Наша афонская жизнь всё по-старому. Андреевский скит совсем ослаб. У нас многие померли: последний – отец Мисаил 130 . Осталось приблизительно 35 человек. Испрашиваю Вашего святительского благословения и святительских молитв. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и богомолец игумен архимандрит Илиан с братией 2. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Июня 26, 1961 г. Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, святительски благословите! Ваше Высокопреосвященство, простите, долго не писал Вашему Высокопреосвященству, всё ждал Вашего письма, но у Вас премножество дел, потому нет времени. Мы живем всё по-старому. Посетителей много. 19 июня по старому стилю посетил нас сербский епископ Павел 131 из Призрена и с ним архимандрит, 2 протоиерея, иеромонах, дьякона и мирские преподаватели, всего 12 человек. Приехали вечером в субботу, утром в воскресенье я служил для них раннюю литургию у Успенья. Владыка остался доволен и немедленно уехал в Лавру 132 , Сергей Николаевич Большаков собирается приехать с Высокопреосвященнейшим митрополитом Николаем Корсунским 133 , ещё собирается приехать архимандрит Августин 134 , начальник Русской Миссии в Иерусалиме, но ещё пока не слышно. Лавра Святого Афанасия готовится к встрече праздника, проделывают дороги для автомобилей и разные проекты для встречи гостей. Мы живем всё по-старому. Дело с крушением автомобиля кончилось для нас благополучно. Отец Давид остался оправдан. В Андреевском скиту очень ослабли. Ильинский скит поклоняется Анастасиевским 135 долларам. Теперь русскую переписку я пишу сам. Епископам заграничным никому не пишу. Отвечаю только на письма благотворителей. Ваше Высокопреосвященство, не забывайте нас, пока что-нибудь переменится. Испрашиваю Вашего святительского благословения и святых архипастырских молитв. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и богомолец: Игумен Архимандрит Илиан со всею о Христе братиею 3. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

О том, что руководство Финляндской Православной Церкви действительно волновал статус Покровской и Никольской общин, мы узнаем из следующего события. В 1967 г. на торжественном акте по случаю 40-летия Патриарших приходов в Финляндии архиепископ Павел сказал, «что возглавляемая им Финская Церковь до сих пор остается стороной, лишь приемлющей через два прихода любовь Русской Церкви, и он радуется за тех русских в Финляндии, которые могут слышать на родном языке богослужение, но его Церковь также могла бы духовно окормлять своих единоплеменников, живущих на территории Советского Союза» [xxiv] . Представлявший на торжествах Московскую Патриархию епископ Зарайский (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский) Ювеналий (Поярков) в ответ отметил всегдашнее стремление Русской Православной Церкви всегда к диалогу в разрешении подобных вопросов, «свидетельством чего служит наличие представительств Православных Поместных Церквей на ее канонической территории». На это архиепископ Павел ответил, что «к вопросу Патриарших приходов ему приходится подходить не с точки зрения канонов, а снисходя из любви, имея в виду, что это положение временное» [xxv] , а конкретных предложений или требований у него не имеется. Накануне отъезда московской делегации из Финляндии с епископом Ювеналием встретился активный прихожанин Покровской общины Андрей Саарло, который высказал свое мнение о будущем Покровской и Никольской общин, предлагая для дальнейшего существования данных приходов: Епископ Ювеналий сделал следующий вывод: «У меня сложилось впечатление, что Саарло не только знаком с мыслями архиепископа Павла, но и представляет местные интересы», а благочинный прот. Евгений Амбарцумов, поддерживая идею о преобразовании общин в подворье, сообщал Управляющему Приходами в Финляндии митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) следующее: «Наши приходы, по примеру финских приходов, надо слить в один приход с одним церковным Советом, общим причтом и настоятелем. Если обстоятельства позволят, то было бы хорошо, если бы настоятелем был священник из России, который сможет развернуть экуменическую работу» [xxvii] .

http://bogoslov.ru/article/5102206

Позиция Иерусалимского Патриарха и определенной части иорданского руководства являлась прежде всего результатом сложной политической ситуации в этом регионе: здесь столкнулись интересы США, Израиля и Советского Союза. Касались они и собственности, принадлежавшей до октябрьских событий 1917 года России и Русской Православной Церкви. (В означенный период она находилась в руках Русской Зарубежной Церкви.) В одном из своих отчетов Председателю ОВЦС митрополиту Никодиму (Ротову) архимандрит Владимир подчеркнул: “Нуж­но сказать, что раскольники действительно сильны. Вся их мощь и сила в посольствах Америки и Англии. У нас, к сожалению, такой силы еще нет в Иордании ни церковной, ни гражданской, чтобы можно было в гармоническом сочетании творить историческую правду. Мое там пребывание в этом меня убедило” 6 . Не было должных сил и на территориях, окормляемых Русской Духовной миссией. Прежде всего это касалось Горненской Обители. По оценке архимандрита Гермогена, “администрация монастыря во главе с игуменией Тавифой малоинициативна и бездеятельна, в то время как некоторые из старых монахинь, хоть их осталось совсем немного, часто проявляют инициативу в целях дезорганизации”. Выход, по мнению начальника Духовной миссии в Иерусалиме, был один — появление в монастыре новой игумении, которая “могла быть хорошим руководителем и организатором”. Архимандрит Гермоген считал, что если использовать “об­шир­ные территории хотя бы на 60–70%, то можно было бы поднять монастырь во многих сторонах его жизни. Для этого необходимо, во-первых, разрешить вышеуказанную проблему и прислать новое пополнение монахинь с родины, хотя бы человек пятнадцать”. Это было необходимо, так как большинство монахинь находились в преклонном возрасте. “Из 51 монахини — 28 нетрудоспособных совершенно, а из оставшихся — 10 монахинь находятся на послушании по участкам Миссии, как-то: в Тиверии, в Хайфе, в Яффе. Эти оставшиеся 13 монахинь несут все тяготы монастырской работы: хозяйственные, церковные и уход за больными”. (Спустя какое-то время в обитель приехали монахини из Советского Союза, но архимандрит Гермоген этого уже не застал: он покинул Миссию вскоре после описываемых событий.)

http://pravmir.ru/russkaya-duhovnaya-mis...

Позиция Иерусалимского Патриарха и определенной части иорданского руководства являлась прежде всего результатом сложной политической ситуации в этом регионе: здесь столкнулись интересы США, Израиля и Советского Союза. Касались они и собственности, принадлежавшей до октябрьских событий 1917 года России и Русской Православной Церкви. (В означенный период она находилась в руках Русской Зарубежной Церкви.) В одном из своих отчетов Председателю ОВЦС митрополиту Никодиму (Ротову) архимандрит Владимир подчеркнул: " Нужно сказать, что раскольники действительно сильны. Вся их мощь и сила в посольствах Америки и Англии. У нас, к сожалению, такой силы еще нет в Иордании ни церковной, ни гражданской, чтобы можно было в гармоническом сочетании творить историческую правду. Мое там пребывание в этом меня убедило " Не было должных сил и на территориях, окормляемых Русской Духовной миссией. Прежде всего это касалось Горненской Обители. По оценке архимандрита Гермогена, " администрация монастыря во главе с игуменией Тавифой малоинициативна и бездеятельна, в то время как некоторые из старых монахинь, хоть их осталось совсем немного, часто проявляют инициативу в целях дезорганизации " . Выход, по мнению начальника Духовной миссии в Иерусалиме, был один - появление в монастыре новой игумении, которая " могла быть хорошим руководителем и организатором " . Архимандрит Гермоген считал, что если использовать " обширные территории хотя бы на 60-70%, то можно было бы поднять монастырь во многих сторонах его жизни. Для этого необходимо, во-первых, разрешить вышеуказанную проблему и прислать новое пополнение монахинь с родины, хотя бы человек пятнадцать " . Это было необходимо, так как большинство монахинь находились в преклонном возрасте. " Из 51 монахини - 28 нетрудоспособных совершенно, а из оставшихся - 10 монахинь находятся на послушании по участкам Миссии, как-то: в Тиверии, в Хайфе, в Яффе. Эти оставшиеся 13 монахинь несут все тяготы монастырской работы: хозяйственные, церковные и уход за больными " . (Спустя какое-то время в обитель приехали монахини из Советского Союза, но архимандрит Гермоген этого уже не застал: он покинул Миссию вскоре после описываемых событий.)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Простите ради Бога, что мало написал, в другой раз напишу побольше, очень скорбно становится жить. Испрашиваю Вашего Святительского Благословения и Св. молитв, Вашего Преосвященства остаюсь недостойный и смиренный богомолец игумен Илиан 123 со всею о Христе братиею 37. Епископу Волоколамскому Василию (Кривошеину) от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана 30 августа (старого стиля) 1959 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко Василий, святительски благословите! Ваше Преосвященство! Крайняя нужда нас заставляет беспокоить Вас: мы совсем ослабеваем, все постарели, новых сил нет и не знаем, как поступить нам. Обращаемся за Вашим советом. В Салониках открылась выставка, а к нам на Афон ни одного русского не пускают: ни посланника, ни представителей Русской Церкви, которые были на Соборе в Родосе 124 . Мы хотели послать Св. Патр. А. 125 Ваше письмо, которое Вы писали, но о. Д. 126 боится нападений. о. Фома скитский 127 согласился повезти Ваше письмо в Афины в Посольство, но решили спросить Вашего совета, а может быть, Вам его прислать, и Вы перешлете Св. Патриарху или же от своего имени напишите, что мы Вас просим. Ради Бога, помогите. Журнал получил с великой благодарностью, читал о Вашей хиротонии. Слава Богу, Господь сподобил Вас такой Благодати. о. Д. тоже напишет Вам письмо, адрес пишите на меня, мне много приходит писем. Простите, что на такой бумаге пишу, чтоб поменьше весом. У нас в обители осталось всего 53 человека, в Андреевском 128 10 чел., в Ильинском 12 ч. и Келлиотов 129 20 человек, всего русских жителей на Св. горе. Еще раз прошу простить и помогите. Испрашиваю Вашего святительского благословения и святых молитв. Вашего Преосвященства смиренный богомолец игумен архимандрит Илиан 1. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Февраля 28, 1961г. Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, святительски благословите! Извещаю Ваше Преосвященство, что святыми Вашими молитвами живу, слава Богу. С великой благодарностью получил Ваши две брошюрки и журнал Московской Патриархии. Спасибо, что пишите в защищение Православной Церкви. Много очень трудитесь. Из Москвы получаю журналы и ещё получил календарь. Получил от Святейшего Патриарха Алексия благодарность за поздравление, а также от Преосвященнейшего Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Это Вы митрополиту Никодиму (Ротову) и его последователям-экуменистам рассказывайте. Раскольники как были богохульниками, так и остаются таковыми до сего дня. Или Вы будете отрицать их богохульства? Тогда и Вы под ту же анафему попадете. Один греческий патриарх снял анафемы с еретиков-католиков. Вы и с этим тоже согласны? Богохульники и еретики по определению не могут быть православными христианами. Полемику насчет раскольников- " старообрядцев " не стоит начинать. Уже все сказано! 5. Ответ на 4., М.Е.: Возможно, вы забыли, что анафемы на старообрядцев были сняты Русской Православной Церковью в 1971 году с формулировкой " яко не бывшие " . 4. Христос воскресе! Не могу согласиться ни с Анатолием Степановым, называющим экуменизм " невинной забавой " и " шалостью " (не заиграться бы вам вконец ..., ни с автором М. Енотовым, симпатизирующему раскольникам-аввакумам и несправедливо нападающему на патриарха Никона. Лично для меня упомянутые " старообрядцы " ничем не лучше еретиков и содомитов, которые ищут " уврачевания " этого раскола и " разделения " с гордыми последователями Аввакума и прочими богохульниками. Жаль, что М. Енотов этого не понимает, сравнивая раскольников с ревнителями Православия. Или он забыл, что раскольники анафематствуются святыми отцами? Христос воскресе! 3. Re: Экуменическое эхо Русского раскола Автор молод и необычайно талантлив. Статья очень интересная. Автор мыслит глубоко и верно. ...Теперь всем должно быть окончательно ясно, что речь идет не об отдельных сомнительных шагах и ошибках первоиерархов, но о последовательной политике открыто еретической направленности... Ясно всем, кроме немногих, к которым относится Анатолий Степанов. Не дошло еще до него, что Канберра, Гавана и волчий собор на Крите, это звенья одной цепи. Цель - раскол в Русской Православной Церкви сверху, от целенаправленных действий патриарха и его окружения. Ведь " ...речь идет не об отдельных сомнительных шагах и ошибках первоиерархов, но о последовательной политике открыто еретической направленности " . Именно так и никак иначе!

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

       В 1958 году скончалась матушка Вера, а в 1959 году отошла ко Господу мать Владыки, Мария Григорьевна, которая воспитала его в любви к Православной Церкви и направила на нелегкий священнический путь. Скорби свои Владыка Мелитон переносил с удивительным терпением и покорностью воле Божией. В это время к его священническим обязанностям прибавились многочисленные обязанности благочинного. В 1963 году отец Михаил заочно окончил Ленинградскую Духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию. Отец Михаил Соловьев Луга, 1956 год        Время было сложное, начались хрущевские гонения на Русскую Православную Церковь. Отца Михаила вызывали уполномоченные Совета по делам религий и требовали закрытия большинства приходов Лужского благочиния. Отец Михаил категорически отказывался подписывать какие-либо документы о закрытии храмов, за что подвергался резким нападкам местной прессы. Вскоре власти спровоцировали смуту в его приходе, и Священноначалие вынуждено было в 1965 году вывести его за штат.        В этот период своей жизни отец Михаил жил в семье своей дочери Нины в Гатчине и часто наведывался в Москву. Бывая в Москве, он обязательно навещал семью своего покойного друга отца Василия Надеждина, а также Николая Евграфовича Пестова с которым, по-видимому, обсуждал его труды по нравственному богословию. В 1950–1970-х годах эта работа Николая Евграфовича, основанная на святоотеческой литературе, распространялась через «самиздат» под названием «Пути к совершенной радости». Впоследствии, в пору своего ректорства в ЛДА, Владыка Мелитон говорил, что многие студенты изучают «Добротолюбие» по работе Николая Евграфовича. Николай Евграфович Пестов        Достаточно долго прожив в деревне Бородухино Калужской области, отец Михаил проникся любовью к Калужской земле, поэтому нет ничего удивительного в том, что, оказавшись за штатом, он предпринял попытку перевестись в Калужскую епархию, которую вплоть до своей кончины в 1963 году возглавлял его друг – епископ Стефан (Никитин) 7]. Побывав в Калуге и получив благословение правящего архиерея, отец Михаил обратился к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову, † 1978) с просьбой о переводе в Калужскую епархию.

http://pravmir.ru/pominajte-nastavnikov-...

Пастырское благословение Из села Нагуево у меня особенно много было ставленников — молодых людей, которым я давал рекомендации для поступления в Ленинградскую Духовную Семинарию и Академию. Давал им начальные знания о Православии, убеждался, верны ли Христовой вере, а потом писал тайные письма митрополиту Ленинградскому Никодиму (Ротову). Он их принимал. Хотя ему и ребятам для этого приходилось прикладывать невероятные усилия. Из-за ставленников я опять вынужден был бежать. Мне прямо заявили, что за деятельность по пополнению рядов духовенства я рискую оказаться в психиатрической больнице. Было очень страшно. Священники знали, что такие угрозы тогда неоднократно приводились в исполнение. Когда я уже служил во Владимире, там случилось смятение. На стене местного кремля появились листовки в защиту Церкви: верующие возмущались религиозной несвободой. Помню среди них очень хорошего человека — Котова. Его забрали, но обвинение предъявить не смогли. Однако власти нашли выход — отправили его в психиатрическую лечебницу. А прежде вызывали на допросы всех владимирских священников, брали образцы почерка (частично листовки были рукописными), устраивали очные ставки, требовали нарушить тайну исповеди. Сотрудники органов, видимо, считали, что во Владимире существует большая подпольная организация. Терзали и меня. Но на крайний случай у меня был испытанный метод: я отговаривался ссылками на тугой слух. Недуг меня спасал. Впрочем, и среди священников встречались предатели. Мы их знали. Не все выдерживали давление. Кнутом власть пользоваться не стеснялась. Крестные ходы были запрещены, колокольный звон тоже. Во Владимирской епархии благовест звучал только в Гороховце. Когда-то там побывала некая зарубежная делегация, которой очень понравился перезвон. Гороховцу повезло. В других городах настоятели некоторых храмов приспосабливали колокола внутри церкви. Во Владимире завели порядок: священники должны были в письменном виде предоставлять тексты проповедей. Перед Пасхой батюшку могли запереть дома или обесточить храм и квартиру. " Вы не должны пользоваться государственными благами " ,— говорили мне не раз.

http://pravoslavie.ru/37317.html

Понятно, и нам хорошо известно, что при всем ихнем желании многое делать не могут – им не разрешают. Я уверен, что Владыка Никодим Афон очень любит, и он, если бы на самом деле мог, то сделал бы всё для нашего монастыря, но... Относительно сокровища, находящегося в Германии, а принадлежащего Русской Церкви, Владыка Никодим мне писал, что дело вышло на нормальную дорогу, и есть надежда его получить обратно. Прошу Ваших святительских молитв и благословения. Ваш нижайший послушник иеродьякон Давид 4l. Насельнику афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаху Мисаилу от архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 9/22 декабря 1976г., Брюссель Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Мисаил! 212 Поздравляю Вас с наступающими праздниками Рождества Христова. Молитвенно желаю Вам всех благ от Господа, а в грядущем Новом году проводить Ваш монашеский подвиг во славу Божию на Святой Горе Афонской, в Русском Пантелеимоновом монастыре. Вот уже более трех месяцев, как я уехал с Афона 213 , и не имею никаких известий, что там делается. Приехали ли ещё новые монахи из России? Как Вы спасаетесь? Как братия? Пожалуйста, напишите мне обо всем этом. Я сохранил самое светлое воспоминание о моём, к сожалению столь кратком, пребывании у вас. И о Вас лично вспоминаю с благодарностью за Вашу любовь и заботу. Вспоминаю и наши с Вами путешествия по Святой Горе. Если Богу угодно, постараюсь вновь посетить Св. Гору, по возможности ещё в течение наступающего 1977 года. Поминаю Вас на св. проскомидии. Я, слава Богу, Вашими молитвами жив и здоров. Отпраздновали храмовый праздник св. Николая 214 , теперь готовимся к Рождеству Христову. Божие благословение со всеми вами. Вернулся ли архимандрит о. Авель? С любовью о Христе Архиепископ Василий   42. Патриаршему Экзарху Западной Европы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) от архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 27 июня 1977 г. Ваше Высокопреосвященство дорогой Владыко! Мне хотелось бы рассказать Вам о моих впечатлениях, о моем шестидневном пребывании на горе Афонской 29 апреля – 5 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Поэтому всё это дело представляется мне сомнительным, и нужно быть осторожным. Но пренебрегать нельзя, а вдруг действительно что-нибудь выйдет. Ехать к нему в Германию по многим причинам неудобно, но я позвонил по телефону. Мне ответили, что этот номер переменился, нужно посмотреть в справочник, немецкого справочника у меня нет. Тогда я написал Штейну письмо, прошу дать точные ответы: где находится сокровище, кому оно сейчас принадлежит, откуда он про него знает – из газет (каких) или частно? Посмотрим, что ответит. Смогу после этого написать нашему епископу в Дюссельдорфе 193 (Западная Германия), чтобы он на месте выяснил. Странно, Штейн пишет на Афон, а не действует на месте. Думаю, что если это «сокровище» действительно существует, то оно сейчас принадлежит немецким властям, если только его не захватили карловчане, которые в Германии сильны. Написать митрополиту Никодиму можно и даже нужно. Неважно, что у вас нет русского перевода, они сами там переведут. Печерский монастырь и Патриархия смогут просить возвращения икон и ценностей, но нужно, чтобы это действительно попало в монастырь, а не к советским властям, а то немцы могут не отдать. Я, может быть, и сам напишу митрополиту Никодиму, когда более выясню дело. Прошу Ваших святых молитв и остаюсь с любовью о Господе Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский 31. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от иеродиакона Давида Ноября 19 (старый стиль), 1971 г. Высокопреосвященнейший владыко. Я очень извиняюсь за такое опоздание с ответом на ваши 2 письма. В причине к тому есть, может быть, частичка и личного нерадения, но существенная причина – нескончаемая вереница ежедневной суеты. Теперь хочу ответить, хотя бы частично, на интересующую Вас сторону нашего здесь существования. После Вашего отъезда с Афона здесь многое изменилось, и особенно во внешнем виде. Особенно жутко смотреть на развалины русских, когда-то цветущих, обителей, скитов и келлий. Русского населения на Афоне нас теперь осталось всего 32 человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010