Хроника Михаила Панарета содержит краткую историю Трапезундской империи в период с 1204 по 1426 г. 1086 Дополнением к историческим сочинениям в узком смысле слова служат различные разножанровые сочинения и письма, а также риторические и богословские произведения, которыми с литературной точки зрения в высшей степени плодовитая эпоха Палеологов является особенно богатой. Исследование и издание этого массива произведений только начинается. Здесь следует назвать лишь наиболее содержательные с исторической точки зрения источники. Ученый патриарх Григорий (Георгий) Кипрский (1283–1289) оставил наряду с обширной перепиской ясно и просто написанную автобиографию, которая своей обстоятельностью и простотой изложения, к примеру, весьма выгодно отличается от автобиографии Никифора Влеммида. Напротив, энкомии Михаилу VIII и Андронику II перегружены общепринятой риторикой 1087 . Никифор Хумн , ученик Григория Кипрского , принадлежавший при Андронике II к кружку наиболее выдающихся византийских интеллектуалов, занимал высокие посты на государственной службе, в качестве первого министра исполнял функции месадзона ( μεσζων) и состоял в родстве с императорской семьей (его дочь Ирина была замужем за деспотом Иоанном Палеологом, сыном Андроника II). Он написал несколько богословских и философских сочинений, в которых он отстаивал аристотелизм, математических и астрономических трактатов, а наряду с ними многочисленные риторические произведения, среди которых один многословный энкомий Андронику II 1088 . В качестве π το κανικλεου он по поручению императора составил несколько документов: особый интерес вызывает эдикт 1296 г. о реформе судебной системы и хрисовул от 1313 г., предисловие которого упоминает помощь в борьбе против турок, оказанную византийцам сербским королем Милутином. Важной с исторической точки зрения также является переписка этого влиятельного человека 1089 . Крупный филолог Фома (Феодул) Магистр , сочинитель многочисленных филологических, риторических и богословских трактатов, оставил после себя также сочинения о царской власти ( περ βασιλεας) и о государстве ( περ πολιτεας), которые содержат важные сведения об имперской администрации во время правления Андроника II и при этом не умалчивают об их недостатках 1090 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни Парадоксально, что такое малое послабление, как разрешение вкушения молочных продуктов по средам и пятницам после 9-го часа, в течение многих веков было своеобразным символом Православия в противостоянии традиции поста у христиан-монофизитов. Однако внутри православной традиции строгость пощения в среду и пятницу и сама возможность отмены этой строгости в дни или кануны больших праздников, включая длительные посты, неоднократно вызывала споры и длительные дискуссии — достаточно вспомнить строгое отношение к соблюдению этих дней преподобного Афанасия Афонского (X в.), вызывавшее неприятие со стороны его оппонентов 25 . Данная дискуссия естественно восходила к оценке 4-го правила святителя Никифора, которое оценивалась как положительно, к примеру у Марка Монаха, так и отрицательно, к примеру у Никифора Влеммида. По Типикону Марка Монаха, на Сырной седмице полное разрешение — (после 9-го часа и вечерни 26 ), а на сплошной — частичное. Этому дается богословское объяснение: «Яковиты и тетрадиты хранят ее (Сырную седмицу) в полной чистоте. Поэтому Никифор Константинопольский канонически предал разрешать ее». В этом же Типиконе говорится, что в монастырях после 9-го часа и вечерни в трапезной по средам и пятницам вкушают сыр, рыбу и вино 27 . Однако Никифор Влеммид подверг критике правило святителя Никифора, не называя самого святителя по имени. Приведем полностью пространный отрывок, напрямую относящийся к теме статьи: «Поскольку длинным постам отцы предпочли ежедневно есть помалу, то есть без жадности и чрезмерности, и я присоединяюсь к суждению отцов и не принуждаю каждый день воздержанно питать монашествующих, но принимаю; это и надмение изгоняет, и вселяет в тело силу к духовным трудам. А некоторые среды и пятницы, как субботы и воскре­сенья, ради жирной пищи расценивать в связи с радостью владычних праздников или ради опровержения еретических басен, мне кажется, совершенно не необходимо. Ибо божественно наслаждаться, но не телесно на божественных праздниках мы научены Богом. А о еретических постах мы знаем, что они осуществлялись не только по средам и пятницам, но в течение всех тех седмиц…» 28

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни Парадоксально, что такое малое послабление, как разрешение вкушения молочных продуктов по средам и пятницам после 9-го часа, в течение многих веков было своеобразным символом Православия в противостоянии традиции поста у христиан-монофизитов. Однако внутри православной традиции строгость пощения в среду и пятницу и сама возможность отмены этой строгости в дни или кануны больших праздников, включая длительные посты, неоднократно вызывала споры и длительные дискуссии — досточно вспомнить строгое отношение к соблюдению этих дней преподобного Афанасия Афонского (X в.), вызывавшее неприятие со стороны его оппонентов25. Данная дискуссия естественно восходила к оценке 4-го правила святителя Никифора, которое оценивалась как положительно, к примеру у Марка Монаха, так и отрицательно, к примеру у Никифора Влеммида. По Типикону Марка Монаха, на Сырной седмице полное разрешение — (после 9-го часа и вечерни26), а на сплошной — частичное. Этому дается богословское объяснение: «Яковиты и тетрадиты хранят ее (=Сырную седмицу) в полной чистоте. Поэтому Никифор Константинопольский канонически предал разрешать ее». В этом же Типиконе говорится, что в монастырях после 9-го часа и вечерни в трапезной по средам и пятницам вкушают сыр, рыбу и вино27. Однако Никифор Влеммид подверг критике правило святителя Никифора, не называя самого святителя по имени. Приведем полностью пространный отрывок, напрямую относящийся к теме статьи: «Поскольку длинным постам отцы предпочли ежедневно есть помалу, то есть без жадности и чрезмерности, и я присоединяюсь к суждению отцов и не принуждаю каждый день воздержанно питать монашествующих, но принимаю; это и надмение изгоняет, и вселяет в тело силу к духовным трудам. А некоторые среды и пятницы, как субботы и воскре­сенья, ради жирной пищи расценивать в связи с радостью владычних праздников или ради опровержения еретических басен, мне кажется, совершенно не необходимо. Ибо божественно наслаждаться, но не телесно на божественных праздниках мы научены Богом. А о еретических постах мы знаем, что они осуществлялись не только по средам и пятницам, но в течение всех тех седмиц…»28

http://e-vestnik.ru/church/igumen_dionis...

Он пишет: «Итак, этот (т. е., аподиктический силлогизм — пер.) имеет дело с необходимым, всегда пребывающим и всегда истинным и неизменным, а диалектический — с вероятным и правдоподобным, с тем, чему свойственно оборачиваться то так, то эдак, и то быть, то не быть, и быть иногда истинным, а иногда нет»  . Наконец, необходимо отметить, что хотя святой Григорий категорически настаивает на недопустимости внесения добавлений в Символ Веры безотносительно даже к их истинности или неистинности, так что и саму возможность вести диалог с латинянами ставит в зависимость от изъятия ими «filioque» из текста Символа, он, тем не менее, следуя традиции, идущей от предшествовавших ему богословов, — иеромонаха Никифора Влеммида и патриарха Константинопольского Григория Кипрского  , — допускает употребление в богословии выражений об исхождении Святого Духа «через Сына» и даже «и от Сына» (filioque), при условии православного их истолкования в энергетическом, а не ипостасном смысле. Время написания «Аподиктических слов» с большой степенью точности можно определить 1335 годом, отталкиваясь от датировки 1336–м «Первого письма к Акиндину», содержащего упоминания о них и даже цитаты из них. Таким образом, они являются одними из самых ранних произведений святителя. Надписание же их именем «Архиепископа Фессалоникийского» (каковым Палама стал лишь в 1347 году) объясняется тем, что они были изданы в Константинополе в 1355 году по возвращении святителя из турецкого плена, как об этом свидетельствует в своем «Похвальном слове» его биограф, патриарх Филофей Коккин  . Примыкает к «Аподиктическим словам» небольшое произведение «Против Векка»  , в некоторых своих местах представляющее из себя дословное заимствование из «Слов», а в других построенное на цитировании тех же самых святоотеческих пассажей, что прежде уже приводились в «Словах». Впрочем, о том, что написано оно много позднее «Слов», можно заключить из того, что Палама определенно пишет в нем о «злочестии Варлаама и Акиндина»  , что позволяет датировать его временем после Соборов 1341 г., когда учение последних было официально осуждено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

После освобождения от турок и возвращения в Фессалоники свт. Григорий продолжил пастырскую деятельность в своей епархии до 1359 г. или, согласно новой датировке, до 1357 г. Сраженный одной из своих давних болезней, которые время от времени беспокоили его, святитель Григорий умер 14 ноября в возрасте 63 лет (или 61 года). Вначале его прославили как местночтимого святого в Фессалониках, но вскоре в 1368 г. соборным решением он был официально вписан в календарь Святой Софии патриархом Филофеем Коккиным, который составил его похвальное житие и службу. Сначала мощи святителя Григория были положены в кафедральном храме Святой Софии в Фессалониках, ныне частица его мощей хранится в митрополичьем соборе в честь Григория Паламы близ городской набережной.   Сочинения Роспись притвора церкви св. Бессребреников монастыря Ватопед. 1371 г. Григорий Палама составил многочисленные сочинения богословского, полемического, аскетического и нравственного содержания, так же как и многочисленные гомилии и послания. «Житие Петра Афонского» — самое первое сочинение свт. Григория Паламы, написанное ок. 1334 г. В «новых надписаниях» против надписаний Иоанна Векка и в двух аподиктических словах «Против латинян» (написаны в 1334-1335 г. или согласно новейшим датировкам в 1355 г.) рассматривается вопрос об исхождении Святого Духа. Святой Дух как ипостась исходит «только от Отца». «Ипостась Пресвятого Духа не есть и от Сына; Она не дается и не приемлется никем, но Божественная благодать и энергия» 3 . Сходно с учением Николая Мефонского исхождение — это ипостасное свойство, в то время как благодать, которая является энергией, является общей для Трех Лиц Святой Троицы. Только с учетом этой общности можно говорить о том, что Дух Святой исходит от Отца, и от Сына, и от самого Себя. Этот взгляд на исхождение является общим со учением Никифора Влеммида и Григория Кипрского, которые, храня верность святоотеческому преданию, возлагали надежды на богословский диалог между Востоком и Западом. Сочинение «Триады в защиту священнобезмолвствующих» было написано для того, чтобы отразить нападки Варлаама на исихастов, в нем разрешаются также все богословские вопросы, которые стали предметом спора. Сочинение делится на три триады, каждая из них подразделяется на три трактата. Первая триада, написанная весной 1338 г. в Фессалониках, посвящена вопросу о познании Бога. Выступая против только что сформулированной тогда позиции Варлаама, Палама настаивает на том, что путь познания Бога не является внешней философией, но откровением во Христе. Христос обновил всего человека, поэтому весь человек, душой и телом, может и должен участвовать в молитве. Человек, начиная с настоящей жизни, приобщается благодати Божией и вкушает в качестве залога дар обожения, которого он вкусит в полноте в будущем веке.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

43 . Архимандрит Антонин. Заметки XII-XV века, относящиеся к крымскому городу Сугдеи (Судаку), приписанные к греческому Синаксарю//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1863. – Т 5. – С. 595–628. 44 . Асохик. Всеобщая история: Пер. Н. Эмина. – М., 1864. 45 . Афанасий Александрийский . Творения. – М., 1902. 46 . Афиногенов Д. Е. Замерзший Босфор и святые иконы. [Вступ. ст., пер. фрагмента рукописи ГИМ. Синод. Греч. 303/Владимир 395 с описанием различных бедствий, случившихся при последнем иконоборческом императоре Феофиле (829842)]//Вестник Московского университета. – Сер. 9. Философия. – М., 1997. – 4. – С. 85–93. 47 . Афонский патерик, или жизнеописание святых, на святой Афонской горе просиявших. – М., 1897. – Ч. 2. – 488 с. 48 . Балазури. Книга завоевания стран: Текст и пер. П. К. Жузе. – Баку, 1927. – 216 с. (Материалы по истории Азербайджана. Вып. 3). 49 . Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. – К., 1911. 50 . Бартикян Р. М. Источники для изучения истории павликанского движения. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1961. – 218 с. 51 . Бартикян Р. М. Петр Сицилийский и его «История павликиан»//ВВ. – 1961. – Т 18. – С. 323–358. 52 . Безобразов П. В. Материалы для истории Византийской империи: Неизданные монастырские уставы//ЖМНП – 1887. – Ч. 254. – С. 65–79. 53 . Бенешевич В. Н. Записки о поставлении русских епископов//Русская Историческая Библиотека. – СПб., 1908. – Т 6. – Прил. 2. – С. 432–436. 54 . Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковного права. – СПб, 1915. – Т 1. 55 . Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца... – Вып. 1. – Пг, 1917. 56 . Беседа св. отца нашего Василия Великого против пьянствующих//Христианское чтение. – 1828. – Т 30. – С. 129–138. 57 . Беседа св. отца нашего Василия Великого о том, что не должно прилепляться к житейским вещам//Христианское чтение. – 1832. – Т 45. – С. 1–37. 58 . Беседы (Омилии) Святителя Григория Паламы : Пер. с греч. архимандрит Амвросий (Погодин) . – Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского , 1968. – Т 1. – 255 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никифор Влеммид (Βλεμμδης а не Βλεμμδης) родился в 1197 г. в Константинополе в интеллигентной византийской семье (его отец занимался медициной) и в семь лет переселился вместе с родителями в вифинский город Прусу, – после того как Константинополь оказался во власти латинян. Первоначальное образование он получил в элементарной школе города Прусы, под руководством дидаскала Монастериота, впоследствии Ефесского митрополита. Хорошо изучив здесь грамматику, Влеммид, отличавшийся склонностью к наукам, потом отправился в Никею, где изучал пиитику, риторику – по руководству известных греческих риторов Исократа (V в. до Р. X.), Гермогена (II в. по Р. X.) и Афония (IV в. по Р. X.) и, наконец, логику. В 1213 г. Влеммид отправился для занятий в Смирну и изучал здесь логику под руководством «ипата философов» Димитрия Карика. Здесь же он пользовался покровительством ученого митрополита Николая. В 1215 г. Влеммид посвятил себя изучению врачебного искусства и в течение семи лет знакомился с ним то в Смирне, то в Ефесе, а потом вместе со своим отцом стал заниматься и врачебной практикой. В 1222 г. Влеммид, под влиянием одной неудачи личного свойства, оставил Смирну и поселился в Нимфее близ Никеи, где некоторое время проживал при царском дворе, а потом отправился в город Скамандр и здесь посещал школу известного дидаскала Птохопродрома. Под руководством этого дидаскала Влеммид в течение небольшого времени (менее года) изучал арифметику, физику, оптику, катоптрику и астрономию и достиг больших успехов в логике и философии. Однако духовная жажда Влеммида не была удовлетворена и этими успехами. Но, не находя среди современных ученых таких дидаскалов, которые могли бы дать ему более широкое образование, Влеммид возвратился в Нимфей и стал самостоятельно заниматься науками. На первом плане у него были в этом отношении речи знаменитых ораторов и труды из области медицины. В это же время он изучил и юриспруденцию. Познания Влеммида были настолько уже серьезны, что в Смирне он имел ученый диспут с бывшим своим дидаскалом Димитрием Кариком и не оказался побежденным в этом ученом споре. Из Смирны Влеммид удалился в один из монастырей в области реки Скамандра и здесь сосредоточился на изучении Св. Писания и святоотеческих творений. Эти занятия доставили ему полнейшее удовлетворение. Влеммид наконец нашел то, что он так долго и старательно искал. В монастыре, под влиянием чтения слова Божия и творений святых отцов, Влеммид подготовился и к общественной жизни и деятельности (С. 1–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

592 Ни на чьи сочинения не писано так много толкований, сколько писано на сочинения Григория. Кроме толкователей, которых известны толкования, но не имена, известны толкователи: Нонн 5-го в., св. Максим испов. 7-го в., Илья Критский епископ, бывший на 2-м Никейском Соборе, Григорий пресвитер, описавший и жизнь его, Феофил и Герой Моцена, Василий архиеп. Кесарийский 10-го в., Никита Серроний, Ираклийский м-т 11-го в., Пселл и Николай Доксопатр того же века, Иоанн Зонара 12-го в., Феодор Вальсамон, Никифор Влеммида, Никифор Каллист. Некоторые толкования изданы Биллием, другие Маттеем (Binae orationes Gregorii, Mosquae 1780 г.). Многие еще не изданы. 593 Руфин перевел несколько Слов на латинский язык; в тоже время стали переводить соч. Григория на сирский, армянский, потом на арабский языки. См. Assemani Bibl. Orient. Т. I, р. 172; Т. 3, Р. 1, р. 23 Neumann Geschichte d. Armenis. Litteratur. s. 79. На слав. языке 16 Слов переведены в самом начале обращения славян дунайских. См. Библиогр. листы Коппена 1825 г. XI. 594 Сочинения изданы а) Биллием (50 Слов, 237 писем и 158 стихотворений) graec. et lat. 1630. Paris T. I, II, Venetiis 1783; б) Клеманцен начал было вновь издавать все сочинения св. Григория; – том издал в Париже 1778 г. весьма тщательно; но дело, к сожалению, тем и кончилось, быв прервано ужасами революции. Издание Биллия и не полно и не совсем исправно. После Биллия отыскано много неизвестных дотоле сочинений. 20 стихотворений издано Толлеем (Insignia Hinerani Halici 1696 г. Traiecti ad Rhenum); 227 эпиграмм издал Мураторий (Anecdota graeca, Patavii 1709 г.). Эти дополнения, с прибавлением немногого, изд. в 5 том. Голландовой библиотеки отцов у Миня in Patrolog. Т. 35–37, и частью Якобсом: Anthalogia graeca vol. 2. Коллар писал (in 4 Tom. Com. Vindobon), что в Венской библиотеке много неизданных сочинений Богослова. Часть стихотворения против аполлинаристов недавно издал Майо. Collet. Vet. auct. 7–64. Слав. перевод Слов Славеницкого – образец дурного перевода; о достоинстве русск. перев. в Хр. Чт. не говорим, тем более, что издан новый перевод твор. св. Григория. Т. 1–6. М. 1843–1848. На армянский язык в 5 веке переведены были 34 Беседы св. Григория, в том числе две к Кледонию, похв. Афанасию и неизвестные ныне на греческом: похв. Слово кресту, о воплощении Слова, против тех, которые говорят, что Отец более Сына, надгробное Максиму (Neumann Gesch. d. armen. Litter. S. 78–80).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Универсальный ученый Никифор Григора (1295–1359), о большом историческом сочинении которого, обнимающем период с 1204 по 1359 г., подробнее будет сказано в следующем разделе, сжато рассматривает период Никейской империи и первые десятилетия после византийской реставрации. Однако несмотря на то, что события этого периода он описывает не как современник и только в качестве введения, его сочинение даже в этих частях содержит чрезвычайно важный материал и существенно дополняет изложение Акрополита и Пахимера. Приведение западных исторических источников по эпохе латинского господства увело бы нас слишком далеко 969 . Впрочем, особо следует указать на «Морейскую хронику» , произведение эллинизированного франка, составленное в первой половине XIV в., которое сохранилось в двух стихотворных редакциях на народном греческом языке, а также во французской, итальянской и арагонской версиях. Оно содержит обильные сведения о положении на Пелопоннесе под франкским господством 970 . Наше знание о политических и особенно церковных отношениях начального периода существования Латинской империи в Константинополе и Византийской империи в Никее существенно дополняется сочинениями Николая Месарита ; особенно важными являются надгробная речь Иоанну Месариту (ум. 1207), переписка с императорской семьей, которой предшествовало избрание Михаила Авториана патриархом и венчание на царство Феодора Ласкаря в 1208 г., а также сообщения о переговорах с представителями Римской Церкви в 1206 и 1214–1215 гг. 971 Ученый Никифор Влеммид , учитель Георгия Акрополита и будущего императора Феодора II Ласкаря, оставил наряду с научно-теоретическими также несколько сочинений более злободневного характера, как, например, две составленные в 1264 и 1265 гг. автобиографии, которые хотя и представляют собой панегирик автора самому себе и мало заботятся об общеисторических событиях, тем не менее не лишены значения для истории церковных и придворных отношений того времени 972 . Заслуживают внимания и письма к Феодору II Ласкарю, а также посвященное этому императору сочинение об обязанностях правителя 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В вопросе о заключении унии между К-полем и Римом И. В. изначально был не согласен с позицией императора. В 1273 г. в К-поль прибыло папское посольство (в составе к-рого были и греки-униаты из Юж. Италии) и состоялся архиерейский Собор в присутствии императора и его двора по вопросу о возможности заключения унии. Имп. Михаила поддержали многие из присутствовавших, в т. ч. архиеп. Григорий Кипрский (впосл. патриарх К-польский), Мелитениот, Георгий Акрополит. Тогда патриарх Иосиф приказал И. В. выступить, угрожая ему отлучением, если тот откажется говорить. И. В. перед лицом императора назвал латинян «тайными еретиками», чем навлек на себя гнев имп. Михаила. На последующих заседаниях Собора по приказу императора клирик Иоанн Хумн попытался возбудить против И. В. судебное дело по обвинению в недобросовестном исполнении им посольских обязанностей. Однако Собор отклонил обвинение, ссылаясь на то, что это дело находится вне его компетенции и подлежит только суду патриарха, к-рый был на стороне И. В. Опасаясь царского гнева, И. В. вместе с семьей укрылся в храме Св. Софии, пользуясь правом убежища. Император отправил ему письмо, почтительно приглашая к себе. Однако как только И. В. покинул пределы храма, он был схвачен и заключен в Анемову башню во Влахернах ( Georg. Pachym. Hist. V 11-15). Как сообщает Пахимер, в тюрьме И. В. по настоянию имп. Михаила начал изучать творения отцов Церкви, как восточных (в первую очередь Никифора Влеммида ), так и западных, и постепенно изменил свои взгляды в пользу поддержки унии, посчитав, что различия в вопросе об исхождении Св. Духа касаются не существа церковного учения, а исключительно терминологии. Впрочем, достоверность этой версии о «переубеждении» И. В. трудно проверить; возможно, не менее значительную роль в «изменении» его взглядов сыграли угрозы императора. И. В. был освобожден из тюрьмы, после того как присоединился к сторонникам унии. Он начал активно выступать, призывая клир К-польской Церкви поддержать возрождение общения Церквей.

http://pravenc.ru/text/469598.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010