Зоей буд. имп. Михаила V Калафата. В 1078 г. здесь отрекся от престола имп. Михаил VII Дука. В 1081 г. в храме скрывались знатные дамы из семейства Комнинов, поднявшего мятеж против имп. Никифора III Вотаниата. Ок. 1285 г. здесь проходил Собор, на к-ром Византия отказалась от Лионской унии 1274 г. и был осужден низложенный патриарх Иоанн XI Векк. 13 мая 1347 г. во Влахернском храме состоялись коронация Иоанна VI Кантакузина и его жены и венчание имп. Иоанна V Палеолога с Еленой, дочерью Кантакузина, весной 1354 г. был коронован имп. Матфей Кантакузин. Священная купальня церкви над источником во Влахернах Священная купальня церкви над источником во Влахернах В 1204 г., после захвата К-поля крестоносцами, в церкви разместилась община каноников, к-рая вскоре наряду с неск. др. вновь образованными католич. мон-рями К-поля отказалась участвовать в выборах лат. патриарха и не признавала его до 1217 г. Позднее, еще до освобождения К-поля, церковь была выкуплена православными и вошла в юрисдикцию К-польских Патриархов, живших в изгнании в Никее. В 1348 г. пираты разграбили храм и убили неск. священников. 29 февр. 1434 г. на деревянной крыше храма возник пожар, полностью уничтоживший постройку, и она более не восстанавливалась. Все святыни храма были утрачены. Руины церкви (или какой-то части дворца В.) были известны в Стамбуле до XIX в. Несмотря на разорение, среди правосл. населения Османской империи источник пользовался большим почитанием. К нему совершались крестные ходы в субботу Акафиста и на праздник Положения Честной ризы Божией Матери (2 июля). Вода из этого источника протекала под городской стеной и впадала в море. От XVII в. сохранились свидетельства о чуде, когда в день потопления вражеского флота (2 июля) вода в море, куда впадал источник, становилась кровавой и сохраняла этот цвет до 1 сент. «Оберегает все то место, откуда течет святая вода, русская полонянка, для того, что ей указано с тех людей, кто к святой воде придет, брать по деньге с человека, и тем она питается» ( Каптерев Н.

http://pravenc.ru/text/ВЛАХЕРНЫ.html

Императоры, понятно, имели наиболее средств воздвигать блестящие монастыри и наделять их обильными благами, – их сооружения поражали великолепием. Из императоров и лиц царской фамилии, основавших в наш период монастыри, известны следующие. Роман III Аргир построил монастырь Перивлепт. Постройка началась в 1031 г. и продолжалась до самой смерти императора (1034). Сначала предполагалось выстроить только храм. Куплено было место с домом у какого-то Триаконтафилла и начаты сооружения. Император в честолюбивых замыслах хотел сравниться с Соломоном и Юстинианом, желал, чтобы его храм не уступал храмам, построенным этими царями. Собраны были лучшие мастера, приготовлен лучший материал, начаты работы, и по мере того как они продвигались вперед, первоначальный план сооружений был дополняем, видоизменяем и исправляем. Главнейшее дополнение состояло в том, что при новом храме решено было построить монастырь и воздвигнуты были нужные для этой цели здания в обширных размерах. Это предприятие Романа, стоившее государству громадных денег, осталось памятным народу по тем тягостям, к которым оно влекло, – так как доставка кирпичей и разных строительных материалов всецело легла на население. Монахов собрано было в новом монастыре множество и они роскошно были обеспечены содержанием, целые округи казенных земель, к тому же самых добротных и доходных, были приписаны к новому монастырю. 2633 Перивлепт послужил местом вечного упокоения для своего основателя. 2634 Вторым ктитором этого монастыря после Романа Аргира был Никифор Вотаниат; после взятия Византии Алексеем Комнином он пострижен был здесь в монашество, оставался до конца своей жизни и здесь погребен. 2635 Константин Мономах основал монастырь св. великомученика Георгия в Манганах. Первоначальным поводом послужили отношения его к Склирене. Скоро после вступления Мономаха на престол Склирена была вызвана в Византию и поселена в доме Кинигия. Чтобы иметь благовидный предлог посещать ее, Мономах затеял здесь постройку дворца и стал ходить как бы для наблюдения за работами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Минологий имп. Василия Багрянородного (976–1025 г.) представляет в своих миниатюрах епископский омофор уже иного устройства. Это – длинная повязка, оборачивающаяся вокруг шеи, без раздвоения. Перегиб лежит высоко; концы омофора спереди и сзади – длинные. В омофорах такого типа изображены в Минологии шесть епископов на картине заседания VII Вселенского Собора. Епископы сидят на полукруглом возвышении по обе стороны императрицы Ирины, председательствующей на Соборе. Омофоры на епископах напоминают, до некоторой степени, наши диаконские орари 17 .Такие же омофоры, как в Минологии имп. Василия, надеты и на святителях в недавно изданных миниатюрах греческого Минология XI в. (месяцы февраль и март), хранящегося в Московской синодальной библиотеке 18 . Такие же омофоры и на шитых образах четырех святителей: Григория Богослова , Василия В., Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца на греческой епитрахили XI-XII в. Патмосской скевофилакии 19 . С такими же омофорами изображены святители и на мозаиках нашего Киево-Софийского собора 20 , на фресках XII в. в Спасо-Нередицкой церкви близь Новгорода 21 , на фресках Кирилловского монастыря возле Киева того же века 22 и др. В России доселе уцелел омофор свт. Никиты, епископа Новгородского († 1107 г.), наиболее древний из омофоров, находящихся в ризницах России; он одинакового типа с современными ему омофорами византийскими 23 . Современным ему можно признать греческий омофор Московской синодальной (б. патриаршей) ризницы, усвояемый, по темному преданию, даже свт. Александру, еп. Александрийскому († 326 г.), участнику I Вселенского Собора 24 . Отличительной особенностью архиерейских омофоров, начиная с X-XI в., является, на наш взгляд, то, что они становятся широкими и длинными. Шириной и длиной омофоры эти резко выделяются при сопоставлении их с омофорами на изображениях VI века, и если о последних можно сказать, что они близки к лорам греко-римских вельмож, то об омофорах с X в. следует сказать, что они весьма напоминают лоры византийских императоров. Они не имеют только присущих императорским лорам драгоценностей. Драгоценные камни и жемчуг не так скоро перешли с императорских лоров на епископские омофоры. Но лор, надетый, напр., на имп. Никифоре III Вотаниате (1078–1081 г.), по своему внешнему виду и положению на корпусе, весьма напоминает наш нынешний украшенный епископский омофор 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Студийский монастырь по-прежнему был вовлечён в общественно-политические события; как отмечал профессор Санкт-Петер­бургской Духовной академии Н. А. Скабаланович (1848–1918), “лица, удалявшиеся или удаляемые со сцены, если они до тех пор занимали высокое общественное положение или обладали большим богатством, поступали обыкновенно в знаменитый Студийский монастырь, находившийся в самом Константинополе. Цари считали этот монастырь самым приличным для себя местом после удаления с трона: Михаил V Калафат (1041–1042) искал в нём убежища, был в нём пострижен и только после ослепления насильно сослан в монастырь Элегмон; Исаак Комнин (Исаак I, 1057–1059 — а. А.) после отречения от престола и пострижения в монашество тоже нашёл приют в Студийском монастыре, где пробыл последнее время своей жизни; Михаил Парапинак (Михаил VII Дука, 1071–1078 — а. А.), вытесненный с престола Вотаниатом (Никифор III, 1078–1081 — а. А.), был отправлен после пострижения в Студийский монастырь и только впоследствии, после рукоположения в митрополиты, стал проживать в монастыре Мануила” 19 . Студийскому монастырю из века в век императорская семья поручала воспитание своих детей мужского пола. Так, сыновья императора Мануила I Комнина (1143–1180) Исаакий и Иоанн были отданы в Студийскую обитель на воспитание, “чтобы поучались добродетели подражанием жизни отличных мужей” 20 . В домонгольскую эпоху русские паломники часто посещали Константинополь на пути в Святую Землю. Этому способствовало и укрепление русско-византийских государственных отношений, в частности, брак наследника византийского престола Алексея Комнина с дочерью киевского князя Мстислава (1125–1132); по сообщению Воскресенской летописи, “дщи Мстиславля ведена бысть во грекы за царевича” 21 . “Хождения” в Святую Землю после принятия христианства на Руси были основной формой путешествий русских на Восток. Рассказы паломников о Константинополе, Византии и Палестине начиная с XII века включались в русские летописи. Уже в XI–XII вв. в Константинополе существовал особый русский квартал (“обол”), в котором жили купцы, приезжавшие с Руси. Русские паломники издавна считали Студийский монастырь одной из самых больших святынь Царьграда: в нём хранились мощи святого Иоанна Крестителя, там находилась гробница преподобного Феодора Студита, который являлся для русских иноков идеалом исповедника веры, хранителя канонов и устроителя монашеского общежития. Поэтому в своих записях о “хождениях” русские паломники уделяли большое внимание и Студийскому монастырю.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Трапеза Приглашают на трапезу. Сестры трапезничают отдельно от паломников, и со мной за столом — Панайотис, паломница-немка и рабочий-электрик. Пища, как и в монастыре Вознесения, самая простая: помидоры, вкусные вяленые оливки, жареная картошка; в воскресный день к ним добавляются яйца, молоко, фета. Традиционный греческий кофе по утрам. На столе всегда кувшин с холодной водой. В монастыре большой огород, а также козы и куры, так что сестры питаются плодами своих трудов. Великая святыня На службе сестры тоже стоят отдельно, в передней части храма, после службы все прикладываются к святыням. Главной святыней монастыря является частица Честного Гвоздия, которым был распят Господь. Святую частицу Честного Гвоздия в числе нескольких других святынь когда-то подарил Филофейскому монастырю император Никифор III Вотаниат (1002–1081). Этот византийский император любил монашество, покровительствовал монастырям и даже отреставрировал пришедший в упадок Филофей. Сейчас великая святыня хранится в иконе архангела Михаила в серебряной рипиде (рипида — укрепленный на длинной рукояти серебряный круг с изображением шестикрылых серафимов — напоминает верующим, что во время литургии в храме невидимо присутствуют святые ангелы). Икону изготовил некий иерей Анастасий из Болгарии, получивший чудесное исцеление от святыни. Так что частицу Честного Гвоздия охраняет Архистратиг Небесных Воинств, покровитель Тасоса. В конце службы В конце службы, после поклонов перед иконами и святынями монастыря, все благословляются у священника и герондиссы Ефремии. Герондисса Ефремия в ответ на мой поклон кланяется ещё ниже так, что мы чуть не сталкиваемся лбами. Матушка очень смиренная, она одна из самых духовно опытных игумений старца Ефрема. Её трудно распознать среди сестер, она часто не носит игуменский крест и может выполнять любую, самую повседневную работу, например, взять в руки метлу и спокойно мести двор, так что её вполне можно спутать с послушницей. В монастырь герондисса Ефремия пришла совсем юной девушкой. Она из города Волоса, в котором жил сам старец Ефрем, его мама, старица Феофано, и старица Макрина, игумения монастыря в Портарье, известная подвижница. Герондисса Ефремия выросла, можно сказать, на руках старицы Макрины и старца Ефрема.

http://pravoslavie.ru/97761.html

Учитывая безысходное положение, вызванное нашествием сельджуков в восточную Анатолию, нетрудно понять, почему к концу столетия константинопольские власти стремились прийти к некоторому соглашению с Западом. По крайней мере, после поражения при Манцикерте государство находилось на грани краха. Финансовая помощь и нейтралитет Запада приобретали решающее значение. Примечательно, что все дипломатические и церковные переговоры Византии с латинским христианством после битвы при Манцикерте вплоть до окончательного падения империи в XV веке будут обусловлены острой необходимостью в поддержке 144 . В условиях военной и идеологической угрозы со стороны надвигающихся турок такая политика была неизбежной. В этот же период и по той же причине византийские императоры решили использовать в качестве приманки вопрос о религиозном объединении – чтобы получить от папы необходимую военную помощь и поддержку. Истоки всех важнейших положений будущих переговоров с Западом и папством восходят к концу XI века. Вполне логично, что первые переговоры с Западом, в которых принимали участие Михаил VII Дука (10711078) и папа Григорий VII, состоялись вскоре после Манцикерта. Первым делом император намеревался обуздать авантюристов–норманнов 145 . Чтобы остановить продвижение турок на Восток, явно требовалось заключить определенное соглашение с Робертом Гвискаром. Именно потому Гвискара уговорили дать согласие на брак его дочери Елены с сыном и наследником императора Константином. По условиям брачного союза император должен был признать византийские завоевания Гвискара. Убедить папу поддержать это соглашение не составило труда. Вероятно, перспектива церковного сближения и установления нового папства на Востоке была весьма заманчивой. Кроме того, Григорий в то же время планировал отправить на Восток крестовый поход (надеясь лично его возглавить) и понимал, что участие или сотрудничество византийцев будет необходимо 146 . Тем не менее ни один из проектов и планов не осуществился. Дворцовый переворот 1078 года, лишивший Михаила императорского престола, и расторжение договора с норманнами его преемником Никифором III Вотаниатом похоронили все инициативы. В довершение всего такой поворот событий вызвал негодование Гвискара, не говоря о разочаровании, которое испытал папа. Последний, отлучив нового византийского императора от церкви, продолжал содействовать норманнам в подготовке военной кампании, нацеленной на захват Диррахия. Более того, когда несколькими годами позже на престол вступил Алексий Комнин, папа тотчас отлучил и его. Эти тактические шаги Григория, несомненно, стали причиной того, что в следующем столетии византийские авторы не лучшим образом отзывались о понтифике. Особенно резкие слова Анны Комнины в адрес Григория связаны с его поддержкой норманнов 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Муж сестры Алексея армянин Григорий Таронит, близкий к роду Багратидов, получил должность протовестиария (хранителя царской казны) и сан паниперсеваста («наисвященнейший»). Два его брата – Андроник и Никифор стали соответственно протосевастом и друнгарием флота. Таким способом Комнин неожиданно произвел быструю и решительную реформу придворных титулов. Это была разумная мера, обусловленная объективными причинами – необходимостью избавиться от несуществующих и «пустых» должностей и субъективными – желанием укрепить свою власть родственниками, наделенными высшими чинами. Очевидно, титул кесаря, о котором так мечтал Никифор Мелиссин, теперь резко обесценился в глазах придворных 189 . Следует сказать, что новые назначения являлись не только и не столько платой за услуги, которые оказали отдельные лица Комнину во время похода за царской властью. Как справедливо замечают исследователи, столичная знать – евнухи, финансисты и престарелые чиновники уже были неспособны управлять Римской империей. Зато на периферии выросло поколение молодых, патриотически настроенных и амбициозных людей, принадлежащих к малоизвестным семьям. Талантливые и храбрые до самозабвения, римляне от головы до пят, они выбрали своим кумиром Алексея I, которому единственно и желали служить. Комнин также доверился своим товарищам, и, как мы увидим, не ошибся. Однако помимо укрепления их статуса, без чего привлечение патриотов к политической элите государства было совершенно невозможно, теперь требовалось, чтобы они эти звания и должности отслужили 190 . Следующий шаг Комнина был не менее неожиданным для современников. Испытывая угрызения совести за тот разбой, какой учинили его воины в течение 3 дней после взятия Константинополя, василевс инициировал церковный суд над собой (!). Был призван патриарх Косьма I с синодом, и император предстал в роли подсудимого, откровенно поведав обо всех прегрешениях своих солдат, причинах собственного возмущения против Никифора III Вотаниата и т.п. Решением суда он и все его близкие товарищи вместе с женами были подвергнуты епитимии сроком на 40 дней 191 . Можно, конечно, по-разному оценивать этот поступок императора, находя в нем прагматические мотивы, но, видимо, он был продиктован все же глубоким и живым религиозным чувством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Роман IV Диоген (1067-1071) – 4 года Михаил VII Дука (1071-1078) – 7 лет Никифор III Вотаниат (1078-1081) – 3 года Итого двенадцать императоров за пятьдесят шесть лет. Произведя нехитрую калькуляцию, мы обнаружим, что в среднем за этот период получается по 4,6 года на каждого императора, и уж явно никак не тринадцать лет. То бишь, никакого «ляпа» в утверждении автора фильма нет. Чтобы ляп возник, рецензенту понадобилось обрубить фразу, исказить её, и приписать автору мысль, которой он на самом деле не высказывал. Спрашивается: зачем это было делать? Что двигало при этом рецензентом? Какие установки заставляли его опуститься до столь примитивного подлога? Эти вопросы встают тем более остро, что подобная подтасовка в коротенькой рецензии далеко не единственная. Смотрим другой пример, где С.А. Иванов с иронией пишет: «Цитирую слова ведущего: «Появилось невиданное прежде изобилие товаров». Вот те на! А раньше, значит, перебои наблюдались в богатейшей из империй? Так, может, с этим и надо разобраться поподробнее?» Давайте разберёмся поподробнее. Здесь рецензент убеждает нас, что будто бы, по словам автора фильма, только после предоставления Алексеем I европейским купцам права беспошлинной торговли, в Византии появилось «изобилие товаров». Любых товаров. Так сказать, товаров вообще. А теперь обратим внимание на то, как в фильме звучит целиком процитированная фраза: «Появилось невиданное прежде изобилие европейских и азиатских товаров». И снова мы видим, как тут виртуозно потрудились ножницы рецензента, чтобы превратить вполне адекватное высказывание в очередной «ляп». В полном виде фраза говорит о том, что после усиления присутствия в Византии европейских купцов, появилось изобилие европейских же товаров. А также и тех азиатских, которые входили в сферу торгового оборота тех же венецианцев, генуэзцев и т.п. Нетрудно догадаться, что до этого Византия довольствовалась товарами внутреннего рынка; присутствовали, разумеется, и зарубежные, как с запада, так и с востока, но не в изобилии. Никакого противоречия тут нет.

http://pravoslavie.ru/36384.html

Это крайне осложняло отвоевание имперских земель, а ведь утерянная Византией Малая Азия была ее житницей и территорией, откуда поступало наибольшее количество рекрутов для воинской службы. Нужно было срочно реорганизовывать поставки продовольствия из новых областей. А в военных делах приходилось все больше уповать на наемников, что ложилось дополнительным бременем на государственную казну, которая к тому времени была уже весьма сильно опустошена. Турецкое вторжение в Малую Азию началось в 1073 г. К 1080 г. практически вся Малая Азия, за исключением узкой прибрежной полосы, была в руках сельджуков, а Никея - один из наиболее почитаемых христианских городов, расположенный всего в 150 км от Константинополя, - стала столицей образовавшегося на имперской территории государства - Румского султаната. 3. После поражения при Манцикерте Андроник Дука, вовремя прибывший со своим корпусом в Константинополь, стал главным советником молодого императора Михаила VII Дуки. Роман Диоген был низложен in absentia, а когда он вернулся из плена - схвачен и ослеплен раскаленным железом с такой жестокостью, что вскоре скончался. Михаил VII оказался слабым правителем, к тому же все время занятым борьбой за собственный престол. Его преемник Никифор III Вотаниат был не лучше. Лишь в 1081 г. к власти пришел представитель влиятельной аристократической семьи - генерал Алексий Комнен. Ему суждено было править 37 лет до своей смерти в 1118 г. и основать династию. Алексий оказался величайшим политическим деятелем своего времени. Однако в 1081 г. всем казалось очевидным, что ни он, ни его империя долго не протянут. Положение было таковым, что бразды правления мог согласиться взять в руки человек либо отчаянной храбрости, либо отчаянной глупости. Алексию не было и 30 лет, но у него уже имелся большой опыт полководца, причем полководца, командовавшего небольшими силами, чей успех зависел только от собственной изворотливости, изобретательности и дипломатических способностей. Он был невысок, но очень пропорционально сложен, и весь облик его дышал глубоким врожденным благородством. Император превосходно владел собой и был необычайно учтив. Деликатный по природе, он мог быть весьма жестким, если этого требовали интересы Империи. В дипломатии он применял методы, которые мы сегодня назвали бы довольно грязными, - но такова была дипломатическая практика того времени. Однако следует отметить, что Алексий никогда не изменял данному им слову.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

ч. Н. В. После смерти имп. Константина X Дуки в 1067 г. при к-польском дворе обсуждался вопрос о браке между Н. В. и императрицей-вдовой Евдокией Макремволитиссой. Однако Евдокия отдала предпочтение Роману IV Диогену , к-рый 1 янв. 1068 г. и стал ее супругом и императором. В период правления Романа Диогена (1068-1071) Н. В. вынужден был покинуть военную службу и жил в своих имениях в М. Азии. С началом политического кризиса, начавшегося в связи с разгромом византийцев при Манцикерте тюрками-сельджуками и пленением Романа Диогена, Н. В. вернулся ко двору, и имп. Михаил VII Дука назначил его стратигом фемы Анатолик. Переломить катастрофическую для византийцев ситуацию в М. Азии Н. В. не мог. Он руководил неск. оборонительными кампаниями, к-рые из-за недостатка сил византийцев между 1072 и 1077 гг. привели к потере ими значительных областей М. Азии. В окт. 1077 г. Н. В. поднял мятеж против имп. Михаила VII, заключил союз с сельджуками и с войском стал продвигаться из М. Азии к К-полю. Одновременно с Н. В. мятеж на Балканах начал дука Никифор Вриенний. Союз между Н. В. и Вриеннием заключен не был. В нач. 1078 г. Н. В. занял Никею и подошел к Халкидону. 24 марта он был провозглашен императором. 31 марта в К-поле произошел дворцовый переворот. Правящая фамилия Дука, противостоявшая Вриенниям, предпочла заключить соглашение с Н. В. и пригласить его на престол. Под давлением семьи имп. Михаил VII Дука отрекся в пользу своего брата Константина и принял постриг. 3 апр. 1078 г. Н. В. въехал в К-поль и вступил в переговоры с Дуками. Было решено, что Н. В. займет престол с условием сохранения за Константином Дукой, сыном Михаила VII, прав соправителя и наследника. 2 июля состоялась коронация Н. В. в соборе Св. Софии. Византийский имп. Никифор III Вотаниат с придворными и аллегорическими фигурами. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. 1078–1081 гг. (Paris. Coislin. 79. Fol. 2r) Византийский имп. Никифор III Вотаниат с придворными и аллегорическими фигурами. Миниатюра из Гомилий свт.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010