Наконец, г. Барвинок указал несколько сочинений («Περ φυλακς καρδας», De operatione dinina methodus, De mysteriis и пр.), которые ошибочно приписываются Никифору Влеммиду. В заключение исследования высказывается общий взгляд на личность Никифора Влеммида. Влеммид был одним из замечательнейших византийских деятелей XIII в. Это был человек высокообразованный и талантливый, глубоко верующий богослов и суровый аскет, ревностный поборник Православия, опытный наставник юношества, великий патриот, честный, суровый и неподкупный представитель византийского церковного общества, выдающийся деятель византийской науки и литературы. Историческая его деятельность тем более знаменательна, что падает на критический период в истории Византии, в судьбе которой он и прославил себя заслугами как в церковном, так и в гражданско-политическом отношении. Его имя неразрывно связано с политическою деятельностью императоров Никейской эпохи Иоанна Ватаци и Феодора II Ласкариса, а его защита Православия, охранение православных догматов и канонов, участие в униональных прениях, суровое подвижничество, упрочение монашеского быта, просвещение молодежи в духе Православия и церковности и разнообразные научно-богословские труды характеризуют Влеммида как наиболее видного носителя и выразителя византийской православной церковности в средневековую эпоху. Поистине это был «φιλοσοφτατος, μακαριτατος, ρητορικτατος» представитель науки и подвижнической жизни. За свое нравственное величие, за обширные и глубокие познания и за выдающуюся просветительскую деятельность Влеммид пользовался громадным уважением современников и еще при своей жизни многими почитался за святого. Тем более должна быть внимательна к этому византийскому деятелю, богослову и ученому церковно-историческая наука (С. 364–366). В приложении к сочинению г. Барвинка помещен в греческом подлиннике гимн Влеммида «Σ Κριε μνος γαθς», заимствованный из рукописи Московской Синодальной библиотеки 1341 г. 305), и его молитва «Κριε, οδα μεν τι κα σποδς εμι», заимствованная из рукописи XVI в. Афонского Пантелеймонова монастыря 325) (С. 1–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Так, опровергая учение о предопределенности смертного часа каждого человека, он специально подчеркивает, что опирается в своих доказательствах не на риторов и софистические методы, а на свидетельства пророков и учения отцов церкви. В делах веры они убедительнее всех силлогистических ухищрений, ибо «просвещены Св. Духом» . Однако правильно понять мысль отцов — дело далеко не простое. В традициях классической христианской экзегетики он считает, что и в их словах буквальный, поверхностный смысл, как правило, бывает не главным. На примере одного стиха из Феодора Студита. Влеммид показывает, как надо добираться до глубинного, «высшего» смысла текста, который подчас может быть противоположным внешнему смыслу . В трудах, не имеющих прямого отношения к богословию, он в большей мере опирается на античную мысль. Такова, например, его «Краткая логика», где античное наследие господствует, как в чистом виде, так и в интерпретации византийских авторов, прежде всего — Иоанна Дамаскина. Это касается и эстетических идей. В своей «Автобиографии» Влеммид рассказал, что он с детства изучал грамматику, поэмы Гомера, «Риторику» Гермогена, арифметику, астрономию, философию, которые помогали ему усваивать «духовные» (т. е. богословские) науки. Затем в своем собственном научном творчестве он активно использовал все эти знания, особенно в философских сочинениях. В 3-ей главе «Краткой логики» Никифор уделил большое внимание одной из значимых проблем культуры — дифференциации науки и искусства; дал, к сожалению краткое, определение искусства (в его антично-средневековом смысле). Сразу следует подчеркнуть, что глава целиком посвящена вопросам, а точнее системе знания, и наука и искусство входят составными элементами в эту систему, рассматриваются преимущественно в гносеологическом ключе. В своих определениях Влеммид предельно немногословен, поэтому не все в них сегодня воспринимается однозначно. Тем не менее попытаемся по мере возможности, проникнуть в смысл его, столь важных для истории эстетической мысли, представлений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

он стал изучать эти науки у известного тогда учителя Птохопро-дрома, но более всего он занимался самообразованием и уже тогда стал известен императору своей образованностью и умом. Наконец, освоив мирские науки, Никифор обратился к изучению Св. Писания и поселился в монастыре в области Скамандра. В 1223 г. Никифор появился в Никее, где познакомился с патриархом Германом (1222–1240 гг.), близким сотрудником которого он стал. Однако, желая уединенной аскетической жизни, он удалился из Никеи, подвизаясь сначала в монастыре на горе Латр, близ Милета, а в 1233 г. стал иноком в одном из монастырей Ефесской архиепископии; здесь же он начинал писать богословские сочинения экзегетического характера. Тогда же Никифор впервые принял участие в богословских диспутах с латинянами. В 1234 г. в Никею прибыли легаты папы Григория IX Гуго и Петр из ордена братьев Проповедников, а также Аймо и Радульф из ордена братьев Миноритов. Собеседования длились четыре месяца, их предметом было учение об исхождении Святого Духа и вопрос об опресноках. После того как бывший прежде главным богословом с православной стороны ипат философов Димитрий Карик, некогда учитель Влеммида, не справившись с аргументами латинян, бежал, Никифор стал главным православным полемистом против латинского учения о Filioque. 11 мая диспуты с латинянами закончились подтверждением полного отличия в учениях и взаимными анафемами. Между тем Никифор в возрасте 38 лет в 1235 г. принял монашеский постриг, а вскоре в храме Ап. Иоанна Богослова был рукоположен в иеромонаха. Затем он предпринял паломничество в Иерусалим, а по возвращении поселился в монастыре Св. Григория Чудотворца (игуменом которого он вскоре стал); там же по поручению императора Иоанна Ватацы Никифор организовал и возглавил философскую школу. Среди его первых учеников был Георгий Акрополит – будущий церковный историк, выдающийся ученый и общественный деятель (впрочем, запятнавший себя впоследствии подписанием Лионской унии). По поручению императора Никифор с научной целью предпринял путешествие, собирая по всей территории бывшей империи замечательные богословские и научные сочинения. В 1240 г. император поручил Влеммиду воспитание своего сына, будущего императора Феодора Ласкариса. Несколько раз Никифор уклонялся от предлагаемых ему епископских кафедр, в том числе и от патриаршей, предпочитая всему монашескую жизнь и ученые занятия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Другие евангелисты, скончавшиеся прежде, не дожили до евангельской проповеди Иоанна Богослова, а он, гораздо долее их живший, видел их писания и при конце жизни своей, на острове Патмосе, по вдохновению свыше написал в царствование Домициана святое свое Евангелие, в котором многие места, другими евангелистами или темно изложенные, или совсем опущенные, как например, чудо о Лазаре, время Вечери и другие некоторые частью пополнил, частью объяснил, раскрыл и громогласно возвестил. Перестаньте же, прошу ради Бога, противоречить столь очевидной истине; и что мы, сыны Церкви, имеем повеление делать, то же делайте и вы, последуя четырем священным патриархам, поскольку голос многих имеет преимущество, а один есть ничто: «Блази два паче единаго» ( Екк. 4, 9 ); но где четыре тому же последуют единогласно и единомысленно, там кто усомнится, что Бог – между ними, как и Христос говорит: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф. 18,20 )? Итак, умоляю, да соединимся духовно и да возжелаем лучше любить братию, нежели себя. Ибо вкушать или приносить опресноки мы не научены ни от Христа, ни от апостолов, когда ни Сам Христос даже в день страдания своего, как мы выше сказали, не достиг до времени ядения опресноков, ибо они еще не были приготовлены иудеями, ни апостолы не предали нам того, чего они сами не приняли, ибо по вечери, говорят евангелисты, Спаситель в хлебе преподал таинство Нового Завета, и сказал: «Желанием возжелех сию пасху ясти с вами», то есть, когда приближался час Его страдания. Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа (Г. И. Беневич) Никифор Влеммид – пожалуй, самый выдающийся богослов и ученый того периода византийской истории, когда после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. православная империя продолжала свое существование в отдельных государствах, из которых самым значительным было Никейское царство. Никифор родился в 1197 г. в Константинополе, его отец принадлежал к высшему классу и занимался медициной 1301 . После захвата Константинополя латинянами семья Влеммида перебралась в Вифинию. Родители сумели дать с детства проявлявшему усердие в учебе Никифору хорошее образование, особенно он преуспевал во врачебном искусстве. Однако посгепенно юноши сдвигались в сторону математики, физики, логики и философии 1302 ;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

СПб. 1992. 1–19. 288 Неточность, которую осознал позднее сам автор, но так и не успел разъяснить печатно. Первым решил предложить латинянам приемлемое для православных толкование filoque учитель св. Григория Кипрского иеромонах Никифор Влеммид (1197–1272). Это очень значительная фигура в интеллектуальной жизни Византии, которой посвящено много исследований и публикаций. Но до сих пор было очень мало исследований его богословской деятельности (о чем сожалел о. Иоанн Мейендорф). Самым основательным пока остается: В. И. Барвинок. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев 1911 (ср.: рец.: M. Jugie. Bulletin de litterature byzantine: Nicephore Blemmydes et ses ecrits//Echos d’Orient. 1914. 17. 153–156). Но ценность богословского анализа, предложенного Барвинком, в значительной мере уничтожается его собственной богословской позицией: он не видит существенных различий между Влеммидом и Григорием Кипрским, но считает обоих повинных в недопустимом компромиссе с латинянами (такова же была точка зрения исследователя триадологии Григория Кипрского И. В. Троицкого, в форватере которого было выполнено исследование Барвинка в его богословской части; однако, Троицкий, будучи близким другом Болотова, не видел в таком компромиссе с латинством большой беды). Фактически, Барвинок, как и Троицкий, принимал за православную точку зрения учение противников Григория Кипрского — Иоанна Хилы, Георгия Мосхамбара и Георгия Метохита — и должен был бы согласиться с Акиндином против св. Григория Паламы. Для осмысления богословия Влеммида в его историческом контексте очень важны недавние публикации о. Джозефа Мунитиса: Nicephori Blemmydae Autobiographia sive Curriculum Vitae necnon Epistula Universalior/J. A. Munitiz. (Corpus Christianorum. Ser. graeca, 13). Turnhout–Louvain 1984; Nicephoros Blemmydes: A Partial Account. Introduction, translation and notes/J. A. Munitiz. (Spicilegium Sacrum Lovaniense, 48) Leuven 1988; J. A. Munitiz. Blemmydes’ Encomium on St John Evangelist//Analecta Bollandiana. 1989.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

В числе амечательных писателей 12 века значатся Феодор Вальсамон, хартофилакс константинопольской Церкви, а впоследствии патриарх Антиохийский, и Иоанн Зонара, монах одного из восточных монастырей. Оба они, и особенно первый, были замечательными законоведами своего времени и оставили объяснения на апостольские и соборные правила. Писатели в век Палеологов В это время литературный интерес сосредоточивался на полемике с латинянами. Кроме того, константинопольскую Церковь занимали споры варлаамитов и паламитов, по этому поводу было написано несколько сочинений. Выдающимися писателями века Палеологов были: Никифор Влеммид, живший в середине 13-го века, благочестивый и ученый монах. При никейском императоре Феодоре Ласкарисе II (1255-59 г). ему предлагали патриарший престол, но смиренный инок отказался от него ради уединенной и подвижнической жизни. Он был замечательный богослов и философ. Очень многие греки того времени обязаны ему своим образованием. Тогда как правительство хлопотало об унии по политическим соображениям, а народ не хотел ее, Никифор Влеммид подавал голос за соединение церквей по чисто религиозным побуждениям. Бесстрастный и холодный ко всем мирским расчетам, он желал соединения церквей для блага Церкви. С этой целью он писал сочинения в пользу унии, стараясь найти согласительное учение об исхождении Св. Духа. Во время Лионской унии писали против латинян: Георгий Машампар, библиотекарь константинопольской церкви. Его сочинения не дошли до нас. Константин Акрополит, великий логофет. Его сочинения впоследствии, с его согласия, были сожжены, так как они вызывали религиозным споры. Много было и других писателей, большей частью безыменных. В 14 веке замечательны: Нил Кавасила, архиепископ Солунский (ок. 1340 г.). Он был горячим противником латинян и поборником Православия. Оставил следующие полемические сочинения: " О причинах разделения Церквей " и " О первенстве папы " . Св. Григорий Палама, также архиепископ Солунский. Он происходил от знатных и богатых родителей. Несмотря на это, он захотел проводить нищенскую и подвижническую жизнь на Афоне, где был игуменом есфигменского монастыря. Около 1347 года Иоанн Кантакузен поставил его архиепископом Солунским. Долгое время он проходил свое пастырское служение с большой ревностью. Когда известный Варлаам выступил против афонских монахов, обвиняя их в ереси (о чем речь пойдет в другом разделе), Палама горячо защищал их и написал по этому случаю несколько сочинений. Против латинян Палама написал сочинение об исхождении Св. Духа от одного Отца . От него осталось несколько проповедей. Скончался в 1360 году митрополитом Солунским.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышла книга преподавателя Екатеринбургской духовной семинарии Д.И. Макарова " Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII–XIV вв. " 10.03.2015 В январе 2015 г. в издательстве Олега Абышко (Санкт-Петербург) в серии «Библиотека христианской мысли. Исследования» вышла книга преподавателя Екатеринбургской духовной семинарии Дмитрия Игоревича Макарова «Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII–XIV вв. С приложением переводов текстов Никифора Влеммида и св. Каллиста I Константинопольского». Монография подводит промежуточный итог более чем десятилетним разысканиям автора в области богословского учения Феофана Никейского (ок. 1315–1381), одного из наиболее видных богословов Византии Палеологовского времени. В ней подробно анализируется учение Феофана о Пресвятой Богородице на базе важнейшего источника - Похвального слова Богородице (70-е гг. XIV в.), который по значимости мало чем уступает основному труду митрополита Никейского — «Пяти словам о Свете Фаворском». Исследование различных аспектов богословия памятника проводится как в синхроническом (исихастские споры, интеллектуальная культура Византии XIV в.), так и в диахроническом аспекте. Привлекаются тексты служб Богородичных праздников — Рождества Богородицы, Введения во храм и особенно Успения, а также Акафист. Раскрываются глубинные связи памятника с предшествующей традицией православной халкидонитской триадологии, христологии, антропологии, ангелологии, мариологии. Делается вывод о православном характере миросозерцания Феофана Никейского на его завершающем этапе (уже после написания «Пяти слов о Свете Фаворском»). В приложении публикуется анализ текста «Слова» по московской рукописи (Syn. Gr. 461, ff. 1–77), а также переводы богословских трактатов иером. Никифора Влеммида (ок. 1197–1269) и св. Каллиста I, патриарха Константинопольского (1350–1353, 1355–1364). Epds.ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.03.2015 19:32:48

http://drevo-info.ru/news/18587.html

Эпоха, в которую жил и действовал Никифор Влеммид, была одной из наиболее исключительных в истории Византии: то было время, с одной стороны, господства латинян в Константинополе (1204–1261г.), а с другой стороны – создания и упрочения греками Никейской империи. Крестовые походы, предпринятые западными ополчениями для освобождения Гроба Господня от господства мусульман, принесли Православному Востоку немало бедствий. Греки потерпели от крестоносцев гораздо больше вреда, чем мусульмане ([это мнение французского учёного] Мишо). Бедствия эпохи не только обострили религиозную рознь, но и крайне увеличили национальную вражду греков к латинянам. Разорение латинянами цветущего города Фессалоники в 1185г., завоевание Константинополя в 1204г., сопровождавшееся диким разгромом столицы православной Империи, грабежом храмов и монастырей и оскорблениями греческого духовенства, монашества и народа на почве церковно-национальной розни, систематические притеснения греков в области религиозных отношений, подавление православной веры и угнетение Церкви в период господства латинян в Византии – вот некоторые исторические следствия западного крестоносного движения на Восток. И Восток ответил на такое отношение Запада непримиримой ненавистью и глубокой враждой, которая надолго сделалась характерной особенностью в сношениях греков с латинянами. Однако потеря гражданской независимости в Константинополе дала толчок к образованию другого центра политической свободы византийцев, который возник в Никее, ставшей столицей Никейского царства. Под управлением династии Ласкарисов Никейское царство унаследовало преемство всех основных начал византинизма – гражданского и церковного, и явилось продолжателем исторической жизни разорённой Византии, которой оно в 1261г. вновь и передало сохранённое им наследие византинизма. Большая заслуга никейско-византийских императоров в том и состояла, что они сохранили не только политическую, но и церковную свободу своего народа н содействовали восстановлению Византийской империи в прежней силе и могуществе, а равно и дальнейшему процветанию Православной Церкви, которая в эпоху латинского господства в Константинополе много страдала от произвола и насилия западных церковных деятелей. Но свою великую миссию в отношении к государству и Церкви никейские правители совершили при содействии выдающихся своих современников, которые то внушали им правила политического благоразумия и житейской опытности, то помогали в великом униональном деле между Востоком и Западом, считая соединение Церквей залогом мира между народами и разностороннего их процветания, то занимались научно-литературной деятельностью с целью просвещения современного общества и наибольшего оцерковления его. К числу таких деятелей XIII b. относится знаменитый Никифор Влеммид.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

И для св. Григория Паламы уже окажется необходимым предусматривать как раз «эссенциалистично», а значит, в конце концов, рационалистично ориентированное истолкование этого богооткровенного речения: «Беседуя с Моисеем, – отмечает св. Григорий, – Бог сказал не «Я есмь сущность», а «Я есмь сущий», не от сущности ведь Сущий, а от Сущего сущность. Сущий объял в себе все бытие». 70 Что касается триадологии Никифора Влеммида, то в ее оценке до сих пор не достигнуто ни полной определенности, ни, тем более, единогласия. Еще Никифор Григора в своей «Истории» утверждает, что поворот патриарха Иоанна Векка к решительной унии с латинянами был, в значительной мере, стимулирован его обращением к сочинениям Никифора Влеммида. 71 Евгений Булгарис говорит о том, что в последнем своем сочинении, «О вере», Никифор Влеммид, желая «окончить жизнь в правоте веры и исповедании отцев своих, возвратился во двор Церкви, от которой хотя несколько и отклонился, но не отрекался». 72 Такое же движение от поисков зыбкой униональной формулы к «изложению веры», носящему «неизменную и неподдельную печать православного исповедания», усматривает в богословии Влеммида и В. И. Барвинок. 73 В наше время имеет место попытка, в принципиальном отношении осуществленная В. М. Лурье, вписать триадологию Н. Влеммида (очевидно, не находя серьезных оснований для разговора о ее внутренней изменчивости) в единое движение темы «энергетического явления Духа через Сына» – как она раскрывалась в византийском богословии от св. Фотия через Григория Кипрского до св. Григория Паламы . 74 При этом автор данной богословской инициативы в другом месте признает, что опыт православного истолкования триадологии Никифора Влеммида не для всех православных одинаково убедителен. 75 Так что пока сохраняет свое значение та сдержанно обобщающая характеристика этой стороны богословия Н. Влеммида, которую дал ему И. И. Соколов в своей энциклопедической статье: «Влеммид сочувствовал принципу унии, но это сочувствие вытекало из глубины его любвеобильного духа, веровавшего в действенность обетования Христа Спасителя о едином стаде и едином Пастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Это видно из наук, которые здесь преподавались и которые относились к традиционной группе trivium’a и quadrivium’a, изучавшихся именно в средних школах Византии. Затем, местоположение школы – в изолированном монастыре, в гористой и труднопроходимой местности, при суровой монастырской обстановке, говорит в пользу того, что она была монастырской – в узком смысле слова – школой, в которой обучались члены монастырского братства (ср. девятую главу «Устава» Влеммида, с. 211–212). Поэтому «история и не передала нам ни одного имени более или менее известного исторического деятеля, вышедшего из монастырской школы Влеммида в Имафиях» (С. 61), – как заявляет г. Барвинок, а с другой стороны, в силу узкого назначения школы в Имафиях, в нее не мог проникнуть и Григорий Кипрский (С. 59), который в 1259 г. нуждался именно в среднем образовании, которого он не мог приобрести в латинских школах Кипра. Неточность в характеристике назначения школы в Имафиях произошла оттого, что г. Барвинок без достаточного основания приписал ей некоторые особенности школы Влеммида в монастыре св. Григория Чудотворца . Но они не были тождественными по устройству: школа в монастыре св. Григория была выше школы в Имафиях. Характеризуя личность Никифора Влеммида (С. 71 и сл.) автор, между прочим, совсем не обратил внимания на то, что Влеммид был сторонником византийского принципа акривии ( κρβεια) канонов и принадлежал к той исторической партии, которая строго руководствовалась в жизни и деятельности этим «спасительным» принципом и оказала Церкви большие услуги в защите ее самостоятельности, в охранении Православия, в ограждении нравственности в народе. Если бы г. Барвинок стал оценивать деятельность Влеммида с точки зрения этого принципа, то многое в «характеристике личности» Влеммида получило бы большую определенность и законченность, например, факт столкновения с Фриггою, отношение его к патриаршеству, суровое исполнение аскетических предписаний и т. д. В частности, с точки зрения отмеченного принципа было бы интересно уяснить то духовное «созерцание – θεωρα», которому Никифор часто предавался (С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010