Содержание Предисловие Наша светская и духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта–солиста Правда против хулы... (По поводу посмертной клеветы на почившего в Бозе митрополита Антония, Бывшего Новгородского и Санктпетербургского) Памятная записка. Прежде смерти умерший иеромонах Валериан Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский Отрывок из автобиографии Переезд из Риги в Саратов От Риги до Петербурга Въезд в Петербург Петербургские духовные аристократы Мое представление митрополиту Григорию Василий Борисович Сербинович Митрополит Григорий в службе Божией Наместник Лавры. Преосвященный Агафангел Граф Толстой Гаевский Митрополит Григорий в службе Божией Чувствительная сцена Присутствующие в Святейшем Синоде Митрополит Жилинский Напутственное слово преосвященного митрополита Тоже графа Толстого и других тузов Итог Петербургских впечатлений Москва и Русь святая Филарет в службе Божией Филарет у себя дома Отъезд из Москвы Святая Русь Рязань. Деликатность Рязанского семинариста Последний переезд от Пензы до Саратова Въезд в Саратов Семинария Распространение идей неверия в России со времени Петра Великого Кончина Преосвященного Евфимия, Епископа Саратовского и Царицынского Об одежде и волосах, вообще о внешнем виде священников     Предисловие Издаваемый ныне I том «Биографических материалов», сохранив­шихся среди бумаг покойного Архиепископа Херсонского и Одесского Ни­канора, имеет своей ближайшей целью восстановить по первоисточникам учебное время, и первый служебный в жизни почившего Владыки период, до назначения его Ректором Казанской Духовной Академии. В состав тома входят девять статей: 1) Наша светская и духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта–солиста; 2) Правда против хулы; 3) Памятная записка. Прежде смерти умерший иеромонах Валериан; 4) Апология. Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский; 5) Отрывок из автобиографии; 6) Переезд из Риги в Саратов; 7) Распространение идей неверия в России со времени Петра Великого; 8) Кончина Преосвященного Евфимия, Епископа Саратовского и Царицынского и 9) Об одежде и волосах, вообще о внешнем виде священников. Из этих девяти статей 1,2, 3, 6, 8 и 9 разновременно были напечатаны в духовных и светских журналах, указанных при каждой статье особым примечанием. Статьи 4, 5, и 7 печатаются в первый раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Часть первая. Разбор римского учения о видимом главенстве в церкви, сделанный на основании св. Писания. § 5. Задача этой части Римские богословы 15 утверждают, что немногие истины христианского вероучения имеют для себя столько самых ясных свидетельств в св. Писании, как учение о единоличном видимом главенстве в Церкви. Стараясь противопостановить произвольному одностороннему толкованию мест св. Писания, приводимых римскими богословами в доказательство видимого главенства, толкование, по возможности, точное и всестороннее, в этой части сочинения мы имеем в виду показать, что нет в св. Писании ни одного ясного свидетельства в пользу учения о единоличном видимом главенстве, что места Писания, произвольно объясняемым римскими богословами в смысле главенства Петрова и следовательно – папского, могут и должны быть объясняемы в смысле или апостольства, или первенства, но никак не главенства Петрова, что, наконец, есть в Писании места, которые невозможно согласить с учением о Петровом главенстве и., следовательно, – папском 16 . С этой целью здесь должно быть рассмотрено каждое в отдельности из доказательств римского учения, приводимых из св. Писания: т. е. 1) сначала каждое из них должно быть изложено, 2) потом опровергнуто, и 3) затем, должны быть противопоставлены ему свидетельства св. Писания в пользу учения православного. § 6. Разделение доказательств римского учения, приводимых из св. Писания Основание для своего учения о видимом главенстве западно-римские христиане находят в следующих двух классических местах: I) Mф. 16, 13–19; II ) Ин. 21, 15–18 , и III) во многих других. § 7. I) Разбор доказательства, заимствуемого западно-римскими христианами из слов св. евангелиста Матфея, 16, 13–19 1) Изложение этого доказательства. У св. евангелиста Матфея указанное место читается так: пришед Иисус во страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики своя, глаголя: кого мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго? Они же реша: ови убо Иоанна крестителя, инии же Илию, друзии же Иеремию или единаго от пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

А.П. Соловьев Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) и философская мысль в Казанской Духовной Академии последней четверти XIX – начала XX века Источник Содержание 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии 2. Начало формирования философской системы архиеп. Никанора в Казанской духовной академии 3. Идейное наследие архиеп. Никанора в Казанской духовной академии: П.А. Милославский, В.Н. Несмелов, А.А. Воронцов Источники и литература     Статья посвящена выявлению тех истоков философской системы архиеп. Никанора (Бровковича) (1826–1890), которые связаны с его деятельностью на должности ректора Казанской духовной академии (1868–1871). Дана общая характеристика его отношения к академии и проанализированы его философские труды и идеи, сформировавшиеся во время ректорства в КазДА. Определено его влияние на крупнейших представителей казанской духовно-академической философии конца XIX – начала XX века П.А. Милославского и В.И. Несмелова . Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно – исследовательского проекта РГНФ («Философия в Казанской духовной академии (1842–1921 гг.) в контексте истории русской мысли XIX – начала XX в.»), проект 16–03–50237а(ф). Артем Павлович Соловьев – кандидат философских наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления (г. Уфа) (artstudium@yandex.ru). 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии В самом начале XX века в Казанской духовной академии была учреждена стипендия имени высокопреосвященнейшего Никанора (Бровковича) , архиепископа Одесского и Херсонского. Стипендия исчислялась с процентов капитала, пожертвованного академии ее выпускником (1870 года) и почетным членом (с 1903 года) епископом Глазовским Варсонофием (Кургановым). Стипендию должен был получать «один из беднейших студентов духовного звания, отличающийся благонравием и успехами» 1 . Еп. Варсонофий оказался не единственным учеником и коллегой архиеп. Никанора, кто почтил его память пожертвованием. Ранее, а именно 3 февраля 1891 года, накануне сорокового дня после кончины архиеп. Никанора, в Казанской духовной семинарии прошел памятный вечер с панихидой по почившему архиерею. На этом вечере преподавателем казанской семинарии И.А. Невзоровым 2 была прочитана лекция «Взгляд Высокопреосвященного Никанора на современную культуру и русское общество» 3 . Весь сбор от чтения пошел на пополнение капитала, с которого выдавалась премия двум лучшим студентам Казанской семинарии 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Меня официально провозгласили неправославным " : архиепископ Никанор (Бровкович) 15.04.2008 1259 Время на чтение 40 минут Исследовательский этюд профессора Московской Духовной Академии Н.К. Гаврюшина посвящен жизни и научному наследию архиепископа Никанора (Бровковича), выдающегося архиерея и ученого-полемиста XIX в. Специально для " Богослов.Ru " . Публикуется впервые. ...Дело было весной 1852-го. Преосвященный Макарий, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, вызвал к себе молодого преподавателя иеромонаха Никанора для серьезного внушения. - Вы там, на лекциях, касаетесь щекотливых вопросов... Будьте осторожны, о. Никанор, будьте осторожны! Будущий архиепископ, в самом деле, позволял себе слишком многое. Тогда, согласно его воспоминаниям, " все было переполнено толками о Штраусе " - но о книге " Жизнь Иисуса Христа " в духовных школах упоминать считалось неудобным. Никанор же, " добыв книжонку какого-то немецкого богослова " с разбором Штрауса, приготовил по ней лекцию... Первым о неполезности такого опыта ему прямо сказал один из студентов... Но Никанор продолжал экспериментировать. На следующий, 1852/53 учебный год, он, читая основное богословие по руководству своего ректора, в котором " впереди всей системы стоят доказательства бытия Божия и бессмертия души " , решил воспользоваться кантовской критикой, с которой его в Академии знакомил А.А.Фишер, и дать более обстоятельную картину вопроса, побуждая студентов к самостоятельному мышлению... Ректору немедленно сообщили, что о. Никанор на лекциях занимается опровержением доказательств Бытия Божия. И в один из воскресных дней после обедни вольнодумец вновь был вызван на ковер. " Сказать, что он с грязью смешал меня, - вспоминает архиепископ Никанор, - это мало. Он не растер меня в порошок потому, что это сделать нельзя было " ... Вскоре после описанной сцены Макарий внезапно пожаловал к Никанору на лекцию по обличению раскола и в течение получаса при студентах устроил ему форменный экзамен по книжной справе XVII века, которой сам в эти дни занимался. Получилось нечто вроде публичной порки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

А.П.Соловьев Архиепископ Никанор (Бровкович) о святом равноапостольном князе Владимире Скачать epub pdf Имя архиепископа Никанора (Бровковича) и его идеи в последние годы постепенно становятся известны современным исследователям православного богословия и гомилетики XIX века. А надо сказать, что владыка Никанор был не только архиереем, известным проповедником и активным сподвижником К. П. Победоносцева , но и известным религиозным философом. Архиепископ Никанор семь лет – с 1876 по 1883 год – возглавлял Уфимскую епархию. До того мы знаем его труды на поприще преподавания, ректорства и ученой деятельности в Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1851 г.), Рижской (с 1856 г.) Саратовской (с 1858 г.), Витебской (с 1865 г.) Семинариях, в Казанской Духовной Академии (с 1868 г.). Ко времени приезда его в Уфу он уже – доктор богословия, автор философско-апологетичсекого трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». В Уфе он продолжает писать третий том этого сочинения. Скончался архиеп. Никанор будучи Одесским архипастырем в 1890 году. Известно множество трудов архиепископа Никанора. Общий объем его сочинений может потянуть на 15 больших томов собрания его сочинений. Среди основных его произведений можно выделить следующие: «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании Св. Писания и предания первых веков христианства до вселенского собора (включительно)», «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». «О перстосложении для крестного знамения и благословения», «Поучения, речи, беседы, воззвания. В 5 томах», «О том, есть ли что еретическое в латинской церкви», «Биографические матерьялы» и др. Надо отметить, что именно в Уфе владыка Никанор раскрывается как талантливый проповедник, чьи поучения и речи, произнесенные в уфимских храмах, становятся известны по всей России. Особенностью этих поучений было в том, что архипастырь обращался в них к насущным вопросам современности – к проблемам духовного и светского образования, христианского отношения к техническому прогрессу, к критическому анализу отдельных популярных общественно-политических воззрений (социализм, нигилизм, толстовство, славянофильство, западничество) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Скачать epub pdf От редакции Архиепископ Никанор (Бровкович) (1826–1890) – видный православный богослов, философ, академический деятель, проповедник. Литература о нем, особенно дореволюционная, достаточно обширна; мы можем отослать читателя, например, к «Русскому биографическому словарю», ограничившись здесь лишь самыми краткими сведениями. Происходил владыка из старинного священнического рода Могилевской губернии, рос в сельской местности. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1851), преподавал там. Ректор Рижской (1856–1858), Саратовской (1858–1864), Витебской (1865–1868) духовных семинарий, ректор и профессор Казанской духовной академии (1868–1871). Доктор бого­словия (1869). Хиротонисан во епископа с назначением викарием Донской епархии (1871). Епископ Уфимский и Мензелинский (1876). Епис­коп (с 1883), архиепископ (с 1886) Херсонский и Одесский. Автор многочисленных статей, книг, сборников поучений, посланий и бесед. Личностью он был во всех отношениях незаурядной. Как говорится в том же «Русском биографическом словаре», «наделенный богато от природы разнообразными талантами, развитыми путем многостороннего образования, человек живой, экспансивный и необычайно трудолюбивый, преосвященный Никанор оставил по себе память на всех поприщах своей деятельности». Содержание публикуемой ниже (в сокращении) беседы «О значении семинарского образования» далеко не исчерпывается заявленной в названии темой. Владыка полемизирует здесь с газетой «Гражданин» по весьма широкому кругу вопросов. Для нас в этой полемике важно то, что она возрождает и вновь делает доступными ныне во многом утраченные исторические контексты, вне которых нельзя адекватно представить общественную и духовную ситуацию в России XIX века. В последнее время раздался резкий отзыв стародавнего предубеждения против нашего духовного образования, носящего кличку у известной клики нашей интеллигенции непочетную, чуть не бранчливую, кличку вообще семинарского. Некоторые убеждены – да многие ли из светских и не убеждены? – и кричат, что оно чуть ли не более вредно для общества, чем полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Артем Павлович Соловьев Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта «Философия архиепископа Никанора (Бровковича) в контексте истории русской мысли XIX-XX веков», проект 12–03–00033а. Автор выражает благодарность А. И. Резниченко за ценные советы и замечания. Статья представляет собой предисловие к публикации поучения архиепископа Никанора (Бровковича) при освящении зданий железнодорожного вокзала в Одессе (1884). В статье выявляется, что как представитель духовно-академической философии архиеп. Никанор пытался решить вопрос о смысле и негативных аспектах общественного и технического прогресса с позиций своей гносеологической концепции, основой которой является различение разума и рассудка, идеи и понятия. Делается вывод о том, что, согласно архиеп. Никанору, именно рассудочные концепции обосновывают необходимость «утилитарного» прогресса. Также определяется идейный контекст критики прогресса, железных дорог архиеп. Никанором и личные мотивы его неприятия быстрых способов передвижения. Имя архиепископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) известно в истории русской философской мысли благодаря статье К. Н. Леонтьева «Епископ Никанор о вреде железных дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения жизни» (1885). В этой статье приводится обширный отрывок из поучения архиеп. Никанора, сказанного при освящении железнодорожного вокзала в Одессе. Комментируя позицию архипастыря, К. Н. Леонтьев характеризовал его поучение следующим образом: «Это луч божественного света в сатанинском хаосе индустриального космополитизма и современного вавилонского все-смешения» 1 . Антилиберальные позиции, несомненно, сближали воззрения архиеп. Никанора и Леонтьева. Известна история знакомства Леонтьева с поучением архиеп. Никанора о железных дорогах. Ее приводит Григорий Иванович Замараев – один из членов юношеского кружка, собиравшегося у Леонтьева. Комментируя обособление от кружка одного из знакомых, Леонтьев в запальчивой мечтательности сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Отрывок из автобиографии Я должен начать от Адама, чтобы дать понять себя, – начать именно с того, что я не желал быть ректором Казанской духовной Академии и дважды официально отказывался от этой чести. Потому–то я и должен начать от Адама, чтобы дать понять мотивы подобных моих склонностей и дальнейшей деятельности. Я воспитался в духе самого строгого православия. В несомненности нашего богословия был убежден твердо. Еще в С–Петербургской семинарии и дальше в С–Петербургской Академии студентом мечтал со временем написать Свод религиозно–философских идей, думая согласить философию с православной религией. Но не так живи, как хочется, а как Бог велит. Мне пришлось работать в жизни не по личному моему усмотрению, а по воле обстоятельств. Преосвященный ректор Академии, епископ Макарий предполагал совершенно устранить себя от профессорской кафедры и велел мне, еще студенту, иеродиакону Никанору, приготовить пробную лекцию по догматике. Я выбрал тему – о воскресении мертвых и сказал лекцию наизусть, блистательно. Преосвященный Макарий был более, чем удовлетворен. Товарищи студенты меня поздравляли, несмотря на студенческое соперничество. Еще студента, преосвященный Макарий отрекомендовал меня с отличной стороны посетившему Академию графу Протасову. По странной случайности, когда ректор превозносил меня, увы! меня не оказалось в классе, хотя я и крайне мало манкировал. Был класс какого–то языка, чуть–ли не греческого. Это произвело неблагоприятное впечатление. Дело было летом, перед самым окончанием нами академического курса, в 1851 году. Кажется, и митрополит Никанор не согласился, чтобы преосвященный Макарий совсем отказался от кафедры. По окончании курса, меня посадили на кафедру не догматики, как предполагалось, а обличительного богословия. Чтобы я готовился, мне объявлено об этом предположении еще в начале летней вакации. За вакацию я успел многое пересмотреть. Надо заметить, что по обличительному богословию в русской литературе тогда не было ровно ничего. Мой предместник и наставник, священник Евграф Афанасьевич Бенескриптов читал с кафедры студенческие сочинения, да свое печатное рассуждение «О предании».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В ночь на 2 ноября, после продолжительной и тяжелой болезни, скончался в 66 году своей жизни Петербургски митрополит Антоний (в мире А. В. Вадковский), почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Сын бедной многочисленной, но благочестивой семьи священника села Ширингуши, Спасскаго уезда, Тамбовской губернии, почивший митрополит, после окончания образования в местных духовно-учебных заведениях, 20-летним юношей, поступил для завершения богословского образования в Казанскую духовную Академию в состав XIII курса. Весьма привлекательною наружностью, симпатичным скромным характером, в высшей степени деликатным отношением к товарищам, своею высокою религизною настроенностью и благовоспитанностью он успел быстро завоевать себя любовь и благосклонность не только у своих товарищей по курсу, давшему нескольких весьма замечательных профессоров и ученых, но и у своего академического начальства, во главе коего в ту пору стояли приснопамятный ректор Академии архимандрит Никанор (Бровкович) , скончавшийся в сане херсонского архиепископа. По окончании академии в 1870 году со степенью магистра, будущий Петербургский митрополит был оставлен доцентом Академии, и ему поручено было преподавание гомилетики и пастырского богословия. Талантливый молодой профессор, облюбовавший себя историею русского проповедничества допетровского времени и начавший ея самостоятельное изучение по рукописным источникам богатой Соловецкой библютеки, которая находится ныне в Казанской духовной Академии, не только пользовался успехом за свои прекрасные по изложению лекции у студентов Академии, но скоро же занял видное место и среди русских ученых специалистов по истории древнерусской письменности. Его самостоятельно обработанные очерки по истори христианской проповеди , и главным образом по истории проповедничества у южных славян начали тотчас же появляться на страницах духовных журналов того времени: в Православном Собеседнике, в Православном Обозрении и в Страннике. Собранные в одно целое и изданные потом дважды (в 1892 г. и 1895 г.г.) особою книгою под заглавием: «Из истории христианской проповеди», эти очерки приобрели их автору honoris causa ученую богословскую степень «доктора церковной истории», присужденной ему советом Казанской духовной Академии в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Кончина его была истинно–замечательная. Тяжко разболелся он во время последней поездки своей по епархии. Поездка эта продолжалась от 31 августа по 9 сентября. С ранних лет молодости, именно с последних годов воспитания в Курской семинарии, покойный Архипастырь нажил себе недуг, который сопутствует в жизни почти всем людям, прокладывающим себе жизненную дорогу работою головы, обыкновенно сопровождаемою сидячим образом жизни, который сопутствует особенно монахам, обреченным на жизнь келейную, вполне уединенную, чуждую всяких, даже безразличных в нравственном смысле, общечеловеческих развлечений. Недуг этот с особенною силою раскрылся у покойного Архипастыря в последней его поездке по епархии, в городе Сердобске, 4–го сентября. Причиною раскрытия недуга были изнурение от дороги, нужда отступить почти от всех установившихся привычек в образе жизни, особенно напряженные труды и неизбежные огорчения при непосредственной встрече с таким количеством подведомых людей и их недостатков, какое неизбежно встречает Архипастырь в короткий промежуток объезда своей епархии. Сопровождавшему нашего Архипастыря в его поездке члену Консистории, ключарю священнику В. А. Феофарову, почувствовав припадок недуга, Владыка сказал: «вот вместо того, чтобы ехать далее, мы должны лечиться», и приглашать к себе врача. Употреблены были какие–то энергические средства, чтоб хотя на время остановить крайнее обнаружение болезни. Изменить хоть и по нужде своему долгу, отступить от маршрута, когда приезда Владыки в назначенные часы в назначенных местах, конечно, ждали многие, покойному Архипастырю пока и на мысль не приходило. Немощный отправился он в дальнейший путь, отняв для себя – для своей болезни у назначенного по маршруту времени только два часа, выехав далее вместо назначенных 7–ми в 9 часов утра. В большом селении Бекове 5–го сентября болезнь усилилась, А предположенный путь был только в половине. Всегда и во всем верный себе, раз заданному намерению, Владыка, не смотря на крайнее изнурение, выдержал предположенный путь до конца. Как было предположено, к 9–му числу сентября Владыка поспешил в Саратов, и поспешал тем более, что нужно было принимать в Саратове господина Синодального Обер–Прокурора, который к 9–му же числу сентября обещал быть в Саратове из Астрахани. Но тут на пути встретила нашего Архипастыря одна из дорожных неприятностей, которые иногда имеют даже для жизни людей роковое значение, – сломалось колесо у экипажа: эта неприятность и физически потрясла и нравственно огорчила физически немощного путника. Он должен был ехать далее в чужом, неприспособленном к его недугу экипаже, и разбитый, изнеможенный к ночи 9–го сентября прибыл в Саратов. Неизбежным делом тут было прежде всего посоветоваться с врачом; домашним врачом покойного Владыки был Ив. В. Ельчинский. Увидев его после дороги, доктор не мог не воскликнуть: «ах, Боже мой!.. Ваше Преосвященство»!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010