Успенское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенское - село в Воскресенском районе, в котором расположен объект культурного наследия регионального значения – усадьба А.Г.Казанцева (документ об историко-культурной ценности: постановление Законодательного собрания 40 от 21.06.1994). В комплекс входят: главный дом, служебный корпус, хозяйственная постройка, Успенская церковь (1856 год, документ о приобретении статуса – приказ от 24 апреля 2000 года 5-ОД), парк. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена Успенская церковь. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом 159. В 1849 году в селе Успенском существовало две церкви. Деревянная церковь уже изрядно обветшала к этому времени, а каменная находилась, по-видимому, в процессе строительства. Временем ее постройки считается 1856 год. В 1857 году Благочинным округа об Успенской церкви записано: «Церковные ограды везде тверды, кроме села Успенского, в коем по случаю бывшей стройки каменной церкви ограда деревянная пришла в ветхость, и в сем 1857 году последовало дозволение на разломку ветхой деревянной церкви и из годного оной леса устроить церковную деревянную ограду, но церковь еще не разломана и ограда не устроена» (ГАНО, ф. 570, оп. 558, д. 43). http://www.gttp.ru/MP/mp_167.htm Ныне существующая каменная церковь во имя Успения Божия Матери в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области (до Октябрьской революции – Макарьевского уезда Нижегородской губернии) заменила существовавший здесь деревянный храм с тем же посвящением. Согласно клировым ведомостям эта деревянная церковь «с таковою же колокольнею» была построена в 1787 году «тщанием прихожан». К середине XIX века она «пришла в ветхость крышею; трапеза и церковь на восток наклонились». В связи с этим в 1844 году прихожанами было «испрошено позволение строить каменную» церковь.

http://sobory.ru/article/?object=14746

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Арзамасе. 1814–1842 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. РПЦ, образована в 1672 г. В 1672-1799 гг. именовалась Нижегородская и Алатырская, в 1799-1932 гг.- Нижегородская и Арзамасская, в 1932-1990 гг.- Горьковская и Арзамасская, с 1990 г. имеет совр. название. С 15 марта 2012 г. входит в Нижегородскую митрополию и имеет совр. границы. Епархия включает городские округа: города Н. Новгород, Бор, Дзержинск, город обл. подчинения Арзамас, ЗАТО Саров, а также Арзамасский, Балахнинский, Кстовский, Богородский, Воскресенский и Дальнеконстантиновский районы Нижегородской области . Н. Новгород разделен на 8 благочиннических округов: Нижегородский, Автозаводский, Молитовский (Ленинский р-н города), Сормовский, Приокский, Канавинский, Московский, Нагорный (Советский р-н города). На территории Нижегородской обл. существует 9 благочиннических округов Н. и А. е.: г. Арзамаса, Арзамасского р-на, Балахнинский, Богородский, Борский, Воскресенский (городской округ г. Дзержинск), Дальнеконстантиновский, Кстовский и Саровский. Кафедральные города - Н. Новгород и Арзамас. Кафедральные соборы - нижегородский во имя блгв. кн. Александра Невского и арзамасский в честь Воскресения Христова. Правящий архиерей - митр. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов , со 2 февр. 2003 в сане епископа, с 24 февр. 2006 в сане архиепископа, с 18 марта 2012 в сане митрополита). К нач. 2017 г. в Н. и А. е. числилось 9 мон-рей (5 мужских и 4 женских), 212 приходов. В клире состояли 291 священник и 50 диаконов. При ЕУ имеются комиссии: дисциплинарная, церковно-каноническая, по канонизации святых; работают отделы: образования и катехизации, миссионерский, по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями, по взаимодействию с высшими учебными заведениями, социальный, издательский, культуры, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с учреждениями уголовно-исполнительной системы, контрольно-ревизионный, имущественно-правовой, торговый; действуют епархиальный суд, объединенная редакция епархиальных средств массовой информации, служба телефона доверия, центр помощи семье и детям «Быть мамой», паломнический центр, церковные музеи, пресс-служба.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Пешелань. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Никольская церковь. Датировка объекта – 1894-1914 гг. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом 159. http://www.gttp.ru/map_NN/arzamas_obl.htm Ныне существующая церковь в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области является одним из примеров приходского сельского храма, построенного на рубеже 19-20 веков. Ей присуще многое, характерное для подобных сооружений того времени: использование в основе проектирования образцового проекта и, соответственно, типичные структура, стилистика, архитектурные детали; сравнительно небольшие размеры. Вместе с тем история, связанная с храмом, представляет особый интерес. Дело в том, что село Пешелань является родиной выдающегося деятеля Русской Православной Церкви митрополита Палладия (в миру Павел Иванович Раев), который, в определенной степени, принимал участие в устройстве в своем родном селе нового каменного храма. Известно, что предшествовавшая ему деревянная церковь была построена «тщанием прапорщика Ивана Алексеевича Чемоданова» (местного помещика) в 1778 году и 14 мая того же года освящена. Об облике построенной тогда церкви практически ничего не известно. Клировые ведомости скупо сообщают, что она «зданием деревянная, на каменном фундаменте, с такою же при ней колокольнею», а местный благочинный в рапорте о состоянии вверенного ему округа от 7 февраля 1907 года добавляет к этому, что «в Пешелани, при всей ветхости, церковь имеет благолепный вид». В храме находилось три престола. Главный из них посвящался святителю и чудотворцу Николаю Мирликийскому. Правый (южный) придел был освящен во имя святителя Димитрия Ростовского, а левый (северный) - во имя преподобного Алексия Человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=11625

сост. А.Попов IV. Город Краснослободск и Краснослободский уезд Уездный город Краснослободск лежит при реке Мокше под 54° 25 сев. шир. и 61° 26 вост. долг., расстоянием от г. Пензы – 185 в. и от соседних городов Пензенской губ.: от Наровчата – 67 и от Инсара – 88 верст. Краснослободск основан в 1627 г. и был сначала слободою. В 1708 г. он приписан к числу городов Азовской губернии и с 1719 г. по 1725 г. числился в Шацкой провинции Азовской губернии; с 1725 же года, по переименовании Азовской губернии в Воронежскую, – в Шацкой провинции Воронежской губернии. По учреждении в 1780 г. Пензенского наместничества, Краснослободск сделался уездным городом этого наместничества; в 1797 г., по упразднении Пензенского наместничества, отошел к Нижегородской губернии, а в 1801 г. вновь сделался уездным городом восстановленной Пензенской губернии. Пространство города – 235 дес. 1835 саж. В Краснослободске считается жителей: м. п. 4058, ж. п. 4359, обоего пола 8417 чел. По вероисповеданиям они распределяются так: православных 8389, римско-католиков 5, лютеран 3, евреев 12, магометан 8. В городе церквей – собор 1, приходских 4, домовых 1, при монастырях 7, часовен и молитвенных домов 1. Все церкви каменные. Учебных заведений: мужское духовное училище, городское четырехклассное училище, нач. мужское и женское училища и волостное училище. Краснослободский уезд Пензенской губернии, находящийся в северной ее части, лежит на границах Инсарского и Наровчатского уездов Пензенской губ., Спасского и Темниковского уездов Тамбовской губернии и Ардатовского и Лукояновского уездов Нижегородской губернии. Пространство уезда – 3640.4 кв. вер., или 379.208 д. Жителей в уезде: м. п. 83.180, ж. п. 84.775, обоего пола 167,955 чел. По вероисповеданиям они распределяются так: православных 152.202, магометан 15.753. В заштатном городе Троицке православных жителей м. п. 3360, ж. п. 3149, обоего пола 6509. В уезде церквей: приходских 67, приписных 1, кладбищенских 4, при женском монастыре 2. В числе церквей – каменных 47, деревянных 27. Школ церковно-приходских 21, школ грамоты 9, земских народных училищ 33. Первый благочиннический округ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

На Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре. Фото А. Козориза ЖМП 8 август 2022 /  12 августа 2022 г. 17:00 Найти дорогу к вере СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ Православное просвещение и образовательная деятельность на приходах традиционно рассматривается как работа на перспективу, дающая эффект не сегодня-­завтра, а лишь спустя годы. Но мир стремительно меняется, и сегодняшний запрос самих участников этих программ не всегда вписывается в устоявшиеся рамки. Побывав в течение дня в трех точках Нижегородской епархии , обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился, что здесь научились добиваться впечатляющего социально-педагогического результата в кратчайшие сроки, не жертвуя при этом качеством работы.  PDF-bepcuя. С любовью из «Ковчега» Семейный центр «Ковчег» храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» Молитовского благочиния разместился в здании бывшего техникума на Порт-Артурской улице, 12. — Мы с самого начала хотели открыть не привычную всем воскресную школу, а именно семейный центр, — объясняет духовник центра и штатный клирик храма священник Андрей Наговицын. — Думаю, сегодня всем понятно, что главный удар враг рода человеческого в наше время направляет на семью и традиционные ценности. Число разводов, к примеру, на территории нашего района по сравнению с предыдущими годами значительно увеличилось. У нас занимается много детей в воскресной школе. Некоторые из них в подростковом возрасте перестают ходить в храм, жить церковной жизнью, участвовать в таинствах. Одна из причин — в воскресный день взрослые пришли после службы домой и отдыхают, ребенок же в это время остался в храме заниматься в воскресной школе. А он соскучился по родителям, хочет к ним! Постепенно у детей вырабатывается отношение к Православию как к ненужной, скучной и неинтересной обязаловке. Поэтому мы поставили обратную задачу: создать такое место, где семья вместе проводила бы воскресенье после богослужения, где всем было бы интересно и откуда не хотелось бы уходить. А посвятить «Ковчег» решили святым благоверным Петру и Февронии.

http://e-vestnik.ru/db/obrazovatelnye_pr...

Светлое. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты Из книги «Памятники церковных древностей» из истории Нижегородской епархии: «Семёновский уезд, 1-й Благочиннический округ, село Святицы, церковь деревянная в честь Владимирской Божьей матери построена в 1879 г. однопрестольная». В документах Семёновского уисполкома сохранилась анкета, составленная 18 марта 1930 года священником Святицкой церкви Василием Алексеевичем Введенским, где им собственноручно сделана запись: «состою священником при церкви с 1897 года». На тот момент ему было 58 лет. К сожалению, описание первой церкви не обнаружено. А вот построенная вместо неё в 1910-1911 г.г. деревянная выглядела так: «Здание церкви деревянное на каменном фундаменте… 9-ти главая… Выстроена вновь в 1910-1911 г.г. вместо сгоревшей, и вещи приобретаются вновь путём пожертвований… … Иконостас четырёхъярусный, в нижнем ярусе две иконы в былой оправе, остальные без риз… Икон с украшением не имеется. Колоколов шесть – вылиты из меди, олова и железа… Имущество: престольных облачений – 2, дарохранительница меднопозолоченна – 1, евангелие – 3 в окладе бархатном с медной оправой, крестов непрестольных – 2, один медный, другой – позолоченный, паникадила медные в 36, 18 и 6 свечей, подсвечники из белой жести – 10, ризы – 12, сосуды медно-позолоченные – 2, церковные блюда – 2, венцы – одна пара, богослужебных книг – 24». В советский период, после издания декрета ВЦИК от 23.01.1918 года об отделении церкви от государства, Владимирская церковь в селе Святицы разделила участь многих себе подобных в Российском государстве. Отдел по отделению церкви от государства, созданный при Семёновском уисполкоме, сразу взял на учёт все церкви и монастыри уезда, их движимое и недвижимое имущество. Были затребованы описи церковного имущества и домашней утвари церковных домов, изъяты и переданы в нотариальный отдел все метрические книги, а со священников взяты обязательства никакой записи о рождении, браке и смерти не производить. Позднее, согласно декрету ВЦИК от 16.02.1922 года и соответствующему распоряжению Нижегородской губернской комиссии, были изъяты из храмов золотые и серебряные монеты, много церковной утвари из драгоценных металлов. 

http://sobory.ru/article/?object=15112

Филарет, епископ Нижегородский и Арзамасский (Малишевский Фома Фёдорович) Родился в 1807 году в селе Рогино Рогачевского уезда Могилёвской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Полоцкой духовной семинарии, а затем в Главной духовной семинарии при Виленском университете. 1 июня 1830 года окончил курс семинарии со степенью магистра богословия. 1 сентября того же года определён учителем французского и славянского языков в Полоцкую духовную семинарию. 8 ноября 1830 года рукоположен во священника целибатом. С 1830 по 1833 год, по распоряжению высшего начальства, был слушателем словесных наук в Санкт-Петербургском университете. 14 февраля 1833 года назначен профессором статистики, французского и немецкого языков в Полоцкую семинарию, а 14 июня 1833 года переведён профессором церковной истории, греко-восточных обрядов, церковного пения и французского языка в Литовскую семинарию. В 1834 году определён секретарём Правления Литовской семинарии. С 1836 года состоял членом Литовской духовной консистории с увольнением от должности секретаря. 15 июля 1837 года возведён в сан протоиерея. 15 сентября 1837 года назначен в Полоцкую семинарию на должность инспектора и профессора библейской и церковной истории и нравственного богословия. 12 февраля 1839 года протоиерей Фома Малишевский вместе с униатским духовенством подписал соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. 6 марта 1839 года он был принят в общение с Православной Церковью. В 1839 году награждён орденом святой Анны III степени. 13 февраля 1840 года назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и председательствующим Полоцкой духовной консистории. 10 августа 1840 года принял монашество, а на другой день. 11 августа1840 года возведён в сан архимандрита. В 1841 году назначен членом Епархиального попечительства. С 1843 года состоял благочинным монастырей Полоцкой епархии и по должности ректора не раз ревизовал окрестные духовные учебные заведения. Награждён орденом святой Анны II степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава XVII. Приезд нового владыки, посещение им Угреши; первая моя поездка в Санкт-Петербург; назначение меня в должность благочинного; прежнее распределение монастырей, новое; численность монашествующих; вторичный приезд владыки; вторичная моя поездка в Петербург Со дня кончины владыки до дня назначения нового митрополита временное управление Московской митрополией Высочайше поручено было преосвященному Леониду, епископу Дмитровскому, викарию Московскому. Дела епархиальные, приостановленные на некоторое время, потекли снова прежним порядком, потому что преосвященный Леонид был вполне проникнут духом и образом мыслей в Бозе почившего святителя. В конце декабря того же года преосвященный утвердил программу нашего вновь открытого училища и в начале января 1868 года разрешил построить в Угрешском монастыре архиерейский дом для приема владык, во время их посещения, с домовой крестовой церковью во имя Преподобного Сергия. 1868, мая 25, как только сделалось известно, что на Московскую митрополию назначен 5 января Высокопреосвященнейший Иннокентий, архиепископ Амурский и Камчатский, по распоряжению преосвященного Леонида предписано было во всей епархии на службах возносить молитвы о благополучном прибытии нового архипастыря нашего. До Казани владыка ехал в черном клобуке, а по прибытии в этот город он получил Высочайший рескрипт и возложил на себя присланный ему белый клобук и отсюда продолжал свое путешествие митрополитом Московским. В Москву прибыл он по Нижегородской дороге мая 25. Его встретили преосвященные викарии Московские, настоятели обителей и почетное духовенство. Преосвященный Леонид поднес ему икону и говорил приветственное слово. С железной дороги владыка проехал прямо к Иверской, а все встречавшее его духовенство между тем отправилось на Троицкое подворье и, когда он прибыл на подворье, преосвященный Леонид представлял ему настоятелей монастырей, которые ему подносили иконы, и прочее Московское духовенство. В день, назначенный для первого служения, владыка прибыл в Казанский собор, где облачился, и сопровождаемый крестным ходом, шествовал в Успенский собор, в котором была ему торжественная встреча, совершил литургию и после того произнес речь к Московской пастве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в 1214/15 г. с центром в Суздале (Суздальская и Владимирская епархия). В 1273 г. кафедральным городом стал Владимир, епархия называлась Владимирской, Суздальской и Нижегородской. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав Митрополичьей области . С 6 дек. 1352 до июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил свт. Алексий (впосл. митрополит Киевский и всея Руси). Епархия возобновлена в 1744 г. с названием Владимирская и Арзамасская, с 1748 г.- Владимирская и Яропольская, в 1764-1788 гг.- Владимирская и Муромская. В 1788 г. объединена с Суздальской и Переславской епархиями (центр в Суздале). Вновь открыта в 1798 г. как Владимирская и Суздальская, в 1916-1922 гг.- Владимирская и Шуйская, с 1923 г.- Владимирская и Суздальская. Границы епархии совпадают с границами Владимирской обл. Кафедральный город - Владимир, кафедральный храм - Успения Пресв. Богородицы собор во Владимире . Правящий архиерей - архиеп. Евлогий (Смирнов ; с 11 нояб. 1990). В. е. включает Владимирский городской, Суздальский городской, Суздальский районный, Собинский, Петушинский, Александрово-Киржачский, Кольчугинско-Юрьев-Польский, Ковровско-Камешковский, Вязниковско-Гороховецкий, Муромско-Меленковско-Селивановский, Судогодский и Гусь-Хрустальный благочиннические округа, северо-западное и юго-восточное монастырские благочиния, воинское и тюремное благочиния. К 1 янв. 2005 г. во В. е. действовали 266 приходов и 27 мон-рей (12 муж., 15 жен.). Клир епархии составляли 344 священнослужителя (307 священников, 37 диаконов). Христианство в Залесской земле в X - нач. XIII в. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире. Фотография. Ок. 1891 г. (ГИМ) Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире. Фотография. Ок. 1891 г. (ГИМ) Территория совр. В. е. в раннем средневековье входила в состав Ростово-Суздальского и частично Муромо-Рязанского княжеств. Она осваивалась выходцами из земель смоленских кривичей, новгородских словен и приокских вятичей со 2-й четв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

7. Протопопы выступают Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество После своего освобождения из первой ссылки Неронов выступает в Нижнем Новгороде уже окруженный значительным числом а город начинает под его влиянием жить более благочестивой жизнью, следуя примеру его самого и его последователей из числа духовенства и мирян. “Начати быти тишина и неблазненное [т. е. благочинное] житие в граде Нижнем”, — отмечает его Авторитет бывшего ученика Дионисия так растет, что в середине 1630-х годов объединившаяся вокруг него и, видимо, влиятельная группа священников решается давать советы самому патриарху, как управлять церковью и что должно делать главе русской церкви, чтобы поднять духовный уровень духовенства и прихожан. Правда, Нижний Новгород был в это время частью московской епархии, главой которой был сам патриарх, и поэтому патриарх и был ближайшей епископской инстанцией, к которой могло бы обратиться нижегородское духовенство. Но священники, все же решаясь на такой шаг, минуя местных духовных старост и благочинных, делают весьма необычный для русского православия поступок. В 1636 году девять нижегородских протопопов и священников, возглавляемых Нероновым, подают патриарху Иоасафу (1634—1641), преемнику Филарета, “память”, или по-современному доклад, в котором дают весьма печальную картину русских церковных нравов и просят принять срочные меры для поднятия благочестия и спасения находящегося в опасности Протопопы и священники начинают свою “память”-челобитную с указания на царящие в храмах “мятеж церковный и ложь христианскую”, т. е. на непорядки и несоблюдение духа веры. Далее они обвиняют само духовенство в “ленности и нерадении”. По вине причта церквей, спешащего поскорее отбыть богослужение, в церквах водворилось так называемое многогласие — одновременное чтение молитв и пение песнопений членами клира и хором. “Говорят голосов в пять-шесть и более, со всем небрежением, поскору”. Вместо ясного и внятного богослужения прихожане должны терпеть одновременное чтение разных молитв, возглашения диакона, пение стихир хором. В результате никто не может понять богослужения, и прихожане не могут приобрести пользы душевной от пребывания в храме. В самой церкви во время службы нередко происходит шум, прихожане даже не считаются с тем, что идет церковная служба, ходят, разговаривают, не слушают молитв и Евангелия. “Прокураты”, т. е. призреваемые церковью люди острят, обмениваются шутливыми замечаниями, спорят...

http://sedmitza.ru/lib/text/439481/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010