- В чём суть " конфликта епархий " ? - Это проблема " канонической территории " . Не может быть в одном городе двух епископов. Это древнехристианское правило, которое может применяться в рамках одной конфессии. Мы – Церкви сёстры, но тем не менее мы различные конфессии, различные вероисповедания. Поэтому принцип " канонической территории " не может применяться в православно-католическом диалоге. В качестве примера можно привести проблему, которая остро стоит перед Русской православной церковью в Молдавии, где на одной территории существуют две легитимные православные юрисдикции Русской и Румынской церквей. Очень часто трудности в отношениях между нами являются следствиями внутренних проблем каждой. С одной стороны мы знаем, что Православная церковь не однородна и поэтому отдельные её представители могут высказывать частные мнения, которые не соответствуют официальному учению Церкви – так в частности появляются грубые антикатолические высказывания. С другой стороны, проблема Католической Церкви в России заключается в том, что большинство наших священников – иностранные граждане, которые не всегда знают менталитет, культуру или даже российские законы, а зачастую и недостаточно хорошо знают русский язык, поэтому могут своими высказываниями или действиями вызывать со стороны Православной Церкви некоторую обеспокоенность. - Как вы относитесь к разрешению причащаться с католиками, которое восходит к митрополиту Никодиму (Ротову) и которое было отозвано православной стороной в 80-х годах? - Это правило более актуально для тех православных, которые живут в католических странах. По мысли кодекса канонического права православным разрешается причащаться в нашей Церкви, если они готовы принять это таинство, веруют в действительное присутствие Иисуса Христа в Евхаристии и имеется для этого необходимость. У нас в России ситуация часто обратная. С католической стороны запрета для причастия католиков у православных нет, но должна быть необходимость. В основном это относится к тем католикам, которые находятся при смерти. Мы осторожно относимся к этой практике в России, потому что не можем быть уверены – будет ли конкретный православный батюшка действовать в соответствии с учением церкви или исходя из своей частной точки зрения.

http://religare.ru/2_9446.html

К нач. 2008 г. вышло 792 номера ЖМП (с учетом 11 номеров «Официальной хроники»), было опубликовано ок. 30 тыс. статей, которые распределялись по основным рубрикам («Церковная жизнь» - 15 416 (в т. ч. в подрубриках «Из жизни епархий» - 7185, «Вечная память» - 3061, наречения и хиротонии - 438, духовное образование - 424), офиц. часть - 4893 (в т. ч. определения Свящ. Синода - 312), миротворческая деятельность - 2441, проповеди - 2021, экуменическая деятельность - 1625, «Из жизни Православия» - 1406, богословский отдел - 1015, библиография - 682). С изданием сотрудничали выдающиеся богословы, литургисты, искусствоведы, историки Церкви. Вслед. офиц. характера ЖМП значительная часть авторских статей принадлежала священноначалию - Патриархам Сергию, Алексию I, Пимену и Алексию II; митрополитам Антонию (Блуму) , Варфоломею (Городцову) , Вениамину (Федченкову) , Никодиму (Ротову), Николаю (Ярушевичу), Питириму (Нечаеву), Филарету (Вахромееву) , Ювеналию (Пояркову) ; свт. Луке (Войно-Ясенецкому) , архиеп. Симферопольскому. Также большое количество статей опубликовали архим. Макарий (Веретенников) ; протоиереи А. Ветелев , П. Гнедич , А. Кравченко , Г. Нефёдов , А. Остапов , Н. Радковский, С. Савинский , А. Сергеенко , Н. Харьюзов , В. Шпиллер; профессора А. И. Георгиевский, Н. П. Доктусов , А. И. Иванов , К. М. Комаров, Л. Н. Парийский, К. Е. Скурат , Л. А. Успенский , Н. Д. Успенский , И. Н. Шабатин (Н. Волнянский), а также А. В. Ведерников, М. В. Жилкина, А. Н. Игнатьев, А. Л. Казем-Бек , Е. А. Карманов, В. А. Никитин, Е. С. Полищук, Г. Ф. Троицкий, П. В. Уржумцев, И. Н. Хибарин . На страницах ЖМП регулярно публикуются патриаршие послания, приветствия, указы, определения Свящ. Синода, сообщения о важнейших событиях церковной жизни, материалы офиц. хроники. Традиционно помещаются сообщения о богослужениях Предстоятеля РПЦ, наречениях и хиротониях епископов, их биографии. Начиная с 1990 г. детально освещались пастырские визиты Патриарха Алексия II (418 статей), а также его встречи с церковными, гос. и общественными деятелями.

http://pravenc.ru/text/182369.html

Мне приходится очень много терпеть, так как приходится быть в курсе всякого производимого дела, но ничего не поделать, живу и питаюсь надеждой – завтрашнего дня, авось, какая-нибудь помощь – перемена, но её всё нет. Да будет воля Божья. Прошу святых молитв. Ваш иеродиакон Давид 111 35. Иеромонаху Василию (Кривошеину) от насельника афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеродиакона Давида 21 апреля 1955 г. Ваше Высокопреподобие, многоуважаемый Старец о. Василий, Воистину Воскресе Господь! Благодарю за пасхальный привет, добропожелания и св. молитвы. Письма оба Ваши я своевременно получил (посланы 9-го и 20-го марта). Не отвечал, сразу, т.к. ожидал от о. Никострата (Антипросопа 112 ) присылки копий полностью поступивших в Кинот 113 бумаг относительно Вашего дела, но, к сожалению, о. Никострат и до сегодня ничего не сделал. Герохисто, как Вы и писали, без точных сведений с ответом затрудняется. о. Никострат сейчас совсем не на месте, но некуда деваться – некого послать в Карею. Старцы согласны дать отпор, но за Никострата бьюсь, т.к. на днях я был в Конаке 114 и ему говорил об этом в 4-й раз, но он всё только что-то бурчал. У нас был серьёзный вопрос в ноябре прошлого года с Св. Кинотом, но он ко всему отнесся так нерадиво, что лучше бы его там и не было: хотя бы остались не подписанные монастырем вопросы, которые противны нашим интересам. Выговариваю ему только я, но вижу, что меня он презирает, а другой никто и ничего не скажет – просто некому интересоваться – никому ничего не нужно, но всего не опишешь. У меня сейчас здесь – не жизнь, а просто драма. Во всяком случае, относительно вашего вопроса будем делать всё возможное. [...] о. Евсевий Ксироп (?) на днях прибыл в монастырь. На него ужасные обвинения о злоупотреблении монастырским имуществом. Дело расследовали власти гражданские из Солуни, но под конец он оказался прав и чист, а посрамлены его клеветники. Адвокат у него Герохристо Аф. Вообще в Ксиропотаме 115 уже год как происходят почти небывалые в Афоне события. Вообще, о. Василий, Афон, если не примет меры к умножению миролюбия, то в недалеком времени сам себя разрушит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Это было сделано без каких-либо простых предварительных предупреждений, необходимых согласно правилам вежливости со стороны Вашего Блаженства. По крайней мере, по долгу существующих братских отношений, подобное назначение ставит нас перед свершившимся фактом и может разрушить основу существующих братских отношений между нашими Патриархатами. Отравляет дружественные хорошие взаимоотношения, развивающиеся между нами. Мы не только не можем принять подобное назначение в любом смысле, но протестуем против основания постоянной Русской Духовной миссии в Иордании, которое противоречит положениям Священного Канонического Права и Законов Нашего Патриархата. Принимая во внимание то, что в нашем Патриархате существует Русская Духовная миссия, к которой мы относимся с уважением и к которой Наше отношение всегда было положительно братским, безупречно удовлетворяя любое соответствующее дело, желая поддержать неразрывную связь братства между нашими Святыми Церквами, Мы очень просим Ваше Блаженство немедленно отменить назначение архимандрита Владимира, пока данное дело не приведет к неприятным последствиям, принимая во внимание то, что Наше положение здесь весьма деликатное, и подобное назначение может усложнить дело и может нанести вред, что Вашему Блаженству, безусловно, нежелательно. С братской любовью, Патриарх Венедикт " Патриарх Венедикт был человеком сложным и неоднозначным. Так, в одном из отчетов начальника Духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Гермогена митрополиту Никодиму (Ротову) были и такие слова: " Архимандрит Герман неоднократно говорил мне, что Патриарх Венедикт, в случае, если мы будем противиться его требованиям, то он может допустить раскольников к совместному богослужению у Гроба Господня и в других храмах Патриархии " . Особенности его характера отмечала в письме к Патриарху Алексию и монахиня Серафима: " Вчера меня вызвал архиепископ Афинагор и от имени Патриарха Венедикта запретил мне носить крест, который Вы изволили на меня возложить, и который я неизменно надевала, когда ходила в церковь на литургию. Первая моя реакция была та, которую следовало ожидать от многовековой традиции, в которой я была воспитана. Я возразила, что Ваше Святейшество возложили на меня крест, и только Вы имеете право крест этот с меня снять Зная хорошо характер своего Первосвятителя, отец Герман не сомневается, что малейшее с моей стороны неповиновение вызовет мое быстрое изгнание из Иерусалимской епархии, и тогда ведь я даже не смогу перебраться в Израиль " . Позже все именно так и случилось.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Это было сделано без каких-либо простых предварительных предупреждений, необходимых согласно правилам вежливости со стороны Вашего Блаженства. По крайней мере, по долгу существующих братских отношений, подобное назначение ставит нас перед свершившимся фактом и может разрушить основу существующих братских отношений между нашими Патриархатами. Отравляет дружественные хорошие взаимоотношения, развивающиеся между нами. Мы не только не можем принять подобное назначение в любом смысле, но протестуем против основания постоянной Русской Духовной миссии в Иордании, которое противоречит положениям Священного Канонического Права и Законов Нашего Патриархата. Принимая во внимание то, что в нашем Патриархате существует Русская Духовная миссия, к которой мы относимся с уважением и к которой Наше отношение всегда было положительно братским, безупречно удовлетворяя любое соответствующее дело, желая поддержать неразрывную связь братства между нашими Святыми Церквами, Мы очень просим Ваше Блаженство немедленно отменить назначение архимандрита Владимира, пока данное дело не приведет к неприятным последствиям, принимая во внимание то, что Наше положение здесь весьма деликатное, и подобное назначение может усложнить дело и может нанести вред, что Вашему Блаженству, безусловно, нежелательно. С братской любовью, Патриарх Венедикт” 5 . Патриарх Венедикт был человеком сложным и неоднозначным. Так, в одном из отчетов начальника Духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Гермогена митрополиту Никодиму (Ротову) были и такие слова: “Архимандрит Герман неоднократно говорил мне, что Патриарх Венедикт, в случае, если мы будем противиться его требованиям, то он может допустить раскольников к совместному богослужению у Гроба Господня и в других храмах Патриархии”. Особенности его характера отмечала в письме к Патриарху Алексию и монахиня Серафима: “Вчера меня вызвал архиепископ Афинагор и от имени Патриарха Венедикта запретил мне носить крест, который Вы изволили на меня возложить, и который я неизменно надевала, когда ходила в церковь на литургию. Первая моя реакция была та, которую следовало ожидать от многовековой традиции, в которой я была воспитана. Я возразила, что Ваше Святейшество возложили на меня крест, и только Вы имеете право крест этот с меня снять Зная хорошо характер своего Первосвятителя, отец Герман не сомневается, что малейшее с моей стороны неповиновение вызовет мое быстрое изгнание из Иерусалимской епархии, и тогда ведь я даже не смогу перебраться в Израиль”. Позже все именно так и случилось.

http://pravmir.ru/russkaya-duhovnaya-mis...

Языковое сознание утрачивает ощущение границы между церковнославянским и русским языком. В качестве водораздела между ними может восприниматься графический облик текста. Книги церковной печати начинают называть славянскими, а гражданской печати – русскими. Так в опубликованной в 1946 г. в Журнале Московской патриархии рецензии сказано: «Вышла в свет на русском языке и поступила в продажу «Служба всем святым в земле Российстей просиявшим " » (Парийский 1946). Очевидно, что речь идет о тексте, написанном на церковнославянском языке и изданном гражданской печатью. 349 8.3. Утверждение новых богослужебных текстов на заседаниях Синода Вопросы церковной книжности эпизодически обсуждались на заседаниях Синода. Так, в период с сентября 1943 по январь 1965 г. обсуждались следующие тексты: Допущены к богослужебному употреблению: – Акафист св. Иоанну, митрополиту Тобольскому, составленный архиеп. Уфимским Иоанном (Братолюбивым). Впервые текст рассматривался в июле 1946г. 350 , затем – в декабре 1951 г. Архиеп. Новосибирскому Варфоломею (Городцову) было поручено пересмотреть акафист. 351 Окончательна редакция была принята в апреле 1952 г. 352 – Акафист Пресвятой Богородице пред образом Ея «Нерушимая стена», составленный З. Стальской. 353 – Акафист преподобному Макарию Жабынскому и Белевскому чудотворцу, составленный иеромонахом Гермогеном (Иноземцевым). В июле 1953 г. текст был допущен к местному употреблению в Тульской епархии. 354 – Акафист Кириллу и Лаврентию, епископам Туровским, и преподобному Мартину Туровскому, составленный могилевским прот. К. Раиной. В июле 1953 г. был допущен к местному употреблению в Могилевской епархии и Белоруссии. 355 – Акафист Честному и Славному Рождеству Пресвятыя Богородицы пред чудотворною иконою Ея «Пустынно-Глинскою». Был допущен к местному употреблению в Глинской пустыни. 356 – Служба праведной Тавифе. В декабре 1957 г. в месяцеслов была включена память праведной Тавифы, при этом архим. Никодиму (Ротову) было поручено составить проект службы в ее честь. 357 В январе 1963 г. исправленный проф. Н.Д. Успенским текст службы был утвержден на заседании Синода. 358

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

На заседании Священного Синода 7 октября 1967 года председателем редколлегии БТ был назначен архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников) (33) , который руководил сборником до 1986 года последний, составленный под непосредственным руководством владыки); с 1987 года 28) на его место назначается митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев).   Брешь в системе В советские времена БТ были фактически единственным периодическим богословским изданием Русской Церкви — той с большим трудом пробитой в советской системе брешью, благодаря которой читатели могли знакомиться со многими выдающимися работами православных ученых. Портфель особо значимых публикаций формировался в основном за счет архивных материалов, работ современных авторов было сравнительно немного, что отражало состояние духовных школ в годы государственных гонений на веру. Всего к настоящему времени вышло 44 сборника — 42 номерных и два специальных, посвященных юбилеям МДА и ЛДА (ссылки на них ниже обозначаются как Ю-300 и Ю-175), объемом от 180 с. 1) до 592 с. 41) (в среднем около 280 с.) и периодичностью примерно раз в год: между отдельными выпусками случались промежутки в несколько лет (более четырех лет между 3 и 4), вместе с тем в некоторые годы выходило несколько сборников (например, три — в 1986 году). В этих сборниках было опубликовано около 600 статей более 200 авторов. Какой-либо четко выраженной структуры (рубрикации) сборник до последнего времени не имел, за исключением рубрик «Библиография» и «Публикации» («Наше наследие», «Святоотеческое наследие»). Вместе с тем почти половина номеров БТ (17 выпусков) частично или полностью посвящалась какой-либо одной теме. Так, 10–11 содержали материалы богословских собеседований между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранскими Церквами Германии и Финляндии; тематика таинство святой евхаристии; ряд номеров был посвящен выдающимся церковным деятелям: богословам В.Н. Лосскому 8) и Н.Д. Успенскому 13), митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I другие номера посвящены юбилеям важнейших церковных событий: 1000-летию Крещения Руси 650-летию основания Троице-Сергиевой лавры 300-летию МДА и 175-летию ЛДА Ю-300 и Ю-175), 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме 35–36).

http://e-vestnik.ru/analytics/bogoslovsk...

На заседании Священного Синода 7 октября 1967 года председателем редколлегии БТ был назначен архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников) 33 , который руководил сборником до 1986 года 27 — последний, составленный под непосредственным руководством владыки); с 1987 года 28) на его место назначается митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Брешь в системе В советские времена БТ были фактически единственным периодическим богословским изданием Русской Церкви — той с большим трудом пробитой в советской системе брешью, благодаря которой читатели могли знакомиться со многими выдающимися работами православных ученых. Портфель особо значимых публикаций формировался в основном за счет архивных материалов, работ современных авторов было сравнительно немного, что отражало состояние духовных школ в годы государственных гонений на веру. Всего к настоящему времени вышло 44 сборника — 42 номерных и два специальных, посвященных юбилеям МДА и ЛДА (ссылки на них ниже обозначаются как Ю-300 и Ю-175), объемом от 180 с. 1) до 592 с. 41) (в среднем около 280 с.) и периодичностью примерно раз в год: между отдельными выпусками случались промежутки в несколько лет (более четырех лет между 3 и 4), вместе с тем в некоторые годы выходило несколько сборников (например, три — в 1986 году). В этих сборниках было опубликовано около 600 статей более 200 авторов. Какой-либо четко выраженной структуры (рубрикации) сборник до последнего времени не имел, за исключением рубрик «Библиография» и «Публикации» («Наше наследие», «Святоотеческое наследие»). Вместе с тем почти половина номеров БТ (17 выпусков) частично или полностью посвящалась какой-либо одной теме. Так, 4-7, 10-11 содержали материалы богословских собеседований между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранскими Церквами Германии и Финляндии; тематика 21 — Таинство Святой Евхаристии; ряд номеров был посвящен выдающимся церковным деятелям: богословам В.Н. Лосскому 8) и Н.Д. Успенскому 13), митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) 20), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I 34); другие номера посвящены юбилеям важнейших церковных событий: 1000-летию Крещения Руси 28-29), 650-летию основания Троице-Сергиевой лавры 29), 300-летию МДА и 175-летию ЛДА Ю-300 и Ю-175), 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме 35-36).

http://patriarchia.ru/db/text/1476471.ht...

Существенная часть лекции посвящена митрополиту Никодиму (Ротову). Эту часть мы вынесли в отдельный текст . «Как читать Библию: история» . Библеист Владимир Стрелов расскажет, как читали Библию в ветхозаветной Церкви, на заре появления христианства и в Средние века. Как нужно читать Библию? На какие принципы опираться, каким традициям толкования следовать? Этими вопросами задавались во все времена. Каждая эпоха давала свой ответ, и «правильного» не существует до сих пор. Об истории чтения Библии мы поговорим с ректором библейского колледжа «Наследие» В. С. Стреловым. «Происхождение жизни: научная и мировоззренческая перспектива» . За последние два десятилетия исследование происхождения жизни стало целым направлением экспериментальной науки, результаты которого позволяют по-новому поставить вопросы о месте жизни и человека во Вселенной. Открытую лекцию читает Сергей Ястребов, биолог, научный журналист. «Некогда болеть!” Профилактика для активного горожанина» . Артур Бернацкий. Благотворительный фонд “Предание” и Молодежный центр “Среда” в Санкт-Петербурге начинают серию просветительских открытых лекций на тему здоровья активного человека в мегаполисе. «Подростковый возраст: трудности, самооценка, точки опоры» . Мастер-класс психологов Марины Архиповой и Юлии Семеновой научит вас лучше понимать тинейджеров. «Россия и протестантские церкви» — лекционный курс архимандрита Августина (Никитина), прочитанный в РХГА: иторические предпосылки Аугсбурского исповедования, его анализ, диалог между патриархом Иеремией II и тюбингенскими богословами, православно-лютеранские отношения в России, знакомство протестантского Запада с православием в XVI—XVII веках, И. Арндт и Русская Православная Церковь, книга И. Арндта «Об истинном христианстве», славянофилы и лютеранство, деятельность Лютера в оценке православной церкви, современный православно-лютеранский диалог. Статьи «За что Фома обиделся на Христа» . Монахиня Елисавета (Сеньчукова). В его сомнении сквозит обида: ну как так-то, меня нельзя было подождать! Они все врут? Или Он действительно жив, а меня видеть не хотел?

http://blog.predanie.ru/article/bibliya-...

Будущий архипастырь, крещенный в младенчестве, с раннего детства любил ходить в храм, любил богослужение. В Церковь его привела бабушка по материнской линии, жена священника. Так что владыка Никодим вполне может считаться потомственным священнослужителем. В школе Борису Ротову лучше остальных предметов давались гуманитарные, но и в целом он учился неплохо. Когда будущему архипастырю было 10 лет, отца забрали в армию — вначале на советско-финскую войну, а затем — на Великую Отечественную. Оказывать влияние на сына он в то время не мог. А сын рос, все более интересуясь церковной жизнью и мечтая о пастырском служении. В 1942 году Борис Ротов первый раз надел стихарь и получил благословение иподиаконствовать. Первые шаги на церковном поприще он делал в Рязани, где уже после войны окончил среднюю школу. Летом 1947 года Борис попытался поступить в Мос­ковский медицинский институт, но, не набрав необходимых баллов, без экзаменов перевелся в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания. Его жизнь к тому времени уже определилась: в августе 1947 года неполных 18 лет он был рукоположен во диаконы, а два дня спустя — пострижен в монахи. Постригавший его архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) выбрал для Бориса Ротова имя тайного ученика Иисуса Христа — Никодима. В дальнейшем это имя митрополит оформил как свое гражданское. 20 ноября 1949 года отец Никодим был рукоположен в сан иеромонаха, тогда же решился открыться отцу и матери и уйти с третьего курса светского вуза. С тех пор и до гробовой доски его жизнь полностью посвящена служению Церкви, без которой он себя не мыслил. Выросший в тяжелые годы предвоенной антирелигиозной истерии и страшнейшей войны, Никодим удивительным образом сохранил трепетную веру — глубокую и чистую. Но при этом он оставался и по семейному воспитанию, и по первоначальному образованию советским человеком. Странно? Странно. Но — пути Господни неисповедимы. Первым, кто заметил будущего митрополита, был упомянутый выше архиепископ Димитрий, который стал для него добрым наставником и любящим покровителем. Умевший быстро учиться, впитывавший, по словам современников, знания, как губка, отец Никодим исключительно быстро сумел пройти все ступени церковно-административной лестницы.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010