НИКИФОР (Югов Николай Ильич; 1869-1918), прмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИКОДИМ (Кротков Николай Васильевич; 1868 - 1938), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф

http://pravenc.ru/rubrics/122338_37.html

Вернувшись в нояб. 1935 г. в Кострому, В. был назначен Костромским и Галичским архиеп. Никодимом (Кротковым) в Троицкую ц. в с. Троица близ г. Нерехта (бывш. собор Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Св. Троицы жен. мон-ря ). В нач. 30-х гг. власти передали Троицкую ц. обновленцам (см. ст. Обновленчество ), однако большинство жителей бойкотировали проходящие в ней богослужения, в 1935 г. храм удалось вернуть Патриаршей Церкви. С появлением в с. Троица В. на богослужения стало ходить большое число верующих - из неск. окрестных сельсоветов, а более всего из Нерехты. Весной 1936 г. верующие во главе с В. не дали снять колокола с колокольни храма. 3 дек. 1936 г. в Костроме был арестован архиеп. Никодим (Кротков), В. в течение неск. месяцев на богослужениях поминал арестованного архиерея. В. был арестован 5 авг. 1937 г. в храме после богослужения. Первые допросы прошли в Нерехте, затем священника отправили в Ярославль, в тюрьму в Коровниках, вскоре вернули в Нерехту. В. был обвинен в принадлежности к «контрреволюционной церковно-монархической группе». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки Управления НКВД по Ярославской обл. от 19 сент. 1937 г. 27 марта 1995 г. в Костромской епархии было благословлено местное почитание мученика, прославление В. в лике местночтимых святых Костромской епархии состоялось 28 мая 2000 г. в Троицком храме Пахомиевой нерехтской обители (возобновлена в 1993). Для общецерковного почитания В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ГАНИКО. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 6298; ф. 3656. Оп. 2. Д. 1458. Лит.: Житие сщмч. иерея Василия Разумова (1879-1937 гг.). Кострома, 2000; Прп. Пахомий Нерехтский и его обитель. Кострома, 2000. С. 27-29; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 273-276. Н . А . Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР Стефанович Ильинский (1845-1918), свящ., сщмч. (пам. 22 февр., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150601.html

И так получилось, что именно на благодатной земле Казахстана столь обильно пролилась кровь новомучеников и исповедников. И земля эта стала теперь поистине землей благословенной и святой. Она дорога сердцу каждого человека, который интересуется историей нашей Церкви и чтит подвиг мучеников. — У каждого христианина в сонме мучеников, наверное, есть такие, которые особенно близки его сердцу? — Для меня самым духовно близким подвижником навсегда останется мой предшественник по Костромской кафедре, священномученик архиепископ Никодим (Кротков). Он родился в Костромской губернии, его земная жизнь окончилась в Ярославской тюрьме 8 (21) августа 1938 года. Я много лет собирал о нем документальные материалы, воспоминания. Читал его проповеди и докладные записки; посещал места, связанные с его именем. Перед моим мысленным взором много раз проходила вся его жизнь. Итогом работы стала книга, изданная в 2001 году: «Священномученик Никодим. Жизнь, отданная Богу и людям». О владыке Никодиме можно рассказывать очень долго. Он был известный и уважаемый в России церковный деятель начала прошлого века. Близко дружил с будущим Первоиерархом  Русской Зарубежной Церкви  митрополитом Антонием (Храповицким). И самое главное, что поражает в его житии  — это то обстоятельство, что он неоднократно отвергал предложения уехать заграницу, обрекая себя на долгие годы заточения и страданий. Память святителя благоговейно почитается верующими России, Украины, Молдовы. Я рад, что сегодня о нем узнали и в Казахстане. — Вот уже полтора года Вы возглавляете Митрополичий округ в Казахстане. И, наверное, изучили жизнеописания многих казахстанских страдальцев за правду и веру. Кто из них теперь пользуется особой Вашей любовью? — Конечно, я читал и продолжаю много читать о них, знакомиться с их подвигами. Практически каждую неделю открываю для себя новые и новые имена — тех иерархов, священнослужителей и мирян, которые томились в лагерях и ссылках в Караганде и Чимкенте, которых расстреливали в разных городах и селах по всему необозримому пространству Казахстана. В России в каждом большом селении есть своя почитаемая икона, а здесь — свое чтимое имя исповедника. Знакомство с казахстанскими святыми началось у меня задолго до моего нынешнего послушания. Еще в Кострому мне присылали замечательные книги о старце Севастиане, о приснопамятном митрополите Иосифе. К этим подвижникам я проникся особой любовью много лет назад. Поэтому не будет преувеличением сказать, что у мощей преподобноисповедника старца Севастиана в Караганде и на месте погребения святителя Иосифа (Чернова) на Алма-Атинском кладбище я молюсь с особым, трепетным чувством.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1621947...

В дек. 1918 г. решением командующего войсками Украинской народной республики С. В. Петлюры были арестованы Киевский митр. Антоний (Храповицкий) и викарный Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) , а также прекращена деятельность органов управления Украинской Церкви - Высшего Церковного Совета и Собора епископов. В этих обстоятельствах 12 янв. 1919 г. Контора Собора епископов всея Украины во главе с Кременецким еп. Дионисием (Валединским ; впосл. митрополит) поручила Н. временное управление Киевской епархией. В февр. того же года в Киеве была установлена советская власть. В ночь на 7 марта Н. был арестован, но 8 марта освобожден. Тогда же прекратила свою деятельность Киевская духовная консистория, а все ее денежные вклады были конфискованы, началась реквизиция земель и имущества мон-рей. Киево-Выдубицкий мон-рь удалось сохранить путем организации братии в сельскохозяйственную и ремесленную коммуну, в к-рой Н. числился писарем. Монашествующие были зарегистрированы как приходская Георгиевская община, в ведение к-рой перешли монастырские храмы. Как управляющему Киевской епархией Н. приходилось противостоять автокефалистам, учредившим 17 апр. 1919 г. Всеукраинскую православную церковную раду (ВПЦР). Сторонники рады при поддержке местных советских властей заняли в Киеве нек-рые храмы, в т. ч. древний Софийский собор, где без благословения и вопреки предупреждениям Н. совершались богослужения на укр. языке. В связи со сложной ситуацией 23 мая 1919 г. Н. подал рапорт на имя патриарха Московского и всея России свт. Тихона с просьбой благословить возобновление деятельности Конторы Собора епископов всея Украины в составе викариев Киевской епархии и 4 июля того же года получил такое благословение. В нач. июля Н. вместе с викарными епископами Уманским Димитрием (Вербицким) и Каневским Василием (Богдашевским; впосл. архиепископ) провел переговоры с лидером автокефалистов прот. Василием Липковским , который не внял увещеваниям повиноваться законной церковной власти и заявил о готовности пойти на открытый раскол.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

В марте 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , в храме Рождества Пресв. Богородицы одна из женщин ударила в набат, храм быстро наполнился народом, но это не помешало комиссии завершить изъятие. Н., псаломщик и женщина, звонившая в колокол, были арестованы. С 5 нояб. по 1 дек. 1922 г. в Симферополе проходил открытый судебный процесс, на к-ром в качестве подсудимых были привлечены Таврический и Симферопольский архиеп. Никодим (Кротков) и почти все духовенство епархии. Среди обвиняемых был и Н. Он не признал себя виновным. Был приговорен к 3 годам заключения и отправлен в тюрьму в Н. Новгород. Через 9 месяцев все осужденные по этому делу были досрочно освобождены. Вернувшись в Симферополь, Н. стал служить в городском Петропавловском соборе. Вскоре Петропавловский собор захватили обновленцы, и Н. перешел в Свято-Троицкий греческий храм в Симферополе. В 1933 г. Н. был арестован по обвинению в том, что утаил ценности, принадлежавшие Петропавловскому собору. Неск. месяцев священник провел в тюрьме под следствием, был приговорен к штрафу. В это время Свято-Троицкий храм был закрыт. Прихожане начали хлопотать о его открытии, а поскольку среди них было много греческих подданных, то они обратились в Греческую дипломатическую миссию в Москве. Н. составлял прошения в офиц. учреждения и советовал, как в тех или иных случаях поступить. Власти в этот раз уступили - дали разрешение на открытие храма, и в 1934 г. Свято-Троицкая ц. открылась. Настоятелем был поставлен 85-летний священник-грек; хотя он еще мог совершать литургию, но по немощи с церковного двора уже не выходил. Н. был назначен помощником престарелого священника, он исполнял требы, служил, читал и пел на клиросе. 15 дек. 1937 г. Н. был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей, в том, что его сын был белым офицером и он прятал его от властей, а также в том, что, «будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от советской власти» и активно помогал греч. общине в ее хлопотах по открытию храма и тем самым «возбуждал население против советской власти».

http://pravenc.ru/text/2565760.html

Документальные сведения о служителях церкви сохранились только со второй половины XIX века. С 1867 года в течение полувека священником храма был отец Стефан (Смирнов) – в Костромской епархии фигура очень известная и уважаемая. В начале XX века в приходе его церкви числилось 320 человек. Приход состоял из костромских крестьян, мещан, чиновников, ремесленников, рабочих полотняной фабрики и мелких торговцев. С наступлением советской власти, храм не закрыли. Его священником стал протоиерей Павел (Князев), который возглавил прихожан в очень трагические для православия времена. Церкви повсеместно закрывали, и государство подвергало гонением почти всех священнослужителей. В 1922 году, когда власти массово изымали храмовые ценности, из Иоанно-Златоустовской церкви вывезли более 100 кг серебра — старинных окладов для икон, лампад и сосудов для совершения богослужений. Протоиерея Павла несколько раз арестовывали и держали в тюрьме. Последний арест священника пришелся на 1938 год. Его этапировали в Казахстан, где в мае 1940 года отец Павел в ссылке скончался. С 1929 года в течение 35 лет храм обладал статусом кафедрального в местной епархии. В нем хранились главные православные святыни – уникальный чудодейственный образ Федоровской Богоматери, древние иконы и книги, одежда священнослужителей и богослужебная утварь, которые вывозили из закрывавшихся костромских церквей. В Иоанно-Златоустовской церкви в начале декабря 1936 года Никодим (Кротков), епископ Костромской и Галичский провел свою последнюю службу. По возвращении домой его арестовали и поместили в костромскую тюрьму. Здесь священник провел более 20 месяцев и умер в августе 1938 года. В начале 1960-х годов государство предприняло попытку закрыть церковь. Это была новая волна ликвидации православных храмов России, которая проходила при Н.С. Хрущеве. Для реализации этого замысла, вначале, по решению властей, архиерейскую кафедру перенесли в храм Воскресения на Дебре. Однако, после отставки Н.С. Хрущева (1964 г.) антирелигиозная компания постепенно была свернута, и церковь на Лавровской улице все-таки осталась действующей. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Личного времени практически не оставалось, распорядок дня священнослужителя был расписан по часам: «Крайний перерыв между утренним и вечерним богослужением использовался у меня беглым чтением газеты, часовым сном или вообще лежанием на постели с какой-то книжкой, преимущественно моей академической специфичности» . После вечернего богослужения и совершения треб прот. Александр уставший возвращался домой, ужинал и принимался за молитвенное правило к Литургии следующего дня. Прихожане Добро-Николаевского храма жили полноценной духовной жизнью: Литургии, беседы, требы — все в обычном порядке. По традиции Киевской епархии, в столичных храмах совершались так называемые архиерейские миссионерские вечерни. Из епархиальной хроники известно, что 18 ноября 1912 года, такая вечерняя была совершена в Добро-Николаевском храме на Подоле. Ее совершил епископ Чигиринский Никодим ( Кротков) в сослужении священников: А. Глаголева, Д. Богдашевского, Ф. Титова, К. Ефремова, Н. Рыбчинского, Н. Шпачинского, А. Язловского, А. Песоцкого и Спевакова. После малого входа священником Д. Слюсаревым было произнесено миссионерское поучение о том, что чудеса и знамения, явленые святителем Николаем, служат доказательством святости и истинности Православия. После окончания богослужения молящимся в храме людям были розданы миссионерские листки . Такая же миссионерская вечерня была совершена и 6 декабря 1915 года . Прот. А. Глаголев был пастырем, который любил своих прихожан, и они отвечали ему взаимностью. Он производил необыкновенное впечатление на людей своим смирением. Священник Сергей Сидоров так вспоминает о первой встрече с прот. А. Глаголевым в годы гражданской войны: «В храм вошел небольшого роста священник с длинными прядями волос, слегка согбенный. Его лицо озарял особый свет. Он как бы ушел в радость молитвы и мира. Я не разглядел сразу черт его лица, но эта радость тихого мира сразу привлекла меня к нему. Священник подходил к ликам святых и просил у них молитвы. Он, кланяясь ликам, как бы брал у них благословение. Я никогда и ни у кого не видел такого яркого восприятия иного мира, как у него. Мне ясно стало, что в храме все живо, и образа глянули на меня живыми глазами» . После знакомства и близкого общения, Сергей Сидоров стал духовным чадом прот. Александра, через некоторое время принял священный сан.

http://bogoslov.ru/article/3248265

Михаил Шик (20.7.1887, Москва - 27.9.1937, Москва, Бутово). Сын богатого еврейского коммерсанта, Шик в 1912 г. окончил историко-филологическое отделение Московского университета, изучал философию во Франкфуртском университете, вместе с друзьями по университету Вернадскими и другими создал историко-философский кружок. В Первую мировую войну служил в армии. В 1918 г. он принял православие и женился на княжне Наталии Дмитриевне Шаховской, преподавал в Сергиевом Посаде историю в техникуме. В 1925 г. митрополит Петр (Полянский) рукоположил его во диаконы, и когда в декабре того же года арестовали Полянского, было арестовано несколько его единомышленников из Сергиева Посада; осудили их как «самаринскую» группу, потому что следователи считали, что лидером был А.Д. Самарин. Два года Шик провел в ссылке в Каракалпакии (г. Турткуль), где его и рукоположил епископ Таврический и Симферопольский Никодим (Кротков). Освободившись, он стал служить в московской церкви Николы в Клённиках, где был настоятелем о. Владимир Амбарцумов и где продолжала собираться община о. Сергия Мечёва. Когда митрополит Сергий (Страгородский) объявил о том, что митрополит Петр (Полянский), находившийся в заключении, уже не может считаться главой Церкви, Амбарцумов и Шик, избегая скандала и запрещения в служении, ушли «за штат». Шик купил дом в Малоярославце, построил тут церковь, где и служил до самого ареста. Духовные дети его тоже были из интеллигенции: литературовед Борис Удинцев, пианистка Мария Юдина. Его арестовали 25 февраля 1937 г. по делу епископа Арсения (Жадановского) и расстреляли на Бутовском полигоне в один день с Жадановским и десятками других священнослужителей. Память 14/27 сентября. Елена Старостенкова-Шик – для «Благовест-инфо» Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Помимо основного повествования – рассказа о владыке, автор знакомит нас со множеством других исторических деятелей старообрядчества – таких, как епископы Арсений (Швецов), Иннокентий (Усов), брат владыки Геронтия епископ Геннадий. Рассказывается в книге об архиепископе Иринархе (Парфеньеве), о судовладельце, благотворителе и знаменитом старообрядческом деятеле Дмитрии Васильевиче Сироткине и прочих колоритных персонажах эпохи. Далеко не все из них являются староверами, встречаются и сторонники новых обрядов, и даже представители богоборческого режима. Повествует Н.А. и о непростых взаимоотношениях не только старообрядческой церкви с новообрядческой, но и с государственной властью – как во времена Российской Империи, так и во времена СССР. Оценивая последствия церковного разделения глазами староверов, автор старается избегать односторонности, выделяя не только плохое, но и хорошее, подчеркивая тем самым, а нередко и прямо заявляя, о трагизме происходящего (см. стр. 43, 54, 167–168). Так, указывая на «самоубийственное» финансирование Д.В. Сироткиным большевиков, Н.А. не выставляет этого знаменитого старообрядца злодеем, воздерживаясь от крайних суждений и подчеркивая влияние духа времени, который наложил свой отпечаток на всех (стр. 54). Наиболее ярко трагедия расколовшейся Русской Церкви и разделившегося русского народа обозначена историком следующими словами: «Пока старообрядческие начётчики и епархиальные миссионеры обменивались “любезностями” и обзывали друг друга “лжепопами”, всё большую силу набирала другая воинствующая секта. Её будущий вождь – молодой человек с заметной залысиной и картавым голосом – неоднократно приезжал в конце XIX в. в Нижний Новгород и наставлял своих единоверцев» (стр. 43). Автор описывает такие моменты из жизни владыки Геронтия, когда Помощь Божия приходила к нему не только от единоверцев, но и через священнослужителей «господствующей церкви» (см. стр. 23, 28), рассказывает о его «дружестве» с полковым священником (см. стр. 28). Интересна переданная Н.А. оценка старообрядцами «священника Платона Федоровича Кроткова», племянником которого является священномученик Никодим (Кротков). Сообщает автор и о посещении будущего старообрядческого святителя будущим новообрядческим мучеником проф. Юрием Петровичем Новицким, об их беседе, в том числе и – слова епископа Геронтия – о «примирении их церкви с нашей» (стр. 163–164). Немало в рассматриваемом исследовании и других любопытных эпизодов, наблюдений и обобщений, пересказывать которые нет необходимости.

http://bogoslov.ru/article/4670891

Постановлением Свящ. Синода от 5 марта 2010 г. А. назначено быть архиеп. Астанайским и Алма-Атинским. 26 июля 2010 г. присвоен титул Астанайский и Казахстанский. 28 июля 2010 года, за богослужением в Киево-Печерской лавре, возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита. Решением Свящ. Синода от 6 октября 2010 года освобожден от должности и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи. Назначен временным управляющим Карагандинской и Шахтинской епархии. 5 октября 2011 года включён в состав постоянных членов Свящ. Синода Русской Православной Церкви по кафедре, и назначен временно управляющим новообразованной Кокшетауской и Акмолинской епархией. 14 марта 2012 г. назначен настоятелем храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище - новообразованного представительства Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Решением Синода от 25 авг. 2020 г. поручено временное управление Костанайской епархией. Решением Синода от 27 мая 2022 г. поручено временное управление Уральской епархией. С 25 авг. по 29 дек. 2022 г. назначен временно исполняющим обязанности ректора Алма-Атинской духовной семинарии. Соч.: Священномученик архиепископ Никодим (Кротков): Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2000. Лит.: Наречение и хиротония архим. Александра (Могилева)//ЖМП. 1990. 5. С. 18-20; Для духовного становления Отечества//Светоч. Кострома, 1996. С. 3-6; Владыка Александр: епископ остается епископом и в рубище//Костромские вед. 1997. 9 янв.; Мне выпала великая радость//Северная правда. Кострома. 1997. 17 мая; «Нужно много молиться, много трудиться и делать добро людям...»: К 10-летию архиерейской хиротонии архиеп. Костромского и Галичского Александра. Кострома, 1999. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64266.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010