Такое правовое творчество – ещё одна достойная стезя для выпускников духовных школ. Только таким образом возможно преодолеть встречающуюся до сих пор оппозицию в восприятии канонического права либо как не имеющего основания в церковной жизни, либо же как уз, связывающих эту жизнь. Опровергнуть оба этих стереотипа – задача не менее важная, чем овладение всеми компетенциями этой дисциплины. Павлов А.С. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902 (СПб., 2002 2 ). С. 12. См., например: Jose T. Martin de Agar. Elementi di Diritto Canonico. Roma, 2018. Luigi Sabbarese. Diritto canonico. Bologha, 2015. p. 155 – 192. Daniel Cenalmor, Jorge Miras. Il diritto della Chiesa. Corso di diritto canonico. Roma, 2005. p. 325 – 449. F. del Giudice. Compendio di Diritto Ecclesiastico. Napoli, 2015; Manuale di Diritto Ecclesiastico: Chiese, culti e religioni nell " ordinamento italiano - In Appendice: selezione dei principali documenti in materia. Napoli, 2017. Джероза, Либеро. Каноническое право в Католической Церкви. М.: Христиан. Россия, Вишневский, А. А. Каноническое право: Древняя Церковь и западная традиция. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.  Смыкалин А. С. Каноническое право: на примере Русской православной церкви XI-XXI вв.: учебное пособие. М.: Проспект; Екатеринбург: Изд. дом Уральского гос. юридического ун-та, 2016.  Смыкалин А. С. Каноническое право… С. 19. О новом церковном правосознании. Из объяснительной записки (1966) протоиерея Всеволода Шпиллера архиепископу Никодиму (Ротову)//Филиппов Б. А. Очерки по истории России. XX век: Учеб. пособие/Б. А. Филиппов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 105. Опубликован в: Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова)/Сост. проф. протоиерей Владимир Сорокин. СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2008. Митрополит Никодим и Всеправославное единство… С. 211. Митрополит Никодим и Всеправославное единство… С. 117. Данная работа входит в настоящее время в список тем, порученных для изучения Комиссии по вопросам церковного права Межсоборного присутствия.

http://bogoslov.ru/article/6171354

Августа 3–16, 1971 г. Русский Свято-Пантелеимонов Монастырь Высокопреосвященнейший Владыко! Уведомляю, что письмо Ваше от 20 июля/1 августа сего года я своевременно получил. От души благодарю Вас за привет с нашим престольным праздником и святые молитвы. На это письмо Ваше отвечу в ближайшее время, а теперь пишу более экстренно по нижеследующему вопросу. На днях нам переслал Священный Кинот письмо на немецком языке, которого копию прилагаю здесь, а подлинник пока что оставляю. К сожалению, конверт с полным адресом до нас не дошёл (он затерян в монастыре Лавра), а по содержанию дело срочное, и я решил написать Вам, а Вы от Германии не так далеко и, думаю, что сможете даже по телефону поговорить с этим человеком. Прочитайте письмо, и Вы сами сообразите, как поступить. У нас здесь живут три монаха из Псково-Печерского монастыря, которые говорят, что из этого монастыря на самом деле немцами были забраны все достопримечательности и реликвии и, может быть, что Промысл Божий хочет всё это вернуть на свое место. Господину Штейну мы тоже напишем, но ему надо писать по-немецки, а человека на это пока не нашлось у нас. К тому же, мне кажется, что и адрес не совсем достаточный. Как сделаю перевод на русский язык, то думаю послать копию и владыке Никодиму. Будьте любезны нас уведомить о Вашей оценке этого вопроса. Прошу Ваших святительских молитв и благословения иеродьякон Давид P.S. Не отправивши это письмо, секретарь Св. Кинота мне прислал конверт с адресом, который и прилагаю. 30. Иеродиакону Давиду от архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия Без даты Дорогой о Господе отец Давид! Получил Ваше письмо от 3/16 августа и сразу Вам отвечаю. Письмо немца Георга Штейна производит странное впечатление. Видимо, это человек простой, малоинтеллигентный. Кое-что слыхал о Псково-Печерском монастыре, кое-что об Афоне (думает, что там 20 русских монастырей!), но всё это неточно (даже не знает название Печерского монастыря – «Петри» – «Петрушково» – «Петруи» и т.д.). Значит, у него нет связи с серьезными людьми, у которых всё это легко выяснить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Июля 27, 1962 г. Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите. Извещаю Ваше Высокопреосвященство, что последнее письмо Ваше, посланное через А. Ильича Папаяни, я получил с великой благодарностью за встречу дорогих гостей. Я послал Вам ответ через одного дорогого посетителя нашей обители, а теперь прибыл к нам отец игумен из Оксфорда 156 , который знает Вас и Высокопреосвященнейшего митрополита Николая, митрополита Корсунского, и обещал всё передать Вашему Высокопреосвященству. Надеюсь, что мое письмо получите. Там была благодарность Его Святейшеству Патриарху Алексию. Сегодня день святого великомученика Пантелеимона. Певчие были с Катунаки 157 и с Кареи, пели хорошо. Обед был хороший, рыбы было много свежей. Отец игумен Кирилл из Оксфорда служил с нами в нижнем соборе и бдение, и литургию. Я дал ему Ваше письмо, он обещается Вам переслать. Высокопреосвященнейший Никодим наградил меня дорогим крестом. Все напишу Вам после, теперь простите. Ваше Высокопреосвященство, остаюсь с великой к Вам любовью. Испрашиваю святых молитв и благословения. Всегда молитвенно помнящий Вас Игумен Илиан 9. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Сентября 19 (старый стиль), 1962 г. Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите нас. Извините и простите меня, Ваше Высокопреосвященство, что не пишу Вам. После посещения Высокопреосвященнейшего владыки Никодима греки, то есть гражданское правительство, очень озлобилось на нас. Все письма наши читают. Отец Давид совсем испугался, сидит и молчит, боится, что его могут арестовать. Владыка Никодим послал нам дорогой рыбы на праздник святого Пантелеимона. Но её не пропустили, сказали, что она испортилась. Посещал нас господин Семененко из Америки, богач. Но его не так уже приняли ласково, как раньше. Три телеграммы послал в наш монастырь, извещая о своем приезде. Но полиция дала малый срок на посещение. Немного изменил своё господин Семененко почтение к греческому правительству. Пожертвовал для обители 1000 долларов, и мне дал сто долларов, и всем давал понемногу. Теперь, Ваше Высокопреосвященство, нам стало ещё трудней жить. Греков осталось всего два человека, Даниил и ещё один новоначальный, а также и нас осталось мало. Я хожу петь в нижний собор. Певчих нет. Только иеромонахи Гавриил и Матфей. Наверху также поют и читают иеромонахи и дьякона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Прошу извините меня, Ваше Высокопреосвященство, что много пишу и много прошу. Вы же теперь – наш благодетель. 15. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Июля 20, 1963 г. Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите! Давно не получали Вашего письмеца, соскучились. Праздники проводили, очень было торжественно и величественно, и теперь ещё множество посетителей, Вам, наверно, известно. Живем со скорбями, наверно, Вам сказал Алекс. Ил. Папаяни. Теперь выяснилось, что автомобиль – грузовик не хотят сюда пропустить. Губернатор Афонский и о. Давид даже просили Кинот, чтоб не пустить автомобиль. Но Кинот отказался. Так и за монахов, чтоб не пустили сюда, подговорили Лавру и Ватопед, остальные монастыри все согласны. Спасибо Святейшему Патриарху Алексию и Высокопреосвященнейшему Никодиму. Надеюсь, что Вам всё известно по газетам. Нас посетили Святейшие Патриархи Константинопольский, Румынский и Болгарский, чувствовалось единение духа, соединение всех Православных Церквей. Стало тяжело жить, осталось по десять человек на церковь , остальные больные и слабые. Простите, Ваше Высокопреосвященство, что мало и плохо пишу. Испрашиваю святых Ваших молитв и благословения. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и богомолец игумен архимандрит Илиан со всею о Христе братиею 16. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Февраля 5 (старый стиль), 1964 г. Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, святительски благословите! Спаси Вас Господи за дорогое Ваше письмо и искреннее Ваше поздравление. Извините, что долго не отвечаю, всё время очень холодно и болею гриппом. Все остались старики, да ещё и холода. Нас теперь осталось очень мало, 16 человек кто может нести послушание и ещё 16 больных и престарелых, на клиросе поём по одному человеку. Я уже чувствую старость, 60 лет в монастыре, ещё и служу, слава Богу. Отвечаю на письма, читаю и пою в церкви. Канцелярии закрыты. На Крумице один человек, в скиту 172 один человек, в Старом Руссике один и в Ксилургу 173 один. Келии все закрыты, так вот живем в больших скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

110 Эпитропия – комиссия (2–3 человека, избираемые на год), имеющая исполнительную власть. Исполнительная власть монастыря состоит из игумена, которому помогает эпитропия, с которой он сотрудничает во всех вопросах административного и хозяйственного характера. Эпитропы (члены эпитропии) выбираются советом старцев на один год после предложения игумена или прочих членов совета старцев. 111 Иеродиакон Давид (Цубер; 1905–1987). Впоследствии принял великую схиму с именем Димитрий. На Афоне с 1923 г. В совершенстве владел восемью языками. Представлял монастырь в Киноте, одновременно был экономом монастыря. С 1974 г. несколько раз бывал в СССР. 113 Кинот состоит из равноправных представителей (антипросопов) по одному из всех 20-ти монастырей Св. Горы. 114 Конак (кунак) – представительство монастыря в Карее. В настоящее время в городе имеются подворья (конаки) 19-ти из 20-ти афонских монастырей, в которых живут представители этих обителей в Киноте. Монастырь Котломуш не имеет своего подворья ввиду его непосредственной близости от Кареи 116 Проистамен – монастырский начальник. Начальника избирают пожизненно, согласно внутреннему распорядку монастыря. На собраниях начальники заседают и берут слово по старшинству повышения в должности. 122 В те годы игуменом Ильинского Скита был схиархимандрит Николай. Других сведений о нем найти не удалось. 123 Схиархимандрит Илиан (Сорокин Иван Михайлович; 1883–1971). В 1902–1905 гг. был послушником в Глинской пустыни. В 1905 г. поступил на Афон, где в 1908 г. принял постриг. Рукоположен в иеромонаха в 1932 г. В 1958–1971 гг. – игумен Свято-Пантелеймонова монастыря. 124 Речь идёт о проходившем в августе 1959 г. на острове Родос заседании ЦК ВСЦ. Представители Русской Православной Церкви присутствовали на нём в качестве наблюдателей. 128 Андреевский скит – крупнейший русский общежительный скит на Афоне, при монастыре Ватопед. По своим размерам он больше некоторых монастырей. В XIX веке Российское правительство вело переговоры о придании ему статуса монастыря. В 1972 г. скончался последний насельник скита о. Сампсон, Адреевский скит перешел в ведение кириархального монастыря Ватопед и долгое время стоял заброшенным. С 1992 г. в нем поселилось несколько греческих монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

129 Келлиот – насельник келлии. Келлия – отдельное монашеское жилище (здание, постройка ) из нескольких комнат, а иногда из 2–3 этажей с пристроенным к нему храмом. Расположена на земле какого-то монастыря и является его собственностью. Келлия может передаваться в пожизненное пользование какому-то монаху. Келлия может быть большой, и численность братии в ней может доходить до 20-ти человек. Келлия находится вне подчинения скиту. Превращение келлии в скиты категорически запрещено. 130 Иеромонах Мисаил (?–1960). Поступил на Афон в 1896 г. Нёс послушание гостинника в Свято-Пантелеимоновом монастыре. 133 Митрополит Корсунский Николай (Еремин Степан Павлович; 1892–1985). После Первой мировой воины жил в Праге, затем переехал во Францию. В 1942 г. был рукоположен в сан священника. В 1943 г. окончил Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже и в 1944–1947 гг. преподавал там славянский язык и практическую канонику. В1943–1947 гг. был библиотекарем института. В 1945 г. принял монашеский постриг. За принадлежность к Московскому Патриархату в 1947 г. был уволен из числа преподавателей Института. В 1947 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Трехсвятителъского подворья в Париже. 17 декабря 1953 г. в Берлине был хиротонисан во епископа Клишийского. В1954 г. возведен в сан архиепископа и назначен экзархом Московского Патриархата в Западной Европе. В 1960 г. возведен в сан митрополита с присвоением титула Корсунский. С 14 января 1963 г. – на покое. Скончался 23 января 1985 г. в Париже. 134 Архимандрит Августин (Судоплатов). Во время Второй мировой войны находился в действующей армии, имел офицерское звание. Пострижен в 1955 г. В 1956–1959 гг. был наместником Псково-Печерского монастыря, затем был начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1959–1961 гг.). После служил в г. Псков. В 1970–1972 гг. был наместником Троице-Сергиевой Лавры. 136 С.Я. Семененко – американский бизнесмен русского происхождения. Один из главных благотворителей РПЦЗ. Купил и передал в дар РПЦЗ здание для Архиерейского Синода в Нью-Йорке. Неоднократно бывал на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

138 Антипросоп – представитель монастыря в Киноте. Пантократор – монастырь, которому подчинен Ильинский скит. Земля Афона поделена между 20-ю монастырями. Все остальные обители не являются полноценными монастырями (в афонском понимании этого слова), то есть не имеют ранга монастырей со всеми вытекающими отсюда правами и, в частности, правом собственности земли. Все прочие обители могут основываться на землях монастырей и называются скитами, келлиями, каливами. Хоть многие скиты по размеру и больше монастырей, однако в решении многих вопросов они зависят от монастырей, на чьей территории они построены. Ещё меньшие по рангу обители называются кельями. 139 Иеромонах Ириней (Донс; 1907–1979). Насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь (Бельгия). Составитель обширной библиографии по Афону. Неоднократно бывал на Святой Горе. 144 Иеромонах Гавриил (Аегач Георгий Васильевич; 1901–1977). Впоследствии архимандрит. На Афоне с 1924 г. В 1926 г. пострижен в мантию. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря в 1971–1975 гг. 145 Иеросхимонах Серафим (Текза Стефан; 1901–1982). На Афоне с 1925 г. Заведовал монастырской больницей, а затем и гостиницей. 149 Схиархимандрит Николай – настоятель Ильинского скита. Других сведений о нем найти не удалось. 150 Земля Афона поделена между 20-ю монастырями. Все остальные обители не являются полноценными монастырями (в афонском понимании этого слова), то есть не имеют ранга монастырей со всеми вытекающими отсюда правами и, в частности, правом собственности земли. Все прочие обители могут основываться на землях монастырей и называются скитами, келлиями, каливами. Хоть многие скиты по размеру и больше монастырей, однако в решении многих вопросов они зависят от монастырей, на чьей, территории они построены. Ещё меньшие по рангу обители называются кельями. 151 Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский (1893–1979), религиозный мыслитель, богослов и историк. Родился 28 августа (9 сентября) 1893 г. в Елизаветграде. В 1916 г. окончил историко-филологическое отделение Новороссийского университета (г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

184 В июле 1966 года братию Пантелеимоновскогого монастыря пополнили 4 монаха, прибывшие из России: оо. Стефан (Курсин), Досифей (Сорченко), Евстафий (Маркелов) и Ипполит (Халин). 185 Иеромонах Стефан (Курсин Иван) (1908-?) прибывший на Афон в числе 4-х монахов из России в июле 1960 года. Затем вернулся в Россию и был насельником Псково-Печерского монастыря. 186 4 монаха, вступившие в братию Пантелеимонова монастыря в 1966 году до этого были насельниками Псково-Печерского монастыря. 188 Возможно, речь идет об иеромонахе Даниэле Джельси (Daniel Gelsi) (1940–1988), Насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь (Бельгия), преподаватель восточной литургики в Папском Восточном институте в Риме. Был талантливым фотолюбителем и оставил после себя более 1000 фотографий и диапозитивов. 189 Имеется в виду Русская православная архиепископия Константинопольского Патриархата, во Франции. Ее главой в 1960–1981 гг. был архиепископ Георгий (Тарасов) (1893–1981). 192 Иеросхимонах Серафим (Текза Стефан; 1901–1982). На Афоне с 1925 г. Заведовал монастырской больницей, а затем и гостиницей. 193 Имеется в виду архиепископ Алексий (ван дер Менсбрюгге Альберт; 1899–1980), Родился в 1899 г. в Бельгии, в католической семье. Закончил папский Восточный Институт в Риме, специалист по восточной патрологии и литургике. В 1919 г. принял постриг в бенедиктинском монастыре. В 1929 г. перешел в Православие. В 1939–1946 гг. – капеллан Содружества свв. Албания и Сергия, затем служил в Амстердаме. Профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. В 1950 г. вышел из юрисдикции Православной Церкви и примкнул к Католическо-православной Церкви Франции. В 1959 г. вернулся в лоно Матери-Церкви. В 1961 г. хиротонисан во епископа Медонского, викария Западно-Европейского экзархата Русской Православной Церкви. С 1968 г. – епископ Филадельфийский (США). В 1970 г. назначен правящим архиереем Северо-Германской епархии, с 1971 г. – архиепископ Дюссельдорфский. 194 Отец Сампсон (?–1972) – последний насельник Андреевского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

205 Имеется в виду Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 16.12.1969 г. о возможности совершения таинств над католиками и старообрядцами. Смотри ЖМП, 1, 1970 г. и последующее разъяснение по этому поводу митрополита Никодима в ЖМП, 5, 1970 г. Данное постановление Священного Синода было отменено 29 июля 1986 г., так как «практика эта не получила развития». Смотри ЖМП, 9, 1986 г. С. 8–9. 206 Архиепископ Иероним (Коцонис). Род. в 1905 г. Учился в Афинском университете, затем преподавал. Активный участник экуменического движения. В 1967–1973 гг. – Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады, председатель Священного Синода Элладской Православной Церкви. 207 Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов Иван Михайлович; 1893–1975). Родился в г. Могилеве. В 1918 г. принял монашество в г. Таганроге и в 1920 г. был рукоположен в сан иеромонаха. В 1932 г. хиротонисан, во еп. Таганрогского, викария Ростовской епархии, с 1956 г. – викарий Алма-Атинской епархии, с 1958 г. – архиепископ Петропавловский и Кустанайский. С 1960 г. правящий архиерей Алма-Атинской епархии. 208 Архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич; 1900–1975). Учился на богословском факультете Варшавского университета. В 1928 г. поступил в братство Почаевской лавры. Хиротонисан во епископа в 1941 г. В 1944 г. был арестован и сослан на Колыму на 12 лет. С 1956 г. – епископ Омский и Тюменский. С 1958 г. – правящий архиерей Иркутской и Читинской епархии. Автор письма к Патриарху Пимену с резкой критикой «Положения о приходах», принятого на Поместном Соборе 1961 г. С 1973 г. – архиепископ Чебоксарский и Чувашский. 209 Архиепископ Рижский Леонид (Поляков Лев Львович; 1913–1990). Окончил медицинский институт и работал врачом, участник войны. Рукоположен в 1949 г., принял, монашество в 1952 г., служил в храмах Ленинграда. В 1959 г. хиротонисан во епископа. С 1966 г. – правящий архиерей Рижской и Латвийской епархии. 212 Иеромонах Мисаил (Томин Михаил Константинович).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

228 Протодиакон Михаил Алексеевич Городецкий (1932–2003) – многолетний секретарь архиепископа Василия. Родился в семье эмигрантов в Конго. Окончил Лувенский университет. Работал в Бельгийском нефтяном обществе. Окончил ЛДС и АДА. Рукоположен в диаконы в 1979 г. Участник Поместных Соборов 1988 и 1990 гг. Протодиакон Сергий Юрьевич Рейнгардт (1932–2006). Родился в семье эмигрантов в Бельгии. Рукоположен в сан диакона в 1968 г. Участник Поместного Собора 1971 г. 229 Даниловский монастырь r Москве был возвращен Русской Православной Церкви в 1983 г. – в преддверие подготовки празднеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. 231 Архимандрит Иеремия (Алехин) – нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря. Прибыл на Афон в 1975г. В 1978 г. стал местоблюстителем монастыря, а в 1979 г. избран его настоятелем. 232 Вероятно, архиепископ Василий забыл, что он, на самом деле, ответил на это письмо. Смотри письмо 44. 233 Протоиерей Михаил Борисович Старк (род. 1944). Служил в Свято-Никольском соборе в Брюсселе в 1983–1990 гг. С 1985 г. был его настоятелем. 234 Журнал «Православная Русь» – приложение к. газете «Православная Русь», печатному органу Русской Православной Церкви Зарубежом. 235 Имеется в виду поминовение Патриарха за Божественной Литургией. Смотри об этой проблеме письмо 46. 236 Митрополит Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич), ныне митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белорусии. Родился в 1935 г. В 1981–1989 гг. был председателем отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви. 237 Митрополит Владимир (Сабодан Виктор Маркианович), ныне Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Родился в 1935 г. В 1984–1990 гг. был Патриаршим Экзархом Западной Европы. 238 Куроедов Владимир Алексеевич (1906–1994). В 1960–1984 г. – председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Читать далее Источник: Письма о горнем и дольнем : Богословские труды, проповеди, воспоминания, письма/Архиепископ Василий (Кривошеин). – СПб. : Сатисъ, 2010. - 367 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010