Запомнилось и вот еще что. Патриарх Алексий II, каким бы занятым человеком он ни был, если имел такую возможность, всегда сам отвечал на телефонные звонки. Помню такой случай. Как-то в Прощеное воскресение я после Литургии пришел к себе к кабинет, и подумал: " Вот бы получить благословение Святейшего для всей паствы епархии " . С такой мыслью набрал телефон Патриарха и буквально сразу услышал в трубке его знакомый голос. Предстоятель обрадовался моему звонку и благословил. Для меня тот краткий разговор был очень важен, потому что глава Церкви услышал меня... - С вновь избранным шестнадцатым Патриархом Вам тоже доводилось общаться... Как Вы полагаете, каким будет служение Патриарха Кирилла на патриаршем престоле? - Я уже говорил, что Святейший Кирилл - очень авторитетный архиерей, он эрудирован, прекрасно разбирается во всех вопросах, касающихся деятельности Церкви, его труды высоко ценил и покойный Патриарх Алексий II. Много лет подряд Владыка Кирилл достойно представлял Русскую Православную Церковь на международной арене, он умеет вести диалог с представителями иных религиозных конфессий. Новый Патриарх очень трудолюбив, прилежен, скрупулезен в мелочах. И эти качества проявлялись в нем еще в годы учения в семинарии и академии. Патриарх Кирилл, как и я, был близок к покойному митрополиту Никодиму (Ротову), и я знаком со Святейшим Кириллом именно с тех лет, когда преподавал у будущего Патриарха церковные дисциплины. Принимал у него экзамены по каноническому праву. Помню, меня поразило тогда то, что он мог ответить практически на любой вопрос по тематике курса. А ответы отличались глубиной, содержательностью. Было понятно, что он не просто прочитал учебники, но и внутренне осмыслил прочитанное. Возможно, уже тогда Господь увидел в нем некую избранность. И сподобил его быть рядом с Патриархом Алексием, учиться у него, помогать. Сейчас же, после избрания на Патриарший престол, Святейшему Владыке Кириллу необходимо будет сохранить и приумножить все то, что удалось сделать его предшественнику. Ведь Патриарх Алексий сделал столько, что сохранить все это - подвиг. И если шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сохранит наследие, это будет достойно.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/16/...

Я никогда не сомневался в святости жизни этого человека. Никогда не забуду празднование его 65-летия в переполненном Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. Это сейчас купить кондиционер в Киеве — не проблема, а тогда все было намного сложнее, и, причем, не только в материальном плане, но и в духовном. Тогда, в Трапезной палате, он произнес чудесные слова в адрес Президента Украины: «Я очень счастливый человек, хоть и живу на чердаке. Я готов жить в подвале, в землянке и даже просто на улице, но вместе с преподобными в доме Божьей Матери буду нести свой жизненный крест с великой радостью». Очень трогательны воспоминания Блаженнейшего Митрополита Владимира о старцах, с которыми ему доводилось общаться в годы обучения в Одесской духовной семинарии. Вспоминал и об Афонских угодниках Божьих. Он был свидетелем, как один старец на Святой Горе прочитал заупокойную разрешительную молитву митрополиту Никодиму (Ротову), хотя Митрополит Владимир ничего не говорил ему о почившем. Вот такое откровение произошло. Фото: religions.unian.net Мне лично никогда не доводилось встречаться с митрополитом Никодимом, но из рассказов Блаженнейшего ясно, что это был прекраснейший человек. Говорят разное; мы уже давно привыкли, что о нас судят, исходя из того, как кому удобно. Озлобленные люди не видят в человеке доброго, а, наоборот, хотят уличить во всяких недостатках — в первую очередь, в своих. По моему мнению, если человек видит в ближнем какой-то грех, он видит именно свой изъян. Я не забуду наших поездок в Иерусалим и того, как Блаженнейший Владыка молился, чтобы Господь сохранил в единстве Украину, без крови, чтобы не было между людьми непониманий. Часто он полушепотом повторял такие слова: «Не о себе, Господи, прошу, но о тех, которых Ты мне дал». Для меня каждая встреча с Предстоятелем нашей Церкви, и до, и после хиротонии — это минуты радости и успокоения. Помню, как мы, с архиепископом Криворожским и Никопольским Ефремом и архиепископом Владимир-Волынским и Ковельским Симеоном говорили ему: «Ваше Блаженство, благословите, мы в течение двух часов очистим территорию Лавры от фирм и музеев». После того, как кто-то сказал: «Мы сбросим в Днепр всех идолов, которые здесь стоят», он ответил: «Не знаете дети, чего просите». Спустя время, я понял, что, поступи мы в тот момент по-своему, тень упала бы на всю Церковь. Владыка также любит повторять такие слова: «Я не жалею ни о чем. Я всегда поступал согласно Священному Писанию и своей совести. За свою жизнь я не сделал ничего плохого ни Церкви, ни людям, ни государству, в котором я родился, вырос и живу». Такие слова может сказать лишь человек, который испытывает любовь к своей земле и, по своей доброте и смирению, не помнит бед и горестей, пережитых во времена советской власти, в первые годы существования Украины в статусе независимой страны.

http://pravmir.ru/namestnik-kievo-pecher...

В 1958 году скончалась матушка Вера, а в 1959 году отошла ко Господу мать Владыки, Мария Григорьевна, которая воспитала его в любви к Православной Церкви и направила на нелёгкий священнический путь. Скорби свои Владыка Мелитон переносил с удивительным терпением и покорностью воле Божией. К его священническим обязанностям прибавились многочисленные обязанности благочинного. В 1963 году отец Михаил заочно окончил Ленинградскую Духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию. Время было сложное, начались «хрущёвские» гонения на Русскую Православную Церковь. Отца Михаила вызывали уполномоченные по делам религии (сотрудники соответствующего отдела КГБ) и требовали закрытия большинства приходов Лужского благочиния. Отец Михаил категорически отказывался подписывать какие-либо документы о закрытии храмов, за что подвергался резким нападкам местной прессы. Вскоре власти спровоцировали смуту в его приходе, и Священноначалие вынуждено было в 1965 году вывести его за штат. В этот период своей жизни отец Михаил жил в семье своей дочери Нины в   Гатчине и часто наведывался в Москву. Бывая в Москве, он обязательно навещал семью своего покойного друга отца Василия Надеждина, а также Николая Евграфовича Пестова с которым, по-видимому, обсуждал его труды по нравственному богословию. В 50 – 70-х годах эта работа Николая Евграфовича, основанная на святоотеческой литературе, распространялась через «самиздат» под названием «Пути к Совершенной Радости». Впоследствии, в пору своего ректорства в ЛДА, Владыка Мелитон говорил, что многие студенты изучают «Добротолюбие» по работе Николая Евграфовича. Достаточно долго прожив в деревне Бородухино Калужской области, отец Михаил проникся любовью к Калужской земле, поэтому нет ничего удивительного в том, что, оказавшись за штатом, он предпринял попытку перейти на служение в Калужскую епархию, которую вплоть до своей кончины в 1963 году возглавлял его друг — епископ Стефан (Никитин) 7]. Побывав в Калуге и получив благословение правящего архиерея, отец Михаил обратился к митрополиту Ленинградскому и …. Никодиму (Ротову) с просьбой о переводе в Калужскую епархию. Владыка Никодим выслушал его и задумался. При этом он стал прихлопывать рукой по столу, приговаривая: «Луга – Калуга, Калуга – Луга, Луга — ….». Потом сказал: «Потерпите еще совсем немного, мы вас устроим». Действительно, в ноябре 1966 года отец Михаил был назначен настоятелем Троицкого храма в городе Всеволожске Ленинградской области. По-видимому, на это назначение повлияло ходатайство отца Евгения Амбарцумова, семья которого проживала в том же городе.

http://pravmir.ru/esli-my-budem-ego-xval...

В конце 1950-х — начале 1960-х годов только начинали формироваться отношения Русской Церкви с Поместными Православными Церквами, с римо-католиками, протестантами, с международным экуменическим движением. За эти контакты нас осуждала Русская Зарубежная Церковь, хотя сами они, живя за рубежом, поддерживали взаимоотношения с различными инославными церквами. В Советском Союзе тогда отношение власти к Церкви было негативное — Никита Сергеевич Хрущев вовсе не шутил, когда говорил, что в 1980-м году он «покажет по телевидению последнего попа». К этому все и шло. Закрывались храмы, монастыри, духовные школы, стремительно сокращалось число приходов. В столь сложной обстановке Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) поручил заняться внешней церковной деятельностью митрополиту Ленинградскому Никодиму (Ротову). Владыка Никодим подготовил все необходимое для вступления Русской Православной Церкви во Всемирный совет Церквей (ВСЦ) и в Конференцию европейских Церквей. Была образована Христианская мирная конференция (ХМК) с центром в Праге — солидная международная организация, главной задачей которой была миротворческая деятельность. Мало кто знает, что благодаря началу этой международной церковной деятельности отпал вопрос о закрытии Ленинградской духовной академии . Уже были подготовлены государственные акты, согласно которым деятельность академии прекращалась. В это время Советский Союз посетили генеральный секретарь Всемирного совета Церквей и глава Конференции европейских Церквей. Возник вопрос: как гостям показать церковную жизнь? Они же должны увидеть верующий народ — ведь нашу страну принимают в международные религиозные организации! Посетить Чистый переулок, побеседовать с Патриархом и членами Священного Синода было явно недостаточно. Повезли делегацию в Троице-Сергиеву лавру, а затем — в Ленинград, в духовную академию. По итогам посещения в западной прессе появился ряд публикаций о жизни верующих в СССР и, в частности, о Ленинградских духовных школах, тем самым получивших широкую международную известность. Естественно, в такой ситуации решение властей о закрытии духовной академии было отменено.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6050275...

В начале 60-х годов начались «хрущёвские» гонения на Русскую Православную Церковь, отразившиеся и на судьбе отца Михаила. По рассказам отца Михаила: его, как благочинного, вызывали Уполномоченные по делам религии (сотрудники соответствующего отдела КГБ) и требовали закрытия большинства приходов Лужского благочиния. Отец Михаил отказался подписывать какие-либо документы о закрытии храмов, за что подвергался глумливым нападкам местной прессы. Вскоре власти спровоцировали смуту в его приходе. и священноначалие вынуждено было в 1965 г. вывести его за штат. В этот период своей жизни отец Михаил жил в семье своей дочери Нины в г. Гатчине и часто наведывался к нам в Москву. Бывая в Москве, он обязательно навещал семью своего покойного друга отца Василия Надеждина, а так же Николая Евграфовича Пестова, с которым, по-видимому, обсуждал его труды по нравственному богословию. В 50 — 70-х годах эта работа Николая Евграфовича, основанная на святоотеческой литературе, распространялась через «самиздат» под названием «Пути к Совершенной Радости». В последствии, в пору своего ректорства в ЛДА, владыка Мелитон говорил, что многие студенты изучают «Добротолюбие» по работе Николая Евграфовича. Достаточно долго прожив в деревне Бородухино Калужской области, отец Михаил проникся любовью к Калужской земле и её просторам. Поэтому естественно, что, находясь за штатом, он пытался перейти на служение в Калужскую епархию, которую до своей смерти в 1963 г. возглавлял его друг — епископ Стефан (Никитин). Побывав в г. Калуге и получив благословение тамошнего архиерея, отец Михаил отправился к митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму (Ротову) и изложил свою просьбу о переводе в Калужскую епархию. Вот рассказ владыки Мелитона. Владыка Никодим выслушал его и задумался. При этом он стал прихлопывать рукой по столу, приговаривая: «Луга — Калуга, Калуга — Луга, Луга — ….». Потом, остановившись, сказал: «Потерпите ещё совсем немного, мы вас устроим». Действительно, в ноябре 1966 г. отец Михаил был назначен настоятелем Троицкого храма в г. Всеволожске Ленинградской области. По-видимому, на это назначение повлияло ходатайство отца Евгения Амбарцумова, семья которого проживала в этом же городе.

http://pravmir.ru/blagodatnye-vstrechi-v...

Важные данные были обнаружены в книге «Храм-памятник в Брюсселе», 4 в которую включены материалы, касающиеся строительства церкви в память Новомучеников Российских. При этом здесь имеются документы, относящиеся к почитанию в эмиграции царской семьи, а также некоторым другим вопросам Любое исследование, посвященное послевоенной истории Русской Церкви, будет неполным без привлечения еще одного сборника. Это «Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви». 5 Здесь содержится немало сведений о взаимоотношениях между московской церковной властью и русским зарубежьем, а также о мероприятиях московской церковной власти относительно Русской Зарубежной Церкви. Помогли в написании работы и опубликованные письма экзарха в Северной Америке митрополита Вениамина (Федченкова) . 6 Использованы в работе и воспоминания. Прежде всего, это хорошо известные и небезукоризненные мемуары митрополита Евлогия (Георгиевского) и протопресвитера Георгия Шавельского . О воспоминаниях этих священнослужителей уже приходилось писать. 7 Интересные мемуары принадлежат епископу Митрофану (Зноско-Боровскому) . Этот архипастырь долгие годы служил приходским священником в Западной Белоруссии, находившейся в составе Польши, затем в составе СССР. Отец Митрофан терпел притеснения со стороны «полонизаторов», проявлявших особую активность накануне Второй мировой войны, затем в течение 19391941 гг. – от новой коммунистической власти. Вместе с отступающими германскими войсками отец Митрофан ушел в эмиграцию, где присоединился к Русской Зарубежной Церкви. В 1992 г. он принял монашество, был рукоположен во епископа. Воспоминания епископа Митрофана, как и любые мемуары, не лишены некоторой доли предвзятости и отражают личный взгляд иерарха как на события, так и на отдельных церковных деятелей. Тем не менее в целом мемуары отличает достаточно сдержанный тон, причем хорошо заметно, что автор не пытался во всем оправдывать деятельность зарубежного церковного руководства. В работе использованы также воспоминания архиепископа Василия (Кривошеина) «Две встречи». Хотя эти мемуары посвящены митрополитам Николаю (Ярушевичу) и Никодиму (Ротову), здесь нашел отражение взгляд архиепископа и на некоторые события истории зарубежного русского православия. Еще одни воспоминания принадлежат епископу Василию (Родзянко) . В 1945 г. будущий архипастырь, а тогда протоиерей познакомился с епископом Сергием (Лариным) и впоследствии оставил о нем воспоминания. Некоторые их фрагменты посвящены положению приходов РПЦЗ после вступления в Югославию советских войск. Привлечены в работе и мемуары протоиерея Евстафия Баслыка – священнослужителя из Западной Белоруссии, описавшего положение русских приходов в годы Второй мировой войны. 8 Историография темы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие официального характера Журнала значительная часть авторских статей в нем принадлежит Священноначалию — Предстоятелям Русской Православной Церкви Святейшим Патриархам Сергию (Страгородскому), Алексию I (Симанскому), Пимену (Извекову) и Алексию II (Ридигеру); постоянным членам Священного Синода митрополитам Николаю (Ярушевичу), Никодиму (Ротову), Ювеналию (Пояркову), Филарету (Вахромееву); из других авторов, много потрудившихся в Журнале, наибольшее число статей опубликовали митрополиты Питирим (Нечаев) (84), Антоний (Блум) (37), Вениамин (Федченко) (27), Варфоломей (Городцов) (15); архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (26), архим. Макарий (Веретенников) (75), протоиереи Николай Иванов (115), Павел Соколовский (91), Александр Ветелев (79), Геннадий Нефедов (72), Александр Кравченко (66), Алексий Остапов (45), Петр Гнедич (29), Николай Радковский и Николай Харьюзов (по 27), Андрей Сергеенко (23), Всеволод Шпиллер (21), Сергий Савинский (18); профессора К.Е. Скурат (70), Н.Д. Успенский, (68), Л.А. Успенский (54), К.М. Комаров (52), Л.Н. Парийский и И.Н. Шабатин (Никита Волнянский) (по 45), А.И. Иванов (39), А.И. Георгиевский (33), Н.П. Доктусов (27), а также А.В. Ведерников (153), В.А. Никитин (122), П.В. Уржумцев (66), А.Л. Казем-Бек (63), Е.А. Карманов (56), И.Н. Хибарин (55), М.В. Жилкина (57), Е.С. Полищук (52), А.Н. Игнатьев (50), Г.Ф. Троицкий (45). На страницах Журнала регулярно публикуются Патриаршие послания, приветствия, заявления, указы, определения Священного Синода, сообщения о важнейших событиях церковной жизни, юбилейных и памятных событиях, материалы официальной хроники. Традиционно помещаются сообщения о богослужениях Предстоятеля Русской Православной Церкви, наречениях и хиротониях новых епископов, их биографии. Начиная с 1990 г. детально освещаются пастырские визиты и поездки Патриарха Алексия II (418 статей), а также встречи Его Святейшества с различными церковными, государственными и общественными деятелями. Широко представлена епархиальная и приходская жизнь: рассказывается об архиерейских служениях, рукоположениях священников и диаконов, о награждениях священнослужителей, реставрации и строительстве храмов, об освящении новых престолов. Журнал освещает паломнические поездки делегаций Русской Православной Церкви в Святую Землю, на Святой Афон и в другие страны. Публикуются статьи о святынях нашей Церкви, материалы о жизни монастырей, духовных школ и зарубежных учреждений Русской Православной Церкви. Много статей посвящено выдающимся деятелям нашей Церкви: пастырям, богословам, композиторам, иконописцам, духовным писателям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5306942...

Как представляется, автор расставляет неправильные акценты, говоря о том, что Московская Патриархия была вынуждена принять данное постановление. Так как Католическая Церковь в ходе работы Второго Ватиканского собора, в частности, приняла «Декрет о восточных католических церквах», согласно которому христиане-некатолики могли просить о Таинствах католического священника. С. Земских делает отсюда вывод о том, что этот Декрет «позволял вести диалог с католиками более открыто, но требовалответных шагов от православной стороны» (С. 278). Представляется, что «Декрет о восточных церквах» был принят в связи с присущей католической Церкви тенденцией к экуменизму, а также учитывая личные пристрастия папы Иоанна XXIII. Конечно же, это ни к чему не обязывало ни семью Православных Церквей, ни Русскую Православную Церковь. Далее в тексте статьи С. Земских говорит о симпатиях митрополита Никодима (Ротова) к католицизму, при этом не дается ни одной ссылки на документы или исторические исследования. С. Земских, со ссылкой на архимандрита Августина (Никитина), повествует о праздновании Пасхи в Ленинграде: «Местный ксёндз по приглашению владыки ежегодно присутствовал за пасхальным богослужением в алтаре Николо-Богоявленского кафедрального собора и приглашался к принятию Святых Христовых Таин» (С.279). По-видимому, этому свидетельству нельзя верить, по крайней мере постановление Священного Синода говорит лишь об исключительных случаях принятия Святых Христовых Таинств католиками в православном храме. Маловероятно, чтобы уважение к католикам и их священнослужителям позволило митрополиту Никодиму (Ротову) нарушать постановление Священного Синода. Несомненно, положительным моментом статьи является то, что автор обращается к архивным данным по загранучреждениям Русской Православной Церкви и проводит сравнительный анализ того, как на факт принятия положения 1969 года отреагировало духовенство и верующие за границей. В конце публикации приводится литература по заявленной теме. Кандидат исторических наук, доцент кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета В.И. Филонов предлагает читателям журнала «Вестник Орловского государственного университета» ознакомиться с позицией РПЦ относительно проведения Второго Ватиканского собора [vi] . Автор подробно рассматривает подготовку к проведению Ватиканского собора, процесс переговоров с Православными Церквами на предмет направления наблюдателей от Поместных Церквей.

http://bogoslov.ru/article/1926918

Кроме того было постановлено: – Включить в календарь память Софрония Врачанского, причисленного к лику святых Болгарской церковью в декабре 1964 г. (февраль 1965). 373 –      В связи с признанием канонизации преп. Иоанна Русского, архиеп. Никодиму (Ротову) поручено отредактировать перевод с греческого языка службы этому святому, а один из тропарей приготовить к включению в Службу всем святым в земле Российской просиявшим (июль 1962). 374 8.4. Возобновление издательской деятельности После революции богослужебные книги не издавались. Судя по библиографическому указателю, между 1917 и 1945 г. на территории СССР вышло всего пять молитвословов небольшого объема (Бутина и Тарасов 1999, 673, 674, 697, 717, 731), причем выпущены они были вдали от столиц – в Харькове и Уфе. После войны в страну попало некоторое количество церковной литературы, выпущенной за пределами СССР. Об издании богослужебных книг на оккупированных территориях нам ничего не известно, хотя исключать такую возможность нельзя. Упоминание о необходимости возобновить издание необходимых для Церкви книг содержится в материалах Собора 1945 г.: В речи на Поместном Соборе 1945 г. ответственный секретарь редакции Журнала Московской патриархии прот. П.И. Смирнов говорил: «С мест поступают просьбы о напечатании богослужебных книг, церковно-богослужебных и певческих сборников, о заготовке венчиков и разрешительных молитв, новых антиминсов и т.д. Идя навстречу этим нуждам, Патриарший местоблюститель составил об этом и подал на рассмотрение Правительства особое ходатайство. Пока это еще находится в стадии рассмотрения с надеждой на полное удовлетворение всех этих насущных нужд Церкви». 375 Никаких других свидетельств об этом обращении главы Церкви к властям и о реакции властей на это обращение у нас нет. Первым богослужебным текстом, изданным Московской патриархией, стала «Служба всем святым в земли Российстей просиявшим» (Афанасий, 1946). История этого текста такова. Служба была составлена в 1918 г. по поручению Поместного Собора 1917–1918 гг. проф. Б.А. Тураевым и пером. Афанасием (Сахаровым) на основе юго-западно-русского издания XVII века. 376 Изданная крохотным тиражом в 1918 г. (Афанасий 1917), эта служба затем была по благословению митр. Евлогия (Георгиевского) перепечатана в Париже (Афанасий 1930).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Матушкой собрано более полусотни картин, подаренных художниками, которые приезжают на пленер. Вскоре в монастыре планируется открытие Народной художественной галерии,  вход в которую будет бесплатным (как и требы в монастыре  на пожертвование – кто сколько может). Кстати, раньше в монастыре была картинная галерея. Закрыли ее в Советское время.   Есть при монастыре и кризисный центр «Покров» для несовершеннолетних мам и для беременных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. В январе появится первый новорожденный.   В  Угличе нет  театров.  Все культурные мероприятия проходят в единственном Дворце культуры.  Для паломников и туристов здесь раздолье. А  местные жители и прихожане с удовольствием посещают  общественный театр «Миряночка» при  духовно-просветительском центре монастыря «Свеча». Этот театр организовала в 2006 году  Надежда  Андреевна Сельская (теперь уже матушка Ольга). Она же является и организатором  музея, посвящённого митрополиту Никодиму (Ротову), на базе которого уже были проведены две научно-практические конференции.  Пьесы для театра «Миряночка» матушка пишет сама, сегодня их уже 27. Изданы две книги пьес, одобренных к выпуску издательским советом РПЦ.     На встречи с деятелями культуры приглашаются все жители Углича. Театр гастролирует в праздники по Угличу, выезжает в разные города Ярославской губернии. Он участвовал во многих фестивалях и  международных конкурсах, на одном из которых стал обладателем гран-при. Дважды  авторский проект матушки Ольги, связанный с театром стал  победителем конкурса «Православная инициатива». А всего она написала 6 проектов,  в 5 из которых победила и получила грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива».   Остается только удивляться, где матушка Ольга находит  на всё силы и время? Дети рассказали, что «спит она очень мало, а по ночам молится да пишет» …  Матушка Ольга и не подозревала что есть такой действенный метод  воспитания, как  «арт- терапия».   Когда девочка совершает неблаговидный поступок или просто имеет  какую-то порочную  наклонность, после  проигрывания  в спектакле этого или похожего порока, она изживает  свойственную ей пагубную страсть,  начинает критически относиться к себе и старается исправиться.

http://radonezh.ru/2019/12/29/divny-dela...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010