Ночлег предложен был мне в помещичьем доме, который по обширности и великолепию украшений справедливо может быть назван дворцом. Но здесь случилось тоже, что и в Тростянце: меня ждали здесь на ночь 6-го числа, а я приехал 8-го. Из трех братьев Духовских (они дети Петербургского священника) старший Евгений Михайлович, которому собственно принадлежит дом и имение, находился в это время в Париже; второй – Сергий Мих., генерал-лейтенант, на Кавказе, а младший Виктор Михайлович, остававшийся дома, с нетерпением ожидал меня, пригласив для встречи меня некоторых из соседей и знакомых из Харькова, но, после двудневного напрасного ожидания, отпустил гостей и сам отправился в Харьков по своим делам, предоставив мне, в случае моего приезда, весь дом в мое распоряжение и поручив управляющему сделать мне подобающий прием. После роскошного ужина, который разделяли со мною о. Ключарь, местный Благочинный, приходский священник и сопровождавший меня становой пристав, я поспешил лечь в постель, чувствуя крайнее утомление от столь продолжительного дневного путешествия. Это был последний мой ночлег в дороге. 9-го числа, освежившись утреннею прогулкой по обширному господскому саду и парку и напившись чаю, я оставил гостеприимный кров и направился уже к дому. По пути осмотрел церкви в слободах Огульцах, Гиевке и Короче, и к вечеру возвратился в Харьков. Таким образом, в продолжении 14-ти дней, мною обозрены 62 церкви и совершено 6 литургий и 2 молебна с акафистом. 14-го ч. писал я во Владимир преосв. Иакову в ответ на его письмо от 22-го мая: «Замедлил я ответом Вашему Преосвященству, потому что письмо Ваше получено было мною накануне моего выезда в епархию. Возвратившись из путешествия, спешу исполнить должное. Буду отвечать Вам по пунктам. 1) Спрашиваете, в чем должна выражаться особая забота епархиального архиерея об учебных заведениях? Главная забота архиерея, по моему мнению, должна заключаться в наблюдении за добрым религиозно-нравственным направлением духовных школ. Это общая и безусловная забота. Что касается заботы о материальном благосостоянии духовно-учебных заведений, эта забота не во всех епархиях может составлять для епархиального архиерея одинаково тяжкое бремя. В Харьковской, напр., епархии, благодаря обильным источникам церковных доходов, для епархиального архиерея меньше представляется заботы об устройстве духовных школ, чем в Полоцкой или другой какой-либо. В здешней епархии на духовно-учебные заведения и другие общеепархиальные потребности приходские церкви доставляют ежегодно более 100,000 рублей. Тем не менее однако ж имеется в виду устройство, по примеру других епархий, свечного завода, хотя я и не вполне уверен, чтобы это предприятие было благоуспешно. Бывший Нижегородский Владыка 1057 , посетивши меня мимоездом в Тифлис, сообщал мне, что не смотря на его личное самое тщательное наблюдение за свечным заводом, время от времени обнаруживались злоупотребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Для того, чтобы церковная живопись, при строгом охранении преданий, соответствовала и требованиям искусства и чрез то, помимо религиозного своего значения, могла оказывать значительное влияние на развитие изящного вкуса в массах, Св. Синодом было признано весьма полезным посредничество Императорской академии художеств между заказчиками и художниками при устройстве целых иконостасов, отдельных киотов и образов (Опр. Св. Син. 27 мар.–14 апр. 1880 г.). С целью упорядочения и улучшения иконописного искусства, в 1901 г. 19 мар. был Высочайше утверждён «Комитет попечительства о русской живописи», которому предоставлено право открывать иконописные школы, издавать руководства для иконописцев, открывать иконные лавки, устраивать музеи и т.п. (см. подр. Ц.Вед., офиц. ч., 1901, 13–14, 1903, 23). К этому Комитету (находящемуся в С.-Петербурге) и можно в потребных случаях обращаться, и оный, имея свои иконописные мастерские, исполняет иконописные работы с надлежащей тщательностью (см. также ниже, в III отд. о монаст.). – Распоряжением Нижегородского Е.Н., в случаях просьб о возобновлении церковной иконописи и росписи церковных стен, было вменено местным благочинным в обязанность каждый раз иметь тщательное наблюдение как за доброкачественным исполнением работ по иконописи, так и за тем, чтобы стенные росписи были правильными по содержанию и достаточно искусными по исполнению; относительно же реставрации обветшавших древних икон в храмовых иконостасах было рекомендовано не переписывать их, а промывать потемневшие искусными в этом деле людьми, и только после тщательного рассмотрения икон решать вопрос, переписывать ли их или же промывать (Нижегор. Е.В. 1902, 2). – Тверским Е.Н. в 1902 г. было предписано, чтобы во всех церквах епархии обязательно имелись иконы святых, местно-чтимых и празднуемых в Высокоторжественные дни (при неимении каковых икон на всенощных бдениях величания бывают пред святцами, на которых трудно отыскать лик ублажаемого святого, лики же иных местных святых и совсем не изображаются на святцах), а также и аналойные иконы престольных праздников не только в главном храме, но и в приделах (Ц.Вед.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Указом Святейшего Синода, от 2 августа, подтверждено исполнить сие. И сей подтвердительный указ Святейшего Синода остается без исполнения, как видно из доставленного мне производителями назначенного Святейшим Синодом следствия, архимандритом Иаковом и надворным советником Барковым, официального сведения, от 6 дня сего сентября 4), прилагаемого при сем в подлиннике. Чтя законность и достоинство Святейшего Синода, опасаясь затруднения для следователей, запутанности следствия и действия вредного примера, не могу не донести о вышеизложенном Святейшему Синоду. К сему приложено донесение следователей такого содержания: а) Во исполнение XII пункта секретного предписания вашего высокопреосвященства, от 23 августа, 89, на имя первого из нас, которое получено нами 5 сентября, в семь часов вечера, долг имеем покорнейше донести вашему высокопреосвященству, что подтвердительный указ Святейшего Синода преосвященному Нижегородскому Нектарию, от 2 августа, 2497, об оставлении Дивеевской обители под управлением начальствовавшей в общине Елисаветы Ушаковой, до сего 6 сентября не приведен в исполнение. б) Симбирский совестный судья г. Мотовилов обратился ко мне с письмом от 4 сего сентября, о том, что госпожи Шубина и Копьева, угрозами и прещением новеньких сестер Дивеевского монастыря записав, вовлекли в принужденно насильственную подписку под насильственно поставленную новую начальницу Лукерью, и пр. Приняв в соображение, что по записке Мотовилова начато Святейшим Синодом дело и назначено следствие об избрании настоятельницы Дивеевского монастыря, долгом поставляю письмо г. Мотовилова представить Святейшему Синоду в подлиннике. 13) Святейшему Синоду от 29 сентября 1861 г. Секретно. От назначенных Святейшим Синодом следователей по делу Дивеевского монастыря имею, от 19 сентября, новое сведение, что и третий подтвердительный указ Святейшего Синода, от 23 августа, об оставлении начальницею сего монастыря Елисаветы Ушаковой в исполнение не приведен. Обителью распоряжается предназначаемая в игумении Гликерия и в ее духе новоизбранная казначея и благочинная. Призываемые свидетелями для вопрошения «страха ради могут показывать, изменяя истине, подобно тому, как прежде еще приезда их в обитель некоторые из стариц и сестер подписывались на изготовленном реестре, носимом по кельям казначеею, о желании иметь игумениею Гликерию, а в приезд их отозвались, что они подписывались страха ради, видя ее начальницей, но не желая иметь ее начальницей. Большинство же столько имели духа, что не подписались».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Нижнем Новгороде прошла межъепархиальная конференция " Диалог Церкви и молодежи - будущее Православия " 27.12.2017 22 декабря 2017 года в Нижегородской духовной семинарии состоялась итоговая конференция «Диалог Церкви и молодежи - будущее Православия», организованная отделом по делам молодежи Нижегородской епархии в рамках XII Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии. В конференции приняли участие руководители молодежных отделов Нижегородской, Городецкой, Выксунской, Лысковской и Самарской епархий. С докладом на форуме выступила куратор епархий, расположенных на территории Приволжского федерального округа, от Синодального отдела по делам молодежи Анастасия Кантар. В зале собрались помощники благочинных и светские кураторы по молодежной работе Нижегородской епархии, активисты православных молодежных объединений и представители студенческих советов нижегородских вузов. Участники конференции обсуждали проблемы и перспективы молодежного служения, добровольческого (волонтерского) движения. Были представлены результаты наиболее успешных социально значимых проектов в сфере молодежной политики и православных молодежных объединений епархий Русской Православной Церкви. Руководитель отдела по делам молодежи священник Андрей Бандин поделился опытом развития добровольческого движения в Нижегородской епархии . Руководитель представительства Агентства стратегических инициатив при Президенте РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Бочаров рассказал об основных путях, проблемах и перспективах выстраивания государством и Церковью эффективного диалога с молодежью. В 2011-2015 годах Сергей Бочаров являлся заместителем министра спорта и молодежной политики Нижегородской области. Заместитель начальника отдела по вопросам реализации государственной молодежной политики министерства образования Нижегородской области Оксана Шиженская познакомила аудиторию с основными направлениями работы своего отдела. Докладчику были заданы многочисленные вопросы и выражено общее пожелание более тесного сотрудничества с епархиями Нижегородской митрополии в деле молодежного служения. После завершения официальной части мероприятия его участники были приглашены на трапезу, во время которой общение продолжилось в неформальной обстановке. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.12.2017 22:09:07

http://drevo-info.ru/news/23142.html

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 13 Янв 2023 В рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений по направлению «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» Синодальный отдел религиозного образования и катехизации организует мероприятия для педагогов, пишет «Патриархия.ru» . Большинство запланированных мероприятий направления пройдет в залах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве (вход со стороны набережной р. Москвы), а также в главном здании ПСТГУ и в ГПИБ. Как и в предыдущие годы, в Храме Христа Спасителя будут организованы мероприятия для руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации. 26 января 2023 года состоится конференция-совещание «Образование и просвещение: актуальные задачи Русской Православной Церкви и ее соработников», которую возглавит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Преподаватели Основ православной культуры (ОПК) и Основ духовно-нравственной культуры России (ОДНКНР), а также педагоги, преподающие другие предметы духовно-нравственной направленности и интегрирующие в той или иной степени православный компонент в свою работу, в том числе в рамках классных часов «Разговоры о важном», приглашаются на мероприятия, организованные Синодальным и епархиальными отделами религиозного образования и катехизации, а также издательским домом «Истоки». Информация о мероприятиях размещена на сайте Чтений. К основным мероприятиям этой направленности относятся: конференция «Основы православной культуры»; конференция «Мультимедийное обеспечение социокультурных практик»; педагогическая мастерская «Образовательная платформа «Клевер Лаборатория» как ресурс для повышения качества преподавания Православной культуры и интеграции духовно-нравственного компонента в предметное содержание школьных уроков»; конференция «Опыт организации системы духовно-нравственного воспитания в регионах (Нижегородская, Курская, Калининградская митрополии, Ейская и Волгоградская епархии, Севастопольское благочиние Симферопольской епархии)» и другие.

http://azbyka.ru/news/v-moskve-projdut-m...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Arhiva Departamentul social al Eparhiei de Nijni Novgorod ajut cetenii care s-au pomenit în situaii dificile în legtur cu situaia epidemiologic nefavorabil 10 aprilie 2020 13:37 Отдел Нижегородской епархии по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями помогает гражданам, оказавшимся в трудной ситуации в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и действующим в регионе режимом самоизоляции. Количество обращений от жителей города и области ежедневно растет. Постоянную гуманитарную поддержку продолжают получать и те, кто уже числится в епархиальной базе нуждающихся. Поводы для обращений разные: кому-то требуется консультация по действиям в сложившейся ситуации, многим необходимы продукты, одежда или конкретные вещи (например, компьютер для дистанционного обучения детей). Некоторые в связи с режимом самоизоляции потеряли работу или лишились приходящих помощников по хозяйству, а сами по состоянию здоровья не могут ходить в магазин и аптеку. Заявки обрабатываются и размещаются в группе отдела в соцсети Вконтакте ( http://vk.com/socnne ), где к помощи могут подключиться неравнодушные нижегородцы. Кроме того, отдел сотрудничает с волонтерским центром по оказанию помощи гражданам в связи с пандемией коронавируса партии «Единая России». Епархии передают заявки от тех обратившихся на горячую линию центра, которые не только не могут сами делать покупки, но и не имеют на это средств. Сотрудники отдела связываются с ними, а затем благодаря социальным работникам благочиний и волонтерам-курьерам продукты и лекарства доставляются прямо до двери. Нередко обратившийся (например, одинокий пенсионер) заносится в епархиальную базу, то есть будет получать помощь и в дальнейшем. В особенно экстремальных условиях сейчас оказались бездомные. Епархиальный отдел поддерживает как тех, кто находится в областном Центре социально-трудовой реабилитации граждан, так и живущих вне его. Раздаются сухие пайки, сменная одежда, средства гигиены. С желающими проводятся беседы, оказывается помощь в социализации. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5619942...

В Нижегородской епархии проходит благотворительная акция «Корзина доброты» 13 ноября 2021 г. 18:54 13 ноября 2021 года в Нижнем Новгороде проходит масштабный добровольческий проект — общегородской продовольственный марафон «Корзина доброты». Его проводит фонд продовольствия «Русь» совместно с компанией «Х5 Retail Group». B масштабе всего города такая акция проводится впервые. В акции принимают участие около 280 магазинов Нижнего Новгорода. В рамках марафона в супермаркетах «Пятерочка» и «Перекресток» волонтеры проводят сбор продуктов для нуждающихся, проживающих в благочиниях Нижегородской епархии. Перед стартом акции в супермаркете «Пятерочка», расположенном по улице Космическая, состоялся молебен на начало доброго дела. Богослужение совершил руководитель отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями иерей Филипп Измайлов. Он пожелал успешного проведения акции и благословил ее участников.  «Люди откликаются и с удовольствием участвуют в этой акции, поскольку для них  этот продовольственный проект — возможность приобщиться к благому делу, проявить милосердие к ближним, поделиться частичкой своей души, — сказал иерей Филипп Измайлов. — Мне бы хотелось поблагодарить волонтеров и продовольственный фонд " Русь " , который организует эту акцию, и тех людей, которые делятся продуктами с теми, кто нуждается в помощи в это нелегкое время. Я уверен, что благодаря проекту " Корзина доброты " в нашем городе преумножится добро, потому что, когда человек заботится о ближнем, делится с ним, его душа наполняется радостью и добром. Всякое благое дело в следующий раз совершается намного легче.  Это такая ступенька к последующему доброделанию». Волонтеры раздают покупателям листовки с информацией об акции и подсказывают, какие продукты можно положить в корзину доброты. «На 100 магазинов мы набрали 106 волонтеров. Среди них — прихожане нижегородских храмов, студенты и даже школьники. С согласия родителей волонтером этого проекта можно стать с 14 лет», — сообщила ведущий специалист епархиального отдела Анна Спиридонова. По ее словам, к этой акции активно подключились студенты Нижегородского медицинского колледжа. 70 будущих медиков собирают продукты в трех районах города. Юных волонтеров могло быть значительно больше, если бы не сложная эпидемическая обстановка, в связи с которой отдельные учебные заведения отказались принимать участие в проекте «Корзина доброты». Планируется собрать 1100 продуктовых наборов, которые затем будут переданы нуждающимся.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

За школой велся двойной контроль - инструктора народных училищ и местного духовенства. Но все-таки школа была легализована, а чтобы ее учредителя впредь не упрекали в самоуправстве, был разработан и растиражирован " Устав старообрядческого одноклассного училища Министерства народного просвещения в д. Попово Семеновского уезда Нижегородской губернии " . По нему Н.А. Бугров состоял " Учредителем и Почетным Блюстителем школы " . Первый пункт в уставе школы гласил: " Старообрядческое одноклассное училище Министерства Народного Просвящения Училища в д. Поповой, учережденное 1-ой гильдии купцом Николаем Александровичем Бугоым, назначается для обучения детей мальчиков исключительно старообрядческого исповедания. Учреждение этой школы было разрешено не в пример для других подобных ходатайств, и существование ее было обусловлено особливыми требованиями. Условий было несколько: чтобы число учеников не превышало 120 человек: в школу принимались дети крестьян беглопо-повской секты только из 16-ти деревень Семеновского уезда, смежных с д. Поповой.  Все желающие обучатся в училище, принимаются по надлежащим удостоверениям из местных волостных правлений о принадлежности их родителей исключительно к старообрядчеству " . Освящал вновь открытую школу отец Михаил из Городца. Добротное здание школы Н. А. Бугров построил из красного кирпича, оно было создано переходами с двумя жилыми корпусами. По свидетельству современников, оно представляло собой " училище нового типа2. Интересны также сведения о том, как описывал в 1890 году первую в России старообрядческую школу благочинный, надзиравший над ней: " Училище находится в обширном деревянном доме. Передняя половина - из двух светлых и высоких комнат, приспособленных к классным занятиям, задняя и над ней мезонин - для проживания учеников, учителей и служащих. В одной из комнат на передней стене прекрасный портрет ныне царствующего императора в вызолоченной рамке овальной формы с короной наверху " . Школа или как в некоторых документах ее названа " училище нового типа " , несомненно, была первым учебным старообрядческим заведением в Нижегородском крае, в которой преподавали как светские, так старообрядческие дисциплины. Это сыграло немаловажную роль, как в укреплений традиций и развитии эстетического воспитания подрастающего старообрядческого поколения, так и в приобщении его к новому миру, который диктовал технический прогресс конца XIX начала XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=13854

Алексий Евграфович Зерчанинов родился 9 марта 1848 г. в селе Большое Мурашкино Княгининского уезда Нижегородской губернии в семье православного священника. В этом селении до революции насчитывалось 11 церквей, в том числе и единоверческий храм. Данный регион является историческим центром старообрядчества – как беспоповцев, так и приемлющих священство. В середине XIX вв. в селе имелись общины как единоверцев, так и «Белокринницкой иерархии», а также беспоповцев-часовенных . Данное обстоятельство повлияло на Зерчанинова, с малых лет общавшегося с представителями этой самобытной духовной русской традиции. Род Зерчаниновых входил в духовное сословие, и, в соответствии с традицией, сын священника шел по стопам отца, последовательно получая духовное образование и рукоположение в священный сан. Известны как минимум 10 представителей Нижегородской священнической фамилии Зерчаниновых – учащихся Нижегородской духовной семинарии . Известны и окончившие духовную академию, как, например, Александр Александрович Зерчанинов, окончивший Санкт-Петербургскую духовную академию в 1917 г. Алексей Зерчанинов окончил Нижегородскую духовную семинарию в июне 1871 г. по первому разряду, что открывало перед ним возможность поступления в Духовную академию, от которой он отказался . В том же году 10 сентября вступил в брак с девицей Надеждой Степановной, а 15 октября 1871 г. за воскресной Божественной Литургией епископом Нижегородским и Арзамасским Филаретом (Малишевским) он был рукоположен в сан священника и вскоре назначен на приход в село Борисово Нижегородского уезда . Показав себя деятельным и талантливым пастырем, а также успешным миссионером в деятельности по обращению старообрядцев из раскола, позднее был назначен на должность благочинного Арзамасского уезда . За эти годы в его семье родилось четверо сыновей: Юлий, Вячеслав, Евграф и Бонифаций.  В это же время после самостоятельного изучения истории и предания Церкви Зерчанинов усомнился в истинности православного вероучения. Католические авторы считают, что в тот момент свящ.

http://bogoslov.ru/article/6192755

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010