Было бы совестно сказать, что мы понимаем высоту и тяготу епископского сана так же, как чувствовали и понимали Василий Великий , Григорий, Златоуст или Августин. Где встретишь таких мировых гениев, такие широкие сердца? Они были тончайшие чувствилища церковного тела своего времени. А церковь их времени была церковь юная, чувствующая юную развивающуюся жизнь с восприимчивостью и впечатлительностью чистыми юношескими; тогда как мы живем уже в периоде возмужалости, если только не дряхления христианского человечества, когда и чувствительность в членах церкви земной уже приослабевает и кипучее развитие жизни уже замедляется и охладевает. Тем не менее и в наше время много ли внимания, много ли глубокомыслия нужно, чтобы видеть, что к прежним тяготам епископства присоединились новые? Разве епископ теперь менее ответствен пред Богом и пред людьми? Слово апостола: настой благовременне и безвременне... Умерщвляю тело мое и порабощаю, да никако иным проповедуя сам неключим буду, – разве не для него сказано? И оно его не пугает? И если б он смежил очи и заснул, разве его не пробуждают бури века, которые ему более, чем кому либо воют грозою? Окружающее нас спокойствие нравственного мира только кажущееся. Не надо глядеть далеко во Францию, – наша Русь шире и для бурь пространнее. Наши собственные очи с смятенным изумлением смотрели и сердца муками настоящего и горькими предчувствиями будущего болели и ноги едва держали, а некоторых и не удержали бы, если б другие не поддержали, когда неслась грозная буря идей и событий над нашими головами. Эти бури по местам, по временам, взрываются и теперь, предвещая всеобъемлющий вихрь. Жизнь есть движение, есть борьба, есть неустанный подвиг. А к концу веков эта борьба, увеличиваясь больше и больше должна кончиться небывалым и невообразимым смятением, грозно сокрушительным восстанием духа мира сего на церковь Божию. Не слышим ли мы с томительным предчувствием сердца пока глухих, но громовых раскатов надвигающейся грозы в этом гуле, с каким дух века сего, тяготясь смиренным положением церкви, вопит о наших недостатках и требует от каждого из нас и от всех идеального совершенства, якобы в видах собственного назидания, на самом же деле в духе евреев, которые, не довольствуясь всем прошлым жизни Спасителя, требовали от Него еще на кресте чуда: спасися Сам и сниди со креста, и веруем Ти?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Виталий, епископ Костромской и Галичский (Щепетов Василий) Родился в семье священника Тульской губернии. С 1819 по 1823 год обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии, которую окончил со степенью магистра. В 1823 году, по окончании академии, назначен ректором Московской духовной семинарии, в которой служил в течение 10 лет. С 1827 года – архимандрит Заиконоспасского монастыря. 8 июня 1833 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и архимандритом Пафнутьева Боровского монастыря. 27 июня 1837 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 14 ноября 1842 года перемещен в Кострому. 11 августа 1845 года, по болезни, уволен на покой в Симонов монастырь и назначен присутствующим в Московской синодальной конторе. Скончался 29 января 1846 года в Костромском Ипатиевском монастыре. Погребен в церкви праведного Лазаря Костромского Ипатиевского монастыря. По воспоминаниям Самчевского, студенческого товарища преосвященного Виталия, он был «одним из даровитейших и успешнейших студентов своего курса». Начальство дорожило этим «умным человеком с твердым характером, умевшим быть ласковым и вежливым, хладнокровным и спокойным». Такая выработка характера принадлежала Московскому первосвятителю Филарету (Дроздову) , под начальством которого Виталий служил первые десять лет. Будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии, он редактировал журнал «Христианское чтение». Труды: Слово в Великий Пяток, произнесенное в Александро-Невской лавре. – СПб., 1835. Речь по произнесении торжественного обета принявшего звание сердобольных вдов в церкви святой Марии Магдалины 6 декабря 1839 года, Москва. Наставление о производстве следствий//Письма митрополита Московского Филарета к преосвященному Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842 гг.). – М., 1887. – С. 14 и прим. 44. Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне//Русский архив. – 1898, кн. 1. – С. 304–310. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 204–206.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иерофей, епископ Острожский (Лобачевский Яков Федорович) Родился 24 марта 1783 года в г. Ковеле Волынской губернии в семье униатского священника. В 1794 году вся семья присоединилась к Православию. С 1799 года учился в Волынской духовной семинарии. В 1807 году поступил в Киевскую духовную академию. С 27 сентября 1811 года – учитель Волынской духовной семинарии. 2 августа 1814 года пострижен в монашество; 6 августа рукоположен во иеродиакона, а 9 августа – во иеромонаха; 20 сентября того же года назначен строителем заштатного Загаецкого святителя Иоанна Милостивого монастыря с оставлением учителем семинарии. С 1 сентября 1817 года – инспектор Волынской духовной семинарии. 23 декабря 1819 года возведен в сан архимандрита. 7 сентября 1823 года назначен благочинным монастырей. С 19 августа 1829 года – настоятель Свято-Троицкого Дерманского Острожского монастыря. 25 марта 1845 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, и оставлен настоятелем Дерманского монастыря. В том же 1845 году состоял вице-президентом Волынского попечительного комитета о тюрьмах. Скончался 17 апреля 1871 года. Епископ Иерофей был человек всесторонне образованный, с широким умственным кругозором, хорошо знакомый с богословскими, историческими и естественными науками. Прекрасно знал языки: латинский, греческий, еврейский, польский, французский, немецкий, итальянский. По характеру это был человек кроткий, доброжелательный. Труды: Историческая записка о Дерманском монастыре//Волынские епархиальные ведомости. – 1873, часть неофициальная. С.282–301, 320–334. Отчетная записка о рассмотренной рукописи архимандрита Николая под заглавием: О начале и судьбе Православной Церкви в нынешней Минской епархии, с соображением и заключением рассматривавшего//Волынские епархиальные ведомости. – 1873, часть неофициальная. С. 354–372, 393–412, 433–441. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 3.07.1833 - 21.07.1905, Саровская пуст.), прп. (пам. местн. 21 июня), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня монастыря . Род. в семье землевладельца М. В. Серебрякова, предводителя дворянства области Войска Донского. В 1836 г., во время паломничества семьи к мощам свт. Митрофана Воронежского , девочку благословил архиеп. Воронежский Антоний (Смирницкий) , предрекший ее служение в монашеском чине. Мать Анны умерла, когда ей было 4 года, отец дал детям блестящее образование. Уже в отрочестве Анна осознала, что цель ее жизни - служение Богу. 30 дек. 1850 г. она поступила в Усть-медведицкий мон-рь; трудилась на общих послушаниях, занималась иконописанием. В 1854 г. пострижена в рясофор с именем А., 11 янв. 1859 г.- в мантию с тем же именем; наставницей А. стала схим. Ардалиона Усть-Медведицкая . 4 мая 1862 г. А. была назначена казначеей мон-ря, а после кончины игум. Вирсавии - настоятельницей, 3 янв. 1864 г. в Новочеркасске архиеп. Донским Иоанном (Доброзраковым) возведена в сан игумении. Попечением настоятельницы в мон-ре была открыта четырехклассная школа для девочек (1867), где А. преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с нижней ц. во имя прп. Арсения Великого (1875-1890), обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье мон-ря в ст-це Урюпинской, основан скит с ц. во имя прп. Марии Египетской. 10 июля 1874 г., в день памяти прп. Антония Киево-Печерского , А. начала новый подвиг - рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть ок. 164 м. Почитая свт. Игнатия (Брянчанинова) , А. много сделала для утверждения в обители старчества . Брат святителя П. А. Брянчанинов был благотворителем Усть-Медведицкого мон-ря. Неоднократно А. получала благословенные грамоты епархиальных архиереев и Святейшего Синода, была награждена наперсным крестом из Кабинета императора, знаком Красного Креста, медалью в память царствования имп. Александра III Александровича , Библией от Святейшего Синода за образцовое содержание уч-ща. Очень ценил А. и до конца жизни состоял с ней в переписке еп. Аксайский, вик. Донской епархии, Никанор (Бровкович) .

http://pravenc.ru/text/76332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСЕВ Дмитрий Васильевич (1845, Пензенская губ.- 19.10.1894, Казань), проф. КазДА, патролог. Род. в семье псаломщика. Окончил Пензенскую ДС, в 1870 г.- КазДА. Его однокурсниками в академии были М. И. Богословский , Ф. А. Курганов , Н. П. Остроумов , Н. Ф. Красносельцев и А. В. Вадковский (впосл. митр. С.-Петербургский Антоний ), вместе с ним отобранные для работы на доцентских должностях ректором архим. Никанором (Бровковичем ; впосл. архиепископ Херсонский). С 20 нояб. 1870 г. Г. исполнял должность доцента КазДА кафедры патрологии. В апр. 1871 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Ересь антитринитариев III в.». С июня 1878 по янв. 1882 г. был членом комиссии КазДА по объяснению неудобопонятных слов и выражений в пророческих книгах Свящ. Писания (в т. ч. в Книгах пророков Исаии, Иезекииля, Даниила, Малахии и Осии). С мая 1885 г. экстраординарный профессор. Г. считается основателем казанской школы патрологии. Оказал влияние на формирование научных взглядов и интересов Л. И. Писарева , П. П. Пономарёва , прот. Н. П. Виноградова , П. П. Мироносицкого , А. Н. Потехина, А. И. Дружинина, Н. В. Петрова и др. Был одним из первых, кто отметил талант и «выдающееся философско-богословское развитие» В. И. Несмелова , который считал себя его учеником. Значительная часть трудов Г. появилась в печати уже после его смерти. В 1895-1899 гг. под редакцией Потехина были изданы «Чтения по патрологии» - первый систематический курс (после соч. Черниговского архиеп. Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об отцах Церкви»), к-рый имел широкое распространение и применялся во всех ДА. Н. Н. Глубоковский отмечал, что Г. видел в патрологии «двоякий интерес - исторический, как истории древней церковной литературы, параллельной со светской, и догматический, где она, наряду с теоретическим изложением в догматике, дает историческое раскрытие (формирование) христианской вероучительной системы, следя за этим у всех церковных авторов и отмечая у каждого из них по преимуществу характерное для него и отличное от других» ( Глубоковский. С. 42-43). Г. также является автором статей о жизни и творениях сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, мч. Иустина Философа, Тертуллиана, свт. Феофила, еп. Антиохийского, сщмч. Киприана, еп. Карфагенского.

http://pravenc.ru/text/168412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХ ХРИСТИАНИНА» ежемесячный духовно-лит. ж., издававшийся в С.-Петербурге с сент. 1861 по сент. 1865 г. группой молодых священников под рук. свящ. А. В. Гумилевского . Первоначально в качестве редакторов-издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И. Г. Заркевич (впосл. епископ Новомиргородский Николай ), сщмч. Иоанн Флёров и Д. И. Флоринский . Журнал пользовался поддержкой Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского митр. Исидора (Никольского) и Ревельского еп. Леонтия (Лебединского) . Редакция располагалась в Гостином дворе, в лавке книготорговца Н. Г. Овсянникова, с 1863 г.- на квартире Флоринского при Петропавловском соборе, в 1865 г.- на прежнем месте. По мнению редакторов, «возникла потребность создать новое повременное духовное издание, в котором вопросы веры и христианской жизни решались бы сколь возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию нашего общества». Предполагалось «раскрыть общедоступным языком дух христианства, во всех видоизменениях жизни - церковной, умственной, нравственной и общественной». Журнал был ориентирован на священников и преподавателей СПбДА, редакция активно побуждала духовенство к сотрудничеству, написанию статей, обещая в случае необходимости анонимность. Однако заметки, присланные прот. прав. Иоанном Кронштадтским , не были опубликованы. В 1-й год в основном были напечатаны труды редакторов и близких к ним лиц - протоиереев В. Г. Певцова , В. П. Полисадова , И. В. Толмачёва , свящ. К. Т. Никольского , свящ. Г. С. Полесского , П. И. Шалфеева , переводы прот. Г. П. Павского из ВЗ и др. С журналом также сотрудничали архим. Никанор (Бровкович ; впосл. епископ Херсонский), протоиереи В. Н. Амфитеатров , М. Я. Морошкин , свящ. И. С. Беллюстин , А. П. Лебедев , И. Ф. Нильский , И. Т. Осинин . Журнал имел своих корреспондентов в Великобритании, Дании, Швеции. В «Д. х.» имелось 3 раздела: научно-лит., критико-библиографический и смесь.

http://pravenc.ru/text/180698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА ОДЕССКИЙ (Иона Моисеевич Атаманский; 14.09.1855, Одесса - 30.05.1924, там же), св. (пам. 17 мая и в Соборе Одесских святых), прот. Из семьи диакона. Рано осиротел, пережил в детстве тяжелую нужду, бродяжничал, пока его не приютили родственники. Окончил ДУ. Был рукоположен Херсонским и Одесским еп. Никанором (Бровковичем) в 1884 г. во диакона, в 1886 г.- во иерея. Назначен настоятелем одного из сельских храмов епархии. Проявил себя как опытный миссионер, присоединил к Православию ок. 200 штундистов (см. Штундизм ). С 1897 г. священник одесского храма в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1901 г. переведен настоятелем в храм во имя св. Николая в порту Одессы. Был возведен в сан протоиерея. И. О. завоевал любовь и уважение паствы, в основном состоявшей из местных рабочих и членов их семей, а также из многочисленных бездомных и нищих, обретающихся в порту. Храм всегда был переполнен народом; из-за наплыва исповедующихся часто приходилось прибегать к общей исповеди. И. О. стал известен на всю страну как выдающийся молитвенник и наставник-духовник. За советом и утешением, а также за молитвенной помощью к нему приезжали люди из отдаленных мест. Известны многочисленные случаи исцелений по молитве И. О. Его службы отличались благолепием и проникновенностью; за каждой всегда произносилось поучение. И. О. вел аскетический образ жизни. Весь Великий пост проводил в храме в молитве, съедал в день одну или две просфоры, ночью отдыхал неск. часов, сидя в кресле. Обязательно молился по ночам в ненастную погоду о плавающих в море. Много занимался убранством и украшением храма. Заботился об устроении церковного хора, сочинял мелодии церковных песнопений, прекрасно пел. При храме организовал странноприимный дом и бесплатную столовую для нуждающихся. Кроме своего прихода И. О. окормлял женские мон-ри - городской Михайловский и Благовещенский в окрестностях Одессы; многие из монахинь были его духовными чадами.

http://pravenc.ru/text/578348.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Хамаэт (между 1319 и 1323 - после 1397), визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель, св. прав. (пам. греч. 20 июня) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/122394_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни» МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МЕЛЕТИЙ ГАЛИСИОТ [Мелетий Исповедник] (ок. 1209 - 1286), автор богословских и аскетических сочинений, прп. (пам. греч. 19, 21 янв.) МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122392_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАШЕВИЧ Платон Иванович (18.11.1825, Волынская губ.- 16.02. 1886, С.-Петербург), прот., настоятель с.-петербургского Исаакиевского собора, историк Церкви. Род. в семье прот. И. И. Карашевича, клирика Свято-Троицкого храма г. Новограда-Волынского и Николаевской ц. в мест. Корец Новоград-Волынского у. (с 1826 благочинный). Крещен 22 нояб. 1825 г., восприемником стал П. А. Надземский, городничий Новограда-Волынского. Сестра К.- М. И. Карашевич-Стефанович - бабушка по матери сщмч. Аркадия (Остальского) , еп. Бежецкого, викария Тверской епархии (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 75. Д. 41). К. окончил Волынскую ДС первым по успеваемости в 32-м выпуске 1847 г. и СПбДА магистром богословия в 1851 г. (11-м по списку) вместе с иером. Никанором (Бровковичем) , И. А. Чистовичем , прот. Д. И. Флоринским . Опубликованное в 1855 г. магист. соч. «Очерк истории православной Церкви на Волыни» стало единственным его завершенным научным трудом. К. исследовал церковную историю Волыни, или Галицко-Волынского княжества, в связи с гражданской историей, разделив ее на 4 периода: 1) до покорения Волыни польским кор. Казимиром III Великим (1340); 2) до начала унии (1590); 3) до присоединения Волыни к России (1793); 4) до 1843 г. В каждом из периодов он обращал внимание на благосостояние Церкви, ее внутреннее устройство (управление, богослужение, учение), состояние веры и нравственности в народе. Четкая классификация и обширное использование польских и рус. источников, начиная с древнерус. летописей, позволили К. создать обобщающий труд. По окончании академии К. сразу же был определен на профессорскую должность в СПбДС. С сент. 1851 г. преподавал гражданскую историю и греч. язык. В июне 1853 г. переведен в класс физики и математики. Входил в состав Комиссии по приведению в порядок семинарского архива. С 1853 г. библиотекарь, член Комиссии для составления описи б-ки Александро-Невской лавры . При К. значительно пополнились фонды б-ки. Так, в 1854 г. С.-Петербургский и Новгородский митр. Никанор (Клементьевский) пожертвовал 54 книги и 2 издания Ж. П. Миня по 28 томов каждое.

http://pravenc.ru/text/1681009.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010