2 октября 1919 г. НКВД поставил в известность заведующую отделом управления Петросовета С. Равич о своих решениях относительно ее запросов: «План отдела управления утверждается и ему разрешается… в) реорганизовать и перепланировать петроградские кладбища; г) срыть часть могил и устроить на некоторых кладбищах уголки великих людей (на Волковом – литераторов, на кладбище Александро-Невской Лавры – композиторов); д) использовать старые памятники по усмотрению отдела управления» . Так было положено начало уничтожению большинства надгробий на монастырских кладбищах. В начале 1919 г. был назначен заведующим реквизицией лаврских амбаров и кладовых Л. Нейман, который 24 января принял от эконома обители книгу о сроках аренды амбаров. Таким образом, Лавра потеряла почти все доходы от арендных статей. В это же время ей пришлось уплатить налоги с недвижимого имущества за 1918 г. в размере 1424 руб. Занявшая в сентябре 1918 г. братскую трапезную, 17-я городская столовая позднее вместе с воинской частью заняла для своих нужд и лаврский дом 2 по Чернорецкому пер., причем с самого начала отказалась платить за использование помещений. С этим пришлось смириться и летом 1919 г. в указанной столовой (за отсутствием трапезной) заказывали ежемесячно 60 обедов для братии. В марте 1919 г. музыкальный отдел Наркомпроса занял часть Певческого корпуса под 1-ю хоровую школу и т.д. В связи с недостатком средств Духовный Собор обратился 8 февраля в Епархиальный совет с просьбой об оказании помощи в содержании митрополита в размере 3700 руб. ежемесячно, но через два дня был вынужден рассматривать вопрос об отводе выселенному Епархиальному совету помещений в Лавре для размещения присутствия, канцелярии и архива. Собор постановил выделить совету 10 комнат в братской гостинице, 10 – в здании новой ризницы, 5 – в бывших покоях наместника и 12 пустующих келий в Духовском корпусе. Летом 1919 г. дело дошло до реквизиции всех капиталов Лавры. 27 июня по требованию властей казначей обители архимандрит Антоний сдал в кассу отдела юстиции Петроградского совета процентные бумаги на 1292380,5 руб.

http://bogoslov.ru/article/3045404

Барбович Иван Гаврилович (1874–1947) – генерал-лейтенант. Окончил Елизаветградское кавалерийское юнкерское училище, после чего был выпущен в 30й Драгунский Ингерманландский полк. На фронт Первой мировой войны вышел ротмистром и командиром 2го эскадрона полка. В 1916 г. – полковник, а с 4 мая 1917 г. – командир полка. С феврале 1918 г. проживал в Харькове, где в конце немецкой оккупации в октябре 1918 г. сформировал отряд из 74х гусар и офицеров и выступил с ним на соединение с Добровольческой армией. 19 января 1919 г. зачислен в ее ряды. 1 марта 1919 г. назначен командиром 2го конного генерала Дроздовского полка, действовавшего на Ак-Манайских позициях в составе Крымско-Азовской армии. 5 июня 1919 г., в связи с ранением командира бригады полковника Миклашевского, стал командовать отдельной кавалерийской бригадой, вскоре переименованной во 2ую кавалерийскую дивизию, в составе 5го конного корпуса генерала Юзефовича. После боев под Бахмачем и во время отступления ВСЮР осенью 1919 г. принял 5 декабря от заболевшего генерала Миклашевского сводную кавалерийскую бригаду, в которую был сведен 5ый конный корпус. 10 декабря 1919 г. произведен в генерал-майоры. Во главе сводной дивизии сражался с 1й конной армией под Батайском, Ольгинской и Егорлыцкой. В марте 1920 г. прикрывал отход ВСЮР к Новороссийску. В Русской армии генерала Врангеля – начальник 1ый кавалерийской дивизии, а затем командующий сводным кавалерийским корпусом. 19 июля 1920 г. произведен в генерал-лейтенанты. При эвакуации из Крыма генерал Барбович отвел в Ялту свой корпус для погрузки на корабли. В Галлиполи был назначен начальником кавалерийской дивизии. С сентября 1921 г. жил в Белграде и служил военно-техническим чиновником в Военном министерстве Королевства СХС, оставаясь начальником кадров 1ый кавалерийской дивизии. При создании РОВСа в сентябре 1924 г. был назначен генералом Врангелем помощником начальника 4го отдела РОВСа – генерала от инфантерии Экка. 21 января 1933 г. в связи с уходом генерала Экка по собственному желанию генерал Барбович был назначен генералом Миллером начальником 4го отдела РОВСа. В то же время он был избран председателем Объединения кавалерии и конной артиллерии. В октябре 1944 г. покинул Белград и после Второй мировой войны жил в лагере беженцев под Мюнхеном. Скончался в Мюнхене 21 марта 1947 г. Награжден Орденом Св. Николая 2ой ст.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Последние новости. 1931. Приазовский край. 1919. Россия и славянство. 1930. Руль. Берлин. 1931. Свободная речь. 1919. Северокавказский край. 1919. Советский Юг. 1922. Ставропольские епархиальные ведомости. 1887, 1894, 1900. Трудовой Дон. 1922. Церковные ведомости. 1917. Литература Антоний (Храповицкий) , митр. Архиеп. Гавриил (Чепура): Страдалец упокоился: [Некролог]// Никон (Рклицкии) . Жизнеописание митрополита Антония Храповицкого . 1963. Т. 10. С. 154–156; Собрание сочинений. Нью-Йорк, 1963. Т. 10. Архиепископ Димитрий, в схиме Антоний (Абашидзе). Жизнеописание. Слова, воззвания и письма. Сергиев Посад, 2006. Беликов Г. А. Безумие во имя утопии, или Ставропольская Голгофа. Ставрополь, 2009. Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за православную веру в XX столетии. Киев, 2008. Бирюкова Ю. А. Апология православного духовенства в тюремных записках П. В. Верховского 1922 г.//Przegl.d Wschodnioeuropejski. Uniwersytet Warminsko-Mazurski w Olsztynie Wydzial Humanistyczny Instytut Historii i Stosunkow Micdzynarodowych, Olsztyn. 2015. VI/2. S. 52–65. Бирюкова Ю. A. Исповедь в застенках ВЧК. К биографии историка и общественного деятеля профессора протоиерея П. В. Верховского//Вестник ПСТГУ. Серия II. История. История Русской Православной Церкви. 2012. 5 (48). Бирюкова Ю. А. П. В. Верховский: судьба на рубеже эпох//Слава и забвение: парадоксы биографики: сборник научных статей/Отв. ред. Л. П. Репина. СПб., 2014. Бирюкова Ю. А. Правовые формы сопротивления ростовского духовенства антицерковной политике советской власти в 1920–1921 гг.//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов., 2011. 6 (12). С. 37–41. Бирюкова Ю.А. Советская власть и православные общины Дона в 1920–1930-х гг. Характер отношений на местах. Ростов-на-Дону, 2012. Бокач Ф., прот. Протопресвитер Георгий Шавельский //Церковно-исторический вестник. 1998. 1. С. 98–110. Бутаков Я. А. Особое совещание при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России (1918–1919 гг.). URL: http://www.antibr.ru/dictionary/ae_ossov_gk.html (дата обращения: 14.02.2016).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1930. 3 (13). С. 24–25. 26 Опросные листы Особой Комиссии со сведениями о злодеяниях большевиков в отношении церкви и её служителей по Донской епархии (1919 г.)//Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 6 а. Л. 25. 28 Указ Донского епархиального совета “О порядке восстановления и освящения осквернённых большевиками храмов” от 4 июня 1919 г.//Донская христианская мысль. 1919. 25–26 (23–30 июня). С. 286–287. 29 “Опомнись, солдат Красной Армии” листовка Донского отдела осведомления, 1919 г.//ГАРФ. Ф. Р-1317. Оп. 1. Д. 10. Л. 39–40. 30 Сведения о злодеяниях большевиков в отношении Церкви и её служителей, март–апрель 1919 г.//ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 4. Л. 1. 31 Церковно-приходская летопись Христо-Рождественская церковь ст. Урюпинской Хопёрского округа (1913–1920 гг.)//Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 78. Оп. 1. Д. 7. Л. 119. 31 января 1918 г. педагогический совет Урюпинской женской гимназии, заслушав доклад законоучителя священника Петра Протопопова с просьбой обсудить вопрос “о способах научения детей истинам христианской религии в связи с декретом” постановил: просить председателя родительского комитета внести на обсуждение предстоящего 2 февраля общего родительского собрания вопрос о положении предмета Закона Божия в Урюпинской гимназии. Педагогический совет посчитал преподавание Закона Божия “существенно важным для детей, полагая, что христианское мировоззрение, усвояемое в детском возрасте, служит основой жизнедеятельности христианки в её последующей жизни и особенно важно для девиц как будущих матерей и воспитательниц детей”. — Там же. С. 119–120. 32 К примеру, в журнале “Донская школа” были перепечатаны аргументы народного комиссара просвещения А. В. Луначарского, сводящиеся к тому, что “Российская Республика предоставляет каждому гражданину полную свободу выбирать любое вероисповедание или вовсе не принадлежать ни к одному из вероисповеданий, в зависимости от его убеждений. Считая религию делом совести каждого отдельного человека, государство в деле религии остаётся нейтральным, то есть не становится на сторону ни одного вероисповедания, не связывает с ним никаких особых прав или преимуществ, не поддерживает материально или морально ни одно из них.

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

23 окт. 1918 г. новый руководитель подотдела по отделению Церкви от гос-ва при губотделе юстиции разослал во все мон-ри К. и Б. е. распоряжение о подготовке к выселению в 2-недельный срок всех насельников. Тихонова пуст. была объявлена «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». Чтобы как-то сохранить обители, монашествующие стали создавать т. н. сельхозкоммуны и трудовые артели, к-рые вскоре тоже были закрыты. В 1919-1928 гг. в Оптиной пуст. действовал музей, его директором была Л. В. Защук (см. Августа , прмц., схим.), некоторым монахам удалось устроиться сотрудниками. По распоряжению А. В. Луначарского из Оптиной пуст. была вывезена б-ка. 15 июня 1924 г. в больничной кухне мон-ря прп. Никон (Беляев) совершил последнее богослужение. В разное время на территории Оптиной пуст. размещались детский дом, дом отдыха, лагерь польск. военнопленных (1939-1941), эвакуационный госпиталь, СПТУ, лит. отдел Козельского краеведческого музея и др. Пафнутиев Боровский мон-рь был окончательно закрыт в 1923 г. Его имущество передали Главмузею, а в помещениях разместили исправительную колонию. С колокольни мон-ря сбросили один из древнейших рус. колоколов, отлитый в 1488 г., из икон Ирининского придела (XVI в.) были устроены будки для собак и клетки для кроликов. В 1919 г., во время гражданской войны, антирелиг. политика РКП(б) ужесточилась. Циркулярное письмо отдела управления НКВД «О вскрытии мощей» от 28 февр. 1919 г. усилило репрессии против Церкви. В этот период в Калужской губ. стали проводиться задержания священнослужителей в качестве заложников. 18 марта 1919 г. управляющий делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевич в одной из записок в правительство отмечал факт ареста в Малоярославце 70-летнего свящ. Николая Щепетова за служение молебна о мире и о прекращении волнений; комитет бедноты с. Савинова и верующие из 11 деревень обратились в Калужскую ЧК с просьбой об освобождении священника. В 1918-1919 гг. были расстреляны: свящ. Александр Добронравов (с. Кузовы-Спас Медынского у.) - за молебен для восставших крестьян, свящ.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

16 февраля 1919 г. Народный комиссариат юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П. Красиковым «принял постановление об организованном вскрытии мощей» 640 . К марту 1919 г. вскрытия приобретают уже массовый характер, эти акции получили личную поддержку и одобрение В. Ленина. 17 марта 1919 г. он написал записку народному комиссару юстиции Д.И. Курскому «с предложением вскрыть при свидетелях мощи, хранившиеся в Чудовом монастыре Московского Кремля» 641 . Согласно данным советской печати, до осени 1920 г. было вскрыто «63 раки со святыми мощами» 642 . Переломным моментом «мощейной кампании» стало издание НКЮ с согласия Совнаркома циркуляра «О ликвидации мощей» (25 августа 1920 г.). В нём на местные власти возложено изъятие всех без исключения мощей из собственности Церкви с последующей их ликвидацией «путём помещения так называемых „мощей“ в музеи в отделы церковной старины или путём их захоронений», причём клирики за «шарлатанство, фокусничество, фальсификации» с мощами подлежали уголовной ответственности 643 . С этого времени, по словам Семененко-Басина, «начинается настоящее истребление мощей русских святых» 644 . 20 марта 1919 г. Святейший Патриарх Тихон в связи с этой кампанией обратился с решительным протестом в Совнарком, лично к его председателю В. Ленину, выступая в защиту поруганных святынь. Он призывал: «...Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человеком...» 645 . При этом Патриарх, желая избежать кровопролития, обратился со специальным посланием к епархиальным архиереям и ко всем чадам Русской Православной Церкви с призывом отказаться от всех актов мести в отношении участников этой антицерковной кампании: «Не мстите за себя... Но дайте место гневу Божию... Следуйте за Христом!.. Побеждайте зло добром» 646 . С февраля 1919 г. церковная власть решает возродить давно забытое право осматривать мощи. Были составлены правила об этом и разосланы преосвященным архиереям в виде писем. Епархиальным архиереям предписывалось «устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет Вами необходимым и возможным, с донесением о последующих Ваших распоряжениях Священному Синоду» 647 . Соблазнами являлись уже вышеуказанная традиция «достраивания» мощей, а также тот факт, что во многих случаях духовенство храма или монастыря, в котором находились мощи, само не знало о том, в каких условиях находились останки святых в гробницах. Был ли это так называемый реликварий или в раках действительно находились нетленные мощи?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИПЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тамбовской епархии (см. Тамбовская и Рассказовская епархия ), затем Воронежской епархии (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ), существовало в 1919-1920 и в 1926-1934 гг. Предложение о создании Л. в. было выдвинуто на прошедшем 28-29 мая 1918 г. собрании духовенства Тамбовской епархии по инициативе в. у. Тамбовской епархией Козловского еп. Зиновия (Дроздова) (на собрании еп. Зиновий был избран правящим Тамбовским архиереем, 4 июня утвержден на кафедре). 28 нояб. 1919 г. патриарх Московский и всея России св. Тихон и Высший церковный совет одобрили резолюцию Тамбовского епархиального совета о создании в епархии викарных кафедр и приняли постановление об образовании 2 полусамостоятельных викариатств: Шацкого (для Шацкого, Елатомского, Темниковского и Спасского уездов) и Липецкого (для Липецкого, Лебедянского и Усманского уездов) и об упразднении Козловского викариатства (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. Л. 77-78). Еп. Зиновию было предложено выяснить наличие материальных средств и составить годовые сметы для содержания новых кафедр с 1 янв. 1920 г. Помимо Тамбовского еп. Зиновия и Козловского еп. Павла (Поспелова) , направивших соответствующее ходатайство патриарху, одним из инициаторов образования Л. в. был благочинный Липецкого городского округа прот. Алексий Архангельский. Вероятно, на содержание Л. в. средств не хватило, в связи с чем его решили временно не замещать. В 1919-1920 гг. на территории Л. в. имели место убийства духовенства большевиками. В нач. 1919 г. погиб свящ. Гавриков из с. Тюшевка Липецкого у. (Там же. Л. 237). В нояб. того же года в с. Черепянь Лебедянского у. был убит свящ. Владимир Владимиров, обвиненный в содействии казакам ген. К. К. Мамантова при нашествии их на Лебедянь. Постановлением патриарха и Синода от 29 нояб. 1919 г. имя этого клирика было внесено в список лиц, погибших «в связи с настоящим гонением на Церковь» (Там же. Д. 13. Л. 80). В марте 1922 г. в Липецком у. началась кампания по изъятию церковных ценностей . Прихожанок, собравшихся перед Христорождественским собором в Липецке, чтобы протестовать против изъятия, разогнала конная милиция (ГАТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 1576).

http://pravenc.ru/text/2110534.html

Милюков П. Н. История второй русской революции, с. 34. Милюков П. Н. История русской революции, с. 28. Сводка Руднева была получена мною через начальника Военно-административных управлений фронта в Сибири генерал-майора С. А. Домонтовича 8 февраля 1920 года. Свидетель П. Н. Переверзев был допрошен мною 8 июля 1921 года в Париже. Свидетельница М. Г. Соловьева (дочь Распутина) была допрошена мною 26–27 декабря 1919 года в г. Чите. Эта свидетельница была допрошена мною 6 августа 1920 года в Париже. Этот свидетель был допрошен мною 15 апреля 1921 года в Париже. Свидетель В. В. Похвиснев был допрошен мною 7 мая 1921 года в Париже. Это письмо было получено мною у известного лица 12 июля 1922 года в Париже. Свидетель князь Ф. Ф. Юсупов был допрошен мною 3–4 января 1921 года в Париже. Свидетель В. А Маклаков был допрошен мною 10 сентября 1920 года в Париже. Этот свидетель был допрошен мною 16 апреля 1921 года в Париже. Она была представлена к следствию Бурцевым 11 августа 1920 года в Париже. Свидетель В. Л. Бурцев был допрошен мною 11 августа 1920 года в Париже Людендорф. Воспоминания о войне 1914–1918 гг. Жильяр П. Трагическая судьба Императора Николая II и его семьи, с. 216. Б. Н. Соловьев был допрошен мною в качестве заподозренного свидетеля (722 ст. уст. угол. суд.) 26 декабря 1919 года – 3 января 1920 года в г. Чите. Свидетель Е. К. Логинов был допрошен военным контролем 24 октября 1919 года в г. Владивостоке. Генерал А. И. Деникин. Очерки русской смуты, т. 1, в. 1, с. 102. Дневник Б. Н. Соловьева был изъят мною у него 28 декабря 1919 года в г. Чите. Дневник М. Г. Соловьевой был изъят мною у нее 28 декабря 1919 года в г. Чите. Сестра Соловьевой, младшая дочь Распутина. Матрена Соловьева старается пользоваться более благозвучным именем Мария. Так называет ее муж. Ольга Владимировна Лохтина – поклонница Распутина. Васильев – священник в Тобольске, как указывалось выше. Он не имел никакой организации, но был в первое время связан с Соловьевым. Потом они рассорились на почве денежных дел.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

Согласно архивным документам, мощи преподобного в марте уже были в Петрограде. Кроме того, подобное местное самоуправство не могло иметь места. Решение вопроса о судьбе мощей прп. Александра Свирского вызывало интерес у руководящего регионального органа власти президиум исполкома Союза коммун Северной области и лично у Г.Е. Зиновьева. Последние документальные свидетельства о пребывании мощей преподобного Александра Свирского в Петрограде после проведенной экспертизы относятся к маю 1919 г. Мощи святого уцелели и были обнаружены в Санкт-Петербурге в 1997 г. Особенный размах вскрытия мощей стали приобретать весной 1919 г. Эти акции были расценены как действенное средство антирелигиозной пропаганды и получили полное одобрение органов государственной власти. Особенно активно кампанией вскрытия мощей занимался руководитель VIII («церковного») отдела Наркомата юстиции П.А. Красиков, личное участие в ней принял и В.И. Ленин. 1 февраля 1919 г. Народный комиссариат юстиции принял первое постановление об организованном вскрытии мощей [xxi] , а 14 марта в новом постановлении указал: «Вскрытие мощей, производимое на местах по инициативе самих рабочих, необходимо приветствовать, так как во всех случаях, как и следовало ожидать, на поверку оказывается, что никаких " мощей " не существует, и при этом ясно для всех вскрывается многовековой обман служителей культа, а также и спекуляция эксплуататорского класса на религиозных чувствах темной и невежественной массы…». Открытые раки предполагалось передавать в местные музеи [xxii] . Газеты и журналы того времени пестрели сообщениями с так называемы­ми разоблачениями обмана церковников в связи со вскрытием «нетленных» мощей. В феврале-апреле 1919 г. было проведено 47 вскрытий мощей. Сам по­добный подход к почитаемым Церковью святыням не мог класси­фицироваться церковным сознанием иначе, чем глумление. В связи с этим Святейший Патриарх Тихон уже 17 февраля 1919 г. выпустил указ епархиальным архиереям об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении св.

http://bogoslov.ru/article/5688970

Добавлю, что в начале 30-х гг. в Лавре была вскрыта могила нашего прапрадеда Петра Ивановича Трубецкого. Мне запомнилось возмущение отца тем, что в городе кто-то ходит в сапогах Петра Ивановича, хорошо сохранившихся на ногах покойного. Дядя Сережа (Григорьевич) Трубецкой упоминал (со слов отца), что власти якобы предложили забрать «кости родственника». Я этого не помню. Да, антирелигиозный разгул усиливался. Журналы и газеты пестрели соответствующими карикатурами, статьями. Сделались очень популярными и соответствующие хлесткие похабные песенки, анекдоты и присловья. Одно из самых безобидных я до сих пор помню и еще недавно даже слышал его: «Здесь не в церкви, здесь не обманут " » 254 . Событиям, описанным А. В. Трубецким, предшествовали «чистка» Сергиево-посадского музея, которая началась весной 1928 г. Ю. А. Олсуфьев, во избежание ареста, еще ранее уехал из Сергиева Посада. Вынужден был покинуть музей В. Д. Дервиз. В январе 1929 г. А. Н. Свирин сдал дела новому директору Сергиевского музея Злинченко. Одной из главных функций музея стала пропаганда классовой борьбы и атеизма. Был создан специальный отдел «Культ Сергия», в который из местного архива передали для экспозиции подлинники протоколов общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада от 1 апреля 1919 г., экстренного заседания исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада от 12 апреля 1919 г., общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада от 15 апреля 1919 г., а также предписание о наложении на раку с мощами преподобного Сергия стеклянной крышки (16 апреля 1919 г.) и отношение начальника охраны Лавры О. Лаурсона с запрещением закрывать раку с мощами преподобного Сергия покровом (30 мая 1919 г.) 255 . Там же должен был быть выставлен и подлинный протокол вскрытия мощей преподобного Сергия, ныне известный нам лишь по публикациям в книге М. Горева «Троицкая Лавра и преподобный Сергий» (М., 1920). Отдел «Культ Сергия», главным экспонатом которого были собственно мощи преподобного Сергия, располагался, насколько нам известно из воспоминаний очевидцев, в Никоновской церкви (придел Троицкого собора) 256 . Мощи преподобного Сергия были перенесены туда как музейный экспонат, вероятно, в 1930 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010