Этот самодельный крест, уже прибыв на место, отец Михаил укрепил у себя над кроватью, украсив его маленьким венком из сухих ветвей терновника, которым уколол себе ногу, гуляя вдоль арыка. “Вот оно, палестинское терние, которое впивалось в пречистое тело Спасителя нашего”, — пишет он Анне Дмитриевне, сестре жены. Две награды ожидают отца диакона Михаила на этом “ма­лом” крестном пути. Первая (по времени) — в мае 1927 года, после полуторагодовой разлуки, приезжает на побывку жена со старшим сыном — пятилетним Серёжей. И другая — главная — 12 июня, на Троицу, отца Михаила рукополагает во иерея архиепископ Симферопольский и Таврический Никодим (Кротков) 31 , священномученик, отбывавший ссылку там же. К рукоположению отца Михаила рекомендовал епископ Волоколамский Герман (Ряшенцев) 32 , также священномученик, знавший отца Михаила по Сергиеву и по совместному этапу, а с Наталией Дмитриевной владыка Герман близко познакомился в тюрьме в 1921 году. Скоро и освобождение. В декабре 1927 года отец Михаил возвращается в Сергиев, недолгое время служит в храме святых Петра и Павла, где начинал диаконом, а затем Сергиев приходится покинуть — там опять начинаются аресты. Семья — уже с четырьмя детьми — живёт в ближнем Подмосковье; отец Михаил служит в разных храмах Москвы. Наконец сливается воедино его служение людям и Богу. Реализуются его пастырские способности, его философское образование. Вокруг него много духовных детей, он входит в “Маросейский кружок”, известен в Москве как “замечательный проповедник и вдумчивый философ” 33 . О том, как он служил в эти годы, пишет в своих записках об отце Михаиле упоминавшаяся уже В. Г. Мирович: «Один из приятелей М. В., тоже священник, однажды сказал: “Когда М. В. в алтаре, он не так, как мы, русские, служит, — он ходит перед Богом, предстоит перед Ним, как будто Бог на расстоянии пяти шагов от него. Когда он кадит у престола, он отступает в священном ужасе, чтобы не задеть касанием кадила Адонаи, на Которого чины ангельские взирать не смеют. С таким лицом, какое я видел у М. В., Авраам беседовал под дубом Мамврийскиим со Святой Троицей, явившейся ему в виде трёх Архистратигов небесных сил. Мне жалко, — прибавил этот священник, — что вы не видели этого лица Михаила Владимировича, и поэтому можно сказать, что вы вообще его не видели”. О себе могу сказать, что я это лицо видела у Михаила в день его крещения. И ещё несколько раз в жизни».

http://pravmir.ru/put/

Никифор Богословский 1917–1922: Городнянская Никифор Ефимов 21 .03(03.04).1926–12(25).04.1928: Хабаровская 12(25).04.1928–18(31).01.1929: Котельничская 1929–18(31).01.1929: Кировская, в. у. 31 .01(13.02).1929–02(15).12.1930: Пятигорская Никифор Никольский 21 .06(04.07).1931–1931: Волоколамская 03(16).09.1931–24.11(07.12).1932: Кимрская 1933–1934: Архангельская 07(20).12.1936–1937: Калининская Никодим Восресенский –1925: Демянская Никодим Гонтаренко 31 .08(13.09).1942–: Краснодарская (укр.) Никодим Кононов 15(28).11.1913–21.08(03.09).1921: Белгородская Никодим Кротков 16(29).11.1911–18(31).05.1917: Чигиринская 18(31).05.1917–21.06(04.07).1917: Петровская 21 .06(04.07).1917–1921: Чигиринская, паки 1921–1924: Симферопольская 10(23).06.1932–20.12(02.01).1936: Костромская Никодим Максименко 1942–: Краснодарская (укр.) Никодим Николайчук 1942–: Краснодарская (укр.) Никодим 1923–1925: Барнаульская Николай Автономов 05(18).05.1930–1932: Ставропольская (на Кавказе) (обн.) 1932–1933: Калининская (обн.) 31 .08(13.09).1934–16(29).12.1934: Старо-Оскольская (обн.) 09(22).04.1936–17(30).12.1937: Александровская (Владим. вик.) (обн.) 17(30).12.1937–20.11(03.12).1938: Иваново-Вознесенская (обн.) Николай Алявдии 1930–1930: Уральская (обн.) Тамбовская (обн.) Николай Амассийский 09(22).12.1922–21.01(03.02).1924: Пугачёвская 1923–: Херсонская 08(21).06.1923–24.06(07.07).1923: Троицкая (обн.) 08(21).06.1923–24.06(07.07).1923: Уральская (обн.), в. у. 1923–08(21).01.1924: Николаевская (Самарское вик.) 08(21).01.1924–04.1925: Кустанайская 04 .1925–07.1925: Троицкая 12 .1927–03.1928: Пугачёвская, паки 17(30).11.1931 –22.11(05.12).1933: Ейская 04(17).11.1931–22.11(05.12).1933: Ростовская на Дону, в. у. 22 .11(05.12).1933–1935: Ростовская на Дону 1942–1943: Ростовская на Дону, паки, окк. Мелекесская Николай Ашихмин 1922–1923: Пермская (обн.) 06(19).12.1922–11(24).04.1925: Кунгурская (обн.) 11(24).04.1925–21.01(03.02).1927: Великоустюжская (обн.) 21 .01(03.02).1927–1927: Бирская (обн.) –1934: Кунгурская (обн.), паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Никита (Стягов) 6.12.1923 хирот. во еп. Боровичского, вик. Новгородской епархии; с 27.12.1934 в сане архиепископа; † 6.08.1936. Никифор (Богословский) в 1922 г. хирот. во еп. Городнянского, вик. Черниговской епархии; уклонился в обновленческий раскол. Никифор (Ефимов) 21.03.1926 хирот. во еп. Хабаровского; с 25.04.1928 еп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 31.01.1929 еп. Пятигорский; с дек. 1930 г. в заключении; расстрелян 1.09.1937. Никифор (Никольский) 8.06.1931 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с кон. 1931 г. еп. Кимрский, вик. Калининской епархии; с 7.12.1936 архиеп. Калининский; с 1937 г. в заключении; † 9.02.1942. Никифор (Осташевский) 15.09.1924 хирот. во еп. Новосибирского; с 1927 г. в сане архиепископа; с 18.04.1932 митр. Новосибирский и Барнаульский; † 17.04.1937. Никодим (Воскресенский) в 1925 г. упом. как еп. Демянский, вик. Новгородской епархии. Никодим (Гонтаренко) 31.08.1942 хирот. во еп. Краснодарского; † 22.01.1948. Никодим (Кононов) c 15.11.1913 еп. Белгородский, вик. Курской епархии; расстрелян 11.01.1919. Никодим (Кротков) с 16.11.1911 еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии; с 1921 г. еп. Таврический и Симферопольский; с 1922 г. в сане архиепископа; с 1922 г. в заключении; с 10.06.1932 архиеп. Костромской; с дек. 1936 г. в заключении; † 21.08.1938 в тюрьме. Никодим (Ротов) 10.07.1960 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 еп. Ярославский и Ростовский; с 10.06.1961 в сане архиепископа; с 3.08.1963 в сане митрополита; с 5.08.1963 митр. Минский и Белорусский; с 9.10.1963 митр. Ленинградский и Ладожский; с 7.10.1967 митр. Ленинградский и Новгородский; † 5.09.1978. Никодим (Руснак) 10.08.1961 хирот. во еп. Костромского и Галичского; с 21.04.1964 еп. Аргентинский и Южноамериканский; с 25.02.1968 в сане архиепископа; 10.04.1970–6.10.1977 экзарх Центральной и Южной Америки; с 2.07.1970 на покое; с 1.12.1970 архиеп. Харьковский и Богодуховский; с 23.11.1983 архиеп. Львовский и Тернопольский, с 9.04.1985 в сане митрополита; с 30.12.1988 митр. Львовский и Дрогобычский; с 13.09.1989 митр. Харьковский и Богодуховский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После революции Владимир всеми силами, и первое время небезуспешно, пытался сдержать радикальное церковное движение. Главным соратником митрополита в этом был энергичный викарий, епископ Чигиринский Никодим (Кротков), человек определенно выраженных консервативных взглядов. Очевидно, Никодим сильно раздражал обер-прокурора Львова, только этим можно объяснить навязчивое желание последнего убрать епископа из Киева. Вскоре для этого появился удобный предлог. Никодим в феврале 1917 года поставил свою подпись под запиской киевских монархистов, представленной императору. Именно это обстоятельство и послужило официальной причиной для перевода владыки из Киева в Саратов на должность второго викария епархии. За компанию с епископом решено было перевести и секретаря Киевской духовной консистории Лузина. Такое решение вызвало «недоумение» у митрополита Владимира, которого поставили перед свершившимся фактом. Владыка писал в Синод, что «за названными лицами не имеется решительно никаких проступков». По мнению митрополита, такое решение «неудобно именно в настоящее время, требующее идейных работников, богатых творческими силами» 236 . Архиепископ Платон разъяснял, что такое перемещение «вызвано необходимой предусмотрительностью об обеспечении мира в Киевской Церкви», отсылая также митрополита к содержанию вышеупомянутой монархической записки, которая «в скором времени имеет быть напечатана» 237 . Никодим, конечно, не желал перевода в саратовское захолустье, представив в Синод объемистое прошение с подробными разъяснениями своих действий. Свой перевод он называл «наказанием», говоря, что в составлении записки не участвовал. По его словам, в середине января 1917 года протоиереем Стельмашенко и членом киевской судебной палаты Туткевичем ему был показан текст записки, в которой говорилось о разрухе в государстве, деятельности Думы, земского и городского союзов, о польском и еврейском вопросе. Прочтя записку, он отказался поставить подпись, отказался подписать и вторую ее редакцию. В третий раз, по словам Никодима, он все же поставил подпись: «Правые деятели были настойчивы в своих действиях, они могли и угрожать» 238 . Правда, владыка писал, что окончательно вынудило его поставить свою подпись заявление Стельмашенко, что «государь ждет этой записки... поддержите государя». Никодим сообщал, что сейчас он «глубоко сожалеет об этом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме стандартных обвинений о распространении контрреволюционной и пораженческой агитации в отношении архиепископа Никодима, прозвучало обвинение в организации контрреволюционной организации и связях с заграницей: «В 1934 г. Кротков имел связь с фашисткой Германией и через Берлинскую посылочную контору «Фаст и Бриллиант» получал материальную помощь» . 3 сентября 1937 года без возбуждения уголовного дела Управлением НКВД Ярославской области исповеднику было предъявлено новое обвинение в проведении контрреволюционной деятельности (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР). Он уже проходил по «групповому делу митрополита Павла (Борисовского) и архиепископа Никодима (Кроткова). Ярославль, 1937–1938 гг.». На следующих допросах вновь прозвучало обвинение в шпионской деятельности . Новое судебное производство против святителя Никодима, открытое в 1938 году (архиепископа вернули из Красноярской ссылки – прим. автора), уже не касалось таких мелочей, как материальная помощь ссыльным. Речь с самого начала шла о шпионаже в пользу иностранных государств: о работе на румынскую и польскую разведку, в деникинской разведке. Органам следствия удалось «раскрыть» еще одну преступную деятельность, в которой «сознался» подозреваемый епископ: он возглавлял большую и разветвленную повстанческую организацию, которая в случае нападения на СССР должна была поднять в Ярославской области восстание. В организацию входили все священнослужители Костромской и Ярославской епархий – в Ярославле организацию возглавлял митрополит Ярославский и Ростовский Павел (Борисовский) ; связи организации тянулись в Москву к митрополиту Сергию (Страгородскому), критиком линии которого за сотрудничество с властями, был, по версии следствия, архиепископ Никодим. Абсурдность обвинений показывает тот факт, что у организации, готовившей вооруженное выступление, накануне войны не было оружия. В протоколе записаны слова, которые якобы принадлежат владыке: «Этот вопрос должен быть решен перед самым выступлением» . Логики в обвинениях не было никакой, кроме смысла, что была обезврежена террористическая организация. В конце апреля 1938 года арестовали большую часть священников Костромской епархии, оставшихся на свободе после 1937 года. В документах НКВД содержится отчет о проделанной работе: «была вскрыта и ликвидирована церковно-монархическая организация, созданная в гр. Костроме в 1936 году бывшим Костромским архиепископом Кротковым» .

http://bogoslov.ru/article/5081610

В 1964-1988 гг. К. и Г. е. управлял архиеп. Кассиан (Ярославский). По его инициативе в 1981 г. учреждено празднование Собору Костромских святых. 1988-2015 гг. В 1988 г. в епархии праздновали 1000-летие Крещения Руси, в связи с чем в том же году епархии были возвращены 3 храма: Успенский собор в Кологриве, Воскресенская ц. в с. Воскресенском Островского р-на и Воскресенская ц. в с. Нежитине Макарьевского р-на. После ухода на покой архиеп. Кассиана (30 нояб. 1988) в сент. 1989 г. новым правящим архиереем стал еп. (с 1994 архиепископ) Александр (Могилёв). Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 19 марта 1990 г. епархии был возвращен Богоявленско-Анастасиин собор в Костроме, в стенах к-рого в 1925-1982 гг. размещался областной архив. После пожара 1982 г. в здании вели реставрационные работы, по завершении предполагалось устроить зал органной музыки. 17 авг. 1991 г. состоялось освящение Богоявленско-Анастасиина собора, ставшего новым кафедральным собором епархии, 18 авг. в собор торжественно перенесли главную святыню - Феодоровскую икону Божией Матери. На рубеже 80-х и 90-х гг. активно шел процесс открытия церквей: в 1989 г. были открыты 4 церкви, в 1990 г.- 30, в 1991 г.- 6, в 1992 г.- 13 церквей. Если на 1 янв. 1988 г. в епархии было 64 действующие церкви, то на 1 янв. 1990 г.- 71, на 1 янв. 1993 г.- 122 церкви. Весной 1990 г. еп. Александру удалось добиться возвращения Церкви мощей прп. Макария Унженского и Желтоводского, находившихся в запасниках музея в Юрьевце. 14 мая 1990 г. в музее мощи передали еп. Александру. 1 окт. 1990 г. в Костроме открыли Костромское ДУ (ректор в 1990-1996 - прот. А. Андросов). В 1996 г. ДУ преобразовано в Костромскую ДС (ректор в 1996-2010 - архим. Геннадий (Гоголев)). 27 марта 1995 г. к лику святых был причислен сщмч. Никодим (Кротков), ставший первым Костромским святым в XX в. (в 2000 Архиерейским юбилейным Собором включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской). 27 марта 2000 г. состоялось прославление Солигаличских новомучеников: прот. сщмч. Иосифа Смирнова, иерея сщмч. Владимира Ильинского, диакона сщмч. Иоанна Касторского и мирянина мч. Иоанна Перебаскина. 28 мая 2000 г. был прославлен как священномученик иерей Василий Разумов, 25 дек. 2003 г.- прп. Тимон Надеевский.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Несколько игуменов М. Б. м. стали архиереями. Настоятель (1821-1825) игум. Никодим (Быстрицкий) в 1828 г. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, настоятель (1860-1867) архим. Алексий (Новосёлов) в 1867 г.- во епископа Томского и Семипалатинского, архим. Андрей (Поспелов) в 1868 г.- во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 1870 г. М. Б. м. возглавлял еп. Муромский Иаков (Кротков). Последним настоятелем (с нояб. 1915). перед закрытием М. Б. м. был архим. Мелхиседек (Бирев). Святыни, древности Муромский Благовещенский мон-рь Рака с мощами блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских в Благовещенском соборе. Фотография. Нач. ХХ в. MU_192 Муромский Благовещенский мон-рь Рака с мощами блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских в Благовещенском соборе. Фотография. Нач. ХХ в. MU_192 Козельщанская икона Божией Матери. XIX в. (собор муромского Благовещенского мон-ря) Главная святыня М. Б. м.- рака с мощами св. Муромских князей Константина, Михаила и Феодора. В 90-х гг. XVII в. стольник Федор Петрович Дубровский сделал пожертвование для сооружения новой деревянной гробницы (Там же. С. 91). 13 февр. 1693 г. состоялось торжественное переложение мощей в новую раку. До 1789 г. мощи стояли перед алтарем собора с правой стороны. В 20-х гг. XIX в. московский мастер Е. А. Антипов изготовил новую раку стоимостью 23 048 р. 75 к. ассигнациями. Крышка гробницы и 3 грани раки были обложены серебром. На крышке находилось изображение святых Константина, Михаила и Феодора чеканной работы. Лицевую сторону раки украшала сцена крещения муромцев. На изготовление раки было затрачено 4,5 пуда серебра (72 кг) и 1 фунт 54 золотника золота (свыше 400 г). 1 сент. 1829 г. новую гробницу установили в др. месте - за правым клиросом. В 1882 г. мощи перенесли под арку, пробитую в то же время. Раку венчала изящная сень. В июне 2015 г. монастырским попечением была установлена серебряная рака совр. работы. Реликвией Благовещенского храма считался камень, лежавший, по преданию, над гробами Муромских чудотворцев до переноса мощей в церковь. Вероятно, в XVII в. он был вмонтирован в стену притвора, слева от входа в теплый придел.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Когда злодей Пугачев стал свирепствовать в той местности, грабя и убивая богатых помещиков, нагрянул он и к Кроткову. Все в доме переполошилось. — Подавай, какие у тебя есть деньги, — требует он, — выкладывай все свое серебро. — Какие деньги, — говорит Кротков, — что получу, то и проживу, а серебра у меня и в заводе не бывало. Облюбовал Пугачев кротковское именьице и начал строить там разные сараи да вышки для складки грабежом добытых имуществ и наездами там живал со своею ватагой. Кротков не участвовал ни в каких пугачевских нападениях, а только страха ради сторожил все, что к нему привозили. Но когда Пугачеву стало жутко от посланных против него от императрицы, он почему-то захватил с собою и Кроткова, опасаясь, может статься, чтобы тот как-нибудь его не выдал. Кротков видит, что дело плохо, что вот-вот не нынче-завтра схватят злодея и что тогда, пожалуй, и его сочтут за укрывателя и припутают к делу, и будет ему очень худо; он улучил удобное время и дал тягу. Когда Пугачева схватили и Кротков уверился, что ему уже опасаться больше нечего и Пугачев к нему не возвратится, он и начал все оставшееся разбирать и рассматривать. Тогда оповещено было от правительства, что все, что оставлено бунтовщиком в тех имениях, в которых он имел притоны со своею шайкой или склады, все поступает в пользу владельцев. Пошел Кротков по сараям да по клетушкам и вышкам и нашел там бочонки с золотом и с серебром, серебряную посуду, меха, оружие, иконы в дорогих окладах и множество церковной утвари, похищенной по разным церквам и монастырям. В овинной яме золото было насыпано ворохом просто на циновке; серебряной посуды оказалось десятки пудов. Касательно церковной утвари Кротков старался разузнать, где что было похищено, в каком монастыре или из какой церкви, и все по принадлежности возвратил, а все прочее оставил в свою пользу, и объявил он, что ему досталось тысяч на триста, что по-тогдашнему было очень много, а кто говорил, что он только вполовину сказал, сколько ему досталось. Начал он покупать себе имения и в одном выстроил церковь и пожертвовал в нее все у него оставшееся в числе пугачевского наследства церковное имущество, утварь, облачение и прочее, неизвестно откуда захваченное и потому не возвращенное куда бы следовало. Стало быть, он не попользовался ничем церковным.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

разрешения напечатать сии рукописи во избежание на будущее время повреждения их переписчиками. Московский комитет препятствий к напечатанию не имеет. Святейший Синод 25 мая 1870 года за 609, «не встречая препятствий к напечатанию одобренных духовной цензурой рукописей», разрешил их напечатать. Дело о разрешении к напечатанию акафиста свтт. Феодору и Иоанну Суздальским началось в конце 70-х годов. В 1879 году на имя преосвященного Феогноста, епископа Владимирского и Суздальского, благочинный города Суздаля прот. Богородице-Рождественского собора Александр Кротков подал следующее прошение: «Благочестивые почитатели угодников Божиих Феодора и Иоанна, епископов Суздальских, чудотворцев, нетленно в Суздальском соборе почивающих, обращаясь к ним с молением, многократно заявляли мне желание слышать при молебных пениях и акафистное святителям чтение. В настоящее время один из усердных почитателей оных святителей, внемля общему голосу благочестивого желания слышать при молебном пении у мощей святителей и акафистное им чтение, составил таковое и просит их принять его к употреблению». Резолюцией преосвященного Феогноста на этом прошении разрешено было прот. Кроткову представить акафист свтт. Феодору и Иоанну в цензурный комитет. От 19 октября 1879 года акафист был представлен в цензурный комитет и затем возвращен автору для исправления. Как на недостаток рукописи было указано цензурой на «немногосодержательность» акафиста «вследствие скудости исторических сведений об ублажаемых в акафисте епископах». 25 июня 1881 года прот. А. Кротков снова обратился с прошением о разрешении к печати исправленного акафиста в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. 14 июля 1881 года за 528 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет доносил Святейшему Синоду: «Суздальского Богородице-Рождественского собора протоиерей Александр Кротков с разрешения Преосвященного Феогноста, епископа Владимирского и Суздальского, представил в комитет рукопись «Акафист святителям Феодору и Иоанну, Суздальским чудотворцам», составленный одним из усердных почитателей святителей с просьбой о рассмотрении к напечатанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

2619 Речь идет о Елизавете Дмитриевне Лельковской, которая с 1 марта 1867 г. вступила в должность надзирательницы в Ризположенском приюте Братства. Сообщая об этом Победоносцеву в письме от 31 марта 1867 г., архим. Иаков (Кротков) упоминал, что она не нуждается в средствах, поскольку «с имения имеет 500 р.» (РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 80. Л. 11). См. также два письма Е. Д. Лельковской к Победоносцеву (от 19 марта и 20 мая 1873 г.) о делах Приюта (Там же. Д. 91). 2621 Подразумевается ежедневная газета «Москва», издававшаяся И. С. Аксаковым (18671868). Гиляров написал для неё ряд передовиц (их полный список пока не составлен). 2622 Видимо, братчик кн. М. А. Оболенский, в доме которого происходили общие собрания Братства Св. Николая. См. примеч. 4 на с. 848. 2623 Андрей Алексеевич Кротков (ок. 1836–?) – сын архим. Иакова (Кроткова), окончил МДС в 1856 г. во 2-м разряде 86-м по общему списку; служил чиновником в Москве. 2624 Речь идет об одном из двух кассиров Московского губернского казначейства: Алексее либо Николае Семеновичах Голубковых (см.: Московская памятная книжка, или Адрес-календарь жителей Москвы, на 1869 год. М.: В тип. Ив. Смирнова, 1869. Ч. I. С. 203). Отсюда понятно, о месте в каком учреждении хлопотал для сына архим. Иаков (Кротков). 2626 Иван Нарский, в 1866 г. окончивший курс МДС в 1-м разряде (8-м по общему списку), впоследствии служил диаконом в Москве. 2627 Павел Николаевич Широкогоров (ок. 1844 – не ранее 1917) закончил Вифанскую ДС в 1864 г. в первом разряде (24-м по списку). Позднее, в 1897–1917 гг., служил диаконом московского Филипповского храма в Мещанской слободе. Вифанская ДС (1797–1918) находилась в Сергиевом Посаде при Спасо-Вифанском монастыре. 2630 Беляев (имя не установлено) – диакон московской церкви Мартына Исповедника, что в Алексеевской Новой слободе. Выпускник Вифанской ДС. 2633 Священник Павел Федорович Богоявленский (1827–1886) – выпускник Перервинского ДУ и Вифанской ДС. С 1852 г. иерей Успенского собор в г. Дмитрове, с 1877 г. протоиерей. Информированность о. Павла в вопросе о бедных учениках основывалась на том, что с 1855 г. он непрерывно состоял законоучителем в Дмитровском уездном ДУ; кроме того, с 1865 г. он постоянно избирался гласным Дмитровского уезда и членом училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010