Благодарен всем, кто отозвался. Мы очень быстро устроили работу канцелярии, наладили документооборот, создали все необходимые структуры. Приоритетом стали социальное служение и работа с молодежью. Православный христианин должен наполнять мир явленной в делах любовью, поэтому первоочередно мы создали центр «Жизнь» в защиту нерожденных детей, кризисный центр для мам, а также организовали консультации для решившихся на аборт женщин. За десять лет нам удалось сохранить жизнь примерно тысяче младенцев. Открыли гуманитарный склад, где малоимущие семьи, одинокие мамы и другие нуждающиеся могут получить вещи и продукты (такие склады сейчас есть во всех районных центрах). За эти годы удалось создать три молодежных организации, в основу которых положено православно-патриотическое воспитание. У каждой из них своя специфика. Например, «Православные витязи» — мальчишки — ездят на военные сборы, осваивают армейский рукопашный бой, готовятся к армии. У «Клеоники» спортивный уклон. А в «Национальной организации витязей» (НОВ) молодежь участвует в волонтерских проектах, занимается туризмом. На мой взгляд, НОВ — лучшая форма воцерковления и развития детей, приобщения их к Церкви, воспитания патриотизма. Это организация с давними корнями, своими традициями, собственными символикой и геральдикой. Их отряды уже появились в Павлово, Вознесенском, Кулебаках, Выксе, Ардатове. По просьбе ребят я стал духовником «Православных витязей» и НОВ. Есть и направления, которые надо подтянуть, в частности образование и катехизация. Спросим себя честно: многие ли православные христиане из числа посещающих богослужения читают ежедневно Евангелие? По моим данным, примерно половина. В епархии у нас действует учрежденный Нижегородской мит­рополией образовательный центр «Покров», где миряне становятся дипломированными ­специалистами-катехизаторами, помощниками настоятелей. Давно существуют курсы катехизаторов в Павлове. Во многих храмах (правда, не во всех) есть воскресные школы для взрослых. Одну из них я веду сам. Уже год в епархии совершаются миссионерские Литургии. Мы приглашаем в ближайшие храмы студентов Металлургического колледжа, медиков Выксунской районной больницы, военнослужащих. И во время Литургии им объясняют все значимые места богослужения. Хотя первоначально замысел касался невоцерковленных людей, теперь заявки на миссионерские Литургии поступают и от паствы конкретных храмов разных благочиний.

http://patriarchia.ru/db/text/5907684.ht...

Марина Подгородниченко, помощник благочинного Юго-Западного округа г. Ростова-на-Дону по религиозному образованию и катехизации, представила видеопрезентацию проекта «К духовным истокам», в рамках которого создана среда для общения и обмена опытом родителей, педагогов, учащихся муниципальных общеобразовательных организаций и воскресных школ. В реализации проекта приняли активное участие органы государственной власти, педагоги-волонтеры, представители общественных организаций города и области. Подписан совместный план мероприятий на 2019 год по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся образовательных учреждений. Ирина Чижова, педагог-психолог МОУ «Лицей 11» г. Волгограда, рассказала о проекте «Ресурсно-методический центр " Семья и школа " », направленном на ресурсное сопровождение образовательных учреждений по теме «Традиционные православные семейные ценности». В рамках проекта проведена работа педагогической лаборатории, мобильной консультационно-методической службы, привлечены педагоги-волонтеры, создана база организаций, работающих с семьями школьников, выпущены методические сборники и социальные видеоролики. Проект вошел в Топ-100 лучших проектов инициативы уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой «Вектор " Детство 2018 " ». Алла Ларина, руководитель АНО «Мегапроект» (г. Москва), рассказала о проекте «Информационно-культурный обмен идеями и проектами для установления устойчивых международных партнерств», направленном на разработку механизма по выявлению активных граждан на территории РФ и в странах Восточной и Центральной Европы, анализу и описанию мотиваций, идей и проектных инициатив. Одним из способов поиска созидателей стал фестиваль-конкурс студенческих эссе «Слово о деле», который проведен для студентов из Нижегородской, Ульяновской, Кировской областей, а также из Болгарии, Сербии, Германии. В презентации проекта приняли участие победители конкурса София Виноградова, студентка Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, и Татьяна Будилова, студентка Вятского государственного университета.

http://pravoslavie.ru/119146.html

При этом есть положительные примеры, когда труды епархиального отдела образования, семинарии, если она имеется, государственного органа управления образованием, а также самих педагогов устремлены к одной цели — профессионально и методически грамотно обеспечить обучение и воспитание ребенка. Такой опыт есть в Тамбовской , Нижегородской , Екатеринбургской , Донской , Тверской , Белгородской и Курской митрополиях, Смоленской , Московской областной, Элистинской , Нарвской и других епархиях, некоторых благочиниях Московской городской епархии. Можно рекомендовать учителям материал, который есть в учебных пособиях, имеющих гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Список этих пособий размещен на портале Отдела. Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», все учебники по православной культуре, предназначенные для государственных школ, должны будут проходить экспертизу Отдела. Поэтому есть надежда, что учебные пособия будут корректно излагать знания о Боге. — А как говорить с детьми о Боге в православной образовательно-воспитательной среде, ведь дети, наверное, многое знают от родителей и своих духовников? — Конечно, воспитание благочестия начинается с семьи: это и совместная домашняя молитва, посещение храма, участие в Таинствах Церкви, духовные беседы, семейное чтение духовной литературы, паломничество, просто выезд на природу, посещение и забота о пожилых или больных. Однако я убежден, что системное православное образование дети могут получить только в школе. За последние 20 лет был накоплен опыт преподавания вероучительных предметов в православных общеобразовательных учреждениях, воскресных школах, православных детских садах и др. Весь он был обобщен и нашел свое отражение в документах, разработанных Отделом за последние три года и утвержденных Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а также Высшим Церковным Советом : В этих документах учтены возрастные психолого-педагогические особенности детей, современная социокультурная ситуация, Федеральные государственные образовательные стандарты, личность самого педагога, условия создания образовательно-воспитательной среды для формирования личности ребенка на православной мировоззренческой основе, духовная безопасность обучающихся. В примерных программах к Стандарту православного компонента общего образования по Основам православной веры распределены темы по ступеням обучения: что, как и в каком возрасте надо говорить о Боге. Программы построены по концентрическому типу: на каждой ступени обучения есть сквозные темы, объяснение которых постепенно усложняется вместе с взрослением и накоплением духовного опыта обучающихся. Так, например, свойства Божии имеют простое объяснение в начальной школе и более сложное, догматическое — в старшей школе.

http://patriarchia.ru/db/text/2913594.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Оттого за ними трудно, почти совсем невозможно уследить. В 1842 году в Нижегородской губернии была открыта хлыстовская ересь. Начальницею её была мордовка Ирина Лазаревна, а последователями оказались жительницы Зеленогорской женской общины, благочинный села Ревезени, архиерейский духовник, советник губернского правления, помощник управляющего удельною конторою и другие. В Ягодинской общине (Княгининского уезда) также замечались хлыстовки, а в 1862 г. явились даже самозванки, две великие княгини, – Мария Николаевна и Ольга Николаевна, волновавшие временно-обязанных крестьян 24 . В хлыстовки поступают и вдовы, даже замужние женщины, разрывая, разумеется, брак. Около 1860 года, в Горбатовском уезде, производилось дело о том, как хлыстовки давали крестьянам раствор мышьяка для отравления мужей с целию поступить потом «в хлыстовский корабль». После такой рельефной фактической иллюстрации хлыстовщины и её опасной пропаганды г. Мельников заключает: «хлыстовская секта, довольно многочисленная, хотя совсем почти неуловимая, непременно должна быть признана вредною, стеснена в отправлении своих радений и преследуема за распространение безбрачия. Строжайшим образом должно воспрещать им обучение детей, как бы ни ходатайствовало за них духовенство, даже самое высшее. Хлыстовщина – страшная язва России, скрывающаяся под личиною лицемерия и ханжества; эта язва по временам проникает и в высшие слои общества; в Михайловском замке (Инженерный – в Петербурге) был хлыстовский корабль Татариновой, в котором участвовали даже министры, директора департаментов, вместе с солдатами-музыкантами и в то же время пророками (Никита Фёдоров). И теперь, как слышно, водятся хлысты кое-где в высших классах общества 25 . Скопцы произошли от хлыстов, и доселе хлысты составляют контингент скопчества. Сверх уродования человеческого тела, по сильной пропаганде безбрачия, подкрепляемой деньгами, скопцы также должны быть признаны вредными, как и хлысты. В общем выводе всех своих соображений и фактических доказательств П.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

О времени пищи О времени же воздержания от пищи, говорят Отцы, до девятого часа поститься. Если же кто хочет больше воздержаться – на его усмотрение. Вообще же положили, на склоне дня, и в два часа пополудни. Весной-осенью, во время равноденствия – в начале девятого часа. Летом же и зимой в Северных странах день и ночь разнятся на много часов, не как в средиземье 77  – в Палестине или в Константинополе. И потому пищу принимать подобает нам по времени, как удобно. В день же непостный подобает пищу принимать пораньше, и, по необходимости, перекусить во время ужина. О различии пищи О различии же пищи, от всех имеющихся сладких яств принимать понемногу; таково рассуждение умных, говорит Григорий Синаит; а не одно брать, другое отлагать, да и Бог благодарится, и смирение души исправится. Ибо так и превозношения избегнем, и доброго сотворения Божьего не возгнушаемся. Немощным же по вере или по душе полезно без снеди быть, ибо не веруют они, говорит, что Бог сохранит их; таким Апостол повелел есть овощи 78 . Если же кто повреждается от какой-либо снеди или немощи коей ради, или и от естества, да не понуждает себя на приём того, но приемлет полезное. Ибо говорит Василий Великий, что не подобает снеди, тело поддерживающей, воевать против него. О различении же телес: если кто имеет здоровое и крепкое тело, утомлять его по возможному, да от страстей избавляется и душе порабощается благодатью Христовой. Если же немощно и недужно, дать ему немного покоя, да не до конца бедствует. Подобает же подвизающемуся в скудости, не насыщаясь, давать потребное телу в достатке, как в еде, так и в питье. Во время же вражьей брани телесной подобает воздержаться сколь можно. Поскольку многие, не удержав чрева, впали в несказанную пропасть страсти бесчестия и скверны. В благочинии же воздержания чрева – всем добродетелям вместе вход бывает. Ибо если удержишь чрево – войдёшь в рай, говорит Василий Великий; не удержишь – будешь добычей смерти. Когда же кто труда ради путного, или ради коего тяжёлого дела – немного попустит телу и немного добавит к обычной норме. Это не зазорно ни в еде, ни в питье, ни во всяком отдохновении, поскольку с рассуждением по силе своей сотворил.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

При переименовании Тиунской конторы в избу, для письма в оной при архимандрите Сергии указано быть двум подьячим до указу, а прочих приказных отослать в Герольдмейстерскую контору, секретаря от дел отрешить. 145 При упразднении 15 декабря 1727 г. Тиунской избы, служившими в ней „подьячими“ поименовано шесть человек, в том числе один канцелярист, один подканцелярист и четыре копииста. При закрытии избы все они вместе с сторожами были отрешены от должности и оставлены без жалованья. 146 Для большего уяснения положения Тиунской избы, во время Верховного Тайного Совета при Петре II, полезно отметить, что в то время сознавалась правительством мысль о назначении для С.-Петербурга и прилегающих к нему уездов новозавоеванных городов особого епископа. Тогдашний синодальный обер-прокурор Баскаков докладывал Святейшему Синоду, что в бытность его в Верховном Тайном Совете обер-секретарь последнего объявил ему „дабы в С.-Петербурге и в прочих завоеванных городах и уездах, к С.-Петербургу присутствующих, под ведомством синодским обретающимся, священников с причетниками ведать и всякое над ними благочиние наблюдать собственно преосвященному Игнатию митрополиту Коломенскому и Каширскому“. По поводу этого предложения Святейший Синод, довольно рассуждая, постановил: „требовать о том письменного в Св. Синод указа, с таким повелением, чтобы оных священнослужителей ведать ему, преосвященному Игнатию, митрополиту, не токмо надзиранием во благочинии, но и всяким правлением оные к С.-Петербургу прилежащие города и уезды содержать так, как и прочие архиереи епархии свои ведают“. 147 Есть данные, удостоверяющие, что митрополит Игнатий действительно некоторое время пользовался положением епископа в С.-Петербурге, распоряжался церковными делами, и подпись его имеется под бумагами Тиунской избы. 148 3. Санкт-Петербургское духовное правление По закрытии в конце 1727 г. Тиунской избы, в виду предстоящего в начале – „по первому зимнему пути“ – будущего 1728 г. отъезда Св. Синода в Москву на коронацию императора Петра II, согласно рассуждению Верховного Тайного Совета, предположено Синодом вместе с оставляемой частью канцелярии синодальной оставить в С.-Петербурге „для управления дел“ Игнатия митрополита Коломенского, до прибытия в годовую священнослужения череду Питирима архиепископа Нижегородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Передаю Вам, мамочка, одеяла, масло, конфеты, кусочек материала (лен), немного фруктов. Да еще шоколадок и, если получится, рыбы. Просьба к Вам: ничего не передавайте назад, у меня всего много, ешьте сами и поминайте нас. Тонкие одеяла, мама, оставьте себе. Это Вам жертва на скит... Мамо, как там сеновал, стоит!!!??? С большим удовольствием вспоминаю, как я гостил у Вас... Я также пою и руковожу хором, также пока «помощник благочинного»... Низко кланяюсь Вам, мамочка, и прошу простить меня – недостойное Ваше чадо, и помолиться. Да удостоит нас Господь, по Вашим молитвам, Своей милости. Батюшке Преподобному поклонитесь. Жаль, что ничего ему не передаю. Посылаю деньги, поставьте свечу у раки...       м. Алексий. ТСА, 1997.07.30, 11 00 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив...» ( Пс. 102, 8 ) Дорогая мамочка, благословите! Прошло немало времени, как мы с Володей побывали у Вас. Однако наша мамочка, невзирая на наше молчание, не перестает изливать на нас свою любовь и милость, постоянные посылочки, передачки и письма. Это есть свидетельство, что Ваше многострадальное сердечко все так же горит огнем любви к нам, грешным и неблагодарным. Мамочка, простите за все меня, простите... Меня переселили в новую келию в том же корпусе, где я жил и раньше, только на 3-м этаже. На втором – живет сам Батюшка. Живу я с отцом П. Он иеродиакон, уже в годах. Сам из многодетной семьи села Нижегородской губернии. Он у нас в Лавре самый большой работяга. По натуре прост, как ребенок. Вначале я переживал, а потом понял, какая милость Божия ко мне, что я живу с ним вместе. В келии у нас есть местный телефон, 3–82, можно с вахты позвонить... С Батюшкой, мамочка, все слава Богу. Так получилось, что я его первый встретил, когда он приехал из отпуска в Лавру. Все были на всенощной, а я знал, что он приезжает. Меня вынесло со службы, и вот вижу – знакомая машина, я туда... Помог перенести вещи и получил подарки. Батюшка всегда из отпуска везет около десяти ящиков подарков – виноград, груши, яблоки и лук – и всю братию угощает. Мама, как я заметил, Батюшка очень большое внимание уделяет «гостинцам». Мне кажется, раз мы его чада, то должны это взять на вооружение (говорю про себя, ибо Ваше гостеприимство, мама, известно). Передаю фрукты из его подарков, пожалуйста, скушайте все сами...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010