Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День памяти священномученика Арсения, митрополита Ростовского Также сегодня мы вспоминаем артиллериста Ф.А.Пироцкого, летчика-героя Н.П.Каманина, государственного деятеля С.Ю.Витте 12.03.2024 78 Время на чтение 6 минут Сегодня Святая Церковь чтит память преподобного Василия исповедника (ок. 750), священномученика Арсения, митрополита Ростовского (1772), священномученика Нестора, епископа Магиддийского (250), преподобных жен Марины и Киры (ок. 450), священномученика Протерия, патриарха Александрийского (457), блаженного Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сегодня мы чтим память священномученика Арсения, митрополита Ростовского. Он родился в 1697 году в семье униатского священника выходца из польской шляхты и в миру звался Александром Ивановичем Мацеевичем. В 1715 г. он поступил в Киевскую Духовную академию, где в следующем году был пострижен в монахи и рукоположен во иеродиакона Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. В 1723 г. о. Арсений стал иеромонахом и был оставлен при Духовной академии в качестве проповедника. В 1728-1729 гг. находясь на послушании в Киево-Печерской лавре, о. Арсений был направлен с проповеднической миссией в Тобольск. В 1733 г. он совершил путешествие по Сибири, затем, находясь в Соловецком монастыре, обращал в Православие старообрядцев, в 1734 1737 участвовал в Камчатской экспедиции С.П.Крашенинникова. Вернувшись в столицу Империи, о.Арсений был назначен законоучителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и гимназии при Академии наук. В это же время он проявил себя как горячий поборник чистоты Православия, требовал вмешательства государственной власти в борьбу с раскольниками и еретиками, выступал за применения смертной казни в отношении еретиков и иудеев, совращающих православных в свою веру. В 1741 г. о.Арсений стал митрополитом Сибирским, а в 1742 г. митрополитом Ростовским и Ярославским, с назначением членом Св. Синода. Являясь сторонником возвращения к допетровским порядкам, митрополит резко выступал против церковного реформирования, начавшегося с царствования Императора Петра I, требовал удаления светских лиц из Св. Синода, подал Государыне Императрице Елизавете Петровне записку с проектом восстановления патриаршества. Митрополит также выступил против сторонников секуляризации монастырских земель в 1763 г. совершив чин отлучения их от Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/12/de...

отв. ред. Д. С. Лихачев Чудеса Николы Кочанова Чудеса Николы Кочанова – видимо, записанные в XV или в XVI в. устные сказания о юродивом, подвизавшемся в Новгороде и скончавшемся 27 июля 1392 г. Ч. первое см. в рукописях ГБЛ, собр. Ундольского, 344, XVII в.; ГИМ, собр. Уварова, 1799 (523) (385), XVI в.; 1230 (100) (135), XVII в.; Ч. второе – в двух первых рукописях. Пересказанные очень кратко в рукописи ГПБ, Q.I.365, л. 117–118 об. под общим заглавием «О святем Николае Кочанове» и обрамленные вступительным и заключительным предложениями, они получили подобие краткой записи о святом, на основании каких обычно создавалось житие. В научной литературе принято называть эти записи Краткой редакцией Жития, однако древнерусские книжники, по всей вероятности, не рассматривали их как житие, поэтому и не называют их житиями, а именуют просто: «О отшельнице авве Никодиме», «О святем Николае Кочанове» и т. д. Поэтому вряд ли прав Филарет (Русские святые... С. 442–447), назвавший записку о двух Ч. святого в рукописи Q.I.365 Кратким житием. В связи с этим и возник, вероятно, литературный миф о не существующем на самом деле Житии Николы Кочанова. Кроме двух Ч. Николы Кочанова в рукописях начиная с XVI в. встречается «Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову» (нач.: «Приспе нам, братие, светлое празднество и память уродиваго»). В. О. Ключевский предположил, что оно было написано в связи с обновлением в Новгороде его памяти в сер. XVI в., о чем свидетельствует построение каменной церкви над гробом его в 1554 г. (ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. Стб. 157). По справедливому замечанию В. О. Ключевского , Похвальное слово Николе Кочанову «имеет мало значения и литературного и фактического: обещаясь описать жизнь Николы, оно сообщает очень скудные и неопределенные черты, переплетая их общими местами» (Древнерусские жития. С. 268–269). Похвальное слово см. в рукописях: БАН, Арханг. собр., Д. 233, л. 620–626 об., XVIII в.; ГИМ, собр. Уварова, 1799 (523) (385), XVI в.; ГБЛ, собр. Ундольского, 344, XVII в. У архимандрита Леонида в описании рукописи собр. Уварова, 1799 (523) (385) перечислены следующие тексты о Николе Кочанове: Ч. блаженного, Похвальное слово ему и (на л. 48) – «Поведание о сем блаженном Николе, како и откуда бе» (Леонид, архимандрит. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 4. С. 83). Однако это не отдельное произведение, а часть Похвального» слова; поскольку заглавие этой части написано в рукописи киноварью, Леонид принял ее за новое сочинение о Николе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛАЙ ПСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Николай Саллос, Псковский (+ 1576 ), Христа ради юродивый , блаженный . Память 28 февраля и в Соборе Псковских святых Блаженный Николай более трех десятилетий нес подвиг юродства . Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос , что в переводе с греческого означает " блаженный, юродивый " , и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят . В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород , царь Иоанн Грозный двинулся на Псков , подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, " прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити " . Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери " умилившись сердцем, сказал своим воинам: " Иступите мечи о камень, да престанут убийства " . Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: " Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови " . Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный , однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе , поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила и пожелал получить благословение у блаженного Николая. Когда царь пришел в келлию блаженного, тот сказал: " Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати " . Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. " Я христианин и не ем мяса в пост " , - сказал ему Иоанн. - " Ты пьешь кровь человеческую " , - отвечал ему блаженный, поучая царя " многими ужасными словесы " , чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.

http://drevo-info.ru/articles/9392.html

Блаженный Николай Псковский Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает " блаженный, юродивый " , и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, " прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити " . Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта) " умилившись сердцем, сказал своим воинам: " Иступите мечи о камень, да престанут убийства " " . Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: " Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови " . Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля) и пожелал получить благословение у блаженного Николая. Когда царь пришел в келлию блаженного, тот сказал: " Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати " . Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. " Я христианин и не ем мяса в пост " , - сказал ему Иоанн. - " Ты пьешь кровь человеческую " , - отвечал ему блаженный, поучая царя " многими ужасными словесы " , чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.

http://patriarchia.ru/db/text/909446.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАНИЯ († кон. XIV-XV в., Новгород), прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородская, мать блж. Николая Кочанова. Об И. известно из Похвального слова блж. Николаю («Слово похвальное Николы Саллосу, сиречь уроду Христа ради, нарицаемому Кочанову»; старший список: ГИМ. Увар. 1799 (523), XVI в.), в одной из частей которого рассказывается о происхождении святого («Поведание о сем блаженном Николе, како и откуда бе»). По предположению В. О. Ключевского , Похвальное слово блж. Николаю было составлено ок. сер. XVI в. в связи с возобновлением в Новгороде почитания блаженного. И. упомянута в краткой ст. «О святем Николае Кочанове» с описанием 2 чудес блаженного (статья ошибочно называется в лит-ре Житием), написанной, по всей видимости, в XVI в. Блж. Николай был сыном благородных и богатых родителей - Максима и И. Поскольку И. и блж. Николай были погребены на кладбище в Неревском конце Новгорода, можно предположить, что святые принадлежали к боярству Неревского конца. Во 2-й пол. XIV в. в Новгороде известны бояре Максим Онцифорович и Максим Ананьинич (НПЛ. С. 373, 374). Если о роде последнего ничего не известно, то отцом Максима Онцифоровича, как показал В. Л. Янин , был посадник Онцифор Лукич, а братом - др. известный посадник - Юрий Онцифорович, принадлежавшие к влиятельному боярскому клану Неревского конца, из к-рого в кон. XIII - нач. XV в. вышли мн. новгородские посадники. В указанных выше агиографических сочинениях сообщается, что блж. Николай скончался 27 июля 1392 (6900) г., а его мать преставилась на 8 лет раньше, т. е. в 1384 г. Даты эти приняты в церковной и научной лит-ре, однако велика вероятность того, что в годе кончины св. Николая - 6900 - недописаны десятки и единицы (такого рода хронологическая неточность характерна для поздних агиографических текстов). Отсюда следует, что 1384 г. нельзя считать точной датой преставления И.: блж. Николай скончался не ранее 1392 г., а его мать - не ранее 1384 г.

http://pravenc.ru/text/1237855.html

Разделы портала «Азбука веры» Крупин В.Н. Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых " decoding=" async " title=" Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых " > Крупин В.Н. Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых " > ( 38  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Часть первая. Рассказы о русских святых Ольга, великая княгиня Киевская Владимир Красное Солнышко Борис и Глеб, святые страстотерпцы Илья Муромец Нестор Летописец Князь Андрей Боголюбский Петр и Феврония Муромские Феврония Александр Невский, великий князь Даниил Московский Сергий Радонежский Димитрий Донской Преподобный Андрей Рублев Василий Блаженный Тихоновское стояние Николай Саллос, Псковский Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси Ксения Петербургская Серафим Саровский Амвросий Оптинский Иоанн Кронштадтский Николай, архиепископ Японский Николай II и его семья Ангел небесный Тихон, Патриарх Московский и всея Руси Февральская революция Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Матронушка Московские скитания Часть вторая. Русские святые — основатели русских монастырей Русский Север Свято-Преображенский Валаамский монастырь Кирилло-Белозерский Успенский монастырь Свято-Успенский Псково-Печерский Монастырь Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь Саввино-Сторожевский монастырь Приложение Святитель Николай Мирликийский Святые братья Кирилл и Мефодий, первоучители словенские Послесловие Часть первая. Рассказы о русских святых Ольга, великая княгиня Киевская Как не было бы Святой Руси без веры православной, так не было бы святого великого князя Владимира без его бабушки, великой княгини Ольги, во святом крещении Елены. «Корень правоверия» — так назвали великую княгиню. Сравнили ее жизнь и подвиги с корнями, от которых пошло в рост древо православия. Ольга была из Псковской земли, из рода изборских князей, из тех мест, которые освятил своим посещением святой Первозванный Апостол Андрей. Ко времени ее рождения Рюриковичи, варяжские выходцы, правившие Русью, вытеснили русских князей, и даже имя святой Ольги произносилось как скандинавское «Хельга». А мужской вариант имени «Ольга» — «Олег». Именно Олег княжил в Киеве целых тридцать лет, превращая

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Разделы портала «Азбука веры» Крупин В.Н. Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых " > Оглавление Часть первая. Рассказы о русских святых Ольга, великая княгиня Киевская Владимир Красное Солнышко Борис и Глеб, святые страстотерпцы Илья Муромец Нестор Летописец Князь Андрей Боголюбский Петр и Феврония Муромские Феврония Александр Невский, великий князь Даниил Московский Сергий Радонежский Димитрий Донской Преподобный Андрей Рублев Василий Блаженный Тихоновское стояние Николай Саллос, Псковский Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси Ксения Петербургская Серафим Саровский Амвросий Оптинский Иоанн Кронштадтский Николай, архиепископ Японский Николай II и его семья Ангел небесный Тихон, Патриарх Московский и всея Руси Февральская революция Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Матронушка Московские скитания Часть вторая. Русские святые — основатели русских монастырей Русский Север Свято-Преображенский Валаамский монастырь Кирилло-Белозерский Успенский монастырь Свято-Успенский Псково-Печерский Монастырь Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь Саввино-Сторожевский монастырь Приложение Святитель Николай Мирликийский Святые братья Кирилл и Мефодий, первоучители словенские Послесловие Часть первая. Рассказы о русских святых Ольга, великая княгиня Киевская Как не было бы Святой Руси без веры православной, так не было бы святого великого князя Владимира без его бабушки, великой княгини Ольги, во святом крещении Елены. «Корень правоверия» — так назвали великую княгиню. Сравнили ее жизнь и подвиги с корнями, от которых пошло в рост древо православия. Ольга была из Псковской земли, из рода изборских князей, из тех мест, которые освятил своим посещением святой Первозванный Апостол Андрей. Ко времени ее рождения Рюриковичи, варяжские выходцы, правившие Русью, вытеснили русских князей, и даже имя святой Ольги произносилось как скандинавское «Хельга». А мужской вариант имени «Ольга» — «Олег». Именно Олег княжил в Киеве целых тридцать лет, превращая

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Сортировать по Исключить новости Блаженный Николай Псковский: “Покушай хлеба соли, не пей христианской крови” 18 декабря, 2006. Редакция " Правмира " Царь въехал в город. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: — Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, не пей христианской крови. Царь приказал схватить юродивого, но тот стал невидим. Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает “блаженный, юродивый”, и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, “прииде царь… с великою яростью, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити”. Весь город молился об отвращении царского гнева. Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. Когда показался царский поезд, с колокольни Троицкого собора и всех городских церквей раздался торжественный звон. Стоявшие у городских ворот ударили челом в землю. Наместник принял у дьяка хлеб-соль и с низким поклоном поднес царю; но Иоанн Грозный взглянул на него яростно и оттолкнул блюдо, солонка упала, и соль рассыпалась по снегу. Все вздрогнули от ужаса. Царь въехал в город. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: — Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, не пей христианской крови. Царь приказал схватить юродивого, но тот стал невидим. Царь отстоял молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила. При выходе царя из Троицкого собора, его встретил Никола и звал в свою келлию, царь согласился.

http://pravmir.ru/article_1571.html

Николай Псковский, Саллос, блж. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Николай Псковский, Саллос, блж. - житие Эта страничка относится к разделу   Николай Псковский, Саллос, блж. Блаженный Николай Саллос, Псковский, Христа ради юродивый (память 28 февраля по старому стилю) Был родом из Псковской земли. Его ходатайством перед царем Иоанном Грозным в 1570 г. был спасен от разгрома опальный город Псков. Скончался святой Николай 28 февраля 1576 г. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Николай Псковский, Саллос, блж. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3053

Святыня храма Св. мощи блж. Николая Саллоса, Псковского, Христа ради юродивого Рака с мощами Николай Саллос, блж., Христа ради юродивый, Псковский (1576) доступна для поклонения в Свято-Троицком Кафедральном соборе г. Пскова (фото автора) В раке так же находятся святые мощи: св. блгв. кн. Всеволода (в крещении Гавриила) Новгородского, Псковского, св.блгв. кн. Довмонта (в крещении Тимофея) Псковского, св. прмч. Иоасафа Снетогорского, Псковского Учение Церкви о молитвенном призывании святых. Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал: «Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем, тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков». Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик, в память их, достойно есть почитать». «Мы призываем святых, - говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви», - в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою; но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать… Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует. Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших, чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом». добавлено 26 июл 2015 02:04 Описания Закрыть Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/1673/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010