Красота этой женщины свела с ума императора. Он вступил с ней в преступную связь и позволял своей любовнице вести себя как бы она была действительной царицей. Такое отношение к ней императора позволяло ей слишком много думать о себе. Но нашелся человек, который не хотел выносить такого соблазна. Это был Никифор Влеммид, имевший в это время сан архимандрита. Он устно и письменно изобличал нечестие Фрикки. Крайне натянутые отношения обличителя и обличаемой достигли высшего напряжения по следующему случаю. Желая дать знать, что она вовсе не страшится своего сурового обличителя, Фрикка с помпой, в сопровождении многочисленной свиты, решилась посетить обитель, где проживал Влеммид, обитель, созданную трудами этого последнего. Но желание царской метрессы не пришло в исполнение. Суровый архимандрит приказал привратникам запереть двери своей обители, лишь только она приблизилась к монастырю. «Божественный этот муж, – по замечанию Григоры, – не почел справедливым делом, чтобы эта бесстыдница прошла своими скверными и преступными ногами по священному помосту» 466 . После всего этого очень понятно, почему сын Иоанна Ватаца мог недолюбливать Никифора Влеммида и не желал его патриаршества. 4 . Интересно отметить, что несмотря на множество похвальных качеств, которое тому и другому Никифору приписывается историками, оказывается, что эти столь достойные лица имели, однако же, пороки, и притом пороки одинакового вида. Странная историческая судьба этих лиц! О пороках одного историки говорят решительно, а о пороках другого – гадательно, но все же не молчат. О патриархе Никифоре Пахимер пишет: «Никифор, бывший Митрополит Эфесский, избранный в патриархи больше всего по желанию царя (Феодора Ватаца), прибыл в Никею со множеством собранного в Эфесе золота» 467 . Очевидно, он был явный корыстолюбец. О пороках другого Никифора говорит историк Акрополит, но говорит прикровенно. Он замечает: «Некоторые, в особенности из знати, не только не находили в нем (Никифоре Влеммиде) особенно добродетелей, но и приписывали ему разные пороки» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Во-вторых, в последней части фразы (с использованным в ней редким глаголом συμπαρομαρτυρω) содержится также не отмеченная издателем аллюзия на известное место из 41-й проповеди св. Григория Богослова , важное также и для Никифора Влеммида 53 . Уже одно это доказывает включенность Никиты Сеида в магистральную традицию византийской пневматологии. В-третьих, мысль о взаимности и особенно о симметрии во взаимоотношениях Сына и Св. Духа и об их связи с Отцом как с Первопричиной служит дополнительному раскрытию учения о перихорезе, т. е. взаимопроникновении друг в друга трех равночестных Ипостасей, каждая из которых – и все вместе – в равной степени обладают полнотой единой сущности Божией. В рамках этой доктрины понятию Филиокве и сопутствующему учению не находится места. Объясняя соответствующее учение Фотия о внутритроичной симметрии Сына и Св. Духа, Ф. Алексопулос пишет: «В противном случае – если бы два вечных способа возникновения (рождение и исхождение) не были друг другу равноценны, – поставленными под угрозу оказались бы та упорядоченность и та симметрия, которые наличествуют внутри Троицы» 54 . Эту соравночестность Причиненных Алексопулос и называет «своего рода порядком на лоне Троицы» 55 , их «симметричными взаимоотношениями между Собой» 56 . В-четвертых, даже менее известные авторы XIII в. (например, Георгий Акрополит) будут мыслить в рамках данной парадигмы, основы которой закладываются уже Сеидом. В самом деле, рассмотрим выражение Акрополита, представляющее собой – по смыслу – близкую аналогию к учению Никифора Влеммида о Сыне как сущностном Подателе Св. Духа («Автобиография» II, 30, 31, 37): «Ибо Сын обладает в Себе Самом всем Духом – не потому, что Он Его осуществляет (οσιν), а по той причине, что Его, получающего сущностное бытие от (οσιωμνον παρ) Отца, воспринимает совершенным. В этой связи мы и говорим, что Дух, исходя от Отца, пребывает в Сыне и оттуда выходит вовне (εσθαι)» 57 . И это не случайно: «...несмотря на то, что он был порождением Никейской империи, его ученость происходит из Патриаршей школы в Константинополе, – пишет об Акрополите К. Константинидис. – Он обязан обоим своим учителям – Феодору Гексаптеригу и Никифору Влеммиду» 58 . В свою очередь, св. Григорий Кипрский около семи лет учился у Акрополита (в 1266/1267 – 1273/1274 гг.), завершив обучение как раз к моменту заключения Лионской унии 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Содержание Предисловие Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии I. Св. Григорий Палама как мистик и исихаст (вступительная общая характеристика) II. Св. Григорий Палама при свете научно-литературных данных о жизни его и учении III. Жизнь и труды св. Григория Паламы до собора 1341 г. IV. Исихия, сущность ее и оценка св. Григорием Паламой и Варлаамом V. Учение св. Григория Паламы о сущности и действиях Божества и воззрения Варлаама по тому же вопросу VI. Жизнь и деяния св. Григория Паламы от собора 1341 г. до его кончины (†1360 г.) VII. Творения св. Григория Паламы – догматические и полемические VIII. Творения св. Григория Паламы – нравоучительного содержания IX. Творения св. Григория естественнонаучного содержания, гомилетического характера и иные X. Критические замечания Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII века Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела I II Приложение. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX     Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси... Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего... и Духом Владычним утверди мя... Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пс.50:8, 10–14     Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела Вступительная статья А. В. Маркидонова Имя и труды выдающегося русского историка Церкви и канонического права, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Ивана Ивановича Соколова (1865–1939) уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том сочинений вошли одни из лучших его византологических работ по истории поздней Византии – этюды о свт. Григории Паламе , Никофире Влеммиде и императоре Исааке II Ангеле. Все эти исследования позволяют нам новыми глазами посмотреть на многие знакомые явления и имена византийской истории – судьбы афонских монахов-исихастов XIV в. во главе со свт. Григорием Паламой , место исихии в православной восточной аскетической практике, необычайная судьба монаха, ученого и богослова Никифора Влеммида, взаимоотношения Церкви и государства в церковной политике императора Исаака II Ангела и многое другое. В качестве приложения помещена статья об афонском монашестве в его прошлом и настоящем (до нач. XX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Иоанн Векк, с которым полемизирует здесь Григорий Палама, был первоначально одним из противников Лионской Унии, за что даже подвергся тюремному заключению. Из тюрьмы он вышел, диаметрально изменив свои воззрения, и был возведен императором Михаилом Палеологом на патриарший престол с именем Иоанна XI, взамен низложенного патриарха Иосифа. Однако мы имеем все основания полагать, что смена убеждений была у него вполне искренней, произошедшей, как и сам он говорил, в результате лучшего изучения проблемы и чтения сочинений проуниатских богословов. Доверять сказанному им побуждает тот факт, что всю оставшуюся жизнь он крепко держался своих новых убеждений даже тогда, когда политика византийского государства в отношении Унии снова переменилась, и ему пришлось претерпеть за них много скорбей. Интересно, что, по мнению некоторых исследователей, убедили его в принятии латинского догмата письма Никифора Влеммида   — того самого богослова, чье влияние (через посредство патриарха Григория Кипрского) прослеживается и у Григория Паламы. Можно даже предположить, что написание святителем этого своего труда было обусловлено стремлением ввести в русло общецерковного предания линию Влеммида — Григория Кипрского, очистив ее от подозрений, неизбежно вызываемых фактом обращения Векка в латинство под ее влиянием. Скажем в заключение несколько слов о нашем переводе и тех принципах его, которым мы следовали. Переводили мы с издания: ΓΡΗΓΟΡΙΥ ΤΟΥ ΠΑΛΑΜΑ ΣΥΓΓΡΑΜΜΑΤΑ, τμος Α " , εκδδουν В. Bobrinsky, П. Παπαευαγγλου, I. Meyendorff, Π. Χρστου, ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1962, известного в научном обиходе как «издание Христу»  . Как и в предшествующих наших переводах, мы пользуемся несколько архаизированным языком, что обусловлено не желанием подражать манере дореволюционных переводчиков святоотеческой литературы, а стремлением максимально следовать стилю самого переводимого автора, сохраняя — там, где это возможно — его синтаксис и даже порядок слов, что, в свою очередь, требует ради стилистического единства употребления в ряде случаев архаизированной лексики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Удерживаемый родителями, Григорий, однако же, не вовсе отказался от своего плана. Не долго думая, он однажды убежал от своих родителей, сел на корабль и на третий день прибыл в Птолемаиду, в Палестине. Отсюда Григорий кое-как добрался до Эфеса. Здесь он хотел послушать уроки у известного греческого архимандрита Никифора Влеммида, человека ученейшего, державшего школу. По прибытии в Эфес Григорий стал добиваться личного свидания с Влеммидом. Но любителя науки встретила неудача. Влеммид оказался человеком недоступным, гордым, суровым, презрительно относившимся к маленьким людям. Он не только отказался лично принять Григория, но еще приказал своим ученикам ни под каким видом не допускать пришельца за ворота того монастыря, где была школа и проживал Влеммид. Ученики Влеммида точно исполнили волю своего надменного учителя 908 . Разочарованный Григорий, пробыв в Эфесе шесть месяцев, пустился в путь, чтобы достигнуть вожделенной Никеи. Много времени длился его путь, потому что была суровая зима. С радостью вступил он в город, который обещал ему так много. Но как жестоко он обманулся в своих надеждах! Ученая слава Никеи, столицы царства, оказалась пустой молвой. Учителя никейских школ умели преподавать только пиитику и грамматику, да и то поверхностно. Что же касается риторики и философии, то учителя знали о них только по слухам и точно не разумели даже, в чем они состоят. Такая неожиданность поразила Григория, он чувствовал, что все его труды пропали даром. Любознательного юношу заставляли лишь учить наизусть склонения, спряжения, да еще выучивать на память отрывки из древних греческих поэтов. Григорий хотел было возвратиться домой, но он не мог предпринять обратного путешествия, так как у него не было денег 909 . К счастью для Григория, греки в это время снова завладели Константинополем и научное дело получило лучший вид. Вот как плохо было положение науки в Византийской империи во время латинского господства в Константинополе. Обратное завоевание Константинополя греками у латинян создало совершенно другое положение для просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Из ближайших источников этого рассуждения необходимо указать на «Другие силлогизмы об исхождении Св. Духа» Никифора Влеммида (ок. 1249 24 ), вероятного учителя Мосхамбара 25 . Присмотримся, например, к 5 силлогизму: «Если Дух Святой [исходит] не через Сына, то обретший Сына вместе с Ним не сможет обрести и Духа, но только Отца, как и наоборот: воспринявший Духа не сможет вместе с Ним воспринять и Сына» 26 . Мысль о том, что ни одно из трех Лиц Св. Троицы не является «крайним», как представляется, воспринята Мосхамбаром у Влеммида. Забегая вперед, подчеркнем, что и общая идея о Филиокве как отрицании перихорезы могла быть взята Георгием у своего вероятного наставника. Аналогичным образом, как доказывал Иоанн Каматир еще на исходе XII в., «экклесиологическое Филиокве» разрушает традиционное учение о соборности Кафолической Церкви. Эту идею воспримут полемисты палеологовского времени (см. разд. 1.2.1). Помимо этого, здесь отражено традиционное александрийское и каппадокийское учение о единстве и полноте присутствия сущности Божией во всех трех Ипостасях как основе их взаимной перихорезы. Именно поэтому ложным оказывается понятие «частной сущности», употребление которого критикуется Мосхамбаром как с опорой на общие принципы александрийской и каппадокийской триадологии, так и в контексте полемики с Филиокве: в самом деле, тот, кто думает, будто сущность Сына изводит Духа, «постулирует, будто Сын обладает частной (μερικν) сущностью» (Mosch., p. 324.78). В философской традиции XIV в. (Иоанн Педиасим) понятие «частная сущность» обозначает – с опорой на Аристотеля – некий единичный и неделимый объект, существующий сам по себе 27 ; приложение этого понятия к триадологии означает превращение каппадокийской христологии в тритеизм – учение о трех единичных сущностях. И именно в тритеизме Мосхамбар обвиняет Иоанна Векка (Mosch., p. 287.24–288.25; 288.26– 31; 289.62–65; 290.81–88. 95–97. 101–102; etc.) 28 . Вытекающий из соположения единичных сущностей (Петра, Павла, Иакова и т. п.) нумерический порядок счислимых сущностей (первого, второго, третьего и т. п.) неприложим ко Св. Троице, поскольку наблюдается лишь в тварных и ограниченных ипостасях, в которых нет обоюдного стремления (τ φερλληλον) друг к другу (Mosch., p. 298.186–190). Это понятие входит в активно развиваемый Мосхамбаром, условно говоря, «словарь перихорезы». Где же в Св. Троице, спрашивает Георгий, найдется место для нумерического порядка (Ibid., p. 298.192–195)? Это будет беспорядок и тритеизм (Ibid., р. 298.196–197).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Вторую группу богословских трудов Никифора Влеммида составляют сочинения нравственно-аскетические, при посредстве которых этот выдающийся подвижник и добродетельный муж проводил свои морально-аскетические принципы в окружающую среду. К таким сочинениям относятся два: «О добродетели и аскетизме ( Περ ρετς κα σκσεως)» и «Окружное послание ( πιστολ καθαλικωτρα)». Первое сочинение было написано Влеммидом в последние годы его жизни, является дополнением к догматическому его трактату «О вере» и служит предсмертным его завещанием монахам обители Θεο το ντος. Здесь содержатся правила нравственности, которыми монахи должны руководиться в своей жизни после смерти Влеммида, с целью достижения нравственного совершенства. В частности, здесь речь идёт о необходимости молитвы, об удалении от дурного общества и памятовании о подвигах и добродетельной жизни праведных мужей, о справедливости, целомудрии, духовном созерцании и смирении как главнейших иноческих добродетелях, а также о пороках, о пище и одежде монахов, о непрестанном бодрствовании и т. д. «Окружное послание» было написано (около 1248–1249г.) Влеммидом после того, как он изгнал из церкви монастыря св. Григория Чудотворца фаворитку императора Иоанна Ватаци – Фриггу, выясняет мотивы такого поступка аскета и содержит ряд нравственных наставлений для императора и современного византийского общества. К третьей группе богословских трудов Влеммида относятся экзегетические сочинения, а именно: «Толковая Псалтирь ( ξηγημνον ψαλτριον)», составленная в 1232–1233г., когда Влеммид ревностно занимался изучением Св. Писания, и представляющая изъяснение всех псалмов, «Изъяснение на некоторые псалмы ( ξγησις ες τνας τν ψαλμν)», составленное в обители Бога Сущего (1249г.) и отличающееся философским характером, в отличие от первого толкования – богословского, и «Изъяснение на песни Моисея и других ( Σχλια ες τς δς το Μωσως κα τν λλων)», составленное в 1232–1233г. и представляющее краткие толкования на две песни Моисея, песнь Анны, матери Самуила, молитву пророка Аввакума и т. д. Последнее сочинение Влеммида ещё не издано. Влеммид был одним из главных византийских экзегетов XIII b.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Историческая его деятельность тем более знаменательна, что падает на критический период в истории Византии, в судьбе которой он и прославил себя заслугами, как в церковном, так и в гражданско-политическом отношении. Его имя неразрывно связано с политической деятельностью императоров Никейской эпохи – Иоанна Ватаци и Феодора Ласкариса. А его защита Православия, охранение православных догматов и канонов, участие в униональных прениях, суровое подвижничество, упрочение монашеского быта, просвещение молодёжи в духе Православия и церковности и разнообразные научно-богословские труды характеризуют Влеммида как наиболее видного носителя и выразителя византийской православной церковности в средневековую эпоху. Поистине, это был « φιλοσοφτατος, μακαριτατος, ρητορικτατος» представитель науки и подвижнической жизни. За своё нравственное величие, за обширные и глубокие познания и за выдающуюся просветительную деятельность Влеммид пользовался громадным уважением современников и ещё при своей жизни многими почитался за святого. Важно, наконец, отметить, что обширные свои познания по философии, физике и другим светским наукам Никифор Влеммид приобрёл преимущественно в монастырских библиотеках. Известно также, что монах одного из фессалийских монастырей Георгий Лакапин (XIV b.) написал несколько сочинений по филологии. Михаил Пселл Младший, живший некоторое время в монастырях Олимпа Вифинского, известен многочисленными трудами по философии, физике, филологии, истории, юриспруденции, поэзии и даже медицине и т. д. Что касается лиц со специально-богословским образованием, полученном в монастырях, то прекрасным примером в этом отношении могут служить сами монахи. Византийские иноки высоко ценили книжные сокровища, бывшие у них в распоряжении, и извлекали из них всю пользу, какую они могли дать. Многие из них славились своей учёностью и оставили после себя письменные памятники, свидетельствующие о любви их авторов к просвещению и науке. Так, в области догматики и полемики известны, прежде всего, труды Никиты Стифата (XI b.), монаха Студийского монастыря, иноки которого вообще славились учёностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

В состав школьного курса в Византии входила и арифметика, знание которой вызывалось и потребностями жизни. Феофилакт Болгарский в письме к Григорию Каматиру говорит о занятиях сына последнего, Феодора, и арифметикой. Арифметика преподавалась в школах монахов Никифора Влеммида и Максима Планудиса, которые славились своими математическими познаниями, особенно последний. В некоторых школах преподавалась и география, например, в школах при монастыре Никифора Влеммида. Никифор написал два учебника по географии; один для низшей школы, а другой – для средней. В первой книге он говорит о форме, природе, величине Земли и её отношении к другим планетам, а во второй – о странах и городах. В первом учебнике автор по тому или иному вопросу сначала приводит мнения других, а потом излагает свои взгляды. Сведения излагаются здесь популярно и приспособительно к детскому пониманию, так что не может быть сомнения в школьном назначении этого сочинения. Наконец, есть одиночное свидетельство о преподавании в византийских школах истории. О Мефодии Константинопольском сообщается в его житии, что он с детства изучил и историю. Можно ещё предполагать, что исторические сведения сообщались школьникам на уроках пиитики и грамматики, при чтении и изучении классических авторов. Таким образом, курс византийских школ был довольно сложен. Впрочем, нет оснований утверждать, что он был одинаков во всех школах. Общими для всех школ предметами следует признать лишь чтение, письмо, пение, грамматику и счисление: пиитика же, география и история входили в курс только некоторых школ. Но и в этом ограниченном объёме курс оказывался вполне достаточным для сообщения учащимся общего образования и требовал немало времени для ознакомления с ним. Учение начиналось в Византии обыкновенно с 7–8-летнего возраста, хотя известны случаи поступления в школу и в 5-летнем возрасте (Антоний Кавлей, Феодор Эдесский , Михаил Пселл ); заканчивался же курс в 15–16-летнем возрасте. Тем не менее, начальная школа, по мнению византийских писателей, имела лишь приготовительное значение, она была только εσαγωγ, προπαιδεα, а за ней стояли школы средняя и высшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Другим произведением литургического характера является «Типикон» Влеммида, или устав для устроенного им монастыря Бога Сущего. Но из этого устава сохранились лишь четыре главы – IV, IX, XI и XIII, а изданы Гейзенбергом только три последние. В частности, девятая глава говорит «о приходящих к монашеству», одиннадцатая – «о пище подвижников» и тринадцатая – «о совершении богослужения без песней и о всяком благолепии в храме». В уставе Влеммида сообщаются интересные сведения о воспитании детей в монастыре, которых, по воззрению Влеммида, надлежит обучать «наукам и искусствам». Вообще же, предписания устава Влеммида отличаются строгостью и ригоризмом. Наконец, Влеммид известен и как песнописец, хотя его произведения и не были вполне оригинальны, а написаны по подражанию св. Иоанну Дамаскину . По своему внешнему построению песнопения Влеммида отличаются искусственностью, проявляющейся в образных выражениях, сравнениях, уподоблениях, противоположениях и других риторических приёмах. В отношении же содержания они проникнуты духом благочестия, глубиной и возвышенностью мыслей, а местами – теплотой и искренностью чувства. Из сохранившихся церковно-поэтических произведений Никифора известны – последования св. Григорию Богослову и св. Григорию Чудотворцу (Неокесарийскому), два гимна ( Σ Κριε μνος γαθς и Ες τν ναρχον Θεν κα Πατρα) и несколько молитв, употреблявшихся за богослужением в обители Влеммида. К пятой группе богословских трудов Влеммида относятся сочинения гомилетические и церковно-исторические. В молодости Никифор Влеммид был патриаршим логофетом, на обязанности которого лежало и составление катехизических поучений для народа. Но от этого периода деятельности Влеммида не сохранилось ни одного проповеднического труда. Ныне известно только одно гомилетическое его произведение, составленное не ранее 1250г., а именно – «Похвальное слово в честь великого апостола и св. евангелиста Иоанна Богослова». Это слово ещё не издано и [известно лишь] по описанию Гейзенберга. Слово состоит из двух частей, из коих в первой излагается жизнь св. апостола, а во второй выясняется догматическое учение о Лице Господа Иисуса Христа, причём основная мысль этого догматического исследования выражается в положении, что «всё происходит от Отца через Слово или Сына – πντα παρ το Πατρς δι το Λγο δι το Yο γνεσθαι». Гейзенберг относит «Похвальное слово» в честь св. евангелиста Иоанна к числу лучших произведений Никифора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010