Будущий архипастырь, крещенный в младенчестве, с раннего детства любил ходить в храм, любил богослужение. В Церковь его привела бабушка по материнской линии, жена священника. Так что владыка Никодим вполне может считаться потомственным священнослужителем. В школе Борису Ротову лучше остальных предметов давались гуманитарные, но и в целом он учился неплохо. Когда будущему архипастырю было 10 лет, отца забрали в армию — вначале на советско-финскую войну, а затем — на Великую Отечественную. Оказывать влияние на сына он в то время не мог. А сын рос, все более интересуясь церковной жизнью и мечтая о пастырском служении. В 1942 году Борис Ротов первый раз надел стихарь и получил благословение иподиаконствовать. Первые шаги на церковном поприще он делал в Рязани, где уже после войны окончил среднюю школу. Летом 1947 года Борис попытался поступить в Мос­ковский медицинский институт, но, не набрав необходимых баллов, без экзаменов перевелся в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания. Его жизнь к тому времени уже определилась: в августе 1947 года неполных 18 лет он был рукоположен во диаконы, а два дня спустя — пострижен в монахи. Постригавший его архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) выбрал для Бориса Ротова имя тайного ученика Иисуса Христа — Никодима. В дальнейшем это имя митрополит оформил как свое гражданское. 20 ноября 1949 года отец Никодим был рукоположен в сан иеромонаха, тогда же решился открыться отцу и матери и уйти с третьего курса светского вуза. С тех пор и до гробовой доски его жизнь полностью посвящена служению Церкви, без которой он себя не мыслил. Выросший в тяжелые годы предвоенной антирелигиозной истерии и страшнейшей войны, Никодим удивительным образом сохранил трепетную веру — глубокую и чистую. Но при этом он оставался и по семейному воспитанию, и по первоначальному образованию советским человеком. Странно? Странно. Но — пути Господни неисповедимы. Первым, кто заметил будущего митрополита, был упомянутый выше архиепископ Димитрий, который стал для него добрым наставником и любящим покровителем. Умевший быстро учиться, впитывавший, по словам современников, знания, как губка, отец Никодим исключительно быстро сумел пройти все ступени церковно-административной лестницы.

http://patriarchia.ru/db/text/5510498.ht...

7 сентября состоялось посещение Предстоятелем Маланкарской Церкви Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга, где его приветствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков. Святейший Католикос с сопровождающей его делегацией поклонились чтимому списку Казанской иконы Божией Матери. Затем гости посетили храм Воскресения Христова (Спас на Крови) и осмотрели размещающуюся в храмовой часовне выставку «Человек Церкви» , посвященную приснопамятному митрополиту Никодиму (Ротову) . В годы обучения в Ленинградской духовной академии будущий Маланкарский Католикос был знаком и общался с митрополитом Никодимом. В ходе осмотра выставки он поделился многими личными воспоминаниями. В тот же день Предстоятель Маланкарской Церкви Индии посетил Санкт-Петербургскую духовную академию. Святейшему Католикосу Василию Мар Фоме Матфею III, который является выпускником этой духовной школы, был вручен диплом о присуждении ему степени почетного доктора СПбДА . В актовом зале академии прошла встреча высокого гостя с педагогами и учащимися. В епархиальном управлении Санкт-Петербургской митрополии в честь Предстоятеля Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии был дан прием от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. В тот же день в сопровождении наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Вениамина делегация побывала в Свято-Троицком соборе обители; на Никольском кладбище лавры Католикос Василий Мар Фома Матфей III посетил могилы митрополита Никодима (Ротова) и протоиерея Богдана Сойко, который в годы его учебы в Ленинградской духовной академии был деканом факультета иностранных студентов. Вечером делегация посетила храм Смоленской иконы Божией Матери и часовню блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, где гостей приветствовал настоятель храма протоиерей Евгений Шогенов. Предстоятель Маланкарской Церкви и сопровождавшие его лица поклонились мощам великой угодницы Божией, чье имя благодаря двусторонним межцерковным контактам в последние годы становится все более известным и почитаемым среди христиан Индии.

http://patriarchia.ru/db/text/6058686.ht...

  39. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Без даты Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко, святительски благословите! За три дня до праздника получил Ваше дорогое письмо и святительское благословение. Благодарю Вас от всей души, что Вы заботитесь за нас и молитвенно помните обитель нашу. Я Ваше дорогое письмо читал на собрании 29 июля. Все были очень благодарны и рады. Праздник прошел с Божьей помощью и с св. великомученика Пантелеймона, очень хорошо и благополучно всё. Особенно новостей нет, но очень мы ослабли, нету священства, у Покрова служба должна теперь кончиться. о. Николай, иером., очень ослаб, остались только о. Гавриил и я. Пока все. Где находится профессор Большаков 101 ? Что-то мне не пишет. Может быть за что-нибудь обиделся? Посетителей очень много, особых новостей нет. Все монастыри устраивают дороги. Работают машины. У нас уже прошла от Старого Русика и до моря. При искреннем пожелании Вам здоровья, духовного успеха, испрашивая Ваших святительских молитв и святительского благословения, Вашего Преосвященства смиренный послушник игумен архимандрит Илиан со всей о Христе братией P.S. Наши общие друзья и знакомые оо. Виссарион, Флегонт и Гавриил Благовещ.: прошло три года после их смерти, но они все не растлелись 102 . 34. Иеромонаху Василию (Кривошеину) от насельника афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеродиакона Давида 16/29 декабря 1952 г. Ваше Высокопреподобие, глубокоуважаемый о. Василий. С праздником Рождества Христова и наступающим новым 1953 годом. Шлю Вам свой искренний, братский привет и наилучшие добропожелания. Письмо ваше от 2/15.02.1952 г. я получил своевременно и простите за опоздание с ответом – получил его в день отъезда в Солунь, там я задержался, да и вернувшись, не сразу взялся за перо – дела мешают. Жизнь наша идёт обычным темпом, тишина, только обыденная суета никогда не кончается, но это, кажется, везде так. С о. Иппатием рассчитались, то есть ему выдали απολυτριον 103 . Он у нас требовал πιστοποιητικ ν 104 на 3 месяца и деньги на расходы, угрожая, что если ему не дадут, то уйдет с монастыря. Ему отказали, и он требовал απολυτριον (неофициально, написал только мне лично и думал таким напугать). Когда мы ему таковой послали, он его не стал принимать (мы послали через Герохристо Аф., заявляя, что ему нужны деньги на разыскание себе места. Нам это сообщили, и мы дали ему 1.000.000 драхм, он взял απολυτριον и расписался. Вообще, о. Василий, он оказался большой мерзавец. Недавно я был в Солуни у митрополита Пантелеимона 105 , и он мне сказал, что Иппатия в Солуне держать не будет (он теперь временно пребывает в [...]), куда-нибудь проводит его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

А потому для православных было небезразлично, какие пути предлагал ВСЦ для достижения этого единства и на каких принципах собирался его выстраивать. Ведя переговоры о своем вступлении, Русская Православная Церковь выдвинула в качестве условия своего членства в ВСЦ расширение списка богословских требований для участников этой организации. При создании ВСЦ в качестве богословского критерия для церквей-членов была принята только вера в Иисуса Христа как в Бога и Человека. Но православные утверждали, что этого недостаточно - для христиан имеет особое значение вера в Святую Троицу. И Русская Православная Церковь смогла убедить церкви-члены ВСЦ принять это положение в качестве богословской основы. Эта поправка к богословскому базису ВСЦ была принята на ассамблее в Нью-Дели в 1961 году - той самой ассамблее, на которой Русская Церковь вступила в Совет. Огромная заслуга в принятии этой поправки принадлежит видному защитнику православия приснопамятному митрополиту Никодиму (Ротову). - После распада СССР активность Русской Церкви в ВСЦ снизилась. В чем причины этого? - Да, действительно, в 90-е годы наблюдалось снижение активности участия Русской Православной Церкви в ВСЦ, и, прежде всего, это было связано с тем, что на первый план для нашей Церкви вышли другие вопросы. Нужно было обустраивать свою внутреннюю жизнь, восстанавливать приходы, возрождать образовательную деятельность. И все силы Церкви были брошены именно на это поприще. Кроме того, православные верующие столкнулись в странах бывшего СССР с агрессивным прозелитизмом различных протестантских деноминаций. Хотя подавляющее число из тех, кто вел миссионерскую деятельность в наших странах, не являлись членами ВЦС, тем не менее, их действия породили недоверие и страх перед любыми межхристианскими отношениями. Некоторые Православные Церкви вообще вышли из ВЦС. Так поступили Грузинская и Болгарская Церкви. В этих условиях надо было заново переосмыслять значение межхристианского диалога, сделать так, чтобы он не был прикрытием для экспансии инославия в православных странах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

В рамках заседания митрополит Леонид и митрополит Мар Стефанос рассказали о текущем положении дел в Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви соответственно, а также поделились актуальной информацией, представляющей важность для всего христианского мира. Делегация Маланкарской Церкви с пониманием восприняла позицию Московского Патриархата, связанную с гонениями на каноническую Православную Церковь на Украине. Конкретные предложения Рабочей группы по координации двустороннего сотрудничества зафиксированы в принятом в рамках заседания совместном меморандуме. Он состоит из 15 пунктов, основное содержание которых приводится ниже. 1. Защита традиционных ценностей и поддержка христиан . Признана важность выражения общей позиции по вопросам сохранения традиционных ценностей и совместных усилий в связи с гонениями на христиан в различных регионах мира. Данное сотрудничество касается отстаивания традиционных библейских ценностей, а также противостояния внедрению в современном обществе ЛГБТ-идеологии, так называемой «гендерной идеологии», легализации абортов, эвтаназии и разрушению института семьи. 2. Сотрудничество на международных площадках. Члены Рабочей группы признали необходимым координировать усилия на полях международных площадок, прежде всего Всемирного совета церквей, при обсуждении тем, представляющих взаимный интерес, и выступления единым голосом в защиту общей позиции по наиболее острым вопросам. Участники со стороны Московского Патриархата выразили особую благодарность делегации Маланкарской Церкви во главе с сопредседателем Рабочей группы митрополитом Захарией Мар Николовосом за поддержку, оказанную делегации Русской Православной Церкви в ходе XI Ассамблеи ВСЦ в Карлсруэ (Германия) в 2022 году и за противодействие попыткам дискриминировать Русскую Православную Церковь. 3. Сотрудничество в академической сфере. Студенческий обмен всегда был исключительно важным в отношениях между двумя Церквами. Впервые идея организовать систематический прием студентов из Индии в духовные школы Русской Православной Церкви принадлежала приснопамятному митрополиту Никодиму (Ротову).

http://mospat.ru/ru/news/90293/

Варфоломей (Ремов) , архиеп. – см. также ИУ. 974. Варфоломей (Ремов) , архиеп. Сергиевский. Письма и автобиография/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 353–378. 975. Варфоломей (Ремов) , архиеп. Сергиевский. Из духовного наследия/Публ., предисл, примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1998. 4(18). С. 119–133. 976. Васильева О. Ю. Дело архиеп. Варфоломея [Ремова], или «человек-загадка» против Русской Православной Церкви//АиО. 2000. 4(26). С. 192–205. Вениамин (Казанский), сщмч. – см. ИУ. 977. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР [Котляров]: к 70-летию со дня рождения//ХЧ. 1999. 18. С. 11–22. Владимир (Богоявленский) , митр. Киевский, сщмч. – см. 1247. Григорий (Лебедев), еп. – см. ИУ. 978. Энден М. Кончина митр. Григория (Чукова) нояб. 1955 г.]: [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 292–294. 979. Хроника: [Назначение архим. ГУРИЯ (Егорова) епископом Ташкентским и Среднеазиатским]//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 22. Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский, сщмч. – см. ИУ. 980. Журавский А. В. Епископ Чистопольский ИОАСАФ (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла [Смирнова]//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 356–363. 981. Макарий (Веретенников) , архим. Иосиф [Чернов], митр. Алма-Атинский и Казахстанский (f 1975)//АиО. 1998. 4(18). С. 134–146. 982. Кончина преосвященного ИУСТИНА (Мальцева), еп. Казанского и Чистопольского (4 апр. 1950 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 28. 983. Тимаков В. А., прот. Высокопреосвященный КИРИЛЛ [Поспелов], архиеп. Пензенский и Саранский//АиО. 2000. С. 298–316; С. 245–263; 2001. 1(27). С. 285–306. Кирилл (Смирнов), сщмч.; ЛУКА (Войно-Ясенецкий) , исп.– см. ИУ. Макарий (Невский) , свт. – см. 1254. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. – см. также ИУ. 984. Памяти пастыря, ученого, богослова: [Архиеп. Михаил (Мудьюгин) ]//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 137–139. Никодим (Ротов), митр. – см. также ИУ. 985. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб. 20 «Богословских трудов», посвящ. митр. Никодиму (Ротову)]//БТ. 1979. Сб. 20. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Во время нового обострения борьбы против Церкви внешние церковные контакты (особенно это касается международной деятельности) в немалой степени помогали сдерживать преследования, а порой затрудняли для властей закрытие и разрушение монастырей и храмов. Ставшему вторым руководителем ОВЦС после митрополита Николая (Ярушевича) митрополиту Никодиму (Ротову) удалось добиваться назначения молодых епископов на зарубежные кафедры с тем, чтобы впоследствии они могли служить уже на Родине. Благодаря этому, несмотря на противодействие властей, удалось значительно увеличить численность епископата, пополнив его молодыми архиереями. – Когда, с вашей точки зрения, началось новое возрождение России верующей и духовной, в котором принимал участие возглавляемый вами Отдел? – Событием, которое ознаменовало коренной поворот в положении Русской Православной Церкви и начало духовного возрождения народов, населявших территорию тогдашнего СССР, можно назвать празднование в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. В подготовку этого торжества, ставшего событием не только общегосударственного, но и международного, межцерковного значения, исключительный по сложности и важности вклад внес ОВЦС. В 1989 году во главе Отдела стал архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси. Это совершенно особый период истории ОВЦС, он ознаменован не только выходом на новый уровень уже имевшихся отношений с государством и обществом, но и появлением новых направлений работы – социального служения, взаимоотношений с армией и правоохранительными органами... Кроме того, Отдел стал играть роль центра, координирующего интеллектуальную работу по выработке важных церковных документов. Особо хотел бы упомянуть принятые в 2000 году Архиерейским Собором «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». К числу эпохальных событий, готовившихся при деятельном участии ОВЦС, относится подписание в 2007 году подписание Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, ознаменовавшего восстановление канонического единства внутри Поместной Русской Православной Церкви.

http://mospat.ru/ru/news/87328/

Если же говорить о том, каким он был в жизни, могу сказать, что Святейший Алексий был необычайно внимателен и к священнослужителям, и к мирянам. Часто принимал людей, не отказывая им в общении. Мне довелось принимать Патриарха в Ровенской епархии, которой я тогда руководил. Запомнились его скромность, непритязательность. Подкупало и то, что рядом с Патриархом Алексием было такое ощущение, как будто ты с родителем. И было ощущение, что едешь к нему как к отцу. Запомнилось и вот еще что. Патриарх Алексий II, каким бы занятым человеком он ни был, если имел такую возможность, всегда сам отвечал на телефонные звонки. Помню такой случай. Как-то в Прощеное воскресение я после Литургии пришел к себе к кабинет, и подумал: " Вот бы получить благословение Святейшего для всей паствы епархии " . С такой мыслью набрал телефон Патриарха и буквально сразу услышал в трубке его знакомый голос. Предстоятель обрадовался моему звонку и благословил. Для меня тот краткий разговор был очень важен, потому что глава Церкви услышал меня... – С вновь избранным шестнадцатым Патриархом Вам тоже доводилось общаться... Как Вы полагаете, каким будет служение Патриарха Кирилла на патриаршем престоле? – Я уже говорил, что Святейший Кирилл – очень авторитетный архиерей, он эрудирован, прекрасно разбирается во всех вопросах, касающихся деятельности Церкви, его труды высоко ценил и покойный Патриарх Алексий II. Хиротония чтеца Ивана Середнего в сан диаконаМного лет подряд Владыка Кирилл достойно представлял Русскую Православную Церковь на международной арене, он умеет вести диалог с представителями иных религиозных конфессий. Новый Патриарх очень трудолюбив, прилежен, скрупулезен в мелочах. И эти качества проявлялись в нем еще в годы учения в семинарии и академии. Патриарх Кирилл, как и я, был близок к покойному митрополиту Никодиму (Ротову), и я знаком со Святейшим Кириллом именно с тех лет, когда преподавал у будущего Патриарха церковные дисциплины. Принимал у него экзамены по каноническому праву. Помню, меня поразило тогда то, что он мог ответить практически на любой вопрос по тематике курса. А ответы отличались глубиной, содержательностью. Было понятно, что он не просто прочитал учебники, но и внутренне осмыслил прочитанное.

http://religare.ru/2_63145_1_21.html

Затем в Троицком соборе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры митрополит Кирилл совершил молебен у мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Поклонившись мощам небесного покровителя северной столицы, иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Невская Скоропослушница», и другим святыням собора, митрополит Кирилл обратился к митрополиту Владимиру, наместнику Лавры архимандриту Назарию (Лавриненко) и всем верующим, заполнившим собор. «Для меня большая радость посетить Санкт-Петербург — мой родной город — в день памяти святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского и помолиться у петербургских святынь, — сказал архипастырь. — С совершенно особым чувством я вошел под своды этого храма, где Господь сподобил меня принять все три степени священства: во диакона, во священника и во епископа я был рукоположен здесь. В особо трудные минуты своей жизни я всегда молился у иконы Царицы Небесной “Скоропослушница”, и никогда не уходил не утешенным. Особая молитва всегда была и к святому благоверному князю Александру Невскому, чьи святые мощи пребывают в соборе». Митрополит Кирилл напомнил, что по благословению новопреставленного Святейшего Патриарха Алексия он участвовал в телевизионных обсуждениях в рамках проекта «Имя Россия. Исторический выбор — 2008». В рамках этого проекта жители страны выбрали «именем России» святого благоверного князя Александра Невского. «Если народ наш, прошедший через годы безбожия, отлучения от веры и Церкви, избирает примером для себя святого человека, значит, идеал Святой Руси живет в людях, значит, мы сохранили веру православную, которую защищал Александр Невский», — подчеркнул митрополит Кирилл. Затем на кладбище Александро-Невской лавры Патриарший Местоблюститель совершил литию по приснопамятному митрополиту Никодиму (Ротову). В рамках своего визита в северную столицу митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Санкт-Петербургские духовные школы. В храме академии Владыка Кирилл обратился к учащимся со словом назидания, отметив, что в этих стенах он провел лучшие годы своей жизни.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

Непосредственное начало подготовки к В. С. было положено на Всеправославных совещаниях (см. Совещания представителей Поместных Православных Церквей ). В ходе I Родосского Всеправославного совещания (24-30 сент. 1961) был предложен обширный каталог тем, обобщенных в 8 разд.: 1. Вера и догмат; 2. Богослужение; 3. Управление и церковный строй; 4. Взаимоотношения между правосл. Церквами; 5. Взаимоотношения правосл. Церкви с остальным христ. миром; 6. Православие в мире; 7. Общебогословские темы; 8. Социальные проблемы. Все правосл. Церкви должны были высказать свою т. зр. на эти проблемы, затем их должны были обсуждать на Предсоборе. Для выполнения этого решения Свящ. Синод РПЦ учредил 10 мая 1963 г. Комиссию по разработке Родосского каталога в составе большой группы богословов из числа иерархов, клириков и мирян. Руководство работой комиссии было поручено Ярославскому и Ростовскому архиеп. Никодиму (Ротову) , к-рый возглавлял делегации РПЦ на всех Всеправославных совещаниях. В нач. августа 1968 г. эта комиссия завершила работу, подготовив для Свящ. Синода проект высказываний по темам каталога. IV Всеправославное совещание, проходившее 8-15 июня 1968 г. в Женеве, выработало процедуру подготовки Собора. Было принято решение проводить подготовку Собора не Предсобором, как предполагалось, а на Всеправославных предсоборных совещаниях и на предшествующих им Межправославных комиссиях по подготовке Св. и Великого Собора Восточной Православной Церкви. Совещание учредило Секретариат в Шамбези (Швейцария), выбрало из Родосского каталога 6 тем, к разработке к-рых приступили Поместные Православные Церкви. К-польская Патриархия должна была разрабатывать тему «Источники Божественного Откровения», Болгарская Церковь - «Более полное участие мирян в богослужебной и прочих областях жизни Церкви», Сербская Церковь - «Приведение церковной дисциплины о посте к требованиям современности», Русская и Элладская Церкви - «Препятствия к браку, изучение современной практики Поместных Церквей и их церковного судопроизводства и выработка, по возможности, единообразия вышеуказанной практики для всей Православной Церкви; календарная проблема в свете решений I Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к восстановлению единообразного действия Церквей в этом вопросе», Румынская Церковь - «Икономия в Православной Церкви».

http://pravenc.ru/text/155530.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010