иером. Макарий Симонопетрский † Память святого благоверного царя Иоанна III Дуки Ватаца Милостивого 45 Святой благоверный император ромеев, друг Христов Иоанн III родился в 1193 г. в знатном семействе Дук. В 1204 г., после взятия Константинополя крестоносцами-латинянами, Византийская империя распалась на четыре соперничающих друг с другом государства: Латинскую империю со столицей в Константинополе, Никейскую империю в Малой Азии (где обосновались законный император и православный патриарх Константинопольский), Эпирский деспотат в Западной Греции и Болгарское царство Uoahha II Асеня. В 1222 г. Иоанн Дука наследовал своему дяде Феодору Ласкарю, умершему бездетным, который за время правления сумел укрепить и реорганизовать Никейскую империю по образцу старой Византийской империи. Иоанн вскоре обнаружил незаурядные способности политика и одновременно качества истинно христианского царя. Он стал величайшим из правителей Никейской империи и одним из самых замечательных императоров в истории Византии. Благодаря череде блестящих военных побед и хитроумных дипломатических альянсов он за несколько лет вернул своей династии контроль над Малой Азией и отвоевал большую часть территорий, попавших ранее в руки западных крестоносцев. Иоанн III овладел Адрианополем, расположенным совсем недалеко от града св. Константина, так что на момент его смерти, в 1254 г., Никейская империя по своей территории уже приближалась к границам Византии до латинского завоевания. Оставалось только отвоевать ее древнюю столицу, что и было сделано при его преемнике, Михаиле VIII Палеологе, в 1261 г. Всей душой ревнуя о благе Церкви, Иоанн III вступил с папой Римским Григорием IX в переговоры об объединении Церквей. В 1234 г. в зимней резиденции императора, гор. Нимфее, состоялась встреча папских послов с представителями Православной Церкви, возглавляемыми патриархом Германом II (1222–1240) и знаменитым богословом и церковным писателем Никифором Влеммидом 46 (1197–1272). Поскольку собеседования затягивались, император пожелал пойти на компромисс, предложив грекам изменить свое отношение к употреблению опресноков на литургии в обмен на изъятие латинянами из Символа веры формулы «и от Сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРАКОПУЛОС Димитракопулос [греч. η-μητρακπουλος] Андроник (в миру Андрей; 1.03.1826, Синеврон, совр. ном Ахея, Греция - 21.10.1872, Лейпциг, Германия), архим., церковный историк, патролог, византинист. В 1838 г. поступил в мон-рь св. архангелов Михаила и Гавриила, расположенный в 15 км к югу от г. Эйон на Пелопоннесе, где игуменом был его дядя - иером. Венедикт. Обучался в монастырской школе. 1 окт. 1847 г. рукоположен во диакона. С 1849 г. продолжал учебу в Афинах, окончил гимназию, затем обучался на богословском фак-те Афинского ун-та. В 1855-1858 гг. преподавал в различных школах Греции. В 1858 г. назначен Свящ. Синодом клириком греч. общины в Лейпциге. 25 марта 1858 г. в Афинах рукоположен во иерея и затем возведен в сан архимандрита, после чего вскоре отбыл в Германию, в Лейпциг, где началась его ученая деятельность. Д. объехал Европу и Ближ. Восток, изучая рукописные собрания и переписывая тексты для их издания, поддерживал контакты со мн. европ. учеными, пользовался их уважением. В 1863 г. посетил Россию, работал в Москве с рукописями Синодальной б-ки и в Киеве. В Москве познакомился с архим. (впосл. епископ Угличский) Амфилохием (Сергиевским-Казанцевым) , у них установились профессиональные и дружеские отношения, впосл. они посвятили друг другу книги. 24 окт. 1868 г. Д. был предложен Свящ. Синодом в числе 3 кандидатов на архиепископскую кафедру Мантинии в Греции, однако епископом был избран др. кандидат. 20 окт. 1869 г. философским фак-том Лейпцигского ун-та Д. была присуждена степень д-ра философии honoris causa. В 1872 г. Д. отправился на Афон для работы с рукописями и для описания монастырских рукописных собраний. Во время поездки простудился и, вернувшись в Лейпциг, скоропостижно скончался. С 1865 по 1872 г. Д. опубликовал 7 изданий текстов и книг по церковно-исторической тематике. Он старался ввести в научный оборот как можно больше неизданных рукописных источников. Среди его книг известен 1-й т. задуманной им серии «Церковная библиотека», в к-рой Д. предполагал издавать тексты греч. авторов различных периодов, начиная с наименее изученного (IX-XVIII вв.). В этом томе (1866) им было опубликовано 20 произведений визант. авторов, в основном XI-XIII вв.,- Никиты Стифата , Иоанна Фурна, Евстратия Никейского, Николая Мефонского, Никифора Влеммида и Георгия Акрополита ,- изданных по рукописям Московской Синодальной б-ки (преимущественно по: ГИМ. Греч. 239).

http://pravenc.ru/text/172052.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ [греч. Ιερθεος], иером. из К-поля (2-я пол. XIII в.). О происхождении И. нет сведений; вероятно, он принял монашество в обители на Латрской горе в М. Азии и учился у Никифора Влеммида . До 1275 г. жил в одном из мон-рей недалеко от Эфеса. После низложения в 1265 г. К-польского патриарха Арсения Авториана , когда группа его сторонников объявила о разрыве отношений с К-польской Патриархией и визант. имп. Михаилом VIII Палеологом, И., хотя и остался в общении с офиц. Церковью, симпатизировал арсенитам. В период с 1263 по 1275 г. в К-поле между И. и папским легатом, епископом Кротонским Николаем, греком, перешедшим в католичество, состоялся 1-й диспут об исхождении Св. Духа. После заключения Лионской унии (1274) И. написал ряд полемических произведений с критикой учения о Filioque (Marc. gr. 83. Fol. 211-212; Vat. Barber. gr. 291. Fol. 118-121). Для доказательства исхождения Св. Духа только от Отца И. помимо цитат из Свящ. Писания и Отцов Церкви использовал и собственные умозаключения, представляя отношения между Лицами Св. Троицы в виде различных геометрических построений (ιϒραμμα Ιεροθου). Резкие и неоднозначные формулировки и методы богословских доказательств И. вызвали споры как среди латинян и сторонников унии, так и среди православных. В 1277-1278 гг. И. был брошен в тюрьму, где в оправдание своих взглядов написал неск. сочинений (Marc. gr. 153. Fol. 203-215). После освобождения (нач. 80-х гг. XIII в.) И. составил речь к имп. Михаилу VIII Палеологу (Marc. gr. 153. Fol. 215-230), а затем «Увещевание против латинян» 2 сторонникам унии - Луке Карнацу, ученику Николая Кротонского, и некоему мон. Нифонту (Laurent. Plut. VII 19. Fol. 55-68), в к-рых назвал латинян еретиками, а сторонников унии - раскольниками, критикуя не только Filioque, но и католич. дисциплинарную практику. Дальнейшая судьба И. неизвестна. В Ватиканской б-ке сохранилось неск. приписываемых И. литургических произведений (стихиры и канон) и 2 исповедания веры (Vat.

http://pravenc.ru/text/293756.html

Андроник Каматир – [греч. Ανδρνικος Καματηρς] (XII в.), визант. богослов-полемист. По матери происходил из рода  Дук  и приходился родственником имп.  Мануилу I Комнину , в правление к-рого занимал ряд важных придворных и гос. постов (глава ведомства прошений, великий друнгарий царской стражи, эпарх К-поля) и был удостоен чина севаста. Ок. 1170–1171 гг. по поручению Мануила написал соч. «Священное оружехранилище» (Ιερ Οπλοθκη), к-рое полностью не опубликовано (ркп. ГИМ. Син. греч. 353; Marc. gr. 158; Monac. gr. 229). Оно начинается диспутом (по всей видимости, вымышленным) между императором и кардиналами о правах Римского папы и об исхождении Св. Духа (проблема  Filioque ). Это лат. учение опровергается далее в разъяснениях А. К. к собранным им местам из Свящ. Писания и греч. святых отцов, а также при помощи «силлогистических доказательств»; во 2-й части сочинения опровергается «учение армян» ( монофизитство ). В работе А. К. использованы полемические произведения митр. Никейского  Евстратия , Патриарха К-польского  Николая IV Музалона  и митр. Фессалоникийского  Никиты Маронийского . Высокую оценку сочинению дали  Георгий Пахимер  и  Никифор Влеммид ,  Георгий Скилица  посвятил ему ямбические стихи, К-польский Патриарх  Иоанн XI Векк , сторонник Лионской унии, счел нужным написать опровержение «на каждый пункт мудрого мужа». Как даритель икон и литургических тканей А. К. упоминается в кодексе Marc. gr. 524 (эпигр. 81, 88, 91, 93, 94 и 97). Coч.: Allamius L. Graecia Orthodoxa. R., 1652. T. 2. P. 287–521 [выдержки из Свящ. Писания и святых отцов, изд. с «Опровержением» Иоанна Векка]; PG. 141. Col. 395–614 . Лum.: Harm G. De Tzetzarum nomine vitis scriptis. Lipsiae, 1830. Р. 22, 23; Krumbacher. S. 90 f.; Jugie M.//DTC. T. 3. P. 432–433; Соколов И. И. Каматир Андроник//ПБЭ. Т. 8. Стб. 185–186; Laurent V. Un sceau inédit du protonotaire Basile Kamatèros//Byz. 1931. T. 6. Р. 253–272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626–627; LTK. Bd. 1. Sp. 523; Cataldi Palau A. L " Arsenale Sacro di Andronico Camatero//REB. 1993. T. 51. P. 5–62. Иером. Дионисий (Шлёнов), А. В. Бармин Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Андроник Каматир. 421 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК КАМАТИР [греч. Ανδρνικος Καματηρς] (XII в.), визант. богослов-полемист. По матери происходил из рода Дук и приходился родственником имп. Мануилу I Комнину , в правление к-рого занимал ряд важных придворных и гос. постов (глава ведомства прошений, великий друнгарий царской стражи, эпарх К-поля) и был удостоен чина севаста. Ок. 1170-1171 гг. по поручению Мануила написал соч. «Священное оружехранилище» (Ιερ Οπλοθκη), к-рое полностью не опубликовано (ркп. ГИМ. Син. греч. 353; Marc. gr. 158; Monac. gr. 229). Оно начинается диспутом (по всей видимости, вымышленным) между императором и кардиналами о правах Римского папы и об исхождении Св. Духа (проблема Filioque ). Это лат. учение опровергается далее в разъяснениях А. К. к собранным им местам из Свящ. Писания и греч. святых отцов, а также при помощи «силлогистических доказательств»; во 2-й части сочинения опровергается «учение армян» ( монофизитство ). В работе А. К. использованы полемические произведения митр. Никейского Евстратия , Патриарха К-польского Николая IV Музалона и митр. Фессалоникийского Никиты Маронийского . Высокую оценку сочинению дали Георгий Пахимер и Никифор Влеммид , Георгий Скилица посвятил ему ямбические стихи, К-польский Патриарх Иоанн XI Векк , сторонник Лионской унии, счел нужным написать опровержение «на каждый пункт мудрого мужа». Как даритель икон и литургических тканей А. К. упоминается в кодексе Marc. gr. 524 (эпигр. 81, 88, 91, 93, 94 и 97). Соч.: Allatius L. Graecia Orthodoxa. R., 1652. T. 2. P. 287-521 [выдержки из Свящ. Писания и святых отцов, изд. с «Опровержением» Иоанна Векка]; PG. 141. Col. 395-614. Лит.: Hart G. De Tzetzarum nomine vitis scriptis. Lipsiae, 1830. Р. 22, 23; Krumbacher. S. 90 f.; Jugie M.//DTC. T. 3. P. 432-433; Соколов И. И. Каматир Андроник//ПБЭ. Т. 8. Стб. 185-186; Laurent V. Un sceau inédit du protonotaire Basile Kamatèros//Byz. 1931. T. 6. Р. 253-272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626-627; LTK. Bd. 1. Sp. 523; Cataldi Palau A. L " Arsenale Sacro di Andronico Camatero//REB. 1993. T. 51. P. 5-62. Иером. Дионисий (Шлёнов), А. В. Бармин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЙЗЕНБЕРГ [Хайзенберг; нем. Heisenberg] Август (13.11.1869, Оснабрюк - 22.11.1930, Мюнхен), нем. византинист. В 1886-1889 гг. изучал филологию в ун-те Марбурга, затем переехал в Мюнхен, где стал учеником К. Крумбахера и всю дальнейшую научную деятельность посвятил византиноведению . Преимущественные интересы Г. были связаны с историей средневек. греч. языка и поздневизант. лит-рой. Его важнейшие работы - издание сочинений Георгия Акрополита, Никифора Влеммида, Николая Месарита, исследование греч. рукописей Баварской гос. б-ки. С 1910 г. профессор византиноведения в Мюнхенском ун-те, руководитель исследовательского семинара и главный редактор ж. «Byzantinische Zeitschrift». Почетный член Российской имп. академии наук (1913). Во время первой мировой войны, в 1916-1918 гг., находился на военной службе, изучая на практике греч. народные говоры. Установил принципы функционирования диглоссии (двуязычия) и основы формирования разговорного греч. языка в поздней Византии. Отец известного физика В. Гейзенберга. Изд.: Nicephori Blemmydae. Curriculum vitae et Carmina. Lpz., 1896. (BSGRT); Georgii Acropolitae. Opera: In 2 t. Lpz., 1903. Stuttg., 1978r; Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Komnenos. Würzburg, 1907. Соч.: Grabes-Kirche und Apostel-Kirche: zwei Basiliken Konstantins II. Lpz., 1908. 2 Bde; Dialekte und Umgangssprache im Neugriechischen. Münch., 1918; Das Byzantinische Reich//Propyläen-Weltgeschichte. Münch., 1932. Bd. 2; Quellen u. Studien z. spätbyzant. Geschichte: gesam. Arbeiten/Hrsg. H.-G. Beck. L., 1973. Рубрики: Ключевые слова: АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/text/161912.html

Из философских сочинений Влеммида, основанных главным образом на Аристотеле, наиболее известны “Сокращенная физика” и особенно “Сокращенная логика.” Последняя, после смерти автора, распространилась по всей империи и, мало-помалу, сделалась основой обучения и любимейшим философским учебником не только на Востоке, но и в Западной Европе. Издатель автобиографий Влеммида (Гейзенберг) пишет, что эти два сочинения “поистине доставили автору бессмертное имя.” 631 Логика и физика Влеммида важны как с точки зрения уяснения философских движений в Византии XIII века, так и с точки зрения уяснения вопроса о влиянии Византии на развитие западноевропейской мысли. До нас дошла важная в историко-культурном отношении переписка Влеммида, почти исключительно с Феодором II Ласкарем. Два небольших географических сочинения “История земли” и “Всеобщая география,” а также несколько стихотворений светского характера, 632 дополняют богатое и разнообразное литературное наследство, оставленное Влеммидом потомству. 633 Среди учеников Влеммида особенно выделялись двое: Георгий Акрополит и император Феодор II Ласкарь. Родившийся в Константинополе Георгий Акрополит отправился еще юношей в Никею во время правления Иоанна Ватаца, где получил образование вместе с Феодором Ласкарем у Никифора Влеммида, а позднее сделался также и учителем Феодора. Дойдя до высших чиновных степеней и потерпев неудачу на военном поприще, он уже при Михаиле Палеологе, возвратившемся в Константинополь, посвятил себя дипломатии и по поручению императора руководил переговорами на Лионском соборе, где и добился заключения унии с западной церковью, против которой он сам раньше боролся. Умер Акрополит в начале восьмидесятых годов XIII века. Главным литературным произведением Акрополита является очень важная, как источник, “История,” излагающая события со времени взятия Константинополя крестоносцами до восстановления Византийской империи (с 1203 по 1261 год); таким образом, это сочинение может быть названо специальной историей Никиты Акомината. Как современник описываемых явлений и по своему официальному положению участник последних, Акрополит дал детальное и правдивое, написанное довольно ясным языком изложение событий своей эпохи. Из небольших сочинений Акрополита, большей частью риторических и богословских, можно отметить прекрасную, прочувствованную надгробную речь императору Иоанну Ватацу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Ефеса, где он поселился около 1223 г., и, с благословения архиепископа Манассии, великого аскета и подвижника, был включен в состав новоначальных иноков. В течение двух лет Влеммид находился здесь на испытании, в строгом послушании нес обеты и подвиги иночества и нашел полное успокоение от невзгод прежней жизни. Пользуясь спокойствием и досугом, он с величайшим прилежанием отдался и богословским занятиям, изучал, главным образом, Св. Писание и написал свои труды экзегетического характера – «Толкование на псалмы», «Песни Моисея» и др. Под влиянием изучения Св. Писания у Влеммида явилось сильное желание совершить путешествие в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Осенью 1233 г. он действительно предпринял паломничество в Палестину, но достиг лишь острова Родоса, где и поселился в монастыре близ горы Артамита и опять посвятил себя научным занятиям и иноческим подвигам. В 1234 г. Влеммид, вследствие политических нестроений, вынужден был отказаться от продолжения паломничества во Св. Землю, покинул Родос и снова отправился в Ефес (С. 9–17). В Ефесе Влеммиду пришлось принять участие в соборных совещаниях греков с латинянами относительно соединения Церквей. В 1234 г. римский папа Григорий IX, идя навстречу желанию Никейского патриарха Германа II, прислал в Никею своих легатов Гуго и Петра из ордена братьев Проповедников и Аймо и Радульфа из ордена Миноритов для переговоров о соединении Церквей. Со стороны греков прения с латинянами сначала вел Димитрий Карик, бывший учитель Влеммида, а затем – Влеммид, который, между прочим, составил блестящую апологию учения Восточной церкви об исхождении Св. Духа и с успехом опроверг латинский догмат о Filioque и доводы латинян в защиту опресноков. Примирение между греками и латинянами, бывшее предметом собора 1234 г., не состоялось, так как латиняне и приступили к переговорам, и вели их с открытым намерением подчинить Восточную церковь Риму, а греки не только были совершенно далеки от всякой готовности признать над собой власть римского папы, но несклонны были делать какие-либо уступки латинянам по главным вопросам соборного рассмотрения – об исхождении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Были даже такие, которые по городам и селам провозглашали предсказания, как бы только что удостоенные откровения свыше. Это делали они для наполнения своих карманов и кошельков и потому упорно оставались при своем образе жизни даже после церковного вразумления. В это время был хартофилаксом 137 великой церкви некто по имени Векк – человек умный, питомец красноречия и науки, наделенный такими дарами природы, какими – никто из его современников. Ростом, приятным и важным лицом, свободною и плавною речью, гибким и в высшей степени находчивым умом – всем этим природа щедро наделила его как бы для того, чтобы имя его с уважением произносили цари, правители и все ученые. Он мужественно сопротивлялся царскому решению. Царь всячески старался и своими соображениями, и логическими доводами тогдашних ученых убедить его согласиться с решением. Но тот силою своего ума и слова совершенно спутал всех и их возражения распустил, точно Пенелопину ткань. Правда, хотя греческою ученостью некоторые превосходили его, но по гибкости ума, по оборотливости языка и знанию церковных догматов все перед ним казались детьми. Обманувшись в своих надеждах и на этот раз, царь избрал другой путь. Схватив Векка и с ним почти всю родню, он бросает их в ужаснейшие темницы. После того царю пришло на мысль, что лет 25 тому назад, в царствование Иоанна Дуки, был латинянами поднят такой же вопрос, и что живший в то время Никифор Влеммид, человек ученый и знаток св. Писания, начал было на досуге собирать свидетельства св. книг, по-видимому, подкрепляющие латинское учение, и писать на эту тему. Правда, он писал тайно, потому что большею частью не разделяли его мнения, но все же писал. Нашедши то, что было написано им, царь посылает Векку. Тот, прочитав написанное со всею внимательностью, потребовал творений св. отцов, из которых Влеммид приводил свидетельства. Получив их от царя, он охотно принял на себя труд – внимательно прочитать их, разобрать и проверить. Таким образом в непродолжительное время он набрал такую вереницу свидетельств, что из них могли составиться целые книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Векк, с которым полемизирует здесь Григорий Палама, был первоначально одним из противников Лионской Унии, за что даже подвергся тюремному заключению. Из тюрьмы он вышел, диаметрально изменив свои воззрения, и был возведен императором Михаилом Палеологом на патриарший престол с именем Иоанна XI, взамен низложенного патриарха Иосифа. Однако мы имеем все основания полагать, что смена убеждений была у него вполне искренней, произошедшей, как и сам он говорил, в результате лучшего изучения проблемы и чтения сочинений проуниатских богословов. Доверять сказанному им побуждает тот факт, что всю оставшуюся жизнь он крепко держался своих новых убеждений даже тогда, когда политика византийского государства в отношении Унии снова переменилась, и ему пришлось претерпеть за них много скорбей. Интересно, что, по мнению некоторых исследователей, убедили его в принятии латинского догмата письма Никифора Влеммида   — того самого богослова, чье влияние (через посредство патриарха Григория Кипрского) прослеживается и у Григория Паламы. Можно даже предположить, что написание святителем этого своего труда было обусловлено стремлением ввести в русло общецерковного предания линию Влеммида — Григория Кипрского, очистив ее от подозрений, неизбежно вызываемых фактом обращения Векка в латинство под ее влиянием. Скажем в заключение несколько слов о нашем переводе и тех принципах его, которым мы следовали. Переводили мы с издания: ΓΡΗΓΟΡΙΥ ΤΟΥ ΠΑΛΑΜΑ ΣΥΓΓΡΑΜΜΑΤΑ, τμος Α " , εκδδουν В. Bobrinsky, П. Παπαευαγγλου, I. Meyendorff, Π. Χρστου, ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1962, известного в научном обиходе как «издание Христу»  . Как и в предшествующих наших переводах, мы пользуемся несколько архаизированным языком, что обусловлено не желанием подражать манере дореволюционных переводчиков святоотеческой литературы, а стремлением максимально следовать стилю самого переводимого автора, сохраняя — там, где это возможно — его синтаксис и даже порядок слов, что, в свою очередь, требует ради стилистического единства употребления в ряде случаев архаизированной лексики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010