Мустафа Кемаль Ататюрк (1881–1938), первый президент Турции в 1923–1938 гг. – 262 Мутасим (ал-Мутасим би-ллах), арабский халиф в 833–842 гг. (восьмой халиф из династии Аббасидов) – 370 Мухаммед (ок. 570–632), мусульманский пророк – 274, 276–285, 288, 289, 319 Наполеон I Бонапарт (1769–1821), французский император в 1804–1814 и 1815 гг. – 45 Нарзес (Нарсес, ок. 478–568), византийский полководец, евнух, придворный имп. Юстиниана Великого – 200, 241 Насири-Хусрау , персидский путешественник – 413 Нектарий , патриарх Константинопольский в 381–397 гг. – 137, 152 Несторий , патриарх Константинопольский в 428–431 гг. – 156, 157, 182 Никифор (XI в.), патриарх Иерусалимский – 412 Никифор I , патриарх Константинопольский в 806–815 гг. – 338, 378, 380, 381,389,391 Никифор I , византийский император в 802–811 гг. – 317, 364, 366, 372, 375, 377,378,459 Никифор II Фока, византийский император в 963–969 гг. – 399, 403, 405, 407, 408, 409, 410, 414, 421, 426, 430, 431, 439–443, 450, 457, 458, 478, 480 Никифор III Вотаниат , византийский император в 1078–1081 гг. – 464, 471 Никифор Каллист (XIV в.), византийский писатель – 179 Николай I , папа Римский в 858–867 гг. – 161, 377, 387 Николай Месарит (ХШ в.), епископ Эфесский, византийский писатель – 262 Николай Мистик , патриарх Константинопольский в 901–907 и 911–925 гг. – 396, 405, 419, 437–439, 478 Николь Жюль (Nicole), швейцарский византинист – 450 Никон (Никита Минов, 1605–1681), патриарх Московский в 1652–1667 гг. – 448 Нойманн Карл Иоганн (Neumann, 1857–1919), немецкий филолог-классик, византинист, историк греко-римской культуры и раннего христианства – 472 Нонн (сер. VI в.), византийский дипломат и историк – 253 Нугаре Пьер Жан-Батист (Nougaret), французский византинист – 51 Одоакр (ок. 431–493), вождь германского племени скиров или герулов, король германцев, низложивший в 476 г. последнего западноримского имп. Ромула Августула; правитель Италии со статусом наместника византийского императора- 165,166,171 Олег (ум. 912), новгородский князь с 879 г., киевский князь в 882–912 гг. – 423,424,425

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Евфимии (запись 67 - Lefort. 1990. Vol. 2. P. 6). Мон-рь, несмотря на значительное число принадлежавших ему скитов и пустыней, был перенаселен; греч. монашество преобладало над грузинским. И. м. по-прежнему стремился к расширению своих владений на Афоне и в Македонии. Сохранились 3 документа (акт судьи Льва Филакса от сент. 1056 г.; хрисовул имп. Константина X Дуки от дек. 1062 г.; акт дуки Фессалоники Феодора Далассина от февр. 1063 г.), касавшиеся Мелиссургия, владения И. м. на границе Афона, это владение стало спорным после событий 1029 г. и было возвращено И. м. после 30-летнего судебного разбирательства, для чего понадобилось вмешательство дуки Фессалоники (впосл. имп. Никифора III Вотаниата) и имп. Феодоры (Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 31, 36, 37). Брат прп. Георгия Олтисари Михаил являлся, по-видимому, влиятельным лицом, поскольку способствовал укреплению и расширению И. м. При его помощи прп. Георгий, как об этом сказано в акте митр. Серрского Стефана от янв. 1071 г., получил от имп. Константина X хрисовул, что позволило вернуть И. м. ранее принадлежавшие обители владения, в частности в Мелитзиане (Ibid. N 40). Согласно хрисовулу от июля 1079 г. фессалоникийского дуки, впосл. имп. Никифора III Вотаниата, хорошо осведомленного о делах мон-ря и проявлявшего особую заботу о нем, И. м. возвратил утраченные после 1029 г. 23 вотчины в Македонии, из к-рых по меньшей мере в 12 были подворья, откуда эконом И. м. контролировал работу крестьян. Также Никифор возобновил прекращенную при имп. Михаиле VII выдачу И. м. 4 литр и 16 номисм золота на уплату налогов, подтвердил неприкосновенность вотчин мон-ря и дал ему нек-рые судебные привилегии. Так, мон-рь, будь он истцом или ответчиком, был подвержен суду только фессалоникийского дуки в К-поле. И. м. имел офиц. покровителя - логофета дрома или его протонотария, освобождался от зависимости от всех местных правителей, в т. ч. и от епископов; ему дано было право самому избирать настоятеля (Ibid. N 41). Подобные привилегии позволяли считать И.

http://isihazm.ru/?id=748

53 Имеется в виду г. Кастамон в Пафлагонии. События, о которых Анна рассказывает дальше, согласно Никифору Вриеннию (Nic. Br., II, 25), имели место не в Кастамоне, а в доме Докиана (см. прим. 56), где Алексей провел три дня до прибытия в Кастамон. 54 Согласно древнегреческому мифу, Геракл освободил из подземного царства Алкестиду, жену своего друга, фессалийского царя Адмета. 55 Исаак I Комнин (1057–1059) – дядя Алексея. 56 Феодор Докиан – сын сестры Иоанна Комнина, отца Алексея (Nic. Br., II, 25). 57 Никифор III Вотаниат (1078–1081), знатный малоазийский феодал, противник Романа Диогена, был отправлен в ссылку при этом императоре, а после его низложения возвращен и назначен стратигом фемы Анатолик. В конце 1077 г. Никифор поднял восстание против Михаила VII, был поддержан знатью и высшим духовенством и в апреле 1078 г. торжественно вступил в Константинополь (см., об этом Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 114 и сл). Апологетом Никифора III был историк Атталиат. 58 Никифор Вриенний Старший, один из крупнейших византийских феодалов, дука Диррахия (см. прим. 62). В 1077 г., опираясь на фракийскую знать, он поднял мятеж против Михаила VII (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 113 и сл.). Восстание Никифора было поддержано его братом Иоанном, которому удалось взбунтовать варяжских и франкских наемников. Отряды обоих братьев встретились в Эносе, где в ноябре 1077 г. Никифор провозгласил себя императором. После этого объединенные силы мятежников заняли Адрианополь. Следующей зимой Иоанн Вриенний пытался захватить Константинополь, но был отражен отрядами под командой Руселя и Алексея Комнина (см.: Nic. Br., III, 9–10; IV, I, 18; Attal., pp. 242 sq., 284 sq. Ср. также сообщения Продолжателя Скилицы – Skyl., рр. 727–737, Зонары – Zon., XVIII, 18, Μ. Глики – Glycas, IV, рр. 615– 617 и Вильгельма Апулийского – Guil. Ар., IV, 88–92). Рассказ Анны о восстании Вриенния является переложением «Истории» ее мужа. 59 Подир и эпомида – библейские названия священнических одежд. После низложения Михаил был назначен эфесским митрополитом и поселился в монастыре Мануила (см.: Nic. Br., III, 24; Attal., р. 303; Skyl., р. 738; Zon., XVIII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

176 Ср.: Guil. Ар., IV, 136; Malat., III, 23; Lup. Protosp., s. a. 1081. По свидетельству анонимной барийской хроники (Anon. Bar. Chron., s. а. 1081), Роберт занял Корфу 10 мая 1081 г. 177 На этом посту Георгий Мономахат сменил восставшего Василаки (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 160). 178 Борил и Герман – фавориты Никифора Вотаниата (о Бориле см. прим. 91). Об их могуществе при дворе Вотаниата сообщают также Продолжатель Скилицы (Skyl., р. 743) и Зонара (Zon., XVIII, 19). 179 Об аланах Анна неоднократно говорит на страницах своей Истории. Потомки древних сарматов, аланские племена жили на Северном Кавказе (см. Кузнецов, Аланские племена Северного Кавказа). В Χ-XI вв. они представляли большую политическую силу и, по-видимому, занимали часть территории Северного Причерноморья. Византийские императоры нередко пользовались помощью алан в борьбе с врагами: болгарами, турками и др. Аланы входили в состав войска, боровшегося против турок под командованием Исаака и Алексея Комниных (Nic. Br., II, 12–13). Шеститысячный аланский отряд примерно в то же время был набран Михаилом VII (Nic. Br., II, 19; см. также Кулаковский, Аланы по сведениям классических и византийских писателей, стр. 53–56). 180 В оригинале досл.: «... получив письменные предписания о поясе дуки». Известно, что особый пояс был инсигнией носителей титулов новелиссима, куропалата и магистра (см. Беляев, Byzantina, II, стр. 52–53). Согласно этому свидетельству Анны, передача пояса символизировала и сопровождала акт назначения на пост дуки. 181 Пиги, или монастырь Живоносного источника, был расположен за городской стеной у ворот Пиги (см. Janin: Constantinople byzantine, р. 413; La géographie..., pp. 232–237). 182 Анна имеет в виду Константина Бодина и его отца, зетского князя Михаила (см.: Петров, Князь Константин Бодин; История срба I, стр. 135 и сл.; «История Бoлrapuu»,I, стр. 116 и сл.). Михаил и Бодин весьма враждебно относились к Византии. В 1072–1073 гг. Бодин возглавил болгарское восстание против ромейского владычества и даже был провозглашен болгарским царем под именем Петра (см. Литаврин, Болгария и Византия..., стр. 402 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

296 Евдокия – супруга императора Константина Χ Дуки, а затем Романа Диогена. После поражения Романа Диогена была заключена в монастырь. Ее дочь Зоя в дальнейшем вышла замуж за Адриана Комнина, младшего брата Алексея. О брачных планах Вотаниата см. у Продолжателя Скилицы (Skyl., р. 738) и Зонары (Zon., XVIII, 19). По словам последнего, Никифор сделал предложение Евдокии, но ее отговорили от этого брака некие монахи. Глухое замечание о Евдокии содержится и у Никифора Вриенния (Nic. Br., III, 25). Когда священник медлил освятить брак Никифора Вотаниата и Марии (см. прим. 292), инициатор этого брака Иоанн Дука стал опасаться, что патриарх «не расторгнет прежнего брака и вновь склонится на сторону Евдокии». Комментатор русского издания «Истории» Вриенния считает, что речь в данном случае идет о Евдокии – прежней жене Вотаниата. Но в «Алексиаде» и указанном месте сочинения Зонары явно говорится о Евдокии – супруге Константина Дуки и Романа Диогена. По сообщению Атталиата (Attal., p. 304), Вотаниат, вступив на престол, оказал Евдокии большие почести. По-видимому, узурпатор Вотаниат, пытаясь придать своей власти вид законности, стремился во что бы то ни стало жениться на одной из прежних императриц – Евдокии или Марии. 297 Ал., I, 4, стр. 62. 298 Торжества, сопровождавшие провозглашение нового императора, закапчивались возложением короны патриархом. Вопрос об этой церемонии и ее обязательности вызвал большую дискуссию между П. Харанисом, с одной стороны, Ф. Дэльгером и О. Трейтингером – с другой. Этот частный вопрос оказался предметом горячих споров, потому что он тесно связан с общей проблемой, касающейся характера императорской власти и ее отношения с церковью в Византии (см. об этом: Каждан, Литаврин, Удальцова, Византия и Запад..., стр. 435 и сл.). 299 Т. е. в 1075 г. 300 Иоанн VIII Ксилифин, константинопольский патриарх с 1064 по 1075 г. 301 Евстратий Гарида – будущий патриарх (1081–1084). Аналогичным образом характеризуют Евстратия Гариду Зонара (Zon., XVIII, 21), Глика (Glycas, IV, р. 619) и Скутариот (Anon. Syn. Chron., p. 182).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но на самом деле письмо и посольство были только предлогом – в действительности посланники царя начали массовый подкуп отрядов из армии Вотаниата, включая турок. Но рядом умелых комбинаций старый воин перекупил турок опять на свою сторону, избежал ловушек по дороге и вскоре вошел в Никею, гражданам которой оставалось лишь принять его с царскими почестями, как законного императора. Остаток зимы и начало весны 1078 г. Вотаниат провел в переговорах и подкупе главных сановников Константинополя, и не без успеха. 25 марта 1078 г. в храме Святой Софии собрались многие сановники, духовенство и граждане. Без особого стеснения они провозгласили Никифора Вотаниата Римским императором. Но даже в такой критической ситуации Михаил VII Дука не смог пробудить свою волю. Алексей Комнин, сохранивший верность василевсу до последней минуты, предлагал тому собрать царскую гвардию и ударить по мятежникам, собравшимся в храме, но Парапинак не согласился. Остальное было уже делом техники – 31 марта 1078 г., в Лазареву субботу, отряды Вотаниата, прибывшие в столицу, подкрепили вооруженных горожан, а затем направились к царскому дворцу. Михаил VII пытался бежать во Влахернский храм, но был схвачен, пострижен в монахи и отправлен в Студийский монастырь. Позднее он продолжил духовную карьеру и стал митрополитом Эфеса, по-видимому, никогда не выезжая в свою епархию. Его жена Мария Аланская и малолетний сын Константин Порфирородный были отправлены в монастырь Петри 99 . Поняв, что все кончено, последние верные Парапинаку сановники поспешили навстречу Вотаниату просить о снисхождении и милости. И тот проявил ее: все, даже Алексей Комнин и брат Михаила Парапинака Константин, были помилованы новым самодержцем. И в Великий вторник, 3 апреля 1078 г., Константинопольский патриарх Косьма I торжественно венчал на Римское царство Никифора III Вотаниата . Глава 2. «Новое» «Смутное время» и завершение династии Дуков Как человек опытный и далеко не глупый, новый император быстро понял, что сохранить власть и свой авторитет можно только путем резкого изменения политики, проводимой предшественником. А также за счет восстановления справедливости и наказания самых ненавистных византийцам лиц. Никифорица был отправлен в ссылку на один из островов и там умер под пытками. А первым министром двора стал Иоанн, митрополит Сидский, некогда отставленный Никифорицей. По мнению царя, это должно было вызвать расположение к нему со стороны клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: ’Ρλλη к α Πτλη. Σνταγμα τν θεων к α ερν καννων. T. II. Σ. 656. 286 Joannis antiocheni oratio de disciplina monastica et de monasteriis laicis non tradendis. Cap. 7//PG. T. CXXII. Col. 1128. 289 Ψελλς πιτφιοι λγοι// Σθας . Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. T. IV. Σ. 402; Сно niat . De Isaacio Angelo. Lib. III. Cap. 2. 290 Напр., основатель Македонской династии – Василий Македонянин происходил из крестьянского сословия. 291 Михаил III, Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, Роман III Аргир, Алексей II Комнин, Андроник II Комнин, Алексей IV Ангел, Алексей V Мурзуфл. 293 Феодора, мать Михаила III, Роман Лакапин, Стефан и Константин, его сыновья, Михаил VI Стратиотик, Исаак Комнин, Евдокия, жена Романа Диогена, Михаил VII Парапинак, Никифор Вотаниат; императрицы Зоя и Феодора вступили на трон из монастыря, куда первая была заключена Михаилом Калафатом, а вторая – самой Зоей; Константин XI Порфирогенет, сын императрицы Евдокии, был пострижен и заключен в монастырь Никифором Вотаниатом, но при Алексее Комнине освобожден из заключения. 294 Василий Македонянин, Лев Философ, Александр, Константин Порфирогенет, Христофор, Роман II Младший, Василий Болгаробойца, Константин VIII, Михаил IV Пафлагон, Константин IX Мономах, Константин X Дука, Андроник I, сын его; Алексей, Иоанн и Мануил Комнины. 295 Κα ττε πρτον βλεψε (Константин Порфирогенет) τν γραν τν βασιλεαν, ς κρην χρυσοσπταλον, ς μαργαροφοροσαν, ς βροχτωνα στιλπνν, ς τρυφερευομνην/Constantini Manassis Compendium chronicum. P. 239. Bonnae. 297 «Вступающие в монастырскую жизнь считаются как бы “мертвыми для мирской жизни”», – говорит Зонара в толковании на 6-е правило Двукратного собора//’ Ρλλη κα Πτλη. Σνταγμα. T. II. Σ.668. 299 Theophanis Continuati (далее – Continuatus) Chronographia. Т. III. P. 400; Cedrenus. Historiarum compendium. T. II. P. 110–111. 302 Anonymus. Vita s. Nicolai Studitae//PG. T. CV. Col. 901, 904; Vita s. Methodii//PG. T. C. Col. 1266. 303 Joannis magnae Dei ecclesiae diaconi et oratoris sermo in vitam s. patris nostri Josephi Hymnographi//PG. T. CV. Coi. 927.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

82 Ромфеи – короткие однолезвенные мечи (см. Weiss, Kostümkunde, II, Ss. 117–119). 83 Эта образная сцена – целиком плод художественного воображения Анны, которая вообще драматизирует рассказ Вриенния (см. Предисл., стр. 41–42). 84 Анна в предыдущей главе уже упоминала о турках. Согласно Михаилу Атталиату (Attal., р. 289), турки принимали участие в битве с самого ее начала. Может быть, имеется в виду новый турецкий отряд? Ведь у Никифора (Nic. Br., IV, 2) Сулейман и Масур, отправив своих воинов на помощь Вотаниату, обещали вскоре прислать новое подкрепление. 85 Верность ( τας πστεις). Греч. πστις соответствует лат. fides (фр. foi). Франки приносят присягу вассальной верности Вриеннию. О ритуале этой церемонии см. Bloch, La société féodale..., pp. 223–227). 86 οι αμφι τον εμον πατρα και τους νελυδας Τορκους Б. Лейб переводит: «...офицеры моего отца и командиры вновь прибывших турок», но это неверно, ибо οι αμφι τους Τορκους (досл.: «окружающие турок») никак не может означать «командиры турок». Τους νελυδας Τορκους в данном случае прямое дополнение к θεασμενοι ( " видя»). 87 В сочинении Никифора Вриенния (Nic. Br., IV, 13) на Никифора Вриенния Старшего бросается не «второй турок», а «первый турок с отрубленной рукой» (о πρωτος την χερα υπ’ αυτο εκτμηθες). 88 В тексте лакуна: пропущено название места (см. Предисл., стр. 28). 89 Ил., XIV, 398. 90 Ил., II, 2. 91 Борил, по словам Вриенния (Nic. Br., III, 22), был одним из ближайших к Никифору III лиц, которому император пожаловал высокие титулы протопроедра (об этом титуле см. Diehl, De la signification du titre «proèdre»; cp. Svoronos, Recherches sur le cadastre..., p. 68) и этнарха (т. е. начальника союзнического войска. См. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 345). По словам Вриенния, Борил был «скифом или мисийцем» (т. е. болгарином), Анна называет его славянином (II, I, стр. 91). В. Златарский предполагает половецко-болгарское происхождение Борила (см.: Златарски, Потеклото на Петра и Асеня...; Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 128 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хронист Иоанн Зонара вспоминал: «то была смешанная толпа фракийцев, македонцев, ромеев, варваров. По отношению к своим соплеменникам они вели себя хуже врагов, и дело дошло до кровопролития. Они оскверняли дев, посвятивших себя Богу, и насильничали над замужними женщинами, они вытаскивали украшения из Божьих храмов и не щадили даже священных сосудов... Встретив синклитиков, они стаскивали их с мулов, а некоторых раздевали и пускали полуголыми по улицам. И все это происходило в течение целого дня» с. 474]. Отец Георгия, Никифор Палеолог, в отличие от сына сторонник Вотаниата, предложил напасть на брошенного недисциплинированной армией узурпатора и убить его, но василевс решил снестись с Никифором Мелиссином и побить одного мятежника с помощью другого. Однако флот, который попытались отправить к Мелиссину, не подчинился. Борил вывел отряды наемников – единственную боеспособную силу в городе – на площадь и вторично предложил Вотаниату разделаться с Комнинами, утратившими контроль над своим воинством. Никифор III метался в панике, и тут патриарх Косьма, желая прекратить кровопролитие, заставил императора пойти на переговоры с Алексеем. Василевс согласился усыновить Алексея и передать ему власть, а сам обещал удовлетвориться лишь правом на ношение императорских одежд и титулом. Комнин, находившийся в затруднительном положении, хотел было согласиться, но кесарь Иоанн Дука прогнал послов Вотаниата, заявив им, что такое-де уместно было предлагать до штурма, а теперь старику Никифору III следует помыслить не о троне, а о спасении. Получив такой ответ, Вотаниат направился в св.Софию. Борил, заметив на нем богато украшенную накидку, злорадно усмехаясь, сорвал ее со своего беспомощного господина. Перед принятием схимы Никифор сокрушался, что единственное, о чем он жалеет, так это о воздержании от мясной пиши (православным монахам разрешалось употреблять мясо только по большим церковным праздникам или во время болезни). Алексей I Комнин (ок. 1057 – 1118, имп. с 1081) Род Комнинов происходил из фракийского городка Комны. Хотя один из его представителей – Исаак I – уже занимал престол ромейской державы, основателен династии Комнинов стал его племянник Алексей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

6) Проедр. Этот чин, по словам Зонары, 1114 явился при Никифоре Фоке и первый был возведен в него Фокой паракимомен Василий. В наш период упоминаются следующие проедры: евнухи Николай, Никифор и Симеон при Константине VIII, 1115 евнух Феодор при Феодоре, 1116 Роман Склир при Мономахе и Стратиотике, 1117 Феодосий Мономах, 1118 Константин Лихуд и Феодор Алопос, послы Стратиотика к Комнину, 1119 Михаил Пселл , тоже посол, чин, вероятно, получивший при Комнине, 1120 Константин Дука перед возведением на престол, 1121 претор Ксир, 1122 Павел Катепан, 1123 Феодор Али-ат, приверженец Романа Диогена, 1124 Алексей Комнин при Парапинаке, 1125 Константин Хиросфакт и Михаил Атталиот при Вотаниате. 1126 Диоген возвел в чин проедра турка Хризоскула, победителя Мануила Комнина. 1127 7) Магистр. Это слово, некогда обозначавшее должность, гражданскую или военную, 1128 в XI в. имело титулярное значение. Чин магистра имел при Константине VIII Прусиан Болгарин. 1129 В этот чин возведены были при Михаиле Пафлагоне: Алусиан за услугу, оказанную грекам в борьбе с болгарами, 1130 » и племянник царя Константин; 1131 при Калафате Георгий Маниак; 1132 при Мономахе: Роман Склир, 1133 итал Аргир по прибытии в Византию, 1134 Михаил Ясит. 1135 Упоминаются магистры при Мо-номахе: Василий Феодорокан, 1136 Константин Аррианит, 1137 Иоанн, заведовавший прошениями, 1138 Константин Алан; 1139 при Стратиотике: Никифор Вотаниат, 1140 Михаил, сын Анастасия, Исаак Комнин и Катакалон Кекавмен. 1141 Последние два просили Стратиотика повысить их в следующий чин проедра, но просьба не была уважена. Евдокия возвела в магистры Романа Диогена, 1142 Диоген – Петра Ливеллия, укрепившего Иераполь. 1143 При Романе Диогене в чине магистра состояли: Никифор Вриенний, 1144 Василакий, 1145 Евстратий Хиросфакт. 1146 Носили еще этот чин: Константин Керулларий, 1147 Епифаний Филарет (современник Пселла), 1148 Михаил Атталиот до возведения в проедры. " 1149 Чин давался также иностранным князьям. При Романе III он дан был Димитрию, сыну Георгия-абасга и Алды-аланки, 1150 при Михаиле Пафлагоне эмиру Сицилии Абулафару Мохамеду, заключившему мир с Византией, 1151 при Константине Мономахе Какигу после уступки им Ания, 1152 при Константине Дуке венецианскому дожу Доминику Контарено. 1153 Просил Стратиотика дать ему чин магистра и норманн Эрве, но получил отказ. 1154

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010