Они искренне хотели, чтобы Церковь, обретшая свободу от государства в 1918 году, оставалась свободной, и эту свободу они готовы были защищать ценой своей жизни. На их глазах происходил беспрецедентный рост религиозности в 1918-х – 1920-х годах, как ранее писалось, в «расцерковленной крестьянской и рабочей массе» . Они видели, что власть бессильна против объединенного вокруг своих святынь народа. Активный и решительный протест Церкви в 1923 году показал ничтожность всяких «регистрационных удостоверений» […] Регистрационная государственная политика в результате дружного отпора кончилась полным провалом: народные массы, объединенные вокруг Патриарха Тихона, не обращали внимания на все эти официальные циркуляры, […] и с этой мощной волной протеста власти не могли ничего сделать» . Власти даже сделали дни великих христианских праздников выходными . К большому сожалению, народные массы были напуганы и запуганы террором конца 20-х – 30-х годов. Как пишет М. Шкаровский, «в целом в условиях 1920-х гг. у иосифлян почти не было шансов доминировать в Русской Православной Церкви. Государственная религиозная политика того времени поддерживалась вековой традицией отношения Церкви к светской власти и нежеланием большей части епископата и духовенства уходить в подполье в случае необходимости. Одна из причин поражения иосифлянства заключалась в резком ужесточении антирелигиозных акций советского режима в конце 1920-х – 1930-х гг. Тактика привлечения на свою сторону духовенства путем агитации, назначения священников и епископов из других епархий в условиях советской действительности тех лет была обречена на поражение […], иосифляне явно недооценили «политическую усталость» религиозных масс после нескольких лет революции и Гражданской войны, ее нежелание идти на конфронтацию с властью. В этих условиях сложные вопросы “каноничности – не каноничности” тех или иных поступков митрополита Сергия отступали на второй план» . Трудно не согласиться с этими выводами. Однако сегодня, невзирая на пессимистические оценки разума и целесообразности, мы можем сказать о великой победе мучеников над тлетворным духом рабства: к лику священномучеников причислены и епископ Макарий (Кармазин), и архиепископ Никодим (Кротков), и епископ Василий Кинешемский, и епископ Иоасаф (Жевахов), священники Николай Заварин и Константин Разумов. Вечная им память!

http://bogoslov.ru/article/5081610

Петриковская и Туровская Николай Иванов Петровская 06(19).08.1912–16(29).12.1916: Дионисий Прозоровский 16(29).12.1916–06(19).05.1917: Леонтий фон Вимпфен 18(31).05.1917–21.06(04.07).1917: Никодим Кротков 03(16).07.1917–1918: Дамиан Говоров Николай Коноплёв Пётр Соколов 11(24).07.1921–1922: Николай Позднев 1922–1928: 16(29).01.1928–30.10(12.11). 1928: Андрей Комаров Петровская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Виктор Путята Петроградская см. Ленинградская Петроградская (обн.) см. Ленинградская (обн.) Петрозаводская (обн.) 13(26).06.1922–04.1923: Николай Соболев 1923–1936: 1936–1936: Виктор Путята Петрозаводская и Олонецкая 30 .11(13.12).1916–1918: Иоанникий Дьячков 1919–1919: Евгений Мерцалов 1920– 1924: Евфимий Лапин 12(25).10.1924–05(18).12.1925: Венедикт Плотников, в. у. 1926–1928: 03(16).04.1928–05(18).05.1928: Сергий Гришин 06(19).05.1928–21.03(03.04). 1930: Артемий Ильинский 03(16).04.1930–14(27).03.1934: Феодор Яцковский 18 .02(03.03).1934–28.04(11.05).1934: Софроний Арефьев 14(27).03.1934–17(30).11.1935: Феодор Яцковский, паки 01 .1936–18(31).03.1936: Борис Шипулин 18(31).03.1936–1937: Палладий Шерстенников 1937–1944: 1944–1947: Григорий Чуков , в. у. Петропавловская (Омское вик.) 06(19).11.1914–04(17).02.1921: Мефодий Краснопёров 1919–1922: Гавриил Воеводин, в. у. 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. 1924–1924: Алексий Буй 1924–09(22).11.1932: Иоанн Троянский 1927–1928: Георгий Анисимов, в. у. 28 .03(10.04).1932–28.06(11.07).1933: Артемон Евстратов 14(27)08.1933–01.1936: Вениамин Иванов 09 .1936–03(16).10.1936: Александр Раевский 1937–1937; Тихон Шарапов, в. у. Петропавловская (на Камчатке) см. Камчатская Петропавловская (на Камчатке) (обн.) 27 .10(09.11).1928–08(21).01.1930: Константин Соболев Петропавловская (Казахстан) (обн.) 07(20).11.1922(?)–1926: Алексий Кононов 1926–1936: 16(29).10.1936–18(31).08.1937: Георгий Лапшин Печерская (Нижегородское вик.) 03(16).02.1920–1922: Варнава Беляев 24 .04(07.05).1922–1923: Леонтий Устинов 1923–1926: 1926–1926: Григорий Козлов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Пятый Всероссийский миссионерский Съезд проходил с 25 июля по 5 августа 1917 г. в Херсонской губернии, в Бирюзовском миссионерском монастыре. Делегатов на съезде было 93; из них архиереи: председатель съезда – архиепископ Тифлисский, Экзарх Кавказский Платон (Рождественский), архиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов), архиепископ Таврический и Симферопольский Дмитрий (Абашидзе) и архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) , епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский), епископ Чигиринский Никодим (Кротков) и епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганев) (все архиереи были впоследствии членами Собора). Кроме всех миссий, были представлены миссионерские братства и монастыри; епархии были представлены своими епархиальными миссионерами. На пятом Съезде действовали секции по старообрядчеству, рационалистическому сектантству, мистическим сектам, инославию, атеизму и неверию, по организации миссии и изысканию материальных средств, по преподаванию миссионерских предметов в духовных семинариях. Главным вопросом был вопрос о быстром распространении сектантства, к которому в то время относили и течения атеистические, и социалистические всевозможных толков. Другая направленность – проблема мусульманства на юге (в Крыму), Предкавказье, Ставропольском крае, Средней Азии. Резолюции Съезда были по вопросам протестантизма, единоверия, церковной миссии в приходах, в уездах и епархиях. По этим вопросам были намечены конкретные пути борьбы. Особо отмечалось, что современное положение Церкви, обуреваемой иноверием, инославием, сектами, расколом, неверием, социализмом требует высшего напряжения миссионерских сил Церкви и самого широкого развития и укрепления специальных миссий. Пятый миссионерский съезд закончился обращением к Святейшему Синоду с просьбой разрешить представительство миссионеров на готовящемся Поместном Соборе от миссий. Это представительство было утверждено, на съезде были избраны 10 делегатов на Поместный Собор. Роль миссионерских съездов была очень большой, потому что в это время Русская Православная Церковь жила без Соборов, были только епархиальные съезды. Миссионерские съезды, как съезды наиболее активных и деятельных православных епископов, священников и мирян в какой-то мере восполняли этот недостаток. На них обсуждались все основные проблемы жизни Православной Церкви, и они способствовали подготовке к Поместному Собору. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Ради Христа помогите сами и умолите других помочь, особенно того, кто наиболее властен разрешить или запретить. С искренней любовью и глубоким уважением прот. Н.Чепурин. 1923 г. 22 февраля [lxxviii] . Документ 2. Рапорт патриарху епископа Лужского Мануила, временно управляющего Петроградской епархией от 1 ноября 1923 г. За истекшие шесть недель временного управления Петроградской епархией возникало много случаев, когда мне необходимо было доказать свои права только на основании немногих резолюций Вашего Святейшества на мое имя. Предстоящее мое возвращение в Петроград создает крайнюю необходимость, в связи с настойчивыми на это просьбами православного духовенства и живоцерковников, иметь мне какое-либо письменное удостоверение на право «быть духовным руководителем православных причтов и приходов Петроградской епархии». Всепокорнейше прошу Ваше Святейшество не отказать в сем ходатайстве. Резолюция Патриарха Тихона III, 1923, ноября 14. Выдать просимое удостоверение Преосвященному Мануилу» [lxxix] . Документ 3. Рапорт патриарху временно управляющего Петроградской епархией епископа Лужского Мануила от 3 января 1924 г. В течение трех месяцев управления мною Петроградской епархией дружными усилиями духовников и православных пастырей и пасомых, удалось воссоединить со Вселенской Церковью и Вашим Святейшеством почти всю епархию за малым исключением в г. Петрограде и некоторых уездах. Наступает новый период когда необходимо [иметь] узаконенный аппарат для епархиальной деятельности. Поэтому покорнейше прошу Ваше Святейшество открыть при Управляющем Петроградской епархией «Петроградское Епархиальное Управление», состав, права и функции которого решить на месте по уведомлении об этом местной гражданской власти – для сведения и регистрации. Вашего Святейшества Милостивейшего Отца нижайший послушник Мануил, епископ Лужский. Резолюция: Благословляется Преосвященному Мануилу, получив предварительное разрешение на деятельность Епархиального Управления гражданской власти – открыть Петроградское Епархиальное Управление. – Патриарх Тихон, архиепископы Тихон [Оболенский], Серафим [Александров], Петр [Полянский], Никодим [Кротков] [lxxx] .

http://bogoslov.ru/article/4350772

РГИА, ф. 796, оп. 204,1 отд., V ст., д. 132. Имя архиепископа Кирилла назва­ли: епископ Нестор (Анисимов) – л. 42; архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий (Дородницын) – л. 44; епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) – л. 49; архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георги­евский) – л. 51; епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский) , викарий Волынской епархии – л. 52; епископ Вятский Никандр (Феноменов) – л. 57; епи­скоп вазовский Павел (Поспелов) – л. 58; архиепископ Платон (Рождествен­ский), экзарх Грузии – л. 60; архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич) – л. 64; архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятниц­кий) – л. 70; епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) – л. 71; епископ Чебок­сарский Борис (Шипулин) – л. 72; митрополит Владимир (Богоявленский) – л. 7о; епископ Чигиринский Никодим (Кротков) – л. 77; епископ Костромской и Галичский Евгений (Бережков) – л. 80; епископ Кинешемский Севастиан (Вес­ти) – л. 81; епископ Слуцкий, викарий Минской епархии Феофилакг (Клементь­ев) – л. 87; епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев) – л. 89; епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) – л. 92; епископ Можайский Димитрий (Добросердов) – л. 93; епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) – л. 97; архи­епископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) – л. 98; епископ Олонецкий и Петрозаводский Иоанникий (Дьячков) – л. 102; епископ Кустанай­ский Дионисий (Прозоровский) – л. 108; епископ Челябинский Серафим (Алек­сандров) – л. 111; епископ Орловский и Севский Макарий (Гйевушев) – л. 112; епископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) – л. 116; епископ Со­ликамский Феофан (Ильминский), викарий Пермской епархии – л. 117; архи­епископ Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) – л. 118 об.; епис­коп Нарвский Геннадий (Туберозов) – л. 120; епископ Полтавский Феофан (Быстров) – л. 127; епископ Прилукский Неофит (Следников), викарий Полтав­ской епархии – л. 129; епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) – л. 130; архиепископ Рижский и Итавский Иоанн (Поммер) – л. 131; епископ Самарский и Ставропольский Михаил (Богданов) – л. 134; епископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский) – л. 135; епископ Вольский Досифей (Про­топопов) – л. 136; епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодоси­ев) – л. 140; епископ Томский Анатолий (Каменский) – л. 151; архиепископ Туль­ский и Белевский Парфений (Левицкий) – л. 154; епископ Каширский Иувеналий (Масловский) – л. 155; архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) – л. 158; епископ Сердобольский Серафим (Лукьянов), викарий Финляндской епархии – л. 159; епископ Сумский Митрофан (Абра­мов) – л. 161; архиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов) – л. 162; епископ Бельский Серафим (Остроумов) – л. 165; епископ Новгород-Север­ский Иоанн (Доброславин), викарий Черниговской епархии – л. 167; архиепис­коп Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) – л. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. Стахиевым 29 августа 1918 г., незадолго до вынужденного закрытия Собора. На пленарном заседании продолжилась дискуссия, которая ранее велась в Отделе. Особенно резкие возражения вызвала содержавшаяся в проекте концепция независимости церковного суда, которая в критических выступлениях интерпретировалась как антиканоническая попытка устранить епископат от церковного суда. Митрополит Сергий, Председатель отдела, в своем выступлении энергично поддержал предложенный проект. Голосование проводилось постатейно, в документ вносились поправки, но его общая концепция оставалась неизменной. 17 сентября пленарное заседание Собора приняло окончательный вариант «Устава», который подлежал затем утверждению на Совещании епископов. На этом Совещании «Устав» обсуждался в течение двух дней и в обстановке острой полемики. По результатам голосования принятый на пленарном заседании Собора «Устав» был отклонен – за его принятие было подано 9 голосов, против – 24. Голосование было поименным и зафиксировано в протоколе. Поэтому имена голосовавших за и против известны. В меньшинстве оказались проголосовавшие за проект Предстоятель Церкви святитель Тихон, председатель Отдела о церковном суде митрополит Сергий, впоследствии Святейший Патриарх, священномученики митрополиты Агафангел (Преображенский) и Кирилл (Смирнов). Среди большинства участвовавших в Совещании епископов, отвергшего «Устав», были священномученики Серафим (Чичагов), Никодим (Кротков) и Анатолий (Грисюк), митрополит Арсений (Стадницкий), архиепископы Михаил (Ермаков), Анастаситй (Грибановский). Во времена гонений Русская Церковь не имела возможности приступить к решению вопроса о канонически правильном устроении церковного суда, хотя созданный декретом 1918 г. «Об отделении Церкви от государства» радикально новый режим церковно-государственных отношений, а также коренное изменение строя церковного управления в результате восстановления Патриаршества, не оставили возможности сохранения системы церковного судопроизводства, сложившейся в синодальную эпоху.

http://sedmitza.ru/lib/text/429679/

«С трех до шести вечера в митрополичьем помещении было епископское совещание. Одним из предметов обсуждения был вопрос о ритуально-богослужебном и так сказать о бытовом отношении к Патриарху…» 27 . «19 ноября. В половине девятого вечера прибыл из Лавры нареченный и избранный Патриарх. Мы, живущие у него архиереи и митрополит Владимир, архиепископ Агафангел (Преображенский), я, архиепископ Анастасий и епископ Никодим (Кротков) Чигиринский, викарий Киевский, встретили его в первом зале, приветствовали целованием в уста и рука в руку. Трапезовали вместе. Патриарх очень доволен пребыванием в Лавре, отдохнул, в добром настроении. Рассказывал, как какие-то «товарищи» в солдатской форме, представившие удостоверение от революционного комитета, производили обыск в его помещении и называли его «товарищ». Удивительно, с каким спокойствием и даже юмором повествовал Патриарх о приключившемся и вообще, о новых своих «товарищах»» 28 . В записи от 20 ноября, архиепископ Арсений сообщает факт, который еще ни разу не встречался в воспоминаниях членов Собора: накануне интронизации на святителя Тихона примеривалось патриаршее облачение. «По обыкновению трапезовали мы с Патриархом. После обеда присланы были из Патриаршей ризницы приспособленные в женском монастыре патриаршие облачения и мы примерно облачали Патриарха. Какая красота, стильность, прочность, драгоценности! Сколько вкуса и понимания! Настоящие облачения ни в какое сравнение не могут идти со старинными. Саккосы, омофоры, палицы. Поручи, подризники – патриархов Филарета, Ионы, Никона, Адриана и т. д. Одно великолепие – и по красоте, и по прочности материи. Они и теперь совершенно свежи. Вот она самобытность русская! Обрядили Патриарха для завтрашнего настолования» 29 . И, конечно, в дневнике одна из самых больших записей относится к 21-му ноября, дню интронизации Патриарха. « Исторический день в Русской Церкви : в Кремле, в большом Успенском соборе состоялось возведение Патриарха Тихона на Патриарший престол. Но нерадостно совершилось это великое торжество в истории Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

— Такого количества новомучеников, как в Казахстане, наверное, нет больше нигде? — Да. В Сибири, к примеру, значительно меньше. Это и объяснимо. Сибирь была отведена для депортации в период коллективизации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, туда ссылали больше крестьян, кулаков, а в Казахстан — больше верующих. В августе этого года прославили нового святого — протоиерея Василия Носова. Его канонизировала Челябинская митрополия , поскольку он там служил и пострадал за веру. Но мы его тоже считаем своим, казахстанским, поскольку до революции он служил в Кустанайском уезде. Поэтому внесли его в базу данных «Туркестанской Голгофы». — Есть ли у вас запомнившиеся судьбы ­осужденных? — Как правило, когда я работал над базой, мой рабочий день складывался так: я садился с утра за компьютер и в девять вечера вставал из-за него и шел рассказывать семье о том, что меня поразило и потрясло. И это было почти каждый день. Чего только стоят истории о том, как будущие священники воевали! ­Запомнилась одна фантастическая биография, когда человек трижды бежал — два раза с этапа, один раз из зоны — и каждый раз попадался. Таких историй очень много. Можно книгу писать. Москва — Алматы Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Время гонений ХХ столетия явило миру сонм мучеников, исповедников и подвижников благочестия, которые воплотили своей жизнью высочайший нравственный идеал христианства и дали нам образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни. Их жизнь, их твердое стояние за веру явились солью земли (см. Мф. 5, 13) и светом миру (см. Мф. 5, 14), помогли Церкви пройти этот исторический отрезок времени. Собор Казахстанских новомучеников и исповедников объ­единил в себе верных сынов и дочерей нашей Церкви из самых разных губерний бывшей Российской империи — от Балтики и Черного моря до Тихого океана. В мартирологе Великой степи содержатся имена таких известных иерархов, как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — несгибаемый, бескомпромиссный борец за святость и чистоту Православия; архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург с мировым именем, профессор медицины, лауреат Сталинской премии, автор многих уникальных научных работ; архиепископ Костромской Никодим (Кротков), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архи­епи­скоп Воронежский Захария (Лобов), епископ Липецкий Уар (Шмарин), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), епископ Подольский Амвросий (Полянский) и многие другие. Где бы ныне ни жил православный христианин — в Центральной России, на Дальнем Востоке или в Сибири, на Украине, в Прибалтике, Беларуси, — с Казахстаном его епархию, приход, родной храм особым образом всегда будет связывать имя того или иного страдальца Христова, пролившего на этой земле свою кровь или отбывавшего здесь тюремные сроки в ссылках и лагерях.

http://e-vestnik.ru/analytics/antimins_e...

Тихона . Когда в дек. митр. Владимир вернулся в Киев, братия стала открыто критиковать его, выступая за демократизацию жизни лавры. Радикально настроенные монахи требовали выселения митрополита в Софийский митрополичий дом, лишения титула священноархимандрита лавры и переизбрания наместника. Последний вскоре сам сложил полномочия. Не дождавшись решения Синода по этому вопросу, братия на общем собрании 6 дек. 1917 г. в присутствии 600 чел. (230 с правом голоса) избрала нового наместника - архим. Климента. Гробница митр. Владимира Киевского. Фотография. 2013 г. Гробница митр. Владимира Киевского. Фотография. 2013 г. В янв. 1918 г. началось наступление Красной гвардии под командованием М. А. Муравьёва на Киев. Красногвардейцы вели прицельный огонь по городским памятникам. В Великую ц. попало 8 снарядов. Значительные повреждения были нанесены Великой лаврской колокольне, типографии, просфорне. В дни боев митр. Владимир находился в лавре, служил молебны, читал акафисты. Вечером 23 янв. 1918 г. отряды Муравьёва ворвались на территорию К.-П. л. Солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями, издевались над насельниками. В ночь на 26 янв. вооруженные люди ворвались в покои митр. Владимира. Его расстреляли недалеко от Всехсвятской ц. Лаврская братия, побоявшаяся защитить своего архипастыря, навлекла на себя многочисленные нарекания со стороны верующих. Наместник лавры архим. Климент все же отслужил панихиду по убиенному архипастырю. 29 янв. тело митр. Владимира перенесли в Успенский собор лавры. Чин отпевания совершили митр. Тифлисский Платон (Рождественский) , Екатеринославский еп. Агапит (Вишневский) , Черниговский еп. Пахомий (Кедров) , Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) и Балтский еп. Пимен (Пегов) . Гроб с телом сщмч. Владимира был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской ц. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. После установления власти гетмана П. П. Скоропадского была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, но она так ничего и не выяснила.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

ч. пострадавших в К. В нач. апр. 1918 г. был зверски убит настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в Армянском Базаре (ныне Армянск). В докладе патриарху Тихону в 1918 г. архиеп. Димитрий (Абашидзе) сообщил о захвате духовных учебных заведений и мученической кончине более 20 священнослужителей епархии. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), в работе к-рого принимал участие архиеп. Димитрий, предложило руководству Белой Армии 25-27 сент. 1920 г. провести дни покаяния «в связи с необходимостью оздоровления тыла в религиозно-нравственном отношении». Во всех храмах было зачитано послание ВВЦУ ЮВР, подписанное архиепископами Димитрием (Абашидзе) и Феофаном (Быстровым) , еп. Вениамином (Федченковым) . Ради покаянных дней была объявлена амнистия. На пароходе «Цесаревич Георгий» из Сербии в Севастополь была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» , к-рую встречали крестные ходы из всех севастопольских церквей, главнокомандующий ген. Врангель, члены правительства, народ. 3 нояб. чудотворный образ был перевезен в Ялту. Было опубликовано распоряжение «О воспрещении на территории юга России в дни траура и молитвенной памяти убиенных и в смуте погибших, то есть 12, 13 и 14 сентября 1920 года, всякого рода зрелищ и увеселений». Выступавшие с публичными лекциями пытались осмыслить революционные события. В нояб. 1920 г. более 145 тыс. беженцев, в т. ч. мн. священнослужители, покинули К. Архиеп. Димитрий не уехал, по благословению патриарха Тихона в авг. 1921 г. он ушел за штат и поселился в Топловском мон-ре, где власти разрешили ему оставаться не более года. 23 авг. 1921 г. управление епархией принял Никодим (Кротков) , возведенный патриархом в сан архиепископа (по благословению патриарха Тихона в июне 1920 прибыл из Киева в Симферополь, перейдя линию фронта). Карательные мероприятия, широко применявшиеся в К. сразу после окончательного утверждения советской власти, в полной мере затронули православных священнослужителей: 3 дек. 1920 г. в Феодосии были казнены священники Андрей Антименко, Димитрий Богословский, Андрей Животков, Иоанн Карманов, Андрей Красницкий, Павел Левицкий, Григорий Солодовников, Евлампий Щекин и еще более 200 чел. 16 дек. был расстрелян сщмч. Андрей Косовский . 25 дек. 1920 г. Военно-революционный трибунал приговорил к расстрелу священника с. Петровского Феодосийского у. Георгия Русаневича.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010