В декабре 1917 года в Киев также прибыла делегация Всероссийского собора во главе с мит­рополитом Платоном (Рождественским). После консультаций с делегацией митрополит Владимир дал согласие на проведение Всеукраинского собора. В конце декабря 1917 — начале января 1918 года в епархиях прошли выборы делегатов на Всеукраинский собор. В первых числах января 1918 года Собор начал свою работу в Киеве. Митрополит Владимир был избран почетным председателем Собора. Первая сессия Собора работала в крайне непростой обстановке, поскольку именно в эти дни развивалось наступление большевистской Красной армии на Киев. Уже через неделю после начала Собора делегаты стали покидать Киев, а сессия Собора была закрыта. Таким образом, проблема канонического статуса Украинской Церкви на первой сессии так и не была решена окончательно. В конце января 1918 года большевистские вой­ска под командованием М. Муравьева вплотную подошли к Киеву с левого берега Днепра, начался штурм. Вскоре большевики овладели городом, после чего здесь стали происходить массовые грабежи и убийства 17 . Вечером 25 января в покои митрополита в Киево-Печерской лавре ворвалось пятеро вооруженных людей во главе с человеком в кожаной куртке и бескозырке. После беседы с архипастырем они потребовали, чтобы он оделся и следовал за ними. Иерарха отвели примерно на тысячу шагов от стен Лавры. Здесь вооруженные люди свернули с дороги на несколько шагов влево и там на небольшой полянке среди крепостных валов расстреляли митрополита и затем ограбили.  Утром 26 января тело святителя было найдено с многочисленными огнестрельными, колотыми и резаными ранами. В акте освидетельствования указано, что пальцы правой руки святителя были сложены для крестного знамения 18 . Это значит, что в момент расстрела митрополит Владимир молился и благословлял своих убийц. Двадцать девятого января в Успенском соборе Лавры состоялось отпевание митрополита Владимира, в котором приняли участие митрополит Платон (Рождественский), епископы Агапит (Вишневский), Пахомий (Кедров), Никодим (Кротков) и Пимен (Пегов). Тело святителя было перенесено на территорию Ближних пещер и погребено в Крестовоздвиженском храме.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_bo...

В начале XX столетия соловецкие иноки сохраняли приверженность строгой духовности и деятельной хозяйственной жизни. В 1903 году всеобщее внимание на выставке Северного края, состоявшейся в Ярославле, было привлечено к витрине Соловецкого монастыря с экзотическими овощами и семенами, выращенными почти в Заполярье. От стен обители к монастырской ферме на острове Большая Муксалма по насыпной дамбе была проложена узкоколейка, по которой с грузами бегали два паровозика. В 1910 году начала работать одна из первых в России гидроэлектростанций, в 1915 году открылась радиостанция. Обитель была одной из самых посещаемых паломниками, невзирая на её удалённое положение. Монастырь в силу краткости навигации был доступен всего четыре месяца в году. Паломников на острова перевозили два монастырских парохода, команды которых в основном состояли из монахов. В 1900 году Соловки посетили 22 тысячи человек. Каждый богомолец бесплатно пользовался три дня монастырской трапезой, а потом бесплатно же получал запас сухих продуктов на обратную дорогу. Советская историография любила подчёркивать, что «в годы царизма Соловки служили политической тюрьмой», абсолютно умалчивая о том ужасе, который здесь творился после 1917 года. В 1923 году на Соловках был создан концентрационный Соловецкий лагерь особого назначения (сокращённо – СЛОН), в 1930-е годы переименованный в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Соловецкий лагерь стал местом ссылки для сотен людей, среди которых были лучшие представители русского духовенства, интеллигенции, крестьянства. В 1923–1924 годах сюда были присланы архиепископы Верейский Иларион (Троицкий) и Феодор (Поздеевский) , епископы Никодим (Кротков), Глеб (Покровский), Григорий (Козырев), Даниил (Троицкий). Вместе с ними в заключении находились тысячи священников и диаконов, благочестивых прихожан. В конце 1920-х годов в Соловках отбывал заключение молодой Д.С. Лихачёв, будущий знаменитый исследователь русской культуры. Именно на Соловках он написал одну из первых научных работ, в его дневниковых записях сохранились свидетельства о лагерной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В эти же дни к митрополиту Владимиру явилось несколько свя­щенников из законоучителей средних учебных заведений, которые потребовали, чтобы он уехал из Киева. Один из священников горо­да Киева, Липковский, явился к епископу Каневскому Василию (Богдашевскому), викарию Киевской епархии, и предложил ему взять на себя управление Киевской митрополией, что тот с негодо­ванием отверг. Тогда Липковский заявил ему, что митрополит Вла­димир в любом случае будет удален из Киева, равно как и его ви­карные епископы – Никодим (Кротков) и Назарий (Блинов). К этому времени по приходам Киевской епархии было разо­слано распоряжение о поминовении в церквях за богослужением Всеукраинской Церковной Рады, возглавляемой архиепископом Алексием (Дородницыным); распоряжение было скреплено печа­тью киевской духовной консистории и подписано священником, назначенным Радой комиссаром. Противодействуя этому беззако­нию, митрополит Владимир распорядился, чтобы члены духовной консистории составили документ, что для епархии имеют значе­ние только те распоряжения консистории, которые будут подпи­саны действительными ее членами. После этого назначенные Радой комиссары явились в консисторию и заявили, что все под­писавшие этот документ члены консистории увольняются, а на их место назначаются новые. В декабре 1917 года между 10 и 12 часами ночи в покои митро­полита в Лавре пришел член церковной Рады, священник, в со­провождении военного и стал предлагать митрополиту Владимиру патриаршество в украинской церкви. Митрополит выразил удив­ление по поводу перемены отношения к нему, но вслед за этим по­сетители потребовали от него, чтобы он из церковных средств вы­дал им сто тысяч рублей. Митрополит возразил, что эти средства принадлежат всей епархии, которая одна только и может распоря­жаться ими. Они стали угрожать владыке, и он был вынужден при­гласить через келейника монастырскую братию, чтобы удалить не­прошеных гостей, что и удалось сделать часа через полтора. Об идейном настрое митрополита в то время и его душевном состоянии свидетельствует рассказ очевидца, подпоручика Крав­ченко, бывшего на приеме у владыки 12 декабря 1917 года, к кото­рому владыка обратился с такими словами: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Хри­стову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца жизни буду страдать, чтобы сохрани­лось православие в России там, где оно началось». – И, сказав это, архипастырь горько заплакал .

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

В эти же дни к митрополиту Владимиру явилось несколько священников из законоучителей средних учебных заведений, которые потребовали, чтобы он уехал из Киева. Один из священников города Киева, Липковский, явился к епископу Каневскому Василию (Богдашевскому) , викарию Киевской епархии, и предложил ему взять на себя управление Киевской митрополией, что тот с негодованием отверг. Тогда Липковский заявил ему, что митрополит Владимир в любом случае будет удален из Киева, равно как и его викарные епископы – Никодим (Кротков) и Назарий (Блинов). К этому времени по приходам Киевской епархии было разослано распоряжение о поминовении в церквях за богослужением Всеукраинской Церковной Рады, возглавляемой архиепископом Алексием (Дородницыным) ; распоряжение было скреплено печатью киевской духовной консистории и подписано священником, назначенным Радой комиссаром. Противодействуя этому беззаконию, митрополит Владимир распорядился, чтобы члены духовной консистории составили документ, что для епархии имеют значение только те распоряжения консистории, которые будут подписаны действительными ее членами. После этого назначенные Радой комиссары явились в консисторию и заявили, что все подписавшие этот документ члены консистории увольняются, а на их место назначаются новые. В декабре 1917 года между 10 и 12 часами ночи в покои митрополита в Лавре пришел член церковной Рады, священник, в сопровождении военного и стал предлагать митрополиту Владимиру патриаршество в украинской церкви. Митрополит выразил удивление по поводу перемены отношения к нему, но вслед за этим посетители потребовали от него, чтобы он из церковных средств выдал им сто тысяч рублей. Митрополит возразил, что эти средства принадлежат всей епархии, которая одна только и может распоряжаться ими. Они стали угрожать владыке, и он был вынужден пригласить через келейника монастырскую братию, чтобы удалить непрошеных гостей, что и удалось сделать часа через полтора. Об идейном настрое митрополита в то время и его душевном состоянии свидетельствует рассказ очевидца, подпоручика Кравченко, бывшего на приеме у владыки 12 декабря 1917 года, к которому владыка обратился с такими словами: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца жизни буду страдать, чтобы сохранилось православие в России там, где оно началось». И, сказав это, архипастырь горько заплакал 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Викариатства: Воткинское Елабужское Алексий (Кузнецов), архиеп. Онисим (Пылаев), еп. Ириней (Шульмин), еп. САРАТОВСКАЯ и Петровская Викариатства: Балашовское Вольское Сердобское Досифей (Протопопов), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Григорий (Козырев), еп. или Симеон (Михайлов), еп. 24 Вдовствующая СВЕРДЛОВСКАЯ и Ирбитская Викариатства: Нижнетагильское Шадринское Корнилий (Соболев), еп. (закл.) Вдовствующая Стефан (Знамировский), еп. (ссылк.) СМОЛЕНСКАЯ и Дорогобужская Викариатства: Вяземское Гжатское Поречское Рославльское Филипп (Ставицкий), еп. (неопред.) или Валериан (Рудич), еп. (ссылк.) Венедикт (Алентов), еп. (закл., под следств.) Феофан (Березкин), еп. (неопред.) Иларион (Бельский), еп. (закл., под следств.) Вениамин (Глебов), еп. (ссылк.) СТАВРОПОЛЬСКАЯ и Кубанская Викариатство: Ейское Вдовствующая с июня 1927 г. Вдовствующая СУХУМСКАЯ и Эриванская Антоний (Романовский), еп. (закл.) СТАЛИНГРАДСКАЯ Вдовствующая с мая 1927 г. Таврическая и СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ Викариатства: Керченское Мелитопольское Феодосийское Ялтинское Никодим (Кротков), архиеп. (закл.) Александр (Раевский), еп. Сергий (Зверев), еп. (удалён из еп.) Иоанн (Петропавловский), еп. (неопред.) Вдовствующая ТАМБОВСКАЯ и Шацкая Викариатства: Козловское (Мичурин­ское) Моршанское Раненбургское Темниковское Шацкое Серафим (Мещеряков), архиеп. Вассиан (Пятницкий), еп. Иоанн (Георгиевский), еп. Мефодий (Абрамкин), еп. Димитрий (Поспелов), еп. (закл.?) Иоанн (Братолюбов), еп. ТВЕРСКАЯ и Кашинская Викариатства: Новоторжское Осташковское Серафим (Александров), митр. Андрей (Комаров), еп. Вдовствующая ТОБОЛЬСКАЯ и Сибирская Викариатство: Курганское Назарий (Блинов), архиеп. Алексий (Орлов), еп. ТОМСКАЯ и Алтайская Викариатства: Барнаульское; Кузнецкое Вдовствующая с 1926 г. Владимир (Юденич), еп. Вдовствующая ТУЛЬСКАЯ и Одоевская Викариатства: Белевское Ефремовское Николай (Могилевский), еп. (закл.) Игнатий (Садковский), еп. Сергий (Никольский), еп. (неопред.) УЛЬЯНОВСКАЯ Викариатства: Алатырское; Сызранское Александр (Трапицын), еп.

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Во исполнение решений совещания Епископов Архиепископ Григорий специальной грамотой объявил клиру и пастве Полтавской епархии, что с этих пор все епархии и приходы на Украине будут управляться Собором Епископов всея Украины, что приходы при желании могут переходить на совершение богослужения на украинском языке и, что было принято решение о рукоположении нескольких викарных Епископов. Священники получили от Архиепископа Григория распоряжение спрашивать прихожан, на каком языке они желают слышать богослужение – на украинском или на славянском. Ввиду того, что многие не могли сразу принять окончательного решения, то такие опросы должны были производиться довольно часто – каждые два-три месяца и не реже, чем раз в полгода 424 . Вскоре после проведения киевского совещания Епископов была совершена хиротония семидесятисемилетнего вдового протоиерея Петра Михайловича Киреева во Епископа Золотоношского, викария Полтавской епархии. Хиротонию возглавил Экзарх Украины Митрополит Михаил 425 . 14 января 1923 года за Божественной литургией в полтавском Успенском соборе была совершена хиротония протоиерея Феофила Булдовского в сан викарного Епископа Лубенского и Миргородского. Хиротонию совершали Архиепископ Полтавский и Переяславский Григорий (Лисовский), Епископ Золотоношский Пётр (Киреев) и Епископ Черкасский и Чигиринский Никодим (Кротков, священномученик, 1938, память 8/21 августа). Накануне, за всенощным бдением, происходило наречение. Поскольку согласно пожеланию киевского совещания Епископов от рукополагаемых не требовалось предварительного иноческого пострига, протоиерей Феофил не пожелал его принять, и при наречении, а также и во время архиерейского исповедания перед литургией, стоял в камилавке, а не в клобуке. После хиротонии он по праву епископства носил архиерейскую мантию 426 . 15 января происходило наречение во Епископа Кобелякского протоиерея Николая Пирского, а 16 января он был рукоположен во Епископа богоспасаемого града Кобеляки. Хиротонию совершили: Архиепископ Полтавский и Переяславский Григорий, Епископ Золотоношский Пётр и Епископ Лубенский и Миргородский Феофил. Новопоставленному Епископу Николаю было тогда 63 года. Монашества он не принимал, Епископом быть не хотел, а дал согласие на своё рукоположение только при условии, что будет проживать не в Кременчуге, втором по значению городе на Полтавщине, а в Кобеляках, уездном городе Полтавской губернии, где он имел собственный дом, священствовал уже много лет и жил со своей болящей дочерью 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Все новообразованные организации были настроены открыто враждебно к митрополиту Владимиру и выступили с требованием не допускать его в Киев. Подобного рода деятельность национальных сепаратистов встревожила православное население Киева, и 24 ноября 1917 го­да состоялось многолюдное собрание Союза православных сове­тов города Киева. Собрание постановило «протестовать против антиканонической попытки создать автокефальную украинскую церковь, что может привести ее сначала к унии, а потом и к пол­ному подчинению ее Римскому папе» , и признало «пребывание Киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время не­желательным явлением, тем более, что на всероссийском церков­ном Соборе его мог заменить один из киевских викарных епископов» . В начале декабря из Киева в Москву прибыл один из викариев с просьбой к митрополиту Владимиру вернуться в Киев, так как дальнейшие события на Украине грозят церковным расколом. По прибытии митрополита в Киев, вечером 4 декабря состоялось многолюдное собрание, созванное по инициативе Союза право­славных приходов города Киева, под председательством митропо­лита Владимира, в присутствии прибывшего из Москвы предста­вителя Патриарха – митрополита Платона, экзарха Кавказского. Перед началом собрания делались попытки сорвать его; некото­рые из собравшихся кричали, чтобы митрополит Владимир воз­вратился в Москву, но владыке все же удалось открыть собрание, которое прошло вполне благополучно. Митрополит Владимир совершил торжественное богослуже­ние в Златоверхо-Михайловском монастыре по случаю празднова­ния дня памяти святой великомученицы Варвары. Православная паства выразила свое сочувствие архипастырю и удовлетворение по поводу его возвращения в Киев. Однако были группы иного на­строения, которые выказали свое отрицательное отношение к вла­дыке громкими выкриками во время богослужения. 9 декабря 1917 года в два часа дня в покои митрополита яви­лась вместе с каким-то военным группа духовенства и заявила, что она исполняет поручение Центральной Рады. Пришедшие переда­ли постановление Рады о том, чтобы из Киева был удален епископ Чигиринский Никодим (Кротков) и вступили в должность членов консистории вновь назначенные Радой, а также было предложено покинуть Киев и самому митрополиту Владимиру. Желая полу­чить от них письменное свидетельство об этих требованиях, мит­рополит попросил своего секретаря записать их и чтобы члены пришедшей делегации подписались под ними, но те категоричес­ки от этого отказались.

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

Все новообразованные организации были настроены открыто враждебно к митрополиту Владимиру и выступили с требованием не допускать его в Киев. Подобного рода деятельность национальных сепаратистов встревожила православное население Киева, и 24 ноября 1917 года состоялось многолюдное собрание Союза православных советов города Киева. Собрание постановило «протестовать против антиканонической попытки создать автокефальную Украинскую церковь , что может привести ее сначала к унии, а потом и к полному подчинению ее Римскому папе» 46 , и признало «пребывание Киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время нежелательным явлением, тем более, что на всероссийском церковном Соборе его мог заменить один из киевских викарных епископов» 47 . В начале декабря из Киева в Москву прибыл один из викариев с просьбой к митрополиту Владимиру вернуться в Киев, так как дальнейшие события на Украине грозят церковным расколом. По прибытии митрополита в Киев, вечером 4 декабря состоялось многолюдное собрание, созванное по инициативе Союза православных приходов города Киева, под председательством митрополита Владимира, в присутствии прибывшего из Москвы представителя Патриарха – митрополита Платона, экзарха Кавказского. Перед началом собрания делались попытки сорвать его; некоторые из собравшихся кричали, чтобы митрополит Владимир возвратился в Москву, но владыке все же удалось открыть собрание, которое прошло вполне благополучно. Митрополит Владимир совершил торжественное богослужение в Златоверхо-Михайловском монастыре по случаю празднования дня памяти святой великомученицы Варвары. Православная паства выразила свое сочувствие архипастырю и удовлетворение по поводу его возвращения в Киев. Однако были группы иного настроения, которые выказали свое отрицательное отношение к владыке громкими выкриками во время богослужения. 9 декабря 1917 года в два часа дня в покои митрополита явилась вместе с каким-то военным группа духовенства и заявила, что она исполняет поручение Центральной Рады. Пришедшие передали постановление Рады о том, чтобы из Киева был удален епископ Чигиринский Никодим (Кротков) и вступили в должность членов консистории вновь назначенные Радой, а также было предложено покинуть Киев и самому митрополиту Владимиру. Желая получить от них письменное свидетельство об этих требованиях, митрополит попросил своего секретаря записать их, и чтобы члены пришедшей делегации подписались под ними, но те категорически от этого отказались.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

...декрет об отделении Церкви от государства, введен гражданский брак и др.... – Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. (Собрание Узаконений РСФСР. 1918. 18. Ст. 263. Опубликован 23 января (5 февраля)). К стр. 203 – . ..последнее (октябрьское) послание Святейшего Патриарха... – послание Святейшего Патриарха Тихона Совету народных комиссаров по случаю первой годовщины Октябрьской революции. – См. комментарий к стр. 107. К стр. 213 – . ..здания Ардонской духовной семинарии, насильственно захваченного осетинским правительством... – Александровская миссионерская духовная семинария в селе Ардон (ныне г. Ардон Республики Северная Осетия-Алания) учреждена в 1895 г., после выделения Владикавказской епархии из состава Грузинского экзархата. Открыта на базе духовного училища, существовавшего с 1887 г. и предназначенного для подготовки церковнослужителей и учителей для осетинских церковно-приходских школ. В числе ректоров семинарии были известные иерархи Русской Церкви, в т. ч. священномученик Андроник (Никольский) , Димитрий (Абашидзе) и священномученик Никодим (Кротков). В 1905–1907 гг. ректором был архимандрит Арсений (Смоленец). В 2005 г. здание бывшей семинарии в аварийном состоянии передано Русской Православной Церкви. К стр. 214 – . ..дортуары гимназии... – общие спальни для учащихся в закрытых учебных заведениях. К стр. 225 – Правительственный вестник. – Ежедневная правительственная газета при Главном управлении по делам печати. Газета являлась официальным органом и возникла по инициативе министра внутренних дел А. Е. Тимашева. Выходила в Петербурге в 1869–1917. Редакторы – В. В. Григорьев, П. И. Капнист, С. П. Сушков, Г. П. Данилевский, И. А. Татаринов, С. Татищев, С. П. Урусов, М. В. Войцехович и др. Впоследствии «Вестник Временного правительства». (Русская периодическая печать (1702–1894): Справочник. М., 1959. С. 524.) К стр. 228 – уездных земств... – выборных органов местного самоуправления в России, введенных земской реформой 1864 г. Они состояли из периодически собираемого выборного представительного органа – земского собрания и постоянно действующего исполнительного органа – земской управы. Этим выборным органам были подчинены все земские служащие и организации. Представители в земские собрания избирались из сельских обществ, землевладельцев, промышленников и торговцев, владеющих недвижимым имуществом. Председательствовали в них уездные предводители дворянства, которые избирались ежегодно (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 12 а (1894). С. 533–542).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До революции Маврино было в составе прихода одного из кинешемских храмов. Деревянную Троицкую ц. в деревне построили в 1922 г. Игум. Досифея, поселившись с группой монахинь в Маврине, воссоздала обитель. Фактически Решемская монашеская община просуществовала здесь еще неск. лет. В 20-х гг. XX в. настоятелем церкви служил бывш. насельник Кривоезерского мон-ря иером. Алексий (Голубев; 1889-1937). В сент. 1929 г. он был арестован, 3 янв. 1930 г. Коллегией ОГПУ приговорен к ссылке на 3 года в Северный край. После возвращения из ссылки в 1933-1937 гг. служил в с. Соболево Юрьевецкого р-на. В эти годы он часто приезжал в Маврино, будучи духовником мн. решемских сестер. 31 авг. 1937 г. свящ. Алексий вновь был арестован и 11 окт. Тройкой УНКВД по Ивановской обл. приговорен к расстрелу. Затем в Маврине служил сщмч. прот. Николай Бухарин (1871-1938). В окт. 1937 г. он был арестован, 3 февр. 1938 г. Тройкой УНКВД по Ивановской обл. приговорен к расстрелу. 3 июля 1934 г. в Маврине скончалась игум. Досифея. Общину возглавила бывшая казначея мон-ря мать Гавриила (Матрена Гавриловна Зиновьева; 1858 - после 1935). В 1937 г. была закрыта Троицкая ц. в Маврине. Видимо, тогда же прекратила существование и монашеская община. Все бывшее духовенство М. Р. м. подверглось репрессиям. Монастырский свящ. Иоанн Нарбеков служил настоятелем Сретенской ц. в Юрьевце. 7 мая 1929 г. он был арестован, 3 янв. 1930 г. Коллегией ОГПУ приговорен к ссылке в Северный край на 3 года, проживал в с. Ижма Архангельского р-на, затем - в с. Усть-Цильма в Коми. Летом 1934 г. Иоанн приехал в Кострому, и архиеп. Костромской и Галичский Никодим (Кротков) назначил его настоятелем Георгиевской ц. в с. Георгий Чухломского р-на. Свящ. Иоанн поселился в дер. Митино. 6 авг. 1937 г. вновь был арестован, 3 сент. Тройкой УНКВД по Ярославской обл. приговорен к расстрелу. 4 сент. 1937 г. приговор был приведен в исполнение. Сщмч. Иоанн Румянцев (1889 - после 1937 (?)), с 1912 г. служивший диаконом в М. Р. м., в 1923 г. был рукоположен во иерея и переведен в Воскресенскую ц. в с. Воскресенское Кинешемского р-на (совр. Островский р-н Костромской обл.). Диак. Василий Белитский (1903 - после 1930) с 1923 г. служил в общине мон-ря, затем в Воскресенской ц. в с. Нагорное. 15 февр. 1930 г. по обвинению в противодействии коллективизации был арестован и заключен в кинешемскую тюрьму, но в кон. апреля освобожден. 21 дек. 1930 г. вновь арестован, 31 янв. Тройкой ОГПУ при Постоянном представительстве Ивановской промышленной обл. приговорен к ссылке на 3 года в Северный край.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010