гордый исполин лишился хлеба, а мы, алчущие милосердия Божия, исполнились благ. Будем готовы умереть за веру Христову. Как начали, так и довершим, с Богом, без всякой хитрости». Враги вскоре сняли осаду, не возобновив приступов. 1582 г. 21 февраля. Москва. Тронная палата. Царь Иоанн Грозный сидит только с боярами сверстными и князьями служилыми (стольники и младшие дворяне высланы). Вводятся из советной палаты римский посол, иезуит Антоний Поссевин с тремя другими иезуитами. Предстоит беседа о соединении вер. Изъявив послу папы Григория XIII «ласку», Царь, как и раньше, убеждает его не касаться веры. «Антоний! – говорит далее Иоанн, – мне уже 51 год от рождения и недолго жить в свете: воспитанный в правилах нашей христианской Церкви, издавна несогласной с латынскою, могу ли изменить ей перед концом земного бытия своего? День суда небесного близок: он явит, чья вера, ваша ли, наша ли, истиннее и святее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010