5]. «Если внутри этой общественной единицы искажены основные начала жизни, если испорчено это зерно общественного развития и порядка, то сколько бы ни творили мы искусственных форм, они не приведут с собой здоровой жизни для общества» с. 5]. Как «неустройство семьи расстраивает всю вселенную», так и, наоборот, «если супружеские отношения в порядке, то и дети воспитываются хорошо, и слуги благочинны, и соседи, и друзья, и родственники радуются, и всем приятно согласие супругов» с. 5]. Основная мысль М.С. Григоревского состоит в том, что «главной целью христианского брака является не рождение детей, как во внехристианском браке, но внутреннее духовное восполнение одной личности другою, взаимное содействие в целях гармонического течения земной жизни и нравственного совершенствования. Чадорождение – второстепенная цель брачного союза» с. 80]. За эту работу по указу Святейшего Синода 21 марта 1903 г. Митрофану Семёновичу была присвоена степень магистра богословия. С 1905 по 1907 гг. Григоревский был инспектором Киевской духовной семинарии, а с 1906 г. исполнял обязанности ректора. Затем был назначен директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н.В. Гоголя (1907–1909), Глуховского учительского института (1909–1913), где с 1 октября 1909 г. занимал должность председателя педагогического совета Глуховской женской гимназии. В 1913 г. он переезжает в Нижний Новгород, где его ждёт должность инспектора народных училищ, и недолгое время (1–20 июля 1917 г.) он исполнял обязанности директора Нижегородского Владимирского реального училища со средним механико-техническим училищем. Здесь М.С. Григоревский особенно углубился в изучение психологии обучения, школоведения, постоянно выступая сторонником религиозного воспитания детей. Последний вопрос – религиозное воспитание – остро стоял в России в начале ХХ в. Следует вспомнить, что религиозное воспитание в дореволюционной России велось по двум основным направлениям: в учебных заведениях через учебную дисциплину Закон Божий, и через семейное воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

А вот в том, что осужденные работают по 16 часов, сомневаюсь. Нужно поспрашивать. Я более 5 лет посещаю ИК-14 в Мордовии, но никогда конкретно не расспрашивал о режиме, питании, бытовых условиях, об отношениях с начальством. Опять же потому, что это не функция священника. Чем ревностней относится священник к своему служению, тем выше его авторитет в учреждении, и благодаря этому авторитету он может способствовать оздоровлению обстановки. А публично говорить о тех или иных недостатках, с которыми он сталкивается, приходя в эти учреждения, священник, на мой взгляд, не должен — ведь это может поставить под угрозу его главное служение. Не навредить Протоиерей Михаил Резин, клирик Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области, помощник благочинного Ардатовского округа Выксунско-Павловской епархии, руководитель сектора по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями Выксунско-Павловской епархии, духовный руководитель Центра реабилитации «Вера. Надежда. Любовь», руководитель организации «Витязи»: — Священники, окормляющие пенитенциарные учреждения, могут помочь конкретным лицам, которые отбывают там наказание, походатайствовать за них. Но изменить систему мы не можем. Руководство колоний и тюрем воспринимает священника как гостя, которому позволено туда приходить, но не более того. Соблюдаются ли права заключенных, во многом зависит от конкретных личностей на местах, потому что система закрытая, и отследить, что там происходит, очень сложно. Правда, постоянно бывают прокурорские проверки, и мне непонятно, почему, если в Мордовской колонии есть нарушения, об этом не было сказано прокурору, а заявлено только сейчас. То, что нарушения есть, я вполне допускаю. Но рассказ про 16-часовой рабочий день мне кажется фантастическим. Ни разу не слышал я о таком. Закрывать глаза на нарушения, если о них точно известно, нельзя. Но надо понимать, что если говорить об этом напрямую, называть конкретные имена, мы рискуем навредить и тем, кто там сидит, и тем, кто туда приходит. Человеку не из системы очень легко закрыть доступ в эти учреждения. При желании для этого найдется тысяча способов, в том числе и для того, чтобы священник не мог приходить к осужденным. Поэтому надо действовать осторожно, чтобы никому не навредить. Священники не могут ничего изменить в пенитенциарной системе

http://pravmir.ru/tyuremnyj-svyashhennik...

Помощник благочинного Юго-Западного округа г. Ростова-на-Дону по религиозному образованию и катехизации Марина Подгородниченко представила видеопрезентацию проекта «К духовным истокам», в рамках которого создана среда для общения и обмена опытом родителей, педагогов, учащихся муниципальных общеобразовательных организаций и воскресных школ. В реализации проекта приняли активное участие органы государственной власти, педагоги-волонтеры, представители общественных организаций города и области. Подписан совместный план мероприятий на 2019 год по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся образовательных учреждений. Педагог-психолог МОУ «Лицей 11» г. Волгограда Ирина Чижова рассказала о проекте «Ресурсно-методический центр " Семья и школа " », направленном на ресурсное сопровождение образовательных учреждений по теме «Традиционные православные семейные ценности». В рамках проекта проведена работа педагогической лаборатории, мобильной консультационно-методической службы, привлечены педагоги-волонтеры, создана база организаций, работающих с семьями школьников, выпущены методические сборники и социальные видеоролики. Проект вошел в Топ-100 лучших проектов инициативы уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой «Вектор " Детство 2018 " ». Руководитель АНО «Мегапроект» (г. Москва) Алла Ларина рассказала о проекте «Информационно-культурный обмен идеями и проектами для установления устойчивых международных партнерств», направленном на разработку механизма по выявлению активных граждан на территории РФ и в странах Восточной и Центральной Европы, анализу и описанию мотиваций, идей и проектных инициатив. Одним из способов поиска созидателей стал фестиваль-конкурс студенческих эссе «Слово о деле», который проведен для студентов из Нижегородской, Ульяновской, Кировской областей, а также из Болгарии, Сербии, Германии. В презентации проекта приняли участие победители конкурса София Виноградова, студентка Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, и Татьяна Будилова, студентка Вятского государственного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/5368660.ht...

Пока моя бумага обходила архиереев, получена была Ваша телеграмма об отказе от притязаний на местоблюстительство. Вопрос принимал исключительно теоретический интерес, и ускорять его разрешение практической нужды уже не было. Дело остановилось. Но постановление о предании Вас суду до сих пор не отменено, а потому вручать верховные полномочия в Церкви лицу, находящемуся под церковным судом, невозможно. Ввиду всего вышеизложенного я не могу признать Ваших прав на местоблюстительство, ни передать Вам управление Русской Церковью. Оставляя за собою управление, а вместе с ним и ответственность за церковное благочиние, я нахожу себя вынужденным снова просить Ваше Высокопреосвященство отказаться от притязаний на местоблюстительство и вообще на управление Церковью, и принятую Вами 19 мая 1 (июня) Канцелярию Местоблюстителя направить мне по принадлежности. От характера ответа Вашего будет зависеть или ликвидация этого дела, или дальнейшее его движение. В виде показания того, какой взгляд на Ваше начинание имеет наша иерархия, при сем прилагаю копию письма на моё имя Архипастырей Украины и других, к ним присоединившихся. В надежде на скорый и утешительный Ваш ответ, остаюсь с братскою о Христе любовью и совершенным почтением Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою и богомольцем. За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. 31 мая (13 июня) 1926 г. Архив составителя Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] 171 Я, по крайне расстроенному здоровью, уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстителя, о чем и доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру Крутицкому письмом от 30 мая (12 июня) и доведено до сведения советской власти [Вариант:] Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. В ответ на Ваше письмо от 13 июня [н. ст.] с. г. , полученное мною 17 июня [н. ст.], сообщаю Вашему Высокопреосвященству, что я, по преклонности лет и расстроенному здоровью, уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстительства, о чем и доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола Петру, митрополиту Крутицкому письмом от 12 сего июня [н.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

К 1 января 1898 г. было открыто 225 второклассных школ во всех епархиях, за исключением Астраханской, Екатеринбургской, Минской и Туркестанской. Наибольшее количество второклассных школ устроено в епархиях Вятской, Новгородской и Пензенской (по 10), Подольской (9), Самарской, Рязанской, Симбирской, Тульской, Казанской, Нижегородской и Киевской (по 7). Педагогические курсы в 1896 г. были устроены в епархиях Калужской, Киевской, Новгородской, Пермской, Подольской, Херсонской и некоторых других. Особенного внимания заслуживают педагогические курсы, устраивавшиеся под руководством наблюдателя церковных школ во время Всероссийской выставки в Нижнем-Новгороде, куда прибыли на средства Училищного Совета, или же на свой счет, учителя из всех епархий России. На курсах были преподаны: церковное пение, ариметика и русский язык, и кроме того предложено было несколько чтений по Закону Божию, по учению о расколе, по географии, по физике, по школьной гигиене и по сельскому хозяйству. До 1897 г. устройство педагогических курсов для учащих в церковных школах отдельных епархий имело случайный характер: причиной тому был недостаток необходимых денежных средств. Лишь со времени ассигнования особых сумм из Государственного Казначейства явилась возможность сделать курсы постоянным образовательным учреждением. Летом 1897 г. педагогические курсы были устроены на средства Училищного Совета в епархиях. Местом курсов служили большею частью губернские города, куда и вызывались учителя из всех уездов. В некоторых епархиях курсы устраивались в нескольких пунктах (в Подольской – в 5, Воронежской – в 3, Самарской и Туркестанской – в 2). Кроме сих курсов некоторыми епархиальными Училищными Советами в 1897 г. устраивались еще на местные средства курсы для учителей только одной какой-либо части епархии, – таковы, напр., курсы при Яновичской второклассной школе (Полоцкой епархии) для учителей школ грамоты Яновичского прихода, в ст. Рассыпной (Оренбургской епархии) – для учителей школ грамоты XXVIII благочиннического округа Уральской области, при Заболотской второклассной школе (Киевской епархии) – для учителей школ церковно-приходских и грамоты Радомысльского уезда, в с. Сокуре (Саратовской епархии) – для учителей школ грамоты Саратовского уезда, в г. Баку – для учителей церковно-приходских школ Бакинского округа, наконец в г. Цивильске, Казанской епархии, и в с Юсьве, Пермской епархии, для учителей инородческих школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Распоряжение Консистории сделанное согласно, предложению Преосвященного гласит так: „В видах, распространения и упрочения церковноприходских школ в Нижегородской епархии, причты и церковные старосты оной обязываются: 1) при построении новой церкви, при пристройках к существующим церквам, равно как и при значительных ремонтных переделках в имеющихся храмах, одновременно с производством этих работ устроять при тех же храмах, или отдельно от них приличное помещение для церковноприходской школы. 2) Епархиальному архитектору вменяется в обязанность при составлении каждого проекта на построение новой, на расширение, или переделку уже существующей церкви иметь в виду нужды церковноприходской школы и предначертывать для помещения известное место под самым храмом, или при церковной сторожке, или же в отдельном здании. 3) по выданным сборным книгам на устроение или обновление той или другой церкви, причты с церковными старостами обязываются 10% всего сбора и во всяком случае не менее 15 р. отделять на устройство помещений для церковноприходских школ и представлять эти деньги благочинному для пересылки в Епархиальный Училищный Совет“ 755 . Этим постановлением церковное училище уже прямо рассматривается как часть церкви, как её неотделимая принадлежность и спутница. Пред нами как бы возникает тип древне церковных „огласительных училищ“ и православный храм снова приобретает свою древнюю красоту, несравненно превосходящую красоту золочёных —171— кровлей и глав. Остаётся пожелать, чтобы в соответствие сему и преподавание в церковных школах, – этих новых огласительных училищах – проникалось наиболее всего теплотой христианского чувства и одушевления, а не ограничивалось только стремлением к внешне-формальной безукоризненности и техническому совершенству новейшей схоластики. Н. 3аозерский Сахаров Н. В. Рассказ нововера: Из материалов о пашковцах//Богословский вестник 1893. Т. 2. 4. С. 172–191 (2-я пагин.). (Окончание.) – „Утренние“ собрание бывают обязательно только в воскресные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На презентации надо обязательно сказать о помощи, которую епархия будет оказывать создающемуся добровольческому объединению – в организации, управлении, снабжении методическими или информационными ресурсами и т. д. Отметьте, что от имени координационного центра вы будете писать письма в местную администрацию, потенциальным партнерам, благотворителям и т. д., – для того, чтобы оказывать содействие добровольческим начинаниям. В конце встречи важно дать задание участникам создающегося центра: найти информацию по своим регионам/благочиниям, касающуюся социальных проблем и организаций, которые их решают. На этой первой общей встрече нужно будет анонсировать следующие мероприятия: 1) собрания по благочиниям, 2) первое общее мероприятие координационного центра. Создание службы добровольцев в городах с небольшим населением В этой части вы найдете алгоритм действий по созданию филиала развитой добровольческой службы в маленьких городах, райцентрах, благочиниях. Этот текст написан на основе опыта волонтерского движения «Милосердие: от сердца к сердцу», успешно воспроизведенного в разных уголках Нижегородской епархии. Поскольку последовательность действий при создании любой добровольческой службы – большой или маленькой – примерно одинакова, вы обнаружите здесь некоторые повторы с другими частями нашего учебника. Помощник вам нужен будет именно в том городе, райцентре или благочинии, где планируется создать филиал. Это должен быть человек, который: Можно найти такого человека среди церковных социальных работников. Пригласите его на беседу или на ознакомительное мероприятие, о котором мы писали выше. Главное, чтобы ваш потенциальный помощник понял: создать добровольческую службу в его городе – реально. Это будет первое задание, которые вы дадите своему помощнику. Но, конечно, готовить первую встречу с будущими партнерами вы будете сообща. Кто должен присутствовать на круглом столе? Отправьте официальное письмо на имя главы администрации – лучше всего, если подписано оно будет руководителями епархии. Расскажите о целях круглого стола, пригласите на него главу администрации, перечислив также тех сотрудников администрации, которых вы также хотели бы пригласить. Глава перешлет письмо своим подчиненным, и они смогут официально прийти на встречу с вами. Одновременно отправьте каждому из нужных сотрудников индивидуальное письмо с обращением по имени-отчеству – уже не от епархии, а от благочиния или прихода. К индивидуальным приглашениям приложите копию письма, отправленного главе администрации.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-organizova...

См.: Биографический метод. История. Методология. Практика. М., 1994; Atkinson R. The Life Story Interview. Thousand Oaks (CA): Sage, 1998. Практически все интервью транскрибировались. Транскрипт одного интервью — это текст объемом около 60 тыс. знаков. Одно глубинное интервью было взято за три встречи общей продолжительностью 6 часов 15 минут и имеет объем — 300 тыс. знаков. Интервью взяты в 4 федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном. 6 интервью взяты в Москве, 1 — в Казани, 2 — в Кирове, 1 — в Вологодской области, 3 — в Костромской области, 2 — в Краснодарском крае, 1 — в Липецкой области, 2 — в Республике Марий Эл, 2 — в Нижегородской области, 2 — в Чувашской республике. По типам населенных пунктов выборка включает 5 сельских священников и 4 из малых городов. Возраст респондентов на момент взятия интервью от 37 до 78 лет, стаж от 9 до 40 лет иерейской хиротонии, священнику, снявшему сан, на момент ухода из священства был 31 год. Среди респондентов — два секретаря епархии, двое благочинных, два преподавателя духовных школ с педагогическим стажем более 10 и более 25 лет. Все священники, за исключением двух, являются настоятелями приходов, 14 имеют духовное и светское высшее образование одновременно, из них четверо — светскую ученую степень. Р00 — здесь и далее в кодировке других интервью Р — респондент действующий священник, С — снявший сан, Э — эксперт. В рамках методологии символически-интерпретативной антропологии Эдвард Брюнер называет нарративы конкретных исторических эпох доминирующими, если в эти периоды они наиболее часто рассказывались, служили «руководящими парадигмами и, как правило, принимались как должное». Конечно, в любых эпохах было множество противоречивых, конкурирующих историй, но они, как правило, «не принимались во внимании и не имели равного значения в дискурсе периода». Важность доминирующих нарративов состоит в том, что они становятся «основными интерпретирующими устройствами для организации и передачи опыта», но остаются в значительной степени неизученными и нерефлектируемыми самими респондентами. (См.: Bruner E. M. Ethnography as Narrative//Turner V. W., Bruner, E. M., ed. Urbana; Chicago, 1986. P. 139–159).

http://bogoslov.ru/article/6175704

Как же можем сохранить заповеди Господни, сие имея: хотящему и одежду твою взять, отдай и срачицу 46 , и прочее такое, страстным нам и немощным; но как яд смертоносный отвергать и отгонять. В купле же потреб наших и продаже рукоделий подобает не отщетевать 47 брата, паче же самим тщету принимать. Также работникам нашим, если случится от мирских, не подобает должной платы удерживать, наипаче же подавать с благословением, отпускать с миром; излишнего же не подобает нам иметь. А давать просящим, и заемлющих не отвращаться, – глаголет великий Василий, – сие для лукавых повелено. Не имеющим же излишков сверх нужных потреб, не должно подаяния давать. И если скажет: „не имею“, не солгал, – глаголет великий Варсонофий. Ибо тот инок настоящий, коему не подлежит творить милостыню. Ибо тот с откровенным лицом может сказать: Се мы оставихом вся, и в след тебе идохом 48 . Пишет святой Исаак: „нестяжание есть выше таковых подаяний“. Ибо милостыня иноческая есть если помочь брату словом во время нужды, и утешить ему скорбь рассуждением духовным, ежели сможет сие. Новоначальных же милостыня – претерпеть скорбь, обиду и укоризну от брата, и сие есть душевная милостыня, и настолько она выше телесной, насколько душа выше тела, – глаголет святой Дорофей. Если же странник какой придёт, – успокоить его, елико по силе нашей, и потом, если требует, дать ему благословение хлеба и отпустить его. Выходить же от обителей наших нужно не просто, по случаю, но только по установлениям и по нужде. Безвременно и не благословно исходить нам из кельи недостойно, как глаголет великий Василий. Настоятель благочинно да установляет братии раздаяние дел; также и выход кому-то запрещает, и подобное да повелевает. И посланный да не отрицается еже о Господе послушания, да не с нерадением службу служит, но со страхом во многом да утверждается, дабы и себе, и сущим с ним пользе быть. Всё что писал в писании сем, хочу, пока жив, и по смерти моей так творимо да будет. В кельях же наших таковы подобает приносить словеса братии и странным, каковы к научению, созиданию и исправлению душам творят беседования, имея силу рассудительную слышать и говорить полезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Благодарю же Пастыреначальника Христа за трёхлетнее моё диаконство, в течение которого я часто служил, причём всегда с приготовлением. На четвертом курсе меня перевели в помещение, известное в Академии под названием «Афона»; оно находилось против инспекторской квартиры и было сухим, светлым, удобным. После больничных сырых, тёмных келий я тут вздохнул легко. Сожителями моими оказались: иеродиакон Платон, вольнослушатель, инок Высокогорской пустыни Нижегородской губернии, и Игнатий, поступивший из университета. Последний страдал припадками меланхолии, особенно усилившейся у него после принятия монашества. Недели две он казался милым, добрым, общительным, крепко верующим, но потом вдруг переменился: перестал ходить в храм, ни с кем не говорил, мало ел и всех сторонился. Удивительно то, что его настроение передавалось окружающим, – какая-то тяжесть наваливалась, и мы с нетерпением ожидали просветления души отца Игнатия. На примере собрата я дознал, как трудно жить с человеком, подверженным этому недугу; мне думается, здесь нужна исповедь, откровение, от которых больной обыкновенно отклоняется. Необходимо себя нудить к указанным спасительным средствам и бороться с подавленным состоянием духа, а близким – относиться к страждущим унынием с любовью и терпением. Отец Игнатий по окончании курса Академии поступил в Томск заведующим церковно-учительской школой, где и скончался. Вечная тебе память, страдалец Божий! Ректором при мне состоял Преосвященный Арсений 11 , а инспектором – архимандрит Евдоким 12 . Епископ Арсений отличался сильным характером и умением поддерживать дисциплину. Стоило ему только показаться, как все приходило в трепет. Такая строгость облегчала мое послушание – благочинного храма. В отсутствие ректора волнуешься, чтобы порядок был в храме, с приходом его водворялась тишина, и чувствовалось легко и свободно. Владыка выдерживал нас всегда и везде: на приёме стоишь в струнку и порядочно трусишь, зато к окончившим курс он проявлял отеческую любовь и попечение. Последнее испытал и я, явившись к нему после каникул в звании кандидата Академии. Сбросив с себя начальнический тон, «патер» приветливо принял меня как сына и друга в своём кабинете, куда студентом не смел я «одним глазком заглянуть». Умел ещё Преосвященный Арсений воодушевлять к пастырству и истовому совершению богослужения; церковная жизнь при нём процветала. С удовольствием вспоминаю Страстную седмицу, Пасху и особенно праздничные вечерни и собеседования с общенародным пением. Не будь последних, мы не имели бы примера образцового ведения их.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010