Епископ Иоасаф Чистопольский (в миру Иван Удалов из Уфы), пострижен епископ. Антонием Храповицким , настоятель Спасского монастыря в Казани, хиротонисан в 1920., арестован в 1922 г. по проискам обновленцев в Енисейской ссылке е 1922–25 гг., а затем жил в Москве, по возвращении в Казань не признал митрополита Сергия и на предложение признавшего м. Сергия и правившего до его возвращения епископа Варсонофия Спасского (см. ниже) помолиться вместе, ответил: – «Нет, молись без меня за советскую власть», на что получил ответ:– «да не я, а дьякон за нее молится». С 1929 по 1936 г. в Сибирском концлагере был мучим, несколько раз брит, годами возил на себе тачки с углем в рудниках Араличева (Кузнецкий басейн); по возвращении в Казань возглавлял в 1936–37 г. потаенную «Тихоновскую Церковь » в 14 человек (в том числе протоиерей и три монахини), жил на окраине с престарелой 80-лет-ней матерью. 13-го декабря 1937 г. арестован ночью у ложа умиравшей матери и исчез. Весной его видели в Сызранской пересыльной тюрьме. Епископ Варсонофий Спасский (в миру Александр Лузин) р. в 1891 г. архим. с 1916 г., защитил в 1920 г. магист. диссертацию «Нравственная природа Православия в отличие от латино-протестанства», хиротон. в 1922 г., арестован тогда же, в ссылке в Туруханском крае в 1922–25 г., в Нарымском крае в 1928–1931 г., по возвращении правил епархией меньше года и в 1932 г. приговорен к 10 годам концлагеря, отбывал его на Беломорстрое, потом по лагерям Карелии, в 1942 г. еще был в заключении. Несмотря на принадлежность к иерархии, признавшей митроп. Сергия после 1927 года, нигде теперь в «патриаршем» епископате не значится. Архиепископ Никодим (Кротков), Симферопольский, был схвачен большевиками в 1922 году и посажен в тюрьму. Рабочие и население г. Симферополя испросили разрешение отпустить Владыку ко дню Преображения Господня, и он служил в Преображенской церкви на Старом Кладбище и на другой день в Кафедральном Соборе и рукоположил в сан священника лицо, которое дает эти сведения о нем. Вслед за этим он снова был брошен в тюрьму. В ноябре месяце 1922 г. он был судим Симферопольским трибуналом и приговорен к тюремному заключению. Был отправлен в Нижний Новгород, по дороге заболел сыпным тифом и пролежал в тюремной больнице, откуда был сослан на какой-то пустынный островок Каспийского моря. Он был Костромским. В конце 1936 года был снова арестован и сослан в Кадалакшу, где не вынеся тяжких лишений, живя в юрте, вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Если добрые все уйдут и останутся равнодушные, то – как же церковь будет брошена? И не такие бури она пережила, а всё-таки Господь спасал её, а малодушные дадут ответ перед Пастыреначальником. Пусть выгонят, это дело иное. Миссионерское, общество сделает столь же мало добра в Москве, как и в Питере, если не будет средств и людей. А от одних возгласов мало толку. Парфению я писал в Иркутск, чтобы запасался собственными средствами, а не ограничивался бы только требованием на людей от общества, которое не в силах ему помочь. Каждый за себя, Бог за всех, – говорит русская пословица. К митрополиту Исидору я писал об учебнике Макария, прося обратить на него внимание, как первенствующего. Не знаю, будет ли он как Диотреф в письме Василия Великого ? Но я свой долг совести исполнил. Иннокентию же писать не для чего; ибо Гаврюша ему ничего не читает, и он только приветствует телеграммами. Великое искушение, что он вышел из своей рамы, где был так хорош, а мне наука не соваться там… 241 С наступлением старости у пр. Платона увеличивался мрачный взгляд на современную жизнь, и развивалась чувствительность к разного рода неприятностям. «Так тяжело, – писал он в 1870 г., – что желание оставить всё делается неодолимым. Из чего идти, чего биться? Кроме скорбей, клевет, срама и обид нет ничего. А между тем нет времени подумать о душе». 242 Павел Доброхотов, епископ Вологодский с 1866 г.; с 1869 г. Псковский; с 1882 г. Олонецкий. Скончался на покое настоятелем Москов. Высокопетровского монастыря. О нём см. примеч. выше. 243 Никодим Белокуров, настоятель Богоявленского монастыря, бывший ректор Вифанской и Московской семинарий. 247 Стасюлевич Михаил Матв., профессор всеобщей истории в петерб. университете; в 1861 г. оставил университет и стал издавать журнал «Вестник Европы». 248 Настоятель Данилова монастыря Иаков Кротков 12 января назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. 249 Тихон Покровский, викарий выборгский, второй викарий петербургской митрополии. † в сане архиепископа Волынского в 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанникий Руднев 1891–1900. Феогност Лебедев II 1900–1903. Флавиан Городецкий 1903. Каневское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Сильвестр Жалеванский 1885–1906. Иннокентий Ястребов 1906. Чигиринское викариатство, учр. в 1799 г. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807. Ириней Фальвовский 1807–1812, (вторично) 1812–1823. Афанасий Протопопов 1823–1826. Мелетий Леонтович 1826–1828. Кирилл Куницкий 1828–1835. Владимир Алявдин 1835–1836. Иннокентий Борисов 1837–1841. Иеремия Соловьев 1841–1843. Варлаам Успенский 1843–1845. Аполлинарий Вигилянский 1845–1858. Антоний Амфитеатров 1858–1859. Серафим Аретинский 1860–1865. Порфирий Успенский 1865–1877. Иоанн Жданов 1878–1883. Виталий Иосифов 1883–1885. Иероним Экземплярский 1885–1890. Ириней Орда 1890–1892. Иаков Пятницкий 1893–1898. Димитрий Ковальницкий 1898–1902. Платон Рождественский 1902–1907. Агапит Вишневский 1908. Павел Преображенский 1908–1911. Никодим Кротков 1911. Черкасское викариатство, учр. в 1909 г. Епископы (в Киеве): Назарий Блинов 1910. Уманское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Филарет Филаретов 1874–1877. Михаил Лузин 1878–1883. Поликарп Розанов 1884–1888. Ириней Орда 1888–1890. Анатолий Станкевич 1890–1892. Иаков Пятницкий 1892–1893. Иоанникий Надеждин 1893–1896. Сергий Ланин 1896–1902. Агапит Вишневский 1902–1908. Феодосий Олтаржевский 1908–1910. Димитрий Вербицкий 1910. Костромская, учр. В 1744 г. Кафедра в Костроме Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745. Сильвестр (Сергий) Кулябка 1745–1750. (Междуархиерейство три года). Геннадий Андреевский 1753–1757. Дамаскин Аскаронский 1758–1769. Симон Лагов 1769–1778. Павел Зернов 1778–1800. Евгений Романов 1800–1811. Сергий Крылов-Платонов 1812–1817. Самуил Запольский-Платонов 1817–1817. Павел Подлинский 1830–1836. Владимир Алявдин 1836–1842. Виталий Щепетов 1842–1845. Иустин Михайлов 1845–1850. Леонид Зарецкий 1850–1853. Филофей Успенский 1853–1857. Платон Фивейский 1857–1877. Архп. с 1868. Игнатий Рождественский 1878–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Кармазин, являясь сторонником к/р. решений Поместного Собора, также, как и его единомышленники-епископы, учел невозможность вести открытую борьбу с Сов. Властью, изменил тактику и вместо открытой борьбы – протеста проводил решения Собора в скрытой форме. По его расчетам, момент активной борьбы должен наступить к концу 2-й пятилетки, когда легальная Церковь будет уничтожена, а ее место займет подпольная... Квартира Кармазина в с. Селище является ничем иным как штаб-квартирой, куда направляется необходимая для организации информация, откуда шли директивы, где имелась своя агентура в лице Острогского 164 , Ржевской и монахинь (названы три лица)...» [л. 37]. Мог ли так говорить Серебрянский? Это же язык революционных штампов того времени. Весь этот «протокол» создан для того, чтобы «завалить» епископа Макария. К сожалению, просмотренное нами дело не имеет конца и из него неизвестен приговор, вынесенный епископу Макарию. 165 Интересно отметить, что священник Павел Острогский, создавший тайную кассу для помощи голодающим при Селищенской церкви в начале 1933 года, оказал однажды денежную помощь и Серебрянскому через приемную сестру последнего – Дарью Павловну, фамилия которой не сообщается. В этом же деле упоминается, что Кармазинские собрания были в квартире и o Ino?ianeiai, один раз – у Серебрянского [л. 57 и 62]. Псевдопоказания(?) Серебрянского о том, что он служил псаломщиком на одной из тайных служб, где причащалась свидетель В.Н. Ржевская, последняя отрицала на очной ставке с Серебрянским [л. 82]. По этому Кармазинскому делу Серебрянский проходил как свидетель и оставался еще на свободе. В апреле или августе 1936 года (в документах не ясно проставлен месяц) по его ходатайству ему было дано право свободного проживания в тех же Селищах. Видимо, в связи с этим он перебрался в 15 район этого села (дом 12). При этом ему был выдан уже паспорт (сер. ИГ 622736) 166 вместо удостоверения личности. 3 декабря 1936 года по обвинению в контрреволюционной агитации и распространении провокационных слухов был арестован архиепископ Костромской [с 1932 г.] Никодим 167 [в миру – Николай Васильевич Кротков, 26.11.1868–21.08.1938]. 168 4 декабря на следствии он показал, что якобы поддерживал связь с отбывающими наказание за к/р деятельность с бывшим митрополитом Ивановским Павлом Гальковским из Семипалатинска и с рядом священников, которым оказывал материальную помощь 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

На Украине В.- каноническому митрополиту - противостоял архиеп. Алексий (Дородницын) - председатель Всеукраинской церковной рады. Епископы укр. епархий признали раду правомочной созвать Всеукраинский церковный Собор, открытие к-рого было назначено на 7 янв. 1918 г. В этот день после литургии и молебна на Софийской пл. в Киеве В. обратился к участникам Собора с приветственным словом. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председателя Собора и избрал его почетным председателем. В. участвовал во всех соборных заседаниях. 19 янв. 1918 г. 1-я сессия Собора была прервана из-за приближения к Киеву Красной Армии. В дни боев под Киевом В. находился в Киево-Печерской лавре , не раз оказывавшейся под обстрелом, вместе с братией служил молебны, читал акафисты. Вечером 23 янв. большевики овладели лаврой, солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями и насельниками. Вечером 25 янв. (7 февр.) 5 солдат вывели В. на лаврский двор и посадили в автомобиль. На поляне в 1 км от лавры священномученик был расстрелян, перед казнью он благословил палачей. Утром следующего дня тело В. нашли прохожие, сообщившие об этом в лавру. Получив разрешение от властей, архим. Анфим после совершения литии приказал перенести останки священномученика в Михайловскую ц. Наместник лавры архим. Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по убиенному архипастырю. На месте расстрела почти сразу же был поставлен крест. Тогда же и в последние дни служились панихиды как в лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 янв. (11 февр.) тело В. перенесли в Успенский собор лавры. Чин отпевания совершили митр. Тифлисский Платон (Рождественский) , Екатеринославский еп. Агапит (Вишневский) , Черниговский еп. исп. Пахомий (Кедров) , Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) и Балтский еп. Пимен (Пегов) . Гроб с телом В. был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской ц. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. Была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, ничего не выяснившая.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

начала работать 28 окт. На ее проведение оставались значительные средства из выделенной гетманским правительством суммы. К назначенному сроку в Киев прибыли 120 чел.; делегаты приезжали до нач. дек. 1918 г.; в общей сложности зарегистрирован 351 участник Собора. Преобладали сторонники канонического строя в Церкви, сторонников автокефалии оказалось 60-70 чел. Прибывшие на ВПЦС представители были ознакомлены с постановлением Всероссийского Церковного Собора и Патриарха Тихона, к-рым утверждалось Положение о Высшем церковном управлении на Украине, принятое на 2-й сессии Всеукраинского Собора. 29 окт. делегаты Собора приняли участие в панихиде на месте убиения митр. Владимира (Богоявленского). 30 окт. 3-я сессия официально открыла свою работу литургией, к-рую в Успенском соборе Киево-Печерской лавры возглавил митр. Антоний (Храповицкий), после богослужения обратившийся к делегатам. Хотя председателем Собора оставался еп. Пимен (Пегов), в соответствии с Положением о Высшем церковном управлении на Украине заседания проходили в Благовещенской ц. лавры под председательством митр. Антония. Вечером, после соборных заседаний, архиереи собирались у митрополита на заседания Епископского совета. Его возглавлял митрополит Киевский, секретарем являлся еп. Гомельский Варлаам (Ряшенцев) , вик. Могилёвской епархии. На этих заседаниях формулировались решения, к-рые выносились на обсуждение всех участников Собора. 1-е соборное заседание началось с оглашения приветственной благословенной грамоты Патриарха св. Тихона. Делегатов поприветствовал новый министр исповеданий гетманского правительства А. Лотоцкий , вновь поднявший вопрос о независимости Украинской Церкви, что встретило сопротивление большей части участников Собора. 31 окт. при наличии 190 делегатов был избран президиум Собора: архиеп. Евлогий (Георгиевский), еп. Пимен (Пегов), проф. Бречкевич, Рогальский, М. А. Кальнев, Исай. В его секретариат вошли: проф. прот. Н. Гроссу, прот. Ф. Булдовский , Стемпковский. Архиеп. Агапита (Вишневского) и Л. Марченко ввели в состав Соборной рады. Еп. Пимен (Пегов) возглавил хозяйственную комиссию. Были созданы миссионерская (митр. Антоний, еп. Прокопий (Титов), М. Кальнев), издательская (еп. Никодим (Кротков)), монастырская (архим. Вениамин (Федченков)) комиссии.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Не вызывает сомнений искренность людей, о судьбе которых было рассказано выше, как не разрывавших канонического общения с митрополитом Сергием, так и тех, кто считал, что своим «стоянием даже до смерти» они спасут «истинную Церковь». В них не было духа непримиримой вражды. Они верили, что Господь не даст своей Церкви погибнуть. Как писал епископ Василий Кинешемский в своем труде «Толкование на Евангелие от Марка»: «Полосы беспросветного мрака бывают и в общественной жизни. Порой ложь и зло сгущаются до такой степени, что в этой ядовитой атмосфере становится трудно дышать. Блекнет надежда, и дух невольного уныния надвигается как кошмар, как тяжелая туча […] В настоящее время Православная Церковь переживает тяжелый кризис. Воздвигнутое на нее упорное гонение, систематическое и лукавое, смущает и тревожит даже наиболее стойких и искренних христиан […]. Но вспомните Гроб Господень – этот живой, говорящий, торжествующий Гроб, – и не смутная надежда, а спокойная, совершенно непреодолимая уверенность наполнит ваше сердце и укрепит волнующуюся мысль. Церковь не может погибнуть, ибо Господь создал ее, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Пусть Господь ведет нас через провалы и бездны неверия, через очистительный огонь преследования. Такова Его святая воля, Его Премудрый Промысл «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй». Так надо. Причины и тайные цели неведомых путей Его нам бесполезно и не должно исследовать. Нам достаточно знать, что Господь с нами «во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20)» . В основном все, о ком мы рассказали, были учениками одной духовной школы: в Костромской семинарии на одном потоке учились и будущий епископ Василий Кинешемский, и протодиакон костромского кафедрального собора В. Померанцев, и будущий архиепископ Никодим (Кротков), и будущий архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). Об их авторитете хорошо свидетельствуют показания арестованных священников: «Из арестованных вместе со мной священников знаю хорошо Воскресенского, Говоркаго, Сарментова и протодиакона Померанцева и Изюмова. Эти лица в церковном мире Костромы являются самыми авторитетными и по ним равняется все духовенство города» .

http://bogoslov.ru/article/5081610

Нечаев Михаил Андреевич (1879–?), диакон. Член Собора по избранию как клирик от Пензенской епархии. В 1895 г. окончил Пензенское духовное училище и определен к Покровской церкви с. Любятино Пензенского уезда. С 1904 г. псаломщик церкви с. Трубетчино Мокшанского уезда. С 1906 г. диакон Богоявленской церкви г. Керенска. Преподавал в начальных учебных заведениях, был членом общества трезвости. В 1914 г. занимался на противосектантских курсах. Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. Член Собора по должности как епископ Вятский и Слободской. Председатель Издательского отдела Собора. Избран заместителем члена Священного Синода. В 1897 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1905 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской. В 1918–1919 гг. в заключении. С 1919 г. архиепископ. В 1919–1921 гг. в заключении. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не мог. С 1921 г. член Священного Синода. С января 1922 г. архиепископ Крутицкий. Неоднократно арестовывался, находился в ссылках и лагерях. С ноября 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Никодим (Кротков Николай Васильевич ; 1868–1938), священномученик, архиепископ. Член Собора как заместитель митрополита Антония (Храповицкого) . В 1907 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. В 1918 г. арестован петлюровцами, в мае-октябре 1919 г. находился в Кракове в католическом монастыре вместе с митрополитом Антонием и архиепископом Евлогием. С июня 1920 г. епископ Таврический и Симферопольский. С 1922 г. архиепископ. В 1922–1932 гг. в заключении. С 1932 г. архиепископ Костромской и Галичский. С 1936 г. в заключении. Скончался в заключении. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Николай (Добронравов Николай Павлович ; 1861–1937), священномученик, архиепископ. Член Собора как член Предсоборного Совета в сане протоиерея. В 1885 г. окончил МДА, кандидат богословия, С 1890 г. законоучитель, профессор богословия Александровского военного училища (Москва). С 1891 г. протоиерей. Преподавал в различных учебных заведениях, автор книг и статей по богословским и церковным вопросам. На Соборе выступал против восстановления патриаршества, однако по избрании и настоловании Святейшего Патриарха Тихона стал его искренним и горячим сторонником. С 1918 г. настоятель московской Всехсвятской церкви на Варварской площади (на Кулишках). В 1918 г. арестован во время работы Собора, провел несколько месяцев в тюрьме, во все время нахождения в заключении Комиссия Собора ходатайствовала о его освобождении. Овдовел. После окончания работы Собора пострижен в монашество ив 1921 г. хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 г. арестован, выслан на один год в г. Усть-Сысольск. С 1923 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. В 1925–1937 гг. в тюрьмах и ссылках. Расстрелян. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Никанор Клементьевский 1831–1834. Николай Соколов 1834–1851. Григорий Миткевич 1851–1881. Архп. с 1869. Владимир Никольский 1881–1888. Анастасий Добрадин 1888–1890. Виталий Иосифов 1890–1892. Анатолий Станкевич 1892–1894. Александр Светлаков 1894–1895. Макарий Троицкий 1895–1901. Вениамин Муратовский 1901–1910. Александр Головин 1910. Кишиневская, учр. в 1813 г. Кафедра в Кишиневе Епископы и Архиепископы Кишиневские и Хотинские: Гавриил Бонулеско (Бодони) 1813–1821. Митр. Димитрий Сулима (румын) 1821–1844. Архп. Иринарх Попов 1844–1858. Архп. с 1845. Антоний Шокотов 1858–1871. Архп. с 1861. Павел Лебедев 1871–1882. Архп. c 1879. Сергий Ляпидевский 1882–1891. Архп. Исаакий Положенский 1891–1892. Неофит Неводчиков 1892–1898. Архп. Иаков Пятницкий 1898–1904. Владимир Сеньковский 1904–1908. Серафим Чичагов 1908. Аккерманское викариатство 26 Епископы (в Кишиневе): Петр Троицкий 1869–1873. Августин Гуляницкий 1882–1887. Аркадий Филонов 1887–1907. Никодим Кротков 1907–1911. Гавриил Чепур 1911. Измаильское викариат., учр. в 1909 г. Епископы (в г. Измаиле): Гавриил Чепур 1910–1911. Зиновий Дроздов 1911. Киевская 27 Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Св. Михаил I (грек) 988–991. Леонтий (Лев) I (грек) 991–1007. Иоанн I (грек) 1008–1035. Феопемпт (грек) 1035–1049. Кирилл I 1050. Иларион (первый из русских) 1051–1054. Ефрем I 1055. Георгий I (грек) 1067–1077. Иоанн II (грек) 1077–1089. Иоанн III (грек) 1089–1091. Св. Ефрем II (грек) 1092–1097. Николай (грек) 1097–1102. Никифор I (грек) 1103–1121. Никита (грек) 1122–1126. Михаил II (грек) 1129–1145. Климент Смолятич (рус.) 1147–1154; † 1170. Св. Константин I (грек) 1155–1158. Феодор (грек) 1161–1163. Иоанн IV (грек) 1164–1166. Константин II (грек) 1167–1177. Никифор II (грек) 1182–1198. Гавриил. Дионисий; упом. 1205. Матфей (грек); упом. 1209; † 1220. Кирилл II (грек) 1224–1233. Иосиф I (грек); прибыл 1237. Кирилл III (грек); избр. 1243; † 1281. Максим (грек) 1283–1305. Св. Петр 1308–1326. Св. Феогност (грек) 1328–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Никодим (Кротков), архиеп. Костромской († 21.08.1938, пам. 8 авг.), прославлен 27.03.1995 архиеп. Костромским и Галичским Александром (Могилевым), торжество прославления возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 53) Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, Радонежский († 17.02.1906), прославлен 19.07.1995 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. ТСЛ, при наместнике архим. Феогносте (Гузикове) и скитоначальнике Черниговского скита архим. Феофилакте (Моисееве), прославление возглавил Святейший Патриарх Алексий II. 54) Прп. Иона Одесский († 30.05.1924, пам. 17 мая) прославлен 8.09.1995 решением Синода УПЦ. Обретение мощей состоялось 1.07.1996, торжество прославления 7.09.1996 возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 55–57) Прп. Иона (в схиме Петр) Киевский, архим. Троицкого мон-ря († 9.01.1902); прп. Иоанн Затворник Святогорский, Харьковский († 11.08.1867); свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник († 11.06.1961, пам. 29 мая),— прославлены 22.11.1995 решением Синода УПЦ. 58) Сщмч. Константин (Голубев), миссионер, Богородский, Московский († 1918, пам. 19 сент.), прославлен 18.04.1996 митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. 59) Сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Херсонский и Николаевский († 23.11.1937, пам. 10 нояб.), прославлен 3.05.1996 решением Свящ. Синода УПЦ (по данным Херсонской епархии, торжество прославления состоялось 5.09.1996). 60) Прп. Рахиль (Короткова) Бородинская († 10.10.1928, пам. 27 сент.) прославлена митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием 28.07.1996. 61–73) Прп. Лев (Наголкин) Оптинский († 11.10.1841); прп. Макарий (Иванов) Оптинский († 7.09.1860); прп. Моисей (Путилов) Оптинский († 16.06.1862); прп. Антоний (Путилов) Оптинский († 7.08.1865); прп. Иларион (Пономарев) Оптинский († 17.09.1873); прп. Анатолий (Зерцалов) старший Оптинский († 25.01.1894); прп. Исаакий I (Антимонов) Оптинский († 22.08.1894); прп. Иосиф (Литовкин) Оптинский († 9.05.1911); прп. Варсонофий (Плиханков) Оптинский († 1.04.1913); прп.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010