Опасаясь возможной насильственной смены правительства, Е. М. вышла замуж за дуку Сердики полководца Романа Диогена, незадолго до этого попавшего в тюрьму по обвинению в мятеже. На суде Роман был приговорен к высылке на родину в Каппадокию. В кон. 1067 г. он был вызван в К-поль, возведен в магистры и назначен стратилатом. В ночь с 31 дек. 1067 на 1 янв. 1068 г. Роман был тайно введен во дворец, а наутро официально провозглашен императором. Противники замужества Е. М. во главе с Пселлом и кесарем Иоанном Дукой не смогли этому помешать. Согласно договору между Романом и Е. М., новый император должен был царствовать вместе с сыновьями Константина X. От брака Е. М. с Романом родились сыновья Никифор и Лев. В 1071 г., во время одного из походов против турок-сельджуков, войско Романа было разбито в битве при Манцикерте. После того как известие об этом достигло К-поля, противники Романа во главе с кесарем Иоанном и Пселлом объявили о низложении Романа. Осенью 1071 г. сын Е. М. Михаил VII был провозглашен императором в К-поле, а Е. М. была пострижена и отправлена в основанный ею мон-рь Пиперудион. При имп. Никифоре III Вотаниате (1078-1081) Е. М. было разрешено вернуться в К-поль и было выделено богатое содержание ( Mich. Attal. Hist. 304-305; Scyl. Hist. 742). В научной лит-ре высказывались предположения, что Е. М. и Роман IV изображены на диптихе из слоновой кости, хранящемся в Кабинете медалей Национальной б-ки в Париже, однако большинство исследователей считают, что на нем представлена не Е. М., а Евдокия Ингерина со своим мужем имп. Романом I Лакапином. Лит.: Flach J. L. M. Die Kaiserin Eudocia Macrembolitissa. Tüb., 1876; Polemis D. I. Notes on 11th Cent. Chronology//BZ. 1965. Bd. 58. S. 60-76; idem. The Doukai: A Contribution to Byzantine Prosopography. L., 1968. P. 29, 36 f., 42 f.; Ostrogorsky. Geschichte. S. 282-285; Kalavrezou-Maxeiner I. Eudokia Makrembolitissa and the Romanos Ivory//DOP. 1977. Vol. 31. P. 305-325; Walter C. Marriage Crowns in Byz. Iconography//Zograf. 1979. Vol. 10. P. 87, 91; Ferluga J. Eudokia Makrembolitissa//LexMA. Bd. 4. Col. 74-75; Brand C. M., Cutler A. Eudokia Makrembolitissa//ODB. Vol. 2. P. 739-740; Безобразов П. В., Любарский Я. Н. Визант. писатель и гос. деятель Михаил Пселл. Михаил Пселл: Личность и творчество. СПб., 2001; Скабаланович Н. А. Визант. государство и Церковь в XI в. СПб., 20042. Кн. 1. С. 218-224. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/187097.html

Однажды, после 17 лет подвигов, во время молитвы святой увидел перед собой архистратига Михаила, который, благословив старца, приветствовал его: – Мир тебе. Меня послал Господь сказать тебе, что по прошествии трех лет дух твой предстанет с миром в вечном упокоении святых. Услышав эти слова, старец убоялся и, думая, что перед ним диавольское видение, непрестанно молился: «Господи, помилуй». Монастырь архангела Михаила, подворье афонского монастыря Филофей      И тогда архангел, чтобы рассеять страх преподобного старца, ударил своим жезлом о камень, произнеся: – Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. И тотчас из камня забил источник чистейшей воды. Увидев это чудо, старец наконец-то уверовал, что перед ним – посланник сил Небесных. Архангел произнес: – Пей из этого источника и больше не бойся диавольских искушений, но построй на этом месте храм в мою честь, где люди будут получать душевную пользу и исцеляться от болезней навек. Тут архангел стал невидим, а сердце боголюбивого старца исполнилось внутренней радости и благодарения. На месте чудесного явления Лука воздвиг церковь во имя архистратига Михаила, внутри которой находился и источник святой воды. К источнику потянулись многие немощные и больные, получая здесь исцеление от своих недугов. Слава о целебном источнике быстро распространилась среди местных жителей. Преподобный Лука прожил еще три года, а затем, согласно предсказанию архистратига, мирно отошел ко Господу. Его ученик и послушник Ксенофонт отпел его по монашескому чину и похоронил. Однако сам не смог оставаться в этом уединенном месте без своего старца и наставника и поступил в монастырь Филофей на Святой Афонской горе . В те годы Византией правил император Никифор III Вотаниат (1078–1081), который любил монашество и покровительствовал монастырям. По словам Вриения, он был «одним из мужественнейших мужей Востока». Император отреставрировал монастырь Филофей, находившийся в упадке, и подарил обители множество святынь, в том числе – частицу Честного Гвоздия, которым был распят Христос.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Наиболее ранние изображения «Н.» относятся к VI-VIII вв.: печать визант. императоров Маврикия Тиверия (582-602), Ираклия (610-641), Константа II (641-668), фрески в капелле 28 мон-ря св. Аполлония в Бауите (VI-VII вв.), 2 копт. энкаустические иконы (VI-VII вв. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае и VII в. в собрании А. Питтаса, Кипр), миниатюры в сир. Библии, хранящейся ныне в Национальной б-ке Франции (Paris. Syr. 341. Fol. 118r, VII в.) и в арм. Евангелии из Эчмиадзина (Матен. 2374, до 640 г.), фреска в рим. ц. Санта-Мария-Антиква (741-752; в нише в правом нефе). На имп. печатях и на миниатюре сир. Библии Богоматерь представлена в рост (между фигурами императора и епископа, надпись к миниатюре - «Аллегория мудрости»); на копт. иконах, на миниатюре в Эчмиадзинском Евангелии, в ц. Санта-Мария-Антиква - сидящей на троне; на 2 иконах - по пояс. Медальон с Младенцем, присутствующий во всех приведенных примерах, имеет овальную форму, часто синего или голубого цвета, а на иконе из собрания А. Питтаса - вид прозрачной мандорлы, через к-рую просвечивает фигура Богоматери. На этой иконе, а также на фресках в Бауите медальон смещен влево относительно фигуры Богоматери и поставлен на Ее левое колено. Она может держать медальон по-разному: придерживая снизу, как на миниатюре сир. Евангелия, или выше - на ладони. С восшествием на престол имп. Льва III Исавра (717-741) изображение «Н.» на монетах уступает место изводу икон Божией Матери «Одигитрия». Божия Матерь типа «Никопея». Фреска ц. Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в. Божия Матерь типа «Никопея». Фреска ц. Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в. Следующая по времени группа визант. памятников, на к-рых присутствует изображение Богоматери типа «Н.», относится к X-XII вв., преимущественно к эпохе династии Комнинов (1081-1180), когда интерес к образу вновь возрастает. Предположительно это связано с обновлением чтимой к-польской иконы, с ее восстановлением в 1030/31 г. после пожара Влахернской ц. Богоматери. Аналогичная ситуация касается изображений Богоматери на престоле, число к-рых в это время значительно увеличилось. Интерес к иконе «Н.» мог быть также связан с тем, что именно ее брал в военные походы имп. Роман III (1028-1034). Икону несли во главе войска во время празднования военных триумфов. Она сопровождала имп. Никифора III Вотаниата (1078-1081) во время его военных кампаний. Предположительно икона «Н.» участвовала в сражении против крестоносцев (1204). О присутствии в византийских войсках Богородичного образа сообщает один из участников 4-го крестового похода, автор хроники «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэн (ок. 1150-1212(1218?)).

http://pravenc.ru/text/2577583.html

Новым ктитором мон-ря считается прп. Неофит, сын великого дуки Иоанна. Согласно «Повести...», он занимал должность 1-го секретаря имп. Никифора III Вотаниата, а затем великого патрикия. После смерти родителей с разрешения императора он в возрасте 29 лет удалился на Афон к своему дяде, игумену Д., к-рого позднее сменил в должности игумена, употребив все отцовское и личное состояние на благоустройство обители. На эти деньги, а также на средства, полученные им от императора, он построил большую башню, кафоликон (соборный храм мон-ря) во имя арх. Михаила, парекклисион (придел или отдельный малый храм) во имя свт. Николая Чудотворца, келлии и проч., а также приобрел для обители подворья за пределами Св. Горы. Неофит сообщает, что он, «разобрав прежнюю церковь, от оснований воздвиг в честь архистратига Небесных Сил Михаила» прекрасный храм и всячески его украсил (Actes de Docheiariou. N 6). Прп. Неофиту приносят сокровища. Роспись кафоликона мон-ря Дохиар. 1568 Прп. Неофиту приносят сокровища. Роспись кафоликона мон-ря Дохиар. 1568 В «Повести...» говорится, что, когда на роспись и украшение храма не хватало денег, произошло чудесное событие. На подворье мон-ря Лонгос (п-ов Ситония) стоял древний столп с бюстом некоего мужа наверху и надписью: «Кто ударит меня в голову, обретет множество золота». Местные жители, понимая эти слова буквально, безуспешно бросали в статую камнями. Послушник мон-ря Д. по имени Василий стал копать там, куда на восходе падает тень от головы статуи, и нашел клад золотых монет. Когда он сообщил об этом игум. Неофиту, тот дал ему 3 монахов для перевозки золота в обитель. Монахи погрузили сокровища в лодку, но по дороге поддались соблазну, привязали юноше камень на шею и бросили в море, а золото разделили между собой и спрятали недалеко от мон-ря. Василий, призвав св. архангелов, был чудесным образом перенесен ими в монастырский храм, где его нашел экклисиарх спящим с камнем на шее. Монахи сказали игумену, что послушник скрылся с кладом, но прп. Неофит обличил их в присутствии послушника и выслал из мон-ря. Василий принял постриг с именем Варнава и впосл. стал преемником прп. Неофита на игуменстве. Исследователи не отрицают исторической достоверности этого рассказа в силу не только множества произведенных в те годы дорогостоящих работ и приобретений, но и покупки весьма внушительных владений в зап. части п-ова Халкидики в 1112 и 1117 гг., причем 1-я сделка оплачивалась старинными золотыми монетами не менее 2-вековой давности (Actes de Docheiariou. N 3).

http://pravenc.ru/text/180375.html

15 бил. А. Константин X Дука. Характер правления. Сельджуки и успехи Алп-Арслана. Половцы. Роман IV Диоген. Италия. Роберт Гвискар. Неблагоприятный оборот дел на Востоке Манцикерт. Свержение Романа. Михаии VII Дука Парапинак. Характер правления. Пселл. Восстание болгар. Дела на востоке. Алексей Комнин, Никифор Вриенний. Никифор III Вотаниат. Столкновение с Гвискаром. Воцарение Алексея I Комнина (118–128). B. Организация сухопутной армии и разведочной службы. Военно-административная реформа Льва Исавра. Ее положительные стороны. Римские наемники в армии (59–62). C. Иоанн Малала. Личность. Сочинение. Его источники, конструкция, состав; влияние Малалы; некоторые стороны вопроса (77–84). 16 бил. А. Алексей I Комнин. Система титулов. Борьба с норманнами. Венеция. Смерть Гвискара. Восстание богомилов. Попытки унии с Западом. Урбан II. Первый крестовый поход (его ход и исход, отношение к Византии). Боэмунд. Новая война с сельджуками. Церковная политика. Вопрос о престолонаследии. Иоанн II Комнин. Характеристика. Морские дела. Венеция. Успехи в борьбе с сельджуками. Мадьяры. Печенеги. Конец Иоанна (129–138). Б. Солдаты и граждане. Аграрный вопрос и крестьяне: законодательство Льва Исавра, Романа Лекапина, Константина Порфирородного и Никифора II Фоки (62–65). С. Иоанн Антиохийский; его отношение к Малале. Пасхальная хроника. Георгий Синкелл: его личность; хроника; ее источники (84–91). 17 бил. А. Мануил I. Западное влияние. 2-й Крестовый поход. Сельджуки и Иерусалимское королевство. Мадьяры и Сербы. Стефан Неманя. Отношение к Норманнам. Рожер. Погром в Греции. Вильгельм I. Венеция. Отношение к Фридриху Барбароссе. Алексей II. Латинофильство правительства. Андроник Комнин. Его характеристика. Национальное восстание против латинян. Андроник I – император. Исаак Ангел. Гибель Андроника I (138–150). B. Аграрная политика Василия Болгаробойцы. Феодализм. Приход франков. Архонты (55–67). C. Феофан Исповедник . Влияние Феофана. Продолжение Феофана. Патриарх Никифор; его два сочинения (91–99).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В 1081 г., в ходе междоусобной войны в Византии и начавшихся завоеваний тюрок-сельджуков в М. Азии, Н. была впервые захвачена сельджуками. В 1077 г. в окрестностях Н. поднял мятеж Никифор III Вотаниат , вскоре ставший императором. Уже в 1080 г. в Н. против него восстал полководец Никифор Мелиссин, который вскоре договорился с сельджуками о военной поддержке. Благодаря союзу с ним сельджуки получили возможность ввести в Н. свой гарнизон и захватили город. Как крупнейшая крепость Н. стала столицей владений сельджуков, однако долгое время удерживать город они не смогли. Весной 1097 г. переправилось через Боспор и вторглось в М. Азию войско 1-го крестового похода в союзе с визант. отрядами имп. Алексея I Комнина . 14 мая 1097 г. крестоносцы начали осаду Н., окружили город с суши, неск. раз безуспешно пытались его штурмовать. В это же время имп. Алексей отправил в город на лодках через озеро свое посольство во главе с Мануилом Вутумитом и тот убедил горожан сдаться византийцам. 19 июня в Н. было введено визант. военное соединение и крестоносцы были вынуждены смириться с возвращением города Византии. В XII в. роль Н. как форпоста империи в М. Азии сохранялась. Понимая это, императоры династии Комнинов уделяли ей значительное внимание, неоднократно посещали город и использовали его для подготовки военных походов, строили крепости в окрестностях Н. В 1113 г. у стен Н. имп. Алексей одержал победу над сельджуками, которые вновь пытались осадить Н. Митрополичья кафедра также по-прежнему играла заметную роль. В нач. XII в. митрополитом Н. был видный ученый Евстратий , исследователь трудов Аристотеля. Примерно в то же время митрополитом Н. был Никита, бывш. хартофилакс патриаршей канцелярии. С 1144 по 1155 г. митрополией управлял Лев, участник ряда К-польских Соборов (RegPatr, N 1015). Также в соборных документах с 1166 по 1173 г. встречается имя митр. Георгия (RegPatr, N 940, 1126). В 1177 г. кафедру Н. занимал Николай, который упомянут в историческом труде Никиты Хониата (RegPatr, N 1132, 1134).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

В данном периоде Русью правили великие князья Всеволод I Ярославич (1078-1093), а затем Святополк II Изяславич (1093-1113); первою женою первого из них была Ирина, дочь византийского императора Константина IX Мономаха, первою женою второго - Варвара, дочь императора Алексея I Комнина. «Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей - Преставления святого Николая, - сообщает источник. - В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно, все) принадлежат Русской церкви, и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы. Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. Память его чествуется также еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями». Таким образом, наши мудрые предки (несмотря на «зависимость») имели, подчеркнём это, собственное представление о природе важных вещей, суждение о них, и своё отношение к ним. Действительно: в указанное время на престоле византийских императоров последовательно пребывали Михаил VII Дука по прозванию «Парапинак» (прозвище уничижительное, так называлась мера зерна; правил в 1071-1078 годах; ярким «достижением» этого правления, помимо обнищания страны, стало то, что значительной частью византийской Анатолии овладели уже упоминавшиеся нами турки-сельджуки), и сменивший его Никифор III Вотаниат, правивший в 1078-1081 годах. Будучи в летах преклонных, этот последний женился на красавице Марии Аланской, жене свергнутого и заточённого ним в монастырь предшественника, за что был предан анафеме папой Григорием VII. В империи плодились, как грибы поганые, самозванцы, а василевс предавался сугубо делам матримониальным, доверив борьбу с мятежниками полководцу Алексею Комнину (который в итоге сам поднял мятеж против императора и сам стал василевсом под именем Алексея I Комнина (правил в 1081-1118 годах). Эта династия Комнинов занимала потом императорский трон более ста лет. Началось т.н. Комниновское возрождение, знаменовавшееся ростом военной и экономической мощи Византии - и в то же время происходило усиление роли соседних итальянских республик (Генуэзской, Венецианской).

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/29/...

Впрочем, Роберт не особенно озадачивался настроением понтифика, более обращая внимание на приготовления к походу. Дело в том, что Гвискару очень хотелось найти необходимые обоснования своих действий, и он, задумывая захват Константинополя еще при императоре Никифоре III Вотаниате, даже подыскал похожего на свергнутого императора Михаила Парапинака молодого мошенника. Когда до него дошла весть о свержении Вотаниата, Роберту стало ясно, что его план сорвался – он уже не мог являть собой пример защитника прав законного Византийского царя от узурпатора. Но разве Гвискара когда-нибудь останавливали такие мелочи? И в первой половине мая 1081 г. он отправился в поход из Отранто во главе сильной и блестяще экипированной армии, имевшей сильный флот 194 . Оставив материковые владения на младшего сына Рожера Борса (1060–1111), Гвискар поручил командование авангарда своему первенцу Боэмунду (1054–1111), князю Таранто – известному историческому персонажу, с которым нам предстоит столкнуться еще множество раз. Тот отплыл из недавно захваченного норманнами Бари по направлению к острову Корфу, который ему предстояло занять, дабы обеспечить безопасность главной армии. Надо сказать, поручение отца Боэмунд выполнил отлично. Высадившись неподалеку от Авкалона, он сумел создать панику в стане греков и без труда захватил город и остров, умело используя «пятую колонну» – своих тайных приверженцев в византийском лагере. После этого Боэмунд сушей отправился к городу Диррахий, пока его отец плыл туда же по морю 195 . В свою очередь, покидая столицу, Комнин практически не задумывался над тем, кому оставить управление Римским государством. Для него существовала только одна фигура возможного «соимператора» – мать Анна Далассина. И в хрисовуле Алексея I, изданном в 1081 г., проявляется вся нежность сыновней любви к матери. Он писал: «Никто не может сравниться с добросердечной и чадолюбивой матерью, и нет защиты надежнее ее. Если она советует, совет ее надежен, если она молится, ее молитвы становятся опорой для детей и необоримыми стражами. В наших разделенных телах видна единая душа, которая милостью Христа сохраняется нераздельной и поныне. Я нашел надежнейший оплот самодержавия и решил поручить управление всеми делами моей святочтимой и достойнейшей матери. Пусть все ее распоряжения будут иметь такую же незыблемую силу, как если бы они исходили от светлой власти моей царственности, и написанное имело источником мои собственные слова» 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ряд произведений подписан, что облегчает их датировку (потир и патена с надписью паракимомена Василия, сер. X в., халцедоновый кубок патрикия и логофета Сисиния, 962-963 гг., фигурный сосуд имп. Романа, сер. X в.). Декоративные мотивы, элементы отделки нередко носят следы вост. влияния (сасанидского, впосл. иранского). Такие предметы в письменных источниках часто упоминаются в качестве имп. даров или возвращенных трофеев. Значительно реже в Византии встречаются распространенные в раннехрист. время камни с врезанными монограммами и христ. символами, каменные печати почти не применялись (их вытеснили золотые и свинцовые хрисовулы и моливдовулы). Функция камей в визант. мире до сих пор не прояснена. Возможно, именно от византийских (не сохр.) произошли позднейшие рус. панагии. Нередко визант. камеи включались в убранство предметов различного предназначения: у св. Антония Новгородского сообщается о камее с ликом Христа, вставленной в декоративное блюдо. Крупные (больше 5 см) экземпляры камей крайне редки, большинство - диаметром или высотой от 3 до 5 см или меньше. Наиболее распространенными были геммы круглые или овальные, реже 4-угольные, с закругленным верхом, из кровавой яшмы, сапфира, аметиста, халцедона, нефрита и др. камней. Сюжеты изображений на визант. геммах близки к иконографическому кругу иконописи: образы Христа (в рост или погрудно, редко на троне; напр., 2-сторонняя камея из зеленой яшмы с образом Христа в рост, между 886 и 912, Музей Виктории и Альберта, Лондон), Богоматери (с Младенцем, в рост или на троне, Оранта, Агиосоритисса; большая камея из зеленой яшмы с надписью имп. Никифора III Вотаниата, между 1078 и 1081, там же), св. Иоанна Крестителя, архангелов, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, прор. Даниила (в позе оранта или со львами); изображение евангельских сцен («Благовещение», «Распятие», единичными экземплярами представлены «Преображение», «Сошествие во ад», «Успение»), Деисуса (нач. IX в.?, Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж).

http://pravenc.ru/text/165147.html

«Обозрение» Скилицы, например, в изложении событий третьей четверти X в. опирается на два не дошедших до нас произведения, одно из которых прославляло феодальный род Фок, а другое было ему враждебно — поэтому в «Обозрении» мы встречаем то хвалу в адрес императора Никифора Фоки, то самое суровое осуждение его политики . С XI столетия появляется новый тип исторического произведения: историк перестает быть безличным регистратором событий, он ведет рассказ от первого лица, повествует о своем участии в военных действиях или в политической борьбе, дает оценки современникам. «Хронография» Михаила Пселла Первым памятником этого типа является «Хронография» (Χρονογραφα) Михаила Пселла, посвященная событиям 976—1078 гг. Большая часть описанных им событий (начиная со второй четверти XI в.) разворачивалась перед глазами самого автора, во многих из них он принимал активное участие. Пселл не стремится представить в собственном смысле историю своего времени: некоторые важнейшие события он опускает, о других говорит бегло. Его задача — дать характеристику византийских императоров, их фаворитов и любовниц, дворцовых переворотов и интриг, которая внезапно перемежается философскими рассуждениями. Пселл — внимательный наблюдатель и беспощадный судья, под его пером возникают одна за другой сценки из жизни бездарных правителей, окруженных шутами и интриганами. Поклонник античной культуры, Пселл высмеивает суеверия и астрологию. Он не питает особого уважения и к императорской власти: хотя царствующего императора (Михаила VII Дуку) 109 Пселл осыпает щедрыми похвалами, он склонен считать, что императорская власть губит человека, превращая самого властителя в мелочного и злобного деспота. Выходец из среды мелкого чиновничества, Пселл высоко поднялся по служебной лестнице, не брезгуя ни низкой лестью, ни участием в заговорах. О народных массах он отзывается с пренебрежением, но и мир вельмож не вызывает у него уважения, и поэтому все его повествование пронизано пессимизмом и бесперспективностью. «История» Михаила Атталиата Иной характер носит «История» (Ιστορα), написанная современником Пселла Михаилом Атталиатом и рассказывающая о событиях 1034—1079 гг. Атталиат больше связан традицией, чем Пселл: это сказывается и в том, что он отводит своей персоне куда меньше места, чем это сделал Пселл, и в том, что он решительно отстаивает церковно-богословскую концепцию о прямом вмешательстве Бога в исторические события. Атталиат — откровенный сторонник феодальных кругов, выдвинувших на престол императора Никифора III Вотаниата, и книга его полна прославлений рыцарских доблестей Вотаниата и его щедрости (в то время как Пселл в безудержной щедрости константинопольского двора видел одну из существеннейших причин упадка империи).

http://sedmitza.ru/text/444009.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010