Великая Лавра св. Афанасия является первым афонским монастырем как по времени основания, так и по месту в святогорской иерархии. Основана она в 963 г. св. Афанасием Афонским , получавшим помощь от византийского императора Никифора Фоки. В дальнейшем и другие василевсы покровительствовали Великой Лавре (Иоанн Цимисхий, Василий II, Константин IX Мономах, Алексей I Комнин и др.), и только они имели верховную юрисдикцию над обителью. В период своего расцвета, особенно с XI в., когда число монахов Лавры достигло 700 человек, до XIV в. Лавра была центром византийской духовной жизни, искусства, книгописания. И поныне, несмотря на период оскудения жизни в обители (например, в первой половине XVII в. в монастыре находилось 5–6 монахов), Лавра имеет богатейшее собрание рукописей (более 2,5 тысяч) и книг (более 20 тысяч), многие из которых являются шедеврами средневековой книжности. Богатейший архив Лавры св. Афанасия насчитывает сотни документов, начиная с 897 г., сохранившихся часто в оригинале, – от императорских хрисовулов и уставных типиков до частных определений. Хронологически первый из сохранившихся документов – акт продажи вдовой хорафия в селении Драговитов (ср. дреговичей русских летописей); среди подписавших этот акт от 897 г. – свидетель с явно славянским именем Доброта (Акт. Лавр. I 1.90.14–15, 18; 91.34). Другой документ, акт гарантии игумена монастыря св. Илии Николая от 1016 г., содержит аутентичную подпись игумена Русского монастыря на Афоне Герасима – первого известного по имени (Акт. Лавр. I 19.155.37–38). Архив Лавры сохранил оригиналы нескольких императорских хрисовулов, в которых обитель освобождается от митата, т.е. постоя воинских контингентов. Среди наемных иноземных сил ряд актов упоминает росов – русских. Это – хрисовулы Константина X Дуки от 1060 г. (Акт. Лавр. I 33.198.81), Никифора III Вотаниата от 1079 г. (Акт. Лавр. I 38.218.29), Алексея I Комнина от 1082 и 1086 гг. (Акт. Лавр. I 44.243.26; 48.258.27). 439 Афонский Протат 440 Афонский Протат, или Священный Кинот, является руководящим институтом всех святогорских обителей, решающим как проблемы, возникавшие между монастырями, так и вопросы внешних связей Афона. Существует с первых лет учреждения монастырей на Афоне, во всяком случае, со времени издания первого Устава в 971/2 г. Священный Кинот (Протат) заседает в монашеском городке Карее, расположенном в центре полуострова и являющемся своего рода афонской столицей. Протат состоит из представителей (антипросопов) всех двадцати афонских монастырей, избираемых сроком на один год. Решения Кинота оформлялись протоколами, которые хранятся в протатском архиве. Библиотека Протата насчитывает 117 рукописных книг, а также акты, среди которых находится и оригинал первого Афонского устава (Типика), изданного византийским императором Иоанном Цимисхием в 971/2 г. и называемого «Трагос» (т.е. «Козел»), т.к. грамота написана на пергамене из козлиной шкуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

З. появляется на миниатюрах, иллюстрирующих его произведения. И. З. могли изображать вместе с др. святыми, напр. с ап. Павлом в Гомилиях И. З. (Athen. Bibl. Nat. 210, кон. IX в.) - на 2 миниатюрах, расположенных на развороте листов 93 об.- 94; или с ап. Матфеем в Гомилиях И. З. на Евангелие от Матфея (Sinait. gr. 364. Fol. 2v, 1042-1050 гг.) - ростовые фигуры И. З. и ап. Матфея, передающего ему кодекс. На выходной миниатюре из рукописи Гомилий И. З., изготовленной по заказу имп. Никифора III Вотаниата (Paris. Coislin. 79. Fol. 2v, 1079-1081 гг.), святитель стоит справа от имп. Никифора, правой рукой принимает от него кодекс в роскошном окладе, левая рука лежит на груди; И. З. не стар, с высоким лбом, овальным ликом, короткими темными волосами и крохотной бородкой, облачен в фелонь. В Гомилиях Иакова Коккиновафского на выходной миниатюре (Paris. gr. 1208. Fol. 1, 2-я четв. XII в.) изображена беседа И. З. со свт. Григорием Нисским, оба сидят в рясах перед пюпитрами с раскрытыми кодексами, на фоне зданий; дважды представлен Иаков Коккиновафский - коленопреклоненным перед Григорием Нисским и с воздетыми руками перед И. З. В рукописи сборника, включающего Гомилии И. З. из Ниловой Столобенской пуст. (ГА Тверской обл. 1028, кон. XV в.; см.: Попов Г. В. Пути развития тверского искусства в XIV - нач. XVI вв. (живопись, миниатюра)//ДРИ. 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, XIV-XVI вв. С. 353-357), перед началом Гомилии на праздник Воскресения Христова (Л. 226) в центре заставки прямоугольной формы небесного цвета, в круглом медальоне на золотом фоне помещено поясное изображение И. З. в белом саккосе (вставные миниатюры московского происхождения 1-й пол. XVI в.). В период формирования высокого иконостаса на Руси иконы с образом И. З. включались в состав деисусного чина, напр. в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). Образ И. З., исполненный наиболее искусным мастером из числа работавших над иконами Деисуса, находится в правой части чина.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Император Зенон, бывший мужем св. Ариадны, дочери императора св. Льва I Старшего, не оставившего наследника по мужской линии, получил власть от сына Льва II Младшего, которого дед поставил царем 582 . После венчания на царство Лев II Младший, т.е. несовершеннолетний сын (!), объявил отца соправителем, и после его смерти Зенон остался единственным легитимным императором 583 . Примечательно, что царица св. Ариадна получила статус августы (императрицы) не по отцовой линии, а по мужу, как жена императора Зенона. И после его смерти, как законная императрица, она привела к трону своего нового супруга, оставшегося в истории под именем императора Анастасия I 584 . Понятно, тем не менее, что его избрание стало возможным только при условии последующего бракосочетания с августой, чем и обеспечивалось преемство власти. С другой стороны, сам по себе факт женитьбы императрицы на Анастасии еще не означал со всей определенностью безусловного признания за ним права на императорский титул. Необходимо было именно сочетание двух указанных форм для того, чтобы Византия признала Анастасия легитимным императором. В истории без труда отыщутся и многие примеры, подтверждающие тот факт, что византийцам вовсе не были чужды понятия наследственности власти. Однако наличие наследников не мешало при необходимости предоставлять трон иным лицам, соблюдая при этом династические права юных царевичей и царевен. Достаточно напомнить, что сохранили свои права на престол представители Македонской династии – младенцы Василий II Болгаробойца и Константин VIII во времена царствования «взрослых» императоров св. Никифора II Фоки и Uoahha I Цимисхия. А также Иоанн V Палеолог во время правления императора Иоанна VI Кантакузена, который во время венчания заявил, что через 10 лет добровольно сложит с себя царский сан. Другой пример приводит современник императора Алексея I Комнина, его родственник и государственный деятель Никифор Вриенний. Когда императорский трон захватил Никифор III Вотаниат, Алексей Комнин, посчитав, что нарушены законные права наследника – Константина Порфирородного, брата свергнутого царя Михаила VII Дуки Парапинака, предложил Никифору признать Константина соправителем, а по достижении совершеннолетнего возраста передать тому единоличную власть 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как утверждают, со времен варварских нашествий Вечный город не подвергался такому страшному разрушению. В пламени огня погибли роскошные дворцы и древние храмы. Были совершенно опустошены Капитолий и Палатинский холм, а на всем протяжении от Колизея до Латерана не осталось ни одного целого здания.Этого простить папе не смогли даже жители Рима. Проклинаемый ими, Гильдебранд добровольно сложил свой сан, покинул город и отправился в Салерно, поставив новым Римским епископом Виктора III (1086–1087), хотя антипапа Климент III продолжал сохранять за собой часть Рима и Латеранский дворец. Скончался Григорий VII 25 мая 1085 г. с ясным пониманием до конца исполненного долга, но ненавидимый Римом. А его преемники продолжили войну с Западным императором. Весной 1095 г. Урбан II (1088–1099) организовал громадный Собор в Ломбардии, в городе Пьяченце, где присутствовало 4 тыс. священников и монахов и более 30 тыс. мирян. Собор в очередной раз анафематствовал Генриха IV и Климента III, а Урбан II отправился в Рим и изгнал антипапу из города. Попутно понтифик организовал серию заговоров против императора, к которым присоединился сын Генриха IV. Однако в целом новый папа был гораздо благоразумнее своего предшественника, что обусловило его более терпимую политику в отношении императора. А Германский король, почувствовав дуновение удачи, немедленно принялся восстанавливать целостность и единство Западного мира, расколотого былыми баталиями. Он предпринял несколько небезуспешных попыток локализовать конфликт. Для этого ему пришлось даже выдать свою родственницу, уже упоминаемую нами выше 43-летнюю маркграфиню Матильду, замуж за 17-летнего сына герцога Баварии Вельфа V (1073–1121). К слову сказать, именно эта семья даст название партии гвельфов, ставших вековыми сторонниками папства, которым не менее активно противостояли гибеллины – сторонники имперской партии. Впрочем, не получился ни семейный, ни политический союз – герцог вместе с супругой активно противостоял королю, а затем, устав от многомудрой и сильной Матильды, в 1095 г. развелся с ней, получив искомое согласие на это Римского папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1080 г. Хрисовул императора Никифора Вотаниата, подтверждающий два вышеупомянутые соборные постановления при п. Иоанне Ксифилине 660 . 1090 г.(?) Толкование Феодора Веста на Номоканон XIV тит. 661 В толкования на 23 главу 1 титула Вест, приводя содержание 14 апостольского правила, в схолии решает вопрос: «если кто разрешит первый законный брак и потом опять восстановит его, такой будет избран (в клир) или нет?» и отвечает: закон говорит: если кто расторгнет со своей женой брак, потом опять восстановит его, считается один и тот же брак, если только брак будет восстановлен по прошествии немногого времени, и ни муж, ни жена не вступят в другой брак». Вопрос таким образом решается утвердительно 662 . В толкования на 29 главу 9 титула Вест приводить I, III, 44 кодекса Юстиниана и из Василик III, I, 27, 31 и 32 663 . Ок. 1090 г. (?) Вопросо-ответ 2-й Никиты, хартофилакса константинопольского и затем епископа Митиленского и архиепископа солунского относительно священника, ограничиваться только обручением и потом принявшего хиротонию. Из вопроса видно, что ни сам священник, ни местный епископ не знали, что молитвы обручения еще не составляют совершенного брака. Этим легко объясняются случаи рукоположения после хиротонии. Никита считает достойным наказания священника и выясняет, что 1) молитвы обручения не достаточно, чтобы начать сожительство, 2) что после хиротонии никто не благословляется на брак, 3) что никто, вступивши в связь с обручницей до брака, не удостаивается священства 664 665 ) вопросо-ответ 3: второбрачный депутат 666 должен во время входа входить вместе с епископом? Ответ дается утвердительный, но под условием предварительного выполнения епитимии 667 . XT в. Бл. Феофилакт, архиеп. болгарский (ахридский) в толковании на 1Тим. 3:2 : единыя жены мужу. Если человек, связанный узами брака, заботится о мирских делах, а епископ не должен заботиться о мирском, то как же апостол говорить: единыя жены мужу? Некоторые полагают, что он указал на безбрачие епископа. А если не это (здесь должно разуметь); то – что он, имея жену, может жить, как будто не имея ее, то есть не подчиняясь ее желаниям. Говоря сие, апостол не законополагает, что епископ непременно должен быть женатым. Ибо как мог повелеть это говоривший: хощу, да вся человеци будут якоже и аз? Но если бы по тогдашнему времени, говорит, и случилось это, то пусть он будет мужем одной жены. Это (сказано) также ради иудеев, у которых дозволялось многоженство. Некоторые без всякаго основания полагало, что апостол говорит это относительно церкви, – именно говорит, чтоб епископ не переходил от церкви к церкви: потому что это есть любодеяние 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

122 Греч. λειψε πρς τ σκμματα, букв. «натирал маслом для гимнастических рвов». Пример употребления спортивной метафоры в аскетической письменности. 124 Ганская кафедра Константинопольского Патриархата на северо-западном побережье Мраморного моря являлась епископской вплоть до XIII, а к началу XIV в. стала митрополией. Имя этого архиерея неизвестно. 125 Τς ατς κεραμας – поговорка, означающая что-то вроде «из того же теста». См.: Paromiae. Macarii. Centuria VIII, 15//Op. cit. Vol. 2. P. 215. 126 Это выражение, вероятно, заимствовано у свт. Григория Богослова , который говорит философу Герону: «Посрамляй, как и прежде, и суеверие эллинов, и их многобожное безбожие, древних и новых богов, и гнусные басни и ещё гнуснейшие жертвы, как говорит некто, из них же самих (sc. Гераклит), очищающих грязь грязью, то есть плоть плотью, собственную плоть – плотью бессловесных» (Gregorius Nazianzenus. Oratio 25//PG. 35. Col. 1220. Рус. пер: Цит. соч. С. 368–369). 127 Сложно сказать, что имеет в виду автор и какие молитвы в его время могли называться α ν τ Παναγ εχα, если только Παναγα здесь не является названием какой-либо богослужебной книги. Возможно, речь идёт о совместной трапезе, в конце которой, по монашескому уставу, совершается чин о Панагии. Панагией также могли называться иконы или церкви в честь Богородицы (См.: ΔημητρκοςΔ. Μγα λεξικν λης τς λληνικς γλσσης. θναι, 1933–1951. Τ. 10. Σ. 5371). 130 Игра слов: ναιδς τν οδιμον. Иосиф Калофет повествует в своём Житии также о том, что свт. Афанасий был вызван к императору Михаилу VIII в Константинополь. Победив императора в споре, он был жестоко наказан им, после чего избавился из заключения чудесным образом: посланные за ним видели его и говорили с ним, но никто не мог узнать его, кроме верных и сподвижников (Josephus Calothetus. Vita Athanasii 22//Op. cit. Σ. 479:847–480:894). 131 Монастырь Богородицы Перивлепты («Прекрасной») в районе Псамафия – один из самых значительных монастырей Константинополя; основан в XI в. императором Романом III Аргиром, перестроен в 1080 г. Никифором III Вотаниатом. В настоящее время – армянский монастырь Святого Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1428 Σντ. V, 60. Кроме того патр. Алексею Цахариэ приписывает два документа, напечатанные в Синтагме на стр. 93 и 473. Zachar. Gesch. 28. 1430 Leuncl. I, 208 (Migne, CXIX, 747). Σντ. V, 40. Определение это составлено по просьбе митроп. Коринфского. 1432 Leuncl. I, 263. Σντ. V, 46. Точнее в рукописи Paris. 1815 f. 519 (Zhishman) f. 75 (Zachar.) и 1819. 1434 Leuncl. I, 264. Σ. V, 47. Соч. Керуллария. Migne CXX, 719. Определение об отлучении латинян ibid. 736. 1436 Leuncl. I, 211, 212 (Migne, CXIX, col. 756, 767). Σντ. V, 51, 53. Оба определения подтверждены хризовулом Никифора Вотаниата (1080). Zachar. JGR. III. 338. Неволин, Истор. гражд. зак. I, 193. Вальсам. номок. 2. 1438 Leuncl. I, 214 (Migne, CXIX col). Вальс. на 16 (19) карф. соб.; номок. VIII, 13. Властарь, к. гл. 32. Zacharia, приписывает это постановление Иоанну Иеромнимону и относит 1129 году. Geschichte, 3-е Aufl. LIII, S. 34. Скабалановича, Визант. государство и Церковь в XI веке. Спб. 1861, стр. 446. Соч. Ксифилина. Migne, СХХ. 1201. 1446 Вальс. 55 ответ Марку Алекс. в Синтагме IV, 488. (У Леункл. отв. 53. Migne. CXIX, col. 1081 пропущено: Νικολου). Ср. Послание о постах. Σντ. VI, 578. 1447 Leuncl. I, 216 (Migne, CXIX, col. 763). Властарь, В гл. 8 (пер. Ильинского, 79). Ср Павлова, «50 гл. Кормчей Книги». 441–452. (трактаты Зонары и Вальсамона). 1448 Leuncl. I, 271. Σντ. V, 62 (Любопытная заметка у Милаша, Црквено право, стр. 116, прим. 17). 1449 Leuncl. ISR. I, 7, 20. Σντ. IV, 417. Новая редакция: Гεδεν, 1, 9–16. Порфирий, (Успенский, Первое путешествие, II, стр. 219. Кормчая, гл. 53. Pitra, Specil Solesmense, IV, 466. 1450 Σντ. V, 82. Leuncl. I. 217 (Migne, ib. 766). Властарь, β. 8 (Ильинск. 34). Cp. Кормч. 217. Павлова, 289, 13. Другие определения, составленные при Льве Стипиоте, см. выше. Σ. V, 76. 1452 Вальс. Толк. на 83 пр. Васил. Велик. (Любопытный рассказ о врачевании волхвами Зои супруги царевича Алексея, сына Алексея Комнена). Гεδεν, II, 6. 1458 Иоанн Китрский, Ответы, Σντ. V, 407. (Migne, col. 965: здесь имя патриарха пропущено). Грамота к Нифонту Новг. Макар., III, 227.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

282 Иоанн Киннам, кн. VI, гл. 8; Ник. Хониат, Царств. Исаака Анг., кн I, гл. 10; Цар Алекс. Комн., кн. III, гл. 10 283 О богатствах и роскоши греческой столицы и мировом ее значении до завоев. крестоносцами (Герцберг, 208–299). Ежегодный доход виз. казны=25 мил. фунтов стерлингов, что=125 мил. (по курсу 1873 г.), между тем как Англии всего=77 мил. (Хр. Чт. 1880, II, с. 183–184) 286 Никифор Григора: Римская история, кн. VIII, гл. 10. Основатель последней династии (Михаил III Палеолог, 1261–1282) был и последним великим человеком, произведенным Византией (Герцберг, 411) 288 После крестовых походов проявилась на Западе жажда к завоеванию Греческой империи (La France en Orient au XIV eueclc. Expedition du marechal Boucicaut. Par. I. Delaville de Roulx. P. 1886, реценз. Ж. M. H. Пр. 1888, 2, с 487–504). Разгром XI в. в pendant латинам (Христ. Чтен. 1882 г., I, 145–147), учиненный Алексеем Комненом во время бунта против Никифора Вотаниата (Анна Комн., II, гл. 10) 290 К астрологии обращались во всех важенейших случаях (Герцберг, 145, 321, 564, 569). Еще в VI в. византийцы писали о выборе счастливого дня, трактаты о звездах и предсказаниях. Сюда же относится Соломонова книга для вызывания демонов, разсказ о волшебной кукле (Никита Акоминат из Хон, Успенского, 107, 111), магия книги (Ж. М. Н. Пр. 1893 г., 7 с. 270), из боязни бедствий народ разбивал статую Афины (lb); гадания применяются к истории Византии и самое существование города связывается с судьбой его памятников (Этногр. Сборн. 1890, IV, 27–28) 293 По словам рус. путеш. к XII в., Антония «от греческого моря до моря русского есть монастырей 14000». Современник его Евстафий Фессалоникский считал подвижников в пределах Византийской империи «бесчисленными», так что она представлялась ему одним сплошным монастырем и казалась всецело «монашеским царствомъ» (Eustathius, De emendanda vita monachica, cap. 84–85; Migne. t. CXXXV, col. 797–799). И по завоевании Константинополя латинами, западные рыцари были поражены количеством монастырей в столице. Хронист Альберик насчитывал в ней ок. 500 церквей и монастырей, а Роберт де-Клари полагал до 30000 монахов и монахинь (Соколов, Ист. монаш. в Виз. имп. IX-XIII в., Каз. 1894 г., с. 207–308). Монахи увлекались настолько политич. борьбой, захватывавшей все слои виз. общества, что некоторые из них сами стали мечтать о византийском престоле (Анна Комн., I, гл. 12, 15)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В последующие столетия уход царственных особо и членов их семей в монашество принял самые широкие масштабы, вследствие чего необходимость в домыслах и догадках отпала напрочь. В частности, монахами стали: дочь императора Константина V Исавра (741-775) св. Анфуса, царица Мария, супруга императора Константина VI (780-797), и его дочь Ефросинья, царица св. Ирина (организатор VII Вселенского Собора 787 г.), царь Ставракий (811) , император Михаил I Рангаве (811-813) с супругой Прокопией и детьми (в том числе с будущим Константинопольским патриархом св. Игнатием), Афанасий, внучатый племянник императрицы св. Феодоры, супруги императора св. Юстиниана I Великого (527-565) , императрица св. Феодора («Торжество Православия», 843 г.) и ее дочери Мария, Фекла, Анна, Анастасия, Пульхерия. Продолжая список «царственных монахов», упомянем св. Сосипатру, дочь императора св. Маврикия (582-602), императоров Леонтия (695-698), Филиппика (711-713), Анастасия II (713-715) , Феодосия III (715-717), патриарха св. Стефана (память 18 мая), сына императора Василия I Македонянина (867-886), царицу св. Феофанию (память 16 декабря), первую жену императора Льва VI Мудрого (886-912), царя св. Михаила Болгарского (864-889), императрицу Зою Карбонасину, четвертую супругу императора Льва VI Мудрого, Стефана и Константина, сыновей императора Романа I Лакапина (919-944), самого Романа I Лакапина, царицу Елену, супругу императора Константина VII Порфирородного (913-959), и ее дочерей Зою, Агафью, Феодору, Анну, Феофанию, царицу Софью, вдову императора Христофора (921-931), сына Романа I Лакапина. Лишь ранняя и неожиданная смерть не позволила императору св. Никифору Фоке (963-969) исполнить свою мечту стать монахом Святой Горы, где ему уже была приготовлена келья . А председателем иконоборческого Собора 754 г. стал митрополит Феодосий Эфесский, сын бывшего императора Тиверия II (698-705). Далее следует назвать царственных лиц более позднего периода: царя св. Петра Болгарского (927-969, память 30 января) , сына Болгарского царя Симеона Гордого (919-927), царевну Евдокию, дочь императора Константина VIII (1025-1028), императоров Михаила IV Пафлогон (1034-1041) , Михаила V Калафата (1041-1042), Исаака I Комнина (1057-1059), его супругу царицу Екатерину и дочь царевну Марию, императоров Михаила VI Стратиотика (1056-1057), Никифора III Вотаниата (1078-1081) , Михаила VII Парапинака (1071-1078) и его дочь Елену, царицу Евдокию (1067), супругу царя Романа IV Диогена (1068-1071), самого Романа IV Диогена, дочь Алексея I Комнина (1081-1118) царевну Евдокию .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

Как отмечают исследователи, «долгосрочные стратегические последствия Крестовых походов в большей степени были связаны с Византийским государством, нежели с турками или арабами. (...) Все дипломатические и церковные переговоры Византии с латинским христианством после битвы при Манцикерте вплоть до окончательного падения Империи в XV веке будут обусловлены острой необходимостью в поддержке. (...) Византийские императоры решили использовать в качестве приманки вопрос о религиозном объединении – чтобы получить от папы необходимую военную помощь и поддержку». Первые переговоры Константинополя с Римом после 1054 г. состоялись при императоре Михаиле VII Дуке и папе Григории VII. Перед лицом натиска сельджуков, разгромивших имперскую армию при Манцикерте в 1071 г., Михаил VII был вынужден при посредничестве папы искать примирения с норманнами. В 1074 г. была достигнута договоренность о помолвке Константина, юного сына императора, с Еленой, дочерью Робера Гвискара. Однако вскоре Михаил был свергнут с престола, и новый император Никифор III Вотаниат (1078–1081) разорвал союз с норманнами – за что был немедленно отлучен от церкви папой Григорием. Отлучению подвергся и следующий император, Алексей I Комнин (1081–1118). Свидетельством отсутствия в то время четкой границы между восточным и западным христианством служит пример с почитанием свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских. Этот греческий святой, славившийся своим заступничеством за бедных и помощью путешественникам, был весьма почитаем в Италии. В 1087 г. купцы из г. Бари тайно вывезли мощи свт. Николая из малоазийских Мир (ныне Демре в Турции) в свой город, едва успев опередить венецианцев, собиравшихся перехватить святыню. По этому случаю был установлен праздник перенесения мощей святителя, который не позднее 1097 г. стал отмечаться и на Руси. При папе Урбане II (1088–1099) отношения Рима и Константинополя становятся более дружелюбными. В послании к императору Алексею Комнину папа пожаловался на то, что его имя не поминается на литургии в Константинополе. Вопрос был рассмотрен на соборе 1089 г. во главе с патриархом Николаем III (1084–1111). Поскольку никаких официальных решений по этому поводу в архивах обнаружено не было, исключение пап из патриарших диптихов было признано незаконным и ошибочным – «ибо противоречит законам и канонам исключать имя папы из списка святейших патриархов и диптихов прежде канонического осуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010