Своего предшественника по Херсонской кафедре, Киевского митрополита Платона (Городецкого) Никанор глубоко почитал ( " вообще он теплосердечный и отзывчивый, не московским чета " но что касалось взглядов " старца " на католичество и церковный раскол XVII века, то тут они в корне расходились. " Я далеко не всегда разделял воззрения старца Киевского, - признавался Никанор, - хотя он и благодетель мой " Проповедь Платона, сказанную им в Вильно 9 июля 1889 г. по случаю 50-летия присоединения униатов, он вообще нашел " еретическою " . В ней Платон говорил, что Православная и Римская церковь - сестры, " разошедшиеся по недоразумениям " ; и раскол на Руси, по его утверждению в другой проповеди, " произошел также из недоразумения " : прежде " крестились всяко " ; и англиканскую иерархию митрополит тоже признавал... " ...И замечательна у старца тенденция, - скорбел Никанор, - провести свою вредную еретическую мысль именно в исторические моменты в празднование 900-летия по крещении Руси, в праздник 50-летия по присоединении Унии. Значит, у него это глубокое сердечное убеждение. Значит, хочет, чтоб его услышали, чтоб ему поверили, чтоб его прославили за толерацию в таком вопросе величайшей важности и щекотливости. По моему суду, увы, это недостойно, вредно для церкви и преопасно, соблазнительно для соблазна " малых сих " , да и мнящихся великими умников " Никанор же проявил себя как бескомпромиссный критик католицизма и не менее жесткий обличитель старообрядческого раскола. " Разбор римского учения " Одно из первых научных сочинений Никанора, принесшее ему в конечном счете степень доктора богословия, было вызвано к жизни внешними обстоятельствами и, во всяком случае, не вполне укладывалось в его собственную творческую программу. Еще в Петербургской семинарии, в которую он как отличник в 1842 г. был послан учиться из могилевского духовного училища, Саша Бровкович мечтал написать " Свод религиозно-философских идей " , надеясь " согласить философию с православной религией " Надо заметить, что вкус к мыслительной работе Никанору привил его семинарский преподаватель Александр Иванович Мишин, читавший логику, психологию и философию. Позднее Мишин стал профессором каноники в Академии. " Он, - вспоминает Никанор, - имел наибольшее влияние на развитие моего смысла "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Никанор же проявил себя как бескомпромиссный критик католицизма и не менее жесткий обличитель старообрядческого раскола. «Разбор римского учения» Одно из первых научных сочинений Никанора, принесшее ему в конечном счете степень доктора богословия, было вызвано к жизни внешними обстоятельствами и, во всяком случае, не вполне укладывалось в его собственную творческую программу. Еще в Петербургской семинарии, в которую он как отличник в 1842 г. был послан учиться из могилевского духовного училища,  Саша Бровкович мечтал написать «Свод религиозно-философских идей», надеясь «согласить философию с православной религией». Надо заметить, что вкус к мыслительной работе Никанору привил его семинарский преподаватель Александр Иванович Мишин, читавший логику, психологию и философию. Позднее Мишин стал профессором каноники в Академии. «Он, - вспоминает Никанор, -  имел наибольшее влияние на развитие моего смысла». Знаменательно, что Никанор собирался пойти по тому же пути, который почти в то же самое время избрал студент Московской духовной академии А.М.Бухарев... О нем Никанор позднее напишет: «непосильный труд решить мировую задачу соглашения всех требований философствующего разума с требованиями положительной веры, а более авторское самолюбие и упорство навлекли  на него немилость начальства». Недовольства властей Никанору тоже не удалось избежать, а по стопам архим. Феодора пришлось в 1868 направиться на ректорство в Казанскую духовную семинарию... Никанору позднее удалось отчасти вернуться к своим творческим планам, а пока интересы философствующего разума пришлось подчинить благоусмотрению церковных начальников, которые видели в нем способного исполнителя более неотложных поручений.  Тогда, в связи с окружным посланием папы Пия IX, содержавшим призыв к воссоединению Церквей (1848) - оно уже вызвало отрицательную реакцию Константинополя - Св. Синод поручил ректору СПб ДА Макарию (Булгакову) написать опровержение римского догмата о главенстве папы. Макарий в свою очередь перепоручил это задание Никанору. Молодой богослов уделил исследованию много сил и времени, и с 1852-го оно стало появляться статьями в «Христианском Чтении», а затем вышло отдельным изданием (Вып. I-II, 1856-1858).

http://bogoslov.ru/article/293390

402-403 НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) 403-411 НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов 411-413 НИКАНОР (Морозкин Никифор Михайлович; 1870-1938), архим., прмч. (пам. 18 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 413-414 414-415 НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме 415-417 417-418 НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист 418-421 421-423 423-432 НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский 432-440 440-444 444-446 НИКАНОРА ЗАВОРДСКОГО ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [мон-рь Заворда], муж., в честь Преображения Господня. Находится в Зап. Македонии (Греция) 447-448 446-447 448-460 460-463 463-465 НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ государство (1208-1261) с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), существовавшее в сев.-зап. регионах М. Азии, на части территории Византийской империи 465-469 469-470 470-472 НИКЕЯ [ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния, митрополия Константинопольской Православной Церкви, 472-477 НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 477-496 НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) 496-504 НИКИТА († после 1421), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский, Серпуховский, Радонежский 504-507 507-508 508-512 512-513 513-516 НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

В своих воспоминаниях Никанор характеризует его такими словами: «Вообще надо иметь в виду, что ум преосвященного Макария был необыкновенно работящий, легко схватывающий, ясный и точный, но совсем же поверхностный, крайне неглубокий и в довершение всего надменный, от легкости и необъятности достигнутых не столько успехов, сколько похвал. Ведь его усердные чтители в светской печати провозглашали гением, не менее, - тогда как наши духовные, особенно же киевские академики, зло, хотя и тайно, порицали» . Догматический труд Макария уже в молодые годы, до перехода на ректорство в Казань, виделся Никанору «состоящим из логических кругов, которые не представляют солидному критическому уму никакого солидного основания», и как богослов он, несомненно, тяготел к киевлянам, но они порой казались ему излишне либеральными, особенно в отношении к инославию. Своего предшественника по Херсонской кафедре, Киевского митрополита Платона (Городецкого) Никанор глубоко почитал («вообще он теплосердечный и отзывчивый, не московским чета» ), но что касалось взглядов «старца» на католичество и церковный раскол XVII века, то тут они в корне расходились. «Я далеко не всегда разделял воззрения старца Киевского, - признавался Никанор, - хотя он и благодетель мой». Проповедь Платона, сказанную им в Вильно 9 июля 1889 г. по случаю 50-летия присоединения униатов, он вообще нашел «еретическою». В ней Платон говорил, что Православная и Римская церковь - сестры, «разошедшиеся по недоразумениям»; и раскол на Руси, по его утверждению в другой проповеди, «произошел также из недоразумения»: прежде «крестились всяко»; и англиканскую иерархию митрополит тоже признавал...  «...И замечательна у старца тенденция, - скорбел Никанор, - провести свою вредную еретическую мысль именно в исторические моменты в празднование 900-летия по крещении Руси, в праздник 50-летия по присоединении Унии. Значит, у него это глубокое сердечное убеждение. Значит, хочет, чтоб его услышали, чтоб ему поверили, чтоб его прославили за толерацию в таком вопросе величайшей важности и щекотливости. По моему суду, увы, это недостойно, вредно для церкви и преопасно, соблазнительно для соблазна " малых сих " , да и мнящихся великими умников» .

http://bogoslov.ru/article/293390

К.П. Победоносцев успокоил епископа Никанора, пообещав приехать в Киев и присутствовать на совещании епископов. 32 Совещание должно было выглядеть инициативой архиереев, и Киевский митрополит Платон (Городецкий) 21 июня 1884 г. направил в Синод соответствующее ходатайство. Необходимость совещания епископов мотивировалась тем, что в юго-западных епархиях проживает много сектантов и иноверцев, причем их количество увеличивается. Предполагалось архиереям обсудить, «какие более действительные меры можно принять, с одной стороны, к ослаблению иноверия, в особенности же штундизма в юго-западном крае и к пресечению его вредного влияния на православных жителей, а с другой – к большему развитию и утверждению православия в народе». 33 К 8 сентября 1884 г. в Киев приехали епископ Херсонский Никанор (Бровкович) , архиепископ Кишиневский Сергий (Ляпидевский) , 34 епископ Подольский и Брацлавский Иустин (Охотин), 35 архиепископ Волынский Тихон (Покровский), 36 епископ Могилевский Виталий (Гричулевич), 37 епископ Черниговский Вениамин (Быковский), 38 епископ Екатеринославский Феодосий (Макаревский), 39 епископ Прилукский Иларион (Юшенов). 40 Кроме того, в работе совещания приняли участие викарии Киевской епархии епископ Чигиринский Виталий (Иосифов) 41 и епископ Уманский Поликарп (Розанов). 42 Опасения устроителей съезда, что не привыкшие к свободной дискуссии архиереи ограничатся лишь произнесением официальных речей, не оправдались. Уже на первом заседании архиереи стали ставить вопросы, которые выходили за рамки намеченной программы. Если присутствовавшему на заседании К.П. Победоносцеву хотелось максимально сузить проблематику дискуссий («Главное штундизм, послание и некоторые общие меры» 43 ), то митрополит Платон не хотел все сводить к частностям. Епископ Никанор (Бровкович) вспоминал, что Победоносцев вел заседание достаточно жестко и закрыл его в самый разгар дискуссии. Лишь после отъезда обер-прокурора участники совещания получили возможность свободно обсуждать достаточно широкий круг церковных проблем. 1.2.1. Киевский собор: проблемы современной церковной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Минина , был открыт особый, нижний храм. Здесь в 1849 г. было устроено 3 придела: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя вмч. Димитрия Солунского (небесного покровителя кн. Д. М. Пожарского ) и во имя бессребреников Космы и Дамиана (первый из них - покровитель К. Минина). Освятить приделы довелось преемнику И. еп. Иеремии (Соловьёву) . Как и в Саратове, особое внимание уделялось духовному образованию. При И. б-ка Нижегородской ДС обогатилась сотнями книг из личного собрания архиерея. Открывал духовные уч-ща в уездных городах и селах, где было особенно много раскольников. Так, 1 сент. 1849 г. начались занятия в духовно-приходском уч-ще с. Лыскова, в 1850 г. такое же уч-ще открылось в г. Починки. В Н. Новгороде учредил особую противораскольническую комиссию, в к-рой сам вел собеседования с ревнителями старой веры. Митр. Филарет (Дроздов) свидетельствовал: «...добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвященного Иакова, если бы он долее пожил». 3 апр. 1849 г. И. был возведен в сан архиепископа Нижегородского и Арзамасского, 25 нояб. вызван в столицу для присутствия в Святейшем Синоде. В С.-Петербурге во время Великого поста И. тяжело заболел «горловой чахоткой» (врачи безуспешно убеждали архиерея оставить суровый пост). Архиеп. Никанор (Бровкович), встретивший его в столице, писал: «Это был самый благолепный лик подвижника-иерарха, какой я видел на своем веку: рост более среднего, корпус отощалый, рука из одних костей, белая до прозрачности, одеяние все черное, борода полубелая, большая - клином, глаза не потухшие, щеки впалые колера бледноистощенного, голос немощный, хорошего трогающего звука. Одним словом, облик иконный» ( Никанор (Бровкович). 1900. С. 26). Незадолго до смерти И. успел принять участие в хиротонии архим. Антония (Шокотова) на учрежденное в целях борьбы с расколом Вольское вик-ство Саратовской епархии. Похоронен в Александро-Невской лавре, под солеей Феодоровской ц. Отпевание совершил С.-Петербургский и Новгородский митр.

http://pravenc.ru/text/200273.html

В другом же поучении 1877 года владыка Никанор замечает: «Не правда ли, житие преподобного отца нашего Сергия переносит нас в новый для нас, хотя и стародавний мир, мир других людей – святых людей, других воззрений – святых воззрений, – других обычаев – святых обычаев, в мир отречения от мира и себя, в мир святых великих подвигов, в мир вольнаго неуклоннаго несения креста Христова? Чувствуешь в душе разнозвучие гармонии этого мира с дисгармонией нашего внутренняго и внешняго мира, и с одной стороны мирно настроивается сердце умилением, – так вот взял бы крылья, яко голубине, и полетел бы туда, в пустыню, за 500 лет назад, – а с другой – надрывается сердце, что по неволе приходится жить многомятежною жизнию своего века…» Именно на эти две цитаты из поучений владыки Никанора обращают особое внимание мыслители, писавшие о преп. Сергии – например, такие известные церковные писатели и ученые, как владыка Никон (Рождественский) , священник Сергий Дурылин. И это обращение к трудам владыки Никанора имело свои причины в том нравственном образе, который являл собой архипастырь, ведь именно о нем известный мыслитель конца XIX – начала XX века – Василий Васильевич Розанов – писал: «“Есть совесть в русском языке”, ; записки архиеп. Никанора есть лучший образец этого совестливого языка – необъяснимо почему, но с первых минут чтения и как первое впечатление от читаемого ложится на душу уверенность, что пишущий не скажет ни одного слова неправды, не поставит косо ни одного слова. Пока в русской литературе будут появляться произведения, подобные по языку запискам архиеп. Никанора, – можно быть уверенным, что эта литература здорова, что крепкие, свежие, чистые соки еще продолжают бежать по дереву нашей духовной жизни». Следует так же отметить, что известно о посещениях Троице-Сергиевой Лавры архиеп. Никанором, например в 1864 году, когда он встречался в Лавре со святителем Филаретом Московским , и в 1887 году. Об умилительности и благодатности первого посещения преп. Сергия владыка Никанор писал в своих воспоминаниях. Также в его воспоминаниях о посещении Лавры в 1887 году мы читаем следующее замечание о службе в Троицком Соборе у раки преп. Сергия: «Народу в самом начале утрени быстро набралось столько, что меня не только бесцеремонно стеснили, но и притиснули в стойке к самой стене. . Отсюда я заключил, что усердие Российского народа к лаврской святыне пока еще не остывает. Ведь никакого праздника не было, время самое глухое, начало Петрова поста, день будний, Понедельник, и все-таки церковь и ее притворы битком набиты богомольцами. Надо бы и нам не остужать эту народную теплоту».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Знаменательно, что Никанор собирался пойти по тому же пути, который почти в то же самое время избрал студент Московской духовной академии А.М.Бухарев... О нем Никанор позднее напишет: " непосильный труд решить мировую задачу соглашения всех требований философствующего разума с требованиями положительной веры, а более авторское самолюбие и упорство навлекли на него немилость начальства " Недовольства властей Никанору тоже не удалось избежать, а по стопам архим. Феодора пришлось в 1868 направиться на ректорство в Казанскую духовную семинарию... Никанору позднее удалось отчасти вернуться к своим творческим планам, а пока интересы философствующего разума пришлось подчинить благоусмотрению церковных начальников, которые видели в нем способного исполнителя более неотложных поручений. Тогда, в связи с окружным посланием папы Пия IX, содержавшим призыв к воссоединению Церквей (1848) - оно уже вызвало отрицательную реакцию Константинополя - Св. Синод поручил ректору СПб ДА Макарию (Булгакову) написать опровержение римского догмата о главенстве папы. Макарий в свою очередь перепоручил это задание Никанору. Молодой богослов уделил исследованию много сил и времени, и с 1852-го оно стало появляться статьями в " Христианском Чтении " , а затем вышло отдельным изданием (Вып. I-II, 1856-1858). По всем признакам работа Никанора могла быть удостоена докторской степени, но к тому времени он в силу известных обстоятельств стяжал себе славу " ненадежного " и даже " неправославного " . В 1856 г. Макарий отпустил Никанора на ректорство в Ригу со словами, что за " главенство " его следовало бы сделать Макарий позднее способствовал осуществлению этой идеи. По поводу 2-го издания книги " Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в Церкви, сделанный на основании Св. Писания и предания первых веков христианства до I Вселенского собора (включительно) " (Казань, он написал Никанору одобрительное письмо, которое было показано Казанскому архиерею Антонию (Амфитеатрову) - и дело сдвинулось с мертвой точки. Никанору, в ту пору ректору Казанской духовной академии, степень доктора была присуждена.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Знаменский описывает курс таким образом: «При вступлении в свой курс он почел нужным познакомить своих слушателей со своей личностью, историей своего развития и своими научными и практическими взглядами и начал свое преподавание откровенной и поучительной речью автобиографического содержания; затем уже приступил к предварительным общим определениям своей науки, ее задач, содержания, метода и проч. Основное богословие, по его мысли, должно раскрыть научным и чисто рациональным методом основные положения религии о бытии Божием и бытии бессмертного духа человеческого, о необходимости и характере той связи между Богом и человеком, которая называется религией, о необходимости и действительности религии именно откровенной и о том, что такая откровенная религия есть именно религия христианская, что источник ее – Св. Писание – есть источник божественный и что единая истинная хранительница истинной религии и осуществление живой связи человека с Богом есть церковь православная» 27 . Далее исследователь указывает, что много внимания архиеп. Никанор уделил на лекциях распространению «антирелигиозного либерализма» 28 от Петра I до конца 1860 годов. Сохранившиеся архивные материалы «Основного богословия» владыки Никанора не содержат текстов о распространении неверия. Но в 1900 году о. Сергий Петровский издал «Биографические материалы» архиерея-философа. В этой книге имеется заметка «Распространение идей неверия в России со времени Петра Великого» 29 . Прот. Сергий Петровский относит ее к 1868 году 30 , то есть именно к началу ректорства архиеп. Никанора в Казани 31 . Как отмечает Знаменский, далее формально архиеп. Никанор придерживался системы «Введения в богословие» митр. Макария (Булгакова) , своего учителя по Петербургской духовной академии. Однако по сути читаемого материала архиеп. Никанор очень далеко отходил от него, делая акцент на современных проблемах христианской апологетики 32 . В курс основного богословия (по Знаменскому) входил разбор гносеологической возможности доказательства Бытия Божия и бессмертия души, то есть тот материал, который затем составил статью «Можно ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного – Бога, духовной бессмертной души и т. п.?» (1871) 33 . Надо добавить, что статья эта практически полностью вошла в первую главу первого тома трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». Некоторые вопросы, поднимаемые в статье, например о структуре эйдоса, встречаются и во втором томе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Ответные чувства, пожалуй, всей академической корпорации были высказаны наиболее сильно профессором Михаилом Яковлевичем Красиным и его тестем, протоиереем Андреем Гурьевичем Ласточкиным: « «память о вас я передам моим детям и внукам, чтобы и они помнили вас и молились за вас» «знаете, ваше в бие, мне и прежде нечего было искать в вас, тем более теперь. И не свои слова скажу, а то, что говаривали они тут (указывая на двух профессоров)… Ведь они тут частенько собирались и говорили совершенно свободно, не на вынос. Хороший вы человек! И лучше ректора не бывало» 23 . Относительно предметов, которые читал архим. Никанор в академии, проф. Знаменский замечает, что курс основного богословия, разработанный ректором, в последующем стал базой для разработки его гносеологии. Наиболее высоко в научном плане была оценена работа архим. Никанора, завершенная именно в Казани, – «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в Церкви, сделанный на основании Священного Писания и Предания первых веков христианства до I Вселенского Собора» 24 . За нее в 1869 году архимандрит Никанор был удостоен ученой степени доктора богословия. Тут же, в Казани, в журнале «Православный Собеседник» архиеп. Никанор публикует свои исследования по теме раскола: «Вопрос о перстосложении для крестного знамения и благословения по некоторым новоисследованным источникам», «Цареградская церковь святой Софии – свидетельница древле-православного перстосложения». И что наиболее важно для нашего исследования, в том же журнале появляется первая философская статья и первое философское поучение архиеп. Никанора. 2. Начало формирования философской системы архиеп. Никанора в Казанской духовной академии О философских трудах архиеп. Никанора в КазДА скупо упоминает проф. Знаменский 25 , который дает лишь общую характеристику читанного в 1868–1870 годах архим. Никанором курса «Основного богословия». Интересно то, что материалы данного курса были присланы Знаменскому после кончины архиеп. Никанора одесским кафедральным протоиереем Сергием Петровским 26 , который вместе со своей супругой Ольгой Ильиничной, племянницей архиеп. Никанора, стал хранителем архива архипастыря. При этом именно некоторые казанские рукописные материалы «Основного богословия» сейчас составляют значительную долю сохранившейся части архива архиеп. Никанора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010