2731 Там же. Л. 44. Еще летом, перед отъездом в Швецию, Глубоковский имел разговор с С. А. Белокуровым , обещавшим устроить его у себя в Архиве Министерства юстиции. Но к моменту возвращения Глубоковского из командировки Белокуров скончался. 2744 ЦГИА СПб. Ф. 2162. 1. Л. 24 об. Формулярный список Глубоковского. В фонде Глубоковского в ОР РНБ есть удостоверение, выданное 2 декабря 1919 г. в том, что он состоит на службе в Едином Петроградском университете в должности профессора (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 18). 2750 РГАЛИ. Ф. 449. 129. Л. 54. Письмо А. И. Соболевскому от 20 дек. 1919 г./2 янв. 1920 г. В тот же день Глубоковский пишет и епископу Василию в Киев: «Временно приехали в Вологду, но тут крайне голодно и ужасно холодно. Видно, не убежать нам от смерти...» (ИР НБУВ. Ф. 191. 560). 2751 Н. П. Глубоковский (1881–23 ноября 1932), сын старшего брата H. H. – Петра – окончил Никольское духовное училище, Вологодскую духовную семинарию, затем Казанский университет. По образованию врач-невропатолог. Сведения о нем любезно предоставил его внук Лев Николаевич Соколов. 2763 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 20. Удостоверение, выданное 8 мая 1920 г. В РГИА есть заявление Глубоковского о приеме на работу от 4 марта 1919 г., краткая автобиография и различные сведения о службе в архиве. См.: РГИА. Архив архива. Оп. 1. 288. Л. 34, 35. Биографии служащих. 1919–1922; 287. Сведения о личном составе. 1919–1921 гг. Л. 1, 14, 20, 27 об.–28. Службою Николая Никаноровича в архиве можно объяснить и наличие в РГИА большого комплекса материалов Глубоковского (в том числе его семинарских сочинений, вывезенных, по всей видимости, во время вологодской командировки), а также материалов части неопубликованных томов ПБЭ. Здесь же сохранялась до передачи в ЦГИА СПб часть его личного архива. Официально Глубоковский был уволен из архива лишь 1 октября 1921 г., через несколько месяцев после того как покинул советскую Россию. 2765 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 808. Л. 31, 34. Письма Соболевского от 7 апр./25 марта и 11 апр./29 марта 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Особо остановимся на о. Ионе I-м 85 , экономе в 1914–1917 гг. Через 2 недели после падения монархии и установления власти Временного правительства, а в Посаде – Временного Распорядительного Комитета во главе с комиссаром Королевым (Сергиево-Посадским врачом), от последнего 13 марта пришло отношение на имя наместника Лавры с требованием снять с должности эконома Лавры и заведующего электроосвещением игумена Иону, поскольку он вызывал к себе у населения «враждебное отношение» (как говорилось в этом предписании). 86 Духовный Собор Лавры безропотно вывел его из состава Духовного Собора и снял с должности, назначив на нее по «рекомендации» Королева же – архимандрита Нила (как «достаточно оправившегося от своей болезни»). При этом по требованию того же Королева с игумена Ионы сначала взяли подписку о невыходе из келии 87 , а по предписанию Королева от 23 марта, игумен Иона был переведен в Гефсиманский скит 88 . При архимандрите Товии в составе членов Духовного Собора далее числился игумен Анания (Ерчин) – смотритель свечной палаты, которому в 1919 году было 62 года. Осенью того же года в связи с ликвидацией Лавры его должность (наблюдение за изготовлением и продажей свечей, иконок, поминаний, лампадок и т.п.) была упразднена. Его место в 1919 г. какое-то время занимал о. Ионафан (Чистяков, 52-х лет), руководитель иконописной (и живописной) мастерских в течение последних лет. На 7-м или 8-м месте значился соборный иеромонах Мануил (Шалимов, 69-ти лет в 1919 г.), блюститель Духосошественской церкви, где обычно исполнялись требы заупокойного характера. Он скончался от угара 3-го января 1921 г. (н.ст.). В мае 1918 г. вместо него в Духовный Собор ввели благочинного Лавры с 1914 г. иеромонаха Пантелеимона 89 (Малинина, 47 лет), с передачей иеромонаху Иоанну III-мy благочиннических обязанностей, т.е. ответственности за уставность и исполнение богослужения. Но иеромонах Пантелеимон скончался от тифа 13 мая 1919 г. В 1919 году членом Духовного Собора, т.е. соборным иеромонахом стал о. Авенир (Скворцов) – закупщик провизии для Лавры, много лет, трудившийся на этом ответственном и хлопотливом поприще. Через три года, 17 февраля 1922 г., в возрасте 64-х лет он скончался от простуды и сильного истощения в больнице Гефсиманского скита и был погребен в Киновии на кладбище. Это был очень добрый и сердечный человек, о котором отставной профессор МДА Александр Дмитриевич Беляев отзывался как о своем спасителе в голодный 1919-й год 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1919 г. Оренбургская епархия понесла тяжелые потери: пострадали не менее 80 священнослужителей, монашествующих и мирян, более 20 из них были расстреляны. 12 апр. 1919 г. принял мученическую кончину священник с. Поляковка Оренбургского у. (исчезнувшее село на территории совр. Саракташского р-на) Сергий Вознесенский. Батюшку забрали во время проповеди, арестованы были и заступившиеся за священника председатель сельсовета и староста; через 2 недели все были расстреляны предположительно в Оренбурге. 1 мая в с. Покровка (ныне Новосергиевского р-на) расстрелян свящ. Михаил Шовский. 14 июля принял мученичество священник с. Максимовка (ныне Пономарёвского р-на) Михаил Разумов, арестованный, несмотря на то что в период боевых действий спасал своих односельчан от расправ белых; через месяц заключения в Оренбурге его приговорили к расстрелу. По приговору ЧК от 19 июля расстрелян священник с. Константиновка (ныне Шарлыкского р-на) Алексий Макаров. В 1919 г. Оренбургская губЧК сформировала 2 первых групповых дела «церковников». Согласно одному из них, по обвинению в «укрывательстве контрреволюционеров и их оружия» в апреле были осуждены 3 монахини бывш. оренбургского Успенского жен. мон-ря и 8 мирян из церковного актива бывш. монастырской Успенской ц., обращенной в приходскую. Были расстреляны 7 чел., в их числе монахини Варвара (Рубцова) и Исидора (Пашкова). В ноябре сфабриковано 2-е групповое дело, по к-рому к различным срокам наказания приговорили ок. 50 чел., священник Уфимской епархии Александр Кандарицкий расстрелян. Оставшийся в Оренбурге еп. Дионисий поддерживал церковную жизнь, деятельность большинства епархиальных учреждений, храмов и мон-рей, наладил отношения с Оренбургским епархиальным советом, к-рый ранее конфликтовал с правящим архиереем. По ходатайствам епископа постановлением патриарха, Синода и Высшего Церковного Совета от 4 июня 1919 г. был утвержден состав епархиального совета, избранный на епархиальном собрании в сент. 1918 г. В соответствии с определением Поместного Собора во главе всех приходов стояли церковные советы под руководством священников. В Оренбурге они объединялись в Союз правосл. приходов. В 1919 г. при церквах Оренбурга были созданы мирянские «союзы богомольцев» для защиты храмов. «Союз богомольцев» при оренбургском Иоанно-Богословском храме издавал газ. «Голос истины», создал большую б-ку духовно-нравственного содержания; членами союза были видные горожане, интеллигенция. Весной 1920 г. священник этого храма Михаил Преображенский и 12 членов «союза богомольцев» были арестованы «за распространение черносотенной литературы» и 10 мая приговорены к различным срокам принудительных работ. 30 июля 1919 г. архиерей утвердил в должности настоятельницы Покровского Разгуляевского мон-ря мон. Мелитину (Алиференкову), избранную сестрами обители, 8 дек. настоятелем Георгиевского мон-ря Челябинской епархии назначен иеромонах Успенско-Макариевского мон-ря Адам.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всяком образе благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. ( 2Фес. 3:16–18 ). Настоящее послание печатается по распоряжению Его Высокопреосвященства, с тем чтобы оно было прочитано в первый по получении номера с «посланием» в воскресный или праздничный день в каждой церкви епархии с совершением после Божественной литургии благодарственного молебна по поводу учреждения Временного высшего церковного управления на Юго-востоке России. Донская христианская мысль. 1919. 32–33. 11–18 августа 1919 г. ГАРФ. Ф. Р-440. Оп. 1. Д. 98. Л. 20. Машинопись. Сводки о положении в Советской России, о положении на фронтах. «Известия ОСВАГ» 113 (материалы для информирования печати) от 6 июня 1919 г. Текст затухающий, сохранился не полностью. Там же. Ф. Р-9550. Оп. 15. Д. 4. Л. 1–1 об. Листовка, отпечатанная типографским способом. 13. Проекты текстов приветственных телеграмм, составленные П. В. Верховским мая 1919 г.] Председателю правления Всероссийского национального центра Михаилу Федорову Екатеринодар. Поместный Церковный Собор Юго-Востока России благодарит за приветствие и благословляет упования верных сынов России на высокое одухотворяющее влияние веры и Церкви в деле умирения и устроения нашей великой Родины. Председателю Совета государственного объединения Екатеринодар Выслушав горячие слова приветствия, Поместный Церковный Собор Юго-Востока России радуется глубокому проникновению лучших русских людей чувствами любви к вере и Церкви, этому великому столпу и утверждению истины. Председательствующему в центральном комитете Партии нар[одной] свободы князю Долгорукову Екатеринодар Выражая благодарность за приветствие Партии народной свободы, Южнорусский Церковный Поместный Собор находит великое утешение в том, что дух мира и единения с братиями в настоящее время покоряет себе в настоящее время сердца всех сознательных и любящих сынов России. В этом усматривается несомненный залог светлого будущего нашей многострадальной Родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 В РГВА имеется регистрационная карточка личного состава полка, заполненная Э.Я. Сиверсом 13 ноября 1918 г., где указывается о его поступлении письмоводителем в пулеметную команду Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (Ф. 18695. Оп. 1. Д. 22. Л. 393). В приказах по личному составу полка содержатся сведения о его продвижении по службе в феврале-июле 1919 г. (Ф. 18695. Оп. 1. Д. 4, 21). В картотеке бюро по учету потерь РККА на фронтах Гражданской войны значится: “Красноармеец 43-го Виндавского стрелкового полка Сиверс Эдуард Яковлевич, гражданин г. Петрограда. Ранен в правое плечо навылет. Время и место сражения — 30 сентября 1919 г., г. Петроград. Поступил в Семеновский военный госпиталь, Лазаретный пер., д. 2, 30 сентября 1919 г.”. Аналогичные сведения имеются в “Алфавитной книге учета военнослужащих, находящихся на излечении в Петроградском Семеновском военном госпитале 2 за 1919–1920 гг.”, в приемной книге больных госпиталя за 30 сентября 1919 г. под 10341 (Ф. 19111. Оп. 1. Д. 41. Л. 388об.-389). Нужно заметить, что, согласно имеющимся в ЦГА Санкт-Петербурга документам, последней мирской должностью Сиверса была служба заведующим Тихвинским гарнизонным клубом в 1919–1922 гг. (Ф. 5805. Оп. 1. Д. 446. Л. 669).  Аналогичных заявлений об отпуске для залечивания ран и получения на это пособий в РГИА несколько (РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 114. Л. 21, 92).  Иоасаф (Журманов Александр Ефремович) (1877-?) — архиепископ. В 1922–1923 гг. архимандрит Александро-Невской лавры. В августе 1922 г. поддержал обновленческий раскол. В сентябре 1922 — ноябре 1923 г. обновленческий наместник Александро-Невской лавры. После принесения покаяния в ноябре 1923 г. благочинный Ленинградской епархии.  Постановлению предшествовало прошение монаха Симеона от 30/13 октября 1922 г. об увольнении его за штат монастыря с просьбой оставить за ним временно келью. “В противном случае, — писал Симеон, — я, как бывший красноармеец и навсегда инвалид 1й категории, принужден буду прибегнуть к защите существующего в РСФСР на этот предмет закона” (РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 114. Л. 22).

http://azbyka.ru/fiction/ja-slagaju-s-se...

Благословение наше и молитва да сопутствуют вам на тр[удной] и славной стезе вашей. «О сем радуйтесь, поскорбев еще немного, ибо сказано: «С[озижду] Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ю»». ГАРФ. Ф. Р-440. Оп. 1. Д. 55. Л. 20–21. Машинопись. Ежедневный обзор печати (сводка) Осведомительного агентства от 8 июля 1919 г. 35. Постановление Собора с ходатайством о помиловании преступивших закон 24 мая 1919 г. Вознеся благодарственное моление Господу Богу, сподобившему довести наши труды до успешного окончания, Юго-Восточный Собор Православной Российской Церкви объемлет в своей молитвенной памяти и тех, которые совершили великий грех перед Святой Церковью и Родиной, но совершили его по неразумению или введенные временно в соблазн, раскаявшись в содеянном ими прегрешении. Памятуя завет Спасителя нашего о милости и прощении грехов даже врагам нашим, Собор приемлет на себя священный долг возбудить через своего председателя пред Главнокомандующим Вооруженными силами Юга России, а также перед атаманом Всевеликого войска Донского и атаманами Кубанского и Терского казачьих войск ходатайство о том, не признают ли они возможным в ознаменование светлого торжества церковного Собора оказать милость смягчением участи тех, кто, по мнению властей, может быть помилован без нарушения требований государственной необходимости. Председатель Собора Товарищи председателя архиепископ Димитрий Товарищ председателя Собора протопресвитер Георгий Шавельский Секретарь Собора профессор Донского университета Павел Верховской ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 2. Д. 4. Л. 52. Машинописный подлинник. Дата в нижнем левом углу и формулы подписей вписаны чернилами от руки – автограф Е. Махароблидзе. Подпись Председателя Собора отсутствует. Остальные подписи – автографы. Оп. 1. Д. 1. Л. 98. Копия с экземпляра, заверенного секретарем Собора профессором П. В. Верховским, не имеющая смысловых разночтений с подлинником. Вверху страницы рукописная помета карандашом: «1 экз.» – автограф П. В. Верховского. 36. Краткий обзор деяний Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе 19–24 мая 1919 г. мая 1919 г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но уже в конце 1919 года архимандрита Виктора призвали к епископскому служению, а Лавру митрополит Вениамин вверил 27-летнему иеромонаху Николаю (Ярушевичу) . Владыка высоко оценил о. Николая как организатора приходской жизни Петергофа, и 30(17) сентября 1919 года направил в Высшее Церковное Управление ходатайство об утверждении его в должности настоятеля петергофского Петропавловского (бывшего придворного) собора. Однако митрополит опередил свое время: в ответном указе Священного Синода от 21 (8) октября подчеркивалось, что «монашествующие только временно могут быть откомандированы к приходской церкви» 865 . Не прошло и двух месяцев, как Петроградский архипастырь вызвал иеромонаха из «временной командировки». 14 декабря 1919 года о. Николай стал наместником Александро-Невской лавры и на следующий день был возведен в сан архимандрита 866 . О том, какого напряжения требовала его деятельность в условиях «советской действительности», свидетельствуют неоднократные прошения о. Николая на имя митрополита о предоставлении краткого отпуска «ввиду сильного нервного переутомления». Одному митрополиту никакого отпуска не полагалось. Даже лаврский скит под Лугой, где владыка мог провести несколько дней на лоне природы, в начале 1920 года был реквизирован и переоборудован «под дом отдыха для рабочих» 867 . Любимым местом уединенных прогулок митрополита стало Никольское кладбище Лавры. Захарьевская церковь до революции была полковым храмом Кавалергардского полка. Вопрос о положении церквей бывшего военного ведомства требовал скорейшего разрешения, и на рубеже 1918/1919 года Петроградский митрополит дважды направлял в Священный Синод соответствующие представления. Благодаря его настойчивости 12 апреля (30 марта) 1919 последовал синодальный указ об их передаче в епархиальное ведомство. Также по его донесению в начале сентября 1919 года Священный Синод издал указ о передаче в ведение Петроградского епархиального начальства всех церквей Синодальных подворий (Ярославского, Благовещенского, Митрофаниевского, Троицкого) и бывших синодальных учреждений Петрограда 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Студентов 1, 2 и 3-го курсов «ввиду исключительно тяжелых политических и бытовых условий переживаемого времени» было решено перевести на следующие курсы без экзаменов с условием их последующей сдачи в течение 1918/19 уч. г. На 2-й год на тех же курсах было оставлено 38 студентов, 8 не являвшихся на занятия в течение всего года были исключены из академии. В авг. 1918 г. МДА в последний раз перед почти 30-летним перерывом приняла абитуриентов в Троице-Сергиевой лавре. 1918/19 уч. год был для академии чрезвычайно сложным. «Из зданий нас постепенно вытесняют, а денег на содержание Академии у Церкви нет»,- писал в февр. 1919 г. проф. Попов петербургскому коллеге Н. Н. Глубоковскому (цит. по: Сосуд избранный. 1994. С. 258). 23 марта 1919 г. был арестован архим. Иларион. Академический Покровский храм был запечатан, начали служить в надвратной ц. св. Иоанна Предтечи, но там было тесно и холодно, поэтому службы перенесли в трапезный храм прп. Сергия (Там же. С. 265). С осени 1919 г. занятия академии стали проходить в Москве. Приход академического храма, после скорого закрытия лавры был переведен в Пятницкую, затем во Введенскую ц. около лавры, в помещении же Покровского храма разместился городской клуб. На основании введенных в марте 1917 г. «Временных правил» в состав студентов Академии зачислялись без поверочных испытаний воспитанники духовных семинарий 1-го и 2-го разрядов и окончившие курс в высших светских учебных заведениях. Принимались и выпускники 4-годичных семинарий и средних учебных заведений, но с обязательством сдать необходимые экзамены в течение 1-го года обучения в академии. Для организации учебных занятий в Москве и решения текущих вопросов Совет МДА учредил исполнительную комиссию во главе с ректором прот. А. П. Орловым (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 394). К нач. 1919/20 уч. г. состав академической корпорации был еще довольно полным: ректор, проректор, 9 ординарных и 14 экстраординарных профессоров, доцент, и. д. доцента и лектор. Занятия 1919/20 уч. г. начались с торжественного молебна, отслуженного 10 окт. в Князь-Владимирской ц. епархиального дома патриархом Тихоном. Академические занятия проходили до нояб. 1919 г. в помещении Усачевской биржевой артели на Мясницкой (д. 8), с нояб.- в новом помещении той же артели в Спасоглинищевском пер. (д. 4). Весной 1920 г. академия ненадолго переместилась в Московский епархиальный дом в Лиховом пер. В 1920/21 уч. г. занятия продолжились с окт. в храме св. Иоанна Воина на Божедомке, а с 1 янв.- в храме Св. Троицы в Листах. 1921/22 уч. г. начался 15 авг. в помещениях Высокопетровского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Поддерживал организованное в Архангельске антибольшевистское правительство т. н. Северной обл. во главе с Н. В. Чайковским и ген. Е. К. Миллером. 27 февр. 1919 г. постановлением Архангельского епархиального совета были введены дни всенародного покаяния (13-15 марта) в память о новомучениках, пострадавших за веру от большевиков. По приходам были разосланы списки священно- и церковнослужителей, убитых красноармейцами и красными партизанами во время гражданской войны. 16 марта в Архангельске был проведен общегородской крестный ход с молебном в память о новомучениках; в числе других местных святынь на крестном ходе с честью несли чудотворную икону Божией Матери Грузинской. Одним из первых важных деяний Архангельского епархиального совета было ходатайство перед местными властями о возобновлении преподавания во всех учебных заведениях Закона Божия (принято Архангельской городской думой в мае 1919). П. неоднократно посещал с пастырскими поездками отдаленные приходы и монастыри. В ходе этих поездок совершались архиерейские богослужения, читались проповеди «применительно к обстоятельствам времени, переживаемым Родиной», проводились миссионерские совещания с местным духовенством, раздавалась литература религиозно-нравственного содержания. П. содействовал широкому распространению известия о явлении детям Пресв. Богородицы над Архангельском. 4 сент. 1919 г. на объединенном собрании епархиального и миссионерского советов под председательством П. был составлен «Акт о явлении в небе Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом, бывшем в Архангельске 3 августа 1919 года» с подробным описанием видения со слов очевидцев. Известие об этом чуде было напечатано в «Архангельских епархиальных ведомостях». В связи с критическим положением на Северном фронте после эвакуации войск стран Антанты 7 сент. 1919 г. П. возглавил в Архангельске общегородской крестный ход со святынями от приходов и с Грузинской иконой Божией Матери. 21 февр. 1920 г. Архангельск заняли части Красной Армии, вскоре были закрыты духовная семинария и епархиальное жен.

http://pravenc.ru/text/2578497.html

Нестор (Анисимов Николай Александрович ; 1884–1959), митрополит. Член Собора по особому постановлению Священного Собора в сане епископа. В конце 1917 г. по поручению Св. Собора написал брошюру «Расстрел Московского Кремля», где поместил фотоснимки кремлевских святынь, разрушенных во время октябрьских боев в Москве. После учреждения в 1911 г. Камчатской миссии, в 1912 г. был назначен ее начальником. В 1916 г. хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского. 1 марта 1918 г. был арестован и заключен в Политотдел штаба Красной армии (здание бывшего Александровского военного училища), затем переведен в Таганскую тюрьму. В этот же день было проведено заседание Собора, посвященное аресту епископа Нестора. 25 марта по ходатайству Собора освобожден. По окончании Собора выехал в Киев с посланием Патриарха Тихона к митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) и к Патриархам Александрийскому и Иерусалимскому. В начале 1919 г. покинул Киев. Духовник Императрицы Марии Феодоровны, Великого князя Николая Николаевича. В 1919 г. с членами императорской фамилии отплыл в Константинополь, откуда добрался до Владивостока, оттуда на Камчатку. В сентябре 1919 г. прибыл в Омск, где обосновалось Временное высшее церковное управление во главе с архиепископом Сильвестром (Ольшевским) . В 1919 г. был командирован в распоряжение военных властей под руководством адмирала А. В. Колчака для священнослужения и проповеди в казачьих войсках. В конце 1919 г. выехал на Камчатку. В 1920 г., когда большевики взяли Петропавловск, выехал из Усть-Камчатска. Летом 1921 г. оказался в Харбине. В 1929 г. указом митрополита Сергия (Страгородского) был принят в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1933 г. был возведен в сан архиепископа Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1937 г. опубликовал труд «Смута в Киеве и мученичество митрополита Владимира». В 1937 г. покинул Харбин. В 1938 г. принимал участие в Соборе РПЦЗ в Югославии. В июне 1945 г. первым из харбинских архиереев стал поминать Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. В 1945 г. назначен управлять Восточно-Азиатским митрополичьим округом. В 1946 г. назначен Экзархом Московской Патриархии в Восточной Азии с возведением в сан митрополита. В 1948 г. арестован в Харбине, перевезен в Читу, где содержался в тюрьме, затем перевезен в Москву во Внутреннюю тюрьму на Лубянке. В 1948 г. приговорен к 10 годам заключения. В 1956 г. освобожден. С 1956 г. митрополит Новосибирский и Барнаульский. В 1958 г. уволен на покой. Скончался в 1-й градской больнице Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010