А. Г. Дунаев Дионисий монах 50 глав монаха Дионисия являются, вместе с рядом других текстов, приложением и, так сказать, «теоретическим обоснованием» произведения монаха Фикары – сборника, известного под именем своего составителя. То, что сочинения монахов Феодула и Дионисия изначально были соединены в одной книге в виде приложений к сочинению Фикары, видно из главы 23, где слова «в сей книге» отсылают к выдержкам из святоотеческих творений, имеющимся в Изъяснении Феодула. Фикара – личность загадочная. Ранее его отождествляли с Фомой Магистром (1275 – после 1347) 546 , а также с монахами Дионисием, Феодулом, Иоанном или даже с Иоанном Дамаскиным 547 , однако эти идентификации не выдерживают критики. Фикара родился в Константинополе, однако неизвестны город и обитель, где он жил и подвизался. Неизвестно и подлинное имя его: согласно монаху Митрофану, Фикара скрыл своё имя «по смирению» 548 . Настоящее имя было известно послушнику Фикары Феодулу, однако он не осмелился открыть имя своего учителя, будучи связанным клятвой 549 . Своё прозвище Фикара получил по профессии – делатель ножен ( θ κας) для мечей 550 . Предполагалось, что он жил в конце XI в. 551 , однако среди перечня 107 греческих рукописей Часослова 552 нет манускриптов ранее XIV в. Кроме того, в своё собрание Фикара включил молитвы, составленные Никифором Влеммидом (1197/1198–1272) 553 , что также свидетельствует о времени жизни Фикары во второй половине XIII – начале XIV в. Возможно, он был иеромонахом, известным по святости жизни и добродетелям 554 . Прославлен он не был, однако в рукописях именуется «святым» 555 . Рукописи Фикары делятся на две группы 556 : одна содержит только Последование гимнов и молитв, Часослов (под разными именованиями 557 ) и Аскетическое последование (стихиры и молитвы Фикары, соединенные с дневными песнопениями Четыредесятницы), другая дополнительно включает прочие толкования и введения. Впрочем, эти толкования были присоединены к песнопениям в самом скором времени после составления сборника. Уже сам Фикара снабдил сборник двумя своими сочинениями 558 : Слова [отеческая антология] о вере 559 и Толкование гимнов 560 . Монах Феодул добавил Изъяснение о гимнах, как они были дарованы от Бога… 561 , и другую отеческую антологию (Свидетельства святых учителей…) 562 . Кроме того, в собрание вошли ещё другие сочинения в качестве введения и толкования Часослова Фикары: Стихи разных любомудрых мужей на гимны 563 ,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Помимо своей политической деятельности и успешной карьеры в качестве чиновника (Jenkins 2017, 447), Михаил Пселл в 1045–1054 гг. занимал должность ипата философов (πατος τν φιλοσφων) – главы философской кафедры в Константинопольском университете при императоре Константине IX (Benakis 2008, Безобразов 2001, 129–130; Jenkins 2017, 447). У нас нет подробной информации о том, что именно представлял из себя Константинопольский университет и как там было устроено образование 4 , однако исследователи сходятся в том, что передача знания в Византии была устроена иначе, чем в схоластических западных университетах. На протяжении истории византийской империи существовали частные школы, в которых обучали философии, риторике и юриспруденции. Эти школы по большей части были направлены на обучение высших чиновников и администраторов, не имели корпоративной идентичности или какого-либо общего канона обучения. Функционирование этих школ зависело от платы за обучение, которую вносили ученики, и от поддержки спонсоров, среди которых были и члены императорской семьи. Структура преподавания в таких школах зависела от учителя, а сами школы конкурировали друг с другом (Harris 2017, 27–29). Периодически императоры предпринимали попытки структурировать и унифицировать деятельность этих школ. Можно полагать, что создание в Константинополе университета стало важным инструментом подобной политики. Так, еще в IX в. при Михаиле III был учрежден Магнаврский университет, где учили грамматике, философии, астрономии и геометрии (Harris 2017, 28). Преподавание в этом университете финансировалось из императорской казны. Однако зависимость университета в Константинополе от воли императора и государственного финансирования не способствовали тому, чтобы он функционировал постоянно. В 40-х гг. XI в. Константинопольский университет был заново учрежден Константином IX. По мнению И. Панаготидиса, Константин IX решил повлиять на деятельность различных конкурирующих школ и для этого создал университет, составленный из двух кафедр: философии и юриспруденции (Niehoff-Panagiotidis 2016, 397–398 5 ). Главой (ипатом) кафедры философии был назначен Михаил Пселл , а кафедру юриспруденции занял Иоанн Ксифилин. На философском факультете Пселл преподавал философию и риторику (Niefoff-Panagiotidis 2016, 398). П. В. Безобразов, опираясь на описание Никифора Влеммида, описывает структуру преподавания наук на факультете Пселла и сообщает, что философия там разделялась на теоретическую и практическую. В качестве цели теоретической философии утверждалось постижение бытия и истины, предметом практической выступало благо. Теоретическая философия, в свою очередь, разделялась на науки о природе, математику и богословие, математика – на арифметику, музыку, геометрию и астрономию, практическая же философия – на этику, экономику и политику (Безобразов 2008, 131–132 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/p...

Влеммид Никифор Влеммид Никифор – выдающийся византийский общественный деятель и замечательнейший представитель византийской литературы. Он родился в Константинополе в 1197 или 1198 году, в семье врача, детство провёл в различных городах Малой Азии, куда удалился с родителями после взятия Константинополя латинянами (в 1204 г.), и, несмотря на внешние бедствия вновь возникшей Никейской греческой империи, получил прекрасное и разностороннее образование. В молодости он вступил в клир Никейского патриарха и рано обнаружил любовь к науке, аскетические наклонности и твёрдость характера. Его образование было настолько почтенно, что он был приглашён к императорскому двору и назначен воспитателем будущего наследника престола Феодора II Ласкариса. В. имел большое влияние на своего царственного ученика и находился с ним в дружественных отношениях и в то время, когда Феодор занял Никейский престол (1254 – 1258 г.), о чем свидетельствует собрание писем первого ко второму, сохранившихся в одной греческой рукописи (Codex Laurentianus, 9, 35). Кроме того, Никифор был учителем известного византийского историка Георгия Акрополита. Основанная им в Никее школа пользовалась большою известностью и, по свидетельству современников, привлекала в свои стены, как в место вожделенное, пришельцев и из стран отдалённых. В звании учителя и руководителя других В. был деятелем необыкновенным. Георий Акрополит говорит в своей истории, что Никифор, его учитель по философии и догматике, от юности принявши иго уединённой жизни, славился искусством в слове и добродетели, хотя некоторые, особенно из знати, по зависти к нему, старались обвинить его даже в различных пороках. Император Феодор, продолжает Акрополит, был очень расположен к нему и любил его, так как считал его учителем своим в отношении к словесному образованно, в занятии которым он находил особенное удовольствие: действительно, император был весьма образован. Другой историк, Никифор Григора, пишет о В., что он был украшен многими добродетелями и отлично знаком с учёностью, как с тою, которую передали потомкам древние греки, так и с тою, которою ознаменовали себя предстоятели и ораторы греческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Во введении (C. 9–33) автор, прежде всего, характеризует эпоху, в которую жил и действовал Никифор Влеммид. По суждению автора, эта эпоха «была одной из самых мрачных в истории Византии»: это было время, с одной стороны, господства латинян в Константинополе (1204–1261 гг.), а с другой – создания и упрочения греками Никейской империи. Крестовые походы, предпринятые западными ополчениями для освобождения Гроба Господня от господства мусульман, принесли Православному Востоку немало бедствий. Греки потерпели от крестоносцев гораздо больше вреда, чем мусульмане (Мишо). Бедствия эпохи не только обострили религиозную рознь, но и увеличили национальную вражду греков к латинянам. Разорение латинянами цветущего города Фессалоники в 1185 г., завоевание Константинополя в 1204 г., сопровождавшееся диким разгромом столицы православной Империи, грабежом храмов и монастырей и оскорблениями греческого духовенства, монашества и народа на почве церковно-национальной розни, систематические притеснения греков в области религиозных отношений, подавление православной веры и угнетение Церкви в период господства латинян в Византии – вот некоторые исторические следствия западного крестоносного движения на Восток. И Восток ответил на такое отношение Запада непримиримою ненавистью и глубокою враждою, которая надолго сделалась характерной особенностью в сношениях греков с латинянами. Однако потеря гражданской независимости в Константинополе дала толчок к образованию другого центра политической свободы византийцев, который возник в Никее, ставшей столицей Никейского царства. Под управлением династии Ласкарисов Никейское царство унаследовало преемство всех основных начал византизма – гражданского и церковного и явилось продолжателем исторической жизни разоренной Византии, которой оно в 1261 г. вновь и передало сохраненное им наследие византизма. Большая заслуга никейско-византийских императоров состояла в том, что они сохранили не только политическую, но и церковную свободу своего народа и содействовали восстановлению Византийской империи в прежней силе и могуществе, а равно и дальнейшему процветанию Православной Церкви, которая в эпоху латинского господства в Константинополе много страдала от произвола и насилия западных церковных деятелей. Но свою великую миссию в отношении к государству и Церкви никейские правители совершили при содействии выдающихся своих современников, которые то внушали им правила политического благоразумия и житейской опытности, то помогали в великом униональном деле между Востоком и Западом, считая соединение Церквей залогом мира между народами и разностороннего их процветания, то занимались научно-литературной деятельностью с целью просвещения современного общества и наибольшего оцерковления его. К числу таких деятелей XIII в. относился знаменитый Никифор Влеммид.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР ВЛЕММИД [Греч. Νικηφρος Βλεμμδης] (1197/98, К-поль - ок. 1272, Эмафия близ Эфеса, М. Азия), визант. богослов, полемист, ученый, церковный и общественный деятель. Жизнь Основным источником сведений о жизни Н. В. являются его «Автобиография» ( Munitiz. 1984), а также письма и другие сочинения (подробный очерк жизни и деятельности Н. В.: Stavrou. 2007. T. 1. P. 35-80; см. также: Беневич. 2009). Н. В. род. в знатной семье. Его отец занимался врачеванием. Н. В. был вторым из пяти детей ( Stavrou. 2007. T. 1. P. 35). После взятия К-поля крестоносцами в 1204 г. семья Н. В. была вынуждена покинуть родное имение и переехать в Вифинию, в г. Прусу (ныне Бурса, Турция). В течение 4 лет Н. В. получал начальное образование (ερ γρμματα) под рук. Монастириота (впосл. архиепископ Эфесский). Добившись больших успехов в обучении, Н. В. переехал в крупнейший город М. Азии - Никею, где было создано правительство империи в изгнании. Здесь Н. В. продолжил образование (γκκλιος παιδεα): изучал грамматику, риторику, поэзию и арифметику. Логику на основании комментариев к «Органону» Аристотеля он изучал под рук. «ипата философов» Димитрия Карика. В 17 лет Н. В. переехал в Смирну (ныне Измир, Турция), где в течение 7 лет изучал медицину и имел врачебную практику. Как сообщает Н. В. в «Автобиографии», в его жизни до 1217 г. был 3-летний период «помрачения», когда он состоял в любовной связи с некой женщиной, к-рую он называет «менадой», и никак не решался на разрыв ( Niceph. Blemm. Autobiogr. I 5). Желая посвятить себя науке, Н. В. на время поселился в Нимфее (близ Смирны), где любил останавливаться со своим двором имп. св. Иоанн III Дука Ватац . Затем, чтобы завершить образование, Н. В. переселился в Троаду, к-рая была под властью Латинской империи , и посещал там школу известного ученого Продрома, где изучал науки «квадривиума»: арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки ( Stavrou. 2007. T. 1. P. 37). Вернувшись в Нимфей, Н. В. принялся за углубленное изучение богословия. Его способности были замечены Иоанном III. Император захотел взять Н. В. к себе на службу, но тот предпочел удалиться от двора, т. к. желал посвятить жизнь Церкви (под влиянием патриарха К-польского Германа II , которого Н. В. знал лично - Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2565526.html

Содержание Предисловие Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии I. Св. Григорий Палама как мистик и исихаст (вступительная общая характеристика) II. Св. Григорий Палама при свете научно-литературных данных о жизни его и учении III. Жизнь и труды св. Григория Паламы до собора 1341 г. IV. Исихия, сущность ее и оценка св. Григорием Паламой и Варлаамом V. Учение св. Григория Паламы о сущности и действиях Божества и воззрения Варлаама по тому же вопросу VI. Жизнь и деяния св. Григория Паламы от собора 1341 г. до его кончины (†1360 г.) VII. Творения св. Григория Паламы – догматические и полемические VIII. Творения св. Григория Паламы – нравоучительного содержания IX. Творения св. Григория естественнонаучного содержания, гомилетического характера и иные X. Критические замечания Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII века Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела I II Приложение. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX     Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси... Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего... и Духом Владычним утверди мя... Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пс.50:8, 10–14     Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела Вступительная статья А. В. Маркидонова Имя и труды выдающегося русского историка Церкви и канонического права, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Ивана Ивановича Соколова (1865–1939) уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том сочинений вошли одни из лучших его византологических работ по истории поздней Византии – этюды о свт. Григории Паламе , Никофире Влеммиде и императоре Исааке II Ангеле. Все эти исследования позволяют нам новыми глазами посмотреть на многие знакомые явления и имена византийской истории – судьбы афонских монахов-исихастов XIV в. во главе со свт. Григорием Паламой , место исихии в православной восточной аскетической практике, необычайная судьба монаха, ученого и богослова Никифора Влеммида, взаимоотношения Церкви и государства в церковной политике императора Исаака II Ангела и многое другое. В качестве приложения помещена статья об афонском монашестве в его прошлом и настоящем (до нач. XX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН II патриарх К-польский (4.01.1223 - июнь 1240). Род. в сер. XII в. в простой семье в Анапле, пригороде К-поля, но получил блестящее образование. Нек-рое время был диаконом Великой ц. (Патриаршей канцелярии при соборе Св. Софии). Во время захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. бежал из города. Его убежищем стал мон-рь св. Георгия Паневморфа близ Ахираны (митрополия Кизика? Вифиния), недалеко от монашеского центра на горе Кимин. О пребывании Г. в тех местах и положении, к-рое он занимал в мон-ре св. Георгия Паневморфа, не известно никаких подробностей. Сам он лишь однажды в речи при вступлении на Патриарший престол упомянул о жизни в мон-ре и о том, что был принужден оставить созерцательную жизнь, уступив уговорам делегации от имп. Иоанна III Ватаца. В энкомии Феодора, еп. Алании, к-рый пользовался дружбой и покровительством Г., прославляется созерцательная жизнь патриарха (по мнению А. Карпозилоса, энкомий отражает борьбу за влияние монашеских кругов и белого духовенства). Перед кончиной Г. принял великую схиму под именем Георгий. Вступив на Патриаршество, Г. показал себя последовательным и разумным защитником притязаний Никейского гос-ва на наследство Византийской империи, всегда поддерживал имп. Иоанна III Ватаца. Именно с помощью патриарха император подавил в начале правления серьезный заговор, организованный могущественными придворными семьями. Г. считал кощунством такого рода нападения на помазанника Божия. В правление Г. был восстановлен престиж Патриархата, центр к-рого переместился из захваченного крестоносцами К-поля в Никею. Была завершена перестройка администрации, усилившая централизацию церковного управления за счет усиления роли патриарших экзархов. Большое влияние на богословские взгляды Г. оказал Никифор Влеммид . Его стремительная церковная карьера была поддержана патриархом, к-рый в течение года (1224-1225) поставил его во чтеца, затем во диакона и назначил на пост патриаршего логофета. По словам Влеммида, Г. на время своего отсутствия поручил ему управление Никейским диоцезом (в тот период управлявшегося патриархом). Однако в 1235 г. Влеммид оставил церковную администрацию ради более подобающей ученому монашеской жизни; Г. рекомендовал его Иоанну III Ватацу как наиболее достойного к занятию Патриаршего престола.

http://pravenc.ru/text/164783.html

Векк Иоанн Векк Иоанн – Константинопольский патриарх (1275–1282 г.), выдающийся церковно-­общественный деятель и богослов – писатель византийской эпохи. До занятия патриаршего престола В. состоял хартофилаксом великой Христовой церкви, т. е., был канцлером Константинопольского патриарха, его постоянном делегатом в деле учения и отправления правосудия, хранителем церковного книгохранилища и архива. Он, по словам византийского писателя Никифора Григоры, был человек умный, – питомец красноречия и науки, наделённый дарами природы, как никто из современников, в частности – свободною и плавною речью, гибким и в высшей степени находчивым умом. Свою учёность и административную опытность В. всецело посвящал на пользу церкви и пользовался не только общим уважением, но и «величайшею известностью», как говорит другой византийский историк Георгий Пахимер. Однако авторитет и влияние патриаршего хартофилакса были неприятны современному византийскому императору Михаилу Палеологу (1261–1282 г.). Дело в том, что император, из видов политических, затеял известную Лионскую унию с Римом, но встретил в этом сильное противодействие со стороны духовенства, монахов и народа. Противников унии сначала был и В., который открыто называл латинян еретиками и мужественно сопротивлялся царскому распоряжению вступить с ними в церковное общение. Царь старался склонить его на свою сторону и личными убеждениями, и доводами тогдашних учёных, но напрасно: силою своею ума и слова В. совершенно спутал всех, а возражения оппонентов «распустил, точно Пенелопову ткань», так как «по гибкости ума, оборотливости языка и знанию церковных догматов все пред ним казались детьми» (Григора). Обманувшись в своих расчётах, Михаил Палеолог избрал другой путь. Он приказал схватить В. вместе почти со всеми его родственниками и заключить в тюрьму. Но В. и в положении узника сначала не изменял православию. Лишь после того, как он познакомился с сочинениями византийского писателя Никифора Влеммида (см. о нем), которые, как написанные в сочувственном для латинян тоне, намеренно, по распоряжению царя, были посланы В.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Процесс избрания Византийского патриарха начинался особым предварительным актом, состоявшим в указании возможных кандидатов патриаршества и в общей оценке их достоинств и качеств применительно к господствовавшему в Византии образцу ( τπος). Когда Византийский патриарший престол оказывался вакантным, то приходило в движение почти все византийское общество. Вопрос о будущем предстоятеле и первоиерархе Великой Христовой Церкви волновал почти всех. В его предварительном обсуждении принимали участие прежде всего митрополиты, состоявшие членами патриаршего Константинопольского синода и временно находившиеся в столице Византии, которые, со своей стороны, и намечали возможных кандидатов для замещения патриаршей кафедры. Историк Никифор Григора рассказывает, что по смерти патриарха Мануила II (1255 г.) «начались рассуждения и речи, кому принять кормило патриаршества»; указывали на многих, как на людей достойных, одни – на того, другие – на другого; чаще же всего слышалось имя монаха Никифора Влеммида, известного своей мудростью и добродетелью, а когда он отказался, отдали предпочтение перед другими монаху Арсению. По замечанию историка, в этих предварительных рассуждениях и приготовлениях участвовали главным образом архиереи, входившие в состав патриаршего синода и временно проживавшие в Византии. 94 Другой историк, Георгий Пахимер, передает, что после первого удаления с кафедры патриарха Арсения (в 1260 г.) архиереи долго рассуждали о том, кому вверить оставленную Церковь , – рассуждали, по крайней мере, высшие, от которых зависели и прочие, и наконец все остановились на Ефесском митрополите Никифоре. 95 А когда патриарх Никифор скончался, то император Михаил Палеолог, заботясь об избрании пастыря для осиротевшей Церкви, предложил на предварительное обсуждение находившихся в столице архиереев вопрос о замещении вакантной патриаршей кафедры. Пахимер рассказывает, что иерархи долго совещались об этом, причем одни намечали одного кандидата, иные – другого. 96 То же самое было и перед первым избранием Афанасия на патриаршество в 1289 г. 97 А после его отречения от престола в 1293 г. горячо обсуждался вопрос о достойном предстоятеле Церкви, причем архиереи, собравшись для решения этого важного вопроса, вели речь и о митрополите первой Юстинианы Геннадии как одном из кандидатов патриаршества. 98 Вообще, непосредственное участие архиереев, членов синода и временно пребывавших в Константинополе, в предварительном обсуждении вопроса об избрании нового патриарха и в предварительном наименовании кандидатов было естественным и обычным в Византии явлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Акрополит Георгий Акрополит Георгий – один из выдающихся византийских писателей XIII века. Он родился в 1217 году в Константинополе от родителей, принадлежавших к знатной византийской фамилии. Здесь же Акрополит получил и первоначальное образование, называвшееся γκκλιον и состоявшее в изучении чтений, письма, церковного пения, грамматики, арифметики, пиитики и географии. В 1233 г., когда юноше Акрополиту было 16 лет, он был отправлен родителями своими в город Никею, ко двору императора Иоанна Дуки Ватаци (1222–1254 г.), к которому намеревался отправиться на службу и его отец, так как в Константинополе в то время господствовали латиняне. Но отцу Акрополита не удалось осуществить свое желание, потому что он вскоре заболел и умер, а молодой Георгий был весьма ласково принят императором Иоанном и его супругой Ириной, поселился в царском дворце и пользовался здесь содержанием от двора и всеми удобствами придворной жизни. Император Иоанн Дука был человек очень образованный и высоко ценил науку и ученых; поэтому и озаботился дать Георгию лучшее по тому времени образование. Для изучения математики и изящной словесности Акрополит поступил к выдающемуся современному наставнику этих наук – Феодору Экзаптеригу, которому он был сдан самим императором с рук на руки. При этом император произнес следующую любопытную речь: «этих (товарищей Акрополита по учению) я взял из Никеи, а тебя (Акрополита) привел из собственного дома учиться с ними. Докажи же на самом деле, что ты вышел из моего дома, и сообразно с тем занимайся математикой. Сколько получает годового жалованья воин от царской милости, столько же или еще более, по знатности твоего рода, будет отпускаться на тебя. А когда изучишь философию, то удостоишься больших почестей и званий, потому что нет в мире людей почетнее царя и философа». Но Феодор Экзаптериг имел сравнительно мало влияния на Акрополита, который сохранил о нем не вполне приятные воспоминания. Гораздо больше влиял на него второй его учитель – Никифор Влеммид, преподававший философию и богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010